ЭКЛЕКТИКА И НЕОКЛАССИЦИЗМ-3

ЭКЛЕКТИКА И НЕОКЛАССИЦИЗМ. Часть 3

        Во второй половине 19 века интерес к классицизму постепенно угасает. Вплоть до самого конца 19 века, когда широкое распространение получает модерн, в архитектуре царит эклектика. Здания, построенные в это время, сочетают в своем декоре элементы более ранних стилей: барокко, ренессанс, готика и даже романский.  Эклектика того времени приобретает в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре специфические национальные черты. Так появляется направление историзма, когда в декоре присутствуют восточные, древнеегипетские, русско-византийские мотивы.

         Наш сегодняшний рассказ будет об эклектичных домах второй половины 19 века, которые не перестраивались, а сразу возводились в эклектичном стиле.

        Первый адрес – дом-комод на Садово-Кудринской, 6. Только не путайте его с другим домом-комодом, который расположен на Покровке. Покровский дом-комод – это огромный дворец Апраксиных-Трубецких в стиле растреллиевского барокко, а дом-комод на Садовой-Кудринской небольшой по объему, но не менее ценный для истории Москвы: в нем проживал Антон Павлович Чехов со своей семьёй с 1886 по 1890 год. Именно Чехов назвал дом комодом – в одном из писем он писал: «Живу в Кудрине, против 4-й гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод. Цвет дома либеральный, то есть красный».

        Дом построен в 1874 году по проекту Василия Филипповича Афанасьева. Афанасьев обучался в Императорской Академии Художеств, которую окончил с присвоением звания свободного художника, работал сверхштатным техником Московского городского правления, позднее занимал должность городского архитектора Мурома, губернским архитектором Симбирска. Дом на Садово-Кудринской был построен для некоего подполковника Ростовцева. Фактически это была городская усадьба с главным домом, двумя флигелями, хозяйственными постройками. Правда, флигели появились чуть позже, уже при новом владельце. Дело в том, что Ростовцев продает усадьбу в 1875 году доктору Я. А. Корнееву. Яков Алексеевич служил ординатором в клинике Г. А. Захарьина, затем субинспектором Московского университета. Семья Корнеева занимала центральный дом, а боковые флигели сдавались в наем.

       Северный флигель с 1886 по 1890 год снимал Антон Павлович Чехов. В доме вместе с Антоном Павловичем жила его мать, сестра Мария и брат Михаил. С 1954 года в доме располагается дом-музей Чехова. В основе экспозиции лежат документы и материалы из личного архива писателя и его семьи. В большинстве комнат по рисункам Михаила и Марии Чеховых были восстановлены исторические интерьеры.

          А внешний вид фасадов дома в 19 веке был другим. Здание с шатровой крышей украшали эркеры, декоративный карниз, невысокая балюстрада, рельефные наличники и декоративная ограда на крыше. В начале 20 века первый этаж оформили рустовкой. В настоящее время из декоративных элементов сохранились только эркеры, рустовка и оформление крыши.

        Дом на Большой Никитской, 50/8 построено в 1876 году по проекту Константина Ивановича Андреева. Андреев учился в Московском дворцовом училище, по аттестации в Императорской академии художеств получил звание неклассного художника. В Москве реализованных проектов Андреева немного – всего четыре особняка. К сожалению, на вопрос для кого был построен особняк на Большой Никитской, все доступные мне источники ответа так и не дали.

          Двухэтажное здание на полуподвале на углу Большой Никитской улицы и Скарятинского переулка, вероятно, строилось для состоятельных владельцев: оно больше похоже на дворец, чем на особняк. В немалой степени этому способствует и декор дома: рустованный первый этаж с арочными окнами, прямоугольные окна второго этажа с украшенными лепниной сандриками, обилие других лепных элементов: картуши, цветочные гирлянды, розетки, ракушки, пилястры с фантазийными капителями, ниша на скругленном углу дома, которую венчает аттик с фруктовой гирляндой. В лепных элементах можно отыскать черты различных архитектурных стилей.

   

   

         Сейчас здание занимает посольство Испании.

         Естественно, в стиле эклектики строились не только особняки, но и доходные дома (о них я писала в материалах, посвященных таким строениям), и общественные здания.

        Дом № 8 в Большом Харитоньевском переулке был построен в 1891 году по проекту архитектора Николая Васильевича Карнеева как доходный. Правда, жилым этот дом так и не стал. В 1892 году в здании разместили бесплатную лечебницу Общества военных врачей в память 25-летия царствования Государя Императора Александра Николаевича. Лечебница предназначалась для оказания медицинской помощи бедным людям «всякого звания».

         В советское время здание надстроено двумя этажами, что существенно исказило его облик. От первоначального декора сохранились пилястры, расположенные по всему фасаду, которые украшены рустом на первом этаже, и рельефный карниз над вторым этажом. Раньше на него опиралась крыша здания, а теперь карниз разделяет второй и третий этажи.

        Об архитекторе известно не много. Он был сыном московского архитектора Василия Николаевича Карнеева, окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника-архитектора. Из его проектов в Москве реализовано лишь три: доходный дом в Уланском переулке, несохранившийся до наших дней особняк Мазурина на Собачьей площадке и лечебница в Большом Харитоньевском.

          Сейчас в здании располагается филиал городской поликлиники № 5.

         Еще одно здание в стиле эклектики, связанное со здоровьем москвичей, находится на Никольской улице. Это бывшая аптека Феррейна.

          Владимир Карлович Феррейн – российский фармацевт, магистр фармации, купец первой гильдии родился в семье немецкого фармацевта Карла Ивановича Феррейна, который приехал в Россию из Пруссии в первой половине 19 века.

         Владимир Карлович получил домашнее начальное образование, работая в аптеке отца познакомился с азами фармации. Он успешно сдал экзамены на звание помощника аптекаря, а затем — на звание провизора в Московском университете, изучал химию в Мюнхене. В Москве Владимир Карлович продолжил дело отца, при чем оно было весьма успешным как фармацевтической, так и с коммерческой точки зрения. Став купцом первой гильдии, Феррейн занимался социальными реформами для сотрудников его предприятий (фармацевтические заводы, плантации лекарственных растений, стеклодувные мастерские, изготовлявшие флаконы для лекарств), благотворительностью, был членом Московского совета детских приютов, возглавлял Московское фармацевтическое общество. За заслуги перед государством он был награжден орденами и памятными медалями, а в 1910 году получил чин действительного статского советника, которое давало право на потомственное дворянство.  В 1902 году Владимир Карлович учредил фармацевтическую фирму «Товарищество В. К. Феррейна».

      Последний год жизни, а умер Феррейн в 1918 году, Владимир Карлович работал кладовщиком в собственной, у тому времени уже национализированной, аптеке.

         Аптекой на Никольской с 1862 года владел отец Владимира Карловича, Карл Иванович. Возглавив дело отца, Владимир Карлович решает перестроить аптеку. Для выполнения работ Феррейн приглашает Адольфа Эрнестовича Эрихсона – востребованного московского архитектора, работавшего в стилях модерн и эклектика. По его проектам в Москве было построено порядка пятидесяти зданий: особняков, доходных домов, общественных зданий. О некоторых из них я писала здесь

http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-9/ http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-4/ http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-5/ .

         Новая аптека была задумана как пятиэтажная, но Эрихсону пришлось изменить проект и построить здание в четыре этажа. Главный фасад аптеки был оформлен в стиле неоренессанс, а задний краснокирпичный фасад — в стиле неоготики. Здание со стороны Никольской улицы оформлено массивными окнами, которые обрамляют каннелированные коринфские колонны. Колонны венчают скульптуры богини здоровья Гигиеи, которая согласно древнегреческой традиции изображена кормящей из чаши змею. Под ажурным чугунным козырьком главного входа располагался герб Феррейнов.

 

   

          Задний фасад украшали стрельчатые окна и башенка, маскировавшая печную трубу. На башне по задумке Феррейна поместили часы, которые были утеряны в советское время. Сейчас задний фасад плохо просматривается с улицы, и увидеть его можно только с верхних этажей Министерства транспорта РФ. Поэтому привожу фотографию из интернета, а кроме того две старые фотографии аптеки начала 20 века. Увы, но сейчас и фасад со стороны Никольской сфотографировать тоже сложно из-за висящих круглый год вдоль улицы «украшений».

   

         Первый этаж аптеки занимал отдел розничной продажи готовых лекарств. Мраморная лестница вела на второй этаж, где принимали заказы на медикаменты по рецептам. Интерьеры украшали массивные зеркала в позолоченных рамах, вазы, резные шкафы, статуи.

          После национализации аптека Феррейна была переименована в Аптеку №1, она работала с 1917 по 2000 год. После реставрации здания в нем расположились магазин хрусталя «Баккара» и одноименный ресторан.

          Дом № 9 в Колпачном переулке был построен в 1912 году, когда на смену модному в начале века модерну пришли другие стили. Как правило с приставкой нео-: неоклассицизм, неоготика, неоренессанс… А дом в Колпачном переулке построен в эклектичном стиле, который сочетает в себе элементы готики, ренессанса и классицизма. Композиция здания и двухчастные окна напоминают эпоху ренессанса, стрельчатые – готику, а медальоны с лепными маскаронами в виде женских и львиных голов и цветочные розетки – классицизм.

   

       Построен особняк по проекту Владимира Дмитриевича Глазова. Еще не имея архитектурного образования, Владимир Дмитриевич работал временным помощником участковых архитекторов, а после окончания МУЖВЗ — старшим помощником городских архитекторов.  После 1917 года состоял в Техническом совете Строительного отдела Совета районных дум Москвы, строил жилые, промышленные и общественные здания в Москве, Новосибирске и Сочи.

   

         Владельцем особняка был сын известного музыкального издателя Петра Ивановича Юргенсона Григорий. Он приобрел участок в Колпачном переулке у наследников фольклориста, исследователя славянской культуры, историка и литературоведа Александра Николаевича Афанасьева. В советское время здание много лет занимало представительство Совета Министров Якутской АССР. Сейчас в нем располагается лечебно-диагностический центр Генерального штаба Вооружённых сил РФ.

      Среди разнообразных стилей нео-, распространенных в 1910-ых годах, чаще всего в Москве встречается неоклассицизм. Но его часто трудно отличить от эклектики, т.к. среди элементов классического декора можно увидеть элементы декора других стилей.

         Гончарная улица, 34/11, городская усадьба Александра Ивановича Зимина. Александр Иванович был сыном основателя крупнейшего в России акционерного общества «Товарищество Зуевской мануфактуры Зимина» Ивана Никитича Зимина. Иван Никитич, будучи выходцем из крестьян, благодаря своему трудолюбию, упорству и врожденной предпринимательской жилке, сумел не просто организовать бумагопрядильное и ткацкое производство, но сделать его одним из крупнейших в стране. Сын Александр продолжил дело отца, а другой сын, Сергей, не только занимался делами мануфактуры, но и организовал по примеру Саввы Мамонтова частную «Оперу Сергея Зимина», в которой блистали Собинов, Шаляпин, Кшесинская…

        Дом Зимина на Гончарной улице построен в 1912 году по проекту Владимира Дмитриевича Адамовича. Адамович окончил МУЖВЗ с Большой серебряной медалью и званием классного художника архитектуры. В студенческие годы работал помощником Шехтеля, а после окончания училища работал техником в Строительном отделении Московского городского правления, имел большую строительную практику: по его проектам построено более сорока объектов в Москве и подмосковных городах. Выбор Александра Зимина пал на Адамовича потому что пятью годами ранее по его проекту был возведен производственный корпус фабрики «Товарищества Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина» в городе Дрезна под Ореховым-Зуевым.

            Двухэтажный дом оформлен в неоклассическом стиле. Выходящий на Гончарную улицу фасад симметричный, с ризалитом в центральной части, на котором расположены три арочных окна. Венчает ризалит треугольный аттик с круглым слуховым окном. Боковой фасад асимметричный с ризалитом, который подчеркивает главный вход. Стены фасадов украшала лепнина в ампирной стилистике. К сожалению, лепнина почти полностью утрачена: сохранились только панно между окнами первого и второго этажа, ионические пилястры и замковые камни в оформлении окон. Все это, безусловно, элементы классицизма. Но посмотрим внимательно на окна здания. Окно парадной лестницы со сложной конфигурацией рамы и овальные окошки первого этажа все-таки больше характерны для модерна, чем для классицизма. Интерьеры дома не сохранились.

 

            Сейчас это административное здание. По неподтвержденным данным его занимает один из отделов расположенного рядом ФГУП «Космическая связь» — российской государственной компании, национального оператора спутниковой связи.

              Если декор особняка Зимина выглядит сдержано и содержит элементы модерна, то дом Свешниковой на Новокузнецкой улице совсем другой, хотя и он построен в стиле неоклассицизм.

         Кстати, потомок Зиминых, Дмитрий Борисович Зимин,  учёный-радиотехник, доктор технических наук, создал в наши дни сотовую сеть «Билайн». Он был увлеченным фотографом, в Москве даже была его персональная выставка фотографий. В 2021 году Дмитрий Борисович скончался на 89 году жизни.

          В начале 20 века купец первой гильдии Иван Петрович Свешников, уроженец и почетный гражданин Переславля-Залесского, приобрел участок на углу Кузнецкой (сейчас Новокузнецкой) улицы и 1-ого Спасоболвановского переулка (сейчас 1-ый Новокузнецкий переулок). Он решил построить на участке дом для своей супруги Елизаветы Дмитриевны. Проект особняка был заказан известному московскому архитектору Сергею Флегонтовичу Воскресенскому, автору многочисленных проектов доходных домов и особняков. Согласование проекта и строительство особняка затянулось более чем на десять лет. Ивану Петровичу так и не удалось увидеть законченное здание: в 1910 году он умер, не дожив до окончания строительства. А само строительство и отделка дома были завершены только в 1913 году.

           Главный фасад особняка не имеет входа и украшен двумя небольшими полукруглыми фронтонами над верхним карнизом по краям, в центре — изящный фигурный аттик с чердачным окном, обрамленным пилястрами. Окна первого этажа украшены элементами рустовки и замковыми камнями с лепниной. Окна второго этажа обрамлены пилястрами, которые также украшены богатой лепниной. Этажи разделены поясом из филенок с растительным орнаментом, расположенных строго под окнами. Боковой фасад оформлен в таком же стиле и имеет входную дверь.

        Лепнина включает типичные для классицизма элементы: цветочные гирлянды, медальоны, листья аканта. Но даже среди этого «классического» изобилия можно разглядеть отголоски ушедшего модерна: асимметричность фасада, легкие изогнутые очертания окон.

           Несколько слов о Свешниковых. Иван Петрович Свешников был владельцем известной фирмы по торговле мехами. Кроме того, он вел торговлю лесом. Свешников увлекался живописью и смог собрать большую коллекцию произведений русских художников второй половины 19 – начала 20 веков: 287 живописных полотен и 56 графических работ. В его коллекции были картины и рисунки Репина, Левитана, Коровина, Маковского, Сурикова, Прянишникова, Шишкина, Поленова, братьев Васнецовых. Еще при жизни Иван Петрович хотел подарить свою коллекцию Румянцевскому музею, но музей затягивал оформление передачи коллекции из-за отсутствия необходимого количества свободных площадей.

        После смерти Ивана Петровича его коллекция, в соответствии с завещанием, была передана его вдовой и душеприказчицей Елизаветой Дмитриевной в Румянцевский музей. После 1917 года, когда Румянцевский музей был закрыт, картины из коллекции Свешникова распределили по провинциальным музеям разных городов СССР. 45 картин были переданы в картинную галерею родного для Свешникова Переславль-Залесского.

04.07.2022

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *