КЛАССИЦИЗМ. Часть 5
Сегодня мы погуляем по восточной окраине Москвы конца 18 – начала 19 века и познакомимся с домами и усадьбами в стиле классицизм этой части столицы. Лефортово, Басманная и Таганная (Таганка) слободы сейчас практически центр города. А в эпоху расцвета классицизма это были окраины Москвы, которые находились в промежутке между Земляным городом (его обветшалые стены и башни были снесены в 1783 году, и Камер-Коллежским валом, ставшим официальной полицейской границей Москвы в 1806 году.
Как и в других районах города состоятельные москвичи строили здесь огромные дома, больше похожие на дворцы, приглашая для проведения работ известных архитекторов. Москвичи победнее строили на своих усадебных участках дома попроще. Часто история не сохранила имена не только авторов проектов этих построек, но и имена их владельцев. Но все они по-своему интересны, и я предлагаю познакомиться с ними.
Начнем с Басманной слободы. Наш первый адрес – Новая Басманная улица, 23 а. Здесь с 1770-ых годов располагалась усадьба князя Ивана Алексеевича Белосельского. В конце 18 — начале 19 веков хозяйкой усадьбы была вдова коллежского асессора Марфа Яковлевна Кроткова, а в 1870-ых годах ее приобрел купец первой гильдии Сидор Мартынович Шибаев, владелец ткацких фабрик и нефтепромышленник. Когда были построены здания усадьбы неизвестно, а о перестройке главного усадебного дома я рассказывала в материале о русском стиле в архитектуре http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-3/. Но на территории бывшей усадьбы сохранился еще один дом – небольшой, одноэтажный на полуподвале и с мезонином. Внешний вид здания свидетельствует о том, что построен он вероятнее всего на рубеже 18-19 веков. В некоторых источниках именно на него указывают как на главный усадебный дом. Но думаю, что это сохранившийся усадебный флигель.
Для сравнения привожу фотографию дома, который был перестроен Каминским для Шибаева.
Старая Басманная, 18. Здесь находится несколько зданий, которые значатся как ансамбль жилых домов 17-19 веков. Сохранившиеся до наших дней здания построены в классическом стиле, но посмотрите насколько они разные.
Строение 1 – двухэтажный дом на полуподвале, фасад которого богато украшен: коринфские пилястры, лепные медальоны и фриз под карнизом.
Строение 2 – простой по декору дом с цокольным этажом, горизонтали фасада подчеркнуты тягами под и над основным этажом.
Строение 3 – единственный дом, у которого известен владелец. Табличка на стене дома гласит, что это дом И. И. Колокольникова. Чем занимался этот господин и как его звали неизвестно. По крайней мере в справочном издании «Вся Москва. Адресная и справочная книга» я так и не смогла отыскать И. И. Колокольникова. А сам дом представляет собой двухэтажное кирпичное здание, оформленное в стиле классицизма. В центре главного фасада — портик с четырьмя пилястрами. Окна на боковых ризалитах оформлены арками. В доме частично сохранились интерьеры середины 19 века: изразцовые печи, лепнина, наборный паркет.
Все три здания сейчас занимают различные офисы.
Напротив стоит еще один интересный дом. Его адрес — Старая Басманная, 19, строение 1. Главный дом усадьбы на этом месте был построен в первой половине 19 века. Владельцы усадьбы регулярно менялись. Среди них стоит отметить прусского подданного Карла Юстуса Гекмана, который на участке построил несколько корпусов меднокотельного предприятия и перестроил главный дом по проекту архитектора Германа фон Ниссена. Позднее владельцем усадьбы стал Юлий Александрович фон Гук, владелец торгового дома «Юлий Гук и Ко». Торговый дом специализировался на поставках строительных материалов и металлоизделий. Благодаря фон Гуку в Москве стали применяться железобетонные конструкции при строительстве зданий.
В конце 19 века Гук продал усадьбу купцу 1-ой гильдии Тимофею Агафоновичу Кудрявцеву, который разместил в здании главного дома женскую гимназию. Наследники Кудрявцева владели усадьбой до 1917 года.
Сейчас в здании располагается Главный информационно-вычислительный центр ФГУП «Федеральное агентство по культуре и кинематографии»
О домах № 20 по Старой Басманной с равным успехом можно было бы рассказать в разных разделах сайта. В сохранившихся зданиях усадьбы есть элементы барокко, достаточно старая деревянная пристройка, в одно из зданий входят палаты 17 века. Непростая задача возникает при попытке выяснить, кто был владельцем усадьбы. Но обо всем по порядку.
Еще в начале 18 века обширное владение в Басманной слободе принадлежало купцу Андрею Ивановичу Бабушкину. Андрей Иванович торговал текстилем и занимался питейным подрядом, потом у него появилось несколько ткацких фабрик в центре Москвы. Бабушкин открыл шелкоткацкую фабрику и на участке в Басманной слободе, при чем это была одна из самых крупных фабрик в городе. В середине 18 века участок перешел к наследникам Андрея Ивановича, его сыновьям Петру и Семену. В 1756 году братья Бабушкины перестроили старинные конца 17 века палаты, которые располагались на их участке.
В 1787 году усадьбу покупает генерал-поручик Иван Львович Чернышев. Главный дом, теперь это дом №20 строение 8, снова перестраивается: появляется портик и балкон на каменных аркадах, позднее утраченный.
В 1859 году усадьбу купил табачный фабрикант Михаил Иванович Бостанджогло, о котором я рассказывала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_derevyannaya-3/ . Дом 20, строение 8 использовался как жилое и конторское помещение.
В ходе реконструкции здания в 2000 году на фасаде усадьбы были обнаружены остатки наличников в стиле барокко, которые вероятнее всего появились еще при братьях Бабушкиных.
В советское время в здании располагался Бауманский райком партии, многие постройки усадьбы были снесены, а на их месте были построены дома в стиле конструктивизм http://www.peshkompomoskve.ru/constructivism_zhylye_doma-2/ . Сейчас в усадебном доме расположен НИИгазэкономика.
Загадочна история дома №20, строение 1. Много лет фасад здания затянут строительной сеткой – идет реставрация-реконструкция. А если мы захотим окунуться в историю дома, то не получим однозначной информации. В одних источниках говорится о том, что на этом месте был производственный корпус фабрики Бабушкиных, который Бостанджогло перестроил и приспособил под корпус своей табачной фабрики. Что было на этом месте при Иване Львовиче Чернышеве неизвестно. Другие источники указывают на то, что это особняк Чернышева, только другого – графа, генерал-фельдмаршала Захара Григорьевича Чернышева. Деревянная пристройка со стороны переулка по некоторым данным появилась в начале 20 века. Если мне удастся получить более достоверную информацию об этом доме, то я обязательно поделюсь ею со своими читателями.
История следующего дома более однозначна. Его адрес – Спартаковская (бывшая Елоховская) улица 2/1. Огромный особняк, более похожий на дворец, на Разгуляе принадлежал графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, тому самому который открыл в одном из северных монастырей величайшее произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». История этой находки, которая обросла легендами, требует отдельного рассказа. Но это не наша тема. А в контексте рассказа о доме Мусина-Пушкина скажу только, что найденный оригинал рукописи сгорел в особняке на Разгуляе во время пожара 1812 года.
Но вернемся к истории и архитектуре особняка Мусина-Пушкина. В петровские времена огромный участок на этом месте принадлежал Якову Брюсу. Сменив несколько хозяев, он перешел по наследству супруге Алексея Ивановича Екатерине Алексеевне, урожденной Волконской. В период с 1790 по 1880 годы на участке появился ансамбль усадьбы в классическом стиле, в который кроме главного усадебного дома в три этажа входили хозяйственные постройки, три флигеля, домовая церковь и огромный парк с прудом.
В пожаре 1812 года здания усадьбы пострадали не очень сильно, а вот библиотека средневековых рукописей была полностью уничтожена. В 1835 году особняк был куплен городскими властями для размещения в нем Второй московской гимназии. Его отреставрировали и перестроили внутренние помещения для нужд гимназии. Работы проводились под руководством архитектора Федора Матвеевича Аветисова.
В советское время был надстроен четвертый этаж, а в здании размещались сначала военный госпиталь, потом Дом Красной армии, Московский индустриально-педагогический институт, а с 1943 года – Московский инженерно-строительный институт (МИСИ). Некоторые факультеты МГСУ располагаются в зданиях усадьбы до сих пор.
Большинство москвоведов считает, что усадьбу Мусина-Пушкина спроектировал Матвей Казаков, хотя никаких документов на этот счет не сохранилось. Монументальный фасад, выходящий на площадь, украшает портик, который поддерживают восемь коринфских колонн. За ними расположена лоджия, стена которой украшена шестью коринфскими пилястрами.
Фасад, выходящий на Спартаковскую улицу, декорирован более скромно. Здесь находится ризалит, украшенный малым портиком с колоннами ионического ордера. Угол дома подчеркнут полуротондой с шестью ионическими колоннами, нишей в глубине ротонды и характерной для классицизма лепниной.
Совсем рядом расположен другой усадебный дом, небольшой и скромный по декору. Его адрес – Спартаковская улица, 6 строение 2. Имя архитектора неизвестно, да и владельца – тоже. Официальная табличка на доме лаконична.
Известно, что территория рядом с домом до середины 19 века принадлежала семейству Гильденбрантов. Вот только каких? Это могло быть семейство профессора Московского университета, химика и фармаколога Готлиба Христиановича Гильдернбранта. А может быть доктора Иоганна (Ивана Карловича) фон Гильдебрандта, потомки которого были известными московскими хирургами. Если верить табличке, то это главный усадебный дом. Вот только вряд ли главный усадебный дом таких уважаемых господ, как оба семейства Гильденбрантов можно назвать особняком, который по воспоминаниям современников был большим и окружен прекрасным обширным садом. Мы же видим скромный двухэтажный дом с мезонином, украшенный рустовкой первого этажа и простым лепным фризом над окнами второго.
В 1870-ых годах усадьбу (опять же не ясно какую) купил Петр Семенович Гальцов, который руководил коммерческой частью ткацкой и бумагопрядильной фабрики братьев Малютиных в Раменском. В настоящее время здание сдается в аренду коммерческим организациям.
А теперь познакомимся с комплексом зданий на Бауманской улице, 36 и 38. Это бывшая усадьба Карабановых (или Коробановых?). Бригадир Федор Леонтьевич Карабанов купил усадьбу с уже готовыми постройками в 1790 году. Некоторые москвоведы считают, что главный усадебный дом с флигелями построен в 1770-ых годах по проекту Матвея Казакова. Основанием для этого служит тот факт, что Казаков поместил рисунок фасада здания в своем знаменитом труде «Альбомы партикулярных строений Москвы». Но в этой работе приведены не только проекты самого Казакова, но и других московских архитекторов. Так что авторство нельзя считать достоверно установленным.
С 1799 по 1802 год усадьбой владел сын Карабанова Павел Федорович, который был страстным коллекционером самых разнообразных древностей. В своем завещании Павел Федорович отписал собранные коллекции государству: часть коллекции (монеты, церковные атрибуты) были переданы в Оружейную палату, живопись и гравюры, включая коллекцию портретов исторических личностей, — в Эрмитаж, а старинные книги и рукописи – в Императорскую публичную библиотеку.
В 1802 году П. Ф. Карабанов продал усадьбу уральскому промышленнику, владельцу нескольких металлургических заводов Ивану Михайловичу Яковлеву-Собакину, который поселил в усадьбе свое семейство. Именно при Яковлевых-Собакиных проходила реконструкция усадебного дома после пожара 1812 года, и он принял тот вид, который мы видим сейчас. Во конце 19 века усадьбой владел член Русского Фотографического общества и владелец фабрики по производству фотопластин Николай Александрович Занковский.
Построенный в стиле барокко после реконструкции дом получил ампирный декор: на фасаде появился полукруглый ризалит, украшенный сдвоенными коринфскими пилястрами и барельефами с античной тематикой, по обе стороны от ризалита – лепной растительный фриз и медальоны. Арочные проезды во двор, соединявшие главный дом с флигелями, украсили простые белокаменные колонны. Кстати, левый флигель был снесен в 1960-ых годах, а вот один из хозяйственных флигелей во дворе усадьбы сохранился.
После национализации в 1918 году в зданиях бывшей усадьбы размещались различные государственные учреждения, а в настоящее время — офисы коммерческих структур.
Следующий адрес – 4-ый Сыромятнический переулок, 1, строение 1. Усадьба на этом месте существовала с конца 18 века. В 1790 году участок купила Екатерина Алексеевна Волконская, урожденная Мельгунова, у своего брата поручика лейб-гвардии Преображенского полка Владимира Алексеевича. А уже в 1809 году усадьбой владел купец Никифор Иванович Прокофьев.
Точная дата постройки усадебного дома неизвестна, но вероятнее всего он построен при Волконской. Вряд ли купец Прокофьев стал бы строить на участке такой огромный дом, если на территории усадебного парка он запланировал обустроить пивоваренный завод. О дальнейшей судьбе участка и завода я рассказала в статье, посвященной промышленной архитектуре http://www.peshkompomoskve.ru/industrial_architecture-1/.
Фасады здания украшают портики из шести коринфских пилястр, на которые опираются треугольные фронтоны. Перед восточным портиком расположена полукруглая терраса. Ее восстановили во время реставрации в 2009 году. Первый этаж рустованный, второй украшают лепные медальоны.
Владельцы пивоваренной компании использовали особняк по назначению – они жили здесь со своими семьями. В 1909 году дом был переоборудован для размещения в нем городского училища. После 1918 года его поделили на жилые квартиры, многие из которых были коммуналками. Позднее в доме разместились конторы. После реставрации здание снова заняли офисы разных организаций, в основном связанных с культурой, среди них – Управление Министерства культуры по Центральному федеральному округу.
Места вдоль Яузы в 18-19 веках были живописными. Тогда между рекой и усадебным домом Волконской не было никаких строений, здесь был парк, сквозь деревья которого просматривалась водная гладь. Теперь мы можем только представить, как обитатели усадьбы сидели на полукруглой террасе, пили чай или наслаждались музыкой, льющейся из открытых окон музыкального салона.
Места были живописными и престижными. Так практически напротив усадьбы Волконской на противоположном берегу Яузы находится еще одна усадьба, принадлежавшая представителям одного из богатейших семейств России – усадьба Строгановых. Ее нынешний адрес – Волочаевская улица, 38.
Земли на высоком берегу Яузы принадлежали Строгановым с середины 18 века. Начав в 16 веке с добычи соли, Строгановы (я не буду здесь перечислять всех представителей этого рода) постепенно разбогатели и стали крупными промышленниками и землевладельцами Урала. Строгановы активно поддержали реформы Петра, предоставляя государю средства на ведение Северной войны. В благодарность они получили концессию на строительство железоделательных заводов на Урале и дворянские титулы, сначала баронов, а позднее – графов.
Участок на Яузе был получен в дар от Елизаветы Петровны бароном Сергеем Григорьевичем Строгановым, сыном сподвижника Петра I Григория Дмитриевича Строганова, в 1751 году. А дом был построен позже, вероятнее всего уже при сыне Сергея Григорьевича. Александре. Автором проекта ампирного особняка считается Родион Родионович Казаков, хотя никаких документальных подтверждений этому нет.
В 1828 году усадьбу покупают купцы Алексеевы. Алексеевым принадлежали хлопкоочистительные заводы и шерстомойни, они занимались разведением овец мериносных пород и породистых лошадей. Неподалеку от купленной усадьбы у Алексеевых была ткацкая и золотоканительная фабрики. Последней, кстати, какое-то время руководил Константин Сергеевич Алексеев – всем известный Станиславский.
Здание усадебного дома выполнено в стиле ампир. Сначала дом был одноэтажным, но при Алексеевых достраивается второй этаж. Центральная часть здания с парадной стороны украшена шестиколонным коринфским портиком. Остекленные двери и высокие окна первого этажа декорированы архивольтами. Боковые крылья здания с главного фасада заканчиваются шестиколонными ионическими портиками, которые состоят из четырех круглых и двух квадратных колонн, расположенных по краям портика. Парадная часть боковых крыльев одноэтажная, а с противоположной стороны устроен второй антресольный этаж. Этот этаж предназначался хозяйственных помещений и комнат слуг. Дело в том, что Строгановы использовали усадьбу только в летнее время в качестве дачи, и подсобных помещений в усадьбе практически не было.
Западное крыло почти в два раза больше восточного, на его фасаде расположено дополнительное крыльцо.
После 1918 года усадьба долгое время пустовала, обширный парк вокруг зарос подлеском и сорняками.
Часть парка исчезла в результате строительства различных зданий в середине 20 века. Последняя постройка на территории парка датируется 2011 годом, тогда был построен детский сад в северной части парка.
Не знаю, что находилось в здании почти весь 20-ый век, но с 1999 года здесь располагался Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО). Пару лет назад институт получил новое здание на Сибирском проезде, а дача Строгановых снова пустует.
А мы отправимся дальше. Следующий дом – Николоямская улица, 53, строение 1. Все доступные мне источники рассказывают об этом доме цитатой из книги С. К. Романюка «По землям московских сел и слобод». Так что я решила привести здесь эту цитату.
«Бывший главный дом усадьбы, принадлежавшей в XVIII в. богачу С. П. Васильеву, купившему ее по просроченной закладной у купца И. И. Медовщикова. В 1781–1783 гг. новый владелец строит каменные палаты по красной линии улицы, перешедшие после кончины Васильева к его родственнику купцу П. И. Пищальникову. Палаты после пожара 1812 г. стояли долгое время обгорелые».
Как всегда у Романюка информация о владельцах очень скудная: ни имен, а только инициалы, ни рода занятий владельцев. Попытки найти что-нибудь о господах Васильеве, Медовщикове и Пищальникове ни к чему не привели.
А в Постановлениях правительства Москвы № 397 от 30 мая 2000 года О реставрации и использовании комплекса памятника архитектуры по Николоямской ул., 53, строения 1, 2, 3 (речь шла о передаче в долгосрочную аренду сроком по 30 августа 2049 года обществу с ограниченной ответственностью «Солекс» помещений объекта культурного наследия) и № 8-ПП от 17 января 2013 года О признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) Правительства Москвы (в соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы предыдущее Постановление признано утратившим силу) здание называется домом А. А. Ильина. И снова никакой информации о господине Ильине. В адресной книге за 1874 год есть только один Ильин с подходящими инициалами – Александр Алексеевич, коллежский асессор, директор Московского городского кредитного общества. Но жил он в собственном доме в центре Москвы по Всеволожскому переулку.
Судьба дома после национализации дома тоже неоднозначна. В доме были то ли коммуналки, то ли училище, то ли детский санаторий, то ли детский сад. Сейчас по данным сайта https://flatinfo.ru/ значится как нежилое строение.
Первый этаж двухэтажного особняка частично рустован. Место портика обозначено двумя ионическими пилястрами и двумя полупилястрами. Окна второго этажа высокие: центральные – полуциркульные с парапетами ложных балконов, соседние с ними помимо парапетов украшены еще и небольшими треугольными фронтонами. Треугольный фронтон с зубчатыми краями венчает главный фасад дома, а под ним – широкий лепной фриз.
Дом 49 по Николоямской строение 2 – главный дом усадьбы Птицына – Залогиной. Усадьба на углу Николоямской улицы и Шелапутинского переулка возникла еще в середине 18 века: небольшой участок на этом месте в 1738 году купил купец Федор Иванович Птицын. Скупив соседние участки, Федор Иванович значительно расширил свое владение и начал строительство. В 1754 году архитектором Ухтомским были построены одноэтажные палаты, о которых я уже рассказывала http://www.peshkompomoskve.ru/ukhtomsky/.
Постепенно на участке появились другие строения. В 1760-ых годах был возведен главный усадебный дом, то самое строение 2, о котором идет речь. Здание представляет собой совокупность разноуровневых объемов в 2-3 этажа и, в отличии от палат Ухтомского, имеет уже анфиладное расположение помещений. Фасад со стороны Шелапутинского переулка сохранил первоначальный декор, выполненный в классическом стиле. На рубеже 18-19 веков усадьбой владели купцы первой гильдии Шелапутины, Прокопий и Антипа Дмитриевичи. У Антипы Дмитриевича рядом располагалась шелкоткацкая фабрика.
В 1834 году у Антипы Шелапутина усадьбу покупает купчиха Агафья Михайловна Залогина, вдова купца 3-ей гильдии Егора Ивановича Залогина. Залогины — московский купеческий род из отпущенных в 1818 на волю дворовых людей майора Ивана Яковлевича Иохамзина (Иехимзона), уездного предводителя дворянства Александровского уезда в 1788-1790 годах. Залогины владели ткацкими фабриками в Подмосковье, на которых производили шелковые и шерстяные ткани.
Наследники Агафьи Михайловны владели усадьбой до 1918 года, когда она была национализирована вместе со всеми фабриками и производствами. Но до этого момента еще далеко. А пока в 1874 году Залогины решают перестроить дом. Для этого был приглашен архитектор и гражданский инженер Дмитрий Андреевич Корицкий. Корицкий окончил Строительное училище в Санкт-Петербурге, работал помощником архитектора в чертежной конторе правления 4-го округа Главного управления путей сообщения и публичных зданий, архитектором во 2-м отделении того же округа, занимал должности владимирского губернского архитектора, а позднее — московского губернского архитектора.
Корицкий перестроил внутренне пространство дома и переделал фасад, выходящий на Николоямскую улицу, в классическом, но несколько эклектичном стиле. Так появился треугольный фронтон над центральными окнами, пилястры с небольшими капителями, между которыми расположились цветочные гирлянды.
Сейчас здание значится как административное нежилое.
А теперь мы немного отклонимся от нашего маршрута и познакомимся с усадьбой одной очень интересной купеческой семьи. Улица Воронцово Поле, 12. Здесь находится бывшая усадьба К. В. Капцовой.
Купеческий род Капцовых из мелких производителей тканей за 19 век превратился в московских купцов 1-ой гильдии. Род Капцовых тесно связан с родом Залогиных, о котором я рассказывала ранее. Дело в том, что супругой единственного сына основателя династии Александра Сергеевича Капцова Сергея была Анна Михайловна, урожденная Залогина. Она активно помогала мужу в развитии шелкоткацкого производства, а после его смерти организовала Товарищество «Анна Капцова с сыновьями», которое успешно действовало до 1917 года. Сыновья Александра Сергеевича и Анны Михайловны получили блестящее образование в Московском университете, а Михаил Александрович – в Великобритании.
После 1918 года судьба сыновей Анны Михайловны и Александра Сергеевича сложилась по-разному. Сергей Александрович, минералог и автогонщик-любитель, служил в Горном тресте. В 1928 году был арестован по обвинению в сборе драгоценных камней для финансирования семей арестованных белогвардейцев, приговорен к расстрелу, замененному 10 годами строгого режима. После нескольких лет тюрьмы был отправлен на поселение. Умер от тифа в 1932 году.
Михаил Александрович, руководивший Товариществом и всем производством, после 1918 года работал во Всероссийском текстильном синдикате. Арестован в 1929 году. Умер в застенках в 1930 году.
А Николай Александрович прожил долгую жизнь и скончался в 1966 году. Он стал профессором физического факультета московского университета, видным ученым-электронщиком, автором многих статей и книг по электронике.
Все поколения Капцовых активно занимались благотворительностью. Сергей Алексеевич был комиссионером Московского благотворительного общества, а на средства Александра Сергеевича были построены корпус психиатрической больницы (ранее известной москвичам, как Кащенко, а сейчас — имени Алексеева), городское мужское начальное училище им. С. А. Капцова в память отца, Сергея Алексеевича, и женское училище им. К. В. Капцовой в память матери, Ксении Васильевны. Капцовы продолжали оказывать финансовую поддержку этим учреждениям вплоть до 1917 года.
Но вернемся к дому. История участка согласно данным Департамента культурного наследия Москвы просматривается с 1803 года, усадебный дом был построен в 1820 году. В середине 19 века усадьбу покупает Сергей Александрович и, как это было принято в то время, записывает недвижимость на свою супругу Ксению Васильевну. На территории усадьбы строятся флигели и хозяйственные постройки. Как выглядел в ту пору главный усадебный дом неизвестно, но наверняка это был вариант классического стиля.
В 1888 году Капцовы перестраивают главный усадебный дом. Для проведения работ был приглашен архитектор Дмитрий Николаевич Чичагов. Архитектор объединил усадебный дом с западным флигелем, украсил фасад в эклектичном стиле с преобладанием классических элементов: коринфские пилястры, картуши, кронштейны с листьями аканта, цветочные гирлянды. Здание изгибается вслед за красной линией улицы и визуально делится на три части с помощью трех ризалитов. Были заново оформлены интерьеры с обилием лепнины, мрамора и ценных пород дерева. В доме было обустроено центральное отопление от собственной котельной, в западном крыле – гараж и автомастерская.
После национализации в здании располагались разные конторы, но Анне Михайловне было позволено жить в доме до самой ее смерти в 1927 году. Сейчас здание занимает «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко».
В Подсосенском переулке расположено здание усадьбы Прохоровых-Хлудовых. В конце 18 века усадьба принадлежала купцу Потепалову и состояла из нескольких каменных зданий с деревянными пристройками, которые пострадали в пожаре 1812 года. А каменные здания уцелели.
Усадьба сменила несколько хозяев пока в 1876 году ее не выкупила Прасковья Герасимовна Хлудова, супруга почетного гражданина Москвы Константина Константиновича Прохорова. И Хлудовы, и Прохоровы были уважаемыми и очень богатыми московскими семействами: Прохоровы были владельцами Трехгорной мануфактуры, а у Хлудовых было несколько ткацких фабрик и магазинов по продаже тканей.
Под руководством Прасковьи Герасимовны главный дом был значительно перестроен, добавлены флигели и полностью изменен фасад, на котором появился руст, ажурная лепнина, а центральным декоративным элементом стал ризалит со сложным выразительным фронтоном. Усадьба получила новое ограждение, въездные ворота на каменных столбах, богатые интерьеры, а в ее внутренней части был разбит сад. Сведений об авторе проекта не сохранилось.
В начале 1900-ых в усадьбе поселился сын Прохоровых Николай Константинович, который пристроил к флигелю второй этаж, а к главному особняку в дворовой части — целый корпус для жилья.
В 1918 году усадьбу национализировали, сначала в ней были коммуналки, потом –детская туберкулезная больница. В середине 1990-ых годов была проведена реконструкция усадьбы с реставрацией парадных интерьеров и фасадов, инвестором которой выступила корейская компания Samsung. С начала 2000-ых годов здания занимают различные банки. По воскресеньям в усадьбе изредка проводятся экскурсии.
А теперь вернемся за Яузу и познакомимся с двумя домами Таганной слободы. Оба дома расположены на Гончарной улице и об обоих очень мало информации.
Первый адрес Гончарная улица, 35/5, строение 1. Данных о владельцах, архитекторе и времени постройки практически нет. Главная информация – на памятной табличке на доме, установленной властями. Справедливости ради хочу сказать, что ошибки бывают и на таких табличках. Так вот, согласно этой табличке, главный усадебный дом построен в 1830-ых годах, а владели усадьбой сначала Н. Е. Зельин, а потом – В. А. Безсонова. Зельин был, вроде бы, купцом, а Безсонову звали Варвара Андреевна. Это все.
Меня очень смущает один факт. Здание украшает лепнина с военной и морской атрибутикой и музыкальными инструментами. Обычно ампирные особняки украшали лепниной со смыслом, декоративные элементы часто указывали на род деятельности владельца. Как Зельин был связан с армией, морем и музыкой – не понятно.
Сейчас здание занимает бизнес-центр «Гончарная 35/5».
Особняк на Гончарной улице, 27 построен в 1838 году. Что касается хозяев усадьбы, то в различных источниках приведенные сведения разнятся: по одним – он принадлежал в разное время неким П. И. Антипину и Д. П. Прохоровой, по другим – М. Г. Левиной.
Главный фасад украшен четырехпилястровым коринфским портиком. Окна в центральной части дома завершают полуциркульные сандрики. Эти и другие окна декорированы лепниной. Тимпан треугольного фронтона также богато украшен лепниной, в центре – картуш с вензелем «ДП», инициалами госпожи Прохоровой.
Сегодня здание используется как офисный центр.
23.01.2022