КОНСТРУКТИВИЗМ. Часть 7
Советский архитектурный авангард и его самое яркое направление – конструктивизм, в 1920-ых — 1930-ых годах проник во все сферы гражданского строительства. В авангардном стиле строилось всё: от зданий министерств – наркоматов до общественных бань и жилых домов. О жилых домах и даже целых кварталах я рассказала в отдельных статьях под общей рубрикой «Конструктивизм. Жилые дома». Всего там шесть статей, в которых описаны многие наиболее яркие образцы жилых домов эпохи авангарда.
Сегодняшняя подборка посвящена конструктивистским общественным зданиям. Вероятно, что она будет последней в ряду статей, посвященным конструктивизму.
Итак, начнем. И начнем мы со здания Акционерного общества «Оргметалл» на Каланчевской улице, 15 а. Здание построено в 1927–1928 годах по проекту архитекторов Освальда Освальдовича Штейндратуса, Давида Исидоровича Френкеля и инженера Бенедикта Антоновича Гайду.
В начале 19 века на этом месте располагалась обширная усадьба статского советника Николая Алексеевича Дьякова. К середине 19 века участок был разделен на несколько частей и продан разным людям, и вплоть до начала 20 века здесь располагались склады строительных материалов. В начале 20 века на участке была построена чаеразвесочная фабрика С. В. Перлова и И. И. Казакова.
В 1927 году из владений чаеразвесочной фабрики, которая к тому времени давно была национализирована и называлась «Большевичка», был выделен участок свободной земли для строительства административного корпуса с выставочными, лабораторными и испытательными помещениями Акционерного общества рационализации производства в тяжёлой индустрии «Оргаметалл». В акционерное общество входили крупные государственные учреждения и предприятия так или иначе связанные металлургией и металлообработкой.
По проекту здание должно было быть двухэтажным, в восточной части – четырехэтажным, и разделено на два объема: проектную контору и техническую зону. По ходу строительства в проект были внесены изменения. Был добавлен подвальный этаж для лабораторных помещений, восточный объем надстроен двумя этажами, а западный — частично надстроен третьим этажом. Все конструкции сделаны из железобетона и снаружи облицованы кирпичом. Форма здания со скругленным западным объемом повторяет очертания предназначенного для него участка.
Несколько слов о главном архитекторе проекта. Освальд Освальдович Штейндратус (Шнейдратус) родился в 1881 году в Берлине. Симпатизировал идеям социал-демократов, был соратником Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Он переехал в СССР, вступил в ВКП(б), работал инженером-архитектором Центрального научно-исследовательского института промышленных сооружений Наркомата тяжелой промышленности. Арестован в 1937 году, обвинен в контрреволюционной террористической деятельности и расстрелян через два месяца после ареста. По обвинению в шпионаже в пользу Германии был осужден на десять лет лагерей и его сын Вернер, тоже архитектор по роду деятельности. Но ему повезло больше: отбыв срок в лагерях и ссылке, Вернер Освальдович переехал в ГДР, жил в Восточном Берлине и работал директором института градостроительства. Оба реабилитированы в 1955 году. Вот такая судьба…
Сейчас это офисное здание, имеющее статус выявленного объекта культурного наследия. Если сравнивать со старой фотографией, то оно практически не изменилось со времени строительства, исчезли только надписи характерным для того времени шрифтом.
В авангардном стиле строились и корпуса промышленных предприятий. Вот, например, дом 15 на Малой Калужской улице. Это административно-офисное здание представляет собой бывший корпус завода «Красный пролетарий», который до национализации в 1918 году был механическим заводом братьев Бромлей. А этот корпус построен в стиле конструктивизма в 1927—1928 годах по проекту архитекторов Виктора Дмитриевича Кокорина и Александра Константиновича Болдырева. Кстати, завод «Красный пролетарий», выпускавший металлообрабатывающее оборудование, прекратил свое существование в 2010 году.
А теперь поговорим немного о работе пожарных начала 20 века и соответствующих зданиях.
Здания пожарных частей 19 веке строились с каланчой. Телефонов тогда не было, города застраивались невысокими зданиями, и городское пространство с каланчи хорошо просматривалось. Дежуривший на каланче огнеборец замечал пожар, и туда отправлялась пожарная команда. В 1920-х годах здания в Москве хоть и стали повыше, но небоскребов все равно еще не было, а существовавшая телефонная связь в ту пору была ненадежной и не охватывала весь город. Выручал дежурный пожарный, который с высоты каланчи наблюдал за городом. Поэтому, построенные в это время здания пожарных частей все еще строились с наблюдательными башнями – каланчами.
Вот, например, здание пожарной части № 19, Октябрьского пожарного депо, на Ленинградском проспекте, 71а. Во второй половине 1920-ых годов архитектор Александр Владимирович Куровский разработал для «Мосстроя» типовой проект пожарного депо с гаражом для автомобилей и каланчой. В 1928 году по этому проекту было построено Октябрьское пожарное депо в селе Всехсвятском, которое с 1917 года вошло в состав Москвы. Каланча пожарной части была самым высоким сооружением района. Ее высота составляет 24 метра.
Здание пожарного депо имеет два этажа со стороны двора и три — со стороны проспекта. На первом этаже пожарного депо изначально размещались гараж для пожарных машин, подсобные помещения, кухня, столовая, комната сторожа. Второй этаж, согласно проекту, занимали квартиры брандмейстера и его помощника, канцелярия, дежурные спальни, душ, туалет и умывальня. На третьем этаже размещался красный уголок и читальня. Дежурная спальня располагалась над гаражом и сообщалась с ним не только лестницей, но и посредством пожарных шестов.
До настоящего времени здание используется как пожарная часть, только внутренние помещения были перестроены в соответствии с развитием пожарных технологий. В начале 2000-ых годов здание Октябрьского пожарного депо планировалось реконструировать и приспособить для торгово-общественного центра, но от этой идеи отказались. В 2020 году его отремонтировали: перекрасили фасад (раньше он был желтым), сменили стеклопакеты. Нынешние стеклопакеты как бы имитируют ленточное остекление конструктивизма, хотя изначально оконные рамы имели крестовое членение.
А пожарная каланча Октябрьского депо оказалась последним строением такого типа: Москва росла, становилась все выше и выше — наблюдение за пожарами с каланчи стало невозможным. В дальнейшем пожарные части нередко строились с рукавными башнями, в которых сушили пожарные рукава в подвешенном состоянии. Каланча Октябрьского пожарного депо как раз и используется сейчас для сушки пожарных рукавов.
Пожарное депо в Ослябинском переулке, 2 (ныне пожарная часть № 20) было построено годом раньше все по тому же типовому проекту А. В. Куровского с небольшими изменениями.
Во второй половине 1920-ых годов в окрестностях Ослябинского переулка располагались промышленные предприятия, возникшие еще до 1917 года. Раньше их окружали деревянные постройки, в которых обитали рабочие заводов. Эти дома снесли и начали возводить современный для того времени рабочий поселок Дангауэровка. В ближайшее время планировалось строительство ТЭЦ, завода «Нефтегаз №1», «электрогорода» электротехнического института. Так что пожарная часть здесь была просто необходима.
Здание пожарного депо представляло собой трехэтажное строение с помещениями для пожарных (казарма) на втором этаже, конторскими помещениями – на третьем, гаражом с мастерскими – на первом. К угловой части здания пристроена вышка-каланча в пять этажей. Смотровая площадка наверху накрыта вынесенной кровлей. Сейчас в каланче тоже сушат пожарные рукава.
В 1920-ых годах, наверное, впервые архитекторы задумались о том, что сейчас называется инфраструктурой. Рядом с жилыми домами строились здания, которые должны были облегчить быт рабочих и способствовать их культурному росту. Многие из них возводились в авангардном стиле. Это были школы, поликлиники, клубы, фабрики-кухни и даже бани. Познакомимся с некоторыми из таких зданий.
Начнем со школьных зданий. Те школы, которые построены в 1930-ых годах, сохранив некоторые черты авангарда, все-таки больше похожи на сталинский ампир. Например, как здание школы №1231 имени В. Д. Поленова на Плющихе, 39, построенное в 1936 году…
… или школьный корпус № 15 школы № 171 на улице Доватора, 5/9 1938 года постройки.
А вот здание школы №1535 построено в 1929 году по проекту Михаила Ивановича Мотылёва на улице Усачева, 50 в стиле конструктивизм. Выпускник МУЖВЗ, Мотылёв принимал активное участие в строительстве новой Москвы: по его проектам построены многие жилые дома и общественные здания в столице. В их числе – несколько домов в жилом комплексе «Усачевский» и здание школы, в которой учились дети, жившие в этом жилом комплексе.
Здание школы построено из кирпича с характерным для конструктивизма ленточным остеклением. Его внешний вид за прошедшие годы не претерпел особых изменений, только менялась окраска стен. А вот название и профиль школы менялись часто. Сначала это была Образцовая средняя школа № 2 имени К. Е. Ворошилова, потом средняя школа № 23 имени К. Е. Ворошилова, средняя школа-интернат № 14 с углубленным изучением восточных языков, экспериментальный лицей с востоковедческим уклоном при ИСАА МГУ. Сейчас в школе учатся дети с седьмого по одиннадцатый класс. В школе классы с углубленным изучением гуманитарных, математических и медицинских дисциплин.
В начале 2000-ых школьное здание капитально отремонтировали: заменили перекрытия, укрепили стены, провели перепланировку помещений и пристроили новый корпус во дворе.
Хорошая инфраструктура предполагает наличие в жилом микрорайоне различных учреждений, делающих жизнь комфортной. В эпоху авангарда этому уделялось большое внимание: проблемы быта не должны были отвлекать советских граждан от главного – созидательного труда на благо общества.
Рассмотрим этот принцип на примере жилищного комплекса «Усачевский». Школа есть. А где жителям лечиться, а еще лучше – заниматься профилактикой заболеваний? Для этого нужна поликлиника.
В 1929 году на Усачевке открыт первый в стране Единый диспансер, который выполнял функции первой бесплатной поликлиники для рабочих Хамовнической мануфактуры. В этом же году было построено здание для детской консультации при Едином диспансере № 1. Позднее консультация была переименована в Детскую Зубовскую амбулаторию, а потом – в Детскую поликлинику № 8 Фрунзенского райздравотдела. С 1995 года учреждение называется детской городской поликлиникой № 38.
Здание поликлиники построено по проекту Алексея Ивановича Мешкова – одного из авторов проекта жилого комплекса «Усаческий». Выпускник МУЖВЗ Мешков работал в различных строительных организациях Москвы. По его проектам был построен не только ряд домов в «Усачевке», но и несколько других конструктивистских зданий, которые до сих пор украшают столицу. Но об этом – чуть позже. А пока несколько слов о поликлинике.
Двухэтажное здание поликлиники расположено на улице 10-летия Октября и имеет в плане Г-образную форму. Угол буквы «Г» скруглен, большие окна обеспечивают обилие света во врачебных кабинетах. В этом году здание капитально отремонтировали в рамках городской программы «Моя поликлиника»: очищен фасад, восстановлена историческая кладка и красно-бежевый цвет, смонтированы новые оконные конструкции, максимально повторяющих оригинальные окна 20-ых годов прошлого столетия. Летом поликлиника выглядела вот так.
Поэтому привожу несколько фотографий из интернета до ремонта и после, который завершился в начале октября нынешнего года.
Как правило, в жилых районах строились фабрики-кухни или общественные столовые, чтобы советские граждане не тратили свое свободное время на приготовление пищи. Кстати, во многих конструктивистских домах кухни были очень маленькими, а в самых авангардных их не было вовсе. В районе «Усачевка» тоже была общественная столовая, причем размещалась она в одном здании с клубом – еще одним непременным атрибутом советского быта. Здание на улице Доватора, 15/24 было построено в начале 1930-ых годов по проекту все того же Алексея Ивановича Мешкова при участии Михаила Ивановича Мотылёва и Якова Ивлеевича Галкина.
Но в 1930-ых годах конструктивизм постепенно утрачивает свои позиции, как в архитектурном, так и в идеологическом плане. Вот и здание на улице Доватора выполняло функции клуба-столовой не долго. Вскоре в нем разместили школу, потом поликлинику. Сейчас здание является частью клинической больницы № 4 Сеченовского университета. Внутренне пространство неоднократно перестраивалось, а снаружи оно практически не изменилось, если сравнивать со старыми фотографиями.
Были в районе «Усачевки» и свои бани. Они были спроектированы еще 1920-ые годы одновременно со всем жилым комплексом. Проект был разработан группой архитекторов во главе с Мешковым. Строительство на улице Усачева, 10 началось в 1931 году, а сданы в эксплуатацию Усачевские бани (тогда это была баня №4) – в 1934 году.
В те годы баня №4 стала одной из самых крупных бань в Москве. Здесь было не только банное отделение, но и прачечная.
Симметричное двухэтажное здание Усачевских бань с доминирующей вертикалью посередине – яркий образец архитектуры авангарда. В 2000-ых его отремонтировали снаружи и реконструировали внутри. Интерьеры 1930-ых годов по большей части утрачены. На первом этаже разместили паб «Усачевский» и салон красоты. Жилой комплекс «Усачевка» признан ценным архитектурным ансамблем, который не подлежит сносу, так что оригинальному зданию Усачевских бань ничего не угрожает.
Говоря о конструктивистских банях нельзя не упомянуть о купальне-бане Рогожско-Симоновского района, которая расположена на Автозаводской улице, 21. Мне это мрачное, одиноко стоящее здание чем-то напоминает Бастилию, какой она была изображена в школьном учебнике истории. Хотя по замыслу архитектора проекта Сергея Васильевича Панина в плане здание напоминает самолет и должно было ассоциироваться с спроектированным в 1910-ых годах самолетом «Илья Муромец». Построена купальня-баня в 1930 году на средства трудящихся, в частности рабочих расположенных неподалеку заводов АМО и «Динамо». Для этого Моссоветом был организован специальный заём. Данный факт был торжественно указан на фасаде над входом.
Фактически первой задачей построенного здания было приобщение советских граждан к спорту, а уже в дополнение к этому – решать проблемы, связанные с гигиеной и здоровьем. Поэтому в центре здания размещен плавательный бассейн, который был в то время самым большим крытым бассейном в СССР. Бассейн с трибунами для зрителей располагался на втором этаже, под трибунами были мужские и женские раздевалки. На первом этаже непосредственно под чашей бассейна размещались фойе, гардероб и буфет. Полукруглые башни, которые лично мне напоминают Бастилию, выполняли функцию водонапорных башен.
«Крылья» самолета были помывочными отделениями. Первый этаж занимали традиционные парилки, а на втором этаже – всячески пропагандируемые в то время душевые. Кроме того, в здании были парикмахерские и кабинеты врачей.
Декор фасадов и интерьеров аскетичный: фасады оштукатурены «под шубу», внутренне помещения были окрашены масляной краской или покрыты простой керамической плиткой. Перегородки в душевых кабинах были выполнены из армированного металлической сеткой стекла, что позволяло лучше освещать внутреннее пространство. Единственными украшениями бассейна были две гипсовые скульптуры на балконе: спортсмена и пловчихи.
Сейчас здание занимает физкультурно-оздоровительный центр. Интерьеры бассейна сохранились практически без изменения, остальные помещения были кардинально обновлены во время реконструкций, проводившихся в 1980-ых и 2000-ых годах. В 2000-ых годах правое крыло здания было снесено при прокладке участка Третьего транспортного кольца.
Спорт в молодой советской стране всячески пропагандировался. В рамках этого не только обустраивались спортплощадки, но и строились целые стадионы, причем к разработке проектов привлекались ведущие архитекторы-конструктивисты. Так один из старейших московских стадионов был построен по проекту Дмитриевича Михайловича Иофана. В оформлении ризалитов северного и южного входов были использованы лепные барельефы на спортивные темы, автором которых предположительно был скульптор С. Д. Меркуров. Уже в 21 веке «Динамо» полностью реконструировали, о чем я уже рассказывала вот здесь http://www.peshkompomoskve.ru/postmodernism-2/. Сравните фотографии стадиона из интернета в разные годы до реконструкции и то, как он выглядит теперь.
Много внимания уделялось в СССР и интеллектуальному развитию нового советского человека. Как мы видели на примере «Усачевки» этой цели служили клубы или более масштабные очаги культуры – ДК.
Рабочий клуб «Красный балтиец» на улице Космонавта Волкова, 31 построен в 1929 году для рабочих Рижского направления Московской железной дороги и жителей окрестных домов. В здании были библиотека, музыкальная школа. спортивный зал, помещения для работы различных кружков, кинотеатр. Во дворе заливали каток, была разбита площадка для игры в городки. Удачное сочетание для развития умственных и физических способностей граждан.
Клуб использовался по прямому назначению до 2007 года. В 2008 году здание перешло в частные руки, было полностью перестроено и утратило свой первоначальный облик. Перестроены внутренние помещения, надстроен третий этаж, а над угловыми объемами – четвертый, удалены декоративные элементы, в частности, оригинальный круглый балкон и характерное для конструктивизма остекление, фасады облицованы плиткой. Клуб потерял не только свой внешний вид, но и свою функцию, став офисным зданием.
Для сравнения пара старых фотографий из интернета.
В 2019 году здание клуба получило статус выявленного объекта культурного наследия, а активисты района начала борьбу за восстановление его первоначального облика. По сообщениям в СМИ, был суд, который постановил собственника вернуть зданию первоначальный вид, снеся надстройку. Но как вернуть остальные утраченные архитектурные элементы здания – неизвестно. И это печально.
Больше повезло ДК имени Горбунова – знаменитой «Горбушке». Наверное, этому прежде всего способствовало наличие в ДК отличного концертного зала.
ДК на Новозаводской улице, 27 построен в период с 1929 по 1938 год по проекту архитектора Якова Абрамовича Корнфельда. Архитектурное образование Корнфельд получил в Киевском художественном училище, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств и ВХУТЕМАСе. В 1920-ых годах работал в стилистике конструктивизма, был одним из учредителей ОСА. Так получилось, что в списке проектов Якова Абрамовича преобладают клубы и дворцы культуры, построенные в разных городах СССР. ДК имени Горбунова в этом списке стоит одним из первых по времени разработки проекта.
Изначально дом культуры строился как часть инфраструктуры авиазавода №22 (ныне завод имени Хруничева), в который в 1923 году был перепрофилирован автомобильный завод «Руссо-Балт». Строящийся ДК сначала назывался Дворцом культуры Киевского района Москвы. Его строительство началось по инициативе авиаконструктора, директора Московского авиационного завода Сергея Петровича Горбунова. В 1933 году Горбунов погиб в авиакатастрофе. С тех пор ДК носит имя Горбунова.
Здание состоит из двух объемов, соединенных на уровне второго и третьего этажей остекленной галереей. В одной части здания размещались помещения для кружков, библиотека с читальным залом, спортивный и лекционный залы. Другую часть занимал киноконцертный зал с вращающейся сценой, оркестровой ямой и двухъярусным зрительным залом. В киноконцертном зале не только показывали кино, выступали с концертами артисты, но и часто проходили спектакли московских театров.
Внешний вид выдержан в строгом стиле конструктивизма с обширным остеклением. В плане здание напоминает крыло самолёта, что по задумке архитектора подчеркивает его принадлежность авиазаводу. К объему, где расположена театральная часть ДК, сделана пристройка со скругленными углами, где расположен кассовый вестибюль.
В конце 1980-ых – начале 1990-ых ДК Горбунова стал фактически первым в Москве рок-клубом, на сцене которого выступали отечественные и зарубежные рок-музыканты и группы. На площади перед ДК процветала торговля пиратскими аудио- и видеозаписями, компьютерным софтом, редким и дефицитным винилом – «Горбушка». Этот музыкальный рынок был закрыт в 2001 году после выхода закона о запрете продажи аудио- и видеопродукции под открытым небом. А имя «Горбушка» осталось теперь в отношении ДК.
В 2010 году ДК закрыли на ремонт и реконструкцию. К счастью, внешне здание совсем не изменилось.
После ремонта ДК какое-то время занимал Театр Мюзикла Михаила Швыдкого, с 2019 года в театральной части снова проходят концерты и спектакли. Клубную часть занимает Институт современного искусства.
Для культурного развития и занятий спортом советскому человеку необходимо было иметь достаточно свободного времени. Быт в новом обществе должен был занимать минимум времени. Прежде всего минимальное количество времени должно было тратиться на приготовление пищи. В «Усачевке», например, был построен клуб с общественной столовой. Но в 1920-ых годах в СССР появляется оригинальный с архитектурной и весьма необычный с функциональной точки зрения тип зданий. Речь идет о фабриках-кухнях. Рассказом о некоторых фабриках-кухнях мы и закончим рассказ о конструктивизме в Москве.
Фабрики-кухни были новым типом предприятия общественного питания. Как правило, в них было несколько цехов по производству готовых блюд, которые поставлялись в собственную столовую и другие столовые города. Здесь же были залы-столовые, буфеты-закусочные, магазины кулинарии, где можно было купить полуфабрикаты и готовые блюда. Появление у зданий новых функций потребовало разработки новых архитектурных форм. Рассмотрим их на примере фабрики-кухни № 1 на Ленинградском проспекте, 7.
Фабрика-кухня № 1 была построена в 1926 — 1928 годах по проекту архитектора Алексея Ивановича Мешкова в стилистике советского авангарда. Это было первое экспериментальное здание такого типа, построенное в Москве.
В плане здание имеет форму четверти круга. На первом этаже размещались зал кухни, закусочная и магазин для реализации готовых обедов, на втором этаже — просторный обеденный зал. На плоской крыше и угловой террасе предполагалось размещение еще одного зала-столовой для обслуживания посетителей в летнее время.
Сейчас здание реконструировано, внешний вид претерпел некоторые изменения: угловая терраса превращена в дополнительные закрытые помещения, утрачен оригинальный навес второго этажа.
После Великой отечественной войны идея фабрик-кухонь постепенно сошла на нет, а помещения по большей части стали использовать для других целей. Так в здании фабрики-кухни №1 размещались различные конторы, сейчас его занимает Институт прикладной механики РАН.
Здание имеет статус выявленного памятника культурного наследия регионального значения.
К сожалению, хоть какой-то охранный статус имеют далеко не все конструктивистские постройки. Например, дом 35 на Люсиновсокй улице никакого охранного статуса не имеет. Здание построено в 1928 году как дом-комбинат фабрикой-кухней по проекту Михаила Ивановича Мотылёва и Ивана Андреевича Звездина. Я не смогла найти никакой информации о том, что означает «дом-комбинат». Вероятнее всего, так называли жилые дома с инфраструктурными объектами, расположенными не рядом, а внутри дома. То, что в доме была фабрика-кухня, отмечают все источники.
Дом на Люсиновской несколько раз перестраивался. Лет десять назад дом отделали фасадной плиткой, полностью скрыв кирпичные стены и вообще воспоминания о том, что это конструктивистское здание. Об архитектурном авангарде напоминают только характерные для стиля угловые балконы.
Сейчас здесь расположен Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности с опытным заводом.
Здание фабрики-кухни Авиазавода № 1 Осоавиахима в 1-ом Боткинском проезде имеет статус памятника архитектуры регионального значения. Оно полностью утратило свою прикладную функцию, но практически полностью сохранило архитектурный облик. Построена фабрика-кухня в период с1927 по 1933 годы, автор проекта А. И. Мешков.
Т-образное четырехэтажное кирпичное здание, напоминающее самолет, состоит из главного корпуса, выходящего фасадом в 1-й Боткинский проезд, и дворового объема. По сторонам обеих двухмаршевых лестниц основного корпуса располагались обеденные залы с центральным вестибюлем. Предполагалось, что обедать здесь будут не только рабочие авиазавода, но и жители окрестных домов. На втором и третьем этажах располагались торговые залы, где можно было приобрести готовые блюда и полуфабрикаты и столовая для персонала, на крыше – открытое кафе. В помещениях вдоль дворового фасада административные и хозяйственные службы, подсобные помещения и цеха, где готовили блюда.
Изначально главный фасад был оштукатурен и окрашен в серый цвет, но во время капитального ремонта в 1960-ых годов его облицевали керамическим кирпичом. В 1970-ых годах заменили панорамное остекление эркеров. При этом изменились пропорции оконных проемов и геометрия самих эркеров: раньше они были полукруглыми, а после замены остекления стали трехгранными.
Сейчас в здании располагаются магазины, общественный центр, коворкинг и экологические пункты по сбору батареек, макулатуры, ненужной одежды, обмену книг.
Любопытно, но на крыше с 1950-ых годов гнездятся утки-огари. Откуда они взялись не известно, но по легенде утки сбежали из Московского зоопарка.
С тех пор каждую весну утки гнездятся на крыше здания, выводят птенцов, а когда те подрастут, сталкивают с высоты третьего этажа на землю без вреда для своих деток. Раньше утки уводили птенцов на пожарный пруд на территории завода. Сейчас пруд спущен. Вот и приходится орнитологам собирать уток и утят и отвозить их на пруд парка Ходынское поле.
02.12.2023