КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ

КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ 

              Путешествуя по России, я не могла не заметить, что на Урале и в Сибири очень много зданий построено из красного кирпича с минимальным декором фасадов, причем это не только бывшие промышленные или общественные здания, а и особняки состоятельных горожан на центральных улицах. Гиды, рассказывая об этих домах, обычно говорят, что они построены в кирпичном стиле.

       Что же это за стиль такой и насколько он распространен в Москве? Сегодня мы познакомимся с этим архитектурным явлением.

          Кирпичный стиль представляет течение в российской архитектуре второй половины 19 — начала 20 веков. Название стиля говорит само за себя: отделка фасадов представляет собой простую кирпичную кладку без штукатурки или облицовки с минимальным декором. Среди элементов декора в кирпичном стиле можно выделить объемные и облицовочные. Объемные – это бегунцы, дентикулы, поребрики, из которых на фасадах составлялись узоры разной степени сложности. Облицовочные элементы – это облицовка более качественным кирпичом, чем тот, что использовался для возведения стен, узоры из кирпича разного цвета, использование изразцов, часто в ширинках, и деталей из камня или керамики.

        Распространение кирпичного стиля совпало с эпохой историзма в архитектуре, поэтому здания в зависимости от предназначения и вкуса заказчика обретали черты разных эпох и национальных особенностей. Эклектика кирпичного стиля сочеталась с готикой, византийским, романским, русским стилем, а порой с элементами классицизма или модерна.

          Постройки в кирпичном стиле были относительно недороги. Для многих заказчиков был весьма привлекателен рационализм этого архитектурного течения, заменявшего привычные лепные украшения и штукатурку на декор из неоштукатуренного кирпича. Им не требовался особый уход в условиях российского климата, как оштукатуренным или полностью облицованным зданиям. Благодаря этому кирпичный стиль приобрел особую популярность в провинции. Чаще всего его использовали при строительстве производственных и складских помещений. И в Москве тоже. О промышленной архитектуре я уже рассказывала вот здесь

http://www.peshkompomoskve.ru/industrial_architecture-1/ ,

http://www.peshkompomoskve.ru/industrial_architecture-2/,

http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_4/.

         Но Москва не была бы Москвой, если бы даже простой утилитарный архитектурный стиль не получил в этом городе своеобразия, порой граничащего с роскошью при отделке фасадов. Например, здания исторического музея или городской думы  http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-1/.

 

        Но сегодня мы познакомимся с московскими зданиями в кирпичном стиле не столь грандиозными, но все-таки значимыми для облика столицы.

         Из кирпича строили дома и в стиле конструктивизма, и в стиле сталинского ампира, возводили хрущевские пятиэтажки и дома эпохи «застоя». Кирпич популярен и сейчас. Но все эти строения не укладываются во временные рамки кирпичного стиля и таковым считаться не могут. О таких постройках рассказы в других статьях сайта.

            А сегодня мы начнем все-таки с промышленной архитектуры.

           На углу Павловской улицы и Даниловского вала стоит одноэтажное кирпичное здание. И хоть сейчас оно окрашено по кирпичной кладке, но построено здание именно в кирпичном стиле. Сейчас в Москве много таких окрашенных кирпичных зданий: некоторые получили новый цвет давно, некоторые — во время недавней реставрации. Видимо, занимавшиеся этим люди посчитали, что так дома будут выглядеть более выигрышно. Оставим такие решения на совести тех, кто покрасил кирпичные стены, но о таких домах я буду рассказывать именно в этой статье.

            А здание на углу Павловской улицы и Даниловского вала – это сохранившийся корпус цинколитейной фабрики купца 2-й гильдии Василия Ивановича Жолобова. Жолобов основал в Москве в 1870 году фабрику по производству медной и бронзовой штамповки, электрической арматуры и изделий из цинкового литья. Фабрика несколько раз переезжала с места на место, пока в 1910 году Василий Иванович не купил участок на Павловской улице 27/29. Здесь были построены фабричные корпуса и дом, в котором Жолобов проживал со своей большой семьей.

          С 1916 года предприятие значится как бронзолитейная фабрика Торгового дома «С. И. Горюшин и Ко», бывшая братьев Жолобовых. На фабрике производили арматуру для электрического освещения. После национализации, а именно в 1923 году на месте фабрики основан завод металлических изделий «Искра», а с 1972 года — завод холодильного машиностроения «Искра». На заводе производили средне- и низкотемпературные холодильные машины с воздушным или водяным охлаждением конденсаторов, применяемые для охлаждения камер с продуктами на предприятиях АПК, торговли, общественного питания, в технологических циклах. Завод официально работает до сих пор, но производство холодильных агрегатов сильно сократилось по сравнению с производством 1970-1980-ых годов.

          Корпуса завода построены в 1970-ых годах, а этот небольшой корпус, о котором идет речь, помнит еще В. И. Жолобова.

   

Дом №14 на Верхней Масловке построен в 1909 году. Это сохранившееся до наших дней производственное помещение небольшой ткацкой фабрики, которая располагалась на этом месте с 1900 года. После 1917 года цех ткацкой фабрики занимала артель «Художественная вышивка», а сейчас – магазин сети «Верный».

       Большой участок, ограниченный улицами Доброслободская, Бауманская, Радио и Новокирочным переулком, сейчас занимает Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). В 1918 году на этом месте по предложению профессора Николая Жуковского был создан легендарный институт ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт, который позднее получил имя его основателя, Н. Е. Жуковского.

            При его строительстве в 1920-ых годах под снос попал целый район Лефортова, где с 16 века селились немцы. Были снесены купеческие особняки и старейший в России лютеранский храм – кирха Святого Михаила Архангела с часовней, лазаретом, оранжереей, училищем и школой. Здесь же располагались и некоторые корпуса механического завода А. К. Дангауэра и В. В. Кайзера.

           Работавшие в России немецкие коммерсанты Генрих Карл (Андрей Карлович) Дангауэр и Христиан Вильгельм (Василий Васильевич) Кайзер основали в Москве завод котельно-литейного «Товарищества Дангауэра и Кайзера». Вскоре завод стал одним из крупнейших производителей компрессорного и холодильного оборудования в России. После революции дангауэровское предприятие было национализировано, переименовано в «Котлоаппарат» и переориентировано на выпуск холодильных установок по немецким чертежам. В 1931 году его переименовали в завод «Компрессор».

          Два строения завода Дангауэра и Кайзера сохранились на территории ВИАМ до наших дней. Правда, они тоже «облагорожены» покраской кирпичной кладки, а одно из зданий надстроено мансардой. Построены эти заводские корпуса в 1889 году по проекту немецкого архитектора, принявшего российское подданство, Петра Александровича (Петера-Йозефа) Дриттенпрейса. Одной из самых известных работ архитектора в Москве является дом крестьянина Михаила Щербакова в Огородной Слободе http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-1/

            Сейчас в бывших корпусах завода Дангауэра и Кайзера располагаются отделы ВИАМ.

          В кирпичном стиле с элементами готики построены корпуса Трехгорной мануфактуры http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_4/  http://www.peshkompomoskve.ru/industrial_architecture-1/ . В этом же стиле выдержаны и бывшие общежития-казармы для рабочих фабрики. Два корпуса бывших общежитий находятся на улице Трехгорный вал. Оба здания построены в 1885 году. Одно из них украшено узорами, выложенными из кирпича, фасады второго лишены каких-либо декоративных элементов.

       Здания были общежитиями вплоть до 1990-ых годов. После перевода ткацкого производства в Гаврилов Ям, Трехгорка подвергается грандиозной реконструкции. Что будет с корпусами общежития пока не ясно.

       Наверное, здания, связанные с транспортом тоже можно считать в каком-то роде промышленной архитектурой, особенно если речь идет о постройках, предназначенных для обслуживания и ремонта транспортных средств.

        Между железнодорожными путями Ленинградского и Ярославского вокзалов проходит улица, о которой, наверняка, знают не все москвичи. Это проезд Комсомольской площади. Именно здесь находятся два интересных здания, построенных в кирпичном стиле — водонапорная башня и круговое депо Николаевской железной дороги.

          Круговое депо было построено в период с 1846 по 1851 год по проекту Константина Тона – автора проекта и Николаевского вокзала. Строительством депо, как и вокзала, руководил Рудольф Андреевич Желязевич.

        Депо представляет собой круглое в плане здание, разделенное на 22 сектора, так называемые паровозные стойла. Два из них были проездными. Все стойла перекрывались кирпичными сводами с трубами для отвода паровозного дыма. Во внутреннем дворе здания находился поворотный круг, который позволял паровозам разворачиваться для заезда в стойло или для выезда из депо. Для защиты круга от дождя и снега над внутренним двором был возведен металлический купол.

           Московское депо было типовым: вдоль Николаевской железной дороги были построены девять подобных круговых депо. Но московское несколько отличалось от остальных. Оно располагалось не на ровной площадке, а на высоком берегу Красного пруда, поэтому в его типовой проект были внесены изменения. При депо не был построен корпус для механических мастерских и устройств водоснабжения паровозов — их построили в другом месте.

   

          В 20 веке здание кругового депо утратило свои функции, пустовало и постепенно ветшало. До 1995 года оно находилось в ведении Министерства путей сообщения, затем перешло в собственность частных владельцев, а в 2011 году было выкуплено ОАО «РЖД». Депо планировалось снести при строительстве еще одного пути Октябрьской железной дороги.  Благодаря усилиям активистов, депо все-таки получило статус выявленного объекта культурного наследия и было сохранено.

        ОАО «РЖД» отказалось от полного сноса здания, по его заказу был разработан проект реставрации и приспособления к современному использованию. Стены были очищены от штукатурки, восстановлен купол, но внутри все перекрытия паровозных стойл были разрушены, в стенах проделаны дополнительные оконные проемы. Фундамент здания безнадежно просел и его почти не видно.

           Когда шла реконструкция депо, среди пассажиров электричек упорно ходили слухи, что в нем разместится вокзал скоростных электричек из Крюкова, но этого не случилось. Какое-то время в здании располагалось что-то типа блошиного рынка, потом книжный клуб «Депо», потом цветочная база. Высказывалась идея создания в депо музея железнодорожного транспорта, как обычно используются подобные сооружения в разных странах. На сколько я могу судить, проезжая мимо здания на электричке, а делаю я это часто, сейчас депо пустует, даже подойти к нему близко нельзя. А в прессе постоянно появляются публикации о том, что угроза его сноса все еще существует.

   

           Рядом с депо в 19 веке возвели массивную водонапорную башню. Благодаря множеству общих деталей (сдвоенные арочные окна на фасадах, фигурные кирпичные карнизы), она образует с круговым депо единый архитектурный ансамбль. Архитектура башни необычна – сверху она имеет лишний ярус с арочными окнами. Вероятно, изначально там располагался пост управления, аналог современной диспетчерской. В 19 веке такое сочетание встречалось очень редко.  Внутри находились два бака для воды. На нижнем этаже стояли паровой котел и насос с паровой машиной. Башня наполнялась из Красного пруда. Но постепенно пруд засорился, пришлось бурить скважины, чтобы получить чистую воду для паровозов.

          Сейчас водонапорная башня имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Никакой реставрации/реконструкции башни пока не наблюдается, ее обживают неформальные художники.

        В 90-ых годах прошлого века проезд Комсомольской площади представлял собой нагромождение крошечных магазинчиков, в которых продавали все-все-все и по смешным ценам. Я сама частенько наведывалась в книжные магазинчики этого развала – там можно было еще до номинации, когда все стоило тысячи рублей, купить художественные книги, книги по искусству и садоводству за 50-100 рублей. Такое впечатление, что один магазинчик рядом с башней сохранился с тех времен.

   

         Есть в Хохловском переулке дом 7-9, строение 1. Это объект культурного наследия регионального значения «Московский Архив Коллегии Иностранных дел, XVIII в., – XIX в.: – Жилой дом служителей архива, 1808 г., архитектор Ф.К. Соколов». А строение 2 построено в 1894 году по проекту Ивана Александровича Клименко как нотная типография (нотопечатня) Юргенсона.

        Петр Иванович Юргенсон родился в 1836 году в Ревеле в небогатой семье шкипера рыбачьего судна Ханса Кирса, который принял датскую фамилию своей жены – Юргенсон. Получив образование в Ревеле, в 1850 году Петр перебрался в Петербург, работал приказчиком в нотном магазине. В 1859 году Юргенсон получил место в издательстве Шильдбаха в Москве, а через два года при финансовой поддержке Николая Рубинштейна открыл собственное издательство. Дело Юргенсона процветало и приносило немалую прибыль. Вскоре Петр Иванович скупил мелкие фирмы подобной направленности и, объединив их, создал крупнейшую нотопечатную фирму в России. Внедряя передовые технологии типографского дела, Юргенсон смог выпускать ноты массовыми тиражами по низким ценам. Прибыль от продажи популярной музыки, Юргенсон тратил на издание малоприбыльных полных собраний классиков и малоизвестных талантливых композиторов. Кстати, именно Юргенсон был первым издателем большинства произведений Петра Ильича Чайковского.

          И здание Архива Коллегии Иностранных дел, и нотопечатни находятся в удручающем состоянии, как и многие исторические дома на Ивановской горке. Но кирпичный стиль с элементами модерна в здании нотопечатни можно разглядеть даже при осыпающейся штукатурке (когда его оштукатурили неизвестно).

         В кирпичном стиле строили многие общественные здания: школы, приюты, больницы.

        На пересечении Большой Харитоньевской улицы с Малым Козловским переулком сейчас находится Волейбольная школа олимпийского резерва. А построено это здание в 1895 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера. Геппенер – русский архитектор немецкого происхождения. Учился в Германии и в России, где получил от Императорской академии художеств звание неклассного художника.  Работал в Москве архитектором в Строительном совете городской управы, главным архитектором коммунальных служб города.  По его проектам построены доходные дома, особняки, общественные здания. Геппенер часто работал в соавторстве со своим учеником Илларионом Александровичем Ивановым-Шицем.

           Максим Карлович был автором проектов некоторых богоугодных заведений в Москве, в частности детских приютов. Вот и здание, о котором идет речь, предназначалось для Ксениинского учебно-ремесленного детского приюта при Работном доме. Сейчас фасады дома оштукатурены и окрашены, но не заметить кирпичный стиль этого здания с элементами готики невозможно.

       Геппенером было спроектировано и другое здание детского приюта, а именно здание Евангелического приюта для сирот в Гороховском переулке, 17. Построен приют в 1889 году, заказчиком выступало Евангелическое попечительство о бедных женщинах и детях.

       В 1853-ом году в Немецкой слободе открылась Евангелическая богадельня, на базе которой в 1857 году было основано Дамское попечительство о бедных женщинах и детях. При организации действовал приют для сирот евангелического вероисповедания, в котором жили дети обоих полов от 2 до 10 лет. Приют располагался во флигеле Евангелической больницы на Воронцовом Поле.

         В 1888 году попечительство выкупило у вдовы титулярного советника Татьяны Ивановны Титовой городскую усадьбу на границе Басманной и Немецкой слобод. Здесь запланировали строительство нового здания приюта. Работы поручили Геппенеру. Он разработал проект с элементами готики, благодаря чему здание получило сходство со средневековым немецким замком. Краснокирпичные фасады с узорами из белого кирпича украшены в левой части главного фасада шестигранным эркером с парадным входом, который декорирован крыльцом с кованным фронтоном. В правом углу дома расположена башня, увенчанная флюгером с датой постройки приюта. Во дворе располагались флигели и хозяйственные постройки, выдержанные в том же стиле.

 

   

       В 1915 году на волне антинемецких настроений, царивших в российском обществе на фоне Первой мировой войны, приют был закрыт.  В советское время здание занимали различные организации, в том числе Архитектурно-планировочное управление города. С 1999 года здесь располагается школа акварели Сергея Андрияки. Перед тем, как передать здание школе Андрияки, в нем провели ремонт и реконструкцию. Стены классов и парадную лестницу расписали преподаватели и студенты школы, ранее пустовавшая, как видно из проектного чертежа, ниша над проездом во внутренний двор была украшена майоликовым панно с птицей Гамаюн, а башенке ограды появилось объемное керамическое панно «Сирень», напоминающее полотно Врубеля.

 

            Товарищеский переулок (бывший Чертов переулок, Дурной переулок), 3. Это кирпичное здание с элементами рационального модерна занимает специальная (коррекционная) школа № 486. А построено здание в 1907 году для женской гимназии №5. Автор проекта — Рихард-Павел Рудольфович Бернгард. Архитектурное образование Бернгард получил в Петербургской Академии художеств, которую окончил со званием классного художника архитектуры 1-ой степени. Работал штатным архитектором Техническо-строительного комитета МВД, состоял вторым архитектором Московского университета, принимал участие в строительстве гостиницы «Метрополь».

         В первые послереволюционные годы в здании бывшей гимназии располагались первые Московские командные курсы тяжелой артиллерии.

         Другое школьное здание, построенное в кирпичном стиле, находится за зданием МХАТ имени Горького по адресу Леонтьевский переулок, 19/2с1. Сейчас его занимает ГБОУ «Школа № 1520 имени Капцовых».

          Начиналась история этого учебного заведения с городского начального училища для мальчиков имени Сергея Алексеевича Капцова. Его подарил городу в 1892 году гласный Московской городской Думы, купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин Александр Сергеевич Капцов и назвал в память о своем отце С. А. Капцове. Александр Сергеевич пожертвовал средства на организацию училища, а позднее и на строительство нового здания. Сначала училище занимало съемное помещение на Малой Бронной. Принимали в училище мальчиков из семей малоимущих москвичей — мещан, солдат, крестьян.

         В 1893 году для училища было построено новое здание по проекту Дмитрия Николаевича Чичагова на территории бывшего Шведско-Норвежского подворья. Я, кстати, совсем недавно узнала, что переулок, соединяющий Тверской бульвар и Леонтьевский переулок, называется Шведский тупик. В 1896 году по инициативе и на средства А. С. Капцова к зданию по проекту М. К. Геппенера пристраивается здание городского начального училища для девочек имени его покойной матушки Ксении Васильевны.

         Здание училища для мальчиков было построено Чичаговым из красного кирпича с башенками в стиле шведских замков. Сейчас оно полностью оштукатурено, надстроено третьим этажом, а башенки уничтожены. Зданию Геппенера повезло больше: его тоже надстроили третьим этажом, но характерная для Геппенера краснокирпичная кладка с узорами из белого кирпича, сохранилась.

        В советские годы здания училищ почти все время занимали школы под разными номерами. Сейчас, повторюсь, это ГБОУ «Школа № 1520 имени Капцовых».

      Рядом с лютеранским Кафедральным собором святых апостолов Петра и Павла (Колпачный переулок, 12с1) за забором расположена пятиэтажная постройка из красного кирпича. Это здание бывшей Петропавловской женской гимназии. Красное трехэтажное кирпичное здание было построено в 1892 году архитектором Виктором Александровичем Коссовым для женского отделения училища при лютеранском соборе святых апостолов Петра и Павла.  В 1880 году женское Петропавловское училище получило статус женской правительственной гимназии.

         С момента становления немецких школ в Москве, а они существовали в Немецкой слободе еще с 18 века, москвичи отмечали высокий уровень образования в них и старались определить туда своих детей. Так Женское Петропавловское училище состояло из 2 основных отделений. Начальная четырехклассная школа, называлось Подготовительным отделением. В нем готовили в русском и немецком отделениях девочек хорошему знанию этих двух языков. Второе отделение представляло собственно семиклассную женскую гимназию. В гимназии имелся и дополнительный 8-й класс, педагогический. Он выпускал классных дам, домашних учительниц и нянь.

           После революции гимназию преобразовали в среднюю школу, в послевоенные годы — учреждение, связанное с военной картографией. В 1950-ых годах здание надстроили двумя этажами. Центральный вход в здание находится со стороны собора, ранее он не был огорожен. Что сейчас находится здесь за глухим бетонным забором неизвестно.

          В Старосадском переулке, 9, строение 1 расположен кирпичный дом, выходящий фасадом в переулок. Это хорошо известное всем исследователям истории Москвы здание, в котором располагается Государственная публичная историческая библиотека. Трехэтажное кирпичное здание построено в 1902 году для мужской и женской школ «Вспомогательного общества купеческих приказчиков». Фактически это было среднее специальное учебное заведение, где готовили приказчиков и помощниц в торговле. В школе читались лекции по коммерческим предметам, в частности по бухгалтерии. А в 1938 году в него въехала «Историчка».

          В кирпичном стиле строили и торговые помещения. Сейчас, например, на Ладожской улице, 1/2 расположен ресторанный комплекс, в который до недавнего времени входил и McDonald’s, превратившийся сейчас во «Вкусно и точка».

          В начале 20 века здесь в районе стрелки бывшего Немецкого рынка располагалось торговое здание с лавками, принадлежавшее Николо-Берлюковской пустыни, а в советское время – пельменная, чебуречная и пивная, которые пользовались популярностью у студентов Бауманки.

           В конце 20 века здание отремонтировали (язык не поворачивается назвать эту процедуру реставрацией), стены оштукатурили, правда, сохранили цветовое решение первоначального кирпичного стиля.

            Не обошлось без кирпичного стиля и при строительстве таких общественных заведений как бани.

       Бани, находящиеся на Селезневской улице и называющиеся, соответственно, Селезневскими, построены в 1888 году по проекту Александра Протогеновича Попова. Помывочные помещения были построены немного раньше, в 1870 году. Так что Попов фактически оформил парадный фасад бань.

          В бане были отделения для богатых людей и для людей со средним достатком. Они располагались в разных зданиях, имели разный декор интерьеров, степень комфорта и количество предоставляемых дополнительных услуг. В конце 19 – начале 20 банный комплекс принадлежал купцу Сергею Семеновичу Крашенинникову. В 1918 году бани национализировали, но свою гигиеническую функцию они выполняют до сих пор.

            В кирпичном стиле с элементами модерна построены и Кадашевские бани.

      В 1880-ых годах владение между Малым Кадашевским переулком (ныне ‒ 3-ий Кадашевский) и Тупым переулком (Ордынский тупик) принадлежало купцу Василию Ивановичу Пятницкому. Видно дела у Пятницкого шли неважно, потому что в 1888 году он заложил свою усадьбу в Московское кредитное общество. В 1904 году заложенное владение приобрел личный почетный гражданин Федор Петрович Кузнецов. Кузнецов был в своем роде московским банным королем: у него в собственности или в аренде было несколько банных комплексов. На приобретенном участке Кузнецов решил построить доходный дом и еще один банный комплекс.

           Для работ по строительству новых бань Кузнецов пригласил яркого мастера московского модерна Адольфа Эрнестовича Эрихсона. Строительство было завершено в 1905 году. В банях было несколько разных отделений, учитывающих достаток и социальное положение посетителей. Они прославились отменной парилкой, а также замечательными цирюльниками. Бани получили вполне заслуженное название – «Европейские».

        Осень 1917 года застала семью Кузнецова в Крыму. Федор Петрович отказался эмигрировать, вернулся в Москву, полагая что со временем ситуация в стране нормализуется. Но новые власти национализировали все имущество купца, выделив его семье одну комнату в его же бывшем доходном доме. А бани стали называться Кадашевскими, по названию переулка, сохранившего дух старой Москвы. В 1990-ые годы их в конце концов закрыли.

           Уже в 21 веке была проведена реконструкция здания. Теперь это лофт-апартаменты «Кадашевские палаты» с ценами, выражающимися девятизначным числами. Фасад, выходящий в 3-ий Кадашевский переулок сейчас оштукатурен и окрашен, зато с тыльной стороны здания отчетливо просматривается именно кирпичный стиль.

   

            Есть в столице и жилые дома, построенные в кирпичном стиле. Часто это небольшие доходные дома, о заказчиках и архитекторах которых сведений не сохранилось, и даже даты постройки в разных источниках приводятся разные. Но есть среди них и большие доходные дома с историей.

            Доходный дом по адресу Нижняя Красносельская улица, 13, строение 1 построен то ли в конце 19 века, то ли в 1902 году. В этом здании в 1903–1904 годах находилась созданная Н. Э. Бауманом подпольная типография. Кроме типичного для кирпичного стиля карниза из кирпичей, в здании есть и лепные элементы классического вида. Когда они появились на стенах дома, а также, когда 2/3 фасадов покрасили в белый цвет неизвестно. А вот мансарда, над неокрашенной частью здания появилась в 1990-ых годах.

 

        Прекрасный образец доходного дома в эклектичном стиле с преобладанием стиля кирпичного расположен на углу Большого Палашевского и Трехпрудного переулков. Построен дом в 1882 году. Фасады подчеркнуты простыми горизонтальными фризами из кирпича. Угол здания скошенный, на нем расположен эркер со сложным окном, больше характерным для модерна, и балкон с классическим кованным ограждением. Здесь проживал актер Малого театра Александр Иванович Сумбатов-Южин, о чем сообщает мемориальная доска на стене здания.  В доме находится музей-квартира артиста.

        И еще несколько доходных домов в Москве, построенных в кирпичном стиле. Информация об этих зданиях крайне скудная – только адрес и год постройки. Сейчас бывшие доходные дома по большей части приспособлены под офисы, некоторые из них оштукатурены или окрашены в разное время, в некоторых присутствуют черты модерна, готики и других стилей. Смотрите сами.

         5-ый Монетчиковский переулок,18. Построен в 1897 году.

   

        5-ый Монетчиковский переулок, 16. Строение 1897 года.

 

        5-ый Монетчиковский переулок, 20, строение 3. Дом построен в 1914 году.

   

        Николоямская улица, 52, строение 2. Постройка 1850 года.

       Новая Басманная улица, 12, строение 3. Дом построен в 1917 году.

      Шаболовка, 18, строение 1. Год постройки – 1917.

       Динамовская улица, 8. Дом построен в 1870-ых годах.

     Адрес дома на заднем плане — Крестьянский тупик, 16, строение 1. Он построен в 1887 году.

25.03.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *