ЭКЛЕКТИКА И НЕОКЛАССИЦИЗМ

ЭКЛЕКТИКА И НЕОКЛАССИЦИЗМ

          Конец 19-начало 20 века – эпоха модерна. О нем я писала много в разделах «Московский модерн» и «Московский модерн. Доходные дома». Но если вы внимательно читали эти материалы, то не могли не заметить, что почти половину, описанных там зданий, сложно отнести к стилю модерн. Я старалась все-таки правильно указывать стиль, не смотря на общее название темы «Модерн». Речь там часто шла об эклектике и неоклассицизме. Сегодня мы поговорим об этих стилях отдельно, об их появлении и распространении на примере некоторых московских зданий.

       Во второй половине 19 века в мировой архитектуре в целом, и в отечественной в частности происходит постепенная утрата интереса к классицизму. В архитектуре царит эклектика, которая в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре приобретает специфические черты с элементами более ранних стилей (барокко, ренессанс, готика и даже романский), характерными для той или иной страны. В России появляется русский стиль, о котором я рассказывала раньше.

         Но в отечественной архитектуре того времени эклектика не ограничивается русским стилем, а сочетает в себе массу элементов и самых разнообразных архитектурных деталей, характерных для разных стран и эпох. Эклектика продолжает существовать и параллельно с модерном в конце 19 – начале 20 веков. Часто это было обусловлено вкусами заказчиков или невозможностью сохранить единый стиль при перестройке зданий.

          В 1910-ых годах возникает новое архитектурное направление, которое в России получило название неоклассицизм. Чтобы разобраться в терминологической и временной путанице, связанной с классицизмом, я позволю себе привести цитату из статьи, посвященной классицизму http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-1/

           «В европейском искусствознании истинным классицизмом считается стиль 17 века, за ним следует неоклассицизм конца 18 — середины 19 веков. Третий период европейского классицизма не имеет определенного названия и приходится на рубеж конца 19 – начала 20 веков. В отношении русского классицизма периодизация и терминология выглядят по-иному. Естественно в 17 веке в России никакой речи о классицизме даже не шло. Период европейского неоклассицизма (конец 18 — середина 19 веков) соответствует русскому классицизму, а период повторного интереса к классике в начале 20 века в России называется неоклассицизмом.»

          В зданиях, построенных в стиле неоклассицизм, мы не увидим строгой симметрии, портиков и треугольных фронтонов. Но увидим много элементов, присущих классическому стилю, которые создают особый декор фасадов: классические колонны и пилястры различных ордеров, львиные маскароны, рустовку, балюстрады, лепные элементы с античной тематикой.

          Но эклектика не исчезает из архитектуры: даже в зданиях, которые в целом построены в стиле неоклассицизм, можно отыскать элементы уходящего модерна и других стилей-предшественников.

31.03.2022

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *