ЭКЛЕКТИКА И НЕОКЛАССИЦИЗМ. Часть 4
Эклектика конца 19 века и неоклассицизм начала 20 века часто имеют сходные черты, особенно когда эклектика возникла в результате перестройки зданий, ранее построенных в стиле классицизм. А перестраивали в соответствии с наступившей модой совсем разные здания – от скромных домов до дворцов знати. Часто перестройка была обусловлена не только вкусом новых владельцев, но и изменением статуса здания, когда бывшие частные дома превращались в общественные.
Вот яркий пример именно такой перестройки – главный корпус МАрхИ (Рождественка, 11 строение 2).
В 18 веке на месте нынешнего архитектурного института, вернее теперь – академии, находилась обширная усадьба казанского губернатора Артемия Петровича Волынского, построенная по проекту Петра Михайловича Еропкина. По обвинению в заговоре против короны Волынского казнили, родных сослали, а имущество конфисковали. После восшествия на престол Елизаветы Петровны, родственников Волынского простили, а усадьбу на Рождественке отдали в качестве приданного дочери Артемия Петровича Марии.
Мария Артемьевна выходит замуж за сенатора Ивана Илларионовича Воронцова. На месте обветшавшей усадьбы покойного тестя Воронцов в 1759 году начинает строить новую в классическом стиле с коринфским портиком, анфиладным расположением комнат и обширным французским садом. Кто был автором проекта доподлинно неизвестно: называют имена Матвея Казакова, Карла Бланка, Николая Львова и даже самого Воронцова.
После Воронцова усадьбу несколько раз продавали, а участок делили. В 1809 году северную часть бывшей усадьбы Воронцова, на которой находился главный дом, выкупили городские власти для размещения московского отделения Императорской медико-хирургической академии. Не знаю, изменились ли в это время фасады, а вот внутреннее пространство было приспособлено под кабинеты, учебные аудитории и библиотеку.
В 1843—1845 годах усадьбу на Рождественке передали в ведение Московского университета для организации клиники. Анфиладные помещения переоборудовали в больничные палаты, объединенные общим коридором. Был изменен фасад: убрали лепной декор и фриз, а коринфский портик заменили более скромным ионическим. Но общий вид здания оставался классическим.
В 1892 году здание еще раз перестраивают по проекту Сергея Устиновича Соловьева, теперь уже для Строгановского училища. Внутри появляются новые перегородки и перекрытия для создания новых учебных кабинетов, актового зала, библиотеки и т.д.
Фасад здания получил эклектичное оформление. Были демонтированы портик и фронтон, верхнюю часть здания украсили массивным карнизом с балюстрадой. Для лучшего освещения аудиторий растесали окна, дополнили их ордерными карнизами. Фасады декорировали полихромными изразцами, которые изготовили по эскизам учеников Строгановки. Над окнами второго этажа разместили майоликовое панно с названием учебного заведения и датами основания. Позднее, в 1912 году в простенках между арочными окнами первого этажа и возле главного входа расположили розетки с изображениями художников и архитекторов.
Не буду здесь рассказывать о новом корпусе Строгановки, который построили в 1914 году по проекту Александра Васильевича Кузнецова между главным зданием и Сандуновским переулком. Скажу только пару слов о бывших флигелях усадьбы.
Левый флигель (Рождественка, 11, строение 4) получил свой новый облик в 1904 году после реконструкции по проекту Шехтеля. Фасад оформлен полихромным керамическим панно с ренессансными арабесками, выполненным по проекту учеников Строгановского училища. В доме размещается, кроме аудиторий, магазин «Книжная лавка архитектора» http://www.peshkompomoskve.ru/fedor_shehtel/ .
Правый флигель (Рождественка, 11, строение 3) был перестроен в 1874 году под квартиры для служащих и преподавателей. Еще одна перестройка произошла в начале 20 века. Фасад также оформлен в эклектичном стиле, в котором сочетаются элементы ренессанса, классицизма и русского стиля. В наши дни здание занимают факультеты МАрхИ.
Еще один главный усадебный дом, вернее дворец, получил эклектичный вид из-за неоднократных надстроек. Его классическая часть стала выглядеть как будто это более поздний декор. Речь идет о доме на Старой Басманной, 21/4.
В 18 веке владение в Басманной слободе принадлежало кригскомиссару Петру Ивановичу Демидову, который занимался вопросами денежного довольствия войск и обеспечения их снаряжением, продовольствием, обмундированием. В 1798 году участок выкупил сенатор, действительный тайный советник и дипломат Александр Борисович Куракин. На месте демидовского дома Куракин решает построить новый. Проект двухэтажного дворца в классическом стиле разработал архитектор Родион Родионович Казаков. Дворец был построен в 1801 году.
Главный фасад дворца Куракина делился на три части ризалитами: центральный ризалит был оформлен шестиколонным портиком и рустованным первым этажом. Боковые ризалиты украшали две пары колонн. За домом находились хозяйственные постройки и обширный сад. Внутренние помещения любитель роскоши Куракин тоже отделал с изысканной роскошью.
В московском дворце Александр Борисович бывал не часто, проводя большую часть времени во Франции с дипломатической миссией или в других своих домах и поместьях. Человеком он был эпатажным и любвеобильным, семьи так и не создал, но у него были внебрачные дети, которые, как и многие внебрачные дети знати, имели титул и фамилию, отличную от отцовской. Дети Куракина назывались баронами Вревскими.
Именно наследники бароны Вревские и продали дворец на Старой Басманной в казну. С тех пор здание усадьбы занимали различные учебные заведения и административные учреждения. Сначала это был Константиновский межевой институт, для размещения которого была проведена реконструкция помещений под руководством архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина. Потом здание по очереди занимали архив Министерства юстиции, Александровское коммерческое училище, в советское время — Промышленно-экономический институт имени Рыкова, институт химического машиностроения, ныне факультеты института инженерной экологи и химического машиностроения.
Всякий раз здание перестраивали внутри и снаружи. Так в конце 19 века исчез портик, а колонны боковых ризалитов заменили на пилястры. В 1930-ых годах были надстроены два этажа, а в 1996 году – еще один. Так получился эклектичный или, если угодно, неоклассический фасад.
Следующий дом получил свой нынешний вид тоже в результате многочисленных перестроек. Первым владельцем участка в конце 17 века был дядя Петра I Лев Кириллович Нарышкин, который построил каменные прямоугольные палаты по моде того времени. В 18-19 веках усадьба часто меняла хозяев, среди которых были Петр Яковлевич Голицын, Надежда Михайловна Арсеньева, Надежда Филаретовна фон Мекк, Николай Дмитриевич Стахеев. И почти все они внесли свой вклад в изменения и перестройку дома.
Сейчас отреставрированный фасад представляет собой сочетание барокко и классицизма. Первый этаж рустованный. Фасад второго разделен коринфскими пилястрами, четыре из которых образуют своеобразный портик, который венчает полукруглый фронтон. Облик дома завершает парапет из мелких балясин над карнизом. Окна второго этажа богато украшены затейливыми наличниками: в центральной части они обрамлены лучковыми наличниками с полуциркульными завершениями, в боковых частях фасада — украшены «ушастыми» наличниками с треугольными фронтончиками.
Когда и при каких владельцах появились те или иные элементы декора не известно. Зато известно, что при Арсеньевой в доме был салон, который посещали Пушкин, Чаадаев, Соболевский, бывал Ференц Лист. А при фон Мекк в доме жил Чайковский и Дебюсси, который преподавал музыку дочери Надежды Филаретовны Софье. В народе дом на Мясницкой прозвали «домом трех композиторов».
После советских коммуналок особняк отреставрировали и превратили в офисное здание.
Владение на Николоямской улице, 48 известно с начала 19 века. Оно переходило из рук в руки, его делили на части, одни постройки заменяли другими, но до 1870-ых годов все строения усадьбы были выдержаны в стиле ампир. В начале 1870-ых усадьбой владел купец П. М. Гарнов, он капитально перестроил усадьбу, приспособив главный дом под доходный.
Следующей владелицей усадьбы в 1889 году стала купеческая жена Варвара Ивановна Константинова. И она снова перестроила усадебные здания. Главный дом так и остался доходным, а обветшавший флигель превращается в хозяйский особняк. Работами руководил архитектор Константин Дуванов. Именно в процессе этих работ появился нарядный лепной декор фасада со стилизацией ампира. После 1917 года хозяйственные постройки усадьбы постепенно разрушились, их снесли, в хозяйском особняке и доходном доме многие годы были коммуналки. В начале 1990-ых их расселили, особняк отреставрировали и приспособили под офисное здание. Еще один ремонт-реставрация был проведен в начале 2020-ых годов.
Трехэтажный дом рядом (Николоямская улица, 50), вероятно, возведен на месте еще одного усадебного флигеля в начале 20 века. К сожалению, никаких достоверных данных об этом доме мне найти не удалось.
Эклектика появилась в декоре и следующего дома (Гороховский переулок, 12, строение1). Построен он в 1830-ых годах для некой гвардии подпоручицы М. В. Булыгиной. С середины 1840-х годов усадьбой владела «богородская купеческая жена Марья Николаевна Мурашова», которая почти ничего не изменила в домовладении. Еще через несколько лет владельцем особняка становится действительный статский советник Константин Васильевич Паженкопф Он приглашает архитектора Александра Осиповича Вивьена для переделки особняка. В результате этой переделки немного перестроили внутреннее пространство, добавили флигель, несохранившийся до наших дней, а фасад получил эклектичный декор: рустованный первый этаж, лепные кронштейны, на которых покоится балкон, кружевной поясок между этажами, полукруглые навершия окон, опирающиеся на кронштейны в виде листьев аканта. Сейчас особняк занимает посольство Эквадора.
Несколько слов об архитекторе. Александр Осипович Вивьен окончил Московское дворцовое архитектурное училище со званием помощник архитектора. Работал преподавателем архитектуры в школе межевых топографов, в Межевом институте, в Земледельческой школе, служил архитектором межевой канцелярии. Кроме перестройки домов, в том числе и дома Демидова в Гороховском переулке http://www.peshkompomoskve.ru/demidovs_golden_rooms/, Вивьен спроектировал несколько доходных домов в Москве.
Эклектика в архитектуре очень пришлась по вкусу российским купцам и предпринимателям. Они строили не только свои дома, но и здания, в которых работали: банки, торговые дома, фирмы и магазины. Часто эклектика в этом случае выбиралась пышная, вычурная и насыщенная всевозможными декоративными деталями.
Между Рыбным и Никольским переулками и Ильинкой еще с 17 века располагалось грандиозное здание Посольского двора, состоявшее из нескольких корпусов, соединенных арочными переходами. В нем жили иноземные послы, которые прибывали в Московское государство, и сопровождавшие их лица. Посольский двор размещался на этом месте более века, упразднили его после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Потом здания Посольского двора по очереди занимали Мундирная экспедиция и шелковая мануфактура.
В конце 18 века владение пробрели купцы Павлов и Калинин, которые снесли обветшавшие строения и построили на этом месте доходный дом по проекту Матвея Казакова. Дом был построен в классическом стиле с портиком и колоннами коринфского ордена. Он просуществовал в первозданном виде до 1888 года, когда владение перешло в собственность Купеческого общества города Москвы. Было решено построить два доходных дома по проекту Бориса Викторовича Фрейденберга. Здания получились разными по декору: левое представляет собой эклектичный вариант ренессанса, а правое – барокко. Левое здание оформлено достаточно скромно, правое – изобилует на фасаде лепными элементами и даже скульптурами, изготовленными в мастерских скульптора Михаила Дмитриевича Кутырина. Оба здания в память об арочных переходах старого Посольского двора содержат арочные элементы: двойные арочные окна левого здания и арочные оконные проемы первого этажа в правом здании.
Барочное здание (Ильинка, 8, строение 2) до 1917 года занимал Волжско-Камский коммерческий банк, основанный в 1870 году, а соседнее – Московский торговый банк Николая Александровича Найденова, который был учрежден в 1871 году Найденовым совместно с П. М. Рябушинским и В. И. Якунчиковым.
В некоторых изданиях можно прочитать, что учредителем Волжско-Камского коммерческого банка считается Василий Александрович Кокорев, однако в официальных списках акционеров–учредителей имя одного из богатейших российских предпринимателей 19 века, благотворителя, мецената и коллекционера Кокорева не значится. Кстати, за свою деятельность в области коллекционирования и поддержки русских живописцев Василий Александрович был награжден званием почетного члена Академии художеств.
Что касается Николая Александровича Найденова, то он тоже был не только предпринимателем и банкиром. Он был страстным историком-москвоведом. На свои средства он выпустил ряд уникальных изданий, ставших классикой московского краеведения. Это были книги по истории московского купечества, по истории населения Москвы, 14 альбомов с фотографиями Первопрестольной, включая четырехтомник «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Так что в моих увлечениях много общего с увлечениями Николая Александровича, разве что фотографий сделано на много больше, а денег на издание книг по материалам сайта нет совсем.
К сожалению, мне не удалось найти информацию об эклектичном с элементами классицизма здании рядом с бывшим банком Найденова (Никольский переулок, 4 строение 1). Вероятнее всего оно тоже принадлежало Купеческому обществу Москвы и сдавалось в аренду под конторы. Может быть, в нем располагались отделения банка Найденова.
В Советское время в домах бывшего Московского купеческого общества размещались различные госучреждение, пока здания в округе не вошли в комплекс зданий ЦК КПСС. Сегодня здесь размещаются структуры администрации Президента РФ.
По проекту Бориса Викторовича Фрейденберга в 1909 году построен и торговый дом братьев Джамгаровых на Кузнецком мосту, 18/7. Симметричная композиция фасада здания оформлена в эклектичном стиле. Классическая лепнина, представленная львиными маскаронами, коринфскими капителями пилястр, листьями аканта, медальоном, который поддерживают грифоны сочетается с барочным металлическим куполом с флюгером на мачте в центральной части здания. Четыре крупные витрины первого этажа в начале 20 века были эркерами, оконные проемы второго и третьего этажей уменьшаются в размере, что зрительно увеличивает высоту здания.
Торговые заведения располагались на этом месте и раньше. C 1825 года уцелевшее после пожара 1812 года здание более 50 лет принадлежало московскому купцу Соколову и его наследникам. Соколовы сдавали помещения различным торговым заведениям: магазину соломенных шляп «Французский базар», торговавшему полотном и бельем «Голландскому магазину» И. Левинсона, магазину серебряных изделий, столовых и чайных принадлежностей фабрики К. Пеца. При Соколовых в торговом доме размещались небольшие книжные лавки. Традицию книготорговли продолжили и братья Джамгаровы — в новом здании открылся большой книжный магазин известного издательства «Товарищество М.О. Вольф», который после 1917 года стал называться «Книжная лавка писателей».
С 1950-ых годов в доме размещалось представительство Молдавской ССР, сейчас часть здания занимает Посольство Молдавии в Российской Федерации, а на первом этаже — кафе.
Яркий особняк на Тверском бульваре, 11 построен в 1773 году. Кто был заказчиком строительства неизвестно. В 19 веке хозяева особняка часто менялись, и все они часто перестраивали дом. Последняя перестройка произошла в 1875 году, тогда же появился и эклектичный декор фасадов. В 1889 году владение купил московский адвокат Николай Петрович Шубинский. Его супругой была знаменитая актриса Малого театра Мария Николаевна Ермолова. Она проживала в особняке до самой своей кончины в 1928 году.
В основе современного дома – два здания: одно – главный дом, расположенный вдоль красной линии бульвара, и флигель, выходящий на улицу торцом. Сначала здания были двухэтажными. В середине 19 века появился застекленный выступ-«фонарь». В 1873 году, когда особняком владел некий инженер Ромейко, флигель соединили переходом с главным домом, над «фонарем» появился балкон. В 1875 году архитектор Константин Николаевич Чичагов надстроил третий этаж, оформил проездную арку. На фасадах появились лепные гирлянды, барельефы с женскими головками, аттик с картушем и декоративными вазами. Последнее изменение фасада произошло уже при Шубинском: картуш аттика украсила буква «Ш» как своеобразная имитация фамильного герба адвоката.
В 1918 году Шубинский эмигрировал, а Ермолова осталась в России. В особняке она устроила лазарет для раненых и продолжила играть в театре. В 1920 году Моссовет передал особняк актрисе в пожизненное владение. После ее смерти в доме, как водится, разместились коммунальные квартиры.
С 1970 года в нескольких комнатах дома был открыт музей-квартира Ермоловой, где находились вещи, сохраненные дочерью актрисы. С 1986 года после расселения коммуналок особняк занял дом-музей М. Ермоловой. Экспозиция дома-музея рассказывает не только о жизни великой актрисы, но и о мире театральной Москвы 19 века, о театральных деятелях, которые посещали Марию Николаевну и Николая Петровича в их доме, среди которых были Немирович-Данченко, Станиславский, Шаляпин, Южин и другие.
В эклектичном стиле оформлено и фабричное здание фармацевтической фирмы В. К. Феррейна в Кривоколенном переулке, 12. Здание это было построено в 1893 году по проекту Адольфа Эрнестовича Эрихсона. В основе – более ранняя постройка 18 века. Эрихсон построил трехэтажное здание с полуподвальным этажом. Фасады оформлены в сочетании стилей барокко и готики в прочтении эпохи модерна. Через некоторое время был достроен четвертый этаж. В здании кроме лабораторных помещений было оборудовано торговое помещение аптеки с резными дубовыми шкафами, статуями, зеркалами и бронзовыми канделябрами. На старой фотографии видна надпись: «Торговый домъ К. И. Феррейнъ».
Несколько слов о Феррейнах. Карл Людвиг (Карл Иванович) Феррейн родился в Германии. В 1824 году он приехал в Москву, успешно аттестовался на звание аптекаря 1 класса в московском филиале Императорской медико-хирургической академии и получил право руководить аптекой. Его сын Владимир Карлович продолжил и развил дело отца. Сначала он получил звание помощника аптекаря, потом провизора, затем защитил диссертацию и стал магистром фармации. Именно Владимир Карлович организовал фармацевтическое производство в Кривоколенном переулке. Феррейн продавал в своих аптеках (в Москве их было пять) в лечебных целях вино, произведенное на собственных виноградниках в Крыму, выращивал лекарственные растения на собственных плантациях в Подмосковье и в Крыму, владел фабрикой по производству химических составляющих лекарств в Ярославской губернии и стекольный завод для производства тары для медикаментов. В 1917 году все имущество Феррейна было национализировано, а сам он скончался через год в Крыму.
Национализированный завод продолжил свою работу и в СССР. Именно здесь стали производить пенициллин и другие антибиотики. В 1987 году завод возглавил Владимир Алексеевич Брынцалов. В непростые 90-ые годы Брынцалову удалось сохранить профиль предприятия, переоснастить производство и сохранить рабочие места. Акционерное общество получило двойное название «Брынцалов-А» — «Феррейн».
Деятельность компании Брынцалова сопровождалась скандалами, связанными с фальсификацией препаратов, отсутствием экспорта и невыполненными обязательствами перед отечественными потребителями. Эпатажный предприниматель продал свои активы и ведет замкнутый образ жизни. Бывшая фабрика Феррейна объединена с новыми фармацевтическими предприятиям столицы, а здание в Кривоколенном переулке надстроено тремя этажами и превратилось в бизнес-центр «Феррейн плаза».
Здание в 1-ом Казачьем переулке, 10/12, которое до недавнего времени занимала штаб-квартира алмазодобывающей компании «Публичное акционерное общество «Алроса», построено в 1862 году. А когда на нем появился лепной декор в стиле модерн не известно. Вполне вероятно, что уже в наше время. В любом случае – это эклектика в результате перестройки в чистом виде.
Считается, что здание конюшен Манташева на Скаковой улице, 3 построено в стиле необарокко, кое-где даже уточняется — венского направления. Для меня, как для дилетанта, такие слишком узкие формулировки очень сложны для восприятия. Тем более, что все эти «нео», чтобы было попроще, иногда называют модерном с элементами того или иного стиля. А ведь смешение стилей и есть эклектика. Поэтому о конюшнях Манташева я расскажу именно здесь.
Здание конюшен построено в 1916 году для страстного любителя лошадей и скачек Левона Манташева, одного из четырех сыновей армянского нефтепромышленника Александра Ивановича Манташева.
Для строительства Левон Александрович пригласил архитектора Аршака Григорьевича Измирова, армянина по национальности, а тот в свою очередь привлек к проекту будущих мастеров конструктивизма, молодых архитекторов братьев Весниных.
В результате появилось небольшое массивное здание с огромной сквозной аркой в середине фасада, массивными колоннами и башенкой-бельведером над аркой. Башенку венчает шпиль-флагшток. Над аркой расположен медальон с вензелем Левона Манташева – «ЛМ». По бокам здания располагались парные пристройки, ныне утраченные, а сзади — служебный двор, где размещались собственно конюшни.
В 1930-ых годах здесь располагался гараж Москоммунхоза, в начале 1990-ых комплекс передан театру балета Касаткиной-Василева с условием реставрации и приспособления здания для современных нужд. Увы, но из этого ничего не получилось. Именно в это время разрушены боковые пристройки, а внутренний двор с постройками стал пристанищем предприятий автосервиса. Сейчас между правительством Москвы и театром из-за неосвоения участка согласно договору происходят судебные разборки. Правда, театр балета Касаткиной-Василева освоил основное здание – здесь открыта детская балетная школа.
Интересна история дома на Большой Пироговской улице, 13. Построен он в 1895 году в эклектичном стиле по проекту Иллариона Александровича Иванова-Шица, автора многочисленных реализованных проектов в Москве и других городах. В этом здании располагался сиротский приют имени Н. С. Мазурина.
Николай Сергеевич Мазурин происходил из семьи серпуховского предпринимателя Сергея Алексеевича Мазурина, перебравшегося в Москву и занимавшегося бумаготкацким производством. Сергей Алексеевич был женат на представительнице другого известного купеческого рода Елизавете Владимировне Третьяковой. У четы было семеро детей.
Старший сын Мазуриных Николай долго жил в Европе, где и познакомился с французской подданной Мари Шарбонно. Она стала любовью всей жизни Николая Сергеевича. Брак пара так никогда и не оформила: то ли это был неприемлемый для купеческой среды мезальянс, то ли Мари была замужем и не смогла официально расторгнуть брак.
Всю жизнь Николай Сергеевич занимался благотворительностью. Так получилось, что и после кончины его имя стало связано с благотворительностью: скончавшаяся в Париже через два года после Николая Сергеевича Мари Шарбонно завещала 200 тысяч рублей на устройство сиротского приюта имени своего возлюбленного. Городская управа решила устроить на завещанные деньги приют для 100 детей обоего пола. В приют принимались дети в возрасте от пяти до девяти лет всех сословий и вероисповеданий. По достижении школьного возраста дети поступали учиться в ближайшие городские училища, оставаясь в приюте до двенадцатилетнего возраста.
В первые годы советской власти в приюте жили беспризорники, в 1936 году в здании разместилась средняя школа. В 1950-ые годы особняк передали МИД для размещения в нем посольства Вьетнама, которое располагается в здании и в настоящее время.
А закончим наш сегодняшний рассказ знакомством с двумя зданиями, построенным в стиле неоклассики, раз уж эта статья посвящена эклектике и неоклассицизму. Этот стиль, в отличии от всех прочих «нео», все-таки имеет бОльшую стилевую идентичность.
Улица Образцова, 9, строение 9. По этому адресу расположен 1-ый корпус Российского университета транспорта (МИИТ). Здание построено в 1896 году по проекту Иеронима Севастьяновича Китнера при участии Максим (Максимилиана) Карловича Геппенера для Московского инженерного училища ведомства путей сообщения, которое в этом же году получило наименование «императорское». Учебное заведение много раз меняло свое название: с 1913 года — Институт инженеров путей сообщения имени Императора Николая II, с 1917 года — Московский институт инженеров путей сообщения Наркомата просвещения РСФСР и т.д. С 2019 года учебное заведение носит официальное название Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)).
Протяженный корпус МИИТ имеет строгое геометрическое членение и незначительное количество лепного декора, характерного для классицизма.
Оба архитектора, принимавшие участие в реализации проекта, имели немецкие корни, но родились в Российской империи. Китнер жил и работал в Петербурге. За проект Московского инженерного училища ведомства путей сообщения взялся, т.к. состоял членом Совета министерства путей сообщения. А Геппенер был москвичом, он руководил строительством училища. Имя Геппенера было хорошо известно москвичам, по его проектам построено и перестроено много жилых, промышленных и общественных зданий в Первопрестольной.
И наконец неоклассическое здание, известное, наверное, всем москвичам и многим гостям города. Это здание Киевского вокзала.
Решение о строительстве Брянского вокзала (так тогда назывался Киевский) было принято в 1912 году. Строительство велось с 1914 по 1918 год. В нем приняла участие команда превосходных профессионалов. Проект разработан Иваном Ивановичем Рербергом при участии Вячеслава Константиновича Олтаржевского. Проект дебаркадера и зальных перекрытий выполнил Владимир Григорьевич Шухов. В оформлении декора принимали участие скульптор Сергей Семенович Алешин и художники Федор Иванович Рерберг и Игнатий Игнатьевич Нивинский.
В декоре фасадов можно отыскать почти все элементы классицизма и его более поздней формы – ампира: колонны и пилястры ионического и коринфского ордера, портики с треугольными фронтонами, львиные маскароны и статуи в античном стиле.
С Киевского вокзала можно добраться до Бородино, решение о строительстве было принято в столетнюю годовщину сражения. Поэтому в декоре фасадов использованы элементы, связанные с этим событием. Например, орлы на часовой башне напоминают нам об орлах памятников на Бородинском поле.
После строительства кольцевой линии метро в 1954 году к зданию вокзала пристроили вестибюль станции «Киевская» с украинским орнаментом, выложенным керамической плиткой на фасадах, и входным порталом, украшенным лепниной на тему изобилия сельскохозяйственной продукции.
29.01.2024