ЭКЛЕКТИКА И НЕОКЛАССИЦИЗМ. Часть 5
Заключительная часть рассказа об эклектике и неоклассицизме в архитектуре Москвы будет посвящена особнякам. Особняки эти порой поражают обилием лепного декора, порой выглядят скромно, о строительстве и хозяевах одних можно написать отдельный рассказ, о других не известно ничего, кроме адреса и года постройки, часто приблизительного. Вот с такими разными особняками мы и познакомимся сегодня.
Первый адрес – Большой Дровяной переулок, 21, строение 1. Здание построено, вернее перестроено, в 1884 году по проекту Петра (Петера-Йозефа) Александровича Дриттенпрейса. В основе дома более ранняя постройка – усадебный дом начала 19 века. Дом после перестройки, несмотря на свой внушительный размер, не планировалось использовать как доходный, он предназначался для одной семьи. Он так и значится в справочниках и СМИ как особняк купчихи О. Кирьяковой, кое-где – Ольги Кирьяковой.
В этот раз я снова попыталась разузнать хоть что-то о владелице особняка. Но и в этот раз у меня ничего не получилось. Информация в современных СМИ посвящена реставрации дома, который до сих пор является жилым. В ходе реставрационных работ была отреставрирована лепнина фасадов и подъезды, в которых отреставрировали и частично восстановили чугунные балясины лестниц, деревянные двери, перила и стенные шкафы, лепнину стен и потолков. А вот, со слов реставраторов, установить первоначальный цвет стен так и не удалось – на них было слишком много слоев масляной краски.
Это все замечательно, но нигде ни слова об Ольге Кирьяковой. Мои поиски по сайтам, посвященным купеческим родам, и адресной книге «Вся Москва» конкретно об Ольге Кирьяковой никакой информации не дали. Удалось только выяснить, что Кирьяковы – многочисленный серпуховской и московский купеческий род. Серпухов был в свое время текстильным центром, так что можно предположить, что занимались Кирьяковы производством тканей и их торговлей. В 1886 году адресная книга «Вся Москва» сообщает нам о том, что в Большом Дровяном переулке проживал купец Павел Петрович Крашенинников. Почему сразу после перестройки дом сменил владельца не ясно. Вариантов может быть несколько. Возможно, Павел Петрович его просто купил, возможно, получил в качестве наследства, являясь родственником госпожи Кирьяковой, а может получил в качестве приданного, женившись на ее дочери… Кстати перед революцией Павел Петрович Крашенинников в особняке уже не проживал.
Но вернемся к архитектуре. Дриттенпрейс достроил дом третьим этажом, а главный фасад украсил богатой лепниной. Иногда можно прочитать, что архитектор был ярким представителем московского модерна. Это верно, но только для его более поздних работ. А дом в Большом Дровяном переулке – явная эклектика: ренессансная рустовка стен, барочные лепные гирлянды и медальоны, классические треугольные сандрики. В целом декор дома очень похож на оформление фасадов особняка Михаила Щербакова в Огородной Слободе. О нем я рассказала в статье, посвященной классицизму http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-1/. Оба дома в стилевом отношении являются переходным вариантом от классицизма к более поздним стилям через эклектику.
В 1918 году особняк был национализирован, перестроен и превращен в коммуналки. Уже в начале 21 века коммуналки расселили, но дом так и остался жилым. В нем 15 квартир разной площади.
Я почти на сто процентов уверена, что внимательный читатель, увидев дом в Большом Козловском переулке, 4 или фотографию этого особняка на этом сайте, без труда назовет имя архитектора, который придал ему сегодняшний вид. Да-да, это Дриттенпрейс с его характерной эклектикой: руст, гирлянды, другие декоративные лепные детали.
Особняк в Большом Козловском переулке был построен в 1874 году для титулярного советника Андрея Яковлевича Павлова. Будучи дворянином по происхождению, Павлов тем не менее занимался бизнесом: он входил в Правление Московско-Рязанской железной дороги и был акционером Страхового общества «Якорь», что приносило ему весомый доход. Супругой Андрея Яковлевича была дочь российского архитектора, итальянца по происхождению, Сантино Петровича Кампиони — Мария. Поэтому неудивительно, что для строительства особняка был приглашен брат Марии Петр Сантинович Кампиони. Петр Кампиони и его братья Александр и Николай продолжили дело отца, став архитекторами, имели свои мастерские. Но Петр был самым известным и востребованным из братьев, по его проектам в Москве были построены особняки, доходные дома, общественные здания.
Как выглядел дом постройки Кампиони не известно. Особняк перешел по наследству вдове Павлова, которая владела им до 1879 года. Имена следующих владельцев неизвестны, возможно ими были наследники Марии Сантиновны. Но в 1890 году дом перестаивается по проекту Дриттенпрейса. Именно тогда на фасадах появляется лепной декор, рустовка и любимый архитектором зеленоватый цвет.
В 1900 году особняк покупает купец Павел Федорович Севрюгов. Краеведы до сих пор спорят о том, какой именно Севрюгов стал владельцем дома. То ли это был шуйский предприниматель, занимавшийся мануфактурным производством, то ли малой родиной Павла Федоровича был Ростов-на-Дону. По крайней мере в справочнике «Вся Россия» за 1895 год написано, что Севрюгов Павел Федорович занимается мануфактурной торговлей в станице Каменской Донского края и имеет склад в Ростове-на-Дону. Похоже, что именно этот Севрюгов проживал в Большом Козловском переулке и имел мануфактурную торговлю в Москве.
Каково бы ни было происхождение П. Ф. Севрюгова, человеком он был тщеславным, ведь после покупки им дома в расположенных под карнизами лепных картушах появляется вензель первой буквы его фамилии, да еще в латинском варианте «S». Возможно его амбиции простирались до мануфактурной торговли с европейскими странами.
Наследники Павла Федоровича, сыновья с семьями, проживали в доме в Большом Козловском переулке до 1917 года. В 1918 году имущество Севрюговых было национализировано, а история дальнейшей судьбы наследников затерялась в анналах истории.
В особняке в том же году разместился штаб кавалерийской дивизии Московского военного округа. Потом здесь располагались разные конторы, а в 1944 году особняк перешел в ведение Министерства иностранных дел СССР: в нем открылся один из филиалов Высшей дипломатической школы, реорганизованной в 1974 году в Дипломатическую академию МИД СССР. Сегодня особняк Павловых – Севрюговых занимает одно из подразделений Дипломатической академии МИД РФ.
Нарядный особняк расположен на 3-ей Тверской-Ямской улице, 46. Дата постройки в разных источниках разная: 1873 или 1902 год. Возможно, обе эти даты верны: в 1873 году дом построили, а в 1902 – перестроили. Имя первого владельца и имя автора проекта мне отыскать не удалось, как и автора перестройки, если таковая имела место быть.
Почему я говорю о перестройке особняка. Дело в том, что в 1901 году его владельцем становится купец первой гильдии Петр Васильевич Аристов. Петр Васильевич был крупным лесоторговцем, основал торговый дом «Аристов Петр Васильевич с сыновьями». А происходил он из крестьян Боровского уезда Калужской губернии – основатель династии Василий Ассонович родился в селе Аристово Боровского уезда. Отсюда и фамилия – Аристов. Кроме торговли лесом и лесоматериалами, Петр Васильевич был крупным московским домовладельцем. Ему принадлежало больше десяти доходных домов в Первопрестольной. Так что он вполне мог заказать перестройку купленного особняка.
Главный фасад особняка украшен изящной лепным карнизом второго этажа в классическом стиле. Здесь и цветочные гирлянды, и розетки, и листья аканта в виде кронштейнов. Межэтажная тяга украшена лепными вставками. Полуциркульные окна второго этажа опираются на изящные балясины, которые создают иллюзию балконов. А такие же полуциркульные окна первого этажа завершаются замковыми камнями и лепным вставками с классическим узором меандра. Над чердачным окном расположен картуш в лепном декоре, на который так и просится вензель владельца. Но Аристов, в отличии от Севрюгова, свое имя на фасаде увековечивать не стал.
Сейчас здание числится как административное, но информации о том, что конкретно в нем располагается, нет.
Дальше нас ждет знакомство с несколькими особняками, о которых или мало, или нет почти никаких сведений.
Особняк некой А. Б. Клеопиной построен в 1905 году в Гороховском переулке, 7. Автор проекта — Траугот Яковлевич Бардт. Здание скромно оформлено в стилистике неоклассицизма. Из украшений фасада можно отметить только рустованные лопатки по углам дома и между окнами первого этажа, замковые камни и некое подобие фронтона в оформлении чердачного окна.
Как звали владелицу особняка выяснить не удалось, согласно справочнику «Вся Москва», в этом доме в 1905 году проживал Клеопин Николай Христофорович, возможно представитель старинного дворянского рода, берущего свое начало от Ивана Клеопы, известного с 15 века. А дама с инициалами «А. Б.», вероятно, была его супругой.
Несколько слов об архитекторе. Траугот Яковлевич Бардт родился в семье лютеранского пастора, немца по национальности. Особняк Клеопиной – первая самостоятельная работа архитектора. Он строил в Москве доходные дома, промышленные здания и общежития для рабочих, перестраивал особняки и театральные здания. В 1930-ых годах Траугот Яковлевич перебрался в Новосибирск. Самым значимым делом Бардта стало участие в проектировании здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Кстати, в Москве в начале 20 века Бардт жил в Гороховском переулке. Так что особняк Клеопиной был построен, так сказать, по-соседски.
Небольшой яркий особняк в Милютинском переулке, 15, строение 2а – полная загадка. Построен он в 1917 году – обычно в справочниках этой датой обозначают дома, построенные раньше, но для которых не сохранилось никаких документов. Соответственно нет достоверных сведений об архитекторе и владельцах. А из не совсем достоверных, то это и вовсе не особняк, а общественное здание, в котором что только ни находилось: от амбулатории Благотворительного общества римско-католического исповедания до кондитерской и книжного магазина. Вероятнее всего в этих случаях речь идет все-таки о соседнем доме – строение 1.
И все-таки я почти уверена, что дом 2а был особняком. А современный декор он получил совсем недавно – во время реставрации-реконструкции в конце 2000-ых годов. Так что уместнее называть этот дом удачной стилизацией под неоклассицизм. До этого дом был окрашен в светлый цвет, а из украшений были только карниз и полукруглые сандрики над окнами второго этажа. Сейчас на фасаде появились лепные панно, мужские маскароны, замковые камни с растительной лепниной, консоли, поддерживающие сандрики, а кованный козырек над входом выполнен в стиле модерн.
В настоящее время это административное здание, в котором находятся адвокатская контора, курсы ораторского мастерства и бизнес-профессий, а также ночной клуб «Гештальт».
Между Армянским и Девяткиным переулками со стороны Покровки находится бывшая усадьба Левашовых. Классический особняк был построен в конце 18 века на основе палат, принадлежавших ранее семейству Голицыных. С 1839 года усадьбой владеет купеческое семейство Карзинкиных, в 1914 году владение купил разбогатевший крестьянин И. Н. Шинков. Все владельцы перестраивали доставшиеся им здания. Шинков вообще планировал их снести и построить большой доходный дом.
Но нас интересует усадебный флигель (Покровка 1/13/6, строение 2), который был перестроен в 1871 году по проекту Василия Васильевича Баркова. Тогда флигель получил и свое эклектичное оформление, в котором сочетаются элементы классицизма и русского стиля.
Сейчас на втором этаже располагаются помещения для сдачи в аренду, а на первом – несколько кафе.
О симпатичном особняке по Верхней Радищевской улице 19/3, строение 1 известно только то, что построен он 1895 году. В 2015 году здание отремонтировали, верхний этаж окрасили в красный цвет (раньше он был светлым). А лепнина была на здании и раньше, по крайней мере в начале 21 века.
Сейчас в этом милом домике, который буквально прислонился к модернистскому зданию Театра на Таганке, расположены кафе и легендарная вареничная №1, оформленная в стилистике 1970-ых годов.
Два небольших особняка на Верхней Радищевской улице очень напоминают флигели обширной усадьбы, особенно если учесть расположенный между ними оформленный колоннами как бы парадный въезд в усадьбу. Но никаких сведений об усадьбе на этом месте я не нашла. А особняки построены в конце 19 века: правый в 1886 году, а левый в 1896 году. Оба оформлены в эклектичном стиле, включающем элементы классицизма и барокко. Сейчас в правом особняке располагается мини-отель, а помещения в левом сдаются аренду под офисы.
А вот об особняке Харитоненко можно рассказать много.
Усадьба на Софийской набережной была построена в 1893 году по заказу фабриканта-сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко. Это владение принадлежало семье Харитоненко еще с 1870‑ых годов, здесь располагались конторы и склады Харитоненко. В начале 1890‑х годов Павел Иванович решил построить здесь дом для себя и своей семьи. В результате был построен не просто дом, а настоящий дворец: в глубине участка появился двухэтажный особняк, а с двух сторон — флигели, выходящие торцевыми фасадами на красную линию набережной.
Проект дома разработал Василий Герасимович Залесский. Особняк выдержан в эклектичном стиле, в сочетании ренессанса, барокко и классицизма. Фасад дома отделан рустом, окна оформлены классическими наличниками: с замковыми камнями, украшенными лепными маскаронами, на первом этаже и с треугольными и лучковыми сандриками – на втором. Центральная часть здания выделена ризалитом с балконом, который опирается на тосканские колонны. Сам балкон богато декорирован: изящные классические балясины ограждения, коринфские полуколонны, лепные гирлянды и крылатые львы.
Для оформления интерьеров Харитоненко пригласил Ф. О. Шехтеля, но его работу мы вряд ли сможем когда-нибудь увидеть вживую – сейчас дом на Софийской набережной, 14 занимает резиденция посла Великобритании. Шехтель оформил помещения в разных стилях – от готики до модерна. В одном из залов потолочный плафон в стилистике 18 века расписал французский художник Франсуа Фламенг.
Несколько слов о владельце особняка.
Родился Павел Иванович Харитоненко в Сумах, в семье бывшего крестьянина Ивана Герасимовича Харитоненко. В 1860‑ых годах Иван Герасимович стал выращивать сахарную свеклу и основал в городе Сумы первый сахаро-рафинадный завод. С годами он стал одним из крупнейших сахарозаводчиков в Российской Империи. Большие суммы Иван Герасимович жертвовал на благотворительность.
Единственный сын Ивана Герасимовича, Павел, унаследовал и приумножил дело отца. Как и отец, Павел Иванович прославился как щедрый благотворитель. Кроме того, он был крупным коллекционером западноевропейской и русской живописи. Картины висели в залах московского особняка. За свои заслуги в развитии экономики и на ниве благотворительности, Павел Иванович Харитоненко был возведен в потомственное дворянское достоинство. На его гербе был начертан девиз «Трудом возвышаюсь», в точности соответствующий жизни Харитоненко.
После 1917 года семья Харитоненко эмигрировала, а их особняк, как и другие владения и предприятия, был национализирован. Сначала здесь разместилась миссия датского Красного Креста, потом усадьба была передана в ведение Наркомата Иностранных дел, в нем обустроили квартиры для сотрудников наркомата и гостиничные номера для иностранных гостей. В 1931 году в усадьбе разместилось посольство Великобритании. После переезда посольства в новое здание на Смоленской набережной в 2000 году особняк на Софийской набережной, как я говорила ранее, стал резиденцией посла Великобритании в РФ.
Дом на Таганской улице, 5, строение 2 принадлежал семейству Гребенщиковых. Здесь в бывшей заяузской Семеновской черной слободе, за Таганскими воротами Земляного города, Афанасием Кирилловичем Гребенщиковым была открыта «ценинная и табачных трубок» фабрика. «Ценинная» – от немецкого слова Zinn, что означало олово, входившее изначально в состав глазури, которую использовали при изготовлении керамики. Фабрика Гребенщиковых выпускала много чего – от курительных трубок и дешевой посуды до дорогих фаянсовых сервизов и статуэток.
Афанасий Кириллович был знаком с основоположником производства фарфора в России Дмитрием Виноградовым. Сын Гребенщикова, Иван Афанасьевич, в 1747 году открыл способ изготовления фарфора из гжельских глин, но финансовые трудности не позволили Гребенщиковым открыть собственное фарфоровое производство: они продали свои открытия Францу Яковлевичу Гарднеру.
Рядом с производством на рубеже 17-18 веков были возведены жилые палаты. Главный дом усадьбы Гребенщиковых на Таганской улице позже неоднократно перестраивался. В 19 веке он получил эклектическую отделку фасадов, в которой сочетаются элементы ампира и барокко. А где-то под штукатуркой скрыты остатки изначальной барочной отделки здания. Два года назад, когда были сделаны фотографии, в доме шел ремонт для очередного офиса. Сохранились ли интерьеры особняка мне выяснить не удалось.
А закончим мы сегодняшний рассказ ярким образцом неоклассицизма – доходным домом Щербатова. Почему я хочу рассказать об этом здании здесь, в статье, посвященной особнякам? Дело в том, что значительную часть внутреннего пространства занимали апартаменты самого Щербатова, а внешний вид дома представляет собой как бы увеличенный образец типичного усадебного дома.
Доходный дом на Новинском бульваре, 11 был построен в 1913 году по заказу князя Сергея Александровича Щербатова — коллекционера, художника и мецената. Сергей Александрович учился на историко-филологическом факультете Московского императорского университета. Одновременно с учебой в университете Щербатов обучался живописи у Игоря Эммануиловича Грабаря, но так и не стал профессиональным художником. Зато Сергей Александрович стал большим знатоком и ценителем искусства. И коллекционером. Коллекция Щербатова включала в себя живопись, графику, скульптуру, иконы, фарфор, мебель и предметы интерьера, автографы русских писателей и поэтов.
В 1919 году Сергей Александрович эмигрировал во Францию, а основную часть коллекции отдал на хранение в Румянцевский и Исторический музеи. После национализации частных художественных коллекций собрание Щербатова перешло в собственность государства. Коллекция была разделена, частично продана за границу, частично распределена по провинциальным музеям. Несколько картин и древних икон попали в Третьяковскую галерею.
Дом на Новинском бульваре задумывался как особняк-музей. Щербатов собирался разместить в здании музей личных коллекций, но успел превратить в музей только собственную квартиру. Реализации изначального плана помешала начавшаяся Первая мировая война. В остальной части дома обустроили квартиры для сдачи в наем. Так особняк превратился в доходный дом.
Проект особняка — работа молодого архитектора Александра Ованесовича Таманяна (Таманова), в будущем создателя многочисленных зданий советского Еревана. В работе над оформлением дома принимали участие скульпторы Александр Александрович Кудинов и Василий Васильевич Кузнецов, а также художник Игнатий Игнатьевич Нивинский.
В плане здание представляет собой букву «Н». Центральная шестиэтажная часть — апартаменты хозяина с жилыми помещениями и залами для коллекции. По сторонам от центральной части расположены боковые флигели с колоннадами, предназначавшиеся для музейных залов, но в результате ставшие доходными квартирами. Позади шестиэтажной части дома находились хозяйственные пристройки, конюшня и гараж. В центре особняка был устроен парадный двор (курдонер). От улицы курдонер отделялся изящной балюстрадой.
Фасады дома декорированы в классическом стиле: портики из ионических пилястр и полуколонн, полуциркульные окна, треугольные сандрики, лепные панно и медальоны с античными сюжетами. Верхний этаж центральной части выделяется изящной ампирной отделкой. Здесь и пышная колоннада коринфского ордера, и обилие лепнины, и балконы с элегантным ограждением. Все эти детали указывают на то, что это главная часть дома.
В 1918 году особняк-музей национализировали и передали под жилье рабочим Трехгорной мануфактуры. Квартиры превратились в коммуналки, а в центральной части располагался то ли какой-то проектный институт, то ли НИИ. Несмотря на это в здании сохранились многие детали интерьера. Сейчас это бизнес-центр, в котором располагается много различных организаций: от балетной студии до ресторана вьетнамской кухни.
Иногда в интернете домом Щербатова называют соседний дом №13 по Новинскому бульвару. Не верьте! Дом №13 — доходный дом начала 20 века в скромной стилистике неоклассицизма никак со Щербатовым не связан. В настоящее время является муниципальным многоквартирным жилым домом.
07.02.2024