КЛАССИЦИЗМ-2

КЛАССИЦИЗМ. Часть 2

      Усадьбы и общественные здания в классическом стиле встречаются в центре Москвы буквально на каждом шагу. Сегодня мы пройдем по арбатским переулкам и познакомимся с особняками в стиле классицизм этой части Москвы. Работая над материалом, я сомневалась, стоит ли рассказывать о некоторых из этих домов в статье, посвященной классицизму. Часть особняков представляет собой деревянные оштукатуренные строения, и было бы логично рассказать о них в разделе «Москва деревянная». Другая – перестроена в более позднее время, причем изменились не только внутренние помещения, но и фасады домов. Но все эти особняки имею в своей основе классические постройки первой половины 19 века. Поэтому мой рассказ о них будет именно здесь.

      Начнем нашу прогулку с Денежного переулка, 19. Классический особняк на этом месте был построен в период строительного бума в после пожарной Москве. Кто был владельцем дома тогда не известно. Зато известно, что владение, которое включало помимо главного дома флигель, хозяйственные постройки и достаточно большой сад, покупает купец второй гильдии владелец магазина церковной утвари, выходец из коломенского мещанства, Иван Андреевич Слонов.

      В 1898 году Слонов заказывает перестройку своего владения архитектору Николаю Дмитриевичу Струкову. Струков родился в семье художника-реставратора, основателя иконописной школы в Троице-Сергиевой лавре Дмитрия Михайловича Струкова.  Николай Дмитриевич окончил МУЖВЗ с Малой золотой медалью и званием неклассного художника архитектуры. В Москве работал в основном в стиле модерн. По его проектам построено много доходных домов, а также осуществлена перестройка разных московских объектов: особняков, храмов, общественных зданий. При желании какие-то элементы модерна можно отыскать и в главном усадебном доме Слонова, но в целом особняк сохранил черты классицизма.

       В главном доме жил сам Слонов со своим многочисленным семейством (у него было пятеро детей), в подвале размещались хозяйственные помещения и квартира для прислуги, во флигеле были обустроены две квартиры для сдачи в наем.

       В 20 веке постройки владения и сад были уничтожены, как и церковь Святой Троицы, которая примыкала к нему. На их месте была построена высотка МИД. А главный дом сохранился.  Сейчас в нем находится бюро пропусков МИД.

      Похожая судьба и у соседнего особняка в Денежном переулке. Дом под номером 13 построен в первой половине 19 века для купца Николая Константиновича Боля. Это был деревянный ампирный особняк на каменном фундаменте.

       В начале 1880-ых годов усадьбу покупает почетный гражданин и предприниматель Карл Александрович Гутхейль. Обрусевший немец Гутхейль унаследовал от отца издательство музыкальной специализации. Карл Александрович издавал ноты и партитуры русских и зарубежных композиторов, имел в Москве популярный нотный магазин и даже выпускал ежемесячный «Музыкальный журнал». Под его руководством «Издательство А. Гутхейля» стало одним из крупнейших музыкальных издательств в дореволюционной России.

      Купленный особняк Гутхейль решает перестроить. Работы по перестройке были проведены под руководством архитектора Владимира Павловича Гаврилова. К сожалению, все доступные мне источники не дают однозначной информации о перестройке особняка: то ли деревянное здание было полностью заменено каменным, то ли частично, то ли была проведена только перепланировка помещений, а фасады оштукатурены и оформлены новым декором. О полученном доме можно прочитать и такое: он выполнен в стиле модерн с элементами классицизма. На мой взгляд, модерн здесь, как и в предыдущем случае, только «при желании можно отыскать». Да и самого архитектора называют то Владимиром Павловичем, то Владимиром Петровичем. Единственное, о чем можно говорить с уверенностью, это тот факт, что задуманный проект главного фасада по какой-то причине был реализован с изменениями.

         С началом первой мировой войны Гутхейль был вынужден уехать из России, которую он считал своей второй родиной, а после 1917 года особняк в Денежном переулке, как и другая недвижимость Карла Александровича, был национализирован. В нем сначала разместились коммуналки, а в конце 1980-ых здание было передано МИД. Несмотря на ремонт, проведенный после передачи особняка, он постепенно ветшал и находился в аварийном состоянии. Та он выглядел в начале 21 века.

       В 2016—2017 годах была проведена полноценная реставрация особняка.  Были укреплены все несущие конструкции здания, фасадам возвращены первоначальный цвет и декор, восстановлены пространственно-планировочная структура помещений, входной деревянный тамбур и декоративное убранство интерьеров.

 

 

   

         В 2017 году особняк Н. К. Боля — К. А. Гутхейля стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинациях «Лучший проект реставрации/приспособления», «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ» и «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ». По данным газеты «Коммерсантъ» в здании разместилась клиника эстетической медицины «Bellefontaine». Видимо, МИД решило сдать особняк в аренду.

      Соседний дом (Денежный переулок, 11) также имеет сходную судьбу с двумя предыдущими: построен для одного владельца в начале 19 века, перестроен для другого в 1880-ых годах, в настоящий момент принадлежит МИД. И снова обилие неточностей и несостыковок в истории здания.

        Построен этот деревянный дом в 1815 году (по другим данным – в конце 18 века, что маловероятно) для корнета Александра Васильевича Толстого по проекту Николая Петровича Краснова, что тоже маловероятно, если только в начале 19 века не было архитектора — полного тезки тому, который жил и работал в конце 19 – начале 20 веков. Корнет Толстой был представителем нетитулованной ветви дворянского рода Толстых, и его иногда путают с полным тезкой, который был в конце 18 века   симбирским губернатором. По оформлению это был простой дом, обшитый крашеными досками.

        В 1880-ых особняк покупает потомственный почетный гражданин Михаил Грачёв. И опять неясно какой Грачев. Дело в том, в это время в Москве жили два потомственных почетных гражданина Михаила Грачева. Михаил Гаврилович Грачев был совладельцем известной фирмы «Братья Грачевы», которая выпускала золотые, серебряные и гальванические изделия. Второй Михаил Грачев был младшим сыном купца первой гильдии Семена Дмитриевича Грачева. Оба были состоятельными людьми, а о том, кто из них был настоящим владельцем дома в Денежном переулке москвоведы спорят до сих пор. Кто-то из этих Грачевых заказал в 1884 году реконструкцию дома архитектору Сергею Аркадьевичу Елагину.

        Фасад был оштукатурен и украшен богатой лепниной в стиле московского ампира – изящным карнизом, пилястровым портиком с кариатидами на капителях, картушем на тимпане фронтона, в котором помещена монограмма владельца «МГ» в обрамлении растительного орнамента и крылатых львов, роскошным обрамлением окон. Изменения коснулись и интерьеров: перестроенные помещения украсили лепные потолки, рельефы и росписи на стенах, наборный паркет из редких пород дерева.

       После 1917 года этому особняку повезло больше, чем предыдущим. Минуя стадию коммуналок и разнообразных контор, здание практически сразу было передано МИД. Разные службы МИД относились к особняку, в котором они располагались, бережно, что позволило сохранить здание в хорошем состоянии. Большая часть отделки фасадов и внутренних помещений сохранила первоначальный вид. Последние реставрационные работы проводились в доме в период с 2013 по 2014 годы.

       На углу Денежного и Большого Левшинского переулков расположено большое классическое здание. В отличии от рассмотренных ранее особняков, его фасады не претерпели каких-либо изменений с момента строительства. Это дом Дворцового ведомства, который был построен в конце 18 века на участке, принадлежавшем полковнику Алексею Федоровичу Ладыженскому. Для чего Ладыженский построил такой большой дом не известно, но вероятнее всего это был доходный дом.

         В 1835 году здание приобрела Московская дворцовая контора для размещения в нем квартир для своих сотрудников. В разное время в этом доме жили архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин, археолог, один из создателей исторического музея имени Императора Александра III Иван Егорович Забелин, историк Сергей Михайлович Соловьев.

         Уникальность дома Дворцового ведомства состоит в том, это одно из немногих зданий эпохи классицизма, которое не просто сохранило аутентичный вид, но и представляет образец застройки места слияния примыкающих переулков с устройством протяженных фасадов вдоль них.

      Декор фасадов лаконичен. Первый этаж рустован.  Скругленный угол дома подчеркнут четырьмя ионическими пилястрами и ажурным балконом. Окна простые, без украшений, только балконную дверь венчает треугольный сандрик. На боковых фасадах – лепные панно с пиками и античным шлемом, который поддерживают амурчики. Военная тематика панно указывает, как это часто было принято в эпоху классицизма, на род деятельности владельца постройки: Ладыженский был военным.

       Сейчас в здании располагаются Международный художественный фонд, полиграфическая компания «Квадрат-XXI век», Росмедпром и офисы других компаний.

       А мы пройдем немного по Большому Левшинскому переулку и свернем в Чистый (Обухов) переулок. Дом №4 в этом переулке — усадьба Волконской — фон Мекк.

      Здание построено по проекту неизвестного архитектора в 1821 году для Софьи Волконской, которую интернет упорно называет «бригадиршей». Среди обширного рода Волконских есть только одна Софья – Софья Григорьевна, дочь оренбургского губернатора Григория Семеновича Волконского. Замужем Софья Григорьевна была за своим дальним родственником Петром Михайловичем Волконским, блестящим военным, который окончил службу в чине генерал-фельдмаршала. Так что «бригадирша» к Софье Волконской никак не подходит, а почему не княгиня Волконская или на худой конец «генеральша» — не понятно. Может быть речь идет о какой-то другой Софье Волконской?…В разные годы владение числилось за коллежской советницей Анной Григорьевной Бороздиной и некой Маргаритой Христофоровной Корш.

        В 1896 году домовладение было приобретено Анной Георгиевной фон Мекк, супругой сына Надежды Филаретовны и Карла Федоровича фон Мекк, Александра Карловича фон Мекк — председателя русского Горного общества, мецената и крупного коллекционера.

       Деревянный дом с мезонином при разных владелицах менял свой облик, в основном переделки касались декора фасада. При фон Мекк, например, был разобран портик, а на его месте была устроена открытая терраса, которую со временем отгородили стеной с пилястрами. В советское время в здании располагались коммуналки и различные конторы, никаких реставрационных работ при этом не проводилось. К 1980-ым годам дом пришел в аварийное состояние.

        Реставрация началась в 1988 году. Реставраторы по архивным чертежам попытались воссоздать облик дома таким, каким он был в 1834 году. Деревянный дом полностью, включая мезонин, оштукатурили. Были восстановлены портик главного фасада с балюстрадой на первом этаже и ограждением балкона мезонина, руст цокольной части стен, лепные композиции над окнами первого этажа и мезонина на главном фасаде. Реставрация затронула и внутренние помещения: восстановлена анфиладная планировка парадного этажа, отреставрированы сохранившиеся анфиладные двери, печи первой половины и конца 19 века, деревянные лестницы с резным и балясинами, ведущие на антресоли и в мезонин, лепной декор потолка, часть подлинного дубового паркета конца 19 века. На месте первоначальной деревянной пристройки с главным входом, заменившей террасу, был выстроен новый объём с каменной лестницей, ведущей на первый этаж дома.

          Сейчас здание числится нежилым строением в частном фонде.

       И еще пара слов о доме Волконской – фон Мекк. Исследователи творчества Булгакова считают, что именно в подвале этого особняка снимал квартиру главный герой романа «Мастер и Маргарита».

        Напротив «дома Мастера» расположен еще один особняк в стиле классицизм. Это главный дом городской усадьбы Офросимовых. Он был построен в конце 18 века во владении капитана Артемия Алексеевича Обухова, по фамилии которого и назывался раньше Чистый переулок — Обуховский или Обуховый. В 1796 году владельцами усадьбы стали Офросимовы, генерал-майор Павел Афанасьевич и его супруга Настасья Дмитриевна. Усадьба сильно пострадала от пожара 1812 года, и ее пришлось полностью перестроить. Главный дом был возведен заново из дерева в стиле ампир по проекту архитектора Федора Кирилловича Соколова. Флигели по бокам дома и служебные здания, также деревянные, тоже перестроили.

          С 1856 года усадьба часто меняет хозяев, пока в 1899 году ее не покупает промышленник Степан Алексеевич Протопопов. Официально владелицей усадьбы становится супруга Протопопова, Мария Ивановна – принятая в те годы практика. Новые хозяева отремонтировали усадьбу, главный дом кроме печного отопления, получил водопровод и канализацию, левый флигель отстроили из кирпича, главный фасад украсил новый лепной декор, среди которого картуш с вензелем «МП» (Мария Пртопопова) на фронтоне главного фасада. Семья Протопоповых занимала главный дом и правый флигель, в левом размещались  квартиры для сдачи в наем.

        В 1918 году усадьбу национализировали. В главном доме до 1943 года размещалось посольство Германии, во флигелях жили сотрудники посольства. В 1943 году личным распоряжением Сталина все здания бывшей усадьбы были переданы Московской патриархии, в них разместилась резиденция тогдашнего патриарха Сергия. В настоящее время здания усадьбы занимают рабочая резиденция Патриарха, канцелярия и управление делами Московской патриархии.

       А мы пересечем Пречистенку и свернем в Мансуровский переулок. Особнячок, расположенный на участке между Мансуровским и Еропкинским переулками, выглядит совсем крошечным, но это не так: основной объем дома уходит в глубину участка.

           Одноэтажный деревянный дом с небольшим мезонином в глубине здания был построен в 1822 году на участке, которым владела некая Александра Захаровна Измальская-Платонова. На протяжении 19 века владение сменило несколько хозяев, пока в 1915 году его не купил у некой купчихи Е. А. Воскобоевой архитектор Александр Васильевич Кузнецов. Архитектурное образование Кузнецов получил в Петербургском Институте гражданских инженеров и Берлинском политехникуме, работал помощником у Кекушева и Шехтеля, преподавал в Императорском Московском техническом училище (нынешней Бауманке), где совместно с Виктором Александровичем Весниным основал архитектурный факультет. Кузнецов считается основателем отечественной школы промышленной архитектуры.

       Особняк в Мансуровском переулке Кузнецов перестроил с учетом своих нужд: он расширил главный дом, объединил его с флигелем в глубине участка, где обустроил мастерскую. Кузнецов снес деревянный забор. Вместо него появилась каменная ограда, нижняя часть которой прорезана арочными нишами, а верхняя представляет собой изящные ажурные решетки.

   

        А декор фасада остался прежним, ампирным, с характерными для стиля лепными элементами.

   

        После 1917 года семью Кузнецовых уплотнили, фактически сделав из особняка коммуналку. Потомки Александра Васильевича жили в этом доме до 2015 года. Нынешняя судьба усадьбы и ее будущее пока не ясны, несмотря на то, что он имеет охранный статус объекта культурного наследия федерального значения.

         Наш дальнейший маршрут по Мансуровскому переулку приведет нас на Остоженку. Архитектуру этой улицы в основном определяют доходные дома эпохи модерна, но на ней сохранились и особняки начала 19 века. Один из них, дом №49 – особняк Всеволожских.  Построен он в период между 1817 и 1825 годами вероятнее всего генералом Сергеем Сергеевичем Кушниковым. Позднее владельцем особняка стал Александр Всеволодович Всеволожский, бравый офицер, участник отечественной войны 1812 года и зарубежного похода русской армии. Уволившись со службы военной, Александр Всеволодович поступил на дипломатическую службу: он был причислен к московскому архиву коллегии иностранных дел.  С годами Всеволожский менял подразделения МИД, получал новые более высокие чины, но главной страстью его была литература и театр. Он водил тесную дружбу с Пушкиным и Грибоедовым, а в усадьбе гостили известные литераторы, издатели, философы той поры.

         С архитектурной точки зрения особняк представляет классический образец классического стиля (простите за тавтологию!). Передняя часть дома построена из дерева, задняя – возведена из камня и имеет невысокий второй этаж. И деревянная часть, и каменная оштукатурены. Главный фасад здания украшает портик из шести дорических колонн и лепные элементы, изображающие муз и Аполлона, играющего на лире, а тимпан фронтона — медальон с фамильным гербом Всеволожских. Внутри сохранилась планировка и оформление парадной анфилады.

            Сейчас в особняке расположены издательский дом «Ансар», Международная исламская миссия, Буддийская традиционная Сангха России.

            Закончим наше сегодняшнее знакомство с классицизмом на Пречистенке.

       Первый адрес – Пречистенка, 19/11, строение 1, дом князя Долгорукова. Во второй половине 18 века владение сложной формы на углу Пречистенки и Сеченовского переулка принадлежало генерал-майору Михаилу Никитичу Кречетникову. В 1772 -1773 годах Кречетников обустроил на этом участке городскую усадьбу, которая состояла из главного дома, двух флигелей по красной линии Пречистенки и двух каменных служебных зданий — в глубине участка. В 1793 году Кречетников умирает, а усадьбу у его наследников приобретает Екатерина Андреевна Долгорукова, урожденная Станкевич, для своего сына Андрея Николаевича.

        В конце 18 века над проездными воротами между главным домом и флигелями были надстроены галереи. Так на Пречистенке появился единое протяженное здание. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные альбомы» Матвея Федоровича Казакова, поэтому считается, Казаков и является автором проекта этой усадьбы.

         Усадьба сильно пострадала от пожара 1812 года, восстановление длилось до 1847 года, хотя основные восстановительные работы были завершены уже в 1816 году. Часть помещений первого этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки. В 1846 году усадьбу покупает некто И. В.  Лаврентьев, который практически все помещения сдает в аренду: главный дом занимает 1-ая Московская гимназия, позже — школа межевых топографов.

         Следующим владельцем в середине 1850-ых годов стал штабс-капитан Николай Павлович Воейков, адъютант генерала Ермолова. Выйдя в отставку, Воейков поселился в своем родовом имении в Калужской губернии, а московскую усадьбу сдал Александро-Мариинскому училищу Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, основанному известной благотворительницей Варварой Евграфовной Чертовой. В 1899 году училище было преобразовано в Александро-Мариинский институт имени кавалерственной дамы В. Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт просуществовал в стенах усадьбы до 1917 года. В нем получали образование дочери офицеров Московского военного округа: прошедшие полный курс становились учительницами, а общий курс – воспитательницами начальных училищ. Попечительницей института была великая княгиня Елизавета Федоровна. В начале 20 века для нужд института были проведены перестройки усадьбы, включая перепланировку зданий и строительство двух трехэтажных корпусов на месте обветшавших хозяйственных построек по проекту архитектора Николая Дмитриевича Струкова.

         В советское время здания бывшего института были заняты учреждениями наркомата, а позднее министерства, обороны. В 1921 году здания бывшей усадьбы – института стала занимать Академия РККА. Тогда же произошли очередная перепланировка и ремонт. В 1998-2000 годах министерство обороны покинуло здание, в главном доме была проведена реставрация, а с 2001 года здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».

          Сейчас главный фасад дома Долгорукова предстает перед нами практически полностью в том виде, в каком ее восстановили после пожара 1812 года. Фасад трехчастный: в центре – ионический портик с треугольным фронтоном бывшего главного дома, по краям – фасады бывших флигелей с четырьмя ионическими пилястрами и ажурными балконами. Флигели соединены с главным домом галереями с коринфскими колоннами. Лепнина на античные сюжеты бережно восстановлена.

 

   

         Единственное, что мне так и не удалось выяснить, были ли лепные элементы раньше размещены на синем фоне. По крайней мере на фотографии начала 1990-ых лет, которую я разыскала в интернете, синего цвета не видно. Возможно реставраторам удалось найти описание. что именно такой декор украшал дом в 19 веке.

           Неподалеку расположен дом №20, который в путеводителях по столице значится, как дом генерала Ермолова. Но история этого места начинается задолго до того, как здесь поселился Ермолов. В конце 18 века на Пречистенке предположительно по проекту М. Ф. Казакова был построен деревянный особняк в классическом стиле для доктора Христиана Ивановича Лодера. Рядом была открыта лечебница. Доктор Лодер считал, что многие «великосветские» недуги можно вылечить отдыхом, прогулками на свежем воздухе, минеральными водами.  По легенде от фамилии доктора произошло слово «лодырь», так москвичи называли гуляющих в саду лечебницы «больных».

       В пожаре 1812 года особняк полностью сгорел. Лодер продает участок с остатками построек графине Елизавете Федоровне Орловой, урожденной Ртищевой. На месте сгоревшего дома строится двухэтажный каменный дом. В 1851 году хозяином дома становится Алексей Петрович Ермолов, генерал, герой отечественной войны 1812 года и покоритель Кавказа. Здесь Ермолов прожил десять лет до самой смерти в 1861 году. Он собрал в доме богатейшую библиотеку, которая позднее была утеряна.

        Следующий владелец — Владимир Дмитриевич Коншин, предприниматель, купец 1-ой гильдии, коммерции советник, получивший за коммерческие успехи потомственное дворянство. Коншин был одним из учредителей и председателем правления Товарищества костромской большой льняной мануфактуры. Владимир Дмитриевич был родственником и деловым партнером Павла Третьякова, он был женат на его сестре, Елизавете. Другая сестра Третьякова, Софья, была женой архитектора Александра Степановича Каминского. Поэтому неудивительно, что для реконструкции своего дома в 1873 году Коншин пригласил именно Каминского.

       В конце 19 века владельцем особняка стал Алексей Константинович Ушков. Предприниматели Ушковы прежде всего известны тем, что они были одними из первых в России успешными предпринимателями в области химической промышленности. Кроме того, Ушковы владели золотыми приисками, рудниками, заводами по производству кирпича и метлахской плитки на Урале и в Поволжье. А Алексей Константинович получил в наследство от своей матери Марии Григорьевны, урожденной Кузнецовой, еще и чайное производство, в которое входили даже собственные плантации на Цейлоне.

        Алексей Ушков был не просто богат, а очень богат. И его особняк тоже должен был выглядеть очень богато. Его перестраивают внутри, а снаружи на основе ампирного декора появляется обильно украшенный лепниной фасад, стилизованный под барокко.

       Цветочные гирлянды, ветки лавра и листья аканта, картуши, женские и львиные маскароны, орлы, балюстрада на крыше с вазами-урнами, ажурный балкон – таким стал фасад этого особняка при Ушкове.

 

   

 

       Внутри дом был отделан в стиле эклектики: здесь были залы помпейский, римский, два наполеоновских, севрский, мавританский по моде того времени. Кто конкретно занялся проектом перестройки дома не известно. Считается, что Ушков заказал проект своего дома в Казани и перестройки дома в Москве архитектору Карлу Людвиговичу Мюфке, постройки которого до сих пор украшают улицы Казани и Саратова. Такая версия очень вероятна, особенно если сравнить дома Ушкова в Казани и в Москве.

 

          Вторая жена Алексея Константиновича, Александра Михайловна Балашова, была балериной Большого театра. Специально для ее домашних репетиций в особняке была оборудована комната со зеркальными стенами. Во многом благодаря этому факту в национализированном особняке в 1921 году поселилась   Айседора Дункан и открыла здесь детскую хореографическую студию. Вскоре после свадьбы здесь поселился и Сергей Есенин. Супруги проживали в особняке до 1924 года. В конце 1920-ых годов в доме располагались квартиры сотрудников различных организаций, а в 1930-ых работала выставка охраны материнства и младенчества. С 1958 года особняк принадлежит Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса Министерства иностранных дел.

         В 1999 году была проведена комплексная реставрация дома Ермолова. Отреставрированы фасады и интерьеры внутренних парадных помещений. В ходе реставрации была раскрыта считавшаяся ранее утраченной отделка интерьеров «мавританского» зала, вероятно выполненная по проекту Шехтеля, который оформлял интерьеры домов семейства Ушковых в Москве и в Крыму.

        Два следующих особняка на Пречистенке в стиле классицизм сейчас занимают литературные музеи.

          Пречистенка, 11/8. Главный дом городской усадьбы Лопухина – Станицкой.  Дом построен в 1817 — 1822 годах в стиле московского ампира предположительно по проекту Афанасия Григорьевича Григорьева для Василия Абрамовича Лопухина. Василий Абрамович умер до завершения строительства, а владельцем дома стал его сын Абрам Васильевич. А. В. Лопухин известен как популярный поэт и переводчик своего времени, о таланте которого одобрительно отзывался Жуковский. Что касается архитектора, то он выходец из крепостных помещика Козловского уезда Тамбовской губернии В. К. Кретова. Обучался строительным ремеслам в семейной фирме Жилярди. Вместе с Доменико учился в Архитекторской школе при Экспедиции кремлевского строения. Как архитектор Григорьев был очень успешен: он смог самостоятельно выкупить личную свободу в возрасте 22 лет.

                 Григорьев построил для Лопухина, если можно так сказать, классический дом в стиле ампир, строгий и изящный. Шестиколонный ионический портик, на который опирается треугольный фронтон, характерная рустовка фасада, гармоничные пропорции окон, лепнина на античную тематику, указывающая на род деятельности владельца (музы, лиры и прочие атрибуты искусства) — дом стал образцом для подражания при строительстве других ампирных зданий.

           Кстати, дом этот деревянный, размещенный на низком каменном цоколе. Парадная анфилада, расположенная вдоль уличного фасада, сохранила первоначальную отделку: лепнину карнизов и потолков, плафонную живопись, разделяющие пространство интерьеров коринфские колонны, отделанные под мрамор. Со стороны двора дом имеет второй антресольный этаж, где проходила повседневная жизнь хозяев.

             В конце 19 века владелицей усадьбы стала Екатерина Ивановна Станицкая. С 1920 года в особняке располагается музей Льва Толстого, основанный в 1911 году членами Толстовского общества. Сам Лев Николаевич в этом доме никогда не бывал, в Москве он жил в собственной усадьбе в Большом Хамовническом переулке, который в 1920 году был  переименован в улицу Льва Толстого. Экспозиция музея посвящена литературному труду писателя. Здесь хранятся личные вещи Толстого, семейные реликвии, фотографии писателя и его близких друзей.

            В доме по адресу Пречистенка, 12/2 тоже расположен литературный музей – музей Пушкина. А располагается он в бывшей усадьбе Хрущевых-Селезневых. История участка начинается с 1750-ых годов. Тогда им владел Степан Степанович Зиновьев. Сменив несколько хозяев, в 1814 году участок становится собственностью прапорщика Александра Петровича Хрущева. Ему досталась сильно пострадавшая от пожара 1812 года усадьба. При Александре Петровиче на старом фундаменте был возведен новый дом в стиле ампир. Проект дома предположительно разработал все тот же Афанасий Григорьев возможно совместно с Доменико Жилярди. Деревянный особняк на каменном цоколе имеет угловое расположение, поэтому оба фасада оформлены как парадные: со стороны Хрущевского переулка это портик из расположенных парами восьми ионических колонн, со стороны Пречистенки —  шестиколонный портик. На каменном цоколе размещены террасы с кованными ограждениями, которые стали отличительной чертой дома.

 

           Оштукатуренные стены имеют такую же рустовку, как и в доме Лопухина – Станицкой, и характерные для ампира лепные украшения.

           За домом был разбит небольшой сад, в который можно было попасть с задней террасы.

          В саду располагалась беседка-полуротонда для проведения музыкальных вечеров на открытом воздухе. К сожалению, ее снесли в 1930-ых годах.

          В 1840-ых годах усадьба перешла во владение семейства торговцев чаем Рудаковых, а в 1860-ых ее приобрел штабс-капитан Дмитрий Степанович Селезнев. После смерти Дмитрия Степановича в 1884 году усадьба по завещанию отошла его вдове и дочери Екатерине Дмитриевне Матвеевой. А в 1896 году на имя Московского губернского предводителя дворянства от Е. Д. Матвеевой поступило заявление о желании пожертвовать дворянству Московской губернии принадлежащее ей в Москве владение, оцененное в 800 тысяч рублей, с целью устройства здесь какого-либо благотворительного воспитательно-образовательного учреждения. В 1906 году состоялось торжественное открытие и освящение нового благотворительного учреждения детского приюта.  Приют имени Дмитрия Степановича и Анны Александровны Селезневых состоял в ведении министерства внутренних дел и имел своею целью призрение и первоначальное обучение малолетних дочерей обедневших потомственных дворян Московской губернии. При приюте учреждалась двухгодичная школа на правах частного учебного заведения Московского дворянства.

             После 1917 года в хозяйственных постройках разместились коммуналки, а главный дом по очереди занимали музей игрушки Московского техникума кустарной промышленности, филиал Государственного литературного музея с выставкой, посвященной Маяковскому, управление МИДа. В 1949 году здание снова передано литературному музею, здесь открылась сначала выставка, посвященная к 150-летию со дня рождения Пушкина, а с 1961 года – музей Пушкина. Экспозиция посвящена этапам жизни и творчества поэта. В ней представлены дары музею частных лиц и организаций: живопись и графика, книги, предметы прикладного искусства, мебель. Все они, как говорится, предметы эпохи, но личных вещей Пушкина в музее нет.

   

 

   

 

             Сохранились некоторые интерьеры усадьбы.

 

      В 1996 году была проведена масштабная реконструкция здания. В нем заменили инженерно-технические коммуникации, построили подземную часть музея с рекреационной зоной, где разместились гардероб, буфет, сувенирный и книжные киоски, усадебный двор получил остекленное перекрытие, объединившее в единое целое отдельные строения усадьбы, что создало дополнительные площади для проведения выставок.

         Говоря о районе Арбата и Пушкине нельзя не упомянуть о доме 53 на Арбате. В основе дома – палаты середины 18 века. В начале 19 века владельцем особняка был коллежский асессор Никанор Семенович Хитрово, а затем его наследники. После пожара 1812 года особняк восстановили в стиле классицизма с колоннадой на главном фасаде. После Хитрово домом владели купцы П. И. Борегар и И. В. Патрикеев. Дом был большим, и вплоть до 1917 года в нем сдавались квартиры. Внешний вид фасадов сохранялся в неизменном виде до 1917 года. После национализации в особняке некоторое время размещался театр Красной армии, позднее — коммуналки. Колоннада была разрушена как избыточный элемент для коммунального жилья.

         Этот дом на Арбате интересен тем, что здесь после венчания с Натальей Николаевной Гончаровой примерно три месяца снимал квартиру для себя и своей молодой супруги Пушкин. Дом был отреставрирован в 1980-ых годах, а с 1986 года в нем размещается Мемориальная квартира Пушкина на Арбате. В процессе реставрации зданию вернули черты классицизма. Его центральная часть выделена фронтоном над небольшим ризалитом, который украшает балкон с ампирным кованым ограждением. Нижний этаж дома рустован. А вот колоннаду так и не восстановили.

         А закончим наше сегодняшнее путешествие на углу Смоленской площади и переулка Каменная Слобода. Здесь располагается изящный классический особняк. Как гласит табличка на стене — это жилой дом с лавками Золотаревой И. С. – Финогеновых.

        Если дом с лавками, то его владельцы, вероятнее всего, купцы. Правда, чем торговали эти купцы неизвестно. Меня немного смущает картуш с гербом на фронтоне, все-таки это элемент декора дворянского особняка. Но о принадлежности особняка кому-нибудь из дворян сведений нет.

           Построен особняк в 1832 году. Угол дома скруглен видимо для удобства проезда повозок – на Смоленской площади был большой рынок, и движение здесь наверняка было оживленным. Отсутствие портика компенсируется прекрасной лепниной на втором этаже: над окнами, в тимпане треугольного фронтона, на карнизе под ним.

   

         Сейчас в здании располагается управляющая компания группы «Магнат», занимающейся логистикой и маркетингом.

14.03.2021

 

 

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

КЛАССИЦИЗМ-2 — 3 комментария

    • Вам спасибо за отзыв! А на сайте у меня много интересных материалов для самостоятельных «экскурсий».

  1. Бесплатный совет: заведите у себя в блоге рубрику типа «самые горячие обсуждения» или что-то в этом роде. Там можно будет комментировать самые обсуждаемые темы блога…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *