СОРОК СОРОКОВ-2

СОРОК СОРОКОВ. Часть 2

          Продолжим наше знакомство с московскими храмами.

      В конце 18 века наступает эпоха классицизма. Яркий образец храма этого периода – церковь Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, 2).

      Храм построен в период между 1788 и 1793 годами по проекту Матвея Федоровича Казакова. Хотя документального подтверждения авторства Казакова нет, стиль и качество выполненных работ позволяют исследователям утверждать, что это работа Матвея Казакова.

         Земля, на которой был построен храм, в начале 18 века принадлежала канцлеру Михаилу Гавриловичу Головкину. После конфискации усадьбы Головкина она перешла во владение графа Алексея Кирилловича Разумовского. Он и заказал, вероятнее всего, Казакову строительство на месте старой деревянной церкви новой каменной. Главный престол освящен в честь Вознесения Господня, приделы — во имя святого Николая Мирликийского и пророка Божия Моисея Боговидца. Долгое время храм выполнял функцию домовой церкви в усадьбе Разумовского.

          Вознесенская церковь – один из самых монументальных московских памятников периода зрелого классицизма. Традиционная трехчастная композиция состоит из величественной ротонды храма, низкой и широкой трапезной и трехъярусной колокольни. Храм украшают коринфские колонны и пилястры, треугольные и полуциркулярные фронтончики окон. Вокруг церковного ансамбля сохранилась ограда, построенная в 1805 году, которая также представляет большую художественную ценность как яркий образец малых архитектурных форм зрелого классицизма.

        Храм был закрыт в 1933 году.  В нем по очереди находились в разное время клуб Аэродинамического института, слесарная мастерская, склады, типография. Внешне здание все эти годы выглядело вполне прилично, а вот внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Богослужения в храме возобновились в 1993 году. В интерьерах восстановлена декоративная лепнина, идет восстановление росписи стен.

        Еще одни великолепный образец московского классицизма — церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского на Таганке (улица Солженицына, 15).

       Храм на этом месте существовал с конца 15 – начала 16 веков. Проект существующего здания был разработан Родионом Родионовичем Казаковым – еще одним выдающимся архитектором московского классицизма.

       Главное здание в плане представляет собой крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. В центре над крестом находится главный купол в форме ротонды. По углам здания расположены четыре купола меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трехъярусная колокольня высотой 60 метров. Колокольня состоит из объемов, постепенно уменьшающихся к верху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем. Внутри сохранились росписи, выполненные итальянским художником Антонио Клаудо.

 

      Прихожанами и жертвователям храма были богатые таганские купцы: Жигаревы, Алексеевы, Александровы, Полежаевы, Зубовы.

         В 1931 году храм был закрыт. Сначала в нем располагался архив студии документальных фильмов «Востоккино», позднее хранилище фондов Книжной палаты СССР, вычислительный центр одного из московских НИИ.

         В 1996 году храм передан РПЦ, а в 1998 году патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храма.

           Еще один знаковый для столицы храм находится на Большой Никитской, 36. Это храм Вознесения Господня у Никитских ворот. Он построен в период между 1827 и 1848 годами в стиле позднего классицизма — ампира. При этом была сохранена колокольня 17 века, которая входила в предыдущий ансамбль Вознесенкой церкви, построенной на средства царицы Натальи Нарышкиной. Строительство началось по проекту Матвея Казакова в конце 18 века, но недостроенный храм был полностью уничтожен в пожаре 1812 года.

          В дальнейшем строительстве храма принимали участие разные архитекторы. Среди них имена Афанасия Григорьевича Григорьева, Федора Михайловича Шестакова, Осипа Ивановича Бове, Евграфа Дмитриевича Тюрина. В частности, Бове добавил ионические портики на северном и южном фасадах.

          Основой храма является прямоугольный объем, четверик, который завершается световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Архитектурный ансамбль храма завершала шатровая колокольня 17 века.

 

       В 1931 году церковь закрыли. В здании разместился склад тары, затем гараж! А храмовое здание ожидали большие потери. Иконостас был не просто разобран, а сожжен, стенные росписи закрасили, соорудили межэтажные перекрытия и перегородки, снесли купол и шатровую колокольню, разобрали портики, а в аспиде пробили ворота для въезда машин. В 1980-ых из-за великолепной акустики храма его решили превратить в концертный зал. В это время храме находилась репетиционная база камерного ансамбля «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова.

         В 1990 году здание передали РПЦ. Были восстановлены утраченные элементы фасадов и интерьеров.  Во время работ был обнаружен фундамент снесенной в 1930-ых годах колокольни, на котором в 2002—2004 годах с западной стороны храма была построена новая, ранее не существовавшая 61-метровая колокольня, проект которой разработал архитектор-реставратор Олег Игоревич Журин. За основу были взяты чертежи неосуществленного проекта Федора Шестакова. Трехъярусная колокольня, которая завершается золоченным шпилем, органично вписалась в ампирный ансамбль храма.

       А знаковым для столицы этот храм является потому, что именно в трапезной еще недостроенной Вознесенской церкви в 1831 году венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова.  6 июня 1999 года, в день двухсотлетней годовщины со дня рождения поэта, неподалеку был открыт памятник в виде фонтана-ротонды «Пушкин и Натали» http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_monuments-1/ .

           Почти каждый рассказ о московских храмах я заканчиваю одинаково: храм передан РПЦ, отреставрирован… К сожалению, такую фразу нельзя применить ко всем церковным зданиям. Даже в центре столицы есть церкви, которым до сих пор не вернули их первоначальный облик. Вот пара примеров.

         Церковь Илии Пророка на Воронцовом поле. Частично сохранившееся до наших дней здание построено в 1702 году. Церковь на этом месте существовала с 1476 года, в начале 16 века был построен каменный храм Благовещения, в 1654 году к нему пристроили придел Илии Пророка. В начале 18 века Благовещенскую церковь разобрали из-за ветхости, а на ее месте построили пятиглавый храм в стиле барокко, в состав которого вошел Ильинский придел. Так церковь стала храмом Илии Пророка на Воронцовом поле. В 1745 году была сооружена колокольня, а 1839 году – трапезная.

         Храм представлял сложный комплекс из строений разного времени постройки: двухшатровая церковь-притвор, постройки 1654 года, основной пятиглавый объем (1702 год), колокольня (1745 год) и трапезная (1839 год).

           В 1928 году храм закрыли и через год здание передали Наркомпросу для размещения Музея Восточных культур. После этого происходит превращение церковного здания в музейное путем уничтожения религиозной атрибутики. По решению Моссовета в 1930—1931 годах были уничтожены шатры и главы обоих храмов, в 1935 году разобраны колокольня и ворота. В 1965 году построили флигель, который окончательно видоизменил первоначальный облик здания.

 

          В 1970 году Исполком Моссовета принял решение о передаче Музею Востока особняка Луниных на Никитском бульваре, 12, куда музей переехал в 1990 году. Освободившееся здание бывшего храма приспособили под реставрационные мастерские и запасники музея. С 1992 года по благословению Святейшего Патриарха была зарегистрирована Приходская община храма святого Илии Пророка.  В 2000 году прихожанами храма были переданы два исторических церковных дома, находящихся рядом с храмом на его исторической территории. В одном из них был устроен и освящен домовый храм для возобновления литургической жизни прихода. А основное помещение храма так до сих пор не восстановлено. И никаких работ по его восстановлению не ведется, даже вывеска Музея народов востока «украшает» одну из стен.

              Мало что осталось от барочного убранства храма Воскресения Словущего в Барашах (Покровка, 26/1). Церковь эта была построена в 1773 году в стиле елизаветинского барокко на месте деревянного храма 1620 года постройки, который сгорел в 1652 году. В 1746 году была построена новая колокольня.

          Как видно из старых фотографий Воскресенская церковь представляла собой типичный образец барочной архитектуры. Церковь построена «кораблем», т.е. все части храма соединены друг с другом и расположены вдоль одной линии. Такой тип храма появился в 17 веке и был достаточно широко распространен в церковной архитектуре. А что необычно, так это полное совпадение планов подклета нижнего и верхнего храма. Такая планировка очень редкое явление в отечественной церковной архитектуре.

          В 1929 году храм был закрыт, его планировалось полностью снести. В 1930 году была разобрана колокольня и купол с маковкой, крестом и короной. Но что-то пошло не так – дальнейший снос храма был остановлен. По какой-то причине власти передумали. Много лет церковь стояла просто закрытой.

         В 1960—1990-ых годах в храме находилось управление пожарной охраны Москвы и пенсионный отдел ГУВД Мосгорисполкома. Внутри храма были сделаны перегородки для превращения его в конторское помещение. В 2016 году храм передан РПЦ. Несмотря на утрату колокольни и все переделки, здание находится в хорошем состоянии и сохраняет важную градостроительную роль. Кроме того, оно представляет большую историко-художественную ценность, однако восстановления купола и колокольни пока не наблюдается.

       Вернемся к хронологии строительства московских храмов.

        Во второй половине 19 века классицизм и его более поздняя версия, ампир, сменяются эклектикой с сочетанием элементов различных стилей. Одновременно с этим в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре появляется отечественная разновидность историзма — русский стиль. Именно в сочетании эклектики и русского стиля построен Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке (Газетный переулок,15).

        Церковь возведена в период между 1857 и 1860 годами по проекту архитектора Александра Степановича Никитина. Как и во многих других случаях построена она на месте более ранних церковных строений 16-18 веков.

        Здание эклектичной архитектуры с элементами русско-византийского стиля и классицизма венчает небольшая глава, над крыльцом храма высится шатровая колокольня.

          В 1924 году храм был закрыт, были снесены главка с крестом и аттик в виде кокошников. В здании сначала размещался Московский областной исторический архив, а после ремонта, который провели в 1979 году — междугородная телефонная станция. В 1992 году здание вернули РПЦ, в 2000 году храм заново освятили и в нем проводятся богослужения. При храме существует детская воскресная школа, приходская группа «Милосердие» организует горячее питание для бездомных и неимущих, опекает детей-сирот и больных в интернатах.

          В стиле эклектики с преобладанием русского стиля построена и церковь Николая Чудотворца «Красный звон» в Никольском переулке. Построена она в 1858 году предположительно, по проекту архитектора Александра Михайловича Шестакова или Николая Ильича Козловского на месте кирпичного храма 1561 года постройки. Хоть церковь и называют храмом Николая Чудотворца, главный престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в честь Николая Чудотворца освящен один из пределов. А «Красным звоном» ее стали называть из-за необыкновенно красивого звона колоколов храма, среди которых был трофейный колокол, взятый царем Алексеем Михайловичем в годы войны с Польшей.

         Существующая церковь представляет собой низкий прямоугольный в плане объем. Церковь увенчана пятиглавием на барабанах, украшенных кокошниками. Колокольня завершена шатром. Близость правительственных зданий с охраной и перекрытием переулков не позволила мне сделать полноценный снимок храма. Поэтому привожу фотографию из интернета.

         А такой ракурс открывается на храм с Варварки.

          В 1923 году храм заняла анархическая обновленческая группа «Свободная трудовая церковь», а в 1929 году храм окончательно закрыли. Его планировали снести, но ограничились уничтожением крестов на главах основного объема и колокольни. Какое-то время его занимали конторы различных учреждений, а в 1960-ые годы здесь обустроили электроподстанцию зданий ЦК КПСС. В 1991 году храм передан РПЦ, ведутся ремонтно-восстановительные работы, но некоторое электрооборудование подстанции до сих пор не вынесено из храма.

        После провозглашения в 1905 году манифеста о веротерпимости началось активное строительство новых старообрядческих храмов, в том числе и в Москве. В 1908 году на Новокузнецкой улице на средства семьи Морозовых был куплен участок земли для строительства старообрядческого собора. Проект здания был выполнен архитектором Владимиром Павловичем Десятовым в русско-византийском стиле. Храм был освящен в 1910 году в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В нем проводились богослужения для общины старообрядцев Белокриницкой иерархии.

    Главную часть храма венчает шлемовидный купол. Верхняя часть колокольни восьмигранная и увенчана куполом на низком барабане. Некоторые элементы декора выполнены в стиле новгородской архитектуры: треугольные фронтоны на углах, аркатура под карнизом на стене с восточной стороны и арки на боковых фасадах.

   

        В 1932 году церковь закрыли, в нем, как обычно, разместились советские организации: сначала отделение Осоавиахима, позднее Метростроя. В 1990 году здание было передано Русской древлеправославной церкви, а в 2000 году сюда из города Новозыбкова Брянской области была перенесена кафедра предстоятеля этой Церкви.

            Небольшая нарядная церковь Тихвинской иконы Божьей Матери на Серпуховском валу построена в 1912 году по проекту Николая Георгиевича Мартьянова. Краснокирпичный храм выполнен в русском стиле и богато украшен изразцами. Храм принадлежал Тихвинской старообрядческой общине, приемлющей священство Белокриницкой иерархии. Престолы были освящены в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и равноапостольного князя Владимира.

 

         В начале 1930-ых годов храм был закрыт для передачи под красный уголок завода «Арматрест».  В 1960-ых годах в нем устроили склад скобяных товаров, в 1970-1980-ых годах здание пустовало и постепенно разрушалось. А дальше случилось вообще невероятное: в 1990-ых храм не передали верующим, а приватизировали, слегка отремонтировали и разместили в нем то ли гриль-бар, то ли ресторан. В 2003 году храм выкупил верующий  бизнесмен Константин Ахапкин. Он начал реставрацию, но категорически отказался передавать храм старообрядцам. По планам бизнесмена храм должен быть передан РПЦ Московского Патриархата для размещения в нем музея Николая II. Однако, РПЦ отказалась принимать здание после встречи Митрополита Московского и Всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви с иерархами Московского Патриархата РПЦ. Пока идут имущественные дебаты, храм продолжает радовать москвичей своим ярким декором. В последнее время стало похоже, что РПЦ все-таки приняла храм, на колокольне уже установлены колокола.

 

 

      Православные храмы активно строятся в столице и в наши дни, особенно в спальных районах. Строят их чаще всего по современным технологиям, отливая из бетона. И не все они, с моей точки зрения, являются архитектурными шедеврами. Но закончить рассказ о «сорока сороках» хочу описанием храма-часовни Собора Дивеевских святых, которая мне очень нравится.

      В 1909 году жертвователь Спасо-Преображенского собора Дивеевского монастыря, потомственный москвич Федор Васильевич Долгинцев решил создать подворье монастыря в Москве. Для этого он купил участок земли на 1-ой Мещанской улице (проспект Мира). Строительством руководил архитектор Петр Викентьевич Шарко. Была построена часовня Серафима Саровского и жилой корпус для сестер монастыря. Часовня была украшена изображением преподобного Серафима и увенчана куполом с тремя главами. В 1929 году подворье было закрыто, а здания перестроены.

      В 2002 году подворье решили возродить. В связи с невозможностью передачи подворью его исторических зданий патриарх Алексий II благословил строительство нового здания на проспекте Мира между домами 22 и 24. Здесь в 2010 году построен корпус для представителей монастыря и храм-часовня в честь нового праздника Собора Дивеевских святых. Автор проекта – архитектор Александр Иванович Шипков.

      Часовня построена в неорусском стиле или в стиле церковного модерна. Храм венчает изящное пятиглавие, под которым расположена звонница. Фасад украшен мозаичным панно с изображением Серафима Саровского. На панно запечатлен эпизод, описанный в житии святого, когда преподобный тысячу дней молился, стоя на камне.

      В храме имеется частица мощей преподобного Серафима Саровского.

 31.12.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *