ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

                Рассказывая о московских храмах, нельзя не упомянуть о главном храме не только Москвы, но и всей России. Речь конечно же о Храме Христа Спасителя, храме, сооружённом в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, взорванном и восстановленном. История его строительства, разрушения и восстановления непростая. В ней воплотились прошлое и настоящее, победы и поражения, непредсказуемость нашего народа и его неразгаданная душа.

                Решение о возведении храма в честь победы над Наполеоном было принято Александром I в 1812 году: 25 декабря император подписал Высочайший манифест о строительстве в Москве храма во имя Христа Спасителя. Символично, что храм было решено возводить не в столице, в Петербурге, а в Москве – в том городе, который был сдан Наполеону, сожжен им и от руин которого началось победоносное шествие русского воинства. Храм задумывался грандиозным, под стать великой победе.

                   В 1817 году состоялась закладка храма по проекту архитектора Александра (Карла) Лаврентьевича Витберга на Воробьёвых горах. Перед этим был проведен конкурс среди отечественных и зарубежных архитекторов. Было представлено около 45 проектов, один только А. Н. Воронихин подготовил семь проектов. Проекты в основном предлагались двух типов: однокупольный в классическом стиле и древнерусский пятиглавый крестообразный собор.

            Победил проект Витберга, который не был профессиональным архитектором. Согласно этому проекту высота храма была 240 метров, он включал в себя подземный Пантеон погибших, памятники полководцам и грандиозную колоннаду из трофейных пушек. По задумке Витберга это должен был быть Храм Премудрости, несущий в себе идеи масонства (Александр Лаврентьевич был членом масонской ложи), вселенский принцип единения Бога, природы и разума. Это был трёхъярусный храм: подземный Пантеон (храм тела), средний крестообразный ярус – олицетворял душу живущих, его планировалось освятить во имя Преображения Господня, верхний круглый ярус под куполом посвящен Воскресению Господню. Верхняя часть с окнами под куполом должна была стать источником света для других помещений.

           Сначала работы шли достаточно интенсивно, но уже в ходе работ выяснилась сложность грунтов на Воробьёвых горах. Возведение собора приостановилось по восшествии на престол Николая I в 1825 году. Для проверки состояния работ была создана специальная комиссия, которая установила, что для продолжения работ на прежнем месте потребуется в несколько раз больше средств. А их и так было потрачено не мало: и на работу самой комиссии, и на проведённые строительные работы. Архитектора и других членов комиссии по строительству обвинили в растрате. Всех судили, причём разбирательство длилось почти восемь лет. Причастных к делу оштрафовали на миллион рублей, Витберга сослали в Вятку, а всё его имущество конфисковали. Ссылка закончилась в 1840 году, Витберг с семейством перебрался в Петербург, жил в бедности, выполняя случайные художественные и архитектурные заказы.

                Кстати, и многие современники, и историки позднее считали, что Витберг был человеком редкой честности и виновен не в растратах, а лишь в неосмотрительности, доверчивости и, может быть, некотором непрофессионализме.

                   Так закончился первый этап строительства многострадального храма. А выглядеть он должен был вот так:

             Строительство второго храма началось в 1831 году, причем и проект, и место для храма выбрал лично Николай I. Место для храма император выбрал на Волхонке. Все постройки на участке будущей стройплощадки были выкуплены и снесены, в том числе Алексеевский женский монастырь. Монахинь пересели на Верхнюю Красносельскую улицу, где был образован Ново-Алексеевский монастырь. По легенде игуменья Алексеевского монастыря недовольная сносом исторических построек и переносом Алексеевской обители, прокляла строителей и предсказала, что место это будет пустовать.

        Теперь несколько слов об архитекторе. Константин Андреевич Тон начал свою деятельность, когда в архитектуре господствовал классицизм и его поздняя форма – ампир. Но ничто в этом мире не вечно, мода приходит и уходит. К середине 19 века классицизм в архитектуре, и не только, постепенно выходит из моды, и вплоть до конца 19 века в архитектуре царит эклектика. Эклектика того времени приобретает в рамках общеевропейского подъёма интереса к национальной архитектуре специфические черты с элементами более ранних стилей (барокко, ренессанс, готика и даже романский), характерными для той или иной страны. Эта тенденция не обошла и Россию. Так возникает особый стиль с национальными русскими чертами.

      Первым в ряду развития русского стиля является русско-византийский стиль, основоположником которого можно считать Тона. Одновременно со строительством храма Христа Спасителя Константин Андреевич возводит в этом стиле Большой кремлёвский дворец и Оружейную палату в Московском Кремле http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-1/ .

      Для храма Христа Спасителя также был выбран русско-византийский стиль. Строительство длилось долго. Закладка собора состоялось в 1839 году, строительство началось в 1841 году, а завершено в 1860 году. Внутренняя отделка храма продолжалась еще более двадцати лет – собор был освящён в лишь 1883 году.

         По замыслу Тона храм Христа Спасителя должен был соединить в себе классические традиции и черты владимиро-суздальского зодчества. Это прежде всего характерное для древнерусских храмов пятиглавое навершие.  В плане собор представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Стены храма снаружи были оштукатурены, декоративная резьба и скульптуры были изготовлены из белого мрамора, добытого в подмосковном карьере.

      Для внутренней отделки были использованы мрамор, лабрадор и порфир, как отечественные, так и привезенные из-за границы. Главный иконостас храма имел форму восьмигранной часовни из белого мрамора. Над росписью храма трудились более тридцати живописцев Императорской Академии художеств, среди них Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни. Нижние коридоры храма отделаны мраморными плитами с надписями о днях сражений, убитых, пострадавших и отличившихся воинов Отечественной войны 1812 года.

          Грандиозный храм в Москве был построен и освящен.

   

      Прежде, чем перейти к рассказу о дальнейшей судьбе храма, еще несколько слов об архитекторе Тоне и его проекте. Фактически этот проект стал, как теперь говорят, типовым, а в 19 веке его называли образцовым. Несколько похожих храмов построены непосредственно под руководством Константина Андреевича. Строили по этому проекту и другие архитекторы. Некоторые из этих храмов не сохранились до наших дней. А из сохранившихся посмотрите на Владимирский собор в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре (1853 год) и кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону (1860).

   

        По проекту Тона построен кафедральный собор Вознесения Господня в Ельце. Местные гиды с гордостью рассказывали, что архитектор решил проверить перед строительством храма Христа Спасителя, как сооружение будет смотреться на местности, и даже внес изменения в проект московского храма, сделал его более приземистым. Но вряд ли это соответствует истине. Собор в Ельце строили в период между 1845 и 1889 годами. Строительство храма Христа Спасителя началось раньше и даже, если учесть, что большую часть времени строительства занимали отделочные работы (этими работами в Ельце руководил А. С. Каминский), вряд ли Тон стал бы вносить серьёзные изменения в московский проект.

 

         Отголоски архитектуры Тона, его образцового проекта, можно заметить даже в храмах, построенных в уже 21 веке. Вот, например, кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Воронеже, возведен 2009 году по проекту архитектора В. П. Шевелёва.

         Но вернёмся к храму Христа Спасителя или иначе Рождества Христова. Если его история в 19 веке известна не всем, то что с ним случилось в веке 20, знает, наверное, каждый. После 1917 года в новой стране начали борьбу с религией, священников судили за контрреволюционную деятельность, а храмы сносили. Не миновала эта судьба и храм Христа Спасителя.

          В 1922 году появилась идея построить в Москве Дворец Советов – грандиозное высотное здание. В 1931 году на заседании ЦИК определились с местом будущего строительства – площадь храма Христа Спасителя со сносом самого храма. Храм к тому времени был еще слишком новым, чтобы иметь историческую ценность, а художественные его достоинства критиковали еще во время постройки. Так что решение о сносе было принято легко: как исторический и художественный памятник — храм не представляет никакой ценности.

          Разрушали храм долго и тяжело. Все ценное из него вынесли, мрамор и другую каменную облицовку сняли. Всё оставшееся решили взорвать. В декабре 1931 года было произведено два взрыва, причем после первого были снесены купола и верхние ярусы храма, но стены устояли. Разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва, занял почти полтора года.

         Рытьё котлована будущего дворца началось в 1935 году, а к 1939-му был завершён фундамент высотной части здания. На бетонное кольцо уложили 280 стальных плит, служивших основанием для стальных башмаков, на которые должны были опираться колонны каркаса. Дальнейшему строительству помешала Великая Отечественная война. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году, а в 1960 году на месте сооруженного до войны фундамента Дворца был обустроен открытый плавательный бассейн «Москва», который просуществовал до 1994 года.

          В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, как акта покаяния за все разрушенные храмы и притеснения церкви в годы Советской власти. После празднования 1000-летия крещения Руси идея обрела новую силу, был начат сбор средств на её осуществление. Наверное все помнят события 1990-ых: распад СССР, политические и финансовые катаклизмы, инфляция. Но деньги поступали и от простых граждан, и от крупных банков, и от зарубежных организаций.

           В 1994 году Московской патриархией и мэрией города было принято решение о начале строительных работ по восстановлению храма. Проект нового храма разработан группой архитекторов под руководством Михаила Михайловича Посохина и Алексея Михайловича Денисова. Новый храм Христа Спасителя был воссоздан к 1999 году как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спаса Преображения в цокольном этаже.

   

       И строительство, и некоторое время после него сопровождалось многочисленными коррупционными скандалами и бурной критикой со стороны художественных экспертов. Оставим за скобками финансовые проблемы и посмотрим на претензии искусствоведов. Хотя облик храма повторяет традиции русско-византийского стиля 19 века, построенный из бетона храм выглядит тяжеловесно, его силуэт воспринимается иначе, чем сто лет назад, в том числе и из-за изменившейся городской среды. Белокаменные барельефы заменены на бронзовые, что ещё больше придало сооружению тяжеловесности. Совсем иначе выглядит и стилобат.

          Наверное, всё это правильно, но надо учитывать современные реалии. Восстановленный храм строился всего 5 лет, вместо 44 лет как в 19 веке, что было бы невозможно, если бы его возводили не из бетона, а барельефы резали из камня. Изменить окружающую городскую среду мы не в силах, а мощный рустованный стилобат служит не только опорой здания – в нем разместили музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Музее проводятся интересные выставки, в зале Церковных соборов – концерты классической музыки.

   

          Порой критика, причём чаще всего от людей далёких от архитектуры и искусства, была и вовсе абсурдной. СМИ регулярно писали о том, что весь храм пошёл трещинами и медленно сползает в Москву-реку, что барельефы сделаны даже не из бронзы, а из пластика, а странный цвет куполов получился из-за того, что на их «золочение» не потрачено ни грамма золота. Но за прошедшие 25 лет, храм так и не сполз с холма, пластиковые барельефы оказались все-таки бронзовыми. Так что первые две претензии комментировать не стоит, а о куполах  рассказать стоит.

        Они действительно покрыты с использованием новых технологий. Сначала сталь, из которой сделаны купола, покрыли нитридом титана с помощью электронного напыления (старшее поколение наверняка помнит, что таким способом изготавливали зубные коронки, имитирующие золотые). Потом с помощью электронного напыления их покрыли золотом, а сверху был сделан ещё один защитный слой алмазной пыли. Кстати, на золочение куполов храма Христа Спасителя ушло 14 килограммов золота. Достаточно много, правда? И очень мало, если сравнивать предыдущей версией храма. Тогда на золочение куполов было потрачено 320 килограммов.

           Необычный цвет золочения получился от того, что в 90-е годы технология подбора цвета куполов церквей была экспериментальной, и не всегда конечный результат соответствовал проекту. Позднее выяснилось, что на цвет влияет марка нержавеющей стали, качество ее очистки перед напылением, качество всех компонентов напыления и ряд других факторов.

            Впрочем все искусствоведы и знатоки архитектуры единодушны в том, гораздо большей исторической достоверности удалось достичь во внутреннем убранстве. Интерьеры восстанавливали по сохранившимся фотографиям и кадрам кинохроники.

           Коридоры, ведущие в верхний храм, служат памятником военных действий 1812 года. На мраморных плитах помещены описания сражений, произошедших на территории России в 1812 году с датами, перечнем участвовавших войск, именами убитых и раненых офицеров и общим числом выбывших из строя, а также манифесты императора о начале и окончании войны. Восстановлены близко к аутентичным росписи потолков и мраморных мозаичных полов.

   

   

          Верхний храм — собственно храм Христа Спасителя, имеет три престола: главный освящён во имя Рождества Христова и два боковых на хорах в честь Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Общая площадь росписей внутри храма занимает около 22 тысяч квадратных метров, из них 9 тысяч квадратных метров покрыты сусальным золотом. Росписями занималась огромная армия художников и художников-реставраторов. Сложность этих работ заключалась не только в объёме и сроках, но и фактически утраченном иконописном мастерстве. Живописцы справились с работой блестяще, изобразив всё, что положено в православном храме: библейские сюжеты, святых, апостолов, евангелистов и Бога Саваофа с младенцем Иисусом и Святым Духом в виде голубя в подкупольном пространстве.

            К сожалению, оказалось по непонятной мне причине, что в храме запрещена съёмка даже на смартфоны. Так что дальше будет всего несколько фотографий, которые я сделала, пока строгий дядечка в чёрном костюме не закрыл рукой объектив смартфона. Но думаю, в этом нет особой беды. Храм Христа Спасителя после освящения стал кафедральным патриаршим собором, и два раза в год из него ведутся прямые трансляции праздничных богослужений на Пасху и Рождество.

 

 

       

           Нижний храм — это Преображенская церковь, воздвигнутая в память о находившемся на этом месте Алексеевском монастыре. В ней три алтаря: главный в честь Преображения Господня и два малых придела в честь Алексия, Божия человека и Тихвинской иконы Божьей матери. Фотографировать там тоже нельзя.

         Всем интересующимся хочу порекомендовать экскурсию в храм Христа Спасителя с подъёмом на смотровые площадки. Всего их четыре – под каждым малым куполом. Там можно увидеть купола с необычного ракурса и прекрасную панораму Москвы.

 

   

            С северной стороны храма разбит сквер с цветочными клумбами и фонтаном. Здесь же в 2005 году установлен памятник императору Александру II Освободителю работы Александра Рукавишникова.

 

           В 90-ые годы прошлого века о храме Христа Спасителя было принято говорить, что он был построен на «народные деньги», чуть ли не по подписке, т. е. на пожертвования, собранные по крупицам со всей Русской земли. Это не совсем так. Средства на строительство и храма на Воробьёвых горах, и на Волхонке были выделены из казны, которая формировалась из налогов. В этом смысле деньги были «народными». Сейчас о народных деньгах в отношении строительства храма почти не говорят. Что ж, такая вольность в трактовании истраченных средств в период возведения современного собора оправдана. Ведь на восстановление храма много средств действительно поступило от частных жертвователей, а чтобы увеличить их число и чувство покаяния за разрушенный храм в СМИ усиленно распространяли идею о строительстве разрушенного храма на «народные деньги».

04.01.2025

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *