АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

       Андреевский монастырь уютно расположился у подножья Воробьевых гор. Помню, как в студенческие годы мы часто устраивали пешие прогулки от Главного здания МГУ до смотровой площадки тогда еще Ленинских гор и далее через метромост до Лужников. И любовались маковками храма (нам тогда казалось, что это одинокая церковь с колокольней), утопавшими в зелени Ленинских гор. На самом деле  это были храмы Андреевского монастыря.

      У монастыря непростая история. Даже происхождение названия неоднозначно. После того, как 1996 году монастырь был передан РПЦ в безвозмездное бессрочное пользование, его официальное название звучит так – Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. В народе Андреевский монастырь имел несколько, если можно так сказать, прозвищ, связанных с его местоположением: Андреевский монастырь «в горах», Андреевский монастырь у Воробьевых круч, Андреевский монастырь в Пленницах – самое распространенное. Откуда появилось такое название доподлинно неизвестно. Кто такие эти пленницы? Да и пленницы ли это в прямом смысле слова? По одной из версий, высказанных учеными, занимающимися топонимикой, слово «пленницы» — искаженное слово «поленницы». Якобы в далекие времена здесь, в излучине Москвы-реки, было удобное место для формирования плотов-поленниц из бревен для дальнейшего сплава вниз по реке. Что ж, такое объяснение  не лишено смысла.

       С годами менялось название монастыря и его функции. Но обо всем по порядку. По устным преданиям обитель существовала на этом месте еще в 13 веке. До конца 14 века она называлась Преображенской пустынью. На официальном сайте монастыря можно прочитать: «Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году – каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским».

       Итак, в 1591 году войска крымского хана Казы-Гирея подошли к Москве. По пути из Крыма Казы-Гирей разрушал и жег все русские поселения, в том числе и пригороды Тулы. Стан русского войска находился на территории нынешнего Донского монастыря. А сама битва произошла 4 июля немного южнее, в районе Коломенского. Покровительницей русского войска была Донская икона Божьей Матери. Для ободрения защитников города царь Федор Иоаннович повелел вынести к ним чудотворную Донскую икону. Был устроен крестный ход с этой иконой по всем стенам Москвы, а затем ее торжественно принесли в обоз и поставили в походной церкви.

       Маневренный бой длился целый день. К вечеру Казы-Гирей, не добившись успеха ни на одном из направлений, перенес свою ставку в село Воробьево, к подножью Воробьевых гор. Для устрашения ханского войска москвичи продолжали палить из пушек всю ночь. Борис Годунов уговорил одного дворянина попасть в плен к татарам с дезинформацией о прибытии подкрепления к Москве. Ложное пленение состоялось, и дворянин оказался в татарской ставке. На вопрос хана о беспрестанной стрельбе, не приносящей им урона, пленный заметил, что это радость по случаю прибытия тридцати тысяч поляков и немцев. Этот неизвестный герой не отказался от своих слов даже под пытками.

      Убедившись, что Москва надежно защищена, а к защитникам города присоединились еще и немецкие и польские войска, Казы-Гирей решил больше рисковать. Не дожидаясь рассвета, войско хана поспешно отступило. После победы над Казы-Гиреем на месте, где располагался лагерь русских войск, был основан Донской монастырь (но о нем будет отдельный рассказ). А на месте последней ставки Казы-Гирея немного позднее в день памяти святого мученика Андрея Стратилата была построена деревянная Андреевская церковь. В 1675 году Андреевская церковь была отстроена в камне.

     Расцвет монастыря, прежде всего, связан со временем правления царя Алексея Михайловича и именем российского просветителя Федора Михайловича Ртищева. Ртищевы вели свой род от выехавшего из Золотой Орды к великому Московскому князю Дмитрию Донскому в 14 веке Ослана Челиби Мурзы. Ослан Челеби принял крещение. Он и его потомки занимали важные государственные посты при дворах российских монархов. Отец Федора Михайловича Ртищева, Михаил Алексеевич, был воеводой при царе Алексее Михайловиче, ему были пожалованы чины постельничего и окольничего. Такое же блестящее будущее ожидало и Федора Михайловича, но Федор предпочел царской службе монашескую жизнь. Рядом с Андреевской церковью Федор основал скит, где вел жизнь отшельника. Узнав о праведном отшельнике, который к тому же был сыном его сановника, Алексей Михайлович захотел приблизить Федора Михайловича к себе, дав ему, как и его отцу, чин постельничего.

      Неизвестно, как бы сложилась придворная жизнь религиозно настроенного юноши, да и сложилась бы она вообще, если бы ни одно событие. Еще в 1640 г. митрополит Киевский святитель Петр Могила обратился к царю Михаилу Федоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из Киева для обучения детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской. Идея создания учебного заведения в Москве была очень по душе сыну Михаила Федоровича – царю Алексею Михайловичу. Заняться этим царь поручил Федору Ртищеву. Ртищев с воодушевлением взялся за осуществление проекта. На месте своего скита и Преображенской пустыни он основал «учительный» монастырь, который стал называться Спасопреображенским. В монастыре было устроено училище, где занятия вели киевские монахи. В училище преподавали греческий и церковно-славянский языки, стихосложение, риторику и философию. Кроме того, Ртищев основал библиотеку и школу для отроков разных сословий.

       В 1648-1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла на средства из царской казны был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий. С легкой руки одного из преподавателей, стихотворца и переводчика с греческого, некоего Епифания, монастырь стал называться Андреевским. Наличие храма  в честь мученика Андрея Стратилата в немалой степени способствовало тому, что это название закрепилось за монастырем.

       В 1685 году училище перевели в Москву, в Заиконоспасский монастырь. Впоследствии на его основе была открыта Славяно-греко-латинскя академия — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году.

    Что касается Федора Михайловича Ртищева, то до самой смерти он занимался благотворительностью, строил дома призрения для бедных, помогал за свой счет голодающим и страждущим, заботился о раненых и больных. Перед кончиной Ртищев завещал отпустить всех своих слуг на волю и не притеснять крестьян.

      Ну а далее монастырь ждут непростые годы: его то упраздняют и используют под другие богоугодные и не очень заведения, то возобновляют. Вот основные вехи истории монастыря в 18-20 веках.

    — 1724 – 1731 — годы монастырь упразднен, монахи переведены в Донской монастырь, храмы стали приходскими, а в других монастырских постройках было учреждено заведение для приёма, содержания и обучения подкидышей и беспризорных детей и тюрьма.

      — 1730 год — монастырь был возобновлен, школа, приют и тюрьма ликвидированы.

   — 1762 год – по решению Святейшего Синода в монастыре открывается богадельня и лечебница для умалишенных.

     — 1764 год – согласно екатерининской секуляризации монастырь снова закрывают, храмы снова становятся приходскими, а в других зданиях размещают богадельню.

    — 1775 год – в стенах монастыря размещается работный дом для женщин; фактически это была исправительное учреждение для преступниц, совершивших не тяжкие преступления: мелкие кражи, нарушение общественного порядка и т.п.

     — 1803 — 1918 годы — по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола; строительство Андреевской богадельни началось в 1805 году по проекту архитектора Ф. К. Соколова, закончилось —  в 1878 году, архитектор последнего корпуса А. С. Каминский. В 1906 году число призреваемых составляло более 950 человек. В храмах окормляли не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских улиц.

    — 1918 год —  богадельня прекратила существование, в зданиях Андреевского монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак; в храмах устроили школу и клуб; некрополь монастыря, где были захоронены представители славнейших московских родов, в основном был ничтожен.

   — 1964 год —  здания Андреевского монастыря передали в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

    — 1991 год — указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье.

     — 1996 год – комплекс монастыря отошел в безвозмездное бессрочное пользование РПЦ; в нем помимо храмов размещается Синодальная библиотека Патриархии, Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви и общеобразовательная школа «Школа при Андреевском монастыре».

     — 2013 год — патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный (т.е. независимый от местной епархиальной власти и подчинённый непосредственно патриарху) мужской монастырь.

     Это был краткий экскурс в историю. А теперь поговорим об архитектуре.

     В настоящее время ансамбль монастыря состоит из трех храмов и корпусов бывшей Андреевской богадельни, расположенных по периметру монастырского двора. Со стороны создается впечатление, что монастырь представляет собой маленькую крепость.

     Корпуса богадельни строились более семидесяти лет, постоянно перестраиваясь для нужд растущего дома призрения. Частично для строительства были использованы более ранние постройки, их фундаменты. Ветхие строения были снесены. В их число попала и Покровская церковь, которая была построена в начале 18 века. Она располагалась севернее Воскресенского собора. При строительстве богадельни Покровскую церковь разобрали для того, чтобы построить большой северный корпус. Сейчас его занимает Синодальный информационный отдел РПЦ.

     Южный корпус бывшей богадельни  сейчас занимают Синодальная библиотека Патриархии и общеобразовательная школа «Школа при Андреевском монастыре».

       Восточный корпус богадельни включил в себя церковь Андрея Стратилата.

      Церковь святого мученика Андрея Стратилалата была построена в 1675 году над «Святыми вратами» на восточной стене монастыря на месте деревянной церкви. Храм несколько раз перестраивали, последняя перестройка случилась в начале 19 века, когда был построен восточный корпус Андреевской богадельни. Тогда храм лишился придела великомученика Феодора Стратилата: его разобрали для того, чтобы он не мешал постройке этого корпуса. Строительство храма Андрея Стратилата проходило под руководством зодчего Григория Копыла.

       Храм был построен в то время, когда влияние религии в жизни общества несколько уменьшилось. Даже церковные постройки становились более светскими, постепенно происходил отход от средневековых простоты и строгости к нарядности и живописности построек. Эта нарядность прекрасно видна в декоре храма. Для украшения фасада церкви зодчим были приглашены мастера из Белоруссии, которые изготовили великолепные изразцы стиле «павлинье око». Белорусские мастера часто соглашались на переезд в Москву не только исходя из экономических или творческих соображений. Многие бежали в Москву в связи с гонениями на православную церковь в католической Речи Посполитой, в состав которой тогда входила Белоруссия. Считается, что автором изразцового мотива «павлинье око» является белорусский мастер Степан Полубес, украсивший изразцами Иосифо-Волоцкий и Новоиерусалимский монастыри и Покровский храм в Измайлово. Принимал ли Полубес участие в изготовлении изразцов для Андреевского храма не известно, но стиль очень похож. Сравните изразцы Покровского храма в Измайлово… 

      … и Андреевского в Андреевском монастыре

 

 

     Фасад восточного корпуса богадельни украшают иконы разной степени сохранности.

      В нишах изображены иконы Андрея Стратилата, Иоанна Богослова и архангела Михаила, а мемориальная доска гласит, что это первое просветительное учреждение в Москве, основанное боярином Ф.М. Ртищевым.

    

   

       Но пройдем на территорию монастыря. В тот день, когда я там была, на входе стоял охранник в камуфляже и казачьей папахе. Увидев мой фотоаппарат, он строго предупредил, снимать на территории монастыря нельзя. Пришлось спрятать камеру в сумку, а чуть позднее, когда охранник покинул свой пост у ворот, быстро сделать снимки «мыльницей». Может, мне просто не повезло, но для тех, кто захочет поснимать в монастыре, думаю, мой опыт пригодится.

 

      Двор монастыря небольшой, а по оси двора располагаются все три сохранившиеся храма.

         

         С архитектурной точки зрения это маленький монастырь интересен тем, что на примере его храмов можно проследить как за непродолжительное время менялась мода на архитектурные стили. Храм Андрея Стратилата – самая старая постройка монастыря. Этот храм с его яркими изразцами, как  бы служит в архитектурном смысле мостиком от строгих средневековых форм к грядущей эпохе барокко.

 

       Следующий по возрасту храм – собор Воскресения Словущего, построен в период с 1689 по 1703 годы в стиле московского (нарышкинского) барокко. Построен он на месте каменного храма 1648 года постройки. По преданию Федор Ртищев, который скончался в 1673 году, был похоронен в подклете старого храма. После постройки нового собора точное место захоронения было утеряно. Это одноглавый храм, перекрытый сомкнутым сводом, с восьмигранной глухой главой. Он стоит на высоком подклете, который по высоте был почти равен первому этажу келий, которые были когда-то расположены рядом. Собор с запада примыкает к монастырской стене, восточным фасадам выходит во двор. С севера Собор соединялся гульбищем с несохранившимся до наших дней Покровским храмом. С гульбищ во двор спускались две широкие лестницы, которые частично мы можем видеть и сейчас. В 19 веке в концах лестниц поставили крыльца со сложными шатровыми завершениями. Но во время реставрации в конце 20 века эти шатры были разобраны, как искажающие облик древнего здания. Сейчас эти крыльца выглядят аскетично.

                

    Храм Иоанна Богослова в колокольне расположен в центре монастырского двора. Построен он в 1748 году на средства Сергея Борисовича Шереметева, сына петровского сановника, родоначальника графской ветви рода Шереметевых, Бориса Петровича. И хотя храм-колокольня был частично перестроен в 1848 году (шар на вершине колокольни заменен на небольшую маковку, уменьшены арочные проемы верхнего яруса), общий вид храма остался прежним. Это типичная постройка в стиле европейского барокко. По всей высоте фасад отделан пилястрами, которые разделяются по ярусам капителями и карнизами. Арочные окна отделаны архивольтами. Купол прорезают круглые, с лепной отделкой люкарны. Барабан похож на легкую ротонду, низ барабана отделан декорированным поясом.

       Храм располагается в нижнем ярусе трехъярусной колокольни, и первоначально был освящен в честь архангела Михаила. После перестройки колокольни храм освятили в честь апостола Иоанна Богослова.

        Андреевский монастырь – маленький кусочек Москвы с не простой историей, уходящей в глубину веков. И с прекрасными храмами. Его стоит посетить хотя бы ради того, чтобы полюбоваться изразцами храма Андрея Стратилата.

 01.12.2017

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *