КОНСТРУКТИВИЗМ-2

 КОНСТРУКТИВИЗМ. Часть 2

      Как я уже писала в первой части рассказа о конструктивизме, этот советский авангардистский метод (стиль, направление) в искусстве и архитектуре получил развитие в 1920 – первой половине 1930 годов. Характерными чертами конструктивизма являются строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика. Члены Объединения современных архитекторов (ОСА) разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Их целью стало проектирование и построение новых удобных городов для гармонично развитых советских людей, прежде всего пролетариев.

       В архитектуре конструктивизм проник во все сферы строительства. В этом стиле, или, как настаивали его создатели, этим методом строили все – от административных зданий и заводских цехов до жилых домов и бань. Предлагаю вам продолжить знакомство с конструктивизмом в столице.

       Первый адрес – Садовая-Спасская, 11/1. Здесь располагается здание Наркомзема, построенное в период 1928 по 1933 годы по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева. Вернее будет сказать, что Щусев руководил коллективом архитекторов и проектировщиков, в который входили Исидор Аронович Француз, Дмитрий Дмитриевич Булгаков, Георгий Константинович Яковлев и Александр Зиновьевич Гринберг. Увы, но время гениальных архитекторов-одиночек подходило к концу. Стиль конструктивизма не был характерным для Щусева, но окружение будущего здания обязывало. Ведь неподалеку на Садовой-Черногрязской шло обновление в конструктивистском стиле здания для Наркомата путей сообщения, да и дома Новокировского проспекта строились также в авангардном стиле. Интересная деталь: Народный комиссариат земледелия СССР был учрежден в 1929 году, а строительство здания для него началось годом раньше, в 1928 году.

       Здание Наркомзема — одно из наиболее масштабных и значительных общественных сооружений Москвы конца 20-ых — начала 30-ых годов прошлого века. Оно занимает целый квартал и состоит из 3 корпусов, выстроенных вокруг внутреннего двора трапециевидной формы. Центральный корпус выходит на Садовую-Спасскую. Угол на пересечении с Орликовым переулком оформлен полуцилиндрическим ризалитом, а угол с нынешним проспектом академика Сахарова выделен скруглением стен, над которым на уровне 7—8 этажей проступают ровные грани прямоугольного объёма. В здании Наркомзема сочетаются разные формы и объёмы, создающие асимметрию, используются ленточные и «лежачие» окна, контрастирующие с гладкими оштукатуренными поверхностями стен.

      Здесь впервые в Москве были применены многие технологические новшества, например, лифт непрерывного действия. Его механизм не претерпел изменений с 1930-ых годов и работает до сих пор. В процессе эксплуатации здания были заменены окна и интерьеры, оригинальное убранство сохранилось только в актовом зале. Изначально здание было серым, но в современный период оно было перекрашено в красно-оранжевый цвет.

      Здание никогда не меняло хозяина, просто менялись его названия: сначала наркомат был преобразован в Министерство сельского хозяйства СССР, а после распада последнего – Министерство сельского хозяйства РФ.

      На Маросейке 3/13 располагается бывшее здание Птицеводсоюза — Центрального яично-птичного союза сельскохозяйственной кооперации. Здание построено по проекту Владимира Дмитриевича Цветаева в 1928-1929 годах на фундаментах снесенного подворья Николо-Угрешского монастыря. В 1930-ые годы за многочисленные вывески на фасаде здание получило у москвичей прозвище «Дом трестов»: в нем располагались многочисленные учреждения, включая «Союзкрупу», «Свиноводсоюз», «Станкотрест», «Инкубаторптицецентр», «Мосхимэнергострой» и «Льноцентр».

       Здание Птицеводсоюза решено в эстетике конструктивизма с правильным чередованием зеркальных поверхностей окон и оштукатуренных с использованием мраморной крошки стен. В нем развита популярная тема «дома-корабля» в угловой части здания, приподнятой над основным объёмом и напоминающей капитанский мостик. «Корабль» должен был плыть в светлое будущее. Объёмный угол оформлен протяжёнными балконами и большими вертикальными окнами. Цилиндрическая часть здания приподнята на простых полукруглых колоннах без баз и капителей. В первоначальном варианте вдоль всего дома располагалась аркада для пешеходов. Позднее аркаду застроили для увеличения площадей. На углу здания со стороны Лубянского проезда располагается прямоугольный объём парадной лестничной клетки с вертикальным остеклением в 4 этажа. Позднее остекление верхнего этажа, как и аркаду, заделали кирпичом. Эта часть выгодно контрастирует с горизонтальным членением остального фасада.

       В середине 1930-ых годов тресты были упразднены, до 1938 года здание занимал Народный комиссариат финансов СССР. С 1938 года здание передано ЦК ВЛКСМ. Что ж, логично, ведь рядом, на Старой площади, располагался ЦК КПСС. Главному органу моложенной коммунистической организации надлежало быть неподалеку. С 1992 года в здании находится офис Российского союза молодёжи, на первом этаже – кафе и магазины.

        Еще одно, как бы сейчас сказали, офисное здание в стиле конструктивизма расположено на Чистопрудном бульваре, 12 а. Построено оно в 1925-1927 годах студентом ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) А. П. Голубевым для размещения Кожсиндиката. Кожсиндикат (Всесоюзный кожевенный синдикат) был организован в 1922 году с целью объединения государственной кожевенной промышленности и торговли и конкурентной борьбы с частниками на рынке кожсырья и готовой продукции. Фактически это было первое деловое здание в советской Москве. Кроме того здание Кожсиндиката примечательно тем, что является одной из немногих воплощённых авангардистских построек ВХУТЕМАСа: большинство студентов мастерских окончили курс обучения уже после того, как конструктивистский авангард перестал быть господствующим стилем в советской архитектуре.

       Здание имеет симметричную композицию, состоящую из двух узких корпусов, ориентированных на бульвар. Строгий ритм фасада подчеркивает выведенный на него железобетонный каркас. Обращает на себя внимание разный размер окон: на первых трех нижних этажах они больше. Дело в том, что на нижних этажах размещались конторские помещения, а на верхних – квартиры служащих. В 1948 году здание было надстроено седьмым этажом. После упразднения Кожсиндиката (борьба с частниками была выиграна окончательно и бесповоротно!), здание по очереди занимали Народный комиссариат легкой промышленности, Министерство хлебопродуктов и Министерство заготовок СССР. В 1989 году на первом этаже были открыты Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова и кинотеатр «Ролан». Другие этажи занимают офисы различных фирм.

   

      Примерно в это же время на Ильинке строится еще одно деловое здание — Дом акционерного общества АРКОС. Общество АРКОС (All Russian Cooperative Society Limited, с 1922 — Arcos Ltd) было зарегистрировано в Великобритании. Оно занималось экспортно-импортными операциями в интересах советских внешнеторговых организаций. Здание для акционерного общества было построено на углу Ильинки и Большого Черкасского переулка на месте снесённого подворья Новоиерусалимского монастыря постройки середины 17 века по проекту архитектора Владимировича Матвеевича Маята. Проект Маята победил в конкурсе на строительство здания. А построено оно было в 1927—1928 годах. Два первые этажа здания отводились под банк и магазины, третий и четвертый — под конторские помещения, пятый и шестой занимали гостиничные номера, а в подвале располагался гараж.

      Фасады здания геометричны, следуют членениям железобетонного каркаса. Угол здания скошен и завершается аттиком ступенчатой формы. Фасад, обращенный к Ильинке, украшен тремя плоскими полностью остекленными эркерами.

       В настоящее время здание занимают некоторые департаменты Министерства финансов РФ.

       Постепенно город накрывала волна автомобилизации. Конечно частных автомобилей в столице в 20-ых – 30-ых годах прошлого века было не много. Но у различных ведомств появляется парк служебных автомобилей, в 1924 году пущен первый городской автобусный маршрут, все больше для грузовых перевозок используют не подводы с лошадьми, а грузовики. И весь этот транспорт надо было где-то обслуживать, ремонтировать и просто хранить. Так в столице появляются гаражи и строятся они, естественно, в стиле конструктивизм.

       Одним из первых московских гаражей стал гараж Совнаркома, расположенный в Каретном ряду, 4. Построен он в конце 1920-ых годов по проекту Георгия Павловича Гольца при участии Виктора Николаевича Третьякова. В 20-ые годы Гольц был членом ОСА и поддерживал идею функциональности архитектуры. В построенном гараже Совнаркома эта идея нашла свое безусловное воплощение: гараж на углу Каретного Ряда и Лихова переулка по праву считается уникальным архитектурным сооружением, объединяющим в себе простоту, внешнюю красоту и функциональность. Это был первый двухэтажный гараж, который благодаря рампе-пандусу позволял автомобилям подниматься на второй этаж. Благодаря этому приему полезная площадь гаража увеличилась вдвое.

        В апреле 1918 года автопарк СНК переехал из Петербурга, он разместился в гараже известного автопроизводителя П. П. Ильина и «Экипажной фабрики братьев Марковых» в Каретном ряду. Именно на этом месте и было построено существующее сейчас здание — гараж на 150 автомобилей. Спиральный пандус своим цилиндрическим объемом фиксирует угол квартала. Внутри образованного им двора проходит еще один пандус-мост, который соединяет главную часть гаража с другими корпусами. Они поставлены вдоль улицы на месте прежних каретных сараев, которых на улице было множество, и благодаря которым, она и получила свое название.

       Архитектор сохранил усадебный дом 19 века, в котором до революции жил П. П. Ильин, и вывел на улицу только узкую часть въездных ворот с эффектно нависающей над ними спиральной рампой. Такая экспрессивная форма подчеркивает авангардизм здания на фоне застройки исторической Москвы. Динамика движения автомобилей передается всем корпусом здания, стоящим вдоль плавного изгиба переулка, вдоль которого вытянут гараж. На извилистую линию, ведущую от ворот и рампы, как бы «нанизаны» перекрытые стальными фермами обширные помещения для автомобилей. Сложную архитектурную форму дополняют модные в то время оконные проемы необычной формы: ленточные, освещающие рампу, вертикальное окно лестницы и большие круглые окна административных помещений второго этажа. Сейчас в гараже располагается автобаза Управления делами президента.

      В 1933 году по проекту инженера-проектировщика Ю. С. Фельдзера на участке бывшей прядильной фабрики «Красное веретено» на Шлюзовой набережной был пущен в эксплуатацию комплекс автобазы Наркомтяжпрома СССР. Автобаза была в основном укомплектована автомобилями иностранного производства. За пять лет до этого по поручению наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе Фельдзер ездил в командировку в США для изучения опыта строительства и эксплуатации крупных предприятий по обслуживанию автомобилей.

       Во время войны на автобазе был развернут авторемонтный завод. С 1946 года автобаза вновь начала работу по обслуживанию учреждений легковым транспортом. В 1994 году Автокомбинат 4 «Мосавтолегтранса» был зарегистрирован Московской регистрационной палатой как Открытое акционерное общество «Автокомбинат 4».

    У комплекса автобазы Наркомтяжпрома СССР с архитектурной точки зрения примечательно конторское здание на углу Шлюзовой набережной и Нижней Краснохолмской улицы, построенное в стиле конструктивизм. Фасад, выходящий на Шлюзовую набережную, украшает полукруглый эркер, а фасад, выходящий на Краснохолмскую улицу – строгий, геометрию которого подчеркивают четыре сплошных ряда окон.

        В стиле конструктивизма в 20-ые – 30-ые годы прошлого века строились не только жилые, административные и хозяйственные сооружения, но и достаточно экзотические с точки зрения их предназначения здания.

       Вот, например, южный вестибюль станции метро «Красные ворота», в советское время – «Лермонтовская». Архитектор Николай Александрович Ладовский построил его в форме сложного портала, состоящего из четырех концентрических полуокружностей. Эти кольца по задумке архитектора должны символизировать тоннель метрополитена.

      Или пожарная часть на шоссе Энтузиастов, 11. Здание построено в 1927 – 1929 годах по проекту Александра Владимировича Куровского и представляет собой типичный образец конструктивизма.

     Сейчас в здании располагается 16-я специализированная часть по тушению крупных пожаров ФПС по городу Москве при Главном управлении МЧС России по городу Москве.

      А вот здание общественных бань на Кожевнической улице, 15. Проект архитектора Виталия Борисовича Ивашкевича, воплощенный в 1929 году в Кожевниках, стал широко известен благодаря декоративному оформлению конструктивистского фасада. По верху здания прошла широкая полоса майоликового фриза на тему гигиены, труда, спорта и отдыха. Настоящий советский авангард! По сути бани стали экспериментальной площадкой для показа разных техник и стилей архитектурной керамики. Здание было реконструировано, снесена прачечная, однако майоликовый фриз сохранился. Сейчас здание занимает спортивный клуб.

 

   

   

      Совсем уж необычное конструктивистское здание расположено на Пресне, возле новой территории зоопарка – это Московский планетарий. Построен он в 1927—1929 годах по проекту архитекторов Михаила Осиповича Барща, Михаила Исаковича Синявского и инженера Георгия Александровича Зундблата. На момент открытия Московский планетарий был единственным в стране и тринадцатым в мире. Идея построить в Москве планетарий принадлежит Давиду Борисовичу Рязанову — директору Института Маркса и Энгельса при ЦИК СССР. Рязанов лично ездил в Германию и провёл переговоры с компанией Carl Zeiss, построившей свой планетарий в 1924 году, об изготовлении оборудования для московского планетария. Молодые архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский разработали проект здания в стиле конструктивизма. Хотя разглядеть конструктивизм здесь непросто – взгляд в первую очередь наталкивается на купол в форме яйца. А геометричность конструктивистского объёма здания подчёркивается вынесенными за пределы купола элементами (винтовой лестницей, входом). Лестницы в здании был спроектированы так, чтобы поток входящих зрителей не пересекался с потоком выходящих из зала. По проекту рядом с основным зданием планетария планировалось возвести также корпус астрономического музея и административно-хозяйственных помещений, но замысел остался нереализованным.

 

       Планетарий пережил несколько реконструкций: частично в 1950-ых годах, в 1977 году и в 2000-ых. Последняя реконструкция сопровождалась имущественными скандалами, но, не смотря на все это, обновленный планетарий открылся для посетителей в 2011 году.

      От зданий экзотических перейдем к зданиям обыкновенным, например, к такому изобретению молодой советской республики, как фабрика-кухня или комбинат питания. Фабрики-кухни и комбинаты питания представляли собой крупные механизированные предприятия общественного питания. Переустройство быта во время первых пятилеток включало в себя освобождение женщин из «кухонного рабства», вовлечение их в процесс производства. Одновременно с этим шла борьба с мелкими предпринимателями в сфере общественного питания. Лозунгом времени стало «долой закопченные кухни и тесные забегаловки, да здравствуют просторные и светлые столовые!»

       Строились фабрики-кухни примерно по одному принципу. В ней должно быть три или четыре этажа, подвал и полуподвал. Подвальный этаж предназначался для холодильника и склада продуктов, а полуподвал — для хлеборезки и комнат персонала фабрики. Первый этаж отводился под производственные помещения, включая лабораторию. Здесь размещались раздевалки для посетителей, закусочная и магазин полуфабрикатов. Второй этаж — это место для обеденных залов, третий этаж предназначался для залов банкетных. Приветствовалась плоская крыша, чтобы ее можно было использовать для обедов на открытом воздухе в теплое время года. Но фабрики-кухни так и не превратились в популярную форму организации общественного питания. Их основной целью стало снабжение обедами заводских и фабричных столовых. А массовый выпуск полуфабрикатов фабриками-кухнями действительно способствовал облегчению труда женщин в домашнем хозяйстве.

 

     Типичный образец фабрики-кухни – комбинат питания авиационного предприятия «Мотор». Он выполняет свои функции до сих пор, только теперь это комбинат питания Акционерного общества «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». Здание построено в конце 1930-ых годов, поэтому, несмотря на общую рациональную концепцию здания, в его декоре есть элементы, так называемого «сталинского» ампира.

 

       Жизнь менялась стремительно, в быт входили новые для того времени технологии, прежде всего телефон. А для телефонизации города нужны были телефонные станции и узлы связи. И строят их в духе времени — в стиле конструктивизм.

       Замоскворецкий узел связи, первая советская автоматическая телефонная станция Москвы, расположена на Большой Ордынке, 25. Узел связи построен в 1928 году по проектору архитектора и инженера В. В. Патека. Сейчас в здании располагается Публичное акционерное общество «Московская городская телефонная сеть» (ПАО МГТС).

       Здание бывшего Миусского телефонного узла на 3-ей Тверской Ямской улице построено в 1932 году также по проекту В. В. Патека. В начале 20 века здание реконструировали до неузнаваемости – стены отделали современной керамической плиткой, полностью уничтожив конструктивистские фасады. Сейчас здесь размещается Тверской-Ямской районный узел связи.

     Здание Центрального телеграфа на Тверской тоже с большой долей вероятности можно отнести к конструктивистским постройкам. Хотя исследователи архитектуры в большинстве своем считают, что стиль здания — переходный от рационалистического модерна к конструктивизму. Построено оно по проекту архитектора Ивана Ивановича Рерберга и инженера Семена Захаровича Гинзбурга в 1925 -1927 годах.

       В 1925 году Московское архитектурное общество по заказу Народного комиссариата почт и телеграфов провело конкурс на проектирование в Москве здания Центрального телеграфа. Проекты в духе авангарда не удовлетворили заказчика, и Наркомат заказал еще два проекта вне конкурса — архитектору Алексею Викторовичу Щусеву и инженеру Рербергу. Для реализации был выбран проект Рерберга.

   

       На этом месте в 18 веке находилось здание Московского университетского благородного пансиона, которое было снесено в начале 1910-ых годов для строительства комплекса доходных домов страхового общества «Россия». Первая мировая война, а затем революция прервали строительство. От доходных домов остались фундаменты и частично возведенные стены, которые были использованы при строительстве телеграфа.

       Здание представляет собой замкнутое каре между Никитским и Газетным переулками и Тверской. В его основе монолитный железобетонный каркас, позволивший применить широкое остекление. Вход расположен в заглублённой пятигранной башне, поднимающейся над карнизом на 10 метров. На башне установлен стеклянный вращающийся глобус в обрамлении колосьев, лент и советских символов свободного труда – серпа и молота. Чугунные решётки башни, консоли фонарей и кронштейны для флагов выполнены по рисункам брата Рерберга – Федора Ивановича.

   

       Еще одно здание в стиле конструктивизм связано с узлом связи. Это бывший комплекс АТС на Зубовской площади, 3. Построен он в период заката конструктивизма, в 1939 году по проекту Касьяна Ивановича Соломонова на участке снесенного в 1931 году храма Знамения Пресвятой Богородицы. Первоначально здание строилось для одного из штабных подразделений Красной Армии, с 1955 по 1957 годы в нем размещался подготовительный комитет VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве и, соответственно, штаб фестиваля в дни его проведения. До середины 1990-ых годов здесь располагалась служба «07», потом — офисы ОАО «Ростелеком» и ОАО «Связьинвест».

       Несколько лет назад здание закрыли на реконструкцию, техническое оборудование и административные помещения были переведены в соседнее строение. После реконструкции в нем планируется открыть отель.

      А вот административное здание на Мясницкой, 47 – это один из ранних образцов конструктивизма. Построено оно в 1925—1927 годах для размещения Госторга РСФСР (акционерного общества «Государственная экспортно-импортная контора») по проекту коллектива архитекторов под руководством Бориса Михайловича Великовского. В 1929 году здание заняли Народный комиссариат снабжения (Наркомснаб) РСФСР и многочисленные импортно-экспортные организации. Со второй половины 1930-ых годов в здании работали Наркоматы внутренней торговли (Наркомвнуторги) СССР и РСФСР, Министерство торговли РСФСР. В настоящее время в доме размещаются Федеральное агентство по туризму и аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ.

      Согласно первоначальному проекту здание Госторга должно было быть шестиэтажным. Позднее заказчик изменил требования, и проект доработали, увеличив центральную часть дома до 14-ти этажей. По бокам от башни запроектировали два лифта, которые должны были двигаться в стеклянных шахтах. Однако осуществить намеченное так и не удалось из-за отсутствия на рынке необходимых строительных материалов. В 1926 году Великовскому вновь пришлось перерабатывать проект, т. к. в столице был введен запрет на строительство в пределах Садового кольца здания выше шести этажей. От возведения 14-этажного центрального корпуса отказались, что снизило градостроительную роль здания и придало его облику некоторую приземистость.

         Вот так здание должно было выглядеть согласно второму проекту.

        А так оно выглядит теперь.

     Постройка состоит из шести симметрично расположенных и объединённых вместе разноэтажных корпусов. На Мясницкую улицу здание выходит тремя корпусами, при этом боковые шестиэтажные корпуса поставлены по красной линии улицы, а центральный — главный корпус — повышен до семи этажей и заглублен внутрь квартала. Фасады здания лишены декоративной отделки — его украшением служит сам каркас, являющийся конструктивной основой здания. Заглубленный центральный ризалит акцентирован четырьмя вертикальными пилонами. Применение этих пилонов конструктивно ничем не обусловлено: несущие консольные опоры позволяли использовать горизонтальное решение фасада, такое же, как на боковых корпусах. Так что эти пилоны являются чисто декоративными элементами, не характерными для конструктивизма. Первоначально каркас здания планировали собрать из металлических элементов, изготовленных промышленным способом. Однако, в связи с загрузкой производителей металла и высокой стоимостью работ, от этой идеи отказались и применили сборную железобетонную несущую конструкцию, состоящую из колонн с выпущенными консолями и опирающихся на них балок.

          Метод конструктивизма нашел широкое применение при возведении учебных заведений – от школ до институтов. Но об этих зданиях мы поговорим в следующей части, посвященной конструктивизму в Москве.

16.03.2018

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *