КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре 17- 19 веков. В основе классицизма в целом, и в архитектуре в частности, лежат идеи античности. Архитектура классицизма обратилась к формам античного зодчества, считая их эталоном гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Классицизму присуща регулярность планировки и четкость формы, ему свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декора. Основой архитектурного языка стиля стал ордер, близкий по пропорциям и формам к античным образцам. А сам язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским архитектором Андреа Палладио и его последователем Винченцо Скамоцци.

Здесь необходимо разобраться в терминологической и временной путанице, связанной с классицизмом. В европейском искусствознании истинным классицизмом считается стиль 17 века, за ним следует неоклассицизм конца 18 — середины 19 веков. Третий период европейского классицизма не имеет определенного названия и приходится на рубеж конца 19 – начала 20 веков. В отношении русского классицизма периодизация и терминология выглядят по-иному. Естественно в 17 веке в России никакой речи о классицизме даже не шло. Период европейского неоклассицизма (конец 18 — середина 19 веков) соответствует русскому классицизму, а период повторного интереса к классике в начале 20 века в России называется неоклассицизмом.

Что касается классицизма в архитектуре Москвы, то это, в основном, здания, построенные после 1812 года. В грандиозном пожаре центр Москвы был практически полностью уничтожен. По оценке историка Ивана Матвеевича Катаева пожар уничтожил 6496 из 9151 жилых домов, зарегистрированных на 1811 год, 8251 лавок и складских помещений, более трети храмов. Восстановление Москвы началось уже в 1813 году, когда император Александр I учредил Комиссию для строения в Москве, которая просуществовала более тридцати лет. Естественно вновь отстраиваемый город возводил здания в модном стиле классицизм. В классическом стиле строились и общественные здания, и многочисленные частные дома, и городские усадьбы. В центре Москвы их сохранилось очень много. Строились эти здания, как говорится, на века, после 1917 года были национализированы и в них разместились различные учреждения, а с конца 1930-ых годов они и вовсе попали в разряд близких по духу советской власти строений – совсем новые здания строились в, так называемом, стиле сталинского ампира.

Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось подчас сочетание в одном строении разностилевых элементов и отход от жестко регламентированных приемов и форм, присущих классицизму. Так в раннем русском классицизме (1760—1770 годы) часто сохранялась пластика и динамика форм, характерных для барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 годы) появились более строгие классические типы дворцов-усадеб и крупных жилых домов, ставшие образцами парадной застройки российских городов. После 1812 года классицизм трансформируется в более пышную форму — ампир.

Описать все классические постройки в столице просто невозможно, я никогда и не ставила перед собой такой цели. Но пройти совсем мимо архитектуры в стиле классицизм также невозможно. Усадьбы и общественные здания в этом стиле встречаются в центре Москвы буквально на каждом шагу. Я их конечно фотографировала, а теперь решила систематизировать и описать. Классицизму в архитектуре Москвы также посвящены публикации о Баженове и Жилярди http://www.peshkompomoskve.ru/bazhenov/ и http://www.peshkompomoskve.ru/domeniko_gilardi/. Итак, классицизм в Москве.

24.06.2020

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *