КЛАССИЦИЗМ-7

КЛАССИЦИЗМ. Часть 7

        Сегодня мы снова пройдем по центру Москвы, знакомясь с усадьбами в стиле классицизм. Наш основной маршрут пройдет вдоль Бульварного кольца, но мы будем сворачивать с него на окрестные улицы и переулки. Центр города всегда был престижным местом для жизни, и здесь сохранилось наибольшее количество особняков первой половины 19 века, которые были восстановлены по большей части в стиле ампир после пожара 1812 года.

           Наш первый адрес – Остоженка 51/10. В справочниках по этому адресу значится усадьба кондитеров Абрикосовых. На самом деле Абрикосовы были последними владельцами усадьбы, а история ее начинается в середине 18 века. Владение часто меняло свои границы и владельцев. Среди них были граф П. А. Ефимов, князь П. Н. Оболенский, семейство дворян Безобразовых. Постройки во владении были хаотичными и по большей части деревянными. В 1812 году усадьба полностью выгорела.

     В 1830 году владение у Безобразовых покупают купцы Скосыревы, занимавшиеся производством и торговлей тканями. Владельцы усадьбы регулярно меняются вплоть до 1913 года, когда она была приобретена потомственной почетной гражданкой М. Ф. Абрикосовой. В адресной книге «Вся Москва» с такими инициалами значится только Маргарита Филипповна Абрикосова, но адрес ее проживания – Пречистенский (ныне Гоголевский) бульвар, 29.  Так что говорить о том, что именно она купила усадьбу с полной уверенностью, не представляется возможным, тем более, что семейство Абрикосовых было большим.

         Считается, что главный усадебный дом был построен в 1830-ых годах, т.е. при купцах Скосыревых. Позднее и главный дом, и прочие постройки усадьбы неоднократно перестраивались. На участке появились каменные флигели и другие постройки. Последняя перестройка с ремонтом и новой отделкой внутренних помещений произошла в 1915 году. Ею руководил художник-архитектор Сергей Егорович Чернышев, в будущем главный архитектор Москвы.

        Главный усадебный дом представляет собой одноэтажное строение с мезонином. По центральной оси здание декорировано четырехколонным ионическим портиком. На фасаде сохранился лепной барельеф с сюжетом из «Илиады» — «Приам выпрашивает у Ахилла тело Гектора».

      После национализации в главном усадебном доме некоторое время располагался Педагогический музей Хамовнического района. В настоящий время в здании находится Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации Службы внешней разведки РФ. В 2017 году перед зданием установлен памятник руководителю внешней разведки СССР с 1939 по 1945 годы, генералу Павлу Михайловичу Фитину http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_monuments-2/ .

            А нам придется уйти дальше от Бульварного кольца, чтобы познакомиться с еще одним особняком в Кропоткинском переулке, 26. Сейчас это здание занимает представительство Палестинской национальной администрации. Этот дом связан с именем Петра Алексеевича Кропоткина – русского революционера-анархиста, географа и геоморфолога.

       Построен особняк в 1820-ых годах, когда участком в Штатном переулке (так тогда назывался Кропоткинский переулок) владел Николай Петрович Кропоткин. Дом был построен для сына Алексея и его жены Екатерины Николаевны, урожденной Сулима, дочери генерала Николая Семеновича Сулимы.  Княжеский рол Кропоткиных очень древний и берет свое начало от самого Рюрика. На протяжении веков род Кропоткиных был связан со многими именитыми родами России. Так мать Алексея Петровича, происходила из древнего и знатного рода Гагариных.

        В доме 26 по Штатному переулку родился будущий революционер-анархист. Екатерина Николаевна умерла, когда сыну было всего три с половиной года. Вскоре отец продал дом, в котором все напоминало о его любимой красавице жене. Весь 19 век особняк переходил от одного владельца к другому, пока в 1921 году после смерти Петра Алексеевича в рамках программы советского правительства по увековечиванию его памяти в особняке не открыли музей Кропоткина. Вдове Петра Алексеевича удалось перевезти из Лондона библиотеку, архив Кропоткина и даже воспроизвести его личный кабинет. А потом в стране наступило время борьбы с инакомыслием, и в 1939 году по личному распоряжению Сталина музей закрыли. Но еще почти 60 лет в столице была Кропоткинская улица, которую в новой России снова переименовали в Пречистенку. Зато остался Кропоткинский переулок и станция метро.

        А сам одноэтажный особняк представляет собой типичный образец послепожарной Москвы: двенадцать окон парадной анфилады, шесть белых деревянных колонн, на которые опирается изящный треугольный фронтон, антресольный этаж со стороны двора. О том, что в этом доме родился Кропоткин напоминает памятная доска работы скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова.

        Кстати, если вам попадет в руки книга Кропоткина «Записки революционера» рекомендую ее прочитать. Книга неожиданно (по крайней мере для меня – не большой любительницы мемуаров) очень интересная и читается буквально на одном дыхании.

       Усадьба в Большом Левшинском переулке, 15 также представляет собой типичный образец архитектуры послепожарной Москвы. Усадьба часто меняла хозяев. В начале 19 века владение находилось в собственности капитана Бориса Васильевича Хвощинского. После пожара 1812 года сильно пострадавшую усадьбу разделили на две части, владельцами которых стали премьер-майор Василий Лаврентьевич Львов и капитан Евгений Николаевич Богданов. В 1820 году в обеих усадьбах были построены деревянные главные дома в стиле ампир, которые позднее заменили каменными.

     В середине 19 века усадьбу Богданова приобрела почетная гражданка Екатерина Васильевна Белоусова. Следующей владелицей была супруга личного почетного гражданина Вера Ивановна Сучкова. Так усадьба получила свое название, которое часто упоминается в справочниках и путеводителях по столице: усадьба Богданова –Белоусовой – Сучковой.

         Усадебные постройки дважды перестраивали: в 1860-ых годах по проекту Владислава Александровича Шимановского, в 1890-ых перестройкой руководил Иван Павлович Машков. В начале 20 века главный усадебный дом и флигель сдавались в аренду, потом была эпоха коммуналок, а сейчас здания занимают офисы инвестиционной компании «Третий Рим».

         Главный дом (строение 1) выдержан в строгом стиле: треугольный фронтон опирается на шестиколонный портик. Колонны портика и входа сдержанного тосканского ордера, лепных деталей на фасаде практически нет.

 

      Зато главный фасад флигеля (строение 2) украшен пышно: четыре коринфские пилястры, лепные кронштейны, поддерживающие фронтон, и украшения центральных окон.

   

          А мы по Пречистенке отправимся в сторону бульварного кольца. Эта улица на ряду с Никитскими и Поварской была местом, где предпочитали селиться состоятельные москвичи. Сейчас на Пречистенке сохранилось много особняков и усадеб, построенных в стиле классицизм. По большей части они поддерживаются в приличном состоянии, хотя многие из них перестроены. С некоторыми из них мы и познакомимся.

        Первый дом на нашем пути — Пречистенка 35. По этому адресу располагается бывший главный дом городской усадьбы надворного советника Петра Александровича Самсонова. Деревянный особняк на каменном подвале 18 века был построен в 1819 году. Практически таким же по объему был предыдущий дом на этом месте, который сгорел в 1812 году – одноэтажный с мезонином. А вот декор нового дома стал более пышным и выполнен в модном стиле ампир: шестиколонный коринфский портик, лепные украшения окон, тимпана фронтона, карниза под ним. Дом тщательно оштукатурен, по внешнему виду определить, что он деревянный практически невозможно.

   

        Чуть позже Самсонов купил у своей соседки сад, построил два каменных флигеля, один из которых сохранился до наших дней, и ряд хозяйственных построек.

        Во второй половине 19 века усадьба часто меняла хозяев, среди которых был тайный советник, знаменитый российский хирург, декан медицинского факультета и ректор Московского университета Аркадий Алексеевич Альфонский. В 1911 году усадьбу покупает Николай Карлович фон Мекк, сын строителя Московско-Рязанской железной дороги Карла Федоровича фон Мекка. При новом владельце усадьба снова перестраивалась: на территории появились помещения для контор, гаражи и квартиры для сотрудников.

        Главный усадебный дом дважды реставрировался – в 1963 году и в начале 21 века. Сейчас здание находится в частной собственности. В нем располагается бизнес-центр.

      Следующий адрес – Пречистенка, 32. Это целый комплекс строений — внушительный особняк, два флигеля, хозяйственные постройки. В начале 19 века здесь располагалась усадьба одного из представителей рода Талызиных, вероятнее всего, генерала-майора Степана Александровича Талызина. Постройки на участке, включая двухэтажный главный дом, были деревянными.

         В 1808 году усадьбу купил гвардии корнет Павел Яковлевич Охотников, а записано владение было на его супругу Наталью Васильевну. В 1812 году все строения усадьбы полностью сгорели. В период с 1817 по 1820 годы Охотниковы отстраивают усадьбу заново, на этот раз из камня. По некоторым источникам автором проекта новой усадьбы был Федор Кириллович Соколов, который на ряду с Доменико Жилярди, Осипом Бове, Дормидонтом Григорьевым, восстанавливал сгоревшую Москву, но никаких документальных подтверждений этому факту нет.

         Главный дом, больше похожий на дворец, выходит протяженным трехэтажным фасадом на красную линию Пречистенки. Декор фасада типичен для ампирного строения: восьмиколонный портик, на который опирается треугольный фронтон, длинные балконы с изящными кованными ограждениями, руст первого этажа, замковые камни над окнами первого этажа, лепнина с античной тематикой за колоннами портика и гербовая композиция на тимпане фронтона, ионические полуколонны в оформлении крайних окон второго этажа.

      За главным домом располагаются два небольших двухэтажных флигеля, которые часто называют усадьбой Степанова. Я так и не смогла ничего найти об том человеке, возможно он какое-то время владел усадьбой в целом.

       За флигелями расположен уютный двор, обрамленный двумя циркумференциями — низкими корпусами с дугообразным планом. В 19 веке в одном корпусе располагалась конюшня и каретный сарай, в другом – хозяйственные помещения.

         В 1879 году дом купили представители купеческого семейства Пеговых. Ярославские купцы первой гильдии Пеговы торговали сукном, владели металлургическими и химическими предприятиями, многочисленной недвижимостью и в Ярославле, и в Москве. Они оставались собственниками усадьбы на Пречистенке до 1915 года, когда владелицей стала Вера Ивановна Фирсанова. Но ни Пеговы, ни Фирсанова в доме не жили: с 1882 года. главный дом усадьбы арендует частная гимназия, учрежденная известным педагогом Львом Ивановичем Поливановым. Для устройства учебного заведения помещения второго этажа подверглись перепланировке. На первом этаже располагалась гардеробная, служебно-хозяйственные помещения и учебные кабинеты. На втором — квартира Поливанова, классы, рекреационный зал с мраморными колоннами, гимнастический зал и учительская. Третий этаж занимали общие спальни воспитанников — дортуары, столовая для пансионеров и учебные комнаты для учеников 1-3-х классов. В флигелях обустроили квартиры для преподавателей.

         Гимназия Поливанова была престижным учебным заведением, среди ее выпускников были поэты Соловьев, Белый, Брюсов, Волошин, шахматист Алехин, сыновья Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. Н. Плещеева, А. Н. Островского.

      Следующую переделку главного дома и всего комплекса зданий заказывает молодому архитектору Александру Ивановичу Таманяну, по проектам которого позднее будут построены многие общественные здания в Ереване, Вера Ивановна Фирсанова. А в доме на Пречистенке так и продолжает располагаться гимназия Поливанова.

        В 1921 году усадьбу занимает Государственная академия Художественных наук (ГАХН). Полукруглые корпуса конюшен во дворе в 1930-ых годах надстроили вторым деревянным этажом. Они превратились в жилые здания: общежития и коммуналки.

      Сейчас в главном доме находятся детская музыкальная школа №11 имени В. И. Мурадели и детская художественная школа №1 имени В. А. Серова. В Восточном флигеле располагается ГУ «Дети улиц» — Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних. Одну циркумференцию занимают мастерские художников, а вторая до сих пор остается жилой.

       Дом 21 на Пречистенке сейчас занимает Президиум и выставочные залы Российской академии художеств. А в начале 19 века на этом месте располагалась усадьба генерала Александра Алексеевича Тучкова. В 1810 году на месте стоявших здесь палат был построен особняк в стиле классицизм. Александр Алексеевич был женат на Маргарите Михайловне Нарышкиной, в браке родился сын Николай. А генерал Тучков погиб на Бородинском поле. После гибели мужа Маргарита Михайловна поселилась на Бородинском поле вместе с сыном и служанкой, занималась благотворительностью и строила храм Спаса Нерукотворного. В 1826 году Николай Тучков умер в возрасте 15 лет. С тех пор вдова генерала Тучкова полностью отдалась благотворительности: помогала увечным ветеранам и окрестным крестьянам, лечила больных и утешала страждущих. Но главным делом своей жизни стало устройство нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова приняла малый постриг, а в следующем году Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению стала именоваться Спасо-Бородинским общежительным монастырем.  В 1840 году Тучкова стала игуменьей монастыря.

        Игуменья Мария скончалась в 1852 году и упокоилась в Спасском храме монастыря рядом с сыном на месте, где погиб ее муж.

      Следующими владельцами усадьбы на Пречистенке были граф Павел Сергеевич Потемкин, потом некая А. П. Мартынова. К сожалению, я так и не выяснила, как ее звали и кем она была, но именно при ней в 1871 году главный усадебный дом был перестроен и получил современный вид.  Авторами проекта перестройки были архитекторы Петр Сантинович Кампиони и Александр Степанович Каминский. К главному дому была сделана пристройка, а классический фасад был заменен эклектичным.

       В 1889 году усадьбу покупает потомственный почетный гражданин Москвы Давид Абрамович Морозов, который через десять лет продает ее своему племяннику, предпринимателю, коллекционеру и меценату Ивану Абрамовичу Морозову. Иван Абрамович для оформления новых интерьеров, приспособленных для его коллекции живописи, приглашает Льва Кекушева. Богатая лепнина, покрывавшая потолки и стены, была удалена. Интерьеры оформили с простотой и музейной строгостью, была обустроена несгораемая бетонная комната для хранения наиболее ценных полотен. Таким образом дом превратился в образцовый по тем временам музей.

        Морозовская коллекция новейшего искусства западноевропейских и русских художников представляла собой одно из уникальных художественных собраний, но она была не доступна для просмотра. После 1917 года национализированная коллекция стала основой экспозиций импрессионизма и постимпрессионизма Государственного музея нового западного искусства. позднее коллекцию разделили между Эрмитажем и ГМИИ имени Пушкина. Картины русских художников попали в Третьяковку.

      Что касается Ивана Абрамовича, то он пару лет проработал заместителем директора своего музея, а в 1919 году навсегда покинул Россию.

        Вот такая история этого дома на Пречистенке. От классического особняка начала 19 века остались, пожалуй, только стены. Некоторые парадные помещения – освещенный верхним светом Белый зал, бывшая столовая Морозовых или Дубовый зал — сохранили до наших дней изысканные кекушевские интерьеры начала 20 века.

        А мы выходим на Никитский бульвар и знакомимся с городской усадьбой А. С. Талызина. История этого владения начинается в 17 веке, когда за стенами Белого города, фактически за чертой тогдашней Москвы, сотник Иван Бутурлин строит каменные палаты. Менялись хозяева, менялись строения и очертания участка. В начале 19 века, когда усадьбой владел коллежский асессор Дмитрий Сергеевич Болтин, были построены главный дом и флигель. Но все деревянные строения усадьбы уничтожил пожар 1812 года, а каменные здания в этом пожаре сильно пострадали.  В начале 1820-ых годов разрушенную усадьбу покупает генерал-майор Александр Иванович Талызин. Новый владелец перестраивает усадьбу: главный дом и флигель приобретают вид, сохранившийся до наших дней. Фасады и главного дома, и флигеля выдержаны в классическом стиле. Портик главного дома на уровне второго этажа состоит из четырех пар колонн тосканского ордера. Колонны и балюстрада оформляют балкон-галерею, лепнина в виде венков и лент украшает тимпан треугольного фронтона.

 

       Треугольный фронтон венчает и здание флигеля. На втором этаже – балкон с кованным ограждением, который служит крышей для сводчатой галереи.

 

     Оба здания выходят на Никитский бульвар боковыми фасадами. Фасад флигеля украшен ионическими пилястрами, а фасад главного дома – изящным балконом.

   

       В начале 1840-ых годов владельцами усадьбы становятся Александр Петрович и Анна Георгиевна Толстые. Именно у Толстых в 1848 году поселился Гоголь. Писатель занимал две комнаты во флигеле. В этой усадьбе Николай Васильевич работал над вторым томом «Мертвых душ», здесь же он сжег рукопись за несколько дней до своей смерти. Дом на Никитском бульваре стал последним жилищем Гоголя – он прожил здесь до самой смерти в 1852 году.

         После Толстых усадьбой владели представители семейств Столыпиных, Шереметевых, Мусиных-Пушкиных. После национализации в 1917 году в постройках усадьбы разместились коммуналки, позднее постпредство Киргизии и редакция журнала «Радио и телевидение». В 1923 году по инициативе Крупской в здании флигеля была организована библиотека Наркомпроса.

       В 1977 году коммуналки расселили, дом и флигель отремонтировали.  В 1979 году в здании флигеля были открыты мемориальные комнаты Николая Васильевича, обстановку которых воссоздали по воспоминаниям его современников, а библиотеку (в ту пору это была городская библиотека №2) переименовали Библиотеку имени Н. В. Гоголя. В фонде библиотеки хранится более трехсот томов собраний сочинений, прижизненных и посмертных изданий Гоголя, коллекция научных трудов по биографии и исследованию наследия писателя. В шести комнатах первого этажа, кроме мемориальных комнат Гоголя, расположена музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Николая Васильевича.

      Во дворе усадьбы в 1959 году был установлен памятник Гоголю, созданный в 1909 году скульптором Николаем Андреевичем Андреевым и перенесенный во двор с бульвара http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_monuments-1/ .

         Свернем с Никитского бульвара на Большую Никитскую. Здесь нас интересует дом №44. Памятная табличка на доме гласит, что это памятник истории и культуры «Ансамбль городской усадьбы Н. А. Черкасской – В. С. Баскакова». В многочисленных описаниях усадьбы перечисляются и ее владельцы. Среди них супруга статского советника и камергера Константина Павловича Нарышкина Софья Петровна, семья Плотицыных, вдова Александра Николаевича Мамонтова, двоюродного брата Саввы Мамонтова, Татьяна Алексеевна, в девичестве – Хлудова. Имени Черкасской в этом списке нет. Правда, перечисленные выше хозяева владели усадьбой во второй половине 19 века. Вполне вероятно, что в первой половине 19 века владелицей усадьбы была княгиня Надежда Алексеевна Черкасская, вдова героя отечественной войны 1812 года Николая Николаевича Черкасского-Бековича.

            Последним владельцем усадьбы был Василий Степанович Баскаков, который приобрел ее в начале 1910-ых годов. Василий Степанович вместе со своим братом Иваном покупал в Москве участки и строил на них доходные дома. О доходных домах Баскаковых я рассказывала вот здесь:

http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-2/

http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-6/

http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-11/

          Бизнес братьев Баскаковых был успешным и приносил им хорошую прибыль. Участок на Большой Никитской первоначально тоже покупался для строительства доходного дома, но Баскаковы решили не разрушать усадьбу. Правда, в отношении нее братья Баскаковы не отказались и от своего бизнеса, они стали сдавать имевшиеся помещения внаем состоятельным горожанам. Среди них был и Петр Алексеевич Кропоткин, который снимал вместе со своей супругой в усадебном доме комнаты в 1917 году.

          В 1918 году все доходные дома братьев Баскаковых были национализированы, а Василий Степанович прожил до самой смерти в 1938 году в крошечной комнате одного из своих доходных домов.

          Монументальный, но в тоже время, небольшой одноэтажный главный усадебный дом с полуподвалом и мезонином, построен в 1812-1817 годах. Слева от него пристроен флигель, который соединяется с основным зданием проездными воротами. Монументальность главного дома подчеркивает портик, оформленный массивными полуколоннами, на которые опирается треугольный фронтон. Двухэтажный флигель оформлен скромно, но в полной гармонии с главным домом.

   

        Сейчас здания усадьбы занимают офисы внешнеэкономической организации Российско-Турецкого делового Совета и общественной организации Центр либерально-консервативной (?!) политики.

           Рядом с усадьбой Н. А. Черкасской – В. С. Баскакова находится еще один интересный дом. Строение 1 выходит фасадом на Большую Никитскую, а флигели – на Малую Никитскую. Адрес этой усадьбы – Малая Никитская, 13. А интересна она прежде всего тем, что строение 1 – это дом семьи Суворовых. И хотя усадебные постройки неоднократно перестраивались, а дом, в котором родился Александр Васильевич, практически полностью загораживает сплошной забор, хочу немного рассказать об этой усадьбе.

   

          Участок, на котором располагаются постройки усадьбы и сквер с памятником Алексею Толстому, принадлежал прадеду Александра Васильевича, Григорию Ивановичу Суворову. При Григории Ивановиче были построены каменные палаты, фундамент которых лежит в основе строения 1 – главного усадебного дома. По неизвестным причинам Григорий Иванович продал усадьбу, но его внук, отец Александра Васильевича, генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, в 1768 году выкупил родовое гнездо у Никитских ворот у морского капитана первого ранга Матвея Васильевича Ржевского. Тогда же был простроен главный дом в классическом стиле, но как он выглядел неизвестно.

          Вероятнее всего будущий великий полководец появился на свет в этом доме. Этот же дом он получил в дар от отца после женитьбы на княжне Варваре Ивановне Прозоровской. Брак, на котором настоял отец, оказался для Александра Васильевича несчастливым. Суворову было уже за сорок, Варвара Ивановна была молода, хороша собой и не желала сопровождать мужа в его военных походах и армейских учениях, а предпочитала вести светскую жизнь. По слухам, она постоянно изменяла мужу с многочисленными поклонниками. Суворов пытался получить официальный церковный развод, но в результате получил лишь разрешение жить отдельно от своей супруги. Александр Васильевич оставил Варваре Ивановне усадьбу у Никитских ворот, назначил содержание, определил дочь Наталью в Смольный институт, а сына Аркадия, в отцовстве которого он не был полностью уверен, оставил с матерью. Сам он в Москве почти не появлялся.

           При Варваре Ивановне на территории усадьбы были построены деревянные флигели и хозяйственные постройки.  Суворова прожила в особняке на Никитской до самой смерти в 1806 году. И почти сразу же после этого генерал-майор, шеф Ржевского мушкетерского полка Аркадий Александрович Суворов продал доставшуюся ему по наследству усадьбу. В 1812 году в усадьбе сгорели деревянные постройки и пострадал главный дом.

          Весь 19 век владельцы усадьбы часто менялись, перечислять их всех я не буду. Упомяну только некоторых из них.

          В 1819 году усадьбу покупает коллежский асессор Николай Михайлович Юрьев. При нем начинается восстановление пострадавших в пожаре строений.

       В 1861 году владельцем усадьбы становится потомственный почетный гражданин Николай Иванович Баранов, который является собственником до 1874 года. Именно в это время фасады главного усадебного дома получают существующее ныне декоративное оформление. Работы в усадьбе проходили по проекту архитектора Александра Степановича Каминского.

         В 1892 году дом приобрела купчиха Надежда Петровна Кунина, по второму мужу Гагман. Шведский подданный Карл Гагман торговал писчебумажными товарами. Он увлекался историей России и был помощником Московского отделения Российского военно-исторического общества. На средства Гагмана на доме в 1913 году Обществом была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь жил Суворов».

       При последней хозяйке, Надежде Гагман, по проекту архитектора Василия Герасимовича Залесского были построены флигели, а главный усадебный дом получил новые интерьеры, в зданиях усадьбы появился водопровод и канализация. В главном доме располагалась квартира Гагманов, остальные помещения сдавались внаем.

       После национализации в 1917 году главный усадебный дом какое-то время занимала школа рабочей молодежи, а с 1928 года комплекс зданий перешел в ведение МИД. До войны здесь было посольство Японии, с 1960 по 2012 годы – посольство Нигерии.

         С 2014 по 2018 годы все здания бывшей усадьбы подверглись комплексной реставрации. Были укреплены фундаменты и стены здания, устранены трещины в кирпичной кладке, выполнены гидроизоляция подвала, очистка и пропитка антисептиком деревянных частей стропил и кровли, восстановлены интерьеры главного дома, конечно, не времен Суворова, а те, которые были выполнены Залесским для Гагманов. В дальнейшем усадьба будет использоваться для представительских целей Министерства иностранных дел.

        Вот такой большой рассказ получился об этой усадьбе, но, думаю, Александр Васильевич Суворов и его родовое гнездо этого заслуживают.

        Между Спиридоновкой и Малой Никитской, в Гранатном переулке, 4 располагается особняк Зубова-Леонтьевых. В первой половине 18 века участком владели братья Орловы, в 1763 году владение переходит в ведение Преображенского полка. В начале 19 века место стояло в запустении, а все строения были полуразрушенными. Их снесли и продали участок то ли княжне Голицыной, то ли семейству Трубецких. В 1804 году был построен двухэтажный особняк, с первым каменным этажом. Второй этаж был деревянным, естественно, в 1812 году он полностью сгорел.

        В 1830-ых годах усадьбу покупает отставной полковник Платон Николаевич Зубов. Платон Николаевич по матери был внуком полководца Суворова, его дядя, Платон Александрович, был фаворитом Екатерины II, а отец, Николай Александрович, принял активное участие в убийстве императора Павла.

         Платон Николаевич всю жизнь был холостяком. После его смерти в 1855 году усадьба переходит по наследству к семье его сестры Любови Николаевны, которая была замужем за генерал-майором, героем отечественной войны 1812 года Иваном Сергеевичем Леонтьевым. Их потомки владели усадьбой до 1913 года. Владели, но, вероятнее всего, не жили. В конце концов участок был продан, и на нем собирались строить большой доходный дом. Особняк начали разбирать, но первая мировая война приостановила этот процесс. В 1923 году здание решили сохранить, его отремонтировали и разместили здесь «Палату мер и весов». Правда, интерьеры к тому времени были утрачены полностью.

       Сейчас здание реставрируют. На паспорте объекта указано, что идут работы по сохранению и приспособлению под современное использование объекта культурного наследия федерального значения. До начала ремонта здание занимало ФГУП «Стандартинформ», что будет после – неизвестно. Общественность неоднократно поднимает вопрос о создании здесь музея полководца А. В. Суворова.

          Сам особняк стоит в глубине двора за низкой ажурной оградой.  Шестиколонный портик поддерживает балкон мезонина, который завершается бельведером.

   

        А мы пойдем назад по Большой Никитской, пересечем Никитский бульвар и дойдем до Моховой. Здесь нас ждет знакомство с усадьбой Шаховских – Красильщиковых. Глядя на фасад главного усадебного дома, можно подумать, что это чудом уцелевший в пожаре 1812 года образец классической застройки Москвы. На самом деле постройки усадьбы возведены в 1820 году, когда ею владел князь Павел Петрович Шаховский. До этого среди владельцев усадьбы были воспитатель Петра I Никита Моисеевич Зотов и князь Федор Иванович Голицын.

          В 1867 году большое владение разделили на три части, участок с главным домом отошел к дочерям Павла Петровича Шаховского Ирине и Софье, которые продали его директору Товарищества Купавинской суконной фабрики Ивану Кузьмичу Бакланову. Именно при Бакланове главный усадебный дом получил свой нынешний фасад в стиле неогрек с ионическим портиком. Перестройкой усадьбы руководил архитектор Каминский.

        В 1892 году дом у Бакланова покупает богатая иркутская купчиха Юлия Ивановна Базанова. Последним дореволюционным владельцем усадьбы стал мануфактур-советник Николай Михайлович Красильщиков, директор мануфактуры «Анна Красильщикова и сыновья» в Костромской губернии. Он приобрел усадьбу в 1906 году.

          В 1918 году семья Красильщикова эмигрировала во Францию, а усадьба, как и все другое имущество Николая Михайловича, была национализирована. В особняке сначала разместилось общежитие для командированных текстильного комбината, потом его передали Государственной библиотеке имени Ленина для института библиотековедения, в 1950-ом в здании разместили музей Калинина. Теперь здесь центр восточной литературы Российской Государственной библиотеки.

          В 1972 году перед приездом в Москву Ричарда Никсона были снесены некоторые здания на подъезде к Кремлю, в их числе и строения усадьбы. Так появилось открытое пространство, получившее среди москвичей название «лужайка Никсона», на которой в 2016 году был установлен памятник князю Владимиру http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_monuments-2/ .

          Вернемся на Бульварное кольцо. Следующий адрес – Тверской бульвар, 24-26. Тверской бульвар в 18-19 веках тоже был престижным местом, особняки аристократов стояли здесь буквально впритык друг к другу. Но далеко не все дома сохранились до наших дней. Даже видя протяженный ампирный фасад дома №26 не стоит обольщаться тем, что перед нами историческое здание.

        В начале 19 века на этом месте располагалась усадьба бывшего екатерининского вельможи Ивана Николаевича Римского-Корсакова, который некоторое время был фаворитом императрицы. В состав дома входили старинные палаты, палатное, а не анфиладное расположение комнат частично сохранилось в доме и после его перестройки в начале 1830-ых годов. Тогда же был оформлен ампирный фасад. По некоторым сведениям, работами руководил Осип Бове.

 

 

        О непростой истории любви Римского-Корсакова и графини Екатерины Петровны Строгановой, урожденной Трубецкой, я рассказывала в статье об усадьбе Братцево http://www.peshkompomoskve.ru/brattsevo/. Екатерина Петровна влюбилась в Ивана Петровича и ушла от мужа. А тот видимо очень сильно любил жену, он воспринял случившееся философски, назначил бывшей супруге содержание, купил на ее имя усадьбу Братцево и флигель усадьбы Римского-Корсакова на Тверском бульваре. Этот флигель сохранился с 1830 года практически без изменений.

 

           Екатерина Петровна умерла в 1815 году, Иван Николаевич, который был на десять лет моложе, прожил еще 16 лет. После ухода Екатерины Петровны Римский-Корсаков стал затворником, два последние года жизни совсем не выходил из дома. Так что представляется маловероятным, что за год до кончины он затеял перестройку дома. Думаю, это была инициатива сына Римского-Корсакова и Строгановой, Василия Николаевича (Ивановича) Ладомирского, который унаследовал усадьбу после смерти отца. Не удивляйтесь странному имени сына Римского-Корсакова и Строгановой. У детей этой четы (у них были еще две дочери, Софья и Варвара)) было двойное отчество и чужая фамилия, т.к. они официально считались только воспитанниками своих родителей.

           Дом Строгановой (№24) отошел дочери Варваре, от которой достался в наследство уже ее дочери Зинаиде Ивановне Юсуповой, урожденной Нарышкиной. Последним владельцем стал единственный наследник всех богатств старинного рода Феликс Феликсович Юсупов.

           Этот дом, как я говорила ранее, сохранился без изменений. А дом №26 был разрушен в 1999 году. При всем уважении к тогдашнему мэру столицы Лужкову не могу не сказать о том, что с архитектурными памятниками при нем обращались очень вольно: старинные дома сносили, чтобы освободить место для реализации новых, не всегда удачных, проектов, реставрация часто не была бережной, как в случае с палатами Волковых-Юсуповых http://www.peshkompomoskve.ru/palaty_volkovyh_yusupovyh/ , под видом реконструкции и приспособления для современных нужд старые дома просто сносили, а на их месте строили копии из бетона, в лучшем случае сохраняя только фасады. Такая судьба постигла и дом №26 на Тверском бульваре. После «реконструкции» в нем открылся ресторан «Турандот» известного московского ресторатора Андрея Константиновича Деллоса, который, кстати, имеет художественное образование. Мне так и не удалось выяснить, остались ли в этом доме аутентичный, но отреставрированный фасад, или он тоже сделан из бетона. Но если сравнивать со старыми фотографиями, то фасад выглядит очень похожим.

   

 

          Сейчас в здании кроме «Турандот» располагаются антикварный и цветочный салоны, ресторан «Ференгейт» и залы кафе «Пушкинъ».

         А собственно для кафе «Пушкинъ» в 1999 году построено стилизованное здание на Тверском бульваре, 26а. Фактически это гастрономический аттракцион для иностранцев с кулебяками, икрой, стерлядью и другими блюдами русской кухни в дворцовых интерьерах. А назвал свое кафе «Пушкинъ» господин Деллос, видимо с учетом того, что поэт неоднократно бывал в доме Римского-Корсакова, где слушал рассказы пожилого хозяина об императрице, князе Потемкине и временах его молодости.

       На углу Страстного бульвара и Петровки находится здание Московского музея современного искусства. В 18 веке это был главный дом усадьбы купца 1-ой гильдии, коммерции советника, городского головы Михаила Павловича Губина. Михаил Павлович торговал металлом со своих заводов, производил хлопчатобумажные ткани и успешно управлял городом, реализуя многочисленные благотворительные проекты.

            Главный усадебный дом был построен в 1793—1799 годах по проекту Матвея Казакова. По легенде дом был покрыт специальным кровельным железом, изготовленным на заводах Губина. Кровля не только не пострадала в пожаре 1812 года, но и продержалась без обновления до конца 19 века. А сам особняк в пожаре пострадал и был восстановлен в 1823-1828 годах предположительно по проекту Осипа Бове.

            После смерти Губина владение перешло к его наследникам, которые с середины 19 века сдавали и помещения, и землю в аренду. Так, на территории приусадебного парка был разбит общественный зимний сад братьев Фоминых с оранжерей, в которой выращивали тропические растения. Зимой усадебный пруд превращался в общественный каток. В 1880-ых годах на территории усадьбы возвели здание театра Корша и несколько жилых домов для сдачи внаем. Главный усадебный дом несколько лет занимала частная мужская гимназия Франца Ивановича Креймана, а позднее – женская гимназия Варвары Васильевны Потоцкой.

         После национализации в здании располагались поочередно воинская часть, Институт физиотерапии и ортопедии Наркомздрава, НИИ ревматологии.

            В 1999 году в особняке открылся Музей современного искусства, так же известный как ММоМА (The Moscow Museum of Modern Art). Он стал первой в России государственной галерей, полностью посвященной художникам 20-21 веков. Основой экспозиции стала личная коллекция директора организации Зураба Церетели. По последней информации музей больше не работает, возможно из-за проблем с короновирусом.

           Здание считается одним из лучших образцов московского классицизма. Трехэтажную центральную часть особняка оттеняют более низкие боковые корпуса. Средний объем дома оформлен ризалитом с четырехколонным коринфским портиком. Нижняя часть главного фасада отделана рустом. Боковые корпуса украшают спаренные ионические пилястры и барельефы античной тематики.

 

   

         Казаков планировал выстроить два симметричных флигеля, однако возвели только один из них.

   

         Так выглядел проект Казакова.

             Последний на сегодня адрес Чистопрудный бульвар, 17. Дом построен в 1820-ых годах, имен владельцев того времени история не сохранила. В период с 1899 по 1904 годы владение находилось в собственности некоего господина Данилова, который сдавал помещения в аренду городскому училищу. С 1911 года особняком владела вдова действительного статского советника Зинаида Ивановна Данилова.

              В наши дни здесь располагались мебельный магазин, корейский культурный центр, сейчас — бизнес-центр «Бульварное кольцо».

27.02.2022

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *