КОНСТРУКТИВИЗМ-4

КОНСТРУКТИВИЗМ. Часть 4.

       В начале 1920-ых годов Москва начала восстанавливаться после гражданской войны. В архитектуре стали проявляться новые тенденции. Проекты зданий наполнялись новыми идеями, образовывались творческие объединения архитекторов. Главными из них были организация рационалистов «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов) и организация конструктивистов ОСА (Объединение современных архитекторов). Отличие этих двух течений прежде всего заключалось в вопросе о восприятии архитектуры человеком. Конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, именно назначение здания и определяло конструкцию. Рационалисты считали функцию здания второстепенной, главным для них было психологическое восприятие архитектурного объекта. С дилетантской точки зрения различить по внешнему виду строения конструктивистов и рационалистов не просто. К примеру, южный наземный вестибюль станции метро «Красные ворота» считается построенным в конструктивистском стиле, а проект этого вестибюля разработан идеологом рационалистов Николаем Александровичем Ладовским. Так что, наверное, правильнее было бы называть этот период в архитектуре периодом советского авангарда. Но как не называй строения того времени, все они необычны по конструкции, внутреннему устройству и внешнему виду. В стиле конструктивизма (или методом конструктивизма, как на том настаивали члены организации ОСА) строили дома-коммуны и целые жилые кварталы, универмаги и поликлиники, школы и дворцы культуры. Именно с дворцов культуры и клубов мы и начнём эту, уже третью, часть рассказа о конструктивизме в архитектуре Москвы.

        Дворец культуры или клуб представлял собой прекрасный образец организации досуга нового социалистического трудящегося человека. Здесь предусматривались помещения для различных кружков, где после трудового дня можно было заняться живописью, пением, танцами или чем-то еще в свое удовольствие, киноконцертный зал, библиотека. Клубы были многофункциональными культурными центрами, часто они строились в непосредственной близости от предприятий и предназначались для работников этого предприятия.

        Дом культуры завода «Компрессор» (шоссе Энтузиастов, 28/2) был построен молодым архитектором-конструктивистом Владимиром Михайловичем Владимировым в 1927—1928 годах как рабочий клуб «Пролетарий» — первый рабочий клуб профсоюза металлистов. Клуб был открыт в мае 1929 года. В нем работали кружки, в которых занимались рабочие расположенных поблизости заводов «Котлоаппарат» и «Электропровод». В 1930 году было организовано художественное шефство Ассоциации художников революции над клубом «Пролетарий». Предполагалось, что это шефство будет полезным для обеих сторон, а художественные мастерские и кружки будут работать как комбинаты по изготовлению костюмов, декораций для театральных постановок. Однако к началу 1930-х творческие объединения и союзы попали в немилость к советской власти и были разогнаны. В 1931 году завод «Котлоаппарат» был переименован в «Компрессор», вслед за чем клуб был реорганизован в дом культуры «Компрессор». До конца 20 века в здании располагались различные кружки художественной самодеятельности, которые посещали жители окрестных районов.

           Но увы, печальная судьба постигла завод, а вместе с ним и ДК. Завод «Компрессор» был основан в 1869 году в Москве предпринимателем Андреем Карловичем Дангауэром. Первоначально завод представлял из себя кузнечно-слесарную мастерскую с названием «Завод «Дангауэр и Кайзер»». На заводе делали оборудование для пищевой промышленности, а вокруг располагалась Даунгауэровская слобода, в которой жили рабочие завода. В 1920-ых годах на месте слободы был простроен конструктивистский жилой комплекс «Соцгородок Даунгауэровка», о котором я уже рассказывала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/constructivism_zhylye_doma-2/.

         Перед Великой Отечественной войной на заводе «Компрессор» проведена реконструкция. Завод стал выпускать холодильной оборудование. В годы войны здесь выпускали снаряды и боеприпасы, а еще пусковые установки реактивной артиллерии – знаменитые «Катюши». После войны завод снова переоснастили, и он продолжил выпуск холодильного оборудования для различных отраслей хозяйства: пищевой, энергетической, фармацевтической, химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и других. В 1990 годы произведено акционирование завода, он стал ОАО «Московский завод холодильного машиностроения „Компрессор“». Завод производил насосы, мотор-компрессорные агрегаты, компрессорно-конденсаторные агрегаты и другие промышленные агрегаты. Но в 21 веке производство пришло в упадок, а ОАО было ликвидировано 23 августа 2016 года с формулировкой: «Прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства». Часть помещений бывшего завода сдается в аренду, территория носит пышное название «Бизнес-парк «Компрессор»». Та же участь постигла и здание ДК. В 2008 году здание прошло реставрацию (о ней чуть позже) и было занято офисом и магазином мебельной фабрики «Шатура». Оригинальная шрифтовая композиция с текстом «Дом культуры «Компрессор»» была сперва заменена логотипом мебельной фабрики, которую потом тоже сняли.

         Клуб был возведён на открытом участке, обращён передним фасадом к шоссе Энтузиастов, задним и боковым — к рабочему посёлку. В. М. Владимиров разделил здание на клубный, кружковый правый корпус с помещениями для библиотеки, читальни, врачебного кабинета и кружков — кройки и шитья, фотографии и радиотехники, шахматно-шашечный, военный кабинет, юношескую секцию, детскую комнату, физкультурный зал, столовую, и зрелищный, театральный левый корпус со зрительным залом на 850 человек. Архитектор соединил оба корпуса галереей. Строение имеет асимметричную форму, с опоясанной балконом башней, которая подчеркивает угол здания. Здание построено из кирпича, но его силуэт, образованный прямыми линиями и большими остеклёнными поверхностями, создает впечатление, что построено оно из железобетонных конструкций.  Внутренним убранством клуба занялись шефы — члены Ассоциации художников революции: стены украсила фресковая живопись.   Мебель для читальни, зрительного зала и фойе была изготовлена на заказ.

        Увы, но проведенная реставрация в 2008 году почти сохранила облик фасадов, но уничтожила практически полностью интерьеры. Безвозвратно утрачены фрески и другие детали, в частности оригинальная мебель. Да и на фасадах появились новшества не лучшего вкуса – подлинные конструктивистские балконы башни получили странное остекление. Помещения ДК сейчас сдаются в аренду, «Шатура-мебель», похоже съехала, по крайней мере признаков мебельного магазина в здании не заметно.

         Такая же печальная судьба постигла еще один московский завод, а вместе с ним и ДК завода. Речь идет о заводе «Серп и молот». Один из старейших и крупнейших металлургических заводов на территории Центральной России был основан в 1883 году французским предпринимателем Юлием Гужоном как Товарищество Московского металлического завода. Завод полностью прекратил деятельность в 2011 году. В 2015 году компании «Донстрой» было предоставлено разрешение на застройку участка, занимаемого заводом «Серп и Молот» жилыми домами, офисной недвижимостью и сопутствующей инфраструктурой. Проект назвали ЖК «Символ». Сейчас идет снос производственных корпусов. Вероятнее всего будут снесены и исторические цеха, построенные архитектором Р. И. Клейном. Об этом я писала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_4/

           В 1918 году завод национализирован, а в 1922 году по просьбе трудящихся предприятие было переименовано в «Московский металлургический завод «Серп и молот»». Чуть позднее, в 1929 году для рабочих завода решили построить Дворец культуры. Перед строительством был объявлен конкурс проектов. Второе место в конкурсе заняла работа молодого архитектора Игнатия Францевича Милиниса, который всего двумя годами раньше окончил Киевский архитектурный институт. Не смотря на юный возраст в послужном списке Милиниса была еще учеба в Ленинградском высшем художественно-техническом институте, совместная работа с Моисеем Гинзбургом, соавторство в проекте жилого дома Наркомфина http://www.peshkompomoskve.ru/constructivism_zhylye_doma-1/ . И хотя проект Милиниса занял лишь второе место, именно он был принят к реализации, т.к. в нем удачно была решена проблема связи здания и окружающего непростого ландшафта. Строительство было завершено в 1933 году.

       Клуб построен на крутом склоне у стен Андронникова монастыря на месте части бывшего монастырского кладбища. Расположенный на возвышенности, он служил архитектурной доминантой Волочаевской улицы пока не появились более высокие дома в 1970-ых и 1980-ых годах. ДК состоял из двух параллельных корпусов, соединённых перпендикулярным корпусом-переходом, поднятым на столбы-опоры. В большом корпусе помещался зрительный зал и фойе, в другом корпусе — спортивный зал и клубные помещения для различных кружков. К зданию ведет широкая лестница, вход оформлен полукруглым козырьком на круглых опорах, который напоминает лист металла, сходящий с прокатного стана.  Перед входом было установлено бронзовое изваяние сталевара в рабочей одежде.  В здании использованы характерные конструктивистские элементы — свободная планировка, гладкие фасады и ленточное остекление.

         В 1950-ых годах дворец культуры реконструировали: гладкие фасады были покрыты рустом и разбиты пилястрами, в интерьерах появился лепной декор, а на лестнице, ведущей на холм, —  декоративные вазы. Были сделаны и конструктивные изменения: плоское перекрытие объёма зрелищной части клуба было заменено двускатной кровлей, окна зрительного зала — заложены. С прекращением деятельности завода, прекратилась и клубная деятельность ДК. С 1990 года помещения стали сдавать в аренду, потом на протяжении многих лет шли хозяйственные споры среди претендентов-собственников, выдвигались различные проекты реконструкции с изменением внутреннего пространства и внешнего облика здания. Периодически такие проекты отвергались Департаментом культурного наследия Москвы. Несмотря на это и не учитывая тот факт, что ДК «Серп и молот» является объектом культурного наследия регионального значения собственник в лице компании «Инсервиссим» начал реконструкцию. В результате утеряны исторические интерьеры, демонтированы балконы зрительного зала, торцевая стена, лепнина 1950-ых годов. Варварство удалось приостановить в 2008 году, но реставрация, предписанная Департаментом культурного наследия Москвы, так и не началась. А здание постепенно превращается в руины.

         Холм, на котором построен ДК, за прошедшие годы зарос большими деревьями и хорошо рассмотреть здание нет никакой возможности даже ранней весной. Поэтому привожу здесь старую фотографию, чтобы читатели имели представление о том, как выглядело здание в 1930-ых годах.

       Клубы и Дворцы культуры строились не только для и вблизи предприятий, но и для различных советских организаций, профсоюзов, учебных заведений. Цель у них была одна – вовлечь максимальное количество трудящихся в культурную жизнь, воспитать нового человека коммунистического будущего, организовать его досуг.

       Доброслободская улица, 5. Здесь расположен клуб Строителей (или Союза строителей) имени Дзержинского. Здание построено в 1929 году конторой «Строитель», проект малоизвестного архитектора (или инженера) И. И. Федорова. Мне не удалось ничего узнать о нем, даже его полное имя. Видимо судьба у него сложилась не просто, ведь уже 1932 году в сборнике «Архитектура клубного здания. 10 рабочих клубов Москвы» этому клубу посвящена разгромная статья: здание и маловыразительное, и недостаточно отражает идеи нового общества, и во всем чувствуется влияние модерна (!), и зрительный зал недостаточно велик, и лестницы узкие и неудобные. Рекомендую прочесть этот «шедевр», ссылка здесь http://www.peshkompomoskve.ru/sources_of_information/ .

       Здание типично для клубной архитектуры конструктивизма: асимметричное строение, состоящее из корпуса для кружков и корпуса со зрительным залом, соединенных переходом. В фасадах чередуются прямые линии и скругленные углы.

   

       В 1932 году в помещениях клуба разместился Дом профучебы, с 1935 года — театр «Постройка». Позднее много лет, до начала 1990-ых помещения занимал ДК строительного института — Дом культуры МИСИ им. В. В. Куйбышева. Здание было частично реконструировано, только неизвестно когда — сведения об этом клубе очень скудные. Если сравнить современные фото со старыми, то видно, что значительно изменился полукруглый объем здания: исчез вход с козырьком, заложены окна, терраса заменена этажом. В целом здание получилось более тяжелым.

       Сейчас в помещениях бывшего клуба Строителей располагается Сетевая Академия «ЛАНИТ(лаборатория новых информационных технологий)».

       Клуб Дорпрофсожа (дорожный комитет профсоюза работников железнодорожного транспорта) расположено по адресу Проспект Буденного, 32/3. Здание построено в 1928-1930-ых годах по проекту архитектора Георгия Павловича Гольца. Время творчества архитектора пришлось на период расцвета конструктивизма. Георгий Павлович принимал участие в конкурсных проектах строительства значимых для столицы объектов. Среди них стоит отметить проекты Дворца культуры Пролетарского района, Дворца Советов, театра Мейерхольда. Среди реализованных конструктивистских объектов, кроме клуба Дорпрофсожа, примечателен гараж Совнаркома в Каретном Ряду http://www.peshkompomoskve.ru/constructivism-2/.

        Клуб Дорпрофсожа представляет собой протяженное здание в виде полумесяца с характерным для конструктивизма ленточным остеклением. Вестибюль — остекленный цилиндр с оригинальным изогнутым навесом над входом. Внутреннее устройство типично для клубного здания: зрелищная часть со зрительным залом и кружковая с помещениями для различных кружков. В 1960-ых годах здание реконструировали, естественно, с потерей элементов оригинального декора. После реконструкции в здании разместился ДК имени Ленина Московско-Рязанской железной дороги, ныне — центр досуга и культуры «Соколиная гора». Здание имеет статус выявленного объекта культурного наследия регионального значения.

        Дворцы культуры строились и для студенчества. В Новосущевском переулке, 6 находится один из таких ДК – Дворец культуры Московского института инженеров транспорта (МИИТ). Здание Дворца было построено в 1936 году на основании распоряжения Совнаркома СССР, как Дом культуры транспортных втузов. В 1954 году Дом культуры транспортных втузов был передан в непосредственное подчинение Московскому институту инженеров железнодорожного транспорта, а в 1965 году был переименован во Дворец культуры Московского института инженеров железнодорожного транспорта. В новой истории прошли еще некоторые переименования: в 1993 году Московский институт инженеров железнодорожного транспорта был переименован в Московский государственный университет путей сообщения, а годом позже Дворец культуры МИИТа был зарегистрирован как юридическое лицо – Государственное культурно-просветительное учреждение «Дворец культуры Московского государственного университета путей сообщения» с сохранением аббревиатуры «ДК МИИТа».

         Здание ДК (клуба) построено по проекту архитекторов Сергея Михайловича Герольского и Бориса Михайловича Великовского в 1937 году. Герольский начал свою архитектурную деятельность еще до 1917 года, объектами его проектов были доходные дома чаще всего в неоклассическом стиле. Строительством доходных домов занимался и Великовский, но на его счету есть и настоящая конструктивистская постройка здание Госторга на Мясницкой улице http://www.peshkompomoskve.ru/constructivism-2/. Здание ДК МИИТа, как считают искусствоведы, является лишь неплохой стилизацией под конструктивизм, а причина этого – отсутствие опыта в проектировании конструктивистских зданий и излишняя приверженность старым стилевым формам. Думаю, что можно добавить еще одну причину: к 1937 году поиски новых форм в искусстве и архитектуре постепенно угасали. Наступала эра помпезного сталинского ампира.  Но здание клуба гармонировало с корпусами студенческого общежития, которое было построено по проекту тех же архитекторов, только значительно раньше, в 1929-1930 годах.

        Внутреннее устройство ДК типичное для зданий такого типа: клубная часть с комнатами и залами для различных кружков и зрительный зал для спектаклей и показа фильмов. Декор помещений по большей части не авангардный, скорее он похож на декор павильонов ВДНХ.  В 1996 году к 100-летию МИИТа здание было полностью отреставрировано. К счастью, руководство института проявило здоровый консерватизм. Интерьеры 1940-ых годов практически полностью сохранились, включая такие мелочи как дверные ручки. Единственное, что вызывает недоумение, так это остекление фасадов.  Вертикальное ленточное остекление, характерное для конструктивизма, получилось каким-то странным: вместо прозрачных стекол, пропускающих много света в помещения и придающих особую легкость зданию, на фасадах расположились темные полосы из затемненных стекол.

       В начале 1920-ых годов в стране по инициативе Дзержинского было образовано общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев – активных борцов против царизма. В Москве планировалось построить целый квартал жилых домов для бывших политкаторжан, который должен был занимать участок между Поварской улицей, Новинским бульваром и Трубниковским переулком.  Архитектурной доминантой этого жилого квартала должен был стать Дом общества политкаторжан, проект которого был разработан в 1927 году известными архитекторами, мастерами авангарда братьями Весниными – Александром Александровичем, Виктором Александровичем и Леонидом Александровичем. По проекту Дом общества политкаторжан был разделен внутри на две части — клубную и архивно-музейную. Центром здания должен был стать малый зрительный зал, от которого отходили два крыла: одно для Музея каторги и ссылки с помещениями для архива, второе – для большого зрительного зала и помещений для кружковых занятий. Так оно должно выглядеть по первоначальному проекту.

      Строительство началось в 1931 году с клубной части. По проекту Весниных здание представляло собой совокупность параллелепипедов разной ширины и высоты, соединенных вместе. Малый зал, который по проекту должен был стать центральной частью здания, — это мощный кубический объем, глухая стена которого опирается на четырехколонный портик. Простые фасады прорезаны горизонтальными рядами окон ленточного остекления. Здание получилось монументальным и вместе с тем легким, но не законченным. К моменту окончания строительства в 1935 году Общество политкаторжан было ликвидировано, и идея создания Музея каторги и ссылки канула в Лету. Приближалось время глобальных репрессий, товарищу Сталину совсем не нужны были исторические факты о старых революционерах, там более подкрепленные архивными данными. Левое музейное крыло так и не было построено. К тому же в прессе стали появляться нападки на формализм конструктивизма. В отношении Дома политкаторжан был даже разработан проект скульптурного украшения фасадов и интерьеров, к счастью, так и не реализованный.

           В 1936 году в здании Дома общества политкаторжан разместился кинотеатр «Первый», в 1945 году – Театр-студия киноактера. После закрытия театра в 1957 году в здании разместился Дом кино. Позже для Дома кино было построено новое здание, а в помещения на Поварской, 33 в 1969 году вернулся вновь созданный Театр киноактера, который занимает здание по сей день.

         Наверное, на сегодня достаточно конструктивистских клубов и дворцов культуры, тем более, что в авангардном стиле в столице построено много зданий другого предназначения. Например, административные здания. Одно из них расположено на Миусской площади, 2/2. Это здание Краснопресненского райсовета, построенное в 1930 году. Проект выполнен архитекторами А. П. Голубевым и Н. С. Щербаковым. Никаких сведений об этих архитекторах мне отыскать не удалось – ни других проектов, выполненных ими, ни даже полных имен и отчеств. Возможно, что Голубев – это Александр Петрович Голубев, тот архитектор, по проекту которого построено здание Кожсиндиката на Чистопрудном бульваре http://www.peshkompomoskve.ru/constructivism-2/ . В 1970-ых годах в здании располагался райком ВЛКСМ Ленинградского района. Сейчас здание занимают департамент финансов города Москвы, Московское городское казначейство, Национальный космический банк.

   

         Интересное здание расположено на Сущевской улице, 21. Построено оно в середине 1930-ых годов для издательства и типографии «Молодая гвардии». Имя архитектора неизвестно. Здание представляет собой в плане подобие буквы «Ш» с тремя разновеликими корпусами, идущими параллельно Сущевской улице. Интересно сочетание различных видов остекления фасада, выходящего на Сущевскую улицу. Три нижних этажа имеют горизонтальное ленточное остекление, правда, окна первого заменены несколько лет назад на пластиковые с зеркальными стеклами – они больше подходили для кафе «Оранжерея», которое занимает помещение на первом этаже. Четвертый этаж несколько углублен, а выступающий пятый этаж опирается на парные колонны. В левой части этого этажа находятся три окна в виде гармошки. В правой части фасада над главным входом вертикальная лента окон в три этажа. Угол здания представляет собой цилиндрический объем с вертикальным ленточным остеклением, который завершается горизонтальной лентой окон, повторяющей форму цилиндра. Поскольку об этом здании ни в литературе, ни в интернете почти нет никаких сведений, смею предположить, что шестой этаж надстроен позднее, т.к. он выбивается из общей стилистики фасада.

   

  

          Сейчас кроме издательства и типографии часть помещений в здании сдается в аренду. Их занимают школа танцев, компьютерный магазин, центр изучения иностранных языков, фото лаборатория и другие учреждения.

           В конце 1920-ых – 1930-ых годах стиле конструктивизма в столице строились различные учебные заведения: институты, техникумы, школы. Одна из таких школ находится на Хавской улице, 5. Это одна из лучших школ Москвы эпохи авангарда по архитектуре и сохранности первоначальных интерьеров. Она имеет статус ценного градообразующего объекта.

  

      Проект «Школы на Дровяной площади» (так называлось это место в начале 20 века) был разработан Анатолием Ивановичем Антоновым в 1929 году. Антонов в то время еще был студентом Высшего архитектурно-строительного института. Школа строилась большой, она была рассчитана на 2400 учащихся. Это не удивительно, ведь рядом в районе Шаболовки в это время были возведены четыре крупных жилых массива, естественно, тоже в стиле конструктивизма: Хавско-Шаболовский жилой комплекс, «новые» дома для рабочих фабрики «Гознак», дома кооператива «Первое Замоскворецкое объединение» и комплекс домов между Малой Тульской улицей и Серпуховским валом. Проект был разработан с учетом новых принципов организации учебного процесса: максимум места отдавалось рекреациям, вестибюлям, специализированным мастерским, классам для занятий живописью, музыкой архитектурой, естественно-научными лабораториям. В этой школе была даже построена башня с двухуровневой смотровой площадкой для астрономических и метеорологических наблюдений. Вместе с Антоновым проект разрабатывал инженер-строитель, студент последнего курса Бауманки Игорь Петрович Антипов.

   

   

        Строительство школы затянулось на шесть лет. За это время бунтари-авангардисты Антонов и Антипов окончили вузы, Дровяная площадь исчезла с карты столицы, застроенная домами, а конструктивизм из пролетарского направления в архитектуре превратился в буржуазное. Тогда на фасадах появились портик с колоннами упрощенного коринфского ордена, пилястры, карниз. Вот так школа выглядела за год до официального открытия в 1934 году.

  

         С 1935 года школа несколько раз меняла свой номер. В 1977 году это была школа №600. В 2017 году ее присоединили к школе № 630. Одновременно с этим объявлен тендер на реконструкцию здания. Сайт школы пуст — образовательная деятельность не ведётся.

          Медицинских учреждений в стиле конструктивизм в Москве построено совсем немного. На углу Воздвиженки и Романова переулка в бывшей усадьбе Александра Дмитриевича Шереметева в 1925 году открылась Кремлевская больница с поликлиникой, обслуживавшая партийную верхушку. Здание перестроено в конструктивистском стиле в 1929 году.

 

       Обширный участок на Воздвиженке в 19 веке принадлежал роду Шереметевых, в конце 19 — начале 20 века им владел Александр Дмитриевич Шереметев, меценат и общественный деятель, председатель Российского пожарного общества и Музыкально-исторического общества в Санкт-Петербурге. На московском участке располагались главный дом, выдержанный в классическом стиле, с флигелями и парадным подъездом, а по периметру усадьбы, по Воздвиженке и Романову переулку, в период с 1877 по 1902 годы были построены по проекту Александра Фелициановича Мейснера доходные дома и одноэтажные лавки также в строгом классическом стиле.  В 1918 году граф Шереметев эмигрировал во Францию, а усадьба и доходные дома были национализированы и в 1925 году приспособлены под Кремлевскую больницу с родильным отделением и поликлиникой.

       В 1928—1929 годах архитектор Николай Викторович Гофман-Пылаев надстроил над одноэтажным зданием работы Мейснера новый корпус поликлиники в конструктивистском стиле. Здание построено разноэтажным с использованием цилиндрических форм: закруглённые углы главного фасада, выходящего на Воздвиженку, и ризалиты, в углублении между которыми находятся главный вход. Центральную часть здания завершает цилиндрический объём с ленточным остеклением. Здание было оштукатурено и окрашено в серый цвет. Над главным входом размещена цветная эмблема, изготовленная на Дулевском (Кузнецовском) фарфоровом заводе по эскизу Бориса Кустодиева.

       В январе нынешнего года Департамент культурного наследия города Москвы выдал разрешение на реставрацию здания. По фасадам запланирован демонтаж аварийных перекрытий и лифтовой шахты, расчистка стен от поздних покрасок и возвращение им исконного вида, воссоздание на главном фасаде ленточного остекления на уровне четвертого и пятого этажей, реставрация окон и дверей согласно историческим чертежам. В интерьерах будет воссоздана планировка коридоров и холлов на период 1930 года, для чего демонтируют поздние перегородки. Кроме того, будет отреставрирован парадный вестибюль с восстановлением уникальных расписных плафонов и воссозданием исторической отделки пола. Историческое здание превратится в современный многофункциональный медцентр.

  16.02.2019

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *