БОЙЦОВ. ОСОБНЯК СВЯТОПОЛК-ЧЕТВЕРТИНСКОГО

ПЕТР САМОЙЛОВИЧ БОЙЦОВ. ОСОБНЯК СВЯТОПОЛК-ЧЕТВЕРТИНСКОГО

      Проходя по Поварской улице невозможно не обратить внимание на особняк, похожий на европейские дворцы эпохи Ренессанса. В нем сейчас располагается Центральный дом литераторов. Автором проекта этого особняка является Петр Самойлович Бойцов. Бойцов – достаточно загадочная личность в череде московских архитекторов.  О нем известно очень мало: не сохранились ни архивные записи, ни мемуары, ни личный архив Бойцова. Все, что касается его происхождения, семьи и других аспектов жизни Петра Самойловича чаще всего упоминается со словами «возможно» или «вероятнее всего». В частности, нет единого мнения о полученном образовании. Некоторые гиды во время экскурсий называют его талантливым самоучкой, другие говорят о том, что он учился в Строгановском училище, но не окончил курса. М. В. Нащокина же утверждает, что Бойцов окончил Строгановское училище, и даже приводит выписку из его диплома с отличными оценками в книге, посвященной Бойцову в серии «Великие архитекторы» издательства «Комсомольская правда». Как бы там ни было, диплом Строгановки предполагал преподавание рисунка, живописи, графики в гимназиях и других учебных заведениях, но не давал возможности заниматься архитектурой. Так что в этом смысле Бойцова, как архитектора, и в правду, можно считать гениальным самоучкой. Расходятся мнения и о его архитектурном творчестве. Многие проекты были осуществлены другими архитекторами, порой даже имя Бойцова не упоминается, потому что Петр Самойлович вероятнее всего был не амбициозным человеком, его интересовало творчество, а не слава мастера.  Больше всего он любил занятие рисовальщика и декоратора, а архитектурные проекты – это скорее хобби талантливого человека. В тоже время М. В. Нащокина пишет о нем, как о чрезвычайно энергичном и упорном человеке, который таки получил свидетельство на проведение строительных работ, с 1880-ых годов стал именовать себя архитектором, а в 1911 году стал членом Московского архитектурного общества.

      Особняк, о котором пойдет речь дальше, в полной мере раскрыл все таланты Бойцова: и архитектора, и рисовальщика, и декоратора. Особняк этот расположен в конце Поварской, 50/53 и был он построен в 1887 году по заказу князя Бориса Владимировича Святополк-Четвертинского. Проект был заказан Петру Самойловичу, который к тому времени уже построил для князя дом в его загородной усадьбе Успенское по Рублево-Успенскому шоссе http://www.peshkompomoskve.ru/boitsov/.

   

      Князь Борис Владимирович Святополк-Четвертинский происходил из древнего дворянского рода, ведшего свое происхождение от Рюрика. Фамилию князья Святополк-Четвертинские (называемые также и просто князьями Четвертинскими) получили от названия местечка Четвертни на реке Стыри, находившегося на территории Волынской губернии, которое являлось их родовым владением. Род разделился на несколько ветвей, но почти всегда представители Четвертинских были близки к трону, занимали высокие посты на гражданской, военной и церковной службе. Борис Владимирович Святополк-Четвертинский был известным коннозаводчиком, занимался разведением лошадей в своем подмосковном имении Успенское, основал там конный завод. Усадебный дом в Успенском был построен по проекту Бойцова в 1884 году.

  Проект московского дома разработан Бойцовым, а строительство осуществлял дипломированный архитектор Адольф Гекторович Венсан. Московский особняк для Святополк-Четвертинского Бойцов спроектировал в стиле французского Ренессанса с элементами барочной архитектуры. Величественный вход в дом заглублен в сводчатую сень, к которой примыкает металлическая ограда со спиральными завитками. Щипцовая крыша здания разной высоты, что указывает на наличие в здании разного количества этажей. Фасады обрамляет угловой руст, который возвращает нас к временам Генриха IV: именно так оформлялись французские замки того времени. Крыша сени крыльца одновременно является балконом залы второго этажа. Ее украшает герб с княжеской короной или, вернее, место для его расположения, т.к. сам герб в настоящее время пуст – раньше здесь располагался сначала герб Святополк-Четвертинских, а потом – вторых владельцев, графов Олсуфьевых. «Герб» обрамляют две барочные волюты. Подобные завитки-волюты украшают мансардный этаж.

 

      Красивый особняк снаружи еще более впечатляет своими интерьерами. Их деревянный декор выполнен по рисункам Бойцова. Оформление интерьеров заняло несколько лет, так что заказчик дома Святополк-Четвертинский не смог увидеть их законченными. Дело в том, что князь Борис Владимирович был азартным человеком. Он не только занимался разведением породистых лошадей, но и делал ставки на скачках. В конце 1890-ых из-за проигрышей на скачках финансовое положение Святополк-Четвертинского пошатнулось, и князь выставил особняк на Поварской на торги. Дом купила графиня Александра Андреевна Олсуфьева. О семействе Олсуфьевых чуть позже, а пока хочу закончить рассказ о Святополк-Четвертинском. В большинстве публикаций в интернете, посвященных особняку на Поварской, говорится о том, что дом был выставлен на торги наследниками Бориса Владимировича после его смерти. А сведения о дате смерти Бориса Владимировича на сайтах, посвященных родословным, разнятся.  Так  https://ru.rodovid.org/wk/Запись:252733 сообщает, что князь скончался после 1885 года, а согласно  www.myheritage.com это случилось в 1911 году, причем в Южной Африке в городе Йоханнесбург (person-4513512_293782871_293782871/). Не знаю, что соответствует истине и здесь описала версию, услышанную от гида во время экскурсии.

      Как бы там ни было в конце 1890-ых особняк покупают Олсуфьевы. Графиня Олсуфьева была при дворе сначала статс-дамой супруги Александра III императрицы Марии Федоровны, а с 1892 года — гофмейстериной великой княгини Елизаветы Федоровны, при дворе которой она служила до 1909 года. Граф Алексей Васильевич Олсуфьев был генералом от кавалерии. Но прославился он не на военном поприще, а как русский филолог, писатель и благотворитель. Он был почётным опекуном Московского Присутствия ведомства учреждений императрицы Марии и директором Измайловской военной богадельни императора Николая I. Граф был на 15 лет старше своей супруги и к тому же приходился ей дядей. Семья проживала на Поварской до 1917 года (Алексей Васильевич скончался в 1915 году). После революции Александра Андреевна с детьми покинула Россию и обосновалась в Италии, на своей вилле в Сан-Ремо.

      Особняк на Поварской был, естественно, национализирован. Правда он чудом избежал разграбления – с 1918 года в нем разместился отдел детских учреждений при ВЦИК. С 1932 года по инициативе Максима Горького бывший особняк Святополк-Четвертинского был передан под размещение Центрального дома литераторов — знаменитого ЦДЛ. С 1934 года в здании также размещалась научная библиотека ЦДЛ, в фондах которой было около 400 тысяч книг, журналов и газет. ЦДЛ и открывшийся в нем позднее ресторан стали легендарным местом в столице. Здесь в разные годы бывали все известные советские писатели, многие артисты, политики, включая Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина.  Его посещали и высокие гости из-за границы – писатели, кинозвезды, президент США Рональд Рейган.

       А теперь от истории особняка и его владельцев перейдем к интерьерам, которые, как я говорила ранее, были созданы по эскизам Петра Самойловича Бойцова. Интерьеры парадных залов отделаны деревом: кессонированные потолки, панели на стенах, роскошные паркеты, камины, декоративные и функциональные колонны. Все эти элементы, а также стрельчатые окна и двери создают иллюзию, что мы переместились во времени лет этак на 600-500 назад и попали в западноевропейский дворец времен готики. Готика встречает нас прямо у входной двери…

   

… продолжается в вестибюле…

    

 

   

 

… и в помещении, в котором сейчас располагается гардероб – его украшают декоративные готические арки.

   

      Поднимаемся в вестибюле на один лестничный пролет, не забыв посмотреться в старинное зеркало, …

   

…проходим небольшой коридор, из которого оформленные в готическом стиле двери ведут в подсобные помещения…

   

… и оказываемся в каминном зале первого этажа, который служил кабинетом Алексею Васильевичу Олсуфьеву. Сейчас в зале стоят ресторанные столики, а когда-то здесь располагался хозяйский письменный стол, диваны и кресла для отдыха. Но в целом интерьер помещения сохранился таким, каким его задумал Бойцов: кессонированные потолки, деревянные панели в готическом стиле, картины со сценами охоты, люстра, вентиляционные решетки и великолепный камин, отделанный деревом.

 

  

  

    

      Бойцов разработал дизайн мебели для особняка. В каминном зале-кабинете сохранился прекрасный образец этой работы – книжный шкаф.

     Граф Алексей Васильевич Олсуфьев был чрезвычайно увлеченным и трудолюбивым человеком. По воспоминаниям современников он мог по несколько дней не выходить из кабинета, занимаясь научными изысканиями и сочинительством. Даже еду ему приносили в кабинет. А маленькая комната позади кабинета, украшенная рисунками на военную тематику (все-таки граф Олсуфьев был генералом), служила графу спальней.

       Апартаменты Александры Андреевны располагались на втором этаже. Графиня в отличие от своего супруга вела светский образ жизни, часто принимала гостей. Злые языки поговаривали, что по потайной лестнице, минуя комнаты пожилого и глуховатого графа, к Александре Андреевне поднимались не только друзья.

    

      Но оставим эти слухи на совести этих злых языков. В обществе семья Олсуфьевых считалась образцовой: графиню все любили и уважали, глухоту Алексея Васильевича воспринимали снисходительно, у супругов выросли два сына – Андрей и Василий. В доме росли дети Василия Алексеевича – Александра, Мария, Дарья, Ольга и Алексей.

      Апартаменты графини состояли из еще одного каминного зала, выполнявшего функции большой гостиной, …

 

  

 … малой гостиной…

 …и спальни-будуара.

   

   

      Но, разумеется, самое впечатляющее помещение в особняке – это Великая дубовая гостиная. Она действительно велика: и по площади, и по высоте в два этажа. Неизвестно, когда были оформлены интерьеры других комнат и залов, но отделкой Великой дубовой гостиной Бойцов занимался, когда особняк уже принадлежал Олсуфьевым. В интерьере использованы резные колонны из стволов сандалового дерева. На них по заказу Алексея Васильевича были вырезаны барельефные портреты графа и его супруги в обрамлении растительного орнамента, а древесина для колонн была вывезена из Индии контрабандой. Лестница, ведущая на второй этаж, выполнена без единого гвоздя. На лестнице располагаются хоры, а за ними на стене висит гобелен, на котором изображена итальянская вилла Олсуфьевых.

   

 

 

   

 

   

   

   

   

      В Великой дубовой гостиной есть еще один предмет мебели, выполненный по эскизам Бойцова. Это стул.

      Говоря о сохранившихся интерьерах, я имела в виду, что после реставрации, которая проходила в ЦДЛ с 2004 по 2014 год, утраченные элементы декора были тщательно восстановлены по старым рисункам и фотографиям, как, например, шелковые обои в гостиной второго этажа.

       Но в Великой дубовой гостиной есть два элемента, которые не соответствуют времени создания. Во-первых, это двухсветное окно, которое во процессе реставрации сделали витражным. До реставрации, и уж тем более во времена Бойцова и Олсуфьевых, это было окно с простыми стеклами.

        Во-вторых, огромная люстра. Достоверно известно, что ее подарил Горькому Сталин. А на уровне легенды существует такая версия. Подобные люстры должны были украшать вестибюль станции метро то ли «Комсомольская», то ли «Парк культуры». Был сделан, так сказать, опытный экземпляр. Но в дальнейшем по какой-то причине в метро повесили другие светильники. А опытный экземпляр был подарен Горькому Сталиным.

  

      В 1955 году по проекту архитектора Аркадия Ефимовича Аркина со стороны Большой Никитской к особняку было пристроено новое здание ЦДЛ. Но прежде, чем попасть в эту часть здания, мы пройдем через еще одно историческое помещение. Это бывшая буфетная, в которой до сих пор стоят буфеты, изготовленные по эскизам Бойцова. В них сейчас выставлены старинные штофы.

  

       В новом здании ЦДЛ есть большой зрительный зал, где проводят закрытые показы и премьеры фильмов, различные фестивали, пресс-конференции, презентации, литературные чтения и творческие встречи, вручают литературные премии. Есть и служебные помещения. А мы с вами прямо из буфетной особняка попадаем в небольшое помещение, которое представляет собой своеобразный музей с экспозицией, рассказывающей об истории строительства особняка и о судьбе семейства Олсуфьевых после 1917 года.

   

    

        Стены следующей комнаты увешаны фотографиями артистов и политических деятелей, в разное время посетивших ЦДЛ.

    

      

      Далее мы попадаем в «пестрое» кафе, стены которого расписаны цитатами и рисунками писателей и поэтов «шестидесятников».

   

     

        И наконец – знаменитое арт-кафе.

     

       В 2017 году в Центральном доме литераторов открылся Московский столичный клуб — первый в России частный клуб, который входит в Международную клубную ассоциацию. Это закрытое для посторонних и прессы заведение, где собираются политики, представители интеллигенции, бизнеса, искусства, менеджеры высшего звена, чтобы знакомиться друг с другом, завязывать дружеские и деловые отношения.

        До 2000 года в здание можно было попасть только по членским билетам Союза писателей. До реставрации был период, когда в ресторан ЦДЛ можно было зайти с улицы, чтобы перекусить или выпить чашечку кофе. Сейчас формально это тоже возможно, по крайней мере на официальном сайте ресторана http://restcdl.ru/ ни о каких ограничениях речи нет. Но проводивший экскурсию работник ресторана, немного смутившись, сказал, что для посещения ресторана нужна предварительная запись. А цены на блюда и вина (посмотрите на сайте) явно не для среднестатистического москвича, тем более – россиянина. Зато многие столичные турагентства проводят экскурсии в особняк Святополк-Четвертинского, на которых можно своими глазами увидеть удивительную работу Петра Самойловича Бойцова, послушать рассказ о доме и его владельцах, а в конце экскурсии выпить чаю с вкусными пирожками в «пестром» кафе.

27.06.2019

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *