КОНСТРУКТИВИЗМ. ЖИЛЫЕ ДОМА-6

КОНСТРУКТИВИЗМ. ЖИЛЫЕ ДОМА. Часть 6

          Когда мы изучаем тот или иной архитектурный стиль, то непременно отмечаем изменения в его развитии и воплощении. Сохранившиеся до наших дней здания, построенные в определенном стиле, обладая общими чертами, в то же время имеют некую тенденцию в изменении внешнего вида и внутреннего устройства. Стилевое решение применимо и к грандиозным зданиям, и к совсем небольшим. Их строили прославленные архитекторы, и неизвестные, и те, имена которых история просто не сохранила. Все это в полной мере относится и к стилю (или методу, как настаивали его основоположники) конструктивизм.

             Сегодняшняя подборка посвящена конструктивистским жилым домам в столице и является заключительной в этой серии. Обладая общими стилистическими чертами, эти жилые дома тем не менее имеют определенные отличия, что особенно просматривается с учетом времени их строительства. Возникнув в 1920-ых годах, конструктивизм в архитектуре стремился в строгих формах создать новое оптимально удобное для жизни человека пространство. Правда понятие удобства в это время было весьма специфическим и достаточно идеализированным: вспомним хотя бы дома-коммуны с отсутствием не только подсобных помещений в квартирах, но и кухонь и общими для жильцов рекреационными зонами http://www.peshkompomoskve.ru/constructivism_zhylye_doma-1/ . Были в это время не только эксперименты с формой, но и с материалами для возведения домов.

             Архитекторы спорили друг с другом о том, соответствует ли концепция того или иного проекта принципам конструктивизма, не смотря на, казалось бы, общие черты. Так что правильнее было бы называть построенные в то время здания просто авангардными.

           Но время шло, и жилые дома, в оформлении которых все также применялось ленточное остекление и угловые балконы, уже строили в основном из кирпича, а в квартирах появились небольшие кухни и санузлы. Общие места пользования изредка сохранились в обычных жилых домах и всегда — в общежитиях. С них мы и начнем сегодняшнее знакомство с конструктивистскими жилыми домами.

               Комплекс общежитий в Головановском переулке был построен в период с 1929 по 1935 годы по типовому проекту архитекторов Бориса Владимировича Гладкова, Бориса Николаевича Блохина и Алексея Максимовича Зальцмана. Гладков окончил факультет промышленного строительства МВТУ, Блохин – МУЖВЗ, а Зальцман – ВХУТЕМАС. Судьба свела их вместе при проектировании студенческих городков: вместе они спроектировали комплексы общежитий в Дорогомилове на Студенческой улице, Анненгофской роще (Энергетический проезд) и в бывшем селе Всехсвятском, которое вошло в состав Москвы в 1917 году.

         Всехсвятский студенческий городок предназначался для студентов и аспирантов нескольких московских ВУЗов: МХТИ, МАДИ, Строгановки и других. Он состоял из восьми корпусов общежитий. Между корпусами находился широкий бульвар с фонтаном, памятником Ленину и спортивными площадками. Изначально в центре бульвара планировалось построить студенческий клуб, но его позднее построили на Часовой улице. К настоящему времени сохранилось четыре корпуса и остатки бульвара с фонтаном и памятником Ленину.

           Сейчас корпуса общежития выглядят заброшенными. Что с ними будет дальше не известно. Но вероятнее всего их не постигнет участь комплекса общежитий МЭИ в Анненгофской роще, которые снесли, т.к. Всехсвятский студенческий городок имеет статус заявленного объекта культурного наследия.

     

   

         Общежитие Текстильного института, ныне МГТУ им. Косыгина, на улице Стасовой, 10 построено в стиле позднего конструктивизма в период с 1933 года по 1936 год. Проект разработан архитекторами Вячеславом Николаевичем Владимировым, Пантелеймоном Александровичем Голосовым, Георгием Ипполитовичем Луцким и Юлием Юльевичем Савицким.

          Краснокирпичный корпус общежития (в списке общежитий МГТУ он так и называется «красный») выглядит оригинально. Фасады оформлены в виде выдвинутых квадратных «панелей», а вход акцентирован громадным полукруглым окном. Как и многие другие конструктивистские постройки оно не оштукатурено.

           В 2017 году здание исключено из списка объектов, обладающих признаками культурного наследия. Тем не менее его отремонтировали в 2020 году – сравните фотографию, сделанную в 2017 году, со сделанной в 2022.

 

         По проекту архитекторов В. Н. Владимирова и Г. И. Луцкого, которые работали в архитектурной мастерской П. А. Голосова, в 1939 году был построен жилой дом на углу Большой Дмитровки и Козицкого переулка. Для того, чтобы освободить место для строительства дома, был снесен храм Сергия Радонежского 1625 года постройки. Дом предназначался для работников Наркомлегпрома — народного комиссариата легкой промышленности. Со временем много квартир в доме было передано работникам правоохранительных органов, а среди москвичей он получил название «Дом работников милиции».

            Фасады, выходящие на Большую Дмитровку и в Козицкий переулок оформлены в стиле сталинского ампира. Зато фасады, выходящие во двор – типичны для конструктивизма. Конструктивистские идеи обобществленного жилья в виде крошечных кухонь и огромной лоджии для прогулок на верхнем этаже нашли свое воплощение во внутренней планировке здания. Но время было уже другое. Идеи быта нового советского человека, которые были востребованы в 1920-ых годах, уже не вызывали восторга. Жильцы дома были недовольны планировкой квартир, о чем писали даже центральные газеты того времени.

            С годами фасады дома потеряли рустованную отделку первого этажа. Сегодня здание остается жилым.

     

         Часто жилые дома возводились кооперативами, которые формировались различными ведомствами и профсоюзами, а будущие жильцы формировали строительные бригады и сами участвовали в строительстве, что удешевляло и ускоряло работу.

         Дом в Крестовоздвиженском переулке, 4 был построен в 1927 году для кооператива работников почтового ведомства «Московский почтовик». Проект разработан выпускником МУЖВЗ Владимиром Дмитриевичем Глазовым. Начав свою трудовую деятельность с проектов доходных домов в неоклассическом стиле, в 1920-ых годах увлекся идеями авангарда. Так появился жилой дом кооператива «Московский почтовик».

         Угловое шестиэтажное здание было построено на участке, принадлежащем с конца 19 века купцам Варгиным. Естественно, что все постройки усадьбы перед этим были снесены.

        Декор здания лаконичный: вертикальное остекление лестничной клетки, множество легких балконов. Угол дома также оформлен балконами, характерными для конструктивизма. Изначально стены были частично оштукатурены, частично оставались кирпичными и были окрашены в разные цвета, что придавало зданию определенный динамизм.

Дом до сих пор является жилым, но находится в ужасном состоянии: стены дома покрыты трещинами, штукатурка осыпается. Вероятнее всего его снесут. В прессе есть публикации о планах московского правительства вместо жилого дома 1927 года постройки площадью 3,2 тыс. кв. м в Крестовоздвиженском переулке построить жилой комплекс на 16,5 тыс. кв. м, т.е. очередной небоскреб с безумно дорогими квартирами. Так что вполне вероятно, что фотографии этого дома уже исторические.

   

        В 1-ом Зачатьевском переулке, 13 есть еще один кооперативный жилой дом – «Дом кооператива научных работников и преподавателей ВХУТЕМАСа». Он построен в 1928 году по проекту группы архитекторов, в которую входили Василий Александрович Петров, Михаил Петрович Коржев и Михаил Александрович Туркус. Руководил группой   Анатолий Васильевич Самойлов, который был не только архитектором, но и ученым и педагогом. Он занимался вопросами планировки и комплексной застройки рабочих поселков, стандартизацией жилищного строительства, рационализацией и эстетикой промышленной архитектуры, проблемами проектирования здравниц. Анатолий Васильевич преподавал в вузах Ленинграда и Москвы, в частности читал курс «Промышленное зодчество» в Московской горной академии.

          Как и в предыдущем случае декор фасадов лаконичный: вертикальное остекление лестничной клетки, легкие балконы, в том числе и угловые. Но есть и отличия. Здание в плане имеет сложную форму со множеством углов, которые в данном случае почти все скруглены.

           В настоящее время это жилой дом с медицинским центром и салоном красоты на первом этаже. Снос ему, по крайней мере в ближайшее время, не грозит – дом имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Состояние фасадов отличное.

   

           Кооперативный жилой дом «Военный строитель» по Чистопрудному бульвару, 12, корпус 2 построен в 1929-1931 годах по проекту Константина Васильевича Аполлонова и Николая Леопольдовича Якобсона. Здание предназначалось для сотрудников Военстроя — специального строительного управления, которое занималось строительством бомбоубежищ, бункеров и прочих объектов гражданской обороны.

         Протяженное восьмиэтажное здание повторяет очертание переулка, выходя боковым крылом на бульвар. По фасаду расположены легкие балконы – это единственное украшение дома. В 1936 году к корпусу 2 пристроен корпус 4. Но это уже сталинский ампир.

           Пятиэтажный четырехподъездный кирпичный жилой дом по Товарищескому переулку, 7, строение 1 построен в начале 1930-ых годов для некоего РЖСКТ – «Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества».

          Главный фасад имеет вертикальное членение строгими линиями балконов и остекления лестничных клеток. В прошлом году балконы, которые стали постепенно осыпаться, отремонтировали.

   

        Если позволяло место, то авангардные дома того времени строились целыми комплексами. Вспомним хотя бы «Дангауэровку» http://www.peshkompomoskve.ru/constructivism_zhylye_doma-2/  или «Абельмановскую заставу» http://www.peshkompomoskve.ru/constructivism_zhylye_doma-4/ .

           В районе метро «Спортивная» располагаются две группы конструктивистских домов: к востоку от улицы 10-летия Октября – жилой комплекс «Усачевка», к западу – группа жилых домов, не имеющая названия, которую иногда называют второй очередью комплекса «Усачевка». Оба квартала построены во второй половине 1920-ых годов, оба спроектированы группой архитекторов под руководством Алексея Ивановича Мешкова.

         «Усачевка» представляет собой комплекс из девяти пятиэтажных корпусов. В плане он имеет форму трапеции. По периметру квартала расположены шесть Г-образных зданий, внутри — еще три дома, а также зеленый двор с клумбами. Раньше во дворе кроме клумб был фонтан и памятник Ленину. Дома до четвертого этажа отделаны гладкой штукатуркой, а пятые этажи покрыты штукатуркой «под шубу» более темного цвета.

 

 

 

   

      Изначально квартал был обнесен забором. Забор с калитками с кодовыми замками оберегает покой жильцов и сейчас. Видимо, жильцы считают свое жилье элитным, но это не помешало им вот так изменить запланированные проектом балконы.

   

          Дома, расположенные к западу от улицы 10-летия Октября, построены в период с 1926 по 1929 годы. Изначально дома были в 4 – 5 этажей. В послевоенное время, а некоторые из них уже в 1990-ых годах, были достроены несколькими этажами. В процессе надстройки у некоторых домов появились аттики.

 

   

   

          Судьба Усачевских жилых кварталов долгое время была неясной. В 1990-ых в прессе не раз мелькали сообщения о том, что их надо снести для строительства нового высотного жилья. В 2012 году московские власти признали «Усачёвку» ценным архитектурным ансамблем, не подлежащим сносу. Затихли разговоры и о сносе западного комплекса. Фасады «Усачевки» пару лет назад заново окрасили, а высотный жилой комплекс «Садовые кварталы» возводится на месте, где раньше располагались производственные корпуса завода «РТИ-Каучук». В 2009 году завод полностью переведен на свою вторую территорию на улице Генерала Дорохова, а корпуса в Хамовниках были снесены. Кстати, квартиры в Усачевских жилых домах предоставлялись работникам завода «Каучук».

             Группа домов на Ленинградском проспекте так же, на первый взгляд, выглядит единый жилой комплекс. Но это не так: дома построены в разное время и по проектам разных архитекторов, правда, не все их имена известны.

          Первым в 1927 году был построен шестиэтажный тринадцатиподъездный кирпичный жилой дом по адресу улица Правды, 1/2.

         Следующим в 1928 году был построен семиэтажный пятиподъездный кирпичный дом кооператива «Дукстрой». Автор проекта — Александр Сергеевич Фуфаев. Выпускник ВХУТЕМАС Фуфаев входил в группу единомышленников лидера и идеолога конструктивизма – А. А. Веснина. Он был одним из инициаторов создания в 1925 году ОСА – творческого объединения архитекторов-конструктивистов.

 

          Дом имеет форму каре, охватывающего парадный двор. В нем были небольшие квартиры и много помещений общего пользования, как и полагалось в конструктивистском жилом доме. Боковые секции, выходящие на Ленинградский проспект, возведены в 1940-ых — 1950-ых годах. Фасады этих секций облицованы керамической плиткой и украшены карнизом с фигурными кронштейнами в духе сталинского ампира.

 

   

        В 1930 году за домом кооператива «Дукстроя» возведен второй корпус. Это пятиэтажное кирпичное здание со всеми чертами конструктивизма ив декоре и в планировке.

 

   

            Восьмиэтажный дом № 28 по Ленинградскому проспекту начали строить в 1932 году по проекту архитекторов Зиновия Моисеевича Розенфельда и Николая Константиновича Жукова. Первоначально предполагалось, что это будет жилой комбинат Коммунистической академии, которая включала в себя ряд научных и учебных институтов, секций, комиссий и обществ, объединенных вокруг марксистско-ленинской идеологии.

        В здании кроме квартир предполагалось обустроить клуб, столовую и другие общественные места. Но строительство дома затянулось. В 1936 году академия была расформирована, да и тенденции в строительстве жилья изменились. В результате проект пересмотрели, отказавшись от общественных пространств в пользу дополнительных квартир. Фасады оформлены в стиле постконструктивизма и включают в себя элементы авангарда и сталинского ампира. Кстати, в этом доме жила незабвенная Тортилла – актриса Рина Зеленая.

 

 

   

           Но чаще всего жилые дома в стиле конструктивизм стоят особняком, как, например, дом №54/2 на Арбате. Это знаменитый дом с гастрономом «Смоленский» или «Гастроном №2». Гастроном №1 располагался на улице Горького, занимая помещение бывшего Елисеевского гастронома. А на Арбате был продуктовый магазин столицы под номером 2. Но обо всем по порядку.

         В начале 20 века здесь располагался ресторан Игнатия Александровича Зверева и купеческие лавки. В 1928 году их снесли для того, чтобы построить дом для кооператива «Московское объединение». Проект был разработан архитектором Вячеславом Константиновичем Олтаржевским. Это было пятиэтажное здание, угловая часть которого оформлена террасой, располагавшейся над трёхэтажным полукруглым эркером, и завершалась высоким пилоном с круглым окном и пирамидальным аттиком.

        В начале 1930-ых годов дом был перестроен архитектором Владимиром Матвеевичем Маятом. Был надстроен шестой этаж, граненая башня поднялась на высоту прежнего аттика. На первом этаже дома разместился магазин Торгсина, о чем сообщали надписи по торцам пилонов и над входным вестибюлем.

          Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами на территории СССР (Торгсин) было создано в годы острого валютного кризиса. Первый Торгсин был открыт в 1931 году. Советские граждане могли покупать товары в Торгсине на царские золотые монеты, изделия из золота, серебра, платины. Принимались также бриллианты и другие драгоценные камни. В период голода и всеобщего дефицита граждане сдали почти 100 тонн чистого золота. Это значительно облегчило борьбу с голодом в стране и способствовало развитию промышленности.

          Торгсин на Арбате знаком всем почитателям творчества Булгакова. Именно в этот магазин заявились герои «Мастера и Маргариты» — Коровьев и Бегемот. Помните – «С котами нельзя»?

           «Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним чёрный крупный кот. Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздражённо сказал:

         — С котами нельзя.

         — Я извиняюсь, — задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, — с котами, вы говорите? А где же вы видите кота? Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус. Эта парочка посетителей почему-то не понравилась швейцару-мизантропу…»

        В 1936 году Торгсин был упразднен, и гастроном стал называться «Смоленским» гастрономом № 2.

           Вплоть до середины 70-ых годов 20 века в верхних этажах находились квартиры, в основном коммунальные. Затем дом был расселен, а после ремонта верхние этажи отданы в распоряжение МИДа. С конца 1990-ых годов помещение гастронома занимал супермаркет «Седьмой континент», а после упразднения компании в 2017 году здесь разместился супермаркет сети «Азбука вкуса». А надпись «Смоленский» все так же, как и раньше, красуется над входом.

                Следующий адрес – Садовническая улица, 77, строение 2. Дом был построен в конце 1929 года. В плане он представлял собой букву «Г». Внешне дом был практически лишен декора, а внутри располагались квартиры, по большей части коммунальные, с маленькими кухнями.

                  В 1937 году проводилась реконструкция Краснохолмского моста, а дом этому мешал. Его решили передвинуть. Если коротко, то соединяющий угол дома разобрали, «крышечку» буквы «Г» оставили на месте, а «ножку» по 37 железнодорожным путям, на вагонетках, без выселения жильцов! за одну ночь передвинули вглубь двора: правое крыло здания передвинуто на 53 м 19 см, левое – на 33 м 72 см. Таким образом дом кроме перемещения был еще и повернут на 19 градусов.

              Из-за неустойчивости грунтов под домом вагонетки оставили в подвале, они и сейчас находятся там. Через некоторое время две части дома объединили вновь, связав их шестиэтажной перемычкой.

              25 декабря 1967 года в 21:30 в доме произошло два взрыва. Угловая часть дома была разрушена полностью, трупы людей были найдены даже на Краснохолмском мосту. Всего погибло 147 человек. По официальной версии причиной взрывов стала утечка бытового газа в результате проседания грунтов и обрыва газовой магистрали. А не официальных версий было много: взрыв бомбы, сохранившейся со времен войны, диверсия, гравитационный взрыв, т.е. в этом месте произошёл выброс энергии из разлома в земной коре.

            Уцелевших жильцов постепенно отселили. Несколько лет дом стоял полуразрушенным, а затем проемы в стенах заделали. В «ножке» находится Институт повышения квалификации государственных служащих, а «крышечка» до сих пор жилая.

   

        Интересный с архитектурной точки зрения расположен по адресу Большая Дорогомиловская улица, 6. Построен дом в 1933 году по проекту Бориса Яковлевича Мительмана.  Обучаться Мительман начал за границей, в Гентском университете и Лейпцигском архитектурном бюро, позднее окончил Московский институт гражданских инженеров, работал с Голосовым и Щусевым.

            Дом на Большой Дорогомиловской разноэтажный: основной объем имеет шесть этажей, а скругленный угол восьмиэтажный. Остекление лоджий этой части дома – ленточное, на крыше обустроено общественное пространство в виде солярной площадки. При современной страсти москвичей к разнообразному остеклению балконов и лоджий, можно предположить, что и балконы этого дома остеклили недавно. Но это не так. На старой фотографии видно, что для прямоугольных балконов угловой части дома остекление было предусмотрено проектом. Правда, оригинальные рамы сохранились только на четвертом этаже.

   

           В 2015 году дом заявлен на получение охранного статуса как важная часть ансамбля застройки города 1930-ых – 1950-ых годов. Получил ли дом этот статус неизвестно.

        Много домов в Москве, для которых известны только адрес и год постройки. У них нет никакого охранного статуса, часто – это пятиэтажки. Так что не исключено, что они могут попасть под программу реновации и будут снесены, чтобы освободить место для очередной многоэтажки. И возможно, эти дома останутся только на фотографиях.

       Вот дом с классической для конструктивизма деталью – срезанным под углом 45 градусов углом дома. Он расположен на Новорязанской улице, 16, а построен в 1927 году.

        Шести-семиэтажный трехподъездный кирпичный жилой дом на Пречистенке, 34 построен в 1929 году.

         Следующие три дома построены в 1930 году. Их адреса:

         Волочаевская улица, 17а…

       … Новокузнецкая улица, 20/21-19, строение 5…

   

      … Кропоткинский переулок, 11. В последнем доме на 2016 год был запланирован капитальный ремонт без изменения планировки, но прошел ли он в срок не известно.

         И в конце сегодняшнего материала рассказ о доме, который я бы озаглавила «Не верь глазам своим». Речь идет о доме по адресу Пречистенка, 17/9. Если вы попытаетесь получить какую-либо информацию о нем в интернете, то вероятнее всего информация будет следующей: доходный дом с палатами 18 века, 1874 года постройки, архитектор А. Л. Обер, городская усадьба Бибиковых — Д. В. Давыдова. А на фотографии увидите типичный конструктивистский жилой дом.

        Дело в том, что история участка на углу Пречистенки и современного Сеченовского переулка началась еще в 18 веке, когда им владели князья Шаховские. Ими помимо хозяйственных построек на участке были построены каменные палаты. Шли годы, менялись владельцы, сносились ветхие строения и появлялись новые. Среди владельцев был московский обер-полицмейстер Николай Петрович Архаров, генерал-майор Гаврила Ильич Бибиков и тот самый герой Отечественной войны 1812 года Денис Васильевич Давыдов.

         Владельцы участка и строений на нем менялись еще несколько раз после того, как Давыдов продал усадьбу, не в силах ее содержать в надлежащем виде. В 1874 году по заказу тогдашнего владельца по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Обера по Барыковскому переулку был построен «Г»-образный в плане двухэтажный доходный дом. А в 1931-1932 годах этот доходный (в ту пору уже просто жилой) дом, двухэтажный с полуподвалом, включающий в себя объем флигеля 1780-ых годов был надстроен тремя этажами по проекту архитектора Дмитрия Сергеевича Маркова.

       Так и появился конструктивистский, по крайней мере по внешнему виду, дом на территории бывшей усадьбы.

19.04.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *