ДОХОДНЫЙ ДОМ СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЯ»

ДОХОДНЫЙ ДОМ СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЯ»

      Доходный дом — это многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду. Возникнув в первой половине 19 века в европейских городах, доходные дома получили широкое распространение и в городах Российской империи. Владельцами доходных домов были и частные лица, и различные организации – учебные заведения, благотворительные и коммерческие общества, монастыри и т.п.   Цель постройки доходного дома – получение стабильного дохода от сдачи помещений. В аренду сдавали не только квартиры для жильцов, но и помещения для контор, магазинов, небольших мастерских, складов различных товаров.  Доходные дома были разными. Среди них были здания с богато украшенными в соответствии с требованиями моды фасадами, просторными дорогими квартирами, оборудованными по последнему слову тогдашней техники. Были и другие дома с простыми фасадами и недорогими квартирами. Часто предназначение доходного дома обуславливалось не только потребностью в данный момент в определенном типе жилья, но и финансовыми возможностями заказчика. Среди заказчиков были очень богатые люди и организации. В результате в Москве появлялись настоящие архитектурные шедевры. Об одном из них этот рассказ.

       Сретенский бульвар, дом 6/1, строения 1 и 2. Доходный дом страхового общества «Россия».

      Фактически это комплекс доходных домов, состоящий из двух зданий, занимающих пространство между Сретенским бульваром и Фроловым, Бобровым и Милютинским переулками. Вот так эти здания выглядят на плане.

      История этого места столицы до строительства доходного дома страхового общества «Россия» никак не была связана с жилой застройкой. В начале 18 века на этом месте располагалось подворье новгородского архиерея, где какое-то время жил архиепископ Феофан Прокопович. С 1742 по 1785 годы здесь находился московский почтамт, который перестроил из подворья архитектор Иван Федорович Мичурин. В 1785 году почтамт переехал на Мясницкою улицу, а на месте старого почтамта построили по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева круглое здание для панорамы «Взятие Плевны». В 1886 году по инициативе актера и антрепренера Михаила Валентиновича Лентовского в здании после его перестройки Дмитрием Николаевичем Чичаговым открылся народный театр «Скоморох». В 1900 году участок переходит в собственность страхового общества «Россия», и страховщики решают построить здесь, как сказали бы в наше время, элитный жилой комплекс.

       Несколько слов о страховом обществе «Россия». Образовано общество в 1881 году указом императора Александра III. Оно просуществовало до 1919 года, когда было ликвидировано постановлением Народного комиссариата труда РСФСР о ликвидации всех частных страховых учреждений в стране и национализации страхового дела. Инициатором создания и первым управляющим общества был Роман Иванович Пенль. Уставной капитал составлял 4 миллиона рублей. Это было крупнейшее акционерное общество в стране по объёму операций и размеру капитала, оно оказывало услуги по 8 видам страхования на территории Российской империи и участвовало в страховых операциях за границей. Общество осуществляло страховые операции в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах по всему миру. Страховое общество «Россия» первым в империи стало страховать автомобили. Этот вид страхования был в перечне операций общества с 1910 года. В 1917 году 80 % всех автомобилей в стране были застрахованы в «России». Размер капитала в это время составлял уже более 100 миллионов рублей. Главное офисное здание располагалось на Лубянской площади. Теперь оно известно нам как здание ФСБ-КГБ, правда после существенной переделки в стиле сталинского ампира в 1940-ых годах по проекту Алексея Викторовича Щусева.

       Значительная часть доходов тратилась на строительство и покупку доходных домов. Перед революцией общество владело более, чем 40 объектами недвижимости в России и за рубежом. Один из этих объектов – доходный дом на Сретенском бульваре.

      Комплекс домов на Сретенском бульваре был построен в 1899—1902 годах штатным архитектором страхового общества Николаем Михайловичем Проскуриным, при участии московского архитектора Виктора Андреевича Величкина. В доме было 148 квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Квартиры эти были очень дорогими, и снимать их могли только состоятельные люди. Высокая цена квартир была обусловлена не только большой площадью и отделкой помещений, но применением в здании самых передовых для того времени разработок в области быта. Здания были оснащены электрическими лифтами, собственной электростанцией, современными в то время системами отопления, водоснабжения (вода поступала в квартиры из собственной артезианской скважины), канализации. Уникальной была система вентиляции: воздух, подававшийся в помещения вентиляционной системой, фильтровался, увлажнялся и подогревался. Отопительные котлы, насосы и вентиляционные установки размещались в подвалах зданий, в подвалах и на чердаках находились еще и прачечные.

       Во всех квартирах были кухни с печами и мойками, отдельные ванные комнаты и ватерклозеты. Некоторые квартиры верхних этажей имели стеклянные потолки, эти не слишком дорогие помещения полюбились художникам. Несмотря на наличие в доме центрального отопления, в гостиных были обустроены настоящие камины. Некоторые из них сохранились до наших дней. По крайней мере мне удалось разыскать в интернете фотографию одной из квартир с камином.

       Фасады домов эклектичны, здесь можно увидеть элементы готики, барокко, классицизма, модерна. Количество декоративных элементов зашкаливает: готические башенки, барочные цветочные гирлянды, маскароны, скульптуры, эркеры, пилястры, ложные фронтоны, амуры, розетки и огромное количество разнообразных зверей… Кажется, что, рассматривая эти дома, можно познакомится со всеми декоративными элементами архитектуры разных эпох и стилей. Кто был инициатором такого архитектурного пиршества на фасадах, руководство страхового общества или архитекторы, не известно. От одного из гидов я услышала, что в оформлении фасадов домов принимал участие петербургский архитектор Александр Иванович фон Гоген. Не знаю, насколько эта информация верна. В некрологе на смерть архитектора, напечатанном в газете «Зодчий» за 1914 год, среди его проектов приводится и оформление фасадов дома страхового общества «Россия». Правда без указания города. А общество имело несколько доходных домов и в Петербурге.

  

      Наверное, авторство декора фасадов не так уж и важно. Предлагаю просто совершить виртуальную прогулку вокруг домов и рассмотреть их богатый декор. Может быть как-нибудь вы совершите и реальную прогулку, рассмотрите все своими глазами.

       Итак, начнем, пожалуй, с башенок, стилизованных и под готику, и под барокко.

  

      А псевдобалкончики на верхнем этаже отправляют нас уже в эпоху ренессанса.

  

     Под крышей строения 1 расположился барочный то ли ангелочек, то ли амур.

    А гирлянды из цветов и фруктов, характерные для барокко и классицизма, соседствуют с лорелеями из модерна.

     Окна домов тоже представляют собой смешение, кажется, всех известных архитектурных стилей. Здесь и подобие ренессанса…

  

… и классицизм с характерными сандриками, капителями и стилизованными гербами…

   

…и совсем простые окна без декора.

      Особенно эффектно смотрятся окна подъездов, часто выполненные в виде розеток.

  

  

      Но в оформлении почти каждого окна можно увидеть элементы модерна: лорелеи, плавные изгибы переплетов в розетках, кованные растительные элементы рядом с классическими капителями. Кованных украшений в домах страхового общества много: ограды и кронштейны балконов, декоративные решетки, элементы декора фасадов, ворота во внутренние дворы, среди которых удивительной красоты ворота между строениями 1 и 2. Эти ворота выполнены по эскизам архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина.

   

   

  

  

     Декоративные элементы фасадов поражают разнообразием и только в некоторых из них можно найти какую-то символику. Это сохранившиеся на фасадах вензеля Страхового общества «Россия» в виде переплетенных букв «С» и «Р» и символ российских страховщиков, саламандра, на днище эркера. Вензель украшал и ворота работы фон Дессина, но в советское время он был уничтожен.

   

   

     Достоверно объяснить, что означают другие декоративные элементы, не представляется возможным. В литературных источниках мне ничего найти не удалось, поэтому приведу версии, которые я подслушала у гидов. Вот, например, углы дома, выходящие на Сретенский бульвар, Бобров и Милютинский переулки.

   

      В нишах между окнами третьего этажа мы видим скульптуры – женщина с колесом и мужчина с какими-то инструментами. По одной из версий женская фигура – символ фортуны, мужская – средневековый мастеровой. По другой версии – это символ прогресса от кирки и молотка к механизмам с зубчатыми колесами. Скульптуры потихоньку разрушаются, одна мужская скульптура уже лишилась рук и инструмента, а вторую для сохранности покрыли «бинтами», что придает ей весьма зловещий вид.

    

      Над этими скульптурами расположены мужские горельефы романтической внешности в обрамлении растений и драконов. По версии одного из гидов – это изображение лорда Байрона. Что лорд делает на фасаде дома страхового общества остается загадкой.

      Не менее загадочные женские фигуры расположены между окнами второго этажа. Версий того, кого они изображают несколько: это и амазонки, которые в руках держали стрелы, и речные нимфы с кронштейнами для фонарей в руках, и змееногие скифские богини Апи. Скульптуры замечательные, но то, что они держали в руках утрачено со временем. Изначально их было четыре, но две фигуры со стороны Милютинского переулка так же утрачены.

     От модерна домам страхового общества достались эркеры: круглые, трапециевидные, многоугольные.

  

      Нижняя часть эркеров оформлена по-разному. Здесь мы можем увидеть и саламандры, о которых написано выше, и простые геометрические узоры, и переплетение листьев аканта.

    А на днищах эркеров, расположенных на фасаде строения 1, поселились целые стаи летучих мышей.

  

     Вот мы и подошли к звериной теме в декоре зданий. Можно сказать, что на фасадах расположился целый зоопарк. Здесь живут разные пресмыкающиеся: дракончики в оформлении горельефов «лордов Байронов» и окон-розеток, и вот такие то ли крокодильчики, то ли гекконы.

     На днищах балконов поселились диковинные «птицы-цветы» с языками опять же гекконов…

… и вполне реалистические львы.

      Лев, держащий в лапах герб страхового общества, расположился под башенкой с часами.

      Под часовой башней можно увидеть в декоративных кокошниках целую стаю фантазийных орлов.

       А в нише центрального кокошника сидит настоящий пеликан.

     Кстати, вокруг часовой башни есть смотровая площадка, которая сейчас не доступна для посещения. Опять же со слов гида, закрыли ее в конце 1980-ых годов после того, как милиция несколько раз отлавливала хулиганов, которые забирались туда по ночам и звонили в колокол. Колокол этот сохранился со времени постройки дома. По кругу на нем есть надпись: «Домъ Страховаго общества Россiя на Срътенскомъ бульваръ 1899-1902 г. Москва Завода П. Н. Финляндскаго».

      Балконы поддерживают кронштейны в виде попугаев.

   

    Но самое удивительное животное расположилось на фасаде под часовой башней. Это настоящая химера. У него уши слона, задние лапы с когтями, передние в виде человеческих рук, а вместо хобота у этого «слона» саксофон.

     Пытаясь найти аналогию такому «звериному» декору фасадов в мировой архитектуре, я невольно вспомнила знаменитый Дом с химерами на Банковой улице в Киеве. Этот дом построен в 1901-1903 годах по проекту Владислава Владиславовича Городецкого как доходный с квартирой для семьи архитектора на верхнем этаже. Конечно, это совсем разные дома и по объему, и по исполнению декоративных элементов, но согласитесь, что-то общее в них есть.

  

  

      Доходный дом на Сретенском бульваре 6/1 был национализирован вместе со Страховым обществом «Россия». Основная его часть продолжала оставаться жилой, но каждая большая квартира была разделена на 3 – 4 квартиры меньшей площади. Появились и коммуналки. Кроме квартир, в доме находились различные организации: Российское телеграфное агентство (РОСТА), Главное артиллерийское управление РККА, Народный комиссариат просвещения, Литературный отдел и редакция газеты «Гудок». В 1946 году в здании расположилась поликлиника Академии наук СССР (сейчас — Российской академии наук).

       Квартиры в доме в разные годы занимали семьи советской научной и творческой элиты. Здесь жили академики Александр Евгеньевич Ферсман, Николай Семенович Курнаков, Петр Александрович Ребиндер, Игорь Евгеньевич Тамм, архитектор Валентин Евгеньевич Дубовской, художник Илья Иосифович Кабаков.

      В настоящее время дом остается жилым. На нижних этажах обоих корпусов размещаются различные коммерческие организации, рестораны и магазины. Коммуналки в основном расселены, новые владельцы пытаются восстановить первоначальную планировку квартир, но перестройка в 20 веке была столь существенной, что полное восстановление вряд ли возможно. Кроме того, утрачена практически полностью внутренняя отделка помещений и некоторые элементы декора фасадов. Но несмотря на это дома Страхового общества «Россия» остаются одним из самых примечательных архитектурных памятников столицы.

30.12.2018

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *