ДОХОДНЫЙ ДОМ СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЯ»
Доходный дом — это многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду. Возникнув в первой половине 19 века в европейских городах, доходные дома получили широкое распространение и в городах Российской империи. Владельцами доходных домов были и частные лица, и различные организации – учебные заведения, благотворительные и коммерческие общества, монастыри и т.п. Цель постройки доходного дома – получение стабильного дохода от сдачи помещений. В аренду сдавали не только квартиры для жильцов, но и помещения для контор, магазинов, небольших мастерских, складов различных товаров. Доходные дома были разными. Среди них были здания с богато украшенными в соответствии с требованиями моды фасадами, просторными дорогими квартирами, оборудованными по последнему слову тогдашней техники. Были и другие дома с простыми фасадами и недорогими квартирами. Часто предназначение доходного дома обуславливалось не только потребностью в данный момент в определенном типе жилья, но и финансовыми возможностями заказчика. Среди заказчиков были очень богатые люди и организации. В результате в Москве появлялись настоящие архитектурные шедевры. Об одном из них этот рассказ.
Сретенский бульвар, дом 6/1, строения 1 и 2. Доходный дом страхового общества «Россия».
Фактически это комплекс доходных домов, состоящий из двух зданий, занимающих пространство между Сретенским бульваром и Фроловым, Бобровым и Милютинским переулками. Вот так эти здания выглядят на плане.
История этого места столицы до строительства доходного дома страхового общества «Россия» никак не была связана с жилой застройкой. В начале 18 века на этом месте располагалось подворье новгородского архиерея, где какое-то время жил архиепископ Феофан Прокопович. С 1742 по 1785 годы здесь находился московский почтамт, который перестроил из подворья архитектор Иван Федорович Мичурин. В 1785 году почтамт переехал на Мясницкою улицу, а на месте старого почтамта построили по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева круглое здание для панорамы «Взятие Плевны». В 1886 году по инициативе актера и антрепренера Михаила Валентиновича Лентовского в здании после его перестройки Дмитрием Николаевичем Чичаговым открылся народный театр «Скоморох». В 1900 году участок переходит в собственность страхового общества «Россия», и страховщики решают построить здесь, как сказали бы в наше время, элитный жилой комплекс.
Несколько слов о страховом обществе «Россия». Образовано общество в 1881 году указом императора Александра III. Оно просуществовало до 1919 года, когда было ликвидировано постановлением Народного комиссариата труда РСФСР о ликвидации всех частных страховых учреждений в стране и национализации страхового дела. Инициатором создания и первым управляющим общества был Роман Иванович Пенль. Уставной капитал составлял 4 миллиона рублей. Это было крупнейшее акционерное общество в стране по объёму операций и размеру капитала, оно оказывало услуги по 8 видам страхования на территории Российской империи и участвовало в страховых операциях за границей. Общество осуществляло страховые операции в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах по всему миру. Страховое общество «Россия» первым в империи стало страховать автомобили. Этот вид страхования был в перечне операций общества с 1910 года. В 1917 году 80 % всех автомобилей в стране были застрахованы в «России». Размер капитала в это время составлял уже более 100 миллионов рублей. Главное офисное здание располагалось на Лубянской площади. Теперь оно известно нам как здание ФСБ-КГБ, правда после существенной переделки в стиле сталинского ампира в 1940-ых годах по проекту Алексея Викторовича Щусева.
Значительная часть доходов тратилась на строительство и покупку доходных домов. Перед революцией общество владело более, чем 40 объектами недвижимости в России и за рубежом. Один из этих объектов – доходный дом на Сретенском бульваре.
Комплекс домов на Сретенском бульваре был построен в 1899—1902 годах штатным архитектором страхового общества Николаем Михайловичем Проскуриным, при участии московского архитектора Виктора Андреевича Величкина. В доме было 148 квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Квартиры эти были очень дорогими, и снимать их могли только состоятельные люди. Высокая цена квартир была обусловлена не только большой площадью и отделкой помещений, но применением в здании самых передовых для того времени разработок в области быта. Здания были оснащены электрическими лифтами, собственной электростанцией, современными в то время системами отопления, водоснабжения (вода поступала в квартиры из собственной артезианской скважины), канализации. Уникальной была система вентиляции: воздух, подававшийся в помещения вентиляционной системой, фильтровался, увлажнялся и подогревался. Отопительные котлы, насосы и вентиляционные установки размещались в подвалах зданий, в подвалах и на чердаках находились еще и прачечные.
Во всех квартирах были кухни с печами и мойками, отдельные ванные комнаты и ватерклозеты. Некоторые квартиры верхних этажей имели стеклянные потолки, эти не слишком дорогие помещения полюбились художникам. Несмотря на наличие в доме центрального отопления, в гостиных были обустроены настоящие камины. Некоторые из них сохранились до наших дней. По крайней мере мне удалось разыскать в интернете фотографию одной из квартир с камином.
Фасады домов эклектичны, здесь можно увидеть элементы готики, барокко, классицизма, модерна. Количество декоративных элементов зашкаливает: готические башенки, барочные цветочные гирлянды, маскароны, скульптуры, эркеры, пилястры, ложные фронтоны, амуры, розетки и огромное количество разнообразных зверей… Кажется, что, рассматривая эти дома, можно познакомится со всеми декоративными элементами архитектуры разных эпох и стилей. Кто был инициатором такого архитектурного пиршества на фасадах, руководство страхового общества или архитекторы, не известно. От одного из гидов я услышала, что в оформлении фасадов домов принимал участие петербургский архитектор Александр Иванович фон Гоген. Не знаю, насколько эта информация верна. В некрологе на смерть архитектора, напечатанном в газете «Зодчий» за 1914 год, среди его проектов приводится и оформление фасадов дома страхового общества «Россия». Правда без указания города. А общество имело несколько доходных домов и в Петербурге.
Наверное, авторство декора фасадов не так уж и важно. Предлагаю просто совершить виртуальную прогулку вокруг домов и рассмотреть их богатый декор. Может быть как-нибудь вы совершите и реальную прогулку, рассмотрите все своими глазами.
Итак, начнем, пожалуй, с башенок, стилизованных и под готику, и под барокко.
А псевдобалкончики на верхнем этаже отправляют нас уже в эпоху ренессанса.
Под крышей строения 1 расположился барочный то ли ангелочек, то ли амур.
А гирлянды из цветов и фруктов, характерные для барокко и классицизма, соседствуют с лорелеями из модерна.
Окна домов тоже представляют собой смешение, кажется, всех известных архитектурных стилей. Здесь и подобие ренессанса…
… и классицизм с характерными сандриками, капителями и стилизованными гербами…
…и совсем простые окна без декора.
Особенно эффектно смотрятся окна подъездов, выполненные в виде розеток.
Но в оформлении почти каждого окна можно увидеть элементы модерна: лорелеи, плавные изгибы переплетов в розетках, кованные растительные элементы рядом с классическими капителями. Кованных украшений в домах страхового общества много: ограды и кронштейны балконов, декоративные решетки, элементы декора фасадов, ворота во внутренние дворы, среди которых удивительной красоты ворота между строениями 1 и 2. Эти ворота выполнены по эскизам архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина.
Декоративные элементы фасадов поражают разнообразием и только в некоторых из них можно найти какую-то символику. Это сохранившиеся на фасадах вензеля Страхового общества «Россия» в виде переплетенных букв «С» и «Р» и символ российских страховщиков, саламандра, на днище эркера. Вензель украшал и ворота работы фон Дессина, но в советское время он был уничтожен.
Достоверно объяснить, что означают другие декоративные элементы, не представляется возможным. В литературных источниках мне ничего найти не удалось, поэтому приведу версии, которые я подслушала у гидов. Вот, например, углы дома, выходящие на Сретенский бульвар, Бобров и Милютинский переулки.
В нишах между окнами третьего этажа мы видим скульптуры – женщина с колесом и мужчина с какими-то инструментами. По одной из версий женская фигура – символ фортуны, мужская – средневековый мастеровой. По другой версии – это символ прогресса от кирки и молотка к механизмам с зубчатыми колесами. Скульптуры потихоньку разрушаются, одна мужская скульптура уже лишилась рук и инструмента, а вторую для сохранности покрыли «бинтами», что придает ей весьма зловещий вид.
Над этими скульптурами расположены мужские горельефы романтической внешности в обрамлении растений и драконов. По версии одного из гидов – это изображение лорда Байрона. Что лорд делает на фасаде дома страхового общества остается загадкой.
Не менее загадочные женские фигуры расположены между окнами второго этажа. Версий того, кого они изображают несколько: это и амазонки, которые в руках держали стрелы, и речные нимфы с кронштейнами для фонарей в руках, и змееногие скифские богини Апи. Скульптуры замечательные, но то, что они держали в руках утрачено со временем. Изначально их было четыре, но две фигуры со стороны Милютинского переулка так же утрачены.
От модерна домам страхового общества достались эркеры: круглые, трапециевидные, многоугольные.
Нижняя часть эркеров оформлена по-разному. Здесь мы можем увидеть и саламандры, о которых написано выше, и простые геометрические узоры, и переплетение листьев аканта.
А на днищах эркеров, расположенных на фасаде строения 1, поселились целые стаи летучих мышей.
Вот мы и подошли к звериной теме в декоре зданий. Можно сказать, что на фасадах расположился целый зоопарк. Здесь живут разные пресмыкающиеся: дракончики в оформлении горельефов «лордов Байронов» и окон-розеток, и вот такие то ли крокодильчики, то ли гекконы.
На днищах балконов поселились диковинные «птицы-цветы» с языками опять же гекконов…
… и вполне реалистические львы.
Лев, держащий в лапах герб страхового общества, расположился под башенкой с часами.
Под часовой башней можно увидеть в декоративных кокошниках целую стаю фантазийных орлов.
А в нише центрального кокошника сидит настоящий пеликан.
Кстати, вокруг часовой башни есть смотровая площадка, которая сейчас не доступна для посещения. Опять же со слов гида, закрыли ее в конце 1980-ых годов после того, как милиция несколько раз отлавливала хулиганов, которые забирались туда по ночам и звонили в колокол. Колокол этот сохранился со времени постройки дома. По кругу на нем есть надпись: «Домъ Страховаго общества Россiя на Срътенскомъ бульваръ 1899-1902 г. Москва Завода П. Н. Финляндскаго».
Балконы поддерживают кронштейны в виде попугаев.
Но самое удивительное животное расположилось на фасаде под часовой башней. Это настоящая химера. У него уши слона, задние лапы с когтями, передние в виде человеческих рук, а вместо хобота у этого «слона» саксофон.
Пытаясь найти аналогию такому «звериному» декору фасадов в мировой архитектуре, я невольно вспомнила знаменитый Дом с химерами на Банковой улице в Киеве. Этот дом построен в 1901-1903 годах по проекту Владислава Владиславовича Городецкого как доходный с квартирой для семьи архитектора на верхнем этаже. Конечно, это совсем разные дома и по объему, и по исполнению декоративных элементов, но согласитесь, что-то общее в них есть.
Доходный дом на Сретенском бульваре 6/1 был национализирован вместе со Страховым обществом «Россия». Основная его часть продолжала оставаться жилой, но каждая большая квартира была разделена на 3 – 4 квартиры меньшей площади. Появились и коммуналки. Кроме квартир, в доме находились различные организации: Российское телеграфное агентство (РОСТА), Главное артиллерийское управление РККА, Народный комиссариат просвещения, Литературный отдел и редакция газеты «Гудок». В 1946 году в здании расположилась поликлиника Академии наук СССР (сейчас — Российской академии наук).
Квартиры в доме в разные годы занимали семьи советской научной и творческой элиты. Здесь жили академики Александр Евгеньевич Ферсман, Николай Семенович Курнаков, Петр Александрович Ребиндер, Игорь Евгеньевич Тамм, архитектор Валентин Евгеньевич Дубовской, художник Илья Иосифович Кабаков.
В настоящее время дом остается жилым. На нижних этажах обоих корпусов размещаются различные коммерческие организации, рестораны и магазины. Коммуналки в основном расселены, новые владельцы пытаются восстановить первоначальную планировку квартир, но перестройка в 20 веке была столь существенной, что полное восстановление вряд ли возможно. Кроме того, утрачена практически полностью внутренняя отделка помещений и некоторые элементы декора фасадов. Но несмотря на это дома Страхового общества «Россия» остаются одним из самых примечательных архитектурных памятников столицы.
30.12.2018
На крыше здания со стороны Сретенского бульвара располагались скульптуры, которые были сброшены (я свидетель) приблизительно в 1949 или 1950 году. Хотелось бы узнать об этих скульптура подробнее. Мне было в то время 8 — 9 лет.
К сожалению, никаких сведений об этом факте у меня пока нет. Но я постоянно ищу информацию по всем описанным мною объектам. Если найду что-то интересное об уничтоженных скульптурах, обязательно напишу об этом.