КЛАССИЦИЗМ-6

КЛАССИЦИЗМ. Часть 6

        В прошлом материале о классицизме в Москве мы погуляли по восточным окраинам города конца 18 – начала 19 века. Сегодня наш путь лежит на юг, в купеческие районы — Якиманку и Замоскворечье. Как и везде в городе нас ждут скромные дома и большие дворцы, дома, сохранившие свой облик неизменным на протяжении двухсот лет, и дома, которые перестраивали по нескольку раз.

      А начнем мы нашу прогулку с Большой Полянки. Первый адрес – Большая Полянка, 53, строения 1-2. Это главный дом и флигель усадьбы, построенной в 1817 году. И дом, и флигель построены из дерева и оштукатурены. Одноэтажный на каменном полуподвале дом с мезонином украшен в типичном для ампира стиле. Портик главного фасада из четырех вытянутых полуколонн охватывает основной этаж и мезонин. Фронтон опирается на аркаду, а не на более привычный горизонтальный архитрав. Это придает зданию особую легкость. В доме частично сохранились интерьеры, а лепные и деревянные элементы декора фасада, увы, утрачены. Деревянный оштукатуренный флигель первоначально тоже был одноэтажным, но в конце 19 века его достроили вторым каменным этажом, который декорирован в барочном стиле.

        Кто владел усадьбой в первой половине 19 века неизвестно, а во второй половине 19 века владение значилось за коллежским секретарем Николаем Михайловичем Горяйновым. После 1888 года усадьба перешла к сыну Горяйнова Петру, который владел ею до 1917 года.

        Сейчас в доме и флигеле находятся реставрационные мастерские.

       Другим купеческим домам на Большой Полянке повезло меньше. В 1990-ых годах эти особняки фактически снесли, а на их месте построили копии из современных материалов. Правда, кое-где мелькает информация о том, что фасады оставили аутентичными и их отреставрировали, а все остальное построили заново с учетом требований к современным офисным зданиям.

         Для примера дом 47. Построен он в начале 19 века, владельцы неизвестны, но фактически от того дома остался только фасад, а может и он построен заново.

          Сейчас здание занимает ОАО АКБ «Металлинвестбанк».

        Аналогична судьба и дома 63 на Большой Полянке. Правда, для этого дома есть некоторые сведения о владельцах. Дом построен в 1820-ых годах для купца Михаила Лобанова. В торгово-промышленном адрес-календаре Российской империи есть три Михаила Лобанова – Иванович, Степанович и Прокопьевич. Два первых торговали мануфактурой и галантерейными товарами в Сибири, в Томске и Канске, а третий – строительными материалами в Самаре. Был владельцем этого дома кто-то из них или московский Михаил Лобанов – это совсем другой человек, я так и не выяснила. Позже усадьбой и домом владел Дмитрий Дмитриевич Савинов (опять-таки о таком московском купце нет никаких достоверных сведений), а на рубеже веков – семейство купцов Смирновых, только неизвестно каких.

         А схожесть судьбы этого особняка с предыдущим проявилась в конце 20 века. Деревянное оштукатуренное здание снесли, по официальной версии из-за невозможности реставрации поврежденного жучком и плесенью дерева. На его месте построили дом из бетона, правда сохранив объем и декор главного фасада.

       Фактически во дворе описанного ранее дома находится еще один классический особняк, который в путеводителях значится как дом Кулешова. О нем я уже рассказывала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-4/. Правда владельцем дома Александр Егорович Кулешов стал только в 1907 году. А построен дом в 1824 году, и его владелицей в ту пору значилась купчиха Надежда Лобанова. Уж не супругой Михаила Лобанова была эта дама? Тем более, что оба эти дома стоят фактически на одном участке, только главный фасад дома, о котором идет речь находится на красной линии Большой Ордынки. Вот такое переплетение судеб и архитектурных объектов.

         Этому особняку повезло на много больше, чем дому на Большой Полянке: он дошел до нас практически в первозданном виде, несмотря на то, что за 19 век его владельцами были разные купеческие семейства – Анцемировы, Пуговкины и, наконец, Кулешовы.

   

       Проходит время, и не только из памяти людей, но и из архивов исчезают сведения о московских домах.  Таких немало. Вот, к примеру, дом №21 на Пятницкой улице. Сведения о нем очень скудные. В основе дома палаты начала 18 века, вероятнее всего до наших дней от них сохранился только фундамент. Здание многократно перестраивалось в 19 веке, естественно, в классическом стиле. Последняя перестройка была в 1886 году, причем некоторые источники указывают, что дом фактически был построен заново. Тем не менее декор фасада остался классическим с характерной лепниной и пилястрами, которые делят фасад на четыре части.

 

   

       Здание имеет статус памятника архитектуры, о чем сообщает табличка на стене. С середины 1990-ых его занимает отделение банка ВТБ. Банкиры отреставрировали фасад, восстановили лепнину и поддерживают внешний вид дома в хорошем состоянии. Только облицовка первого этажа керамической плиткой, на мой взгляд, проведена зря. Это нарушило целостность фасада. На старых фотографиях видно, что весь фасад был оштукатуренным.

        Практически ничего неизвестно и о здании 23б на Новокузнецкой кроме того, что оно построено в первой половине 19 века. Вероятнее всего это был дом притча или священника храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе. Никольский храм расположен рядом и имеет адрес Вишняковский переулок,15. Возможно, что в конце 19 века дом перестраивался, но достоверных сведений об этом нет.

     В 1993 году здание передано Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Сейчас здесь размещаются деканат и учебные аудитории университета.

        У других домов на Новокузнецкой с историей не все так плохо, известны их владельцы, хотя и здесь много белых пятен. Дом по адресу Новокузнецкая, 19 в справочниках называется усадьбой Великолеповых. Несмотря на столь звучную и необычную фамилию, о владельцах усадьбы почти ничего неизвестно. В собственность Великолеповых, вернее Феклы Великолеповой, усадьба перешла в 1817 году. Предыдущим владельцем был купец Иванов (даже не пыталась что-нибудь найти о нем, с такой-то фамилией!), который построил первые усадебные строения в середине 18 века. Усадьба сильно пострадала в пожаре 1812 года, так что Великолепова фактически купила участок с руинами построек. Усадьба в целом и главный дом — в частности, получили классический вид при Великолеповой. Кстати, в источниках нет единства о социальной принадлежности этой дамы: где-то ее называют купчихой, а где-то – мещанкой.

         С конца 19 века и до национализации в 1918 году усадьбой владело семейство Маховых. В адресной книге по указанному адресу проживали в собственном доме Сергей Сергеевич, Анна Сергеевна и Надежда Сергеевна Маховы. Сергей Сергеевич торговал галантерейными товарами, поэтому он перестроил главный дом таким образом, чтобы разместить на первом этаже магазин.

       После национализации (как сложилась жизнь Маховых после 1917 года неизвестно) в здании долгое время были коммуналки, а в середине 1970-ых сначала главный дом, а чуть позднее – и весь усадебный комплекс переходят Главному управлению охраны памятников города Москвы. Эта организация располагается здесь и в настоящее время.

         Главный дом представляет собой типичный образец застройки послепожарной Москвы: протяженное двухэтажное здание с мезонином, украшенное характерной для классицизма лепниной и коринфскими пилястрами.

         Интересна история дома 24 на Новокузнецкой. С 1830 по 1918 год усадьба принадлежала семейству купцов Толоконниковых. А сам усадебный дом построен при прежнем владельце купце Л. А. Богатыреве в 1803 году в классическом стиле. Рядом с домом располагались два одноэтажных флигеля, которые при Толоконниковых были достроены еще одним этажом. В середине 19 века был изменен декор фасада: в нем на ряду с классическими элементами появились барочные гирлянды и волюты в оформлении чердачных окон.

 

   

         Несколько слов о Толоконниковых. Семейство было большим, из него вышли и врачи, и инженеры, и учителя. Дом на Новокузнецкой, в ту пору Кузнецкой, принадлежал Василию Матвеевичу Толоконникову, который занимался производством, поставками и розничной торговлей свечами. Позднее наследники Василия Матвеевича постепенно отошли от производства свечей и переключились на производство мыла. После 1917 года усадьбу национализируют, а следы семейства Толоконниковых теряются.

          В настоящее время особняк представляет собой административно-офисное здание.

         Наверное, идя от Третьяковской галереи к метро, все замечали огромный дом-дворец за необыкновенно красивой чугунной оградой. Свой ампирный облик дворец получил после пожара 1812 года, когда усадьба принадлежала купцу Илье Михайловичу Козлинину, который купил участок с руинами сгоревших построек.

        А история усадьбы начинается в 1772 году, когда Прокофий Акинфиевич Демидов приобрел владение по Большому Толмачевскому переулку у некоего Петра Гавриловича Камещева. Участок Прокофий Демидов купил для своего сына Аммоса. Главное здание в стиле классицизма было построено Демидовыми, автором проекта предположительно был Матвей Казаков, но никакого документального подтверждения этому факту нет. Первоначальное здание было простым по оформлению, имело невысокий аттик, рустованный цоколь, нарядные наличники парадного этажа и балкон-козырёк по центру над входом.

        После смерти Аммоса Прокофьевича усадьбой владела его вдова Анна Никифоровна, урожденная Вяземская. В конце 18 века усадьбу купила Елизавета Ивановна Загряжская, урожденная Мосолова, супруга директора императорских конских заводов Петра Ивановича Загряжского и мать героя отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Петра Петровича Загряжского. Овдовев, Елизавета Ивановна вышла замуж за владельца соседней усадьбы адмирала Николая Ивановича Шешукова, а свою сгоревшую продала Илье Михайловичу Козлинину.

       При нем главный усадебный дом получил вид, который практически полностью сохранился до наших дней. От первоначального классического декора сохранился, пожалуй, только рустованный первый этаж. В остальном декор приобрел ампирные черты: торжественный шестиколонный коринфский портик, треугольный фронтон, открытая площадка за колоннами на уровне второго этажа, крайние окна, пышно обрамленные сдвоенными колоннами, которые поддерживают арку с барельефами, протяженные барельефы на плоскости фасада между вторым и третьим этажами и круглые медальоны между пилястр, на которых изображены античные сюжеты.

        В 1857 году усадьбу покупает графиня Мария Федоровна Соллогуб, до начала 1880-ых годов здесь живет ее сын, художник, коллекционер и поэт-любитель, Федор Львович Соллогуб. В 1882 году Мария Федоровна продает усадьбу Московскому учебному округу; до 1915 года в главном усадебном доме располагается 6-ая Московская мужская гимназия. С 1915 по 1917 годы здания усадьбы занимал госпиталь для душевнобольных солдат, а после 1918 года – школа, детский дом, Центральная библиотека по народному образованию при Наркомпросе. Сейчас здесь располагается Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.

           Несмотря на то, что за 250 лет усадьба поменяла большое количество владельцев, она до сих пор значится как усадьба Демидовых. Не последнюю роль в этом сыграла уникальные литая чугунная ограда и ворота. Они были выполнены по чертежам одного из крепостных архитекторов Шереметевых Федора Семеновича Аргунова. А отливкой чугунного кружева занимался мастер Сизов на одном из нижнетагильских заводов Демидовых в 1760-ых годах.

 

   

         Закончим сегодняшнюю прогулку в начале Люсиновской улицы. Дом № 8 – это бывшая городская усадьба П. П. Игнатьевой – Н. А. Белкина. Кем были эти люди я так и не узнала, в справочнике «Вся Россия» найти их не удалось. Неизвестен и архитектор – автор проекта. Да и время строительства весьма приблизительно, около 1833 года. Ясно, что ампирный особняк был построен после пожара 1812 года.

      Портик фасада подчеркнут шестью пилястрами с простыми капителями, на которые опирается треугольный фронтон. Под фронтоном находится лепной карниз, лепные панно располагаются между пилястрами, лепнина украшает полуциркульные сандрики центральных окон. На них изображены амуры, играющие на лирах. Если верно утверждение, что чаще всего в декоре использовали элементы, указывающие на род деятельности или увлечение владельцев, то можно предположить, что госпожа Игнатьева увлекалась музыкой. Среди лепнины раньше были и военные атрибуты, но сейчас их нет, и когда они исчезли неизвестно.

 

      Рядом с главным усадебным домом были построены два флигеля, до наших дней сохранился только один — южный.

       В советское время здание занимали различные организации, до 2005 года в усадьбе находилось Главное Управление Охраны Памятников, а сейчас — Центр археологических исследований Комитета по культурному наследию города Москвы.

       Рассказывая об усадьбе Игнатьевой – Белкина, нельзя не упомянуть об одном интересном факте. При расширении Люсиновской улицы в 1981 году здание было перенесено приблизительно на 42 метра западнее его первоначального расположения. Переносом дома руководил Эммануил Менделевич Гендель — известный советский инженер-строитель, крупнейший специалист по передвижке и выпрямлению зданий, технолог реставрационных работ. Именно он руководил расширением улицы Горького, передвижением зданий Саввинского подворья, Моссовета и ряда других, выпрямлением минаретов мечети Биби-Ханым и медресе Улугбека в Самарканде, звонницы в подмосковной усадьбе Большие Вяземы.

10.02.2022

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *