ЭКЛЕКТИКА И НЕОКЛАССИЦИЗМ. Часть 2
Эклектика в архитектуре часто возникала при перестройке зданий, построенных ранее, в эпоху классицизма. В столице таких зданий много: построены в начале 19 века и даже раньше, а позднее перестроенные в эклектичном стиле.
В самом конце Воздвиженки, 18/9 расположено Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Занимает эта организация главный усадебный дом городской усадьбы, которая часто меняла хозяев.
Главный усадебный дом был построен в 1783 году князем Яковом Петровичем Шаховским по проекту неизвестного архитектора. Потом усадьбой владел сын Якова Петровича Алексей, при котором дом перестраивался после пожара 1812 года несколько раз.
С 1842 году владение купил врач Краузе. Огромный усадебный дом был перестроен под доходный, а фасады получили эклектичный внешний вид с преобладанием стиля рококо: полукруглые наличники, сложные композиции из цветочных гирлянд, раковин и волют. От классического портика остался ризалит, на который опирается треугольный фронтон. Автором проекта перестройки был, вероятно, выпускник архитектурной школы Экспедиции кремлевского строения Николай Ильич Козловский, хотя в некоторых источниках указывается на то, что Козловский руководил перестройками еще при прежнем владельце А. Я. Шаховском. В источниках нет единогласия и по поводу нового владельца, доктора Краузе: его называют то Карлом Фридрихом, то Иеронимом Ивановичем. Оба эти господина были врачами: Карл Фридрих – анатомом, а Иероним Иванович, кроме медицины занимался ботаникой, фармацевтикой и общественной деятельностью. Но… Карл Фридрих родился и умер в Ганновере, сведений о том, что он практиковал в Российской империи нет. Так что вряд ли он имел доходный дом в Москве. А Иероним Иванович Краузе родился в 1845 году, а в Москву, чтобы учиться фармацевтике, он приехал только в 1862 году.
А в 1868 году усадьбу купил другой известный врач, главный доктор Московской Мариинской больницы Дмитрий Тимофеевич Осиповский. В 1878 году Осиповский получил дворянство, чуть позднее на фронтоне дома появился герб Осиповских. Дмитрий Тимофеевич и его наследники владели усадьбой до 1917 года и использовали главный дом в качестве доходного.
В конце 20 века дом снова перестроили: северное крыло здания (здание в плане имеет форму буквы «П») отстроено заново симметрично южному в три этажа, хотя раньше было двухэтажным, была также снесена пристройка вдоль Воздвиженки.
Дом в Денежном переулке, 24 построен в 1823 году для Авдотьи Васьковой. Не понятно, кем была эта дама, у Романюка написано, что «отстроен соседний дом (№ 24) «цеховой» Авдотьи Васьковой». Лично у меня слово «цеховая» вызывает ассоциацию с подпольными предпринимателями в СССР, которых называли цеховиками. Вероятно, Авдотья Васькова была купчихой и руководила каким-то производством, что не редко случалось даже в то время.
Особняк сменил несколько владельцев, в конце 19 века он принадлежал дочери историка и славянофила Михаила Петровича Погодина, того самого, у которого был, пожалуй, самый красивый деревянный дом в Москве http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_derevyannaya-4/, Агриппине Михайловне Плечко. Агриппина Михайловна и сама была известным историком и успешным литератором: она издала несколько книг, посвященных истории Кремля, Китай-города и Москвы в целом.
Дом трижды перестраивался. Первый раз это произошло в 1833 году, второй раз — в 1893 году по проекту Петра Анисимовича Ушакова, третий раз — в 1914 году по проекту Густава Альбертовича Гельриха. Петр Ушаков окончил МУЖВЗ с большой серебряной медалью, работал чертежником при 6-отделении московской городской управы, смотрителем городских строений, по его проектам построен ряд зданий в Москве и Московской губернии. А немецкий архитектор, выпускник Ганноверского Политехнического института, Гельрих с 1901 по 1914 годы работал в Москве в тесном сотрудничестве с московским предпринимателем Яковом Рекком, который к тому времени возглавлял акционерное общество по торговле и строительству. Яков Андреевич Рекк мечтал застроить Москву красивыми и удобными домами, для чего привлекал к осуществлению своих планов талантливых архитекторов. Гельрих проектировал для Рекка в основном доходные дома из каркасных конструкций.
Как выглядел дом при первой владелице мы можем только догадываться, но некоторые черты классицизма он сохранил несмотря не все перестройки: замковые камни в виде листьев аканта в оформлении окон первого этажа, полуциркульные и треугольные сандрики с характерной лепниной в оформлении окон второго этажа, ризалит в центре фасада, вероятно на месте классического портика. Эклектичность зданию придает крыша в русском стиле над входом в здание и барочное оформление чердачного окна.
Здание до сих пор считается жилым домом, но недавно оно заявлено на получение охранного статуса объекта культурного наследия.
Особняк в стиле эклектики на Новокузнецкой улице, 11 современный вид получил в 1900 году, но историю имеет более долгую. Классическая усадьба с двухэтажным домом, двумя флигелями и небольшим садом возникла на этом месте в 1820-ых годах. Принадлежала она купцам Целибеевым. Целибеевы были купцами-старообрядцами из города Малоярославца. В 1766 году братья Целибеевы Терентий, Иван и Константин, перебрались в Москву, записавшись в купечество 2-ой гильдии. Основным родом деятельности Целибеевых была торговля чаем и сахаром. Кому из братьев или вернее их наследников принадлежала усадьба в Новой Кузнецкой слободе неизвестно: семейство было большим, а в 1812 году многие его представители перебрались в столицу. Они успешно вели свою торговую деятельность в Петербурге, были уважаемыми членами общества и щедрыми благотворителями. Почти все Целибеевы похоронены на семейном участке Волкового кладбища.
Видимо последние московские Целибеевы в конце 19 века тоже решили перебраться в Петербург. Они продают усадьбу на Кузнецкой улице титулярному советнику Тимофею Геннадьевичу Карпову, сыну известного российского историка, члена Императорского Русского исторического общества Геннадия Федоровича Карпова.
Новый владелец решил перестроить классический особняк. В 1900 году он приглашает для этого архитектора Анатолия Павловича Вакарина. Вакарин перестраивает дом и флигели в стиле эклектики. Фасады главного дома украшены элементами архитектурной классики – ордерным декором, щипцовая крыша выполнена в русском стиле, а чердачное окно одного из флигелей оформлено в стилистике барокко.
Тимофей Геннадьевич оформил недвижимость на свою супругу Марию Дмитриевну, урожденную Лепешкину. До сих пор в справочной литературе бывшая усадьба значится как владение Целибеевых-Карпова-Лепешкиной. В 1918 году усадьбу национализировали, в зданиях разместили коммунальные квартиры. Карповых «уплотнили», они поселились в нескольких комнатах особняка на Большой Ордынке, который принадлежал родному брату Тимофея Геннадьевича – Федору, эмигрировавшему в Европу. В 1929 году Карпова арестовали за антисоветскую деятельность, осудили и отправили в ссылку, где он и скончался в 1932 году. Поводом к аресту послужил тот факт, что Тимофей Геннадьевич был церковным старостой храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье.
После Великой Отечественной войны коммуналки расселили, а особняк был передан под дипломатические нужды. Сейчас в нем располагается посольство Мали.
Точная дата строительства купеческого особняка на бывшей Большой Алексеевской улице, а ныне улице Солженицына, 30 неизвестна. Вероятнее всего он построен в первой половине 19 века. А в 1910 году его покупает Иван Павлович Кузнецов. Кузнецов происходил из крестьянской семьи, но его дед Даниил Лукич и отец Павел Данилович крестьянским трудом не занимались. Даниил Лукич раздавал надомным ткачам пряжу, которую покупал у орехово-зуевских фабрикантов, со временем он основал красильную фабрику и стал самостоятельным фабрикантом. Отец Павел Данилович вел мануфактурную торговлю в Москве. В 1890 году он уволился из крестьянского сословия и стал Покровским купцом 2-ой гильдии.
Иван Павлович продолжил дело отца: он производил, отделывал и продавал хлопчатобумажные ткани. Кузнецов был щедрым благотворителем, жертвуя средства на приюты, лазареты и церковные приходы.
В 1911 году Иван Павлович приглашает архитектора Владимира Викторовича Иордана для перестройки особняка. Дом был перестроен внутри и получил новое оформление фасадов в стиле неоклассицизм: лепнина по классическим мотивам, нежные гирлянды, круглый эркер, украшенный ионическими пилястрами.
Сейчас в здании располагаются офисы различных организаций: бюро переводов, книжного клуба, Всероссийской ассоциации международных культурных и гуманитарных связей.
Одноэтажный особняк в Хлебном переулке, 28 построен в стиле ампир в 1815 году. Он имел характерный для ампира лепной декор и невысокий портик с колоннами. Кто был первым владельцем дома неизвестно, зато известно, что в 1860 году особняк купил вышедший в отставку с государственной службы в Императорских театрах известный композитор, автор романтической оперы «Аскольдова могила» Алексей Николаевич Верстовский. В 1823 году Верстовский приехал в Москву по приглашению московского военного генерал-губернатора князя Дмитрия Владимировича Голицына и 35 лет прослужил в московской театральной конторе. Он фактически руководил репертуарной и организационно-хозяйственной частью, возглавляя единую в то время оперно-драматическую труппу Большого и Малого театров. В особняке в Хлебном переулке Верстовский прожил со своей супругой бывшей крепостной актрисой Надеждой Васильевной, урожденной Репниной два последних года жизни.
После Верстовского владельцы особняка часто менялись и почти все они что-то перестраивали в доме. Наиболее значительная перестройка произошла в 1887 году по проекту архитектора Ивана Николаевича Елагина. В доме демонтировали антресоли, возвели пристройку из камня со световым фонарем для освещения внутреннего пространства, обустроили еще один вход в здание.
В 1891 и 1909 годах произошли еще две значительные перестройки особняка по проектам Адольфа Ноевича Зелигсона и Викторв Александровича Мазырина. На месте портика появился эркер с большими оконными проемами, украшенный ионическими пилястрами и лепниной классической тематики: цветочными гирляндами и меандровыми фризами. Над эркером установили небольшой фронтон в виде полукруга с картушем для фамильного герба владельца. Кирпичную ограду заменили на чугунную решетку.
После национализации особняк был передан в ведение наркомата иностранных дел. В 1935—1941 годах дом занимала резиденция военного атташе Германии, а с 1944 года здесь размещается посольство Исландии, картуш теперь украшает герб этой страны. В 2011- 2013 годах в здании посольства проведена реконструкция с восстановлением интерьеров.
Дом 19 по Старой Басманной в 1850-ых годах принадлежал купчихе Наталье Григорьевне Лоушкиной, а потом часто менял хозяев. Усадьба состояла из главного дома, флигелей и хозяйственных построек. Одно время на участке даже располагалась фабрика. О главном усадебном доме я рассказывала здесь http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-5/.
В 1902 году тогдашний владелец усадьбы купец первой гильдии Тимофей Агафонович Кудрявцев решает построить на участке новый флигель. Для работ был приглашен гражданский инженер Петр Карлович Микини, который в соавторстве с другими архитекторами был автором проектов нескольких доходных домов в Москве. Наверняка многие вспомнят доходный дом церкви Троицы Живоначальной на Грязех, что на Чистопрудном бульваре http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-1/ .
Основные работы Микини выполнены в стиле модерн, который был самым модным стилем в начале 20 века. Но декор фасада флигеля на Старой Басманной оформлен эклектично: эркер, женские и львиные маскароны – это от модерна, кронштейны, карниз с листьями аканта и лепные гирлянды – от классицизма, а форма окон второго этажа заставляют вспомнить эпоху ренессанса.
История владения по Большому Дровяному переулку, 13/7 строение 1, начинается в конце 18 века, когда усадьба принадлежала купчихе Анне Ивановне Вавиловой. Потом владельцы усадьбы регулярно менялись. Среди них были московская мещанка, ставшая позднее купеческой женой, Екатерина Алексеевна Русинова, купеческий сын Павел Никитич Полканов, наследницы Павла Никитича Авдотья Полканова и Ольга Петровская.
В 1880 году усадьбу покупает семейство купцов Татарниковых, Федор Васильевич и его супруга Ольга Павловна. Федор Васильевич был человеком деятельным и предприимчивым, свой капитал нажил, занимаясь торговлей льном и транспортными перевозками. Его конторы были не только в Москве, но и в Петербурге и городах Поволжья.
При Татарниковых усадьба претерпевает значительное переустройство: в 1884 — 1885 годах по проекту Николая Васильевича Розова строится новый хозяйственный корпус для сараев и конюшни, перестраивается главный дом по проекту известного московского мастера модерна Эдмунда Станиславовича Юдицкого. Но облик особняка Татарниковых трудно отнести к стилю модерн, время этого стиля еще не пришло. Дом оформлен в стиле эклектики с преобладанием классического декора. Фасад щедро украшен лепниной, первый этаж рустован, арочное окно над подъездом оформлено пилястрами. Высокие оконные проемы украшают многоступенчатые карнизы. Окна на первом этаже без наличников, но с замковыми камнями в виде львиных маскаронов. В эклектичном стиле оформлены и интерьеры особняка.
Усадьба имеет статус объекта культурного наследия. В 2017 году она была выставлена на торги: право арендовать памятник с обязательной реставрацией получила компания ООО «РСМ». После реставрации историческое здание приспособят под офисы.
А здание хозяйственного корпуса уже отреставрировано в 2019 году. Оно стало шестнадцатым объектом культурного наследия, восстановленным в столице по программе льготной аренды «рубль за квадратный метр», согласно которой инвестор переходит на льготную ставку аренды после проведения на объекте ремонтно-реставрационных работ.
Дом в Нащокинском переулке, 4 был построен в 1820 году. А до этого в 18 веке на месте дома располагалась усадьба князя Алексея Васильевича Голицына, которая состояла из главного дома, флигеля, хозяйственного двора, сада и огорода. Потом владельцами усадьбы были представители семейств Волконских, Нащокиных и Владыченковых.
В пожаре 1812 года все постройки усадьбы были уничтожены и в 1825 году владение было разделено на три части. Одна в 1832 году становится собственностью мещанина Василия Никитича Никитина. При нем на участке строится новый каменный дом в стиле ампир. От Василия Никитича дом перешел к его наследникам – сыновьям Гавриле и Ивану, которые и владели домом до 1891 года.
В 1891 году усадьбу с домом покупает архитектор Иван Иванович Поздеев. Поздеев окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника архитектуры и Императорскую Академию художеств со званием классного художника архитектуры 2-й степени. Служил архитектором в Московской уездной и Губернской земской управах, городским архитектором Рыбинска, техником Строительного отделения Московского губернского правления. По проектам Ивана Ивановича в Москве построен ряд доходных домов, после смерти брата старшего брата Николая Ивановича Поздеева, который тоже был архитектором, Иван Иванович заканчивал строительство дома Игумнова.
В 1892 году Поздеев перестраивает купленный дом. Он увеличивает площадь особняка, оформляет центральный вход, парадную и черную лестницы, убирает ампирный декор парадного фасада, оставив на нем только центральный балкон на лепных кронштейнах, строгое геометрическое оформление окон и карниза. Дом становится доходным. На каждом его этаже и в подвале обустраиваются по две пятикомнатные квартиры. Годом позже на втором этаже две квартиры объединяют в одну для семьи домовладельца. Через пять лет Поздеев продает дом сыну знаменитого московского терапевта Григория Антоновича Захарьина Сергею.
Сергей получил огромное состояние после смерти отца, но с 20 лет он страдал от неизлечимого заболевания. В 1909 году Сергей Григорьевич умирает, а дом
два года принадлежал его матери Екатерине Петровне, а затем перешел по завещанию к старшей сестре – Александре Григорьевне Подгорецкой, которая и владела им до 1917 года. Квартиры первого и подвального этажа все также сдавались внаем, а на втором этаже жила сама домовладелица. После революции в доме разместились коммуналки, которые расселили в начале 1980-ых годов. Тогда же был проведен капитальный ремонт с частичной перепланировкой, здание приспособили под офисы, которые располагаются в здании до сих пор.
Перестроен и так называемый дом Ровинского в Трубниковском переулке. Дмитрий Александрович Ровинский — юрист, действительный тайный советник, один из главных разработчиков судебной реформы 1860-ых годов. Но, пожалуй, больше, чем юрист, Дмитрий Александрович известен как историк искусства. Им составлены справочники по русским портретам и гравюре 18-18 веков, Ровинский первым из исследователей искусства заинтересовался русским лубком, собрав большую коллекцию лубка на ряду с коллекциями западноевропейской и русской гравюры. Он был щедрым меценатом и благотворителем.
В 1860 году Ровинский покупает участок в Трубниковском переулке. На участке располагался деревянный одноэтажный дом в стиле классицизм. Дом имел симметричную композицию с тремя арочными окнами и штукатурными пилястрами в центральной части, завершающейся мезонином с треугольным фронтоном.
В 1875 году по делам службы Дмитрий Александрович перебирается в Петербург, а участок с домом продает некой В. В. Румянцевой. Новая владелица перестраивает особняк: появляются пристройки к дому и второй этаж, со стороны Трубниковского переулка — пилястры и сдвоенные венецианские окна. Здание перестраивали еще несколько раз, в том числе и в советское время: парадный вход со стороны переулка заложили, оформив его окном, разобрали исторические печи и лестницы. В 1990-ых годах весь фасадный декор, кроме пилястр, и большая часть оставшихся элементов интерьера были утрачены. В 2016-2018 годах были проведены работы по реставрации фасадов и сохранившихся фрагментов декоративного оформления интерьеров. По фотографиям воссозданы утраченные детали интерьеров: колонны ионического ордера, разделявшие большую и малую гостиные, потолочный лепной декор, печи. Кроме того, восстановлено анфиладное расположение комнат первого и второго этажа.
Сейчас в здании располагается частная школа Lancman School.
Но эклектичные здания возникали не только в результате перестройки. В следующей части мы познакомимся с домами, которые сразу были построены в стиле эклектики.
03.07.2022