КЛАССИЦИЗМ-3

КЛАССИЦИЗМ-3.

        «Искусствоведы естественный процесс жизни сделали искусственным, поделив его на «клеточки»: в таких веках – развитие одного стиля, а дальше — зарождение и распространение другого, здесь – ранний романский стиль, а здесь – готический и т.д. Все последовательно расписано, по полочкам разложено и систематизировано. Но на практике вся периодизация условна, более того, позволим себе сказать, что она создана, чтобы систематизировать теорию. Как тут не вспомнить Мефистофеля:

       «Теория, мой друг, суха,

                                                  Но зеленеет жизни древо».

       Но на самом деле этого деления не существует…»

         Эта цитата из четвертой книги цикла «Мост над бездной» известного искусствоведа Паолы Волковой, которая, кстати, посвящена в основном архитектуре, как нельзя лучше подходит к теме нашего сегодняшнего рассказа. К какому периоду нужно отнести то или иное здание. Построенное в конце 18 века – это классицизм (здесь и дальше речь идет о русском классицизме). А если его декор сохранил черты барокко или рококо – это что за стиль? Построенное в первой половине 19 века – это классицизм или его поздний вариант ампир. А если здание построено, например, в 1880-ых годах, но сохранило классические черты? Или наоборот – построено до 1850 года, но декор не в полной мере соответствует классике? А если здание и вовсе перестроено в начале 21 века, но все элементы классицизма сохранены и восстановлены? Чтобы избежать четкого деления на стили в таких случаях часто говорят об эклектике или о каком-то конкретном стиле с элементами другого. Вот о таких домах, построенных в классическом стиле или в период распространения классицизма, но имеющих отличия от, извините за тавтологию, классического классицизма, и пойдет речь в этом материале.

         Пречистенка, 14 – жилой дом А. И Матвеевой. Владение на углу Пречистенки и Хрущевского переулка известно с конца 17 века, когда там были построены первые жилые палаты. В 18 — начале 19 веков сменилось несколько владельцев участка и построек на нем, среди которых был князь Николай Семенович Вяземский. Усадьба сильно пострадала во время пожара 1812 года. В 1860 году старую усадьбу выкупила потомственная гражданка купчиха А. И. Матвеева. Об этой даме ничего не известно. Даже в справочниках «Вся Москва. Адресная и справочная книга» она значится под разными именами – Анна Ивановна и Мария Ивановна. В 1875 году Матвеева пригласила знаменитого московского архитектора Александра Степановича Каминского для строительства на участке нового дома, который и был построен в период с 1875 по 1880 годы. Выпускник Императорской академии художеств Каминский был отправлен для дальнейшего обучения в Италию, где познакомился с семейством Третьяковых, и в конце концов женился на сестре Павла Михайловича Третьякова Софье. Вернувшись в Россию, Каминский поселился в Москве, принимал участие в строительстве храма Христа Спасителя по проекту своего учителя Константина Тона и, благодаря Третьяковым, стал очень востребованным архитектором в купеческой среде. Видимо Матвеева была достаточно состоятельной дамой, т.к. проекты Каминского были недешевы.

       Что же построил Александр Семенович?  Считается, что особняк, построенный на фундаменте палат 17 века, выдержан в стиле эклектики. Однако, сколько классических элементов мы можем отыскать в его декоре! Треугольный фронтон над входом, изящные полуколонны дорического ордена в обрамлении входной двери и некоторых окон, замковые камни: простые над окнами первого этажа и в виде мужских маскаронов – на втором, пилястры с античными женскими маскаронами в обрамлении балконной двери, рустованные угловые ризалиты – все это элементы классицизма. Да и лепнина с растительными мотивами, хоть и не состоит из венков и гирлянд, близка к стилистике классицизма.

   

         Сохранились интерьеры особняка. Они, кстати, выдержаны в классическом стиле. Сейчас здание занимает Управа района Хамовники. Так что есть шанс попасть внутрь здания, если турагенства договорятся о проведении в особняке экскурсий.

        Следующий адрес – Вспольный переулок, 5. Главный дом городской усадьбы, который был построен (или перестроен) в 1859 году. Несмотря на то, что здание имеет статус регионального памятника архитектуры, сведений о нем нет практически никаких: имени владельца и автора проекта мне отыскать не удалось. Известно только, что дом дважды перестраивался – в 1859 и 1901 годах. Перестройкой занимались гражданский инженер Николай Владимирович Султанов и архитектор Иван Гаврилович Кондратенко.

      Выпускник Петербургского строительного училища, ставшего позднее Институтом гражданских инженеров, Султанов строил реставрировал храмы в Москве, Петербурге и других городах России, переделывал и реставрировал интерьеры в усадебных домах и дворцах, преподавал в Институте гражданских инженеров и писал учебники и книги по архитектуре.

           Иван Гаврилович Кондратенко – известнейший московский архитектор, построивший в городе более тридцати доходных домов. О нем и его работах я неоднократно рассказывала в статьях о доходных домах http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-2/, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-3/, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-4/, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-7/.

           Дом во Вспольном переулке декорирован скромно: замковые камни в оформлении окон второго этажа, полуциркульные сандрики над центральными окнами первого этажа и меандровый фриз между первым и вторым этажами. Кусочек меандра украшает и флигель, который был построен в 1883 году по проекту архитектора Ивана Федоровича Червенко. Инженерное образование Червенко получил в Политехнической школе Цюриха, был вольнослушателем МУЖВЗ, звания архитектора так и не получил, поэтому и зданий, построенных по его проектам немного. В основном Иван Федорович занимался перестройкой и отделкой интерьеров. Так что флигель во Вспольном переулке, пожалуй, единственная сохранившаяся постройка Червенко.

          Сейчас оба здания занимают офисы компаний ООО «Ландер» и ООО «Медиарт групп», основным видом деятельности которых является оптовая торговля разнообразными товарами.

         Еще один памятник архитектуры расположен по адресу Вспольный переулок, 21. Особняк был построен в 1857 году для дочери известного российского трагика Павла Степановича Молчанова, актрисы Екатерины Павловны Мочаловой. В 1888 году усадьбу покупает князь Владимир Григорьевич Малич и записывает недвижимость, как это было принято в то время, на имя своей супруги Марии Сергеевны.

          Главный дом усадьбы представляет собой образец московского ампира с симметричной композицией, центр которой составляет колонный портик. Дом был перестроен в 1906 — 1910 годах по проекту архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского. Жолтовский окончил Императорскую Академию Художеств со званием художник-архитектор. Работал в Москве, причем в первые годы советской власти он удачно вписался в новые тенденции советского авангарда, преподавал в Строгановском училище.

         Оставив основу главного фасада здания, Жолтовский сделал его более нарядным. Портик, состоящий из четырех коринфских полуколонн, украсили лепные панно на тему вакханалий и дробный карниз, характерный для раннего итальянского классицизма, в частности для творчества Андреа Палладио. Одновременно с реконструкцией к дому был пристроен двухэтажный флигель.

 

        До 1917 года Маличи сдавали дом внаем, а после революции в нем сначала устроили коммунальные квартиры, а затем использовали под административные нужды. Сейчас здание сдается под офисы.

           Справа от особняка расположено двухэтажное здание, которое в справочниках значится как конюшня некой А. П. Никитиной, построенная в 1903 году по проекту Федора Никитича Кольбе. Кольбе окончил МУЖВЗ со званием классного художника архитектуры и с Малой серебряной медалью. Много строил в Москве в стиле неоклассицизма, модерна и в русском стиле. Здание конюшни Никитиной построено в стилистике неоклассицизма и неплохо гармонирует с особняком Молчановой-Малич. Сейчас здание бывшей конюшни объединено с домом 22, строение 1 по Садовой-Кудринской и его занимает основанный как студенческая театральная студия в 1971 году театр «На досках».

      А теперь предлагаю пройти пересечь Малую Никитскую, Поварскую, свернуть в Трубниковский переулок и познакомиться с рядом домов этого московского района.

         Трубниковский переулок, 21 строение 1, жилой дом М. П. Арсеньевой. В конце 18 – начале 19 века владение принадлежало одному из представителей рода Толстых. В интернете есть информация, что это был секунд-майор В. П. Толстой, но поиск такого человека по родословным книгам результата не дал. Это не удивительно – род Толстых очень большой, как в прочем, и другие известные роды: Шереметевы, Вяземские и Голицыны. Поиск конкретного человека этих фамилий требует специальных исследований.

          В 19 веке владение было разделено на две части, а интересующий нас участок сменил несколько хозяев. В 1870-ых годах владелицей участка становится некая М. П. Арсеньева. Фамилия достаточно распространенная, но вряд ли эта дама состояла в родстве с бабушкой Лермонтова или путешественником и исследователем Дальнего Востока Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым. В 1876-1877 годах на участке строится жилой дом в так называемом «византийском» стиле. Вторая половина 19 века характеризуется как раз переходом от классицизма к историзму, когда здания приобретают черты ушедших эпох. Именно тогда появляется русско-византийский, а позднее несколько модификаций русского стиля http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-1/ . Вспомним хотя бы храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец.

       Проект дома в Трубниковском переулке был разработан гражданским инженером Александром Алексеевичем Никифоровым. Никифоров окончил Петербургское строительное училище (Институт гражданских инженеров). Имя Никифорова было занесено на мраморную доску как «отличнейшего» выпускника. Работал в основном в Москве, основной сферой деятельности Никифорова были строительство объектов железной дороги, учебных и медицинских учреждений, храмов.

         Никифоров построил здание с симметричным фасадом, двумя входами, изящными балконами и члененное вертикальными декоративными элементами, которые являются нечто средним между лопаткой и пилястрой. Лепных элементов на фасаде немного: прерывистые фризы, карниз с обилием лепнины над балконами и медальоны с орнаментом между полуциркульными окнами второго этажа.

        Симметричность здания и два отдельных входа позволяют предположить, что дом изначально строился на две квартиры: одна для владельцев, а другая для сдачи внаем. И действительно, на рубеже веков в этом доме снимал квартиру экономист и писатель Александр Сергеевич Ушаков, автор повестей, мемуаров, пьес, очерков о московской жизни и экономических трудов.

           После 1917 года в здании разместились коммуналки. А сейчас его занимает департамент социального обслуживания района Арбат.  До наших дней строение сохранилось почти без изменений, а утраченные в советские годы элементы были восстановлены во время реставрации.

          Соседний дом (Трубниковский переулок, 21, строение 2) хоть и имеет статус памятника архитектуры вовсе безымянный: нет никаких сведений ни о владельцах, ни об архитекторе, а дата постройки обозначена как вторая половина 19 века. Возможно это флигель усадьбы Арсеньевой, но подтверждения этому факту нет. Декор главного фасада аскетичный: рустовка первого этажа, простой карниз и не менее простое оформление окон. Дом также имеет два входа и, вероятно, как и дом Арсеньевой имел две квартиры, одна из которых сдавалась внаем. Так что оба эти дома можно считать в какой-то степени доходными домами.

        Еще один безымянный особняк расположен по адресу Трубниковский переулок 30а. Городская усадьба – деревянный дом с флигелем – построены в первой трети 19 века. Вернее, были построены, потому что то здание, которое мы видим сейчас построено в 2006 году на месте прежнего усадебного дома. Не знаю какова была сохранность старой постройки, вполне может быть, что износ деревянных конструкций был катастрофическим. В пользу этого свидетельствует тот факт, что на месте старой усадьбы внешне воссоздали дом начала 19 века, за исключением надстроенной мансарды, а не построили что-то абсолютно новое.  Тем не менее в 2017 году усадьба исключена из перечня объектов, обладающих признаками культурного наследия.

        Главный фасад особняка типичен для классицизма: четырехколонный ионический портик, треугольный фронтон, отделенный от портика лепным фризом, рустовка низа фасада до уровня завершения окон, замковое оформление крайних окон и полукруглые сандрики с лепниной центральных.

    

         Сейчас это офисное здание с крутыми охранниками, которые завидев мой фотоаппарат, потребовали у меня разрешение на съемку (!?), а на мой ответ, что я просто фотографирую дома и для этого никакого разрешения не надо, сказали, чтобы я снимала с противоположной стороны переулка. Вот так! Зато мы можем рассмотреть восстановленную ограду с меандровым узором ее кованной части.

       Трубниковский переулок, 17. Типичный деревянный особняк с мезонином на высоком каменном цоколе с двумя ризалитами и антресолью со стороны двора середины 19 века, украшенный, однако, рокайльными мотивами. Первый известный план домовладения относится к 1822 году, когда здание принадлежало некой Е. Солнцевой.  С тех пор сменилось несколько владельцев, утрачен сад, изменены исторические границы усадьбы, снесены дворовые строения, но дом, несмотря на несколько перестроек, все же сохранил свои характерные черты.

         В конце 19 века хозяевами дома были купцы-миллионеры братья Дмитрий Петрович и Петр Петрович Боткины. «Чайные короли» Боткины были известными новаторами в своем деле. В середине 19 века они первыми открыли закупочную чайную контору в Лондоне, а уже оттуда стали завозить в Россию вместо знакомого китайского диковинные в ту пору индийский и цейлонский чаи. Боткинский чай оставался всегда чаем самого высокого качества.

        В 1889 году владельцем дома в Трубниковском переулке становится художник и коллекционер Илья Семенович Остроухов, который женился на дочери Петра Боткина Надежде Петровне, а дом в Трубниковском переулке стал ее приданным.

       Илья Остроухов был успешным художником-пейзажистом и не менее успешным коллекционером. Объектом его коллекционирования стала древнерусская живопись и живопись современных художников. Большое влияние на художественный вкус и коллекцию Остроухова оказала дружба с Павлом Третьяковым, после смерти которого в 1899 году Остроухов был избран членом попечительского совета Третьяковской галереи, а с 1905 года стал его главой. Кроме богатейшего собрания старинных икон в коллекции Остроухова были работы Серова, Левитана, Врубеля, Репина, Дега, Матисса, Ренуара, Мане, а Матисс даже гостил в доме Остроухова в Трубниковском переулке в 1909 году.

         При Остроухове дом перестраивался применительно к нуждам и вкусам семьи, что во многом определялось коллекционированием хозяина. Для создания надлежащих условий хранения и экспонирования коллекций, а также для занятия живописью со стороны переулка в 1905 году была сделана одноэтажная каменная пристройка, которая в 1914 достроилась вторым этажом и новой каменной двухэтажной жилой пристройкой со стороны двора. А декор главного фасада оставался неизменным: портик из четырех пилястр, треугольный фронтон над мезонином, цветочные лепные гирлянды и полуциркульные сандрики над центральными окнами с рокайльным декором.

        В 1918 году частный музей Остроухова был национализирован, а его владелец стал пожизненным хранителем «Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова», получившего статус филиала Третьяковской галереи. В 1929 году музей был закрыт окончательно, коллекция переведена в Третьяковскую галерею, а дом был приспособлен под коммуналки.

           В 1979 году коммуналки расселили, а здание передали государственному Литературному музею. Были проведены реставрационные работы, восстановлены внутренняя планировка и декор. В 1983 году здесь открылась первая литературная выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Василия Андреевича Жуковского. С 1984 по 1992 года в его стенах работала экспозиция по истории русской литературы 20 века. С 1992 года дом Остроухова получил статус выставочных залов ГЛМ. В 2014 году отдел литературы 20 века переименован в научно-экспозиционный отдел «Дом И. Остроухова в Трубниках». Здесь проходят историко-литературные, юбилейные, персональные выставки.

         Соседний дом под номером 15 является памятником архитектуры и значится как главный дом городской усадьбы П. А. Новикова — Н. В. Смольянинова — Л. М. Савелова, о чем сообщает табличка на здании.

          Главный дом усадьбы являлся типичной постройкой послепожарной Москвы начала 19 века: небольшой деревянный одноэтажный дом на каменном полуподвале с мезонином и антресолями расположенный на красной линии улицы с двумя входами по бокам и лаконичным декором в стиле ампир. Он был возведен в 1819 году для семейства тайного советника Павла Степановича Рунича. Изначально в доме лишь небольшая северная часть здания была каменной. Усадьба часто меняла владельцев и перестраивалась, причем в основном за счет увеличения каменной части.

       В 1822 году усадьба числится за статским советником Петром Александровичем Новиковым. При нем сносится часть дворовых построек и деревянный флигель, главный дом расширяют и заново покрывают штукатуркой. Следующим владельцем в 1886 году становится губернский секретарь Николай Владимирович Смольянинов. Он пригашает архитектора Максима Карловича (Вильгельма-Эдуарда Максимилиана) Геппенера для переделки главного дома и других построек усадьбы. Выходец из семьи немецких купцов Геппенер учился на строительном отделении Политехникума в городе Карлсруэ, а вернувшись в Россию поступил в помощники к московскому архитектору Александру Степановичу Каминскому и получил от Императорской Академии художеств звание неклассного художника архитектуры за выполненный им проект концертного зала.  Геппенер много строил в Москве, среди его проектов усадебные и доходные дома, храмы, промышленные и административные здания.

      В доме Смольянинова Геппенер проводит значительные переделки: расширяет и перестраивает в камне северную часть дома, переносит вход на красную линию, меняет внутреннюю планировку, перекладывает печи, усложняет декор фасада: он получает тот вид, который мы можем видеть сейчас. Кроме пилястрового портика, симметричных ризалитов в центре фасада и треугольного фронтона над мезонином появляются лепные украшения в виде цветочно-фруктовых гирлянд, полуколонн с «античными» женскими маскаронами и нарядного карниза между основным объемом и мезонином с кронштейнами, украшенными листьями аканта. В 1886 же году строится новый флигель, который, к сожалению, так и не получил статус памятника архитектуры. При следующем владельце Иване Ивановиче Елагине в доме появляется водопровод и канализация.

   

   

        В начале 20 века усадьбу покупает камергер Высочайшего Двора действительный статский советник Леонид Михайлович Савелов. В 1911 году по инициативе супруги Леонида Михайловича Надежды Андриановны в доме проводятся последние переделки, в частности парадный вход в дом переносят с главного фасада на боковой северный и пристраивают к нему каменные ступени, бывший входной проем переделывают в окно.

             Сейчас здания бывшей усадьбы сдаются под офисы различных компаний.

        Большой Ржевский переулок, 5. По этому адресу располагается бывшая городская усадьба М. Н. Орлова — А. Ю. Долгорукова — А. Т. Назаровой. Сразу отмечу, что владельцев усадьбы было больше, а конкретно об этих практически ничего не известно.

        В начале 19 века участок между Большим Ржевским и Борисоглебским переулками принадлежал дворянину Василию Дмитриевичу Березникову. Эта обширная усадьба была застроена деревянными зданиями и, естественно, после пожара 1812 года от нее остались только головешки. В 1817 году участок купил комиссионер 8-го класса М. Н. Орлов. Фактически это был купец, т.к. комиссионер – это человек, который покупал товар крупным оптом, а продавал его мелким оптом, имея с этого денежную комиссию.  Орлов разделил участок на две части и построил со стороны Большого Ржевского переулка одноэтажный деревянный дом на каменном фундаменте с ризалитом со стоны двора. Это тот самый дом, который сохранился до сих пор. Западная же часть участка со стороны Борисоглебского переулка долгое время оставалась пустой.

          Сохранились чертежи главного дома, датированные 1837 годом. Фасад был выдержан в стиле московского ампира. Главным украшением дома был выдающийся четырехколонный ионический портик, стоящий на рустованном подиуме. Он завершался широким карнизом и прямым аттиком. В 1864 году была проведена реконструкция главного фасада, в результате которой он лишился портика, а на месте колонн появились филенчатые пилястры. В 1880 году были возведены пристройки со стороны двора, выполненные по проекту Константина Ивановича Андреева. Андреев учился в Московском дворцовом училище, получил по окончании звание неклассного художника. Его работ в Москве немного – не более пяти усадебных домов.

          Следующая перестройка усадьбы произошла в 1888 году. Тогда по проекту архитектора и строительного подрядчика, автора многих проектов усадеб и доходных домов в Москве и Подмосковье Адольфа Николаевича Кнабе для жены губернского секретаря А. Т. Назаровой был построен двухэтажный каменный флигель, а фасад главного дома получил пышный декор, характерный для эклектики второй половины 19 века. Пилястровый портик завершался полуциркульным фронтоном, над которым возвышались декоративные вазы и фонарь. Стены были гладко отштукатурены и завершались сложным карнизом с широким фризом. Окна обрамляли наличники с сандриками разной формы. Над двумя центральными окнами располагалась круглая розетка в обрамлении полуциркульной филенки. К сожалению, от того декора практически ничего не сохранилось. Кое-какие излишества были удалены с фасада еще в начале 20 века, когда Назарова пожертвовала дом Московскому благотворительному обществу, а оно, в свою очередь, разместило там Симоновскую школу, в которой обучали девушек из беднейших слоев общества. Другие элементы декора утрачены в советское время, когда в зданиях бывшей усадьбы были размещены коммуналки.

   

      Сейчас в зданиях размещается офис ОАО «Совинтерспорт», которое регулирует деятельность спортивных объектов.

       Дом 23, строение 1 на Новокузнецкой построен в 1880 году, когда классицизм практически вышел из моды. Тем не менее в нем можно отыскать некоторые черты стиля хотя бы в виде рустованных угловых и фронтальных ризалитов и карниза со стилизованными маленькими пилястрами. Об этом доме нет никаких достоверных сведений. Можно только предположить, что это был доходный дом прихода храма Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе: под номером 15 на Новокузнецкой улице числятся сам храм и дом притча, в котором сейчас располагается Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

          Каменный особняк на Волхонке, 11, строение 6 был построен в 1811 году. Тогда усадьбой на этом месте владел купец Александр Михайлович Зимулин, который приобрел ее в 1806 году у коллежского советника Алексея Фёдоровича Грибоедова. Видимо семейство Зимулина проживало в другом месте, т.к. дом и флигель в глубине владения сдавались в наем. Так в 1825–1832 годах здесь снимал квартиру известный русский художник Василий Андреевич Тропинин и именно в этом доме был написан знаменитый портрет Пушкина.

         В 1860 году владельцем участка и двух соседних становится отставной подпоручик Николай Петрович Воейков. Он сносит ветхие служебные постройки, строит новые каменные, а в 1878 году приглашает архитектора Михаила Илларионовича Никифорова, автора проектов гражданских и церковных зданий в Москве, для перестройки главного дома. Никифоров меняет планировку дома, а классический до этого фасад декорирует в формах эклектики с элементами классицизма: на краю крыши появляется классическая балюстрада и аттик с картушем и монограммой нового владельца, а портик превращается в пилястровое оформление балконной двери и окон.

          Сейчас здание занимает мастерская №3 ГУП «Моспроект-2» имени М. В. Посохина.

        Особняк в Гагаринском переулке, 11 был построен сразу после московского пожара 1812 года. Владельцы дома менялись с завидной регулярностью, пока в 1895 году его не купил архитектор Николай Григорьевич Фалеев. Фалеев окончил Институт гражданских инженеров с золотой медалью и стал востребованным архитектором в Москве. По его проектам строились промышленные и общественные здания, доходные дома и особняки. Архитектор работал преимущественно в стиле модерн, но порой он строил и эклектичные здания. Таким стал и собственный дом в Гагаринском переулке, который Фалеев перестроил и оформил для себя сам.

         Старый дом начала 19 века новый владелец использовал в качестве основы для постройки нового здания. Стены и перегородки из дерева при перестройке были сохранены, а новые стены были выполнены из кирпича. Тогда же был оформлен дошедший до настоящего времени фасад здания. На фасаде можно увидеть и классический меандр, и кованную цветочную ограду на крыше, и скульптуры крылатых львов там же на крыше, и рокайльные элементы в оформлении окон и аттика. Короче, эклектика с элементами классицизма. К классической традиции в оформлении домов можно отнести и лепное украшение над входной дверью. Дело в том, что в лепнине классических домов часто использовали изображение предметов, которые рассказывали о роде деятельности владельца: пики и щиты — для военного, лиры и музы – для деятеля культуры и т.п. На лепном панно над дверью дома Фалеева можно увидеть угольник, циркуль и другие инструменты. Но это не значит, что архитектор был масоном. Это значит, что владелец дома был гражданским инженером и изобразил на своем доме официальную эмблему гражданских инженеров в России.

   

            После 1917 года здание перешло в ведомство наркомата иностранных дел. В нем жили иностранные гости правительства, потом его занимало посольство Конго, а теперь – посольство Абхазии.

         А закончим нашу сегодняшнюю прогулку на Гоголевском бульваре у дома №5. Этот необычный дом построен в 1850 году по заказу статского советника, мецената и театрала Петра Федоровича Секретарева. Автор проекта – Николай Ильич Козловский. Козловский получил архитектурное образование в архитектурной школе Экспедиции кремлевского строения. Он строил, перестраивал и реставрировал храмы Москвы, а дом на Гоголевском бульваре – единственная сохранившаяся гражданская постройка архитектора.

        Нарядный особняк с резными колоннами, рустованными стенами и полуциркульными окнами представляет собой вариацию на тему ренессанса. Что ж, если следовать периодизации стилей, то время классики было на исходе, а наступало время так называемого историзма. Хотя… Советую снова прочитать цитату Волковой.

 

   

           Многие годы во второй половине 20 века в доме было общежитие текстильной фабрики, которое расселили в начале 1990-ых годов. Тогда же была начата реконструкция и реставрация здания, с использованием сохранившихся чертежей. Работы выполнила московская компания «АСК Новый Век». Проект был составлен архитектурным бюро «Триарт-2000». В 2001 году участвовавшие в реставрации организации были внесены в список и объявлены в числе победителей организованного городскими властями конкурса «На лучшую реставрацию, реконструкцию, новое строительство и благоустройство объектов историко-градостроительной среды г. Москвы, завершенных в 2000 году».

            В настоящее время здание занимают офисы крупных российских компаний.

         И еще немного истории и архитектуры. Соседний дом (Нащокинский переулок, 2/4) имеет богатую историю. В начале 19 века он принадлежал дочерям надворного советника Михаила Ивановича Ильинского Любови Михайловне и Александре Михайловне. В 1831—1832 годах здесь снимал жилье друг Пушкина Павел Войнович Нащокин. В этом доме у Нащокина гостил Пушкин во время приезда в Москву в 1831 году. Пушкин решал денежные вопросы, возникшие после женитьбы и «кутил» со своим холостым другом «Воинычем», как его называл поэт.

         Дом был двухэтажным с деревянным вторым этажом. В 20 веке его снесли, а потом усилиями пушкинистов было принято решение о его воссоздании. И его построили заново в 1970-ых годах по образу и подобию того, в котором бывал Пушкин, правда, без деревянного этажа. В 21 веке фасад дома украсили лепниной, характерной для классицизма.

        Сейчас в этом доме находится Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

23.07.2021

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *