КОНСТРУКТИВИЗМ-5

КОНСТРУКТИВИЗМ. Часть 5.

          1920-ые годы – эпоха расцвета советского авангардизма. Новые реалии жизни привели к появлению новых тенденций в искусстве: необычные спектакли, стихи, живопись… Все это должно было формировать нового социалистического человека. Авангардизм распространился и на архитектуру. Здания, в которых жили, работали и проводили свободное время новые советские люди, должны были быть не только функциональными и удобными, но и воспитывать нового человека, менять его мировоззрение, отношение к себе, к окружающим и жизни в целом. В стиле авангарда (конструктивизма) строились жилые дома, производственные помещения, школы, институты, магазины, клубы, дворцы культуры и другие общественные здания. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

         Начнем с двух зданий, в которых советские люди занимались производством.

      На улице Правды, 24 расположен Комбинат газеты «Правда».  Со стороны улицы фактически видна только редакционная часть. На самом деле здание занимает целый квартал, в состав которого входят типографские корпуса и другие технические службы. Здание Комбината газеты «Правда» было построено в 1935 году в стиле (или методом, как настаивали его приверженцы) конструктивизм по проекту архитектора Пантелеймона Александровича Голосова – яркого представителя этого направления.

        Комбинат стал первым сооружением в СССР, построенным для производственных процессов полиграфии. Здание строили по аналогам зарубежных предприятий с горизонтальным типом организации процесса производства. В СССР в середине 1920-ых годов газета «Правда» была самым массовым изданием, тиражи увеличились на столько, что потребовалось расширения производства. Было принято решение о строительстве нового полиграфического комбината издательства «Правда». Выбор места вблизи Московско-Брестской железнодорожной ветки был обусловлен удобством доставки по железной дороге бумаги и отправки готовой продукции – производственные корпуса были соединены с железной дорогой отводной веткой.

         Подготовка к строительству началось в 1929 году, а в 1930 году издательство «Правда» провело закрытый конкурс проектов нового комбината. В нем приняли участие проекты архитекторов Алексея Викторовича Щусева, Пантелеймона Александровича Голосова, Сергея Павловича Леонтовича и Лазаря (Эля) Марковича Лисицкого. В итоге был выбран для реализации проект Голосова. В разработке и осуществлении проекта также принимал участие архитектор Александр Владимирович Куровский.

 

        Пантелеймон Александрович Голосов, старший брат другого известного советского архитектора Ильи Голосова, окончил Строгановку в 1906 году и МУЖВЗ в 1911 году с присвоением звания архитектора. Был активным членом Объединения современных архитекторов (ОСА), преподавателем и профессором МАРХИ. Пантелеймон Голосов был одним из главных проектировщиков планов «Новая Москва» 1918—1923 годов и Генерального плана Москвы 1935 года. Он был автором и главным идеологом нового типа квартальной ансамблевой застройки пространства зданиями, которые объединяли бы абсолютно все потребности жителей или сотрудников. Наиболее ярко раскрылся талант архитектора именно в стиле конструктивизма: он сумел объединить функциональность зданий с идеологией социалистического строительства, целью которых была забота о человеке, выраженная в ярких архитектурных образах. Его молодой коллега Куровский Учился на архитектурном факультете Высшего художественно-технический института – Высших художественно-технических мастерских. Работал в Москве под руководством А. В. Щусева во 2-й Архитектурно-проектной мастерской Моссовета.

        Принятый проект наиболее рационально решил проблему организации полиграфического процесса. Ансамбль комбината состоял из трех зданий: многоэтажного редакционного корпуса, пятиэтажного издательского и горизонтального одноэтажного производственного корпусов, расположенных в глубине участка. Проект много раз перерабатывался, в результате был реализован упрощенный вариант.

 

          Для изоляции от условий производства все редакционные и издательские отделы были размещены в протяженном семиэтажном здании, которое соединялось девятиэтажным перпендикулярным корпусом с одноэтажным производственным. Редакционно-издательский корпус был связан с производственными цехами – наборным и фотомеханическим, за ними были размещены все остальные цеха, образующие непрерывный поток производства от набора текстов до упаковки отпечатанной продукции. Контраст вертикального и горизонтального корпусов, ленточные окна, закругленный козырек вестибюля и балконы словно капитанские мостики создают динамичный «корабельный» образ, который так любили архитекторы-авангардисты.

          Ансамбль комбината «Правда» долгое время был одним из крупнейших промышленных зданий Европы. В 1980 году рядом с постройками 1935 года было возведено еще одно двенадцатиэтажное редакционно-издательское здание, выдержанное в стилистике подражания конструктивизму. В советские времена в зданиях располагались редакции газет «Правда», «Комсомольска правда», «Советская Россия», «Сельская жизнь, популярных журналов «Работница», «Крестьянка», «Кругозор», «Здоровье», «Огонек», издавались дефицитные художественные книги.

     

      В новой России оказались не востребованными и эти издания, и большинство производственных полиграфических мощностей. В 2006 году из-за перегрузки устаревшей электросети современным отопительным оборудованием в здании произошел пожар, тушение которого на морозе (дело было в феврале) привело к обледенению здания, которое разрушило то, что не успел уничтожить огонь. Здания комплекса были окончательно выведены из эксплуатации и с тех пор пустуют и продолжают разрушаться. Собственник здания, ФГУП «Пресса», провел конкурс на проект реставрации, в котором победил «Моспроект-3». Но проект так и не был разработан в полном объеме, реставрация не началась. Даже состояние несущих конструкций за десять лет не было исследовано должным образом.

        Так выглядит здание Комбината и прилегающая территория сейчас.

  

        А по этой фотографии из интернета можно представить, что сейчас творится внутри.

         И еще одна фотография из интернета — так выглядел ансамбль комбината «Правда» в 1960-ые годы.

        В здании постройки 1980 года располагаются редакция Российской газеты и приемная газеты «Правда», помещения сдаются в аренду под офисы.

        Хлебозавод им. В. П. Зотова (или хлебозавод № 5) на Ходынской улице, 2, стр. 1 построен в 1932 году по проекту архитектора Александра Сергеевича Никольского также в стиле конструктивизм. Инженерное решение производственного процесса осуществил инженер Георгий Петрович Марсаков. Имя Василия Петровича Зотова, одного из основных организаторов массового строительства хлебозаводов в Москве в начале 1930-ых годов, завод получил в 1978 году. На протяжении более 70 лет завод ежедневно выпускал свежую выпечку, часть которой продавалась непосредственно рядом с заводом в принадлежащем ему небольшом магазине. В 2006 году завод остановлен, территория продана под жилую застройку. В 2007 году на заводе произошел сильный пожар, по мнению некоторых СМИ это был поджог с целью быстрого освобождения территории под новое строительство. Основной производственный корпус, признанный объектом культурного наследия, все-таки сохранён и передан под реконструкцию.

        Проект здания выполнен в мастерской А. С. Никольского, ленинградского архитектора, который в 1925—1932 годах возглавлял ленинградскую группу Общества современных архитекторов (ОСА). Конструктивно здание подчинено в первую очередь функциональности: цилиндрическая форма обусловлена использованием прогрессивного технологического решения, которое предложил в 1929 году инженер Георгий Петрович Марсаков. В центре здания была размещена круглая вращающаяся печь. Приготовление хлеба начиналось на верхних этажах: здесь осуществлялась закваска, полученная опара спускалась для брожения в тестомесильное отделение, потом тесто направлялось вниз в разделочное отделение, и наконец внизу хлеб выпекался в кольцевой печи. Вода для производства поступала из артезианской скважины. Их печи хлеб по круглой автоматизированной линии поступал в складские помещения на нижнем этаже, а оттуда – в помещение погрузки. Для этого основное здание было построено круглым в плане, все коммуникации располагались по оси здания. К корпусу примыкали складские помещения и помещения для отгрузки хлеба. В композиции использован прием сочетания различных по высоте зданий и объемов: цилиндр, куб, прямоугольник. Фасад сложен из красного кирпича, по всему периметру выполнено круговое остекление.

         

       Об изобретателе кругового конвейера Георгии Петровиче Марсакове известно не много. Он был сыном кузнеца из уральской деревни, изучал инженерное дело в Томском технологическом институте.  Первые изобретательские идеи появились у будущего инженера еще в студенческие годы. Работа над конвейерным производством хлеба привела к реализации оригинальных решений. Во-первых, он предложил вместо того чтобы цепью тянуть конвейер с направляющими роликами по рельсам, положить рельсы на стационарные, неподвижно укрепленные на земле ролики, а приведенные во вращение электромотором ролики на шарикоподшипниках давали ход рельсам. Расчеты показали, что на такой конвейер можно поместить любой груз, а затраты энергии при этом будут минимальными. Схожая мысль приходила в голову и другим изобретателям — но только Марсаков догадался замкнуть этот конвейер в кольцо.

    Естественно, механизмы хлебозавода не сохранились, а здание основного производственного корпуса оказалось зажатым серыми «монстрами» Пресня-сити, и судя по люстрам и жалюзи в его окнах, там уже обитают какие-то офисы. Хотя по сведениям, почерпнутым из СМИ, в здании планируется разместить музей современного искусства.

       Результаты технической революции, проведенной в СССР в первые годы советской власти, должны были достойно представлены общественности. С этой целью в 1923 году в Москве была организована Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Располагалась она на территории теперешнего парка Горького.  На выставке были представлены достижения различных отраслей сельского хозяйства и промышленности, разных областей и республик. Всего было построено более 250 павильонов и других сооружений. Главным архитектором и руководителем Главного Выставочного комитета был Алексей Викторович Щусев. Среди строений выставки был и павильон «Махорка», построенный по проекту Константина Степановича Мельникова http://www.peshkompomoskve.ru/konstantin_melnikov-1/. Выставка носила временный характер, и павильоны в основном были временными. После окончания выставки их демонтировали. Сохранился только один – павильон «Механизация», получивший в народе название Шестигранник.

         Проект павильона (его нынешний адрес ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 28) выполнен Иваном Владиславовичем Жолтовским, Виктором Дмитриевичем Кокориным и Михаилом Павловичем Парусниковым. Оформление интерьеров, включая росписи внутреннего двора, выполнено художниками-авангардистами Александрой Александровной Экстер и Игнатием Игнатьевичем Нивинским. Оба мастера были выдающимися театральными художниками.

 

           В плане здание по форме он напоминает силуэт шестеренки. Шесть самостоятельных павильонов, каждый из которых украшал шестиколонный портик, смыкались и образовывали большое патио (внутренний двор) с фонтаном. В шести частях павильона были представлены первые советские тракторы, молотилки, плуги, зерноочистительные и сортировальные машины. После закрытия выставки павильон еще какое-то время продолжал использоваться по назначению: в 1925 году в нем прошла крупная автомобильная выставка, а в 1929 году — выставка картин и скульптур Общества московских художников (ОМХ). Позднее павильон превратился в модный ресторан, который продолжал работать до 1970-ых годов. После 1945 года часть помещений павильона передали хозяйственным службам ЦПКиО, а одна из «граней» в 1950-ых годах была отдана под танцплощадку.

  

          В конце 1970-ых — середине 1980-ых годов в здании произошло несколько пожаров. С тех пор павильон пустует и потихоньку разрушается. Сейчас от него остались только стены. В 1995 году столичные власти решили реконструировать «Шестигранник». После реконструкции он должен превратиться в культурно-торговый центр с концертным залом, помещением для дискотеки, сувенирными и художественными магазинами, кафе. Реконструкция должна была завершиться в 1999 году, затем срок был продлен до 2007 года. Но до сих пор реконструкция не только не завершена, а даже и не начиналась. По данным СМИ реконструкцию планирует провести Центр современной культуры «Гараж, чтобы в дальнейшем использовать для расширения выставочного пространства.

           Ударно поработав на современных фабриках и заводах, познакомившись с передовыми достижениями народного хозяйства, новый советский человек мог заняться удовлетворением различных бытовых потребностей.

          Дети из семей новых советских людей должны были учиться в новых самых лучших в мире школах. Например, в такой, которая расположена на Русаковской улице, 10. Школа № 315 в Сокольниках стала одной из первых школ, построенных в Москве после 1917 года. Строительство первого корпуса началось в 1928 году рядом с деревянной начальной школой, построенной еще в 1900 году. Деревянную постройку решено было не сносить, а разместить в ней слесарные мастерские и некоторые классы. Проект нового здания был разработан инженером Федоровым, о котором никаких сведений ни в интернете, ни в литературе нет. Даже его инициалы в разных местах указываются разные: то Н. Федоров, то И. Федоров, то И. И. Федоров.

      В 1929 году было построено асимметричное, сложное в плане здание с лаконичными, геометрическими фасадами и почти полным отсутствием декоративных элементов. Оно как нельзя лучше отражало основную идею конструктивизма о слиянии формы и функции. Архитектурное решение здания поддерживало внедряемую в 1920-ые годы идею «лабораторно-бригадного метода» обучения. Для это требовалось большое количество разнообразных учебных помещений, лабораторий и оборудованных мастерских.  Так в школе появилась даже обсерватория, единственная в Москве. Число учеников было очень большим: предполагалось, что здесь будут учиться до полутора тысяч школьников. Такой подход к школьному процессу был слишком дорогим и в итоге не оправдал себя на практике.

  

        В 1936 году был построен новый корпус школы по проекту Даниила Федоровича Фридмана, который учел недостатки предыдущего проекта. Вновь возведенное здание было рассчитано на меньшее количество учащихся, при этом в нем удалось разместить достаточное количество классов, лабораторий и мастерских. Фридман окончил архитектурный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавал в МАРХИ, возглавлял архитектурно-строительный отдел Московского управления недвижимых имуществ, являлся автором проектов рабочих поселков в Ташкенте и Москве. На момент строительства школы он руководил 5-ой архитектурно-проектной мастерской Моссовета. Сначала эта школа носила название «Школа № 28. Десятилетка имени 12-летия диктатуры пролетариата», а номер 315 она получила в 1936 году, во время упорядочения нумерации учебных заведений в столице.

        Таким образом, во второй половине 1930-ых годов на Русаковской улице сложился школьный комплекс, построенный в стиле советского авангарда, состоящий из дореволюционной деревянной двухэтажной школы, школы-семилетки 1920-ых годов и школы-десятилетки 1930-ых годов. Следует отметить, что проект Фридмана стал на какое-то время типовым для школьных зданий. Например, аналогичное здание расположено на Плющихе, 39.

 

     Во время Великой Отечественной войны в здании школы разместили курсы усовершенствования командирского состава, а после войны 315-я стала первой школой Академии педагогических наук СССР. Здесь отрабатывались новые методики в образовании, тестировались новые учебные программы и учебная литература. В 1962 году здесь был открыт математический класс. Сейчас одна из старейших столичных школ традиционно славится высоким уровнем обучения. В ней две основные специализации ‒ математика и медицина.

          Новому советскому человеку нужны были одежда, обувь, предметы обихода. Покупать их советские люди должны в просторных универсальных магазинах, прилавки которых заполнены качественными товарами. Что было с наполнением таких магазинов в советское время, думаю, отлично помнит старшее поколение. А здания универсальных магазинов, построенных в столице в стиле конструктивизма, сохранились до сих пор, и используются по назначению, как универмаг «Добрынинский» на улице Коровий вал, 1А.

          Универмаг построен в 1929 году по проекту Константана Николаевича Яковлева. Яковлев является автором различных проектов в Москве, Туле, Твери, Костроме, среди которых проекты 22 мостов, причем 10 из них в столице: Смоленский, Нагатинский и Лужнецкий метромосты, Новоарбатский, Новоспасский, Шелепихинский, Автозаводский, Ленинградский, Строгинский и Малый Каменный. Кроме того, по его проектам построен ряд путепроводов и эстакад.

 

  

         Московско-Ленинский Универмаг первоначально назывался «Красное Замоскворечье». Фасад расчленен большими квадратными окнами. Правая и левая части здания приподняты над основным корпусом. Эти части разные по объемам. В правой части под крышей расположено характерное для конструктивизма круглое окно-иллюминатор, помещенное в слегка заглубленный квадрат.

       В начале 2000-ых годов здание было полностью перестроено внутри, а фасады были облицованы алюминиевыми панелями, появились металлические колонны, напоминающие поршни, горизонтальное членение подчеркнуто полосами из красных и серых панелей. И хотя в целом здание универмага выглядит не плохо, его первоначальный облик искажен до неузнаваемости – сравните со старой фотографией.

       Быт нового советского человека должен быть комфортным и не отягощенным привычными для прошлого времени проблемами. Приготовление пищи в домах советских граждан должно было кануть в Лету. Этим надлежало заниматься профессиональным поварам в специальных местах, которые получили название фабрики-кухни. Только там после трудового дня (и во время его) труженики могли получить полноценное сытное питание, необходимое для восстановления сил.  Поесть можно было в столовых при фабриках-кухнях, а можно было забрать готовые блюда домой.

        Таким новым предприятием общественного питания стала фабрика-кухня завода «Динамо», расположенная на улице Ленинская слобода, 17.  Решение построить большую столовую на Ленинской Слободе возникла в 1932 году, когда здесь был выстроен главный корпус электромеханического завода “Динамо” – крупнейшего московского предприятия, где выпускали генераторы, электродвигатели для поездов, трамваев, троллейбусов и другое электрооборудование. Столовая с большим производством, иначе — фабрика-кухня, должна была стать одним из символов нового быта рабочих. На фабрике кухне готовили до 15 тысяч обедов в сутки.

         Здание было построено по проекту специалистов Архитектурно-строительного института в 1935 году. Оно разделено на две части — западную и восточную, с отдельными входами, выходами и гардеробными. В меньшей западной части располагались административные помещения, диетический зал и большой обеденный зал с открытой террасой, где можно было обедать в теплое время года. В восточной части здания располагались складские помещения для хранения продуктов и душевые для работников фабрики-кухни, служебные и подсобные помещения, цеха для обработки продуктов и холодильники. На втором этаже размещалось производство — кондитерские, варочные, соусные и другие цеха, где повара готовили обеды в промышленных масштабах. Здесь же была и кулинария, где можно было купить полуфабрикаты и готовые блюда. На третьем этаже был еще один обеденный зал. Движение посетителей в здании было организовано таким образом, чтобы потоки входящих и выходящих людей не пересекались. Это достигалось наличием в здании отдельных входов и выходов. Получался своеобразный конвейер из блюд и посетителей столовой.

  

            Здание хорошо сохранилось. Фасады здания до сих пор сохраняют оригинальный облик — скругленный угол, широкие прямоугольные оконные проемы, прорезающие плоскости стен, которые отделаны штукатуркой с мраморной крошкой. Но время берет свое – зданию необходим капитальный ремонт. В интернет-журнале «Охраняется государством» за 2018 год есть информация, что здание фабрики-кухни завода «Динамо» не просто отремонтируют, а отреставрируют: http://ohrgos.ru/index.php/novosti/697—здания-фабрики-кухни-завода-«динамо»-отреставрируют.

         Производством готовой еды занималась и фабрика-кухня № 2 Сокольнического района по Верхней Красносельской улице, 11а. Она построена в 1931 году по проекту Бориса Соломоновича Виленского. Виленский был участником и лауреатом многих архитектурных конкурсов, автором проектов общественных зданий в столице и других городах СССР, а также нескольких станций Московского метрополитена. Сокольническая фабрика-кухня состоит из двух объемов – прямоугольного, где располагались цеха для приготовления пищи и подсобные помещения, и цилиндрического, в котором были залы столовой и кулинария.

 

       Столовая фабрики-кухни просуществовала до 1990-ых годов уже в качестве ресторана. В конце 1990-ых здание отремонтировали и реконструировали, оштукатуренные ранее фасады облицевали керамической плиткой, перестроили внутреннее пространство для офисных помещений. Изменения внешнего вида фабрики-кухни отчетливо видны при сравнении со старыми фотографиями.

  

         Перед зданием фабрики-кухни чудом сохранился усадебный флигель конца 18 – начала 19 века, образец застройки допожарной Москвы, в архитектуре которого можно заметить черты барокко. Здание флигеля является памятником архитектуры и выявленным объектом культурного наследия.

  

        Рядом на Верхней Красносельской, 19 находится еще одно необходимое для нового советского человека учреждение, а точнее медучреждение. Это бывшая Сокольническая амбулатория имени 10-летия Октября. Здание 1880 года, находившееся на этом месте ранее, было перестроено в 1927 году по проекту инженера В. А.  Заболотского (Заболоцкого?) в стиле конструктивизм. Композиционным центром амбулатории является обширный центральный зал, освещающийся окнами второго этажа. В этом просторном зале посетители амбулатории ожидали своей очереди на прием к врачу. Кабинеты врачей и помещения для проведения процедур и других медицинских манипуляций находились в одноэтажной части здания, которая располагалась вокруг центрального зала. Сейчас бывшую Сокольническую амбулаторию занимает «Стоматологическая поликлиника № 50 Департамента здравоохранения города Москвы».

  

         Особое место в жизни нового советского человека должен был занимать культурный досуг. Для этого и в Москве, и в других городах СССР строились многочисленные Дома и Дворцы культуры, клубы. В них, как правило, были зрительный зал, библиотека, помещения для кружков и занятий спортом. Один из таких клубов был построен для работников типографии «Красный пролетарий».

        Полиграфическое предприятие типография «Красный пролетарий» до 1922 года было частью издательского комплекса «Товарищество «И. Н. Кушнерев и Ко” — второго по величине после типографии издателя Ивана Сытина. В 1917 году типографию национализируют, а в 1922 году дают ей имя «Красный пролетарий». Кстати, именно по названию комплекса в 1929 году переименовывают и саму улицу: вместо Пименовской она становится Краснопролетарской.

        В 1930 году по проекту молодого архитектора Семена Самойловича Пэна был построен клуб для работников типографии «Красный пролетарий» (Краснопролетарская улица, 32/34).  Клуб получил название в честь немецкой коммунистической политической организации того времени, Союза красных фронтовиков (Rote Front). Простое по форме здание задумывалось Пэном похожим на корабль за счёт разновеликих объемов. При проектировании клуба Семен Самойлович использовал характерные конструктивистские приёмы — ленточное остекление, вертикальные и круглые окна, цилиндрические элементы и консольные козырьки. В центральной части здания размещался зрительный зал на 500 человек, вокруг которого располагались остальные клубные помещения. На крыше находилась открытая терраса, ограниченная корабельными перилами. Раньше там стояли столики и работал летний буфет. Здание клуба было одной из первых самостоятельных работ С. С. Пэна. Кстати, в дальнейшем он стал известным специалистом в области проектирования зданий именно для полиграфических производств.

  

           В 1990-ых типография была приватизирована и, согласно планам правительства Москвы о закрытии всех столичных предприятий, полиграфическое производство перенесено… в Китай! Были планы снести здания типографии (и здание Кушнерева, советскую постройку 1968 года) и построить на их месте жилой комплекс. В результате корпуса все-таки сохранили, и после ремонта в них разместился бизнес-центр «Новослободский». Здание клуба много раз перестраивали, так что его первоначальный вид оказался сильно измененным. В 2019 году здание исключено из перечня объектов, обладающих признаками культурного наследия. Что в нем находится сейчас не понятно: на окнах висят жалюзи, но никаких афиш не видно. Так что скорее всего сейчас там офисы.

  

          Один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма расположен на Лесной улице, 18. ДК имени Зуева («Клуб союза коммунальников им. товарища Зуева») построен в 1927—1929 годах по проекту архитектора Ильи Александровича Голосова и назван в честь участника событий 1905 года, слесаря трамвайного депо Сергея Зуева, казнённого по обвинению в убийстве своего начальника Ф. Кребса.

        Илья Голосов окончил Строгановское художественно-промышленное училище, а затем Московское училище живописи, ваяния и зодчества, работал помощником у Алексея Щусева и Игоря Грабаря, занимался обмерами памятников архитектуры для издания «Истории русского зодчества» и журнала «Старые годы». Первые работы Голосова отличались стилевым разнообразием. В 1920-ые годы Илья Александрович увлекается авангардом и создаёт множество конструктивистских проектов, в которых объединены в единое целое крупные формы с простой геометрией (куб, параллелепипед и цилиндр), а длинные плоскости фасадов разбиты ленточным остеклением.

        Именно такой вид имеет ДК имени Зуева: по задумке архитектора внешний вид ДК должен был ассоциироваться с миром техники. Здание на углу Лесной улицы и Миусского переулка решено в авангардных формах из стекла и бетона. Его композиционным центром является вертикальный остеклённый цилиндр, на который нанизан весь корпус с большими поверхностями окон. Илья Голосов придал зданию сходство с промышленной архитектурой: угловой цилиндр ассоциируется с корпусом элеватора, горизонтальный остекленный «пояс» третьего этажа — с заводской галереей-переходом. Оштукатуренные серые бетонные стены в сочетании с большими поверхностями окон усиливают ощущение, что перед нами промышленное сооружение. Внутри в ДК было два зрительных зала и помещения для репетиций и многочисленных кружков.

      Перестройки и реконструкции, проведенные во второй половине 20 века, изменили первоначальный облик здания: был срезан остеклённый балкон вдоль длинного фасада, заложены окна зрительного зала, а лоджии над входом остеклены. Интерьеры ДК также претерпели изменения: стены облицованы мрамором, появились новые люстры, двери, паркет. Уже в 21 веке клуб утратил эффектную вывеску из объёмных букв, а серые стены окрашены в розовый цвет.

       В здании располагается основная площадка театра «Квартет И», а также работает несколько театральных студий.

      Закончить этот рассказ о московском авангарде в архитектуре хочу не совсем обычно. Если не знать историю здания, то только по одному его внешнему виду, можно легко спутать не только архитектурный стиль, но и время постройки. Вот, например, дом 18 на Малой Бронной улице. Присмотритесь к внешнему виду этого здания. Горизонтальное членение простых оштукатуренных фасадов почти ленточным остеклением, длинные балконы, опоясывающие углы здания, окна-иллюминаторы шестого этажа – ну чем ни конструктивизм. Правда здание выглядит тяжеловато. Возникает ощущение, что построено оно в середине или конце 1930-ых годов в эпоху перехода от конструктивизма к сталинскому ампиру. Но все эти предположения оказываются неправильными. Здание Пробирного управления построено в 1897 году по проекту архитекторов Николая Ивановича Какорина и Иосифа Станиславовича Бургардта. И только во время перестройки здания в 1930-ых годах в духе времени появились авангардные окна-иллюминаторы и длинные балконы.

       Здание до сих пор выполняет свои функции – сейчас его занимает Центральная государственная инспекция пробирного надзора.

28.03.2020

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

КОНСТРУКТИВИЗМ-5 — 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *