ФЕДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ

ФЁДОР ОСИПОВИЧ (ФРАНЦ-АЛЬБЕРТ) ШЕХТЕЛЬ

     Подробную биографию и анализ творчества архитектора можно найти в интернете или специальной литературе. Здесь я приведу лишь краткую биографическую справку.

      Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель родился 26 июля (7 августа) 1859 года в Санкт-Петербурге. Будущий архитектор происходил из семьи колонистов из Баварии, прибывших в июне 1766 года в Россию. Он является одним из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших архитекторов рубежа XIX—XX столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава. Работал в городах Москва, Саратов, Балаково,Таганрог, Иваново, Нижний Новгород, Великое. Основные архитектурные стили — эклектика, романтический модерн, протофункционализм («рациональный» модерн), неоклассицизм.

     В Москве, согласно Википедии, сохранилось 38 объектов, построенных по проектам Шехтеля и при его участии. Я постараюсь рассказать о всех этих зданиях, об их сохранности, о том, что сейчас в них располагается.

     Итак. Первое здание, построенное в Москве при участии Шехтеля — это особняк М. И. Щапова. Начинающий архитектор в 1878 году разработал эскизы фасадов и кровли здания и принял участие в его строительстве под руководством архитектора А. С. Каминского. Особняк расположен по адресу Бауманская улица, 58/25. Что в нем находится сейчас выяснить не удалось.

       В 1884 году Шехтель принял участие в проекте постройки театра Парадиз (им разработан проект фасада здания). Здание было построено архитекторами К. В. Терским и Ф. Н. Кольбе на основе зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых.

     В 1922 было передано Московскому театру Революции (ныне Театр имени Владимира Маяковского). Расположено оно по адресу Большая Никитская улица, 19, согласно Википедии. Вообще-то Театр Маякоского выходит фасадом на Малый Кисловский переулок, а на Большую Никитскую — вот это реставрируемое в 2013 году здание усадьбы Глебовых-Стрешневых. Плакат на ограждении более чем красноречив — «строим Геликон-оперу».  Сейчас все строительные работы закончены.

      Принимал ли Шехтель участие в разработке этого фасада не известно, а фасад в русском стиле, выходящий на Малый Кисловский переулок, считается работой Федора Осиповича. На фотографиях начала ХХ века можно видеть теремную крышу главного корпуса и такие же навершия башенок, фонари на балконе над входом в театр, но сейчас все эти детали утеряны.

     В 1886 году Шехтель создает проект первого самостоятельного здания — жилого дома и служебных построек купца А. В. Степанова. Дом расположен на Долгорукрвской улице, 33, строение 6. В целом дом этот мало чем примечателен. Декор фасадов тяготеет к  классическим формам. В настоящий момент состояние здания удовлетворительное. Сейчас в нем располагается ЗАО «Сервисцемремонт».

   

      Лютеранская часовня, сторожка и покойницкая построены по проектам Шехтеля в 1892 и 1898 годах. Сам храм существовал на пересечении Старосадского и Колпачного переулков, 7/10, с 1837 года, современный действующий лютеранский собор построен в 1905 году, т.к. из-за увеличения числа верующих возникла необходимость в более просторном храме. Постройки , выполненные по проектам Шехтеля, при этом сохранили. Сейчас часовня используется по назначению, в других постройках скорее всего расположена регентская, т.к. на дверях висит расписание занятий хора церкви.

  Деревянный шатровый храм Святителя Николая Чудотворца был построен в 1916 году в русском стиле по проекту Шехтеля изначально как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Она являлась первым построенным в России храмом-памятником Первой мировой войны. В советское время церковь была разрушена. В 1935 году купол был снесен, а в здании церкви разместилось общежитие. В 1960 году из-за ветхости были снесены и остатки храма, а на этом месте построили обычный жилой дом. Воссоздана церковь в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте на окраине парка «Дубки» в 300 метрах от места первоначального расположения. Если храм Христа Спасителя считается творением Тона, то и церковь Николая Чудотворца в полной мере можно считать творением Федора Шехтеля.

    Дом притча Покровской церкви, расположенный по адресу: Турчанинов переулок, 4, строение 2, построен по проекту Шехтеля в 1907 году. Состояние здания ужасающее, в чем вы можете убедиться сами, хотя на стене дома висит табличка, что это памятник архитектуры и он охраняется государством!

      А вот со служебным корпусом на участке храма Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Федора получилась неувязка — указанный в интернете адрес (Черниговский переулок, 2/4) не существует. Правда во дворах, идущих вдоль Черниговкого переулка, удалось обнаружить здание с адресом Пятницкая улица, 2/4. Сейчас в нем располагается общецерковная аспирантура и докторантура имени Святых Кирилла и Мефодия. Так что, если это тот самый дом, то построен он по проекту Шехтеля в 1895 году.

         В 90-ых годах 19 века Шехтель создает проекты двух домов для семьи «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова на 1-ой Мещанской улице (ныне проспект Мира). В 1893 году совместно с архитектором И. С. Кузнецовым и скульптором С. Т. Коненковым построен особняк по заказу жены Матвея Сидоровича Надежды Вукуловны. В период с 1898 по 1902 годы дом был частично перестроен петербургским архитектором Романом Федоровичем (Роберт-Фридрих) Мельцером, при этом здание получило тяжеловесный декор в сите, близком к барокко. Наиболее выразительной является северная часть фасада, украшенная эркером, с лучковым фронтоном и полукруглым эркером, который поддерживают в уровне первого этажа мощные фигуры атлантов. Атланты — одна из ранних работа скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова. Сейчас в этом здании на проспекте Мира, 41 располагается московский общественный фонд культуры.

           Годом позже рядом с особняком начинается строительство второго дома для семьи Кузнецовых, на этот раз в неоготическом стиле. Это, пожалуй, первый самостоятельный проект Шехтеля в Москве. Два других архитектора, М. Е. Приемышев и В. Д. Адамович, выступали в роли помощников. Постройка дома завершилась в 1896 году. Позднее дом был перестроен под доходный (надстроено еще два этажа) с сохранением шетелевской проработки фасадов. Сейчас в нем (проспект Мира, 43а) располагается детско-юношеский центр «Россия молодая».

 

          Федор Осипович выполнил еще один заказ Кузнецова. С 1898 по 1903 год на углу Мясницкой улицы и Большого Златоустинского переулка возводится комплекс зданий Торгового дома Товарищества М. С. Кузнецова. Здание претерпело многочисленные перестройки в 1920-ых, 1930-ых (надстроено 2 этажа), 1970-ых и 1990-ых годах. На первом этаже здания и сейчас располагается магазин «Гледиз», торгующий фарфором, в основном китайским.

 

    В 1893-1898 годах архитектор возводит на Спиридоновке в стиле «английской готики» особняк для Зинаиды Григорьевны Морозовой,  жены предпринимателя и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. Наблюдение за строительством осуществлял архитектор И. С. Кузнецов, помощниками архитектора выступали В. Д. Адамович и И. Е. Бондаренко, оформлением интерьеров занимался М. А. Врубель. В 1995 году особняк сильно пострадал от пожара, однако был полностью восстановлен. Так что и сейчас он украшает улицу Спиридоновку, 17, но насладиться интерьерами Врубеля вряд ли получится — в особняке расположен Дом приемов МИД.  Даже зайти за ограду у меня не получилось — остановила охрана. Слава богу, разрешили сфотографировать от раскрытых ворот. Так что нам остается любоваться светлыми фасадами с готическими окнами и стилизованными башенками, чУдной кованной оградой и необычной формы фонарями.

   

 

      В 1905 году владельцем особняка стал потомственный почётный гражданин Смирнов Владимир Петрович – сын знаменитого «водочного короля» Петра Арсеньевича Смирнова. В том же году дом снова перестраивался, теперь уже по проекту известного архитектора Густава Августовича Гельриха.  После революции потомки Смирновых оставили за собой квартиру на первом этаже, которая вскоре, как и остальные помещения было превращено в коммуналки. В 1960-е годы дом был очередной раз перестроен и надстроен. Дата «1964» на фасаде дома – это как раз дата перестройки. Дом до сих пор жилой. На первом этаже расположены отделения банка, магазины. Так что от Шехтеля здесь мало что осталось. Тем не менее…

 

          Собственный особняк в Ермолаевском переулке, 28, Шехтель строит в это же время (1896 год). В 1904 году делает пристройку с северной стороны дома. Помощником снова выступает архитектор В. Д. Адамович. Стиль здания определяют как неоготический с элементами модерна.  Для особняков в стиле модерн характерна комплексность всех построек, включая ограду. В данном случае сам особняк является федеральным памятником архитектуры, а ограда — самостоятельным региональным памятником архитектуры. Состояние здания прекрасное, а доступа в него нет — здесь располагается посольство Уругвая. Хотя теоретическая возможность существует два раза в год — в Дни культурного наследия.

 

      Здание конторских помещений так понравилось Аршинову, что он поручает Шехтелю строительство флигеля в своем доме на Большой Ордынке. В 1904 году в саду владения Аршиновых на Большой Ордынке, 32, Шехтель начинает возводить небольшой флигель в два этажа, который увенчали башенкой с куполом. Здание построили специально для сына хозяина — Владимира, который  блестяще окончил Московский университет и стал впоследствии известным ученым. Именно им был создан первый научно-исследовательский частный минералогический институт в Российской империи (так и оставшийся единственным заведением такого типа в дореволюционной России) — Петрографический институт (петрография — наука, описывающая горные породы и составляющие их минералы). Помимо минералогической лаборатории, во флигеле оборудовали обсерваторию, для которой был приобретен цейсовский телескоп-рефрактор на 4,5 дюйма. Именно с его помощью в 1909 году была сфотографирована впервые в Москве комета Галлея, приближающаяся к Земле, а затем уже и иные космические объекты.

      Институт существует и сейчас. Только называется он сегодня Всероссийским научно-исследовательским институтом минерального сырья имени Н. М. Федоровского (ВИМС), а вот библиотека при институте названа именем его создателя — Владимира Васильевича Аршинова.
К настоящему времени от флигеля по адресу Большая Ордынка, 32 остались фактически только стены.  Проржавевший купол обсерватории, который можно было увидеть еще несколько лет назад, снесен. Увы!

 

     1900 год — пристройка к особняку Алексея Викуловича Морозова (совместно с архитектором Ильей Евграфовичем Бондаренко), на пожертвования которого была создана существующая по ныне Морозовская больница. В последние годы в пристройке располагаются офисы различных организаций. В разное время его занимало Общество ветеранов войн и боевых действий, отделение Ассоциации Российских производителей мороженого и замороженных продуктов, Независимое патентное агентство.

   

                1900 год — при участии в качестве помощника архитектора А.В. Кузнецова  Комплекс зданий Товарищества скоропечатания А. А. Левинсона в неоготическом стиле с элементами модерна. В настоящий момент здание находится на реставрации. Так что на фотографии — только защитные щиты. Обещаю обновить фотографию после завершения реставрации.

       А так выглядит доходное владение Н. С. Кана со стороны Большой Никитской.

      В 1901 -1903  годах так же при участии при архитектора Александра Антоновича Галецкого на Старой площади, 8 строится здание Дома Московского страхового от огня общества с гостиницей «Боярский двор». Это грандиозное  здание, отделанное любимой Шехтелем серовато-зеленой керамической плиткой и типичными для модерна окнами, балконами и скульптурами, думаю, знакомо многим. Рядом расположен символ власти и советских времен, и настоящего — Старая площадь, 4. В советское время здание принадлежало ЦК КПСС, а сейчас — Управлению Делами Президента РФ. Шехтелевское здание также фактически принадлежит Управлению Делами Президента РФ,  в нем располагаются Контрольное Управление Президента РФ и Постоянный комитет Союзного Государства.

   

   

      Александра Ивановна Дерожинская-Зимина была дочерью и единственной наследницей текстильного магната Ивана Бутикова. Несколько раз была замужем. Первым мужем был Павел Петрович Рябушинский, последним — Иван Иванович Зимин, один из директоров товарищества Зуевской мануфактуры. Рябушинский в свое время познакомил Александру Ивановну с Шехтелем. В 1901-1904 годах Федор Осипович при участии А. А. Галецкого возводит для Александры Ивановны особняк в Кропоткинском прерулке, 13. Здание было отреставрировано в 2009-2013 годах, и сейчас в нем расположена резиденция посла Австралии в РФ. Так что попасть внутрь невозможно. На фотографиях начала 2000-ых годов можно видеть изящную,  хорошо продуманную отделку помещений, но теперь она недоступна для простых посетителей. Что бы такое придумать, чтобы попасть на прием к послу Австралии! В этом году в рамках фестиваля «Ночь в музее» вход в посольство был открыт для всех желающих, но я, к сожалению, не смогла воспользоваться этим шансом… Может, в следующий раз повезет!

 

 

      Такая судьба практически у всех зданий, построенных Ф. О. Шехтелем. В них расположены посольства, офисы различных компаний, даже больницы, и попасть туда невозможно ни таким одиноким любителям архитектуры, как я, ни в составе организованной экскурсии. В посольства теоретически можно попасть один раз в год (а практически — невозможно записаться из-за огромного числа желающих), медицинские учреждения у нас охраняются лучше, чем военные объекты… Все это печально, потому что составить полное впечатление о здании можно только с учетом интерьеров, служебных построек, даже ограды, так как в стиле модерн все эти составляющие являются единым целым.

     Особняк Степана Павловича Рябушинского, российского предпринимателя и мецената, основателя первого автомобильного завода в России АМО, является в этом ряду приятным исключением. Я благодарна Советскому Правительству за то, что именно этот особняк стал московской квартирой Алексея Максимовича Горького, а позднее в нем был основан мемориальный музей писателя. Вход свободный и бесплатный. За фотографирование надо заплатить 100 рублей. На входе приятные сотрудницы музея вежливо интересуются, хочу ли я послушать рассказ о пребывании Горького в Москве, или пришла посмотреть интерьеры Шехтеля. Услышав, что меня больше интересует второе, также вежливо раскланиваются и добавляют: «Тогда не будем вам мешать. Наслаждайтесь!» А наслаждаться, и правда, есть чем.

       Особняк С. П. Рябушинского был построен по проекту Шехтеля в 1900-1903 годах на углу Малой Никитской улицы  и Спиридоновки, 6/2. Если есть какое-то одно слово, которым можно описать это здание, то это слово — изящество. Изящно все: линии фасадов, оконных рам, кованных ограждений балконов, кронштейнов и ограды. Фасад украшают мозаики художника-мозаиста В. А. Фролова. Правда, штукатурка кое-где отвалилась, а на потолке спальни видны следы протекания крыши. Реставрация в ближайшее время просто необходима. Об истории этого замечательного особняка, о его обитателях и интерьерах я расскажу в отдельном материале.

   

        Переделка длилась 5 лет. Шехтель не только создал интерьеры в стиле модерн, но изменил фасад в соответствии веяниями архитектурной моды того времени. Он соединил основное здание с флигелем, добавил выносные эркеры, кованные балконы, витражные окна.

      Пару лет назад в особняке располагался ресторан «Шехтель», теперь — Дом приемов и торжеств «Империя». Во флигеле — Пенсионный фонд Москвы и Московской области. Слышала, что в день музеев в особняке проводят экскурсии, по крайней мере так было лет пять назад. Так что желающие, дерзайте! Или постарайтесь попасть на банкет. Просто так бдительный охранник меня не пустил.

 

       Прежде чем рассказать о следующем осуществленном в Москве проекте Шехтеля, хочу показать одну фотографию. Она очень низкого качества, потому что сделана из окна движущегося автобуса, но разглядеть очертания здания можно. Они вам ничего не напоминают?

        Правильно, это — Ярославский вокзал в миниатюре! На самом деле это особняк помещика Евгения Ивановича Шаронова в Таганроге. Рассказывают, что побывав в Москве по делам, Шаронов был до такой степени восхищен зданием Ярославского вокзала, что заказал в 1912 году архитектору постройку особняка для своей дочери, похожего именно на здание Ярославского вокзала.

     Теперь, собственно, о Ярославском вокзале. В 1902—1904 годах Ф. О. Шехтель пристраивает к старому зданию вокзала новый фасад с залом ожидания, решённый в русском стиле с элементами северного модерна. Внутренние интерьеры не сохранились, на фасадах появилась советская символика, но вокзал исправно выполняет свои функции. В прошлом году фасад отреставрировали и установили современную подсветку.

   

       Обычно люди на вокзале спешат, смотрят под ноги и на свои чемоданы или проездные документы. А сели поднять голову, то на здании Ярославского вокзала можно бесконечно долго рассматривать великолепные панно из керамической плитки. Не забудьте об этом, когда будете уезжать с Ярославского вокзала.

   

   

       В 1904 году Шехтель осуществляет перестройку флигеля конца XVIII века для лавки Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища на углу Рождественки и Сандуновского переулка, 11/4. Им выполнена отделка фасада и интерьеров. Панно на фасаде выполнено по рисункам учащихся Строгановского училища. Сейчас в здании находится магазин «Книжная лавка архитектора».

 

                Федор Осипович выполнил еще один проект для Строгановского училища — в 1904-1906 годах по его проекту построен доходный дом училища на Мясницкой улице, 24. На самом деле дом состоит из четырех корпусов, расположенных между Мясницкой улицей, Банковским и Кривоколенным переулками. Здание построено на месте барочной усадьбы графа П. И. Шувалова середины 18 века. Исторические источники отзываются об этой усадьбе, как об одной из красивейших в Москве. Тем не менее ее снесли.

     Средства на строительство были выделены скромные, поэтому скромным получилось оформление фасадов: любимая Шехтелем кафельная плитка и майоликовые панно, украшающие только фасады выходящие на Мясницкую улицу и Банковский переулок. Панно сделаны в мастерских училища по рисункам Шехтеля и его ученика Федора Федоровича Федоровского, который стал впоследствии главным художником Большого театра. Сейчас в здании располагается издательство «Наука и жизнь» и различные офисы.

   

   В 1900-ых годах Шехтель строит ряд зданий в стиле так называемого «протофункционализма» или «рационального» модерна. К этому стилю можно отнести и описанный выше доходный дом, но как правило, в этом стиле строили промышленные здания, конторские помещения и т.п.

          В 1903-1908 годах на углу Биржевой площади и Старопанского переулка, 2/1 Шехтель перестраивает здание банкирского дома братьев Рябушинских. В этом здании также располагалась Главная контора Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями. Скромная отделка фасадов кафельной плиткой с небольшим количеством лепных украшений характерна для рационального модерна. Внутренние интерьеры так же были выполнены в этом стиле, но, к сожалению, полностью утрачены. В 1911-1913 годах здание надстроено шестым этажом по проекту архитектора А. В. Кузнецова. Сейчас в здании располагается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

  

       В 1907-1909 годах по проекту Шехтеля в Большом Путинковском переулке перестраивается бывший дом Николая Кирилловича Бутурлина под типографию П. П. Рябушинского «Утро России»  также в стиле рационального модерна. Позднее здание претерпело многочисленные переделки, восстановлено в 2000-ые годы. Сейчас в нем находятся , судя по вывескам, букмекерский клуб «Оскар Ярд» и салон «Оптика и мода».

 

        Торговый дом меховщика Ильи Марковича Гальперина с магазином Крестовникова по адресу Пятницкая улица, 13 построен Шехтелем в 1908 году. Лаконичная отделка фасадов здания (снова кафель, на этот раз серовато-зеленый) позволяет отнести его к стилю «рациональный модерн». Раньше на последнем этаже был аттик, который снесли уже в советское время при ремонте здания. Сейчас на первом этаже здания расположено кафе-гриль «Моуз», что на других этажах — неизвестно.

         В стиле рационального модерна оформлены и фасады доходного дома Шамшиных на углу улицы Знаменка и Староваганьковского переулка, 8/13. Сам дом построен по проекту архитектора И.С. Благовещенского в 1909-1911 годах, а вот отделку фасадов заказчики поручили Шехтелю. Правда, поскольку это было не конторское помещение, а жилой дом, Федор Осипович в отделке подъездов использовал не характерный для этого стиля более вычурный декор. Сейчас в здании расположены офисные помещения, в частности находится главный офис общественной организации «Наше будущее».

 

   

      Кстати, разыскивая материалы о творчестве Шехтеля, я обратила внимание на то, что почти все особняки и доходные дома считаются домами и особняками жен предпринимателей. Так и этот доходный дом считается доходным домом Л. В. Шамшиной. Может наши олигархи позаимствовали традицию записывать свое имущество на жен и прочих родственников от предпринимателей начала XX века?

     Еще один образец рационального модерна  — Торговый дом Московского купеческого общества, выходящий фасадом на  Новую площадь и ограниченный Большим и Малым Черкасскими переулками. Здание построено в 1909-1911 годах. Сейчас в нем располагается Клубный офис Cabinet Lounge c залами для проведения переговоров, конференций, симпозиумов, на первом этаже  — кафе и магазины.

      В 1907-1908 годах Федор Осипович возводит загородную (на то время) усадьбу Сергея Павловича Патрикеева «Белые столбы»в селе Козьмодемьянском (ныне Правобережная улица, 6). Семья Патрикеевых владела несколькими зданиями в Москве, которые сдавала под магазины, конторы и рестораны. В некоторых источниках можно прочитать, что «Белые столбы» изначально предполагалось использовать, как загородный ресторан, однако Священный синод запретил его открытие, так как всего в 100 метрах находился храм Косьмы и Домиана. У меня такие сведения вызывают определенные сомнения. Все, что удалось узнать о Патрикеевых, говорит о том, что все члены семейства были глубоко верующими людьми, попечителями многочисленных богоугодных заведений. Это как-то не вяжется с планом постройки ресторана рядом с храмом.

 

      Но как бы там ни было, Шехтель построил усадьбу, состоящую из усадебного дома, флигеля, ледника и ограды,  украшенной воротами с белыми столбами. Отсюда и название усадьбы. Скромный дизайн дома тоже говорит в пользу того, что ресторан в нем не планировался. Сейчас в здании расположена Клязьминская участковая больница, естественно строго охраняемый объект. Те, кому приходилось там лечиться говорят, что в доме остались элементы внутреннего декора: лестница, камин, витражи. Но даже витражи с улицы не видны. От первоначальной ограды практически  ничего не сохранилось. Правда современную ограду украшают бетонные столбы, покрашенные в белый цвет, видимо в память об историческом названии усадьбы.

 

      Судьба семьи Патрикеевых сложилась трагически. Умирая в 1914 году и как бы предвидя грядущие беды войны и революции, Сергей Павлович наказал своим детям ни при каких обстоятельствах не покидать свою родину в лихие годы. Что они и выполнили. Умерли в разные годы нищете.

        Так постепенно переходим к больничной теме. Дело в том, в Москве осуществлены два проекта Шехтеля, связанные с медицинскими учреждениями.

    В 1904-1905 годах по эскизу М. А. Врубеля Шехтель строит ограду и ворота частной психиатрической клиники доктора Федора Арсеньевича Усольцева. Клиника в Петровском парке была психиатрической лечебницей нового типа: больных там не запирали, жили они в обычных комнатах,  гуляли в парке, занимались своими делами, для них устраивались концерты и вечера. Рядом проживала семья доктора Усольцева, которая считала пациентов клиники своими гостями. Такая щадящая методика позволяла многим больным вернуться к нормальной жизни. В клинике дважды лечился Михаил Александрович Врубель, здесь он создал эскизы ворот и ограды для клиники в  русском стиле. Замысел художника воплотил Шехтель. Яркую красно-белую ограду и резные ворота современники называли сказочными. Сейчас на месте клиники Усольцева на улице 8 Марта располагается Центральная клиническая психиатрическая больница, руководство которой в 2006 году попыталось разрушить уникальную ограду Врубеля-Шехтеля и заменить деревянные секции на металлические листы под предлогом защиты пациентов от пожаров и терактов! Вскоре усилиями москвоведов ограда была внесена в списки Москомнаследия, и разрушение прекратилось. Но часть ограды все же утрачена.

 

      Второе медицинское строение Шехтеля — это ансамбль больницы имени Григория Антоновича Захарьина в Куркино, включавший лечебный корпус, амбулаторию, кухню, морг, дома для врачей, медперсонала и рабочих. Больница построена в 1909-1911 годах совместно с Игорем Эммануиловичем Грабарем по заказу сына Григория Антоновича Сергея, так же выдающегося врача, на месте усадьбы Захарьиных. Сейчас по адресу Куркинское шоссе, 29 находится туберкулезная клиническая больница имени Г. А. Захарьина, и, естественно, вход туда закрыт. Бдительная охрана ни на какие уговоры не поддалась. Вокруг больницы высокая кирпичная ограда.Так что увидеть хоть что-то можно только через ворота.

   

      Неудача с больницей натолкнула меня на мысль посмотреть на еще одно творение Шехтеля. Дело в том, что Григорий Антонович Захарьин похоронен здесь же, в Куркино, рядом с храмом Владимирской Иконы Божьей Матери. И надгробную часовню доктору построили по проекту Федора Осиповича Шехтеля. Я писала ранее, что принципиально не посещала сооруженные по проектам Шехтеля надгробия, но в этом случае сделала исключение. Вот такая часовня в византийском стиле, построенная  в 1900 году.

       В Москве сохранился еще один дом, который архитектор построил для своей семьи. Это особняк с флигелем-мастерской на Большой Садовой улице, 4. Он построен в 1909 году в стиле неоклассицизма. Фасады украшают лепные декоративные элементы на античные сюжеты и скромный портик с колоннами тосканского ордера. В настоящее время здесь располагается региональная общественная организация Гуманитарный и Политологический центр «Стратегия».

 

       В 1912-1914 годах Шехтель перестраивает здание, возведенное 1909 году по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского. Это здание электротеатра Альберта Людвиговича Брокша на Арбатской площади. Как вы уже догадались, речь идет о  кинотеатре «Художественный». После многочисленных перестроек можно говорить, что здание сохранилось частично. Тем не менее, вот оно.

   

       В Москве не сохранилось ни одного объекта, построенного по проекту Шехтеля, после 1916 года, если не считать проект архитектурной части памятника А. Н. Островскому перед зданием Малого театра. Первая мировая война, революция, разруха не позволили воплотить в жизнь многочисленные проекты архитектора, хотя он много работал практически до самой смерти. Отсутствие средств к существованию (пенсии, назначенной Луначарским, не хватало даже на лекарства) подорвало здоровье Федора Осиповича. Последние годы он жил практически в нищете в коммуналке у своей дочери Веры на Малой Дмитровке, 25. Умер Федор Осипович Шехтель 7 июля 1926 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

       Мне не хочется заканчивать свой рассказ о Шехтеле на такой печальной ноте. Я вернусь на много лет назад, когда молодой архитектор, еще не имеющий образования и громкого имени, выполняет части проектов своих учителей и строит дома по своим собственным проектам в провинции. Но тем не менее, замечательные дома! Я хочу рассказать об одном таком доме, и неважно, что он находится не в Москве. Это особняк купца А. А. Локалова в селе Великом Ярославской области.

     По легенде Александр Алексеевич Локалов, владелец льняных мануфактур в окрестностях Великого, путешествуя по Европе, посетил замок Людвига Баварского Нойшванштайн. Замок так поразил Локалова, что он твердо решил построить что-то подобное для себя в своем родном селе. Жившая в Москве дочь Локалова Елена порекомендовала отцу молодого талантливого архитектора. Им, как вы уже догадались, был Федор Осипович Шехтель. Заказ вдохновил архитектора, особенно приятно было, что образцом для подражания должен был стать замок с родины его предков. Однако, Шехтель не стал строить замок, а построил терем. Внутренняя отделка особняка эклектична: здесь можно увидеть и парадную лестницу в стиле раннего модерна, и барочную гостиную, и дубовый кабинет, перекликающийся с тронным залом Нойшванштайна. Особым условием Локалова было сооружение грота, подобного гроту в Нойшванштайне. Шехтель выполнил это условие и создал грот из необычного материала — льняного очеса (благо, у Локалова этого материала было много), пропитанного алебастром. Не знаю, насколько правдива эта легенда, но она мне нравится!

      Многие годы в особняке Локалова располагается детский дом, экскурсантов туда, к счастью, пускают. О состоянии здания — судите сами.

   

 

 07.02.2016

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

ФЕДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ — 6 комментариев

  1. Очень интересный материал, но слишком длинный пост. Он тяжел для восприятия в целом. Не плохо было бы разбить его хотя бы на 2 части по периодам творчества архитектора.

  2. Я с интересом прочитал вашу статью от 7 февраля 2016 года. Было бы интересно узнать, что во французском Контрексевиле есть также станция, которая несколько напоминает форму крыши ярославского вокзала. Это связано с русской графиней, которая много значила для этого города и у которой также есть часовня для погребения. Я отправлю фотографии в ваш справочник.

  3. Статья шикарная и ее невозможно прочитать за один раз! Ее нужно читать как книгу, по частям, определяя размер по-своему выбору! Спасибо автору!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *