КОНСТРУКТИВИЗМ

КОНСТРУКТИВИЗМ

    Не могу сказать, чтобы я была большой поклонницей конструктивизма в архитектуре. Скорее наоборот. Конструктивистские здания, будь то жилые дома, дворцы культуры или медицинские учреждения, всегда мне казались неинтересными, нарочито грубыми и угловатыми, лишенными привлекательности из-за чрезмерной лаконичности архитектурного решения. Но гуляя по Москве в поисках иллюстративного материала для своего сайта, я, так или иначе, сталкивалась с конструктивистскими зданиями и фотографировала их. А потом, перебирая дома фотографии, вглядываясь в них, я вдруг неожиданно для себя обнаружила, что эти здания не лишены своеобразной красоты, особенно в контексте исторического окружения. А это историческое окружение было ох, каким непростым!

     Окончилась первая мировая война, и мир как будто сошел с ума. Все перевернулось с ног на голову. Женщины остригли волосы, выбросили корсеты и укоротили юбки. Мужчины сменили сюртуки на простые пиджаки, котелки на мягкие фетровые шляпы, а часы переместились из карманов жилеток на ремешки, которые удобно носить на руке. Вместо конных экипажей по улицам городов все больше и больше ездит автомобилей. Технический прогресс проникает во все сферы жизни. В искусстве – поиск новых форм, авангардистские течения и группы, всевозможные «измы». В архитектуре, так же, как и искусстве в целом, правит бал модернизм, характеризующийся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные для архитектуры идеи, непрерывным обновлением форм и условностью, схематичностью, отвлечённостью стиля.

     Если в Европе все перевернулось с ног на голову, то в Советской России все не просто перевернулось, но и встало на макушку. Революции покончили с монархией и буржуазной республикой, кровопролитная гражданская война – с остатками явно недовольных новым порядком вещей. Символом эпохи становятся девушка в красной косынке и парень в спецовке. Долой старый мир! Долой угнетателей! Долой буржуазное прошлое! Долой буржуазное искусство! Долой! Долой! Долой! «Мы наш, мы новый мир построим!» Новым будет и пролетарское искусство. Живописный мир сжимается до «Черного круга» Малевича (в нем, в отличие от квадрата, нет даже углов!), в поэзии появляются неологизмы и рваная лесенка Маяковского, в театре – авангардные спектакли Мейрхольда, плакаты «Окон РОСТА», агитационный фарфор… А в архитектуре – конструктивизм.

     Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в искусстве и архитектуре,  получивший развитие в 1920 – первой половине 1930 годов. Характерными чертами конструктивизма являются строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Члены Объединения разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Целью архитекторов, по мнению членов ОСА, должно стать построение новых удобных городов для гармонично развитых советских людей, прежде всего пролетариев.

      Так появились дома-коммуны, где люди смогли бы приучиться к коллективизму, освободились бы от тягот домашнего труда, семейных уз и всего мелкого и частного.  В Екатеринбурге, например, до сих пор сохранился такой дом-коммуна, с высоты птичьего полета представляющий собой очертания серпа и молота, в котором не было кухонь и ванных комнат. Жителям этого дома приходилось перестраивать квартиры, выделяя место для этих «пережитков буржуазного прошлого». Бытовые проблемы, в частности проблемы питания, решались бы новой формацией советских людей на фабриках-кухнях – механизированных предприятиях общественного питания. А культурные потребности советские люди должны были удовлетворять во дворцах культуры – симбиозе театра, библиотеки и клуба по интересам. Дома-коммуны и фабрики-кухни канули в прошлое, вот ДК благополучно дожили до наших дней.

     Члены ОСА настаивали, что конструктивизм – это метод, а не стиль, и боролись против внешнего подражательства без постижения сущности, т.е. против стилизации. Практически конструктивизм был для членов ОСА философским течением. Но с годами, особенно после того, как конструктивизм оказался под запретом, его философская составляющая нивелировалась, а в литературе по истории архитектуры все чаще стало появляться выражение «стиль конструктивизм». Так что прошу прощения у моих читателей, но дальше я буду использовать именно это определение.

     Ну а теперь несколько слов об окончании эпохи конструктивизма. В начале 1930-х годов изменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, изменилось и отношение власти к искусству. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом. Они вдруг из пролетарских превратились в буржуазные. На смену романтично-утопическому, строгому революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и сталинского ампира. В СССР началась борьба с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», с «утилитарностью зданий». При этом дворцы в стиле Людовика XIV или подражающие палладианскому стилю стали считаться вполне пролетарскими. Конструктивисты оказались в опале, здания в стиле конструктивизма перестали появляться в советских городах. Но то, что было построено осталось, и теперь я хочу рассказать о некоторых из таких московских зданий.

19.02.2017

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *