АРХИТЕКТУРНЫЙ СЛОВАРЬ

А 

Акант, также аканф (греч. ἄκανθος) — характерный рисунок украшений коринфских и  композитных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.

Антаблемент (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

Апсида (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абсида (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.

Аркбутан («подпорная арка») — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания.

Архивольт («обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу  арки из плоскости стены, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Видами архивольта также могут служить лепной архитрав и криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.

Архитрав или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий троякое значение.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

В-третьих, архитравом называется один из видов изразцов, употребляемых на облицовку голландских печей.

Аттик (от др.-греч. ἀττικός)   — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается скульптурами, рельефами или надписями.

Б

База — основание, нижняя часть колонны, пилястры.

Балдахин (через итал. baldacchino, от лат. baldacinus — багдадский) — навес, шатер на четырех столбах. Под влиянием Востока в западноевропейском искусстве так же стали называть каменные навесы над статуями, кафедрами или алтарями.

Балкон (франц. balcon, итал. balcone, от лат. balcus — балка) — площадка с ограждением, выступающая от стены здания.

Балюстра (франц. balustre, от лат. balteus — пояс, перевязь) — боковая часть капители ионического ордера в форме горизонтально расположенного цилиндра, “свитка”, перетянутого посередине пояском и декорированного листьями аканта.

Балюстрада — ограждение балконов, лестниц, крыш, пандусов, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем.

Балясины (от др.-греч. βαλαύστιον — цветок дикого граната) в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др. Элемент балюстрады.

Барабан — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола.

Бегунец — вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз. Ряд кирпичей ставится наклонно в виде зигзагообразной линии.

Бельведер (итал. belvedere, франц. bellevue — “красивый вид”, от лат. bellus — великолепный и videre — смотреть, осматривать) — постройка, расположенная на возвышении: дворец, беседка на холме, с которого открывается красивый вид. В ином значении — башня, надстройка, ротонда на кровле здания либо здание с галереей, лоджией наверху.

Бельэтаж (от франц. bel — красивый и e’tage — ярус, уровень) — второй снизу после цокольного этаж здания. Обычно более высокий, чем первый, в нем располагаются парадные анфилады комнат, отсюда название.

Брандмауэр (нем. Brandmauer, от brand — пожар и mauer — стена) — глухая противопожарная стена здания, выполняемая из несгораемых материалов и предназначенная для воспрепятствования распространению огня на здания или соседние части здания.

В 

Венецианское окно — двойное окно с колонкой посередине и двумя арочками наверху, объединенными одной общей аркой или треугольным фронтоном. Другое название — бифорий. В XV — XVI вв. такой тип оконного проема часто использовали в архитектуре Венеции, отсюда и название.

Восьмерик — в русской архитектуре восьмигранное в плане сооружение  или его часть. В деревянной архитектуре, а затем в каменном зодчестве сложился характерный тип здания: восьмерик на четверике. Нижняя часть представляет собой кубический объем (в деревянной архитектуре — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб “со скошенными углами”). Выше может быть расположен еще один или два восьмерика, увенчанных шатром или куполом.  

Волюта (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.

Г

Гребень — вертикальное украшение расположенное вдоль конька кровли, делалось из резной доски, вставленной в паз на охлупне или закрепленной в прорезях сорок; на металлических кровлях выполнялась из листового железа или меди.

Гребешок — фигурные завитки, украшавшие верх стены и оконные наличники в архитектуре нарышкинского барокко.

Гризайль — (фр. grisaille от gris — серый) — вид декоративной живописи, выполненной оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого, часто применялся в росписях интерьера (стены, потолки и др.) в стиле классицизма.

Д 

Дентикулы (от лат. denticulus — зубец), или «ордерные сухарики» — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и играющих роль декора. Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и в её более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма. 

Дорический ордер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами). Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью.

Е 

Епанча — обрамление низа луковичных глав, пояс из резных, обычно пикообразных тесин, похожих на лемех.

Ж 

Журавец — каркасная основа луковичных глав, состоящая из вертикальных, сбитых гвоздями или соединенных шпонками досок, наружные очертания которых определяют контуры криволинейной главки. Количество журавцов всегда чётное, так как нечётное количество при изготовлении главки нарушает её симметрию.

З 

Закомара (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень (иногда просто замок) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.

Зубец (мерлон) — выступ в верхней части крепостной стены, служащий для прикрытия защитников крепости от обстрела.

 

И 

Ионики (также овы) — в архитектуре орнамент из яйцеобразных форм, обычно разделенных друг от друга острыми стрелками или продолговатыми подобиями листочков, имеющих форму, заимствованную из водяной флоры.

Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют.  

Изразцы — архитектурные керамические изделия в виде плит из обожженной глины которые сзади имеют выступ коробчатой формы — румпу, для крепления изразца в кладке. Изразцы могут быть гладкими или рельефными, с лицевой поверхности покрытые глазурью (майоликовые) или неглазурованные (терракотовые).

К 

Канелюра, каннелюра (от фр. cannelure, ложок) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера. 

Капитель (от лат. caput — голова) — венчающая часть пилястры или колонны. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру.

Карниз (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

Картуш  в архитектуре и декоративном искусстве — мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись

Кессон (фр. caisson — ящик, от итал. casseta — кассета) — углубление прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.

Князевая слега – бревно, соединяющее вершины бревенчатых фронтонов (залобников).

Кокошник (в архитектуре) — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Этимологически термин связан с названием традиционного русского женского головного убора кокошник.

Колонна (греч. κιων, στύλος, лат. columna) в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент.

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию.

Контрфорс — выступающая часть конструкций для погашения горизонтальных напряжений.

Коринфский ордер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

Креповка (раскреповка) — небольшой выступ стены, антаблемента, карниза.  

Кронштейн в архитектуре — поддерживающий элемент выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями).

Л

Лопатка (лизена) — вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Лопатка является как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены).

Лоджия — закрытый с трех сторон балкон.

Люкарна  — оконный проем в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху; помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.

М 

Мансарда — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома, с мансардной крышей; иными словами, это этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью наклонной, ломаной или криволинейной крыши.

Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. 

Медальон (франц. medaillon, от итальянского medaglione, увеличительное от medaglia — медаль) — изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении. Применяется для декорирования зданий, мебели и др.

Модильон, модульон, модильона (ит. modiglione) – архитектурная деталь ордерной архитектуры типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза. Иногда модильон играет только декоративную роль.

Мутул (лат. mutulus) — плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.

Н 

Наличник (от лик, лицо) — обрамление оконного или дверного проема.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль) — главный объем крестово-купольного или базиликального храма. Удлиненное в плане помещение, которое в восточной части заканчивается полукружием апсиды с перекрытием . Неф обычно делится вдоль на три части двумя рядами колонн на главный и два меньших боковых нефа.

Нервюра — ребро, которое выступает из каркасного крестового готического свода.

О 

Обелиск (греч. obeliskos, от obelos — вертел, клин, клинок) — монумент в виде сужающегося кверху каменного столба. 

Охлупень (др.-рус. охлупь, от хлупь — хвост птицы) — в деревянной архитектуре славян  бревно, которое укладывали вдоль гребня кровли и которым прижимали сверху конёк. Другое название — шелом. В упрощенной конструкции кровли охлупень, или шелом, отсутствует и его конструктивную функцию выполняет конёк.

П 

Пальметта (фр. palmette) — растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости.  

Пилястра (также пилястр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий, в отличие от лопатки, базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Пинакль — в романской и готической архитектуре декоративная копьевидная башенка, часто увеличиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрофорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом.

Поребрик — тип орнаментальной кирпичной кладки, в которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу). Использовался древнерусскими архитекторами, в частности, был популярен в Великом Новгороде и Пскове.

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Прясло — в русской оборонительной архитектуре участок крепостной стены между двумя башнями. В храмовой архитектуре прясла — вертикальные части фасада, разделённые лопатками или пилястрами.

Р 

Ризалит (итал. risalita — выступ) — часть здания, выступающая за линию фасада во всю его высоту.

“Роза” (нем. Rose) — в средневековой архитектуре Западной Европы романского и готического периодов — большое круглое окно в центре западного фасада храма. Узор каменных переплетов и цветные стекла витражей придают окну сходство с каменным цветком.

Розетка (франц. rosette — маленькая роза) — декоративный мотив в виде геометризованного изображения цветка.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — тип круглого в плане здания. Ротонды обычно перекрывают куполом. Круглое здание без несущих стен, состоящее только из колоннады и перекрытия, называют моноптером. Полуциркульная пристройка — полуротонда.

Руст, Рустовка (лат. rusticus — простой, грубый, сельский) — прием обработки фасада здания в виде больших грубо отесанных квадров в “сельском стиле”. В архитектуре часто руст имитируется кирпичом и штукатуркой. Рустовкой подчеркивают углы и нижний, цокольный этаж, что придает постройке тектоничность. “Дощатым”, или французским (ленточным), рустом называют обработку фасада глубокими горизонтальными врезами (без вертикальных швов). Обработка выступающих камней в форме правильных четырехгранных пирамид называется алмазным или бриллиантовым рустом, по-итальянски — диаманти (итал. diamanti — алмазный, бриллиантовый).

С 

Сандрик — декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз, часто с фронтоном, над окном, дверью или нишей. Иногда используется в интерьере.

Сорока — деревянный брусок с утолщением в верхней части, связывающий охлупень и князевую слегу. При помощи сорок зажимали кровельный тёс на верху кровли.

Стилобат (др.-греч. στυλοβάτης) — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата. В современной архитектуре — верхняя часть ступенчатого цоколя здания, или общий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий. В наши дни стилобаты популярны в использовании при строительстве высотных зданий, так называемых «свечей».

Т 

Тосканский ордер (по названию центральной области Италии — Тосканы; см. ордер) —  италийский (древнеримский) вариант греческого дорического ордера. Капитель тосканского ордера аналогична дорической, а база состоит только из плинта и торуса.

Термальное (диоклетианово) окно — мотив палладианской архитектуры. Большое полуциркульное окно с двумя вертикальными перемычками. В XVII — XVIII вв. их считали происходящими из архитектуры древнеримских терм Диоклетиана, отсюда название. В архитектуре русского классицизма, где их называли итальянскими.

Терраса (франц. terrasse, от лат. terracea — земляной вал) — горизонтальная площадка, уступ на склоне холма. Галерея, примыкающая к основному зданию, иногда на аркадах, с балюстрадой.

Тимпан (греч. tympanon — бубен, кожа, натянутая на обруч) — внутреннее поле фронтона, плоскость, ограниченная с трех сторон гейсонами (карнизами). Тимпаном также называют полуциркульное поле лучкового фронтона, люнета.

Тяга (др.-рус. тяго, ср.-греч. teino), узкий горизонтальный выступ на стене здания, пояс, в отличие от карниза, имеет исключительно тектоническое значение.

У 

Урбанизм (от лат. urbanus — городской) — градостроительство, приверженность идеям мегаполиса (“большого города”).

Урна (лат. urna — емкость) — у древних этрусков — сосуд для хранения праха умерших. Позднее, в архитектуре  — декоративный элемент в форме вазы с крышкой и двумя ручками.

Усадьба (от садить, устраивать) — в русской архитектуре комплекс зданий, в который входит жилой дом, хозяйственные постройки, “огород” (сад) и иногда церковь.

Ф 

Фасад (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания. 

Фиал — декоративное завершение бельведера, фронтона, контрофорса, шипца или шпиля.

Филёнка (от нем. Füllung— начинка, а также филёнка двери) — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглублённая или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Филёнкой также называется обрамление этого участка стены, а также часть стены вместе с этим обрамлением. 

Флюгер — декоративная пластинка, сплошная или прорезная с прямолинейными или фигурными краями, укрепленная на шпиле или коньке крыши и вращающаяся на вертикальной оси по направлению ветра.

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. 

Фронтон (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Х

 

Ц 

Цоколь (итал. zoccolo — башмак на деревянной подошве), нижняя, обычно несколько выступающая часть здания, лежащая непосредственно на фундаменте. Кроме того — подножие колонны, статуи. Цоколь обрабатывается рустом, профилями, что подчеркивает его тектоническое значение. Нижний этаж здания, отделанный рустом, также называют цокольным.

Ч 

Четверик — в русской архитектуре квадратный в плане сруб или каменная кладка.

Ш 

Шатер — завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером. 

Ширинка — разновидность кессона; распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение.

Шпиль — узкое вертикальное завер­шение с граненым либо круглым сече­нием, постепенно уменьшающимся от основания, увенчанное флагом, скульптурным или резным изображением.

Щ 

Щипец — верхняя часть главным образом торцовой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделенная снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двухскатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания.

Э 

Эклектика, также эклектизм (греч. «избранный, отборный»; от греч. «выбирать, отбирать, избирать»;) — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении.

Эркер (нем. Erker — выступ) — закрытый балкон, многогранный или полукруглый выступ с окнами на стене здания.

Ю

 

Я 

Ярус (др.-сканд. jardhus — подземный ход, подвал, убежище) — уровень, элемент вертикальной архитектурной композиции (в отличие от этажа горизонтальной композиции). Ярусы уменьшаются кверху и представляют собой так называемую ярусную (ступенчатую) композицию.

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *