КЛАССИЦИЗМ. Часть 9
«Тема классицизма в Москве – бесконечна. Ее можно продолжать еще очень долго. Но я решила сегодняшним материалом закончить рассказ о московских зданиях в стиле классицизм. Все предыдущие семь статей о стиле и еще двух об архитекторах классицизма были в основном посвящены усадебным домам и особнякам». Это цитата из предыдущей статьи о московском классицизме http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-8/ . Тогда, год назад, я думала, что она будет последней в серии рассказов о московском классицизме. Но рассматривая собранный материал, пришла к выводу, что этого материала хватит еще на одну большую публикацию.
Сегодня мы познакомимся с самыми разными зданиями эпохи классицизма. Здесь будут и усадьбы с богатой историей, и простые дома, построенные в конце 18 – первой половине 19 века, и общественные здания, расположенные, в основном в самом центре столицы. Мне бы очень хотелось, чтобы, проходя по московским улицам, мои читатели обращали внимание на эти здания, вспоминали их владельцев и эпоху, когда они были построены.
Описывая дома, построенные в классическом стиле, я попыталась сделать своеобразный маршрут по столице. Вряд ли кому-то удастся по нему пройти – уж слишком длинным он получился. Но все же… Сначала мы познакомимся с домами в пределах Бульварного кольца. Начнем со Староваганьковского переулка, затем отправимся на север и закончим на Покровке. А потом нас ждут еще несколько зданий в пределах Садового кольца.
Итак, Староваганьковский переулок. Здесь находится дом 21 — главный дом и флигель бывшей усадьбы московского купца Василия Семеновича Семенова.
В начале 16 века на месте усадьбы стояла Благовещенская церковь, построенная по проекту итальянского зодчего Алевиза. В 1812 году церковное здание полностью сгорело. Участок перешел во владение саратовского купца и винного откупщика Михаила Андриановича Устинова, который еще в 1805 году приобрел соседнюю усадьбу Степана Александровича Талызина. В 1840-ых годах владение покупает Василий Семенович Семенов. В 1842 году на участке был возведен практически лишенный характерного классического декора двухэтажный дом, сохранившийся до нашего времени, а со стороны двора к нему был пристроен двухэтажный флигель. Автор проекта – московский архитектор, академик Императорской Академии художеств Николай Ильич Козловский. После кончины Василия Семеновича усадьба по наследству перешла к его вдове и сыну Федору.
В 1909 году владение купил детский писатель, издатель, книготорговец Максим Васильевич Клюкин. Он собирался переделать весь участок под доходное владение, но проект так и не был осуществлен.
Дом Семенова известен тем, что в нем в 1908 – 1911 годах жил и работал художник Валентин Серов. Сейчас в здании располагается офис ресторанного холдинга «Gg Group».
История земельного участка на углу Староваганьковского переулка и Воздвиженки известна с начала 17 века. Сначала на этом месте располагалась усадьба Ивана Михайловича Милославского, потом здесь находился Новый аптекарский двор, была построена Трапезная палата, о которой я рассказывала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_dopetrovskya-5/
В 18 веке владение перешло к Василию Лукичу Долгорукому, затем – к представителю грузинского царского рода Вахтангу Багратиони. В конце 18 века владение выкупил у сына Вахтанга, Георгия Багратиона, екатерининский вельможа, участник переворота 1762 года, в результате которого к власти пришла Екатерина II, тайный советник, сенатор Александр Федорович Талызин. При Талызине и был возведен трехэтажный усадебный дом с двумя флигелями предположительно по проекту Матвея Казакова.
В 1805 году сын Александра Федоровича Степан, растратив отцовское наследство, был вынужден продать и усадьбу на Воздвиженке. А купил ее, как я говорила ранее, саратовский купец и винный откупщик Михаил Андрианович Устинов. Устинов перестроил усадебные здания: флигели соединили двухэтажными переходами с главным домом, перестроили внутреннее пространство, украсили фасады ампирными деталями.
В 1845 году владельцем здания стало Министерство финансов, в нем разместились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. В 1890-ых годах флигели, которые к этому времени представляли собой единое целое с главным домом, надстроили третьим этажом. В таком виде здание сохранилось до наших дней.
В 1920-ых годах здание занимали советские учреждения, в 1930-ых — общежитие и коммуналки, а с середины 1940-ых годов особняк занимает Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева.
Еще один классический особняк расположен неподалеку – на углу Воздвиженки и Романова переулка.
В 18 веке владение, которое сейчас имеет адрес Воздвиженка, 8/1 принадлежало семейству Нарышкиных, потом Разумовским, которые и возвели на участке усадебные постройки. В конце века по заказу Алексея Кирилловича Разумовского строится угловой дом усадьбы. Автором проекта предположительно был Матвей Казаков или кто-то из его учеников. Не дождавшись окончания строительства Разумовский продает дом Николаю Петровичу Шереметеву – тому самому, который обожал театр и женился на своей крепостной актрисе. В 1801 году именно в этом доме Николай Петрович отпраздновал свадьбу с Прасковьей Ивановной Ковалевой-Жемчуговой. При сыне Николая Петровича, Дмитрии Николаевиче, Наугольный дом так называемого Шереметева двора, обширного участка по обеим сторонам переулка, и другие постройки были приспособлены под квартиры для бедных служащих. Кстати, переулок в ту пору назывался Шереметевским.
В советское время в доме располагались коммуналки, которые расселили к 1980 году. Потом наступила эпоха офисов и не совсем удачных реставраций. Сейчас здание занимает Департамент развития новых территорий.
Г-образный трехэтажный дом со скругленным углом построен в классическом стиле. Симметричные боковые фасады с треугольными фронтонами и угловая полуротонда с колоннадой тосканского ордера опираются на мощный арочный цоколь. Многие лепные детали декора были утрачены в пожаре 1812 года. Сохранилась внутренняя планировка первого и второго этажей с характерным сочетанием круглого углового зала-вестибюля, примыкающих к нему полукруглых гостиных и скругленного аванзала. А сохранились ли интерьеры, хотя бы частично, выяснить не удалось. По крайней мере в интернете есть только фотографии парадных залов, сделанные в начале 20 века.
Большой Г-образный дом со скругленным углом в Брюсовом переулке, 21 на самом деле представляет собой лишь часть некогда еще большего здания, которое выходило углом на Тверскую улицу. Это здание известно, как дом Гудовичей.
Генерал-фельдмаршал, герой русско-турецких войн, граф Иван Васильевич Гудович в 1809 году был назначен военным губернатором Москвы. В следующем году он приобрел усадьбу вблизи своей официальной резиденции – губернаторского дома на Тверской. После смерти Ивана Васильевича в 1820 году его дом перешел к сыновьям. Сыновья Гудовича, Кирилл и Андрей, как и отец, стали военными, сделали блестящую карьеру, дослужились до генерал-майорского чина. Андрей Иванович и Кирилл Иванович разделили дом на две половины и зажили в каждый в своей половине с семьями.
В 1870-ые годы наследники братьев Гудовичей продали весь дом штаб-ротмистру Андрею Михайловичу Миклашевскому. В 1898 году по проекту архитектора Сергея Константиновича Родионова дом был заново отделан. Тогда на фасаде появились коринфские пилястры, гирлянды, мужские макароны и другие пышные лепные украшения в стиле классицизм, а на угловой полуротонде появился родовой герб Миклашевских с девизом «IN DEO SPES MEA» — «В БОГЕ НАДЕЖДА МОЯ». Так что строго говоря, то, что мы можем видеть сейчас – это не совсем классицизм, а скорее умелая стилизация стиля конца 19 века.
Последней владелицей дома была дочь Андрея Михайловича – Александра Андреевна Олсуфьева. При ней дом фактически полностью стал доходным, хотя отдельные помещения в нем сдавались и раньше.
В конце 1930-ых годов, в связи с расширением Тверской улицы, часть дома была разобрана, а часть на рельсах передвинута вглубь Брюсова переулка. Именно эта часть, которая раньше принадлежала Андрею Гудовичу, и сохранилась. В советское время в доме Гудовичей размещался Государственный комитет СССР по науке и технике, а сейчас — Министерство науки и образования РФ.
А мы пойдем дальше. Следующий адрес — Неглинная улица, 6/2. В 16-17 веках здесь располагалось одно из крупнейших литейных производств Москвы – Пушечный двор, на котором отливали пушки и колокола. После закрытия литейного производства в центре города, участок стал принадлежать притчу церкви святых Иоакима и Анны, которая была разобрана из-за ветхости в конце 18 века. Участок фактически пустовал, пока в 1822 году не перешел к Военно-сиротскому отделению 2-го учебного карабинерного полка. В этом же году по проекту Осипа Бове строится двухэтажное каменное здание, углом выходящее на пересечение Неглинной и Пушечной улиц. В нем располагалось Военно-сиротское училище – Дом кантонистов, которое готовило к военной службе мальчиков-сирот, отцы которых тоже были военными. Кроме того, ряд помещений сдавался под лавки и конторы.
В 1856 году здание передали Императорскому Театральному училищу. В 1863 году дом перестроили под нужды училища по проекту петербургского архитектора Альберта Катериновича Кавоса, а еще через несколько лет со стороны Пушечной улицы был построен четырехэтажный дом, в котором размещались домовая церковь святой Марии Магдалины и квартиры преподавателей. Классический декор зданий очень скромный. Рустовка первого этажа, замковые камни над окнами первого этажа, прямоугольные сандрики – над окнами второго да декоративный карниз над частью дома – вот, пожалуй, и все декоративные элементы обоих зданий.
В 1935 году театральное училище получило имя М. С. Щепкина и стало знаменитой «Щепкой», в которой мечтают учиться молодые люди, решившие посвятить свою жизнь театру.
Проходя по Пушечной улице обратите внимание на дом 7/5, строение 2. Сейчас это административно-офисное здание, лишенное каких-либо декоративных элементов на фасаде. А построено оно 1820 году и наверняка тогда было оформлено в стиле классицизм. Увы, но ничего из первоначального декора до наших дней не сохранилось.
Небольшой особняк в Милютинском переулке, 8 построен в 1843 году стиле позднего классицизма по проекту архитектора А. Г. Григорьева. Архитектор построил этот дом для себя и своей семьи. Участок Афанасий Григорьевич купил у некой госпожи А. М. Латони двумя годами ранее.
Первый этаж здания фасад украшают пять полуциркульных окон в обрамлении изящной лепнины. Второй этаж – антресольный, со стороны боковой стены здания пристроен служебный флигель. Парадная анфилада выходила окнами в переулок, а во двор обращены четырехчастные окна, которые обеспечивали достаточное освещение в расположенных в этой части дома кабинету архитектора и чертежной комнате.
Несколько слов о Григорьеве. Афанасий Григорьевич родился крепостным. Вырос в Москве, обучался строительным ремеслам в семейной фирме Жилярди. Вместе с сыном главы фирмы Доменико Григорьев учился у Франческо Кампорези в Архитекторской школе при Экспедиции кремлевского строения. Выкупил личную свободу в возрасте 22 лет. С Доминико Жилярди Афанасия Григорьевича связывала многолетняя личная дружба и совместное творчество. Большинство работ Григорьева до отъезда Жилярди в 1832 году в Швейцарию выполнены совместно с Доминико, выделить личный вклад каждого из двух архитекторов невозможно. Так что, ознакомившись со статьей о Жилярди http://www.peshkompomoskve.ru/domeniko_gilardi/ , вы получите представление и о работах Григорьева.
Главный корпус старого московского почтамта на Мясницкой улице, 40, строение 1 построен в 1810 году по проекту Дмитрия Андреевича Тюрина для уральского промышленника Никиты Акинфиевича Демидова. Тогда на этом месте располагалась обширная усадьба, а строение 1 представляло собой главный усадебный дом. По наследству усадьба перешла к сыну Никиты Акинфиевича, Николаю, который в 1810 году был направлен посланником во Флоренцию.
В 1828 году расширяющийся Московский Почтамт приобрел у Н. Н. Демидова всю усадьбу, которая среди москвичей получила название Демидов двор. Здесь обустроили квартиры для служащих, разместили конюшни, хозяйственные строения и некоторые отделения Почтамта. Главный усадебный дом был перестроен по проекту А. К. Кавоса, о котором я писана выше. Здание старого почтамта — еще одно из немногих московских зданий, связанных с именем этого архитектора.
С момента перестройки в 1854 году здание снаружи практически не изменилось. Прямоугольный фасад здания вытянут вдоль улицы. Окна обрамлены простыми наличниками. Скромное оформление главного фасада нарушает лишь невысокий аттик по центру.
Почтовые служащие оставались жильцами дома бывшего Демидова двора до 1968 года, когда на смену жилым пришли конторские помещения. В настоящее время площади главного корпуса старого московского почтамта сдаются в аренду, в том числе и факультетам Высшей школы экономики.
Бывшее здание почтамта находится уже за пределами Бульварного кольца. Так что мы плавно переходим к классицизму в пределах кольца Садового.
Малый Казенный переулок, 5. Когда-то эта усадьба, неподалеку от Покровки, принадлежала генерал-майору Василию Сергеевичу Нарышкину, потом генералу Петру Никифоровичу Ивашеву. Усадебные постройки, в которые входили главный дом и четыре флигеля — сереный, южный и служебные, построены в период с 1780 по1790 годы. В 1817 году в саду усадьбы был открыт первый в Москве источник минеральной воды. Вода источника была целебной, но вскоре источник иссяк – также внезапно, как и появился. Главный дом усадьбы – типичный образец архитектуры классицизма с портиком, обозначенным коринфскими пилястрами и треугольным фронтоном, который украшает герб Нарышкиных.
В 1832 году усадебный комплекс был выкуплен казной под размещение Ортопедического института, а в 1844 году в бывшей усадьбе Нарышкиных – Ивашевых открылась Полицейская арестантская больница, основанная легендарным доктором Гаазом. Сам он поселился здесь же, заняв две комнаты на третьем этаже главного дома. Фридрих-Йозеф Хаас (Гааз) родился в Германии, окончил курс медицинских наук в Вене. Особенное внимание уделял лечению глазных болезней. С глазными проблемами к молодому доктору Гаазу в Вене обратился пожилой генерал-фельдмаршал Николай Васильевич Репнин. Лечение было весьма успешным, и Репнин уговорил Гааза перебраться в Москву. Здесь доктора ждала блестящая карьера, много состоятельных высокопоставленных пациентов. Но прославился доктор тем, что бесплатно консультировал докторов московских больниц, лечил бедняков в приютах и богадельнях. Доктор Гааз возглавляя губернский тюремный комитет. На этом посту он стремился облегчить жизнь заключенным, выступал против ношения кандалов и телесных наказаний. В Полицейской больнице он лечил не только арестантов, но просто бедных пациентов бесплатно. Здесь доктор работал до самой смерти в 1853 году.
В 1883 году Полицейскую больницу преобразовали в городскую больницу имени императора Александра III, а в 1909 году во дворе установили памятник Фридриху Гаазу, на постаменте которого высечен девиз доктора: «Спешите делать добро».
После 1917 года в усадьбе разместили сначала Московский бактериологический институт, потом Институт гигиены труда и профзаболеваний. До настоящего времени в главном доме располагаются учреждения российской академии медицинских наук, частности НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей.
Скромный двухэтажный дом по Ольховской улице, 11 не примечателен ничем. Но построен он 1850-ых годах, а классический декор дома едва просматривается, но его все же можно рассмотреть в небольшом ризалите, некоем подобии пилястр с поперечным сечением второго этажа и незатейливыми аттиками.
Ничем не примечателен с архитектурной точки зрения и дом причта храма святого преподобного Сергия Радонежского в Рогожской ямской слободе (Николоямская улица, 57, строение 1), хотя он имеет статус памятника культурного наследия регионального значения. Построен он в 1820-ых годах, позднее перестраивался. Первый этаж рустованный, окна этого этажа оформлены наличниками с замковыми камнями.
Жилой дом в Голиковском переулке, 14/1, строение 1 тоже считается построенным в стиле классицизм. Кроме того, не так давно дом получил статус выявленного объекта культурного наследия, как образец гражданской архитектуры 18 века. Построен этот дом в 1791 году, но последующие перестройки, вероятнее всего, исказили первоначальный облик здания, т.к. сейчас оно лишено какого-либо декора. Наиболее существенная перестройка была проведена в 1926 году по проекту инженера-архитектора Антона Михайловича Гуржиенко.
Об этих домах я упомянула здесь, чтобы показать, что здания эпохи классицизма не всегда были с портиками, фронтонами, колоннами и характерной лепниной. Были скромные дома с минимальным декором. И таких зданий было очень много, только сохранились немногие из них. Поэтому, когда выясняется точное время их постройки, чаще всего такие здания получают охранный статус.
Двухэтажный особняк на проспекте Мира, 20 построен в 1775 году в стиле раннего классицизма по проекту Елизвоя Семеновича Назарова. А принадлежал этот дом, как и весь участок, титулярному советнику Луке Ивановичу Долгову. Купец первой гильдии Долгов получил дворянство за благотворительность во время эпидемии чумы в Москве в 1770-1772 годах. Так случилось, что он стал тестем двух известных архитекторов. Одна из его дочерей, Аграфена Лукинична была замужем за Баженовым, а другая, Мария Лукинична – за Назаровым. Оба зятя построили на участке Долгова по особняку. О главном усадебном доме, построенном по проекту Баженова я рассказывала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/bazhenov/. Второй дом построил Назаров.
Елизвой Семенович Назаров происходил из крепостных, он был вольноотпущенником помещицы А. М. Атяевой. Благодаря своим талантам и по протекции Баженова Назаров был принят учеником архитектора Кремлевского строения в Москве, работал в Экспедиции Кремлевского строения под руководством В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, позднее — архитектором при московских департаментах Сената.
Особняк, построенный Назаровым, имеет все черты раннего классицизма: рустовку первого этажа, замковые камни в виде львиных маскаронов, небольшой ризалит вместо портика. Балкон и треугольный фронтон над ризалитом появились на рубеже 18-19 веков. А уже в начале 20 века во время перестройки на фасаде появился полукруглый эркер, обрамленный ионическими колоннами. Этот элемент, добавленный почти через 150 лет после окончания строительства, отлично вписался в облик здания, придав ему особое ампирное изящество. Перестройкой, кстати, занимались братья Веснины. Внутри частично сохранились интерьеры 18 века и начала 20 века.
После смерти Долгова усадьбой владела его вдова, потом наследники продают дом адъюнкту Московского Университета, знаменитому московскому терапевту Григорию Антоновичу Захарьину. В 1909 году особняк покупает симбирский купец Василий Афанасьевич Арацков. В советское время в здании размещалось общежитие сотрудников ОГПУ, различные конторы. Сейчас его занимает один из отделов Департамента культуры города Москвы.
Ампирная усадьба на Гончарной улице, 14-16 рядом с усадьбой Тутомлина, построенной по проекту Василия Баженова http://www.peshkompomoskve.ru/bazhenov/, чаще всего называется усадьбой Клаповских, хотя правильнее было именовать ее усадьбой Рахманова по имени первого владельца, для которого собственно и был построен главный дом и два флигеля. В начале 19 века участок с каменными одноэтажными палатами 17 века приобрел московский купец Иван Семенович Рахманов. Все остальные постройки на участке были деревянными и, вероятнее всего, сгорели в 1812 году. По заказу Рахманова начинается строительство усадебного комплекса, состоящего из главного дома и двух флигелей. О основе главного дома те самые палаты, которые были построены на участке раньше. Главный дом оформлен в стилистике позднего классицизма. Его украшает шестиколонный ионический портик с широкой открытой лестницей и обилие лепных элементов, характерных для классицизма: замковые камни, медальоны, бордюры, картуш на тимпане фронтона.
В это же время строятся два каменных флигеля. Главный дом и эти два флигеля сформировали парадный двор, с двумя въездными воротами. Позднее, при следующем владельце весь ансамбль был обнесен оградой с легкой кованой решеткой.
В 1830-ых годах усадьбу покупает владелец суконной и бумагопрядильной фабрик в Балашихе, купец 1-ой гильдии, потомственный почетный гражданин Петр Трифонович Молошников. При нем на картуше появился вензель из переплетенных букв «П» и «М». Некоторые историки архитектуры считают, что и декор фасадов, включая портик, появились именно при Молошникове. После смерти Петра Трифоновича усадьба принадлежала его вдове Надежде Еремеевне. С 1870 по 1917 год усадьбой владело купеческое семейство Клаповских. Сначала это были Илья Федорович Клаповский со своей супругой Марией Петровной, а затем их дочь Руфь Ильинична.
В советское время в усадьбе располагался «Дом научного атеизма», потом «Центр Духовного Наследия». Сейчас усадьбу занимает Логистическая Инвестиционная Группа «Сафинат». Новые владельцы провели полную историческую реставрацию главного дома. В ходе работ были отреставрированы не только фасады, но и восстановлена первоначальная планировка, росписи и плафоны потолка, наборный паркет, по сохранившимся рисункам и фотографиям воссозданы мебель и другие детали интерьера.
Нарядный дом на Пятницкой улице, 67 является объектом культурного наследия федерального значения. Этот особняк чаще всего упоминается, как дом О. С. Толоконниковой. Но на самом деле история особняка не такая простая.
В конце 18 века участок на углу Пятницкой улицы и 1-ого Монетчикова переулка принадлежал коллежскому ассесору Ивану Захаровичу Голикову. Именно при нем был построен существующий ныне каменный главный дом усадьбы. В 1812 году здание сильно пострадало от пожара. В 1820-ых годах владение принадлежало канцелярской жене Варваре Григорьевне фон Щепкиной. Дом при ней был восстановлен и частично перестроен.
Купчиха Ольга Семеновна Толоконникова становится владелицей участка и построек на нем в 1834 году. И снова происходят перестройки: в доме был устроен антресольный этаж, появились пристройки со стороны двора.
С 1848 по 1885 годы усадьбой владеет московский купец Григорий Кириллович Соловьев, а с 1885 по 1917 год — церковь Воскресения Христа, что в Монетчиках. Дом в это время использовался, как доходный.
Во время многочисленных перестроек менялся и внешний вид особняка. Первоначально скругленный угол здания был оформлен портиком из четырех тосканских колонн, на которые опирался небольшой купол. Барабан купола был прорезан широким арочным окном. Больше всего «не повезло» входу в дом – его местоположение меняли несколько раз. Он располагался на боковом фасаде, на дворовом фасаде и на скругленном углу. В советские годы, когда в здании размещались различные конторы, полукруглое окно на барабане купола было заложено и имело обычный прямоугольный вид.
Современный вид здание получило уже в 21 веке в ходе реконструкции. Тосканские колонны заменены на колонны коринфского ордена, по боковым фасадам добавлены пилястры, вход перенесен на дворовый фасад, а окно на барабане снова стало полукруглым. В 21 веке в здании располагался офис коммерческого банка ООО «Национальный банк развития бизнеса», но в 2014 году у банка была отозвана лицензия. Какой офис занимает здание сейчас не известно.
Три классических здания в 3-ем Люсиновском переулке смотрятся, как типичная усадьба, построенная в эпоху классицизма – главный усадебный дом и два флигеля. На самом деле это главный корпус с флигелями, которые составляли парадную часть Мытного двора. На Мытном дворе собирали мыт, т.е. пошлину, за проезд по трактам и провоз товаров. Исключением был только провоз хлеба, который пошлиной не облагался. Московский Мытный двор занимал огромную территорию и был застроен складами, загонами для скота и тому подобными строениями.
Парадная часть Мытного двора, в которой размещались конторы, построена в 1804 году по проекту Федора Кирилловича Соколова. Главный корпус оформлен элементами типичного классического декора, но достаточно скромно. Портик обозначен ризалитом с фантазийными ионическими пилястрами, первый этаж рустован, треугольный фронтон украшает функциональное полуциркульное окно.
В конце 19 века Мытный двор утратил свои функции, 1898 году в парадных корпусах Мытного двора открыли трактиры.
В советское время всю территорию двора занимал 32-ой автокомбинат, а в зданиях парадных корпусов размещалась дирекция предприятия. В 2007 году автокомбинат переведен в Чертаново, а на освободившейся территории возведен ЖК «Английский квартал». Застройщики вернули парадным корпусам Мытного двора первоначальный внешний вид. Предполагалось, что в этих зданиях разместится офис продаж и управляющая компания. Но и это, казалось бы, благое дело, подвергалось массированной критике. Критиковали за то, что внутри не сохранили планировку, что прогнившие деревянные перекрытия заменили на бетонные, даже за то, что вообще сохранили эти здания, которые нелепо смотрятся на фоне современного ЖК. Короче – «лужковщина». Между прочим, комплекс зданий Мытного двора имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
А закончить и эту статью, и вообще рассказ о московском классицизме хочу историей одного из самых красивых московских дворцов – Александринского дворца в Нескучном саду.
Сейчас Нескучный сад – прекрасный пейзажный парк в центре столицы, являющийся продолжением ЦПКиО им. М. Горького. А в 18-19 веках здесь располагались усадьбы Трубецких и Голицыных. Северную часть Нескучного сада занимала усадьба богатейшего человека империи, еще одного Демидова — Прокопия Акинфиевича. Владелец уральских заводов Прокопий Акинфиевич, в отличии от своего отца Акинфия Никитича, производством интересовался мало. Зато прослыл в Москве чудаком и щедрым благотворителем. Часто эти два качества переплетались в Прокопии самым причудливым образом. Бывали, например, случаи, когда Демидов селил просителя в своем доме, несколько дней кормил-поил, а узнав о запрашиваемой сумме, заставлял просителя сделать какую-нибудь глупость, залезть, например, на стул и прокукарекать. Насмеявшись вволю Прокопий Акинфиевич, всегда удовлетворял просьбу, причем часто давал деньги больше запрашиваемой суммы.
Все это происходило во дворце, построенном Демидовым в Нескучном саду. Сохранилась «челобитная дворянина П. А. Демидова и жены его Матрены Антиповой» от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. На заявлении есть резолюция: «дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева».
Дом был построен в стиле европейского барокко, во дворе сооружены служебные постройки, а чугунная ограда была отлита на заводах Демидова. За домом на берегу Москвы-реки был устроен террасный сад с заморскими цветами и деревьями – Прокопий Акинфиевич увлекался ботаникой и цветоводством.
В конце 18 века хозяином усадьбы стал один из братьев Орловых — граф Федор Григорьевич Орлов. Незадолго до своей кончины Орлов успел перестроить дом Демидова в соответствии с требованиями классицизма. Тогда же у дворца появился нарядный восьмиколонный портик. Не имея законнорожденного потомства, Федор Григорьевич завещал усадьбу своей племяннице Анне Алексеевне Орловой-Чесменской. В ту пору Анна Алексеевна была совсем ребенком, поэтому усадьбой управлял ее отец А. Г. Орлов. При Орловых в парке появились декоративные павильоны, чайный домик и грот из валунов.
В 1832 году Анна Алексеевна продала огромную усадьбу Дворцовому ведомству. По поручению императора Николая I дворец был перестроен архитектором Ефграфом Дмитриевичем Тюриным в соответствии с модой того времени. При перестройке дворца главный фасад был украшен вместо традиционного портика четырьмя парами коринфских колонн и арками. Дворец дополнили Фрейлинский, Кавалерский корпуса (юго-западный и северо-восточный флигели) и небольшая гауптвахта. Эта перестройка оказалась последней в истории здания. Николай I подарил дворец своей супруге Александре Федоровне. С тех пор он стал называться Александринским.
Александринский дворец находился в собственности царской семьи до 1917 года. В 1920-ых годах в национализированном дворце располагался Московский музей мебели. В 1936 году сюда переезжает Президиум РАН, который и размещается во дворце до сих пор.
09.03.2024