ФЕДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ. ОСОБНЯК РЯБУШИНСКИХ.

ФЕДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ. Особняк Рябушинских

          Одна из характерных черт модерна — единство оформление фасадов и интерьеров здания. Полное впечатление о здании можно получить только с учетом интерьеров, служебных построек, даже ограды, так как в стиле модерн все эти составляющие являются единым целым. Но ознакомиться с интерьерами московских особняков до недавнего времени было практически нереально. Конечно особняки, в которых расположены посольства, дипломатические представительства или которые отданы дипломатическому ведомству, до сих пор доступны для посещения больше теоретически, чем практически: попасть туда можно по предварительной записи в дни Культурного наследия два раза в год. Но повторюсь, практически это невозможно. Зато в последние 2-3 года проводятся организованные экскурсии в исторические особняки, которые занимают библиотеки, дома творческих союзов, рестораны… И это, безусловно, радует. А в 2013 году, когда я начинала свой проект, все эти здания были недоступны для осмотра внутри, за исключением дорогих ресторанов, посещение которых для среднестатистического москвича или гостя столицы тоже было проблематично.

        Особняк Степана Павловича Рябушинского, российского предпринимателя и мецената, основателя первого автомобильного завода в России АМО, является в этом ряду приятным исключением. Я благодарна советскому правительству за то, что именно этот особняк стал московской квартирой Алексея Максимовича Горького, а позднее в нем был основан мемориальный музей писателя. Вход в 2013 году был свободный и бесплатный, сейчас посещение музея стоит 350 рублей. За фотографирование надо заплатить 100 рублей. На входе приятные сотрудницы музея вежливо поинтересовались, хочу ли я послушать рассказ о пребывании Горького в Москве, или пришла посмотреть интерьеры Шехтеля. Услышав, что меня больше интересует второе, также вежливо раскланялись и добавили: «Тогда не будем вам мешать. Наслаждайтесь!» А наслаждаться, и правда, есть чем. Хотя справедливости ради хочу сказать, что эти милые дамы сопровождали во всех комнатах и рассказали много интересного и о Шехтеле, и о Рябушинских, и о Горьком.

        В начале несколько слов о владельце особняка на Малой Никитской улице. Степан Павлович Рябушинский происходил из семьи старообрядцев Рябушинских. Основателями династии стали калужские крестьяне Михаил Яковлевич Рябушинский и его сыновья, Павел и Василий. В 1846 году они основали небольшую текстильную фабрику в селе Заворове Верхне-Волоцкого уезда. Дела у предпринимателей шли хорошо, вскоре к текстильному производству прибавилось банковское дело. Сын Павла Михайловича, Степан, учился в Московской практической академии коммерческих наук, позднее управлял частью семейной фирмы «Товарищество П. М. Рябушинского с сыновьями», был совладельцем «Банкирского дома братьев Рябушинских», а с 1912 года — членом совета созданного на его основе Московского банка. В 1916 году  вместе с братом Сергеем Степан Павлович создает первый в России автомобильный завод Акционерного Московского общества («Завод АМО»). Тонко чувствуя тенденции развития научно-технического прогресса, Рябушинские организовывают автомобильное производство так, что при минимальной реорганизации завод мог производить и авиационную технику. Братья Рябушинские, а всего у Павла Михайловича было восемь сыновей, много работали и много средств тратили на благотворительность. Девизом семьи Рябушинских можно считать слова старшего брата, Павла Павловича: «Собственность не только дает права, но собственность и обязывает».

       Степан Павлович был женат на Анне Александровне Прибыловой. У супругов было двое детей: сын Борис и дочь Елена. В феврале 1917 года Рябушинский находился в США, где заказывал оборудование для автомобильного завода. Летом 1917 года вернулся в Россию, но уже в ноябре спешно с женой и детьми эмигрировал в Италию. Рябушинские проживали в Милане. Степан Павлович скончался в 1942 году в возрасте 68 лет, а его потомки по линии дочери до сих пор проживают в Милане.

       В 1900 году Степан Павлович решает построить для своей семьи новый дом. Семья Степана Рябушинского в то время была небольшой. На фотографии 1901 года – Анна Александровна, сын Борис и Степан Павлович. В 1902 году родилась дочь Елена. На более поздней фотографии — Анна Александровна с сыном и дочерью.

 

       Для работы над новым домом был приглашен Федор Осипович Шехтель, которого Рябушинский очень ценил за его неординарные постройки. И здесь возникает удивительное единение замыслов архитектора и заказчика. Очень часто архитекторам приходилось многократно менять проекты в угоду заказчику. При этом также часто нарушалась концепция модерна, а здания, если и сохраняли общую стилистику модерна, получали эклектичные интерьеры. В случае особняка Рябушинского Шехтель смог воплотить в жизнь все свои задумки и создать удивительно гармоничное и в тоже время символичное здание. Единственным пожеланием заказчика было размещение главного дома в глубине участка. Но участок был небольшим, кроме того на нем должны были быть построены хозяйственные постройки (конюшня, прачечная, дворницкая, погреб с кладовкой). Чтобы удовлетворить заказчика, Шехтель вывел на красную линию улицы только парадное крыльцо, а дом окружил садом. Это позволило создать воздушное пространство между улицей и особняком и создать зрительную иллюзию размещения дома в глубине участка.

         Сейчас, конечно того сада, который разбил Шехтель, уже нет, но большие деревья окружают дом. Летом листва этих деревьев закрывает особняк для обзора. Зимой видимость, конечно, лучше.

 

       А так выглядел особняк и прилежащая часть улицы вскоре после окончания строительства.

     

        Но не будем сетовать на закрывающие дом деревья. В конце концов желание окружить свое жилище деревьями было желанием Степана Павловича. И попытаемся рассмотреть особняк и элементы декора.

      Двухэтажный особняк, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичом. Каждое окно индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению. Окантовочное плетение окон напоминает извивающиеся побеги лиан. Оно хорошо сочетается с рисунком решеток ограды и балконов, кронштейнов, поддерживающих козырек над окном бокового фасада. Решетка ограды в виде бегущих волн нашла свое отражение и в интерьерах дома, о которых мы поговорим позднее.

   

  

      Пластическое решение архитектурных форм особняка напоминает архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был на много старше Шехтеля и был для Федора Осиповича несомненным авторитетом.

           Главным украшением фасадов особняка является проходящий по периметру верхней части широкий мозаичный фриз с изображением орхидей. Для работ Шехтеля характерен мотив преувеличения деталей. Огромные мозаичные ягоды клубники украшают, например, здание Ярославского вокзала. Вот и на доме Рябушинского мы видим не просто орхидеи, а гигантские орхидеи. Эскизы цветов Федор Осипович рисовал сам, разыскивая на рынках орхидеи нужного ему сорта. По этим эскизам панно были изготовлены в знаменитой петербургской мастерской знаменитого художника-мозаичиста Владимира Александровича Фролова. Мозаики были выполнены по особой технологии с добавлением кусочков золотистой смальты. До сих пор в солнечную погоду они мерцают золотистыми бликами.

 

        Войдем внутрь дома. С утилитарной точки зрения особняк был типичным для того времени. Первый этаж был парадным, здесь располагались гостиные, столовая, кабинет хозяина. Второй этаж был более интимным. На нем располагались спальни хозяина и хозяйки, детские, комнаты для занятий. В особняке Рябушинского на втором этаже были обустроены помещения для коллекции Степана Павловича.  Рябушинский собирал древние иконы, его коллекция считалась самой большой в России. Степан Павлович увлекался археологией, исследованием и реставрацией икон. В мансардных помещениях (дом, который смотрится с улицы как двухэтажный, имел на самом деле еще и мансарду, расположенную в центре объема здания) Рябушинский разместил реставрационную мастерскую. После национализации имущества Рябушинских коллекция икон была разделена между несколькими музеями, включая Третьяковскую галерею. Часть икон поступила в антикварные магазины, где они были проданы, в том числе и за границу. Отыскать их сейчас невозможно.  В мансарде располагалась также скрытая от посторонних глаз молельня.

           Если с точки зрения функциональности особняк Рябушинского мало чем отличался от других, то с точки зрения декора равных ему в столице нет. Получив от заказчика карт бланш на оформление дома, Шехтель создал не просто красивые интерьеры, а, если хотите, целую философскую концепцию жилища и смысла жизни его обитателей.

          Прежде чем перейти к интерьерам дома, хочу остановиться на двух моментах.

        Первое – это концепция оформления интерьеров. В литературе можно отыскать несколько вариантов их символики. Сразу хочу сказать, что эти варианты – результат работы искусствоведов. Сам Шехтель нигде не описал, что означают те или иные элементы декора. Может быть он рассказывал о своих задумках и их символики, но никаких документальных подтверждений тому нет. Тем не менее хочу рассказать о них.

           Первая и самая очевидная концепция – это единение природы и жилого пространства. Первый этаж – стихия воды в различных проявлениях. Второй этаж – земля, окруженная воздухом, их соединяет лестница, которая одновременно напоминает стекающую вулканическую лаву и морскую волну. Третий этаж (мансарда) – небо.

 

           Вторая концепция – философия жизни семьи. Первый этаж предназначен для общения ее членов с внешним миром, второй – для общения членов семьи друг с другом, третий – для общения с Богом.

        Третья концепция – философия духовного становления человека. Первый этаж – для суеты человеческой жизни (гостиные для праздного времяпрепровождения, кабинет для деловых встреч). Второй этаж более важен для духовного развития личности и предназначен для тесного общения близких людей. Третий этаж – восхождение человеческой души к Богу.

      Есть даже версия, что интерьерах особняка Рябушинского Шехтель символически зашифровал земной путь Христа: море Галилейское, где у Христа появились первые апостолы (первый этаж), проповедь Христа на земле (второй этаж), Голгофа и воскресение (молельня в мансарде). Так что каждый может выбрать для себя наиболее приемлемую концепцию.

         Второе – изменения интерьеров в советское время. После отъезда семьи Рябушинских в Милан, особняк был национализирован. В нем по очереди размещались отдел виз Наркомата иностранных дел, Госиздат, Русское психоаналитическое общество, специализированный детский сад, Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. В 1931 году особняк по постановлению правительства был отдан под жилье вернувшемуся из Италии Максиму Горькому и его семье. Сам Горький жить в особняке не хотел, считал его «нелепым» и просил выделить жилье попроще. НО… так решило правительство, и Горькому пришлось согласиться. Кстати, нелепым считал особняк не только Горький. Вот что записал в 1932 году в своем дневнике Корней Чуковский: «Особняк так безобразен и нелеп, что даже честные сугробы и глыбы снега, которыми он окружен и засыпан, не смягчают его отвратительности». И еще: «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее». Что же, оставим эти высказывания на совести их авторов. Тогда было другая ситуация и в политике, и в искусстве. Время расставило все по своим местам.

        А мы вернемся к интерьерам особняка. После смерти Горького, вдова его сына Надежда Алексеевна Пешкова продолжала жить на Малой Никитской. Ее усилиями был создан музей Горького, который официально открылся в 1965 году. Именно благодаря этому отделка внутренних помещений особняка дошла до нас практически в первозданном виде. А вот мебель, которую мы можем видеть сейчас, по большей части появилась в доме, когда там жил Горький.

         Итак, интерьеры. Композиционным центром особняка является лестница. Искусствоведы находят в ней массу символов: от зарождения жизни в мировом океане до бесконечности бытия в лестничной спирали. Но оставим на время символизм. Мраморная лестница с резным парапетом постепенно уходит в высь к витражу с балкончиком. Если смотреть на лестницу сверху, то можно увидеть, как «волна» поднимает на поверхность из морских глубин светильник. Снизу он напоминает медузу, а сверху – черепаху.

 

 

       Лестница изготовлена из эстонского вазалеммаского мрамора. Камень был обработан в известной в Москве мастерской скульптурных и строительно-отделочных работ Михаила Дмитриевича Кутырина. В начале лестницы прямо под светильником падающая сверху волна образует небольшую скамью: чтобы не замерзнуть, сидя на мраморе, в холодное время года из рядом расположенной решетки шел поток теплого воздуха – этакий прообраз кондиционера и тепловой завесы в современных магазинах. Теплый воздух поступал из каминов. Кстати, система исправно работала почти 10 лет.

        У этой лестницы был прототип. Чуть раньше, в 1900 году (особняк Рябушинского был достроен в 1903 году), Шехтель создает подобную мраморную лестницу в здании Скоропечатни Левенсона http://www.peshkompomoskve.ru/fedor_shehtel_sequel/. В конторском помещении она имеет более скромный вид, но похожесть с лестницей в доме Рябушинского очевидна.

        Входя в дом через парадный вход, обитатели дома и его гости попадали в вестибюль. Входная дверь украшена необычными большими ручками. Они не просто красивы, но и носили утилитарный характер – такие ручки должны были защищать дверное стекло от случайного разбивания.

       На витражной картине, которая отделяет вестибюль от начала лестницы, изображен пейзаж. Искусствоведы находят в этой картине символы изменчивости природы. Дело в том, что в зависимости от угла обзора и освещения картина меняет свой цвет. Зрителю кажется, что на одном витраже изображен и солнечный пейзаж, и пейзаж в ненастную погоду.

 

        Конечно, никаких шкафов в вестибюле и в помещении перед лестницей в доме Рябушинского не было. Появились они значительно позже – частично при жизни в доме Горького, и потом, когда здесь разместился музей. А задуманные и осуществленные Шехтелем стеклянные ширмы, которые разделяли пространство, были демонтированы практически сразу после национализации особняка. Не знаю, сохранились ли они где-нибудь, но в интернете нашла старую фотографию с этой ширмой в виде крыла стрекозы.

          А теперь рассмотрим комнаты первого этажа. Святая святых предпринимательства хозяина особняка – рабочий кабинет Степана Павловича. У Горького здесь тоже был кабинет. Мебель времен Рябушинского не сохранилась. Все, что мы видим в кабинете сейчас, это мебель времен Горького: шкафы, кожаные кресла и диван. Вокруг шехтелевского камина Алексей Максимович разместил шкафчики со своей коллекцией нэцке. Горький собирал японскую миниатюру почти тридцать лет, теперь его коллекция считается одной из самых лучших в мире. Милые дамы, которые сопровождали меня в особняке, рассказали, что шкафчик над камином сделан Шехтелем, а второй уже был сделан по заказу Горького. Рядом – подарок Горькому от семьи, резные деревянные восточные столик и табурет.

 

           Главным элементом декора кабинета по замыслу Шехтеля стал лавр, как символ славы, успеха и благополучия. Ветви и листья лавра можно отыскать в деревянной отделке окон и дверей, в витраже, который расположен симметрично с небольшим окном относительно камина. На первый взгляд этот витраж изображает горный пейзаж. Но если внимательно приглядеться, то можно увидеть здесь голову мужчины, который сидит под лавром и размышляет. Здесь искусствоведы снова находят символы: единение человека и природы и даже предупреждение о том, что слишком сильное влияние на природу может погубить человечество (!).

  

          Следующая комната первого этажа на планах дом была обозначена Шехтелем, как малый кабинет или приемная. С ухудшением здоровья Горького здесь разместили спальню писателя, которая сначала, как и все спальни в особняке находилась на втором этаже. Мебель в спальне казенная, и подбирала ее специальная комиссия по организации быта Горького в Москве. Комната оформлена скромно: простой потолок, цветочный фриз на стенах.

           Еще одна скромная комната в особняке Рябушинских предназначалась для прислуги. При Горьком это была комната личного секретаря и поверенного Алексея Максимовича, Петра Петровича Крючкова. Здесь были установлены телефонные аппараты, один из них – прямая линия со Сталиным.

          Но вернемся к парадным комнатам. Самая большая из них – парадная гостиная. Комната была оформлена изящно: деревянные панели, изящный цветочный фриз над ними, сводчатый потолок, шикарный камин из белого каррарского мрамора, оригинальные светильники, декоративные латунные решетки над окном и дверью – все выполнено по чертежам и рисункам Шехтеля. Правда, утраты в той комнате за годы советской власти произошли существенные. Сначала были утрачены люстра и светильники. При Горьком люстру заменил огромный абажур. При Горьком же, разобрали камин. В это время гостиная выполняла функции и столовой. Здесь у Алексея Максимовича часто собирались литераторы. И не только для обедов, но и для бесед о литературе и не только. По мнению Горького, обнаженная женщина с крыльями бабочки, изображенная на камине, отвлекала молодых писателей от бесед. Да и места для отдыха и разговоров в комнате было маловато. В результате камин разобрали, а на его место поставили большой кожаный диван. Куда делась шехтелевская девушка с крыльями бабочки неизвестно. Также не удалось выяснить, когда исчез цветочный фриз.

 

         На старых фотографиях видно, что решетка над входной дверью была ничем не завешена. Сейчас она затянута тканью, из которой сделаны дверные гардины, а со стороны гостиной появился оформленный в дереве и остекленный проем, в прочем вполне подходящий по стилю. Буфет в гостиной, вроде бы также изготовлен по рисункам Шехтеля, но не все искусствоведы с этим согласны. Главный аргумент – Шехтель никогда не поставил свой буфет так, чтобы скрыть рисунок паркета. По этому поводу есть и компромиссный вариант: шехтелевский буфет стоял в другом месте или даже в другой комнате, а в гостиную-столовую его переместили, когда в доме поселился Горький.

 

        Кстати, о паркете. В особняке он сохранился с момента строительства дома. На первом этаже он напоминает рыбью чешую, а местами оформлен волнообразной каймой. Это лишний раз напоминает о том, что первый этаж посвящен стихии воды.

 

         Пол в вестибюле мозаичный и тоже выполнен использованием водных мотивов: большие зеленоватые и коричневые волны с обрамлением мелких черных завитков-барашков.

        При Рябушинских гостиная становилась столовой, когда в доме проводили званые обеды. Тогда в комнате устанавливали большой складной стол. Кухня в особняке находилась в полуподвальном помещении, блюда из нее поднималась на специальном лифте. Сейчас в помещении кухни находится гардероб квартиры-музея Горького.

        Следующая парадная комната – малая (мужская) гостиная. Здесь собирались гости мужского пола, пили кофе и ликеры, играли в карты, вели беседы о делах, о политике, возможно, о женщинах…

         Декор этой комнаты не просто водный, а подводный. Цветовая гамма комнаты выдержана в зеленоватых тонах. Лепная ряска на потолке создает иллюзию нахождения под водой. А в просветах между ряской в помещение заглядывают желтые хризантемы на фоне голубого неба.

        Книжные шкафы появились в этой комнате с приездом Горького. Писатель обладал огромной библиотекой. Только в этом доме хранится около 12 000 томов, 2000 томов с пометками писателя. Сам Горький говорил, что это только четвертая часть его библиотеки, остальные остались в тех городах, где он жил. Чтобы сейчас ни говорили о Горьком, он безусловно был человеком неординарным и талантливым. Библиотека в особняке до сих пор служит людям. Если нужной книги нет ни в одной библиотеке Москвы, кроме квартиры Горького, вы можете прийти сюда, заказать книгу и почитать ее прямо в Горьковской гостиной-библиотеке.

 

      А мы пройдем дальше, поднимемся на второй этаж. Между пролетами лестницы предусмотрено место для отдыха с кожаными диванчиками и витражным окном. По слухам, в этих диванчиках было спрятано подслушивающее оборудование: Сталин следил за пролетарским писателем и его гостями. Но думаю, что это слухи. Что такого интересного можно было подслушать на лестничной площадке? Не логичнее ли было спрятать прослушку за деревянными панелями гостиной-столовой?

       Светильник здесь появился явно совсем недавно, именно такой висит в холле моей квартиры. Смотрится он здесь неуместно. Надеюсь, что, когда особняк будут реставрировать, его заменят на что-то более соответствующее эпохе модерна. А в реставрации особняк нуждается: вы наверняка заметили и отваливающуюся штукатурку на фасадах, и пятна от протечки на потолке в спальне.

        Поднимаясь по лестнице, полюбуемся витражным окном с балкончиком. Ограда этого балкончика перекликается с оградой особняка и балкона на фасаде дома. И снова возникают символические ассоциации: морская волна (ограда балкончика) взлетает к небу, смешиваясь с воздухом (витраж окна). Кто-то видит в решетке балкона голову совы, символ мудрости – возвышаясь над суетным миром человек становится мудрее. А кто-то видит крылья чайки, которые по эскизу Шехтеля примерно в это же время появились на занавесе Художественного театра. Символизм — он таков, что, если сам автор произведения, неважно в какой сфере искусства, не рассказал о том, что он имел в виду, создавая это произведение, трактовать его можно по-разному.

 

       А мы внимательно рассмотрим колонну на верхней площадке лестницы. И снова символизм, который на этот раз отражает борьбу добра и зла. Необычная капитель колонны представляет собой переплетение гадов, в данном случае саламандр, представляющих зло, и чистых лилий, олицетворяющих чистоту помыслов и добро в целом. Так и человек, поднимающийся по лестнице, всю жизнь ведет в себе борьбу добра со злом. Глядя на капитель колонны, каждый человек должен задуматься об этой борьбе и однозначно встать на сторону добра.

        Второй этаж, как я писала ранее, занимали помещения для коллекции икон Степана Павловича и личные покои обитателей дома: спальни, детские, комнаты для занятий, будуар Анны Александровны, ванная комната. Особняк, построенный Шехтелем для семьи Рябушинских, был не только красив, но и оснащен всеми коммунальными удобствами. Помимо системы кондиционирования воздуха и кухонного лифта, о которых я писала ранее, в доме, естественно, был водопровод, канализация и котел для нагревания воды в полуподвальном помещении.

       Сейчас личные апартаменты Рябушинских закрыты, в них расположены архивы, хранилища и администрация музея, а в помещениях, где раньше была коллекция икон — экспозиция, посвященная жизни Горького. Думаю, что при Рябушинских это были скромные помещения без какого-то особого декора.

        Узкие галерея и лестница ведут в старообрядческую молельню. Здесь тоже можно найти символизм – путь к Богу и добру не бывает широким и легким, он труден и тернист. Старообрядческая молельня расположена в мансарде, в северо-западном углу дома. Она скрыта от посторонних глаз. И дело здесь не только в том, что для общения с Богом необходимо уединение. Старообрядцы были уравнены в правах с остальными верующими только в 1905 году, а до этого подвергались гонениям. Поэтому молельня, построенная в 1903 году, должна была быть тайной и по религиозно-политическим причинам.

        Молельня в доме Рябушинских, пожалуй, единственная старообрядческая молельня, в оформлении которой использованы христианские символы и символы модерна. Она уникальна абстрактной храмовой росписью, покрывающей ее стены и купол. Квадратный план молельни, круглые купол и световое окно символизируют покой и вечность. Здесь завершается долгий путь к добру и духовным ценностям… В основании купола, напротив парусов, повторяющаяся четыре раза сокращенная надпись на древнегреческом языке: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда». Разбросанные по внутренней поверхности треугольники символизируют Троицу.

     

         Не знаю, как кого, но меня больше всего поразили в особняке двери – ни одной одинаковой!…

     

 

              … и дверные ручки – тоже все разные!

  

  

         Описать полностью все детали декора фасадов и интерьеров особняка Рябушинского невозможно. Только побывав там, понимаешь, что это не просто красивый особняк, а настоящий шедевр модерна. Я надеюсь только на то, что смогла передать в своем рассказе общее впечатление о доме. А это впечатление будет достаточно ярким и сможет побудить вас посетить особняк Рябушинского и все увидеть своими глазами. И насладиться, как советовали служительницы музея.

 09.05.2020

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

ФЕДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ. ОСОБНЯК РЯБУШИНСКИХ. — 4 комментария

  1. Старший из сыновей Осипа Шехтеля, купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель, играл заметную роль в общественной жизни Саратова. В 1840 году он стал одним из основателей первого в городе литературно-музыкального купеческого кружка — Немецкого танцевального клуба; в 1858 году выступил учредителем саратовского Коммерческого клуба; наконец, в 1859 году Ф. О. Шехтель устроил в своём загородном саду увеселительный сад «Тиволи» и построил в нём деревянный летний театр с партером и ложами. Театр, впоследствии неоднократно горевший и перестраивавшийся, положил начало истории Саратовского академического театра драмы, здание которого стоит в настоящее время на месте небольшого деревянного театра Франца Шехтеля

  2. После постройки особняка Морозовой Шехтель стал популярным и востребованным архитектором и много строил. Ряд зданий — таких, как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901 г.) и композиционно-стилистически варьирующий их московский Ярославский вокзал (1902 г.), — был решён в « неорусском » духе. В любом случае, Шехтель весьма свободно трактовал старинные прототипы, стилизуя их с учётом современных требований. Зачастую облик здания строился на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью (как в особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *