ФЕДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ФЕДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ. Продолжение.

        Так получилось, свой проект ПЕШКОМПОМОСКВЕ я начала с рассказа об архитекторе Федоре Осиповиче Шехтеле. Это было достаточно давно, в 2013 году. С тех пор многое изменилось. Я это замечала в своих прогулках по Москве и, естественно, делала новые фотографии отреставрированных зданий, построенных по проектам Шехтеля.

         Когда я готовила первый материал о Шехтеле в 2013 году скоропечатня Левенсона была на реставрации. Тогда я пообещала, что размещу фотографии этого здания после реставрации. Выполняю свое обещание. Фотографии сделаны в 2016 году. Перед вами скоропечатня Левенсона в полной красе — неоготически-модерновый фасад конторского здания и собственно печатный цех в стиле промышленного дизайна того времени.

     

        Готические башенки сочетаются в этом здании с элементами декора, которые типичны для модерна: угловой и центральный эркеры, сложной формы оконные рамы и двери парадного входа, цветочные мотивы лепнины и кованных торшеров у главного входа, специально разработанная именно для этого здания кованная ограда. Конторский корпус в целом похож на небольшой романо-готический замок.

      На мой взгляд, реставрация фасадов проведена очень хорошо. На главном фасаде восстановлены все детали: исторические надписи — «ТИПОГРАФIЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВЪ», «ТОВАРИЩЕСТВО СКОРОПЕЧАТНИ ЛЕВЕНСОНЪ» и «ПОСТАВЩИК ДВОРА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА», панно, изображающее рабочих типографии, витражное круглое окно центрального эркера, надпись на увенчанной решеткой щипцовой двускатной крыше в русском стиле, российский герб под надписью «ПОСТАВЩИК ДВОРА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА». Восстановлен также стеклянный купол над центральным эркером и перво­начальное цветовое решение фасадов.

     

  

        Кроме того, восстановлены по архивным фотографиям и авторским чертежам Шехтеля имеющие историческую ценность интерьеры. В приемной, так называемом универсальном зале, над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечат­ника Иоганна Гутенберга. Сейчас он восстановлен. Проведены реставрация дере­вянного потолка и окраски стен лестничного объема. Кстати, сама лестница, стилизованная под взаимодействие двух стихий – морской волны и стекающей вулканической лавы, стала прототипом лестницы в особняке Рябушинского. Отреставрирован кабинет Левенсона на втором этаже, оформленный Шехтелем в стиле модерн. Кабинет Левенсона соединялся дверью с небольшим салоном, выполнявшим функции ком­наты отдыха. Отреставрированы уникальные потолки и двери, дизайн кото­рых, по замыслу Шехтеля, не повторялся в здании нигде, а также оконные заполнения. Сложной формы рамы воссозданы из дерева, восстановлены даже выпуклые стекла верхних частей оконных проемов. Такие стекла за счет преломления света создавали лучшую освещенность естественным светом, чем обычные стекла. Я видела подобное остекление только в историческом корпусе Тимирязевки http://www.peshkompomoskve.ru/petrovsko_razumovskoe/.

     

     Для здания, как это было принято в модерне, Шехтель специально разработал оригинальную кованную ограду.

     

          Меня удивило большое количество цветов чертополоха в декоре здания: лепные цветы чертополоха украшают и центральный эркер фасада, и угловой эркер, и даже светильники у входа выполнены в виде цветов чертополоха.

    

         Я попыталась выяснить хоть что-нибудь о самом Александре Александровиче Левенсоне. Может быть его предки были выходцами из Шотландии, где цветок чертополоха считается национальным символом? Однако, практически никаких сведений об этом человеке в интерненте нет, даже дат рождения и смерти. Скупые упоминания касаются его профессиональной деятельности и собственно здания скоропечатни в контексте творчества Ф. О. Шехтеля. Скоропечатня Левенсона была основана в 1881 году и располагалась в Рахмановском переулке как небольшая типография. В конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфическое предприятие. Среди прочего типография печатала красиво оформленные книги-миниатюры и театральные программки. Сотрудничество с Шехтелем «скоропечатни» (или лично Левенсона) началось еще в те времена, когда архитектор работал театральным художником и иллюстратором книг. В 1880-ых годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом. Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию нужно выпускать в красивой, хорошо оснащенной типографии. Так для разработки проекта в Трехпрудном переулке был приглашен Федор Осипович, и в результате был реализован его проект в стиле модерн.

        Еще я нашла информацию о том, что чертополох является символом Лотарингии. Может быть предки А. А. Левенсона происходили из этого пограничного региона Франции? Но, к сожалению, вопрос так и остался без ответа… Вероятнее всего чертополох на фасадах скоропечатни – просто дань моде модерна, цветы чертополоха появлялись на фасадах и в интерьерах зданий в ту пору регулярно.

      Производственный корпус скоропечатни предельно прост и лишен декоративного убранства. Построен он с применением самых новых технологий для начала 20 века: перекрытия из металла, а не из дерева, позволили сделать значительные пролеты в цеховых помещениях. Все четыре этажа типографии имеют огромные окна для максимального использования естественного освещения. Каждый этаж занимал определенный цех: сверху типографический и литографский, ниже мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т.д.). Имелся также цех хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, были построены складские помещения для хранения бумаги, красок и других материалов.

     Типография Левенсона работала в этом доме до 1917 года, когда она была национализирована, а на ее базе была образована 16-ая Государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. Потом много лет здания занимали различные конторы. Сейчас здание занимает бизнес-центр «Трехпрудный».

        При общей тенденции организации организованных экскурсий в закрытые ранее особняки, я не теряю надежды, что может быть появится экскурсия и в исторические интерьеры скоропечатни Левенсона.

       В 2016 году, оказавшись на проспекте Мира, обнаружила, что фасады дома Кузнецовых (проспект Мира, 41) отремонтировали. Дом для семьи «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова был построен в 1896 году. Это был второй дом Кузнецовых на 1-ой Мещанской улице (ныне проспект Мира) и первый самостоятельный проект Шехтеля в Москве. Сначала дом был двухэтажным, но через несколько лет Кузнецовы решили перестроить дом под доходный (было надстроено еще два этажа) с сохранением шетелевской проработки фасадов.  Сейчас издалека здание смотрится ярко и нарядно, вблизи, увы, — уже видна отваливающаяся штукатурка. Вот такая печальная «реставрация».

     

    Уже в этом году побывав в районе Никитских улиц, я сфотографировала отреставрированные дома доходного владения Николая Семеновича Кана. В ходе реставрации восстановлено перво­начальное цветовое решение фасадов и утраченные элементы лепнины и кованных деталей, а те, которые не пострадали от времени, отчищены от многолетней грязи. Думаю, что для поддержания этих домов в надлежащем состоянии, реставрационные работы надо будет проводить регулярно, ведь они расположены на пересечении Никитских улиц с одной из самых оживленных магистралей столицы – Садовым кольцом.  Кстати, отреставрированы пока фасады только двух домов Кана. Третий, который выходит фасадом на Большую Никитскую улицу, ждет своей очереди.

 

   

   

          Закончить свой рассказ о Федоре Осиповиче Шехтеле я хочу еще одной фотографией. И хотя я часто бываю на Комсомольской площади, к своему стыду, только совсем недавно заметила, что у Ярославского вокзала установлен памятник-бюст архитектору. Бронзовый бюст установлен на высоком мраморном постаменте, на котором закреплена табличка, гласящая: «Архитектор ШЕХТЕЛЬ ФЕДОР ОСИПОВИЧ Автор здания Ярославского вокзала». Когда был установлен этот памятник создателю проекта Ярославского вокзала, и кто его автор — выяснить не удалось, но портретное сходство абсолютно.

Кроме памятника имя Шехтеля увековечено и на карте столицы. В мае 2016 года безымянный проезд в Москве между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком, параллельный Большому Козихинскому переулку, назвали аллеей Архитектора Шехтеля. Этот проезд выбрали не случайно, поскольку вблизи аллеи расположено пять зданий, связанных с архитектором, в том числе его собственный особняк.

05.05.2020

 

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *