ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ

ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ

      Данилов монастырь, который в настоящее время является духовно-административным центром РПЦ, основан еще в 13 веке московским князем Даниилом Александровичем, младшим сыном Александра Невского. Считается, что монастырь-сторожа на южных подступах к Москве основан в 1282 году, однако дата условна, т.к. документальных подтверждений этому факту нет. Зато точно известно, что монастырь был разорен в 1293 году во время очередного похода Золотой Орды на Северо-Восточную Русь.

      Первые постройки монастыря, включая храм преподобного Даниила Столпника – тезоименитого покровителя князя — были деревянными. Ограда представляла частокол из бревен.

        В 1303 году князь Даниил скончался и был похоронен на кладбище, основанного им монастыря, который лишившись княжеской поддержки постепенно приходил в упадок. В 1330 году Иван Калита перевел даниловскую братию в храм Спаса на Бору, где был образован Спасский монастырь. В конце 15 века при правлении Ивана III в братию снова переселили на этот раз на Крутицкий холм, а монастырь получил новое название – Новоспасский http://www.peshkompomoskve.ru/novospassky_monastery/ . На месте Данилова монастыря почти 250 лет находился лишь небольшой приходской храм и погост.

      Обитель возродилась чудесами и исцелением больных, происходившими на могиле святого князя Даниила. В летописных источниках сохранились сведения о том, что святой Даниил явился отроку из свиты Ивана III и укорил князя за то, что тот не хранит память о своих предках, а князь Иван Михайлович Шуйский сильно занедужил, когда наступил на могильный камень Даниила и исцелился только после молебна на могиле святого. Исцеления происходили и позже, уже при правлении царя Ивана IV.  Именно Иваном Грозным в 1560 году деятельность монастыря была возобновлена.

        По его повелению было решено построить каменный храм. Место для строительства собора было выбрано на монастырском кладбище, недалеко от могилы князя Даниила. Строительство было завершено в 1561 году. Освятил собор митрополит Московский и всея Руси Макарий в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Храм представлял собой небольшой белокаменный четверик с главой, покрытой зеленой керамической черепицей. Вокруг храма были построены новые деревянные кельи и подсобные строения.

        По преданию, святой князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу и по его повелению в августе 1652 года патриарх Никон в присутствии царя вскрыл гробницу, святые мощи князя были обретены нетленными. Мощи были перенесены в собор. В 1677 году церковный Собор постановил, что святой князь Даниил заслуживает, чтобы «панихиды, и литургии служити, и милостыню творити». А канонизирован князь Даниил был значительно позже: во второй половине 18 века были установлены два дня памяти святого благоверного князя Даниила Московского — 17 (4) марта и 12 сентября (30 августа), а уже в начале 19 века было составлено житие святого князя Даниила и установлены правила церковной службы.

 

         Так или иначе на протяжении веков монастырь был связан с историей города и страны в целом. В 1591 году при подходе к Москве хана Казы-Гирея у монастыря был обустроен передвижной лагерь русских войск, а монахи Данилова монастыря даже смогли самостоятельно отбить нападение татарских войск. В 1606 году у Данилова монастыря произошло сражение отряда Ивана Болотникова с войсками воеводы Шуйского, а уже в следующем году близ Данилова монастыря был казнен соратник Болотникова Илейко Муромец, выдававший себя за царевича Петра Федоровича. В 1610 году монастырь был сожжен войсками Тушиского Вора Лжедмитрия II. В начале 18 века по указу Петра I колокольня монастыря лишилась четверти своих колоколов, которые были переплавлены в пушки, а в 1771 году во время эпидемии чумы при Даниловском монастыре, учитывая его удаленность от центра города, устроили городское кладбище для умерших от этой болезни. После того как зимой эпидемия закончилась, моровое кладбище засыпали, В Отечественную войну 1812 года наполеоновские солдаты разграбили монастырские храмы, прихватив кроме всего прочего серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила.

       Все эти годы монастырь строился и восстанавливался после разрушений от набегов неприятеля: в 1670-ые годы на территории монастыря построили трапезную с двумя придельными храмами – во имя Покрова Богородицы и пророка Даниила с шатровой колокольней, каменные палаты для размещения ризницы и библиотеки, в 18-19 веках были возведены каменные стены и башни, надвратная церковь Симеона Столпника, а во первой половине 19 века – новый Троицкий собор. Кстати, трапезная и придельные храмы были украшены изразцовыми наличниками, карнизами, поясками и изображениями четырех евангелистов работы знаменитого изразцового мастера Степана Полубеса.

         В 1919 году новая власть закрыла монастырь. Насельников и прихожан монастыря зарегистрировали как приходскую Даниловскую общину. Все ценности были национализированы. В 1929 году закрыт последний действующих храм монастыря — Троицкий собор. В нем разместили склад муки Союзхлеба. В том же году разобрана колокольня.

       В 1930 году принято специальное постановление о полном закрытии монастыря и организации в нем приемника-распределителя НКВД для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей. В храме святых Отцов семи Вселенских Соборов находилась детская тюрьма — Серпуховской арестный дом. В основном в приемник-распределитель попадали дети расстрелянных на Бутовском полигоне «врагов народа». По негласному закону детей из одной семьи было принято разлучать и всячески стараться стереть из их памяти все, что связано с их родителями и другими родственниками. Многие дети не выдерживали тюремных условий содержания, болели и умирали. Их хоронили у стены монастыря.

        Все постройки монастыря, включая храмы, были перестроены для нужд приемника-распределителя. В это же время был уничтожен некрополь монастыря, только несколько захоронений было перенесено на другие кладбища. На кладбище Новодевичьего монастыря были перезахоронены Николай Васильевич Гоголь, историк-славянофил Дмитрий Александрович Валуев, младший брат композитора Антона Рубинштейна, пианист-виртуоз Николай Григорьевич Рубинштейн, основоположник славянофильства, поэт и публицист Александр Степанович Хомяков и его супруга Екатерина Михайловна. На кладбище Донского монастыря упокоился прах художника-передвижника Василия Григорьевича Перова.

     До 1980-ых годов в монастыре располагались центр временной изоляции несовершеннолетних преступников, специальная научная реставрационная мастерская «Союзреставрация», филиал машиностроительного завода «Искра», который специализировался на выпуске твердотопливных двигателей для ракетной и авиационной промышленности, газогенераторов, установок аварийного спасения экипажей самолетов, космических кораблей и двигателей мягкой посадки спускаемых аппаратов.

 

         Накануне 1000-летия Крещения Руси в 1982 году тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Пимен и Священный. Синод обратились к властям СССР с просьбой о возвращении Церкви одного из московских монастырей для создания духовно-административного центра Русской Православной Церкви. 5 мая 1983 года в Совет по делам религий при Совете Министров СССР поступило сообщение о положительном решении этого вопроса. Решением Совета Министров СССР от 18 мая 1983 года РПЦ. был безвозмездно переданы здания бывшего Данилова монастыря. За пять лет, к юбилейному 1988 году, разрушенная обитель была практически полностью восстановлена и отреставрирована. Последними в 1990 году были отреставрированы стены и башни монастыря.

Храмы и часовни монастыря:

1 Собор Троицы Живоначальной (1833-1838 годы).

  1. Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (вторая пол. 17 века, перестроен в 1729, 1752 годах).
  2. Церковь преподобного Симеона Столпника (надвратная, конец 17 века, воссоздана в 1984-1988 годах).
  3. Церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших (в резиденции Патриарха, 1988 год).
  4. Церковь преподобного Серафима Саровского (устроена в подклете больничного корпуса в 1988 году).
  5. Поминальная часовня (с криптой, на Новом кладбище, 1988 год).
  6. Надкладезная часовня (1988 год).

Другие постройки монастыря:

  1. Больничные палаты (19 век).
  2. Резиденция Патриарха (1980-ые годы)
  3. Корпус Отдела внешних церковных связей Московского патриархата
  4. Настоятельский корпус (19 век)
  5. Новый братский корпус
  6. Казначейский корпус
  7. Южные ворота
  8. Стены и башни ограды (18-19 века)
  9. Патриарший центр духовного развития детей и молодежи

Храмы и часовни,находящиеся вне стен монастыря:

  1. Церковь Стретения Господня (к монастырю не относится)
  2. Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе (к монастырю не относится)

        К монастырю также приписана часовня святого благоверного князя Даниила Московского близ Серпуховской заставы.

       В 1989 году в монастыре была открыта воскресная школа для детей, а в 1992 году начали работу катехизические курсы для взрослых. Сейчас в монастыре работает центр духовного развития молодёжи, регентско-певческие курсы и курсы звонарского мастерства, художественные мастерские. Кроме того, с 1980-ых годов монастырь является официальной резиденцией Московского Патриарха.

      Такова краткая история Данилова монастыря. А теперь познакомимся с архитектурными объектами обители.

      Древнейший из храмов монастыря — храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — сложное сооружение, включающее в себя несколько церквей, построенных в разное время. Освящен в мае 1561 года в присутствии царя Ивана Грозного и его сыновей. Предположительно первоначально был построен к северу от ныне существующего храма. На нынешнем месте храм был обустроен после того, как старый каменный храм обветшал и был разобран. Престол Святых Отцов Семи Вселенских Соборов перенесли на второй этаж над уже существовавшей церковью Покровской церковью с приделом пророка Даниила в 1729 году. Этот верхний этаж, который стал «летним» неотапливаемым храмом построен в формах московского барокко. В 1752 году над западным притвором и папертью Покровской церкви была возведена еще один верхний храм — ярусная церковь Даниила Столпника. Результат получился уникальным для московской архитектуры — два верхних храма на одном нижнем. Посвящение храма памяти Святых Отцов Семи Вселенских Соборов также уникально для истории русского православия.

      В 19 веке храм ремонтировался, украшался новыми иконами и богатой утварью, обновлялись росписи. На первом этаже с 1890 года существовал придел праведной Елисаветы, с уникальным мраморным иконостасом.

        Храм был отреставрирован в 1970—1980-ые годы. Главный и придельный иконостасы написаны в иконописной мастерской Данилова монастыря. Группу иконописцев возглавлял насельник Псково-Печерского монастыря игумен, ныне архимандрит Зенон, в миру — Владимир Михайлович Теодор. Храм вновь освятили в 1988 году.

      Надвратная церковь Симеона Столпника с колокольней была возведена в 1732 году над Святыми воротами по проекту архитектора Ивана Федоровича Мичурина в барочном стиле. Она украшена лепными балясинами, карнизами и ширинками в обрамлении витых пилястр.

      Объем храма сохранился до момента передачи монастыря РПЦ – в нем находился контрольно-пропускной пункт в детскую колонию. А колокольня почти полностью разрушилась: в 1982 году ее полностью разобрали и через два года отстроили заново в прежнем объеме.

   

         Интересная история произошла с колоколами. Колокола со звонницы в 1930-ых годах были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном и много лет находились в Гарвардском университете. После многолетних переговоров с Гарвардским университетом в 2007 году, благодаря решению Виктора Вексельберга обеспечить полное финансирование всех затрат по проекту и организационную поддержу при осуществлении сложных в техническом отношении операций, удалось достичь согласия на возврат колоколов монастырской звонницы. В 2008 году колокола возвращены монастырю. Всего на колокольне было 16 колоколов, привезенных, в основном, из Поволжских городов, самый большой из них был отлит в 1886 году в Ярославле. Высота колокольни 45 метров.

   

         Троицкий собор построен в 1838 году на средства купцов Куманиных и Шустовых по проекту архитектора Осипа Бове в стиле позднего классицизма. Здание Троицкого собора стало самым большим храмом Данилова монастыря: в нем одновременно могли разместиться три тысячи человек. Кубический объем храма размещен на высоком подклете. Главный (западный) и боковые фасады украшены колоннами тосканского ордера, к южному примкнула полукруглая апсида. Купол храма обрамлен декоративным белокаменным фризом, который опирается на круглый барабан, прорезанный восемью прямоугольными, оформленными фигурными белокаменными наличниками окнами. Порталы, помимо колонн, украшены тремя иконами, иконы главного портала – мозаичные.

   

          Главный престол храма — Троицы Живоначальной, в приделах – престолы Зачатия Анны и Алексия, человека Божия. В подклете в 1989 году устроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи.

 

           Несколько слов о купцах, на чьи средства построен храм.

           Куманины — одна из старейших московских купеческих семей. Куманины вели свой род от монастырских крестьян Переславль-Залесского уезда. Во второй половине 18 века они становятся переславскими торговыми людьми. В конце 18 века Куманины переселяются в Москву. Со временем почти все представители рода перешли в дворянство. Семья Куманиных занимала первое место в московском купеческом родословии по числу её членов, возглавлявших Московское городское общественное управление. Среди представителей семьи Куманиных были не только купцы (торговали они, в основном, чаем и винами), но и чиновники, литераторы, издатели.

          Шустовы, российские купцы и солепромышленники, также происходили из крестьян. Еще занимаясь солеварением к концу 17 века Шустовы получили дворянство. К началу 19 века Шустовы перестали заниматься солью, а во второй половине столетия освоили производство алкогольных напитков. Сначала это была водка, но со временем было освоено производство коньяка. Именно Николай Николаевич Шустов построил первые коньячные заводы в Российской империи: в Ереване, Одессе, Кишиневе. Среди алкогольной продукции, рецептура которой была изобретена Шустовым, такие известные напитки как «Спотыкач», «Рижский бальзам» и «Рябина на коньяке».

           На территории монастыря кроме храмов сохранились и другие постройки 19 века.

        Рядом с надвратной церковью Симеона Столпника сохранились два монастырских здания: старый братский корпус и казначейский корпус, которые являются самыми старыми жилыми постройками монастыря. Старый братский корпус построен в конце 17–начале 18 веков, перестроен несколько раз: в начале 19 века, в 1930-ых годах (надстроен третий этаж), в 1980-ых годах. В 2010-ых годах заложенные окна первого этажа северного фасада украсили мозаичные иконы. Сейчас корпус в разных источниках называется то больничными палатами, то административным корпусом.

 

          В 1773 году с восточной стороны Святых врат пристроили еще один двухэтажный корпус монашеских келий. В середине 19 века перпендикулярно к основному объему здания была сделана двухэтажная пристройка. В объединенном здании разместилось казначейство монастыря. Сейчас – административный корпус.

         Самое большое по объему здание – новый братский корпус, который был возведен в 1871. Изначально братский корпус был двухэтажным, по всему периметру здания ритмично располагались прямоугольные окна, одинаковые в обоих этажах. Окна украшали наличники с фигурными раскрепованными фронтонами, которые были стилизованы в стиле «московского барокко».

      Для своего времени новый братский корпус был достаточно комфортабельным монастырским жильем: в каждую келью была проведена вода, а в 1914 году по особому повелению императора Николая II в помещениях братских келий было устроено электрическое освещение.

         В 1930 году здание было надстроено двумя этажами и приспособлено, как и другие постройки монастыря, для нужд приемника-распределителя для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей.

        В 1985 году здание отреставрировано. В нем располагается Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Перед северным фасадом здания к 1000-летию Крещения Руси был установлен памятник святому равноапостольному князю Владимиру работы скульптора Александра Рукавишникова. В 2011 году на фронтоне главного фасада появилась мозаичная икона Покрова Божьей Матери работы Ильи Александровича Ивакина.

        Напротив Святых врат расположен Настоятельский корпус (дом наместника). Нынешнее здание построено в эпоху классицизма в начале 19 века на месте деревянных наместнических келий времен Алексея Михайловича, которые в свою очередь появились на месте еще более древнего здания 16 века. Для здания эпохи классицизма характерна симметричная структура главного фасада. Окна фасадов без наличников. Они одинаковы по ширине в обоих этажах и с одинаковым ритмом располагаются на всех четырех фасадах здания. Центральная часть фасада, обращенного во двор монастыря, украшают четыре пилястры, на которые опирается треугольный фронтон – имитация классического портика.

        С 1930-ых годов Настоятельский корпус был несколько раз перестроен, была значительно изменена его планировка. Во время восстановления монастыря здание Настоятельского корпуса капитально отремонтировали с восстановлением интерьеров. Во втором, парадном этаже была восстановлена анфиладная планировка, а также заново сооружена облицованная мрамором лестница. В интерьерах парадных помещений появились изразцовый камин, лепнина и живописные плафоны, наборный паркет, воссозданные по старым рисункам и архивным фотографиям. В башне, которая соединена с Настоятельским корпусом, устроена домовая церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского с небольшим резным позолоченным иконостасом в стиле позднего классицизма. Судя потому, что сейчас на башне нет креста, домовая церковь в ней больше не существует.

         В 1983 году, когда монастырь был передан РПЦ, он находился в плачевном состоянии: все здания и храмы были перестроены и много лет не ремонтировались. Особенно удручающе выглядели монастырские стены и башни. На сайте монастыря https://msdm.ru/ есть фотография монастырских стен, сделанная в 1983 году.

        Часть стены и вовсе обрушилась. Башни также находились в удручающем состоянии: крыши практически полностью были разрушены, перекрытия прогнили, штукатурка обвалилась. Стены и башни были полностью восстановлены к 1990 году в том виде, в каком они были до закрытия обители. А построены эти стены при царе Алексее Михайловиче в конце 1670-ых годов. Ранее стены монастыря были деревянными, во второй половине 17 века в них были встроены каменные Святые врата.

        В 1869 году территорию монастыря было решено расширить в западном направлении. Проект новой стены с двумя угловыми башнями и воротами был разработан архитектором Василием Николаевичем Корнеевым (Карнеевым). Западная часть стен 17 века была разобрана до основания. Новые стены, стилизованные под древнерусскую архитектуру, повторяли очертания старых: те же зубцы и башни. В отличие от старой ограды, новая была значительно тоньше и не имела внутреннего обхода на арках, т.к. крепостные функции монастыря к тому времени потеряли актуальность.

 

          Каменные крепостные стены с двурогими зубцами (мерлонами) в форме ласточкиного хвоста часто применялись в зодчестве Руси с конца 15 века. Такая декоративная форма, характерная для Северной Италии, была перенесена на Русь итальянскими зодчими, приглашенными в Москву для работы в Кремле. Хотя по этому поводу приходилось слышать и такое мнение: «ласточкины хвосты» на кремлевских стенах и стенах Китай-города появились при восстановлении Москвы после пожара 1812 года по повелению Александра I, который считал, что так должны выглядеть старинные крепостные стены.

   

        Как бы то ни было, при реставрации монастыря стены и башни были возрождены буквально из руин. Были укреплены фундаменты, вновь построен рухнувший участок стены, восстановлена кирпичная кладка, а также арки, гульбище, своды, внутристенные лестницы, боевые ходы вдоль стен 17 века, их ограждения и покрытия, зубцы освобождены от кирпичных заполнений. Башни заново оштукатурены, получили новые перекрытия и медные кровли с флюгерами.

 

        Обычно крепостные башни имели названия. Не знаю, имели ли башни Данилова монастыря в прошлом какие-то названия, но сейчас, считая от крайней северо-восточной по часовой стрелке, они называются Новоданиловская, Кузнечная, Алексеевская, Настоятельская, Георгиевская, Нагорная, Патриаршая и Синодальная.

 

        Одновременно с восстановлением монастыря после передачи его РПЦ на территории обители появились новые здания.

       В 1980-ых был построен братский корпус напротив храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Здание оформлено в скромной стилистике жилых сооружений монастыря конца 18 — начала 19 веков. К сожалению, подход к нему закрыт и сфотографировать его не получилось. Кстати, о съемке: она разрешена только на смартфон, для всего остального оборудования надо получить благословение. Об этом мне поведал охранник-казак у Святых ворот.

          В это же время построена официальная резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В центре второго парадного этажа резиденции обустроена домовая церковь Всех святых, в земле Русской просиявших. Она была освящена в 1988 году. В этой церкви как правило совершают чин наречения епископов.

      Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи с приделом святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, устроен в годы восстановления монастыря в подклете Троицкого собора, где прежде были семейные усыпальницы благотворителей обители. Он был освящен также в 1988 году.

        Храм преподобного Серафима Саровского был открыт в подклете больничного корпуса монастыря также в 1988 году на месте бывшей часовни конца 19 века.

         В 1988 году в память о всех погребенных в монастыре была построена Поминальная часовня по проекту архитектора Юрия Георгиевича Алонова. Она расположена у северной части монастырской ограды, неподалеку от Нагорной башни. Именно с этого места начиналось монастырское кладбище, основанное во второй половине 19 века. Изящное сооружение сочетает в себе черты псковской храмовой архитектуры и церковного модерна. В юго-западный угол часовни встроена небольшая звонница.

         На Соборной площади монастыря между Троицким собором и храмом Святых Отцов Семи Вселенских Соборов есть еще одно сооружение, построенное по проекту Юрия Георгиевича Алонова. Это Надкладезная часовня. Святой колодезь был оборудован в обители еще при святом благоверном князе Данииле. Он просуществовал до 1930 года. После закрытия монастыря на этом месте установили памятник Ленину и трибуну с флагами и лозунгами. В 1983 году на Соборной площади устроили новый Святой колодезь. Вода в него поступает из артезианской скважины. В 1988 году над ним была возведена Надкладезная часовня — сень. Это сооружение в виде четырех сквозных арок, украшенных надписями, посвященными празднованию 1000-летия Крещения Руси, и золотой главкой.

           Два следующих храма формально к монастырю не относятся, но о них стоит рассказать в этом материале.

           Храм Воскресения Словущего в Даниловой слободе расположен к югу от монастыря вне его стен. По преданию именно на этом месте Даниилом и был основан монастырь. В 17 веке на этом месте располагалась деревянная церковь Даниила Столпника, в 1706 году вместо нее был построен каменный храм Воскресения Словущего.

            В 1834 году по проекту архитектора Федора Михайловича Шестакова на средства купца Ивана Назарьевича Рыбникова и прихожан слободы возведен новый каменный храм в стиле ампир. Оформление храма перекликается с оформлением Троицкого собора монастыря, только несколько скромнее. Вместо колонн храм украшен пилястрами, декор окон и карнизов более сдержанный. С запада к храму примыкает трапезная, над входом в которую возвышается трехъярусная колокольня.

        После закрытия Данилова монастыря в храме Воскресения Словущего два года хранились мощи князя Даниила. В 1932 году храм тоже закрыли, а мощи были утеряны. Здание церкви использовалось различными конторами и производствами. Интерьеры храма и главы с крестами были утрачены.

       Приходской храм Воскресения Словущего был передан РПЦ в 1985 году. Реставрационные работы продолжались долгих десять лет. Храму был возвращен исторический облик: восстановлены завершения, разобраны поздние перегородки и перекрытия, воссозданы росписи и ампирный иконостас. Освящен храм в 1998 году Патриархом Алексием II.

   

            Монастырю принадлежат и два здания на противоположной стороне Даниловского вала. Это здания воскресной школы 1910 года постройки

…и строящийся религиозный молодежный центр с храмом и крестильней.

            На площади Серпуховской заставы в 1998 году по проекту Ю. Г. Алонова построена часовня Святого Благоверного князя Даниила Московского в русском стиле с элементами декора владимирских храмов. Место для часовни было выбрано не случайно. В 1792 году здесь для паломников была сооружена каменная часовня во имя Святого Даниила Московского.

 

       В 1920-ых годах часовня была закрыта, а несколькими года позже – разрушена. Сейчас часовня, как и раньше, является началом паломнического пути к древней московской обители.

06.11.2022

 

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *