СОРОК СОРОКОВ-1

СОРОК СОРОКОВ. Часть 1

      Как только раньше ни описывали Москву, восхищаясь ее красотой, основу которой, безусловно, составляли московские храмы: «Москва златоглавая», «а храмов в ней – сорок сороков» … С этими фразами можно поспорить. В начале 20 века храмов было не 1600, а значительно меньше, примерно в два раза, потому что второе слово в фразеологизме «сорок сороков» означает не число, церковно-административную единицу под названием сорОк или староство. Да и не все они были златоглавыми. Бесспорно только одно: храмов было много, и это были очень красивые здания.

         В советский период многие храмы были разрушены, многие лишились своей религиозной атрибутики и приспособлены под хозяйственные нужды. К счастью, за последние годы многие храмы возвращены РПЦ и отреставрированы, строятся новые. Описать хотя бы большинство из них – непосильная задача. У меня было идея рассказать отдельно о храмах Якиманки и Замоскворечья, но я от нее отказалась: храмов в этой купеческой части Москвы слишком много. А всего в столице сейчас, если верить сайту https://sobory.ru/ , 1723 православных храма и монастыря.  Поэтому в сайте я ограничилась только московскими монастырями и некоторыми храмами.

         Но собирая иллюстративный материал для сайта, я просто не могла не снимать церковные здания, которые попадались на моем пути. Рассказы о некоторых из них вошли в статьи об архитекторах http://www.peshkompomoskve.ru/bazhenov/, http://www.peshkompomoskve.ru/ukhtomsky/ или местностях http://www.peshkompomoskve.ru/rogozhskaya_yamskaya_sloboda/ . Сегодня я собрала сделанные в разное время фотографии московских храмов и попыталась кратко рассказать о них.

         Начнем сегодняшнее знакомство с московскими храмами со знакового для столицы собора – Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Знакового, потому что долгие годы он являлся патриаршим собором.

        Первый Богоявленский храм в Елохове был деревянным, и упоминается в книгах Патриаршего Казенного приказа в 1689 году. В 1712 году по указу Петра I и при финансовой поддержке племянницы императора царевны Прасковьи Ивановны началось строительство каменного храма.

         В 1780-ых годах храм перестроили. На средства прихожан была устроена большая каменная трапезная с двумя приделами и колокольня в стиле московского классицизма, которые сохранились до наших дней. Любопытный факт: в 1799 году в соборе был крещен мальчик Саша – будущий великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

           Во время пожара 1812 года здание собора не пострадало, в отличии от окрестных домов, но было разграблено. Москва постепенно восстанавливалась, а район Елохова застроился новыми домами. Возросло число прихожан храма, по прошению которых в 1835-ом году началось возведение нового собора по проекту архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина. Архитектор создал пятиглавое здание в стиле позднего ампира с купольной ротондой в центре, в которая напоминает купол собора Святого Петра в Риме. При строительстве были возведены верхние уровни колокольни в формах 18 века. В 1890-ых годах по проекту Петра Павловича Зыкова была выполнена реконструкция верхней части здания трапезной: появились аттики вдоль северного и южного фасадов с портиком в центре, а на барабане был установлен широкий фигурный купол.

   

           В 1920-ых годах были попытки закрыть собор. Сначала в нем предлагалось разместить казармы для военнослужащих, потом – музей керамики. Видимо сыграл свою роль тот факт, что в 1927 году храму был присвоен статус памятника церковной архитектуры первой категории и он был поставлен на учет музейного департамента Московского отдела народного образования. Последнее закрытие храма планировалось после проведения церковной службы 22 июня 1941 года, но и оно не состоялось: храм был открыт для прихожан и все военные годы, и после войны. В 1945 году Богоявленский собор получил статус патриаршего, а к 800-летию Москвы в 1947 году в него перенесли мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Вплоть до 2000-ого года, когда был освящен воссозданный храм Христа Спасителя, в Елоховском соборе проходили патриаршие службы.

         Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий подклет четверик, который завершается пятью главами. Высота храма составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3000 человек. С северной и западной сторон собор опоясывают галереи. К главному зданию примыкает соединенная с ним трапезная, а к ней пристроена трехъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками, а северный оформлен карнизами, поясом поребрика и нишами. В декоре фасадов преобладают классические элементы: коринфские колонны и пилястры, розетки из листьев аканта, окна обрамлены наличниками с треугольными сандриками. Украшают собор и мозаичные иконы.

 

          Главный престол освящен в честь праздника Богоявления, северный придел — во имя святителя Николая, южный — в честь праздника Благовещения. Собор является усыпальницей патриархов Московских Сергия (в миру Ивана Николаевича Страгородского), скончавшегося в 1944 году и Алексия II (в миру Алексея Михайловича Ридигера), который скончался в 2008 году.

           А теперь познакомимся с московскими храмами 17 века.

       Храм Михаила Архангела в Овчинниках (Средний Овчинниковский переулок, 7) был построен в 1657, а трапезная и южный придел – 1665 году.

          В слободе царских овчинников в 1551 году была построена деревянная церковь, а уже в 17 веке на месте деревянной церкви был построен каменный храм.  Изначально храм представлял небольшой четверик с трехчастной аспидой и завершался тремя главами, которые возвышались над пирамидой из кокошников. Престол был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

          Позднее храм несколько раз перестраивался: расширена трапезная, с юга пристроен придел Архангела Михаила, сооружена колокольня, представляющая собой восьмерик на четверике, а на окнах аспиды появились наличники, украшенные волютами и полуколоннами.  В конце 18 века в храме заменили крышу на четырехскатную, это привело к утрате кокошников и боковых глав. С этого времени храм сохранил свой облик до наших дней.

   

           В начале 1930-ых годов церковь была закрыта. В ее стенах размещались разные конторы, пекарня, общежитие. В 1955—1961 годах рядом было построено административное здание по проекту архитекторов Г. И. Григорьева и Т. В. Владимирова. Церковь оказалось внутреннем дворе этого здания. За прошедшие годы внутреннее убранство было полностью утрачено. Только две ценные иконы «Суббота Всех Святых», написанная в 1642 году, и Владимирская икона Божьей Матери, созданная в 1652 году знаменитым иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, были переданы в Третьяковскую галерею.

            В 1997 году храм передан РПЦ. В 1998 году в церкви возобновились богослужения и проведена реставрация. В 2000 году храму были переданы палаты 17 века, стоящие рядом. В них разместился дом притча с детской воскресной школой http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_dopetrovskya-5/ .

          Два храма 17 века находятся на Гончарной улице: это Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах и Церковь Николая Чудотворца на Болвановке.

           Каменная Успенская церковь построена в 1654 году на средства местных гончаров. В 1702 году церковь была перестроена: на месте притвора была сооружена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Со стороны улицы она украшена изразцами работы Степана Полубеса. Между 1764 и 1774 годами была построена трехъярусная колокольня в стиле барокко. В эти же годы храм получил окраску, которую можно увидеть и сейчас. Перестройка проходила и после 1812 года, хотя в пожаре храм практически не пострадал.

           В годы Советской власти храм не закрывался. В 1948 году по договоренности Русской и Болгарской Православных Церквей в этом храме было устроено Подворье Болгарской Православной Церкви. Болгарская диаспора в Москве не велика, поэтому основные прихожане храма – жители Таганки.

         Каменный двухъярусный храм Николая Чудотворца на Болвановке на месте прежнего каменного, 1506 года постройки, возвели в 1697–1712 годах. Строил его выдающийся зодчий 17 века Осип Старцев. Главный объем завершен тремя рядами кокошников и пятиглавием, далее на запад продолжается просторная трапезная. Храм двухэтажный; на первом этаже – теплый храм с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, на втором – летний храм с престолом во имя святых апостолов Петра и Павла и приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. С западной стороны к храму примыкает шатровая колокольня.

            За прошедшие годы храм неоднократно страдал от пожаров, в том числе и после пожара 1812 года. Но всякий раз прихожане собирали средства и восстанавливали церковь.

        После закрытия храма в 1930-ые годы в нем размещались различные советские учреждения. В 1944 году по соседству с храмом велось строительство кольцевой станции метро «Таганская» и перестраивали Таганскую площадь. Храм не вписывался в облик площади, и его решили снести. Были разрушены главы и верхушка колокольни, но храм удалось отстоять как памятник архитектуры и даже восстановить утраченные элементы. Правда, купола сделали несколько меньше исходных, покрыли их железом, а вместо крестов установили штыри.

           Эту неточность исправили при реставрации 1970-ых годов. В 1992 году храм возвратили верующим, и приписали его к церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

         Первая деревянная церковь Рождества Богородицы в селе Рождественском была построена во владениях боярина Никиты Романова. В 1646 году село стало казенным, в нем разместили солдат Бутырского полка. По случаю окончания войны с Османской империей и Крымским ханством решено было построить большой полковой собор. Деньги на его строительство пожертвовали солдаты Бутырского полка и малолетние цари-соправители Петр и Иоанн. Каменный двухстолповый храм с четырехстолповой трапезной и шатровой колокольней стал своего рода музеем воинской славы: в нем хранились полковое знамя и трофейные знамена вражеских армий, захваченные в боях.

 

             Храм сильно пострадал в пожаре 1812 года, его восстановили только к середине 19 века. После 1917 года здание храма практически сразу было признано памятником архитектуры и поставлено на государственную охрану, рассматривался даже вопрос о признании его кафедральным собором вместо Елоховского. Но в 1935 году храм все-таки закрыли и передали заводу № 132 Глававиапрома, который позднее стал режимным предприятием «Знамя». Сначала в помещении храма разместили склад, а потом — заводской цех. В 1941 году снесли верхний ярус колокольни, который мог стать ориентиром для немецких самолетов.

            В 1970 году при строительстве нового цеха завода снесли трапезную, а храм оказался разделенным этим цехом на две части. В бывшей колокольне разместили подсобку для хранения дворницкого инвентаря и средств для борьбы с гололедом, а в здании храма разместили прессовый цех, лишив церковь религиозной атрибутики, в частности маковок с крестами. Из-за бюрократических нестыковок церковь потеряла статус памятника архитектуры. Дело в том, что церковное здание получило новый адрес по Новодмитровской улице, а охраняемое здание числилось по Бутырской улице, 56. Фактически под охрану попала только колокольня храма.

          Остатки колокольни возвращены РПЦ в 1998 году. Через год с восточной стороны к колокольне пристроили апсиду под алтарь, а рядом — звонницу и освятили малым чином в честь Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. В 2013 годах колокольню отреставрировали, придав ей насколько это возможно аутентичный вид.

        Декоративное оформление колокольни имеет ряд интересных особенностей. Одно из главных украшений первого яруса – нарядная тройная арка с висячими гирьками над въездными вратами. По сторонам от нее расположены необычные декоративные композиции из трех рельефных кувшинообразных деталей. Первый ярус от второго отделяет пояс из изразцов, на которых изображены кувшины с цветами. Второй ярус тоже оформлен нарядно: рельефное обрамление окон четверика, полуколонны, гирьки в проемах восьмерика. Каждую грань шатра украшают пять окошек-слухов, расположенных в четыре ряда, причем нижний ряд составляют парные окошки. Такое обилие слухов придают шатру легкость и ажурность.

          Основное помещение храма передано РПЦ в 2000 году. С 2006 года там проводятся богослужения, но состояние храма, в котором много лет находился прессовый цех, находится в плачевном состоянии. Реставрационные работы идут медленно.

        Каменный храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Софийская набережная, 32) был построен на месте деревянной церкви в 1682 году. Он неоднократно перестраивался, сохраняя в декоре стиль русского узорочья.

          В 1930 году церковь была закрыта. Храмовая Владимирская икона Божьей Матери передана в Третьяковскую галерею. Остальное убранство храма было утрачено. В 1941 году в здание попала немецкая бомба, которая повредила стены. Дыры заделали, но ни о какой реставрации до не давнего времени речи не шло. За годы советской власти в стенах храма сначала располагался клуб, потом жилье, для чего были устроены межэтажные перекрытия. В 1970—1980 годах помещения храма занимала лаборатория Института стали и сплавов.

            В 1992 году храм возвращен РПЦ, проведена реставрация с восстановлением внешнего вида и внутреннего убранства.

           Особо хочется рассказать о колокольне храма. Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-ых годах по проекту архитектора Николая Ильича Козловского в русско-византийском стиле. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором расположен храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Второй ярус представляет собой четверик, третий – восьмерик. На третьем ярусе размещаются колокола. Венчает колокольню шатер с главкой и крестом.

          Столь непохожее на сам храм строение колокольни должно было стать частью нового церковного комплекса на Софийской набережной. Предполагалось, что новый храм Софии Премудрости Божией будет соразмерным кремлевским храмам и храму Христа Спасителя. Но этим планам не суждено было сбыться. Архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом. Так и остались рядом два храмовых здания, созданных в разных стилевых решениях: сама церковь в стиле русского узорочья и колокольня в русско-византийском стиле.

            Колокольня так же передана РПЦ, проведена ее реставрация, восстановлен храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В 2013 году колокольня стала лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация — 2013» в номинации: «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

        В самом конце 17 века, в 1691 году была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье на Никольской улице. Как водится, деревянная церковь существовала на этом месте еще с начала 16 века. Принадлежала она Мироносицкому монастырю, который располагался напротив Печатного двора. Сначала новый каменный храм был домовой церковью в усадьбе бояр Салтыковых.  Он несколько раз горел, но каждый раз восстанавливался. В 1802 году был заделан ход из усадебного дома и устроен отдельный ход с северной стороны.

          В середине 19 века участок с храмом купили купцы первой гильдии Гавриил и Алексей Чижовы и построили здание по периметру участка, в котором разместили лавки и склады. Место стало называться ЧижЕвским подворьем, потому что купцы ЧижОвы сначала сами называли себя ЧижЕвы. А храм стал приходским.

           В советское время церковь была закрыта, крест и маковка снесены, в ней располагались различные конторы. В 1960 году храм получил статус памятника архитектуры. С 2000 года возобновлены регулярные богослужения, а церковное здание отреставрировано, в том числе был укреплен фундамент и стены, которые пострадали при строительстве метро.

       Храм Успения Пресвятой Богородицы построен в стиле нарышкинского барокко. На высоком подклете установлен четверик с прямоугольным алтарем и трапезной. Над четвериком возвышается восьмерик с луковичной главкой на глухом барабане. Украшения храма типичны для нарышкинского стиля: парные колонны, наличники с разорванными фронтонами.

   

          В 18 веке в архитектуре, как и во всей жизни страны, произошли грандиозные перемены. Прежде всего это был поворот к европейским образцам. Но в самом начале 18 века сохранялись русские архитектурные традиции и в гражданском, и в церковном строительстве. Пример тому храм Спаса Преображения на Песках.

            Церковь Спаса Преображения в Спасопесковском переулке, 4а построена в 1711 году на месте деревянного храма стрелецкой слободы. Храм сохранился практически в первозданном виде с момента постройки: пристройка придела Архангела Михаила, возведенная в 1763 году, и ограда 1849 года постройки не сохранились. От ограды сохранились только готические ворота, которые были в 1891 году соединены с колокольней притвором.

       Храм был закрыт в 1932 году, в нем размещались разные организации, для которых внутреннее пространство разделено перегородками. В 1946 году церковь Спаса на Песках признали памятником архитектуры, а в 1960-ых годах была проведена первая реставрация, которая не затронула внутренне пространство храма. В 1991 году храм передан РПЦ, и его снова отреставрировали.

         Несмотря на то, что здание церкви построено в 18 веке, оно сохранило черты русского узорочья. Четверик основного объема венчают пять глав. Он соединен с шатровой колокольней низкой трапезной. Декор также соответствует архитектурной традиции 17 века. Это — килевидные кокошники, характерные оконные наличники, слуховые оконца на шатре колокольни.

          Совсем иначе выглядит храм святителя Николая в Старом Ваганькове. Сохранившееся до наших дней здание построено в 1745—1759 годах. До этого на этом месте была деревянная церковь конца 15 века, которую сменил каменный храм начала 16 века. Белокаменный подклет этого храма сохранился во всех более поздних вариантах храма.

          С середины 19 века храм фактически был домовым для учреждений, которые занимали дом Пашкова: Московского дворянского института, 4-ой мужской гимназия и, наконец, Румянцевского музея.

         Декор храма, в котором все же можно рассмотреть черты европейского барокко, очень скромный. В 1902 году по проекту Георгия Павловича Евланова была построена звонница, стилизованная под старинную псковскую.

     

           В 1924 году храм закрыли. Из него вывезли иконы и утварь, кресты сбили, а колокола сбросили и разбили. Здание передали Ленинской библиотеке под склад.

            В 1992 году храм возвращен РПЦ. Он восстановлен и заново освящен.

          Храм в честь положения честной Ризы Господней в Успенском соборе в Москве на Донской улице построен в 1716 году.  Сначала на этом месте в 1690 году был сооружен деревянный храм. А место это было местом торжественной встречи московским духовенством в 1625 году посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар царю Михаилу Федоровичу и Патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу. Риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля. Так у РПЦ появился праздник Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.

            Каменный храм построен в стиле московского барокко. Кубовидный основной объем венчают пять луковичных глав с ажурными крестами. Фасады богато украшены разнообразными декоративными деталями: наличники, порталы, раковины в кокошниках, колонки. Белые декоративные элементы на краснокирпичной кладке придают храму нарядность и изящество. Богатый лепной декор украшает и интерьер храма, в частности, шестиярусный золоченый иконостас.  Сохранились также колокола храма, один из которых, Чумной, был отлит в 1771 г. во время эпидемии чумы в Москве.

            Храм никогда не закрывался.

      О европейском барокко в столице у меня на сайте есть отдельные статьи http://www.peshkompomoskve.ru/european_baroque_in_moscow/ и http://www.peshkompomoskve.ru/ukhtomsky/. В них есть рассказы и о московских храмах, построенных в 18 веке в стиле барокко. Об одном таком храме расскажу сейчас.

        Это храм Великомученицы Екатерины на Всполье что на Большой Ордынке, 60/2. Деревянный храм на этом месте был построен в 16 веке. В 1657 году здание перестроили в камне, а в 1766—1775 годах по распоряжению императрицы Екатерины II его перестроил в барочном стиле архитектор Карл Иванович Бланк.

          Архитектор сохранил трапезную предыдущего храма и один из приделов. Старую зимнюю и новую летнюю церкви он объединил двухэтажной колокольней. Нижний ярус колокольни стал притвором храма. Центральная часть храма представляет в плане квадрат со срезанными углами, с четырех сторон к нему примыкают более низкие объемы приделов, притворов и аспида. Верхняя часть храма имеет форму невысокого восьмерика, украшенного аттиками, фигурными пилястрами и куполом с круглыми люкарнами. Среди других элементов декора следует отметить характерную для позднего барокко лепнину в виде листьев аканта и волют. Над иконостасом работал Дмитрий Григорьевич Левицкий. Во время перестройки в 1870-ых годах здание украсили пилястрами коринфского ордера.

 

   

            В 1931 году храм был закрыт, в нем размещались разные организации, в том числе НИИ стандартизации приборов и Всесоюзный художественно-реставрационный центр имени Грабаря. Именно центр Грабаря провел реставрацию храма, после возвращения его РПЦ. В 1999 году храм снова освящен патриархом Алексием II и предстоятелем Православной церкви в Америке митрополитом Феодосием.

         Знакомство с более поздними церковными здания продолжим в следующей части рассказа о «сорока сороках».

30.12.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *