ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ   

      События, которые отстоят от нас на много лет, а то и столетий, часто усилиями исследователей получают несколько интерпретаций, они дополняются легендами, рассказами «очевидцев» и т.п. Чем дальше отстоит от нас событие, тем меньше о нем достоверных фактов и тем больше легенд. Среди моих знакомых есть такие, которые приемлют только зафиксированные в документах факты. Я не сторонник такой безаппеляционности в истории, поэтому в рассказах о московской архитектуре, которая тесно связана с историей столицы, стараюсь затрагивать не только бесспорные истины, но и различные мнения по тому или иному событию, а часто и легенды.

       Сегодня мы познакомимся с Донским монастырем. Сначала факты. Монастырь был основан в 1591 году царем Федором Иоанновичем в ознаменование отражения нападения крымского хана Казы-Гирея. Он возведен на месте военного лагеря отряда шурина царя Федора Бориса Годунова. Таковы факты, которые обросли за 400 лет легендами.

         Есть пара версий тех событий с военной точки зрения. 4 июля 1591 года 150-тысячная армия Казы-Гирея подошла к Москве. После нескольких стычек с русскими войсками, крымский хан внезапно повернул назад и уже 2 августа был в Бахчисарае. В чем причина такого поведения Казы-Гирея, который шел брать Москву и даже запрещал грабить южные русские города по пути следования армии, чтобы не потерять мобильности и сохранить боевой дух. Самая распространенная версия случившегося – заступничество Богородицы: после первых стычек с татарами, Федор Иоаннович велел провести молебен и крестный ход с иконой Богородицы. Утром татары свернули лагерь и повернули назад. А дальше идут разночтения данного эпизода – то ли это была Владимирская икона Божьей Матери, с которой провели крестный ход вокруг стен Белого города (я часто бываю в Донском монастыре и такую версию однажды услышала от гида, проводившего экскурсию в монастыре), то ли это была святая покровительница русского воинства Донская икона Божьей Матери, с которой обошли с молитвой стан Бориса Годунова, а затем поместили ее в полковой церкви Сергия Радонежского. Вторая версия кажется более вероятной, ведь не зря монастырь, основанный на этом месте стал называться Донским.

        С самой Донской иконой тоже не все однозначно. Согласно вкладной книге Донского монастыря (был такой вид церковных документов, где фиксировались вклады в монастырь, имена вкладчиков и основные вехи истории монастыря) икона была поднесена донскими казаками из города Сиротина московскому князю Дмитрию, ставшему впоследствии Донским, перед Куликовской битвой в 1380 году.  Странное утверждение, если учесть, что первые упоминания о донских казаках относятся ко временам Ивана Грозного, а официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года, когда Иваном Грозным была написана грамота, адресованная именно донским казакам. По другой версии икона написана незадолго до Куликовской битвы Феофаном Греком, и именно ею Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву с Мамаем. Правда, сейчас сомнению подвергаются практически все исторические факты, в том числе и сам факт благословения князя Дмитрия Сергием Радонежским. Некоторые исследователи считают, что написана эта двухсторонняя икона (на оборотной стороне изображено Успение Богородицы) Игнатием Греком, писавшем в Успенском соборе Симонового монастыря – месте захоронения Пересвета и Осляби, участие которых в Куликовской битве, кстати, сейчас так же подвергается сомнению. Одни загадки и сомнения, если учесть, что на авторство могут претендовать и другие изографы конца 14 века. Бесспорным остается только факт, что на протяжении веков Донская икона считалась покровительницей русского воинства.

         Есть и еще одна интересная легенда, повествующая о том, почему Казы-Гирей внезапно прекратил свой поход на Москву. После первых стычек с армией Казы-Гирея русские прибегли к военной хитрости. Ночью Москва осветилась множеством костров. Они горели везде: на кремлевских башнях, в монастырях, на башнях Белого города. Жители Москвы и ополченцы стреляли и били в барабаны. В то же время на нейтральной территории татарами был схвачен «язык» — богато одетый всадник, которого привели на допрос к хану. Пленник на вопрос «Что такое творится в городе?», отвечал, что на помощь Москве пришли войска из Новгорода и других городов. Он не отрекся от своих слов даже под жестокими пытками. В конце концов этот безымянный герой был убит, но свою задачу выполнил: татары поверили ему и бежали, оставляя лошадей и пушки. Утром войска Казы-Гирея под Москвой уже не было. Русские войска перехватили татар на переправе через Оку и окончательно разгромили.

          Как бы там ни было, это был последний поход крымских татар на русскую землю.

    Легенды, разные версии, разные мнения… Думаю, что пытливому читателю будет интересно самому поискать материалы на ту тему. А мы поговорим об архитектуре Донского монастыря.

      Постройка Донского монастыря завершила создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий. Но фактически эти монастыри-крепости были уже не востребованы в качестве оборонных крепостей в защите от степняков и выполняли свои оборонные функции только в смутное время.

  

        Первой каменной постройкой монастыря стал собор Донской иконы Божией Матери, который позднее стали называть Старым или Малым. Построен он в 1591-1593 годах. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. Первоначально храм состоял из одного квадратного в плане объема с одной шлемовидной главой над световым барабаном и тремя ярусами кокошников. Главный престол церкви был освящен в честь Похвалы Богородицы, и изначально храм звался Похвалынским. Однако вскоре за ним закрепилось название, данное прихожанами по особо чтимой иконе – Донской иконы Божией Матери. В годы смутного времени государев монастырь был заброшен и оставлен на попечение оставшейся немногочисленной братии. Хаос, творившийся в то время в стране, коснулся и монастыря: Малый собор Донской иконы Божией Матери был осквернен и разграблен. Возрождение монастыря и собора началось при Алексее Михайловиче и продолжилось при его сыне Федоре. В 1678 году к собору были пристроены приделы преподобного Сергия Радонежского и великомученика Феодора Стратилата и трапезная, а в 1679 году — шатровая колокольня. Тогда же храм был заново расписан мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым, в храме был сооружен иконостас, который частично сохранился до наших дней. В 1748 году был переложен барабан, шлемовидная глава заменена на луковичную и обновлены росписи.

          В 1812 году монастырь был занят наполеоновскими войсками, которые превратили малый собор в конюшню. В алтаре разместили отобранных у местных жителей коров, которых привязывали прямо к престолу. Типичное, кстати, поведение французских солдат в России.

           В конце 1920-ых годов храм был закрыт, в нем разместился музей, а позднее общежитие метростроевцев. В 1946 году собор снова открылся как храм, в нем стали проводить регулярные службы и даже установили специальную печь для приготовления (варки) мира. Эта печь функционирует до сих пор: раз в несколько лет на Святой неделе с понедельника по среду здесь варят святое миро для всех приходов. А вот службы в соборе сейчас проводятся редко, только по большим праздникам.

       В начале 1950-ых годов древний собор отреставрировали по проекту искусствоведа Николая Николаевича Соболева, при этом по возможности были восстановлены многие элементы декора. Однако восстановить все детали не получилось. Так, например, окна самой старой части здания за века были растесаны так сильно, что восстановлению не подлежали. Оштукатуренные стены собора и колокольни были окрашены в розоватый цвет с белыми элементами, что соответствовало цветовому решению многих построек монастыря. В 2014—2016 годах снова была проведена реставрация Малого собора: были заменены поздние конструкции крыш трапезной, приделов и собора на новые, которые соответствуют историческим формам, восстановлены кресты на колокольне и главах приделов. Фасады были окрашены в белый цвет, обнаруженный при детальном натурном обследовании. Растёсанные окна, которые не удалось восстановить во время предыдущей реставрации, были воссозданы в стилистике 16 века.

        В 17 веке постепенно сформировался ансамбль монастыря. У него появились мощные крепостные стены с четырьмя круглыми башнями по углам и двумя воротами с северной и западной стороны. Кроме этого на каждой стороне крепостной стены были построены по две квадратные башни. В стенах и башнях обустроены бойницы: крепость-монастырь была готова выдержать осаду любого врага. К счастью этого ни разу не случилось.  Несмотря на ухоженность в настоящее время монастырской территории в целом и неплохое состояние храмов, многие башни требуют немедленной реставрации.

 

  

        В 1684 году по обету царевны Екатерины Алексеевны при участии ее сестры царевны Софьи Алексеевны началось строительство Большого собора Донской иконы Божией Матери. Храм был достроен и освящен в 1698 году. В 1712 году имеретинским царем Арчиломв соборе был создан предел Сретения Господня, в котором разместилась усыпальница имеретинских царей и грузинских князей. В 1748 году по проекту Василия Саввича Обухова с юга к собору была пристроена двухэтажная ризница.

        Иконостас собора создавался несколько лет. Над ним работал знаменитый в то время иконописец и резчик по дереву Карп Иванович Золотарев. Среди написанных для собора икон здесь был и список иконы Донской Божьей Матери 14 века, той самой, о которой я рассказывала раньше. Список этот датируется концом 15 века. Оригинал иконы сейчас хранится в Третьяковской галерее, а список 15 века так и находится в соборе Донского монастыря.

      В 1782-1785 годах стены храма были расписаны. Росписи на библейские сюжеты выполнил итальянский художник Антонио Клаудо предположительно по эскизам Василия Баженова.

         В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Работы по восстановлению храмов монастыря начались сразу после ухода неприятеля. Большие средства на это пожертвовало донское казачество. Атаман войска Донского граф Матвей Иванович Платов прислал в 1815 году на возобновление разграбленных французами храмов Донского монастыря 11 00 рублей деньгами и 10 пудов серебра, которые казаки отбили у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы для монастырских икон.

      Большой собор стал главной доминантой монастыря. Он представляет собой объем лепестковой формы, который венчают пять глав — большая в центре и четыре вокруг, ориентированные по сторонам света и, как принято в православной архитектуре, символизирующие Христа и четырех евангелистов. Основной объём окружён широкой двухъярусной арочной галереей, к которой с запада, севера и юга примыкают три лестничные паперти.

  

       В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры. В него свезли детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревской башни и других. Некоторые архитектурные фрагменты утраченных зданий, надгробия и найденные в результате раскопок на территории монастыря артефакты до сих пор можно видеть на первом ярусе арочной галереи.

  

  

 

         В 18 веке функции крепости монастырь утратил полностью. Над входными воротами были построены барочные сооружения: надвратная церковь Тихвинской иконы Божьей Матери над северными воротами и колокольня с храмом праведников Захарии и Елизаветы – над западными.

    Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери построена в 1714 году предположительно по проекту Ивана Петровича Запрудного. Достоверных документов, подтверждающих, что именно Запрудный построил эту барочную церковь, не сохранилось. Как, в прочем, и подтверждения многих работ архитекторов той поры. Считается, что в Москве Запрудный принимал участие в проектировке и строительстве храма Петра и Павла на Новой Басманной, палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и Спасского собора Заиконоспасского монастыря.

        Эта четырёхъярусная церковь в плане представляет собой звезду. Верхний уровень отделён от внутреннего пространства сводами с открытыми арками. Там размещалась звонница. Декор внутреннего пространства храма был завершен в 1782 году с установкой шестиярусного иконостаса. Церковь заново освящена в 1993 году после передачи монастыря РПЦ. Снаружи храм отреставрирован, а реставрация внутри продолжается до сих пор.

      В 1730 году духовенство монастыря обратилось к императрице Анне Иоанновне с просьбой о выделении средств на строительство колокольни и церкви над западными воротами. Однако Анна Иоанновна ничего не ответила на эту просьбу. Пришлось собирать средства у богатых прихожан. Строительство затянулось: только к 1753 году были завершены основные работы по отделке проездных ворот, собора и колокольни. В 1755 году в нижнем ярусе колокольни освятили храм во имя праведных Захария и Елизаветы.

  

       При строительстве новых врат старые были разобраны до фундамента. Нижний ярус колокольни, расчленённый тосканскими пилястрами, был построен по проекту петербургского архитектора Доменико Трезини. Дальнейшее строительство продолжилось по проекту архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского, а фактически строительством руководил его ученик Алексей Петрович Евлашев.

         Храм во имя праведных Захария и Елизаветы был упразднен при Екатерине II, после 1812 года в помещении церкви расположилась библиотека и канцелярия монастыря. В основании ворот по обе стороны от проездной арки были квартиры преподавателей духовного училища и служащих цензурного комитета, который размещался в монастыре с 1799 по 1827 год.

         В 1980-ые годы Музеем архитектуры проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный облик барочной постройки середины 18 века. А вот внутреннее убранство верхних помещений ворот и церкви за прошедшие годы было утрачено полностью. При проведении реставрационных работ были обнаружены лишь фрагменты печных изразцов 18 века, которые были употреблены в засыпке пазух сводов.

          В середине 1990-ых годов храм был заново освящен и в нем ведутся службы. Тогда же в проездной арке ворот сотрудницей Донского монастыря художницей Натальей Петровной Ермаковой были выполнены росписи с сюжетами из истории монастыря. Сейчас войти в монастырь через северные врата нельзя – они находятся на территории, которую могут посещать только монахи и священнослужители. Попасть в Донской монастырь можно только через западные врата, пройдя под расписной аркой.

  

         В 18 веке на территории монастыря были построены основные жилые и хозяйственные постройки, которые дошли до наших дней: братский, больничный и настоятельский корпуса, кухня, квасоварня, здание духовного училища. После передачи монастыря РПЦ все эти здания используются для монастырских нужд.

  

  

        Донской монастырь стал местом упокоения многих известных жителей Москвы. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Осип Бове, Александр Сумароков, Петр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Ключевский, Николай Жуковский, Василий Перов, Василий Майков. В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах Ивана Шмелева и Антона Деникина, а в 2008 году похоронен Александр Солженицын.

        Некоторые состоятельные москвичи не просто похоронены на территории монастыря. На их средства построены храмы, которые стали усыпальницами этих знатных родов.

  

      В 1798 году на монастырском кладбище было построена церковь преподобного Александра Свирского на месте захоронения графов Зубовых. Она представляет собой классический мавзолей-ротонду, покрытую куполом. Стены ее разделены коринфскими пилястрами, в простенках между которыми прорезаны окна. Церковь несколько раз реставрировалась: после 1812 года, в 1863 году, когда обновили росписи в академическом стиле, и в середине 20 века. В советское время исторические интерьеры были полностью утрачены. Храм заново расписали и установили новый иконостас в 1996 году.

         Церковь Архангела Михаила была построена в 1806-1809 годах по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова как храм-усыпальница семейства Голицыных на средства Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой. Раньше на этом месте был больничный храм, построенный в 1714 году. В 18 веке эту церковь неоднократно ремонтировали. В 1805 году вновь встал вопрос о ремонте храма, однако состояние здания не позволяло ограничиться только ремонтом. Средства на разборку церкви и возведение на этом месте новой пожертвовала Анна Александровна Голицына. Одним из условий жертвовательницы было желание устроить в новом храме усыпальницу рода Голицыных, освятив его во имя Архангела Михаила, который являлся покровителем рода Голицыных. Церковь Архангела Михаила стала усыпальницей для многих представителей рода Голицыных, среди которых был московский генерал-губернатор Дмитрий Владимирович Голицын, его матушка Наталья Петровна, послужившая прототипом старой графини в «Пиковой даме» Пушкина и супруга Татьяна Васильевна.

        Храм выстроен в классических формах московского ампира и представляет собой кубический объем, увенчанный главой на широком барабане. Он соединяется с больничным корпусом трапезной. Внутреннее убранство храма не сохранилось. С 1930-ых годов в нем хранились скульптурные надгробия из храмов Донского монастыря, других монастырей и храмов, а также из подмосковных усадеб: здесь находился отдел мемориальной пластики и скульптуры Музея архитектуры. Лишь в середине 1990-х годов, после вывоза музейных экспонатов, в храме были проведены реставрационные работы, в результате которых были раскрыты росписи в основной части храма и трапезной. В настоящее время подготовлен проект реставрации, включающий воссоздание иконостаса по материалам архивных исследований с использованием старинных икон.

          Недалеко от северных ворот по проекту архитектора Альфонса Геркторовича Венсана в 1891 году был построен храм-усыпальница семейства Первушиных. Средства на строительство двухъярусной церкви в византийском стиле были выделены вдовой купца 1-ой гильдии Ивана Андреевича Первушина Екатериной Алексеевной. Сам Иван Андреевич жертвовал монастырю значительные суммы, незадолго до смерти принял постриг, став монахом Донского монастыря, а после кончины был похоронен на его территории. Над могилой Первушина и был построен храм. В строительстве принимали участие архитекторы Владимир Павлович Гаврилов и Александр Степанович Каминский, который оформил иконостасы храма. Нижний храм сначала был освящен во имя Иоанна Златоуста, верхний – во имя во имя великомученицы Екатерины. После передачи церкви РПЦ ее заново освятили, причем нижний храм во имя великомученицы Екатерины, а верхний — во имя Иоанна Златоуста. После 1920 года в храме размещались различные учреждения: курсы пчеловодов, клуб, фонды Музея архитектуры. В 1991-1993 годах церковь была реставрирована: разрушены поздние перекрытия и восстановлен нижний храм.

          Богослужения в этом храме совершаются только в дни престольных праздников. В нижнем храме в настоящее время располагается реставрационная мастерская Донского монастыря.

        За Большим собором расположена миниатюрная церковь святого Иоанна Лествичника, построенная на средства генерал-майора Ивана Филипповича Терещенко. Он жил рядом с монастырем и был владельцем завода, называвшегося “Московские обозные мастерские”, перешедшего по его завещанию к Главному интендантскому управлению. Церковь строилась, как усыпальница для семьи Терещенко. Небольшой храм сооружен в 1898 году в русском стиле: центральный шатровый восьмерик окружен четырьмя меньшими подобными объемами, расположенными по сторонам света, диагональные углы основного объема оформлены бочками. Стены украшены декоративными орнаментами из формового кирпича и лепными деталями.

        Реставрация храма началась в 1989 году и продолжилась до середины 1990-ых: были отреставрированы фасады, восстановлены интерьеры, установлен новый иконостас.

       После возвращения донского монастыря РПЦ на территории появились три небольших новых храма: церковь святителя Тихона построена в 1998 году, церковь Георгия Победоносца – в 2000 году и церковь Александра Невского – в 2006 году. Храмы расположены в северной части монастырской территории на месте бывших огородов и не доступны для паломников и простых посетителей.

  

      В 1997 году была построена водосвятная часовня на месте полуразрушенного предшествующего сооружения конца 19 века.

          Постройки 21 века исказили исторический облик монастыря, сложившийся к началу 20 века. Это вызывает критику со стороны некоторых искусствоведов, ревнителей старины. Но, думаю, время все расставит на свои места: ведь при возведении новых храмов в 19 веке наверняка были противники такого строительства. Хотя на мой взгляд, прежде, чем строить новые храмы, неплохо было бы отреставрировать монастырские стены и башни.

04.11.2020

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ — 4 комментария

  1. В 1914 году на территории Нового Донского кладбища монастыря освятили храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. В 1927 году его преобразовали в крематорий

  2. 1 ноября 2020 года, в 21-ю неделю по Пятидесятнице, наместник Донского монастыря епископ Бронницкий Евгений совершил воскресные богослужения в Большом соборе

  3. Кажется, здесь на кладбище была похоронена старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина- Машенька Гартунг-Пушкина. Она умерла в 1919 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *