ЭКЛЕКТИКА И НЕОКЛАССИЦИЗМ-1

ЭКЛЕКТИКА И НЕОКЛАССИЦИЗМ. Часть 1

          Конец 19-начало 20 века – эпоха модерна. О нем я писала много в разделах «Московский модерн» и «Московский модерн. Доходные дома». Но если вы внимательно читали эти материалы, то не могли не заметить, что почти половину, описанных там зданий, сложно отнести к стилю модерн. Я старалась все-таки правильно указывать стиль, не смотря на общее название темы «Модерн». Речь там шла часто об эклектике и неоклассицизме. Сегодня мы поговорим об этих стилях отдельно, об их появлении и распространении на примере некоторых московских зданий.

           Во второй половине 19 века в мировой архитектуре в целом, и в отечественной в частности происходит постепенная утрата интереса к классицизму. В архитектуре царит эклектика, которая в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре приобретает специфические черты с элементами более ранних стилей (барокко, ренессанс, готика и даже романский), характерными для той или иной страны. В России появляется русский стиль, о котором я рассказывала раньше  http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-1/ http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-2/ http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-3/ http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-4/

          Но в отечественной архитектуре того времени эклектика не ограничивается русским стилем, а сочетает в себе массу элементов и самых разнообразных архитектурных деталей, характерных для разных стран и эпох. Эклектика продолжает существовать и параллельно с модерном в конце 19 – начале 20 веков. Часто это было обусловлено вкусами заказчиков или невозможностью сохранить единый стиль при перестройке зданий.

           В 1910-ых годах возникает новое архитектурное направление, которое в России получило название неоклассицизм. Чтобы разобраться в терминологической и временной путанице, связанной с классицизмом, я позволю себе привести цитату из статьи, посвященной классицизму http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-1/

          «В европейском искусствознании истинным классицизмом считается стиль 17 века, за ним следует неоклассицизм конца 18 — середины 19 веков. Третий период европейского классицизма не имеет определенного названия и приходится на рубеж конца 19 – начала 20 веков. В отношении русского классицизма периодизация и терминология выглядят по-иному. Естественно в 17 веке в России никакой речи о классицизме даже не шло. Период европейского неоклассицизма (конец 18 — середина 19 веков) соответствует русскому классицизму, а период повторного интереса к классике в начале 20 века в России называется неоклассицизмом.»

         В зданиях, построенных в стиле неоклассицизм, мы не увидим строгой симметрии, портиков и треугольных фронтонов. Зато увидим много элементов, присущих классическому стилю, которые создают особый декор фасадов: классические колонны и пилястры различных ордеров, львиные маскароны, рустовку, балюстрады, лепные элементы с античной тематикой.

           Но эклектика не исчезает из архитектуры: даже в зданиях, которые в целом построены в стиле неоклассицизм, можно отыскать элементы уходящего модерна и других стилей-предшественников.

          Ярким примером эклектики является пассаж Попова – Джамгаровых.

         Попов происходил из купеческого рода посада Большие Соли Ярославской губернии. Вначале братья Поповы, Константин Абрамович и Семен Абрамович, работали приказчиками в торговых фирмах, но благодаря упорству и огромному трудолюбию уже к середине 19 века стали известными чаеторговцами, которые имели свои магазины в Петербурге и в Москве.

        Константин Абрамович много путешествовал, изучая чайную торговлю в Европе. Он арендовал на лучших плантациях в Китае несколько чайных фабрик, где тщательно следили за технологией производства чая.  Чай, выращенный на собственных плантациях, обходился Попову гораздо дешевле, а качество его было несравненно лучше. Все это способствовало процветанию чайного дела Попова.

          После смерти отца и дяди дело возглавил Константин Семенович Попов. Он первым заложил чайные плантации в России около Батума. Попов скупил там землю, из Китая вывез чайные кусты и несколько семей китайских рабочих для возделывания культуры и для дальнейшего производства чая.

         Константин Семенович Попов, как и дядя, занимался благотворительностью, жертвовал средства на открытие в Москве и на малой родине в Больших Солях больниц и богаделен, выделяя средства на обучение талантливых детей из малообеспеченных семей.

         Константин Семенович Попов приобрел участок между Кузнецким мостом и Пушечной улицей в начале 1870-ых годов. В 1877 году он решает построить на приобретенном участке торговый пассаж. Проект пассажа разработал петербургский архитектор Александр Иванович Резанов. а непосредственно строительством пассажа руководили московские архитекторы Семен Васильевич Дмитриев и Виктор Александрович Коссов. Считается, что фасад здания, выходящий на Пушечную улицу – это работа Александра Степановича Каминского.

           В пассаже разместились фешенебельные магазины готового платья, мехов и ювелирных изделий, зал для проведения выставок, дорогие меблированные комнаты. В 1882 году телефонная компания Александра Белла открыла в здании пассажа первую в Москве телефонную станцию на 800 номеров, а в 1885 году здание получило первую в городе световую рекламу: над входом появилась составленная из электрических лампочек надпись — «ПАССАЖЪ». В 1883 году по проекту Ивана Федоровича Черненко в здании пассажа появился сквозной проход с Кузнецкого Моста на Пушечную улицу.

         В 1899 году Попов продает здание пассажа банкирскому дому братьев Джамгаровых. Выходцы из города Шуша Бакинской губернии братья Иван, Исаак, Николай и Афанасий Исааковичи Джамгаровы были основателями и владельцами одного из наиболее крупных банкирских домов Российской империи. Для нужд банка пассаж был перестроен, в галерее дворового корпуса устроен кассовый зал. В здании сохранились некоторые дорогие магазины, кондитерские и кофейни.

          После национализации в 1917 году здание пассажа занимали различные конторы, а с 1958 по 2014 годы Государственная публичная научно-техническая библиотека. Сейчас здание находится в состоянии, которое на языке чиновников звучит примерно так: «реставрация-реконструкция с приспособлением под современные нужды». Фасад, выходящий на Пушечную, если так можно сказать, отреставрирован: его снесли и построили точную копию. А фасад, выходящий на Кузнецкий Мост уже который год, затянут строительной сеткой.

          Фасады выполнены в разных стилях. Тот, что выходит на Пушечную улицу, оформлен в русском стиле: башенки, ширинки, заполненные лепниной, бочкообразные колонны, обрамляющие вход.

   

   

       Чтобы иметь представление о другом фасаде, привожу несколько фотографий из интернета.

   

        Этот фасад здания расчленен на семь одинаковых ячеек и богато украшен лепным декором в духе итальянского ренессанса и барокко. Двухчастные окна второго и третьего этажей оформлены полуколоннами тосканского ордера.

          После реконструкции в здании планировалось разместить торговый центр с дорогими магазинами. Пока со стороны Пушечной улицы в здании работает пара антикварных магазинов и до недавнего времени функционировал выставочный зал «Русский национальный музей», основанный в 1993 году как первый частный музей в России олигархом и коллекционером Александром Николаевичем Ивановым. Сейчас музей–выставочный зал закрыт: Иванов перевез свою коллекцию работ Фаберже и других известных ювелиров в Австрию.

          В эклектичном стиле строились и многие особняки, причем переплетались в декоре фасадов элементы разных стилей самым причудливым образом.

      Большая Никитская, 51, главный дом городской усадьбы генерал-майора Петра Андриановича Позднякова. Как выглядел дом при Позднякове не известно, но наверняка это было здание в стиле классицизм. О Петре Андриановиче известно, что он был страстным театралом, имел свой крепостной театр, а в доме было специальное помещение для театральных представлений. Руководил театром Позднякова знаменитый Сила Сандунов, а его жена Елизавета давала уроки театрального мастерства крепостным актрисам.

          После смерти Перта Андриановича в 1814 году усадьба переходит к его племяннику Николаю Ивановичу. Потом усадьбой владели некие С. В. Волкова и Н. В. Грибов, о роде занятий которых мне ничего не удалось узнать. Зато есть данные о перестройках главного усадебного дома. Первая глобальная перестройка случилась в 1860 году, потом дом перестраивали еще дважды в 1892 и в 1907 годах по проектам архитекторов Петра Анисимовича Ушакова и Евгения Иосифовича Зеленского.

           Фасады выдержаны в эклектичном стиле: граненый барочный купол с правой стороны над входом в здание, элементы рококо в лепнине, классические коринфские пилястры и рустовка первого этажа. Оригинально выполнены женские гермы, обрамляющие три центральных окна второго этажа: они обращены лицами не к улице, а друг к другу.

   

            С 1961 года здание занимает посольство республики Танзании.

         Еще один эклектичный особняк расположен на Большой Никитской – это дом 43. В конце 19 века на этом месте был особняк Саввы Морозова и его супруги Зинаиды Григорьевны, урожденной Зиминой. Супруги Морозовы прожили в этом доме десять счастливых лет, а потом переехали в построенный Шехтелем особняк на Спиридоновке http://www.peshkompomoskve.ru/fedor_shehtel/. Дом на Большой Никитской Морозовы продали Валентину Асигкритовичу Балину, который незадолго до этого женился на Елене Алексеевне Постниковой, дочери Алексея Андреевича Постникова, представителя фабрикантов и коллекционеров Постниковых и владельца московской фабрики металлических изделий. Молодожены решили снести дом Морозовых и построить особняк по собственному вкусу.

       Новый дом был построены в 1900 году по проекту архитектора Никиты Герасимовича Зеленина при участии Сергея Матвеевича Жарова. В это время модным был стиль модерн, но Балины выбрали эклектику. Фасады дома выполнены в стилизации позднего ренессанса с элементами классицизма. Центр фасада отмечен нарядным главным входом с выступающей вперед нишей. Верх выступа служит балконом второго этажа. Первый этаж рустован. Окна второго этажа обрамляют полуколонны и сандрики разной формы с лепным декором. Вероятно, в постройку были включены фундаменты и нижние части стен дома Морозовых. И особняк, и флигель, и металлическая ограда с воротами в каменных столбах сохранились в неизменном виде до наших дней. В особняке хорошо сохранились и интерьеры, оформленные в духе разных эпох: от готики до модерна.

         Несколько слов о Валентине Асигкритовиче Балине. Он был одним из владельцев «Товарищества мануфактуры А. Я. Балина», директором крупной фабрики по производству пряжи, миткаля и суровых тканей в городе Южа. После 1917 года все имущество семьи, включая особняк, было национализировано. Балиных переселили в крошечную квартиру на 2-ой Мещанской. При переезде были утрачены многие ценные предметы и картины из коллекции Балиных. Елена Алексеевна была обвинена в контрреволюционной деятельности (чтобы как-то заработать деньги она пела в церковном хоре) и была выслана из Москвы, а Валентин Асигкритович несколько лет провел в Бутырской тюрьме. В 1933 году супруги поселились в Костроме, где и прожили до конца своих дней: Валентин Асигкритович умер в 1934 году, а Елена Алексеевна прожила еще десять лет.

          Особняк на Большой Никитской перешел в ведение наркомата иностранных дел. Сначала в нем располагалась миссия Лиги наций в России под руководством известного норвежского путешественника Нансена. В 1925 году особняк передан посольству Турции. В 1973 году особняк был выкуплен правительством Турецкой Республики и с тех пор стал использоваться как личная резиденция посла.

          Дом на Большой Ордынке, 33 построен в 1890 году. Наверняка в нем проживало какое-то купеческое семейство, но ни имени владельца, ни автора проекта дома история не сохранила. С 1980 года в здании располагалась мастерская Вячеслава Михайловича Клыкова. После его смерти в 2006 году мастерскую возглавил сын скульптора – Андрей Вячеславович.

         Что касается внешнего вида дома, то его фасад эклектичен и сочетает в себе элементы классицизма и барокко. Справа от входа в дом установлен барельеф Богоматери работы Вячеслава Клыкова.

 

   

          Следующий адрес – улица Радио, 1. Эта усадьба в Немецкой слободе известна с начала 18 века, когда она принадлежала Аграфене Федоровне Колтовской. Во второй половине 19 века на территории усадьбы были деревянный дом с мезонином, одноэтажный флигель по красной линии Вознесенской улицы, нынешней улицы Радио, и несколько хозяйственных построек во дворе.

       В 1886 году усадьбу купил известный московский архитектор Петр Александрович Дриттенпрейс, работавший на Московско-Курской железной дороге. В это время Петр Александрович был очень востребованным архитектором и много работал по частным заказам: проектировал дома и усадьбы для богатых купеческих семей. Работал он в основном в стиле эклектики. В стиле эклектики по собственному проекту Дриттенпрейс перестроил главный дом и флигель по Вознесенской улице. Фасады обоих зданий украшает замысловатый декор: сложно оформленные наличники и сандрики с лепниной, лепные подоконные плиты и лопатки, замковые камни и медальоны, декоративные консоли и карнизы.

   

          Центральная часть фасада флигеля акцентирована раскреповкой и ступенчатым аттиком с лепным картушем, на котором изображены латинские буквы «PD» — Петр Дриттенпрейс.

         Центральная часть главного дома, включая мезонин стилизована под классицизм с портиком из ионических пилястр и треугольным фронтоном с богатой лепниной.

        В 1906 году Дриттенпрейс продает владение врачу-психиатру Александру Лукичу Любушину и его жене Марии Александровне. Новые хозяева в 1909 году в северо-восточной части участка на месте старых хозяйственных построек возводят каменный двухэтажный корпус клиники и несколько хозяйственных построек для ее обслуживания. Постройки по красной линии улицы остаются без изменений.

        В советское время в зданиях усадьбы долгое время располагалась психиатрическая лечебница. В начале 2000-ых здания главного дома и флигеля отреставрированы, его владелец – департамент здравоохранения Москвы. Здесь располагается отдел, связанный с строительством и ремонтом муниципальных медицинских учреждений.

       Неподалеку на Бауманской улице, 70 расположен одноэтажный особняк с богато украшенным лепниной фасадом. И снова мы видим элементы разных стилей: рустовка цоколя, лопатки и ионические пилястры, барочные гирлянды и лепные сандрики. Построено здание в 1881 году, имени архитектора и заказчика не известно. Сейчас его занимает Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины.

              Интересное с точки архитектурной стилистики здание расположено на Новокузнецкой улице, 40. Владелицами дома значились сначала некая П. А. Бачурина, а потом – И. Е. Смирнова. Чем занимались эти дамы или их мужья мне выяснить не удалось, зато удалось найти много интересных фактов о постройке дома.

         Дом смотрится как единое целое, но на самом деле он состоит из двух частей, построенных в разное время и разными архитекторами.

       Левая часть особняка построена в 1890 году по проекту архитектора Сергея Владимировича Шервуда, сына автора здания Исторического музея Владимира Осиповича Шервуда и брата Владимира Владимировича Шервуда, по проектам которого построено много московских зданий, среди которых доходный дом Орлова (дом с павлинами на Смоленской площади) и торговый дом Титова на Старой площади (бывшее здание ЦК КПСС). Декор этой части здания выдержан в классическом стиле с элементами барокко.

 

   

             Правая часть с выступающей угловой частью возведена в 1913 году по проекту Сергея Флегонтовича Воскресенского, автора проектов многих московских доходных домов, блестящего мастера рационального модерна и неоклассицизма. Декор этой части дома тоже представляет смесь классицизма и барокко. Вот так получилось, что части дома, построенные до эпохи модерна и после нее, декорированы в стиле эклектики. Обе части украшает лепнина в виде гирлянд, венков из лавровых листьев и цветов, медальонов, листьев аканта, лент и барочных волют.

 

   

        Здание на углу Варварки, Ипатьевского и Никитникова переулков с первого взгляда кажется построенным в стиле неоклассицизм, потому что первое, что бросается в глаза – это коринфские колонны на скошенном углу фасада. Но если присмотреться внимательнее, то становится ясно, что это эклектика, включающая в себя кроме классических колонн и лепнины декоративные элементы ренессанса в характерной рустовке и оформлении окон.

        Здание построено в 1898 году как контора Товарищества Тверской мануфактуры семьи Морозовых. Проект выполнен архитектором Александром Васильевичем Ивановым. Иванов получил образование в Императорской Академии художеств, где в течении четырех лет состоял вольноприходящим учеником. В результате он   получил от Академии звание классного художника архитектуры 2-й степени и несколько лет работал в Петербурге, где спроектировал более шестидесяти зданий. С начала 1890-ых лет Иванов работает в Москве. Здесь он построил более двадцати доходных домов и конторских помещений. Конторское здание Морозовых стало одной из первых работ архитектора в Москве.

          Изначально здание было четырехэтажным, два верхних этажа достроены уже в советское время. Во время реставрации начала 2000-ых годов над входом был восстановлен вензель с литерой «М» — «Морозовы». Сейчас здание входит в комплекс зданий Управления делами Президента, в нем располагается организация, которая называется Книжная экспедиция Управления делами Президента.

 

            История дома на пересечении Вспольного переулка и Малой Никитской улицы, 1/28 не ограничивается тем, что в этом особняке жил Лаврентий Берия, хотя от многих гидов можно услышать только это.

         Особняк был построен в 1884 году для городского головы Степана Алексеевича Тарасова. Должность эту Тарасов занимал меньше года, а затем по состоянию здоровья вышел в отставку. Построен дом по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева – выпускника Московского дворцового архитектурного училища и автора проектов многих церковных и гражданских сооружений в Москве. Дом был одноэтажным, о декоре того времени сведений не сохранилось.

          В 1891 году Тарасов умирает, а спустя почти двадцать лет его наследники продают дом семье Бакакиных-Миндовских. Инженер Александр Иванович Бакакин был женат на Ольге Ивановне Миндовской. Семьи связывали тесные дружеские и почти родственные связи и до этого брака: отец Александра Ивановича был опекуном юного осиротевшего Петра Галактионовича Миндовского. Опекун не только сохранил дело Галактиона Миндовского, но за годы опекунства приумножил капиталы сироты. Став совершеннолетним и вступив в права наследства Миндовский, ввел своего опекуна в дело и назвал свою фирму «Товарищество Волжской мануфактуры П. Миндовского и И. Бакакина». Позднее сын Ивана Бакакина Александр Иванович стал директором-распорядителем фирмы.

           По заказу Александра Бакакина архитектор Адольф Эрнестович Эрихсон перестраивает владение. Он создает неоклассический ансамбль, который включает в себя особняк хозяев с садом и службами, а со стороны переулка пристраивает двухэтажный дом для сдачи квартир внаем. Оба здания объединены в одно целое и оформлены в одном стиле. Здесь мы видим характерную для стиля лепнину с античной тематикой и некий намек на портик, который представлен обрамленным ионическими пилястрами ризалитом. На него опирается аттик с полуциркульным окном.

 

         Но Александр и Ольга Бакакины недолго прожили в этом особняке: Бакакин умер в 1913 году, а его жена в 1914 году. Дом перешел к их дочерям Елене и Валентине, в замужестве Рябовой. В 1917 году все имущество семьи было национализировано. С начала 1930-ых и до 1953 года в особняке действительно жил Берия. Сейчас в здании размещается посольство Туниса.

      С начала 1910-ых годов в архитектуре на смену модерну приходит неоклассицизм в российском понимании этого периода. Декор зданий становится более сдержанным с преобладанием классических элементов. Как и в доме Бакакиных в отделке фасадов появляются колонны и пилястры, лепные панно с античной тематикой, замковые камни в оформлении окон, львиные маскароны и листья аканта. В то же время в отличии от классицизма конца 18 – первой половины 19 века неоклассические здания лишены симметрии, а при внимательном взгляде на них можно обнаружить почти везде отдельные элементы модерна — будь то сложная оконная рама или своеобразный маскарон. Так что дома этого периода можно также рассматривать как своеобразную эклектику. Да и, если так можно сказать, классическая эклектика с сочетанием элементов самых разнообразных стилей продолжает присутствовать в архитектуре города.

        Познакомимся с несколькими зданиями, построенными или перестроенными в первой половине 1910-ых годов в неоклассическом стиле.

          Рядом с пассажем Попова расположено здание бывшего торгового дома и коммерческого банка «И. В. Юнкер и К». У истоков это мощного финансового института стоял Иван Васильевич (Иоганн Вильгельм) Юнкер, который в 1818 году приехал Петербург и открыл галантерейный магазин. В 1839 году Иван Васильевич вместе с братьями Федором (Фридрихом) и Львом (Людвигом) открыл учетную контору в Санкт-Петербурге, занимавшуюся переводом и разменом денег. Со временем эта контора стала большим процветающим банкирским домом, которым стали управлять наследники братьев Юнкер.

         Здание, ставшее позднее торговым домом «И. В. Юнкер и К», было построено в 1876 году по проекту Петра Сантиновича Кампиони. Двумя годами позже владение приобрел банк Юнкер. В 1900-1908 годах по заказу владельцев дом был перестроен в стиле раннего московского модерна по проекту Адольфа Эрнестовича Эрихсона. Но мода менялась, и в 1915 году фасады здания были снова перестроены в неоклассических формах по проекту Василия Ивановича Ерамишанцева с сохранением структуры строения. Ерамишанцев в 1904 году окончил Рижский политехнический институт со званием инженера-архитектора. Работал в Москве, состоял членом Московского архитектурного общества с 1911 года. Здание банка архитектор перестраивал совместно с братьями Весниными.

         Как и в случае пассажа Попова, здание банка имеет два фасада: один выходит на Кузнецкий Мост, а второй – на Пушечную улицу. Но в отличии от здания пассажа оба фасада выдержаны в одном стиле. Фасад, выходящий на Пушечную улицу, более скромный с двумя ризалитами по краям фасада и расчлененной прямоугольными пилястрами на три части центральной частью, над которой расположены три полуциркульных окна.

       Фасад, выходящий на Кузнецкий Мост, где расположен главный вход в здание, в целом повторяет трехчастный декор другого фасада, только более нарядный и монументальный. Первый этаж рустованный, боковые ризалиты оформлены парными полуколоннами, такие же коринфские полуколонны делят фасад на три части. Над входом в здание расположен маскарон, который имеет черты стиля модерн. Со стороны Кузнецкого Моста здание имеет шесть этажей, а со стороны Пушечной улицы – только четыре.

 

         В 1990 году здание занял Внешторгбанк, головной офис которого находился здесь до середины 2000-ых годов. В настоящее время в доме размещается Центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов России и отделение ВТБ-банка.

       Следующий адрес – Тверская, 23. До 1872 года участок земли, соседствовавший с Английским клубом, принадлежал представителям знатнейшего княжеского рода Голицыных. Выкупивший у них землю тайный советник Иван Павлович Шаблыкин заказал архитектору Михаилу Илларионовичу Никифорову строительство четырехэтажного доходного дома, с магазинами на первом этаже. Никифоров окончил Московское дворцовое архитектурное училище со званием помощника архитектора, служил московским участковым архитектором. Имел обширную проектно-строительную практику в Москве. Позднее получил звание архитектора придворного ведомства. По его проектам построен ряд гражданских и церковных зданий, в том числе и доходный дом Шаблыкина на Тверской. Впритык к доходному дому был пристроен четырехэтажный особняк.

          В 1913 году участок и строения на нем снова сменили владельца и стали собственностью графа Алексея Павловича Капниста, который вскоре сдал один из домов в аренду известному кинопромышленнику Абраму Гехтману, стоявшему у истоков отечественного кинопроката и имевшему к тому времени в Москве целую «сеть» кинотеатров или, как тогда называли, электротеатров. В 1915 году на Тверской открылся еще один электротеатр, для которого было перестроено здание особняка. Тогда же появился и неоклассический декор фасада.

      В 1919 году Декретом Совета народных комиссаров кинопромышленность и все кинотеатры в стране были национализированы. До 1921 года здание пустовало, пока по инициативе тогда еще юной Натальи Сац в нем не открылся Московский детский театр. В 1935 году здание заняла Оперно-драматическая студия под руководством К. С. Станиславского. В 1946 году статус Студии официально изменился, она была преобразована в Оперно-драматический театр имени К. С. Станиславского. Спустя два года было принято решение о ликвидации оперного отделения и театр становится Московским драматическим театром имени К. С. Станиславского.

         В 2013 году художественным руководителем театра стал Борис Юхананов, который создал новую концепцию театра, радикально меняющую устройство сценической площадки, репертуар и работу труппы. У театра появилось и новое название — «Электротеатр Станиславский», которое символизирует пройденный театром путь от кинотеатра (электротеатра) до самого современного технологичного сценического пространства Москвы. В 2015 году, ровно через сто лет после своего рождения электротеатр открыл двери для публики после реконструкции.

        Реконструкция коснулась внутреннего пространства зданий, а фасады восстановлены близко к тем, которые были сто лет назад. Доходный дом выполнен из кирпича с минимальным декором в виде зубцов, скошенного угла в обрамлении ризалитов и треугольных фронтонов над ними.

        Фасад электротеатра оштукатурен и украшен деталями, характерными для неоклассицизма, среди которых ионические и коринфские пилястры, маскароны, лепные гирлянды. А боковые окна второго этажа имеют сложные рамы, более характерные для модерна.

   

         Прекрасный образец неоклассицизма находится на Гончарной улице, 23. Это главный дом усадьбы дворянской семьи Н. А. и Н. С. Андре. Дом построен в 1912-1913 годах по проекту Сергея Флегонтовича Воскресенского.

       Здание представляет собой двухэтажную на полуподвале кирпичную постройку с асимметричной композицией фасада. Акцент декора сделан на боковые части фасада по Гончарной улице: они выделены ризалитами и украшены барельефами с античной тематикой. Левый ризалит дополнен арочной нишей, обрамленной коринфскими колоннами. На колонны опирается свод полуциркульного окна. Первый этаж рустован. Фасад украшают лепные элементы, характерные для классицизма: розетки и фриз из листьев аканта, львиный маскарон над полуциркульным окном, карниз с растительным узором.

 

   

          Особняк был национализирован в 1918 году, с 1924 по 1984 годы в нем размещался противотуберкулезный диспансер, затем городской консультативно-диагностический центр маммографии. Сейчас здание занимает диагностический центр «Клиника женского здоровья».

31.03.2022

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *