ВЫСОТКА НА КРАСНЫХ ВОРОТАХ

 

ВЫСОТКА НА КРАСНЫХ ВОРОТАХ

        Все сталинские высотки в Москве имеют свою историю, своё своеобразие в архитектуре, несмотря на общую схожесть этих зданий, свои сложности при строительстве и свои легенды. Есть особенности и у здания, о котором пойдёт речь дальше.

        Начнем с названия и места его расположения (не люблю слово «локация»). Здание Министерства путей сообщения много лет называлось высоткой на Лермонтовской. В 1992 году части Лермонтовской площади вернули историческое название – площадь Красных Ворот. Собственно Лермонтовской площадью сейчас является сквер за памятником Михаилу Юрьевичу. А высотку стали называть высоткой на Красных Воротах или у Красных Ворот. Всё это замечательно, но Красные Ворота давно не существуют. До 18 века на этом месте находились проломные ворота в Земляном валу. В 1709 году на месте проломных ворот была воздвигнута деревянная триумфальная арка в честь Полтавской битвы. Деревянные ворота несколько раз горели, но их отстраивали заново. В 1757 году по приказу Елизаветы Петровны были возведены каменные ворота в стиле барокко по проекту архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского.  В 1926 году ворота отреставрировали, однако уже на следующий год их снесли под прологом расширения проезжей части Садового кольца.

          Снесены были не только ворота, но и церковь Трёх Святителей 17 века, в которой крестили младенца Мишу Лермонтова, и даже дом, в котором он родился. Сейчас об этом событии напоминает только мемориальная доска на стене высотки, название части площади и памятник поэту http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_monuments-1/ .

            Были и сложности при строительстве, да ещё какие!

     Проект административно-жилого здания был разработан архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным совместно с молодым архитектором Борисом Сергеевичем Мезенцевым, о чём нам сообщает еще одна мемориальная доска.

        Алексей Николаевич Душкин родился в Харьковской губернии в семье учёного-почвоведа. По настоянию отца поступил в Харьковский мелиоративный институт, затем перевёлся на химический факультет Технологического института, а после смерти отца —   на инженерно-строительный факультет того же института с понижением на курс и досдачей многих предметов. Увы, но с досдачей у будущего архитектора не сложилось: задолженность по родному (украинскому) языку он так и не погасил. Защитил дипломную работу «Комбинат печатников», но диплома о высшем образовании из-за задолженности так и не получил: диплом был выдан, когда Душкин уже был известным архитектором.

           При строительстве этой высотки были все те же трудности, что и при строительстве других высоток: слабые московские грунты (супеси и суглинки), которые не подходят для строительства тяжелых зданий и отсутствие опыта такого строительства и необходимого оборудования. Эти проблем были решены также, как и при строительстве других высоток: учились и создавали новые технологии и оборудование в ходе строительства.

         Особенностью высотного здания на площади Красных Ворот стало размещение на первом этаже наземного вестибюля станции метро. Кстати, станции метро планировалось расположить на первых этажах все строящихся высоток

           На глубине 16 метров ниже фундамента нужно было построить поворотный вестибюль. На этом уровне оказались водонасыщенные плывунные грунты. Обычно сначала выполняли все подземные работы, а затем начинали строить здание.  Такой подход требовал дополнительного времени, что не устраивало руководство страны. В результате строительство эскалаторных залов и фундамента высотки проводили одновременно.

         Чтобы укрепить грунты на месте фундамента, который находился рядом с котлованом станции метро, группа инженеров Метростроя под руководством Якова Абрамовича Дормана успешно осуществила идею заморозки плывучих грунтов вокруг котлована. Были заложены 230 скважин глубиной 27 м, в которые были опущены замораживающие колонки. По колонкам пустили раствор хлорида кальция при температуре −20 °C. На протяжении нескольких месяцев весной 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта.

          Грунт укрепили, но проблемы на этом не закончились. Заморозка привела к изменению объёма грунта и его конфигурации. Инженером Виктором Михайловичем Абрамовым были проведены уникальные расчёты, которые учитывали, как возведенная конструкция будет давить на разные грунты после их разморозки. По расчетам выходило, что из-за заморозки уровень фундамента в одной части здания повысится на 50 мм, что после разморозки приведёт к отклонению от вертикали на 16 см. В результате колонны каркаса центрального корпуса установили с заданным наклоном. И наступил час Х, которого и инженеры, и архитекторы ждали с волнением, ведь в случае неудачи им грозило не только профессиональное фиаско, но и уголовное преследование.  В октябре 1950 года замороженные грунты начали оттаивать, и здание под собственным весом стало наклоняться, приняв в итоге строго вертикальную позицию. Расчёты были верны! Окончательно вертикаль была достигнута только в 1969 году.

           С датой окончания строительства здания не всё однозначно. Правительственная комиссия приняла в эксплуатацию административную часть корпуса в 1953 году, а на кованых воротах, ведущих во двор, указан 1951 год. Некоторые источники указывают 1952 год, как дату окончания строительства.

   

           Первоначально здание строилось для нужд Министерства путей сообщения. Но в 1951 году возникло новое союзное ведомство —Министерство транспортного строительства СССР, которое и заняло центральный корпус высотки. В боковых корпусах разместились квартиры, которые в основном предназначались для сотрудников Министерства. Всего квартир было 276. Они были разной площади, от двух- до пятикомнатных. В последних были предусмотрены даже маленькие комнаты для прислуги. Жилые корпуса остаются жилыми и сейчас, в одной из них до сих пор проживает внучка архитектора Наталья Олеговна Душкина, которая до недавнего времени проводила экскурсии по зданию. Квартиру эту получил Алексей Николаевич после ввода здания в эксплуатацию.

            Если вам посчастливится попасть в подъезд жилой части здания, прийти, например, к кому-то из жильцов в гости, то вы сможете увидеть вот такие лестницы между этажами. У меня знакомых, живущих здесь нет, так что привожу фотографии из интернета. Мы же совершенно свободно можем увидеть только дубовые подъездные двери в гранитном обрамлении.

     

          Ну а я предлагаю продолжить знакомство с высоткой на Красных Воротах, причем мы побываем в интерьерах здания, которые доступны для посещения тем или иным способом.

           Начнём с внешнего вида здания.

       Фасады высотки облицованы натуральным известняком, а первые этажи — красным гранитом. Перед парадным входом в административный корпус со стороны Садовой-Спасской улицы Душкин установил два гранитных обелиска. Они должны были символизировать победу в Великой отечественной войне. Однако искусствоведы до сих пор трактуют эти обелиски неоднозначно: обычно в честь победы с античных времён на площадях устанавливали один обелиск, а два обелиска – это скорее отсыл к древнеегипетским храмам. Пандусы перед входом явно напоминают нам подъездные круги перед усадебными домами. Так Душкин отразил преемственность архитектуры разных эпох.

           Отделанный гранитом главный вход – это уже сталинский ампир в чистом виде: звезды, знамена, дубовые венки, перевитые лентами и другие символы Победы. Главный вход в соответствии с требованиями пожарной безопасности имеет три двери. Двери эти монументальные, тяжёлые, с массивными ручками.

 

   

   

         Главный вход по проекту украшали скульптуры. Они были установлены над входом. Рабочий и колхозница держали в руках герб СССР, а по бокам от них располагались фигуры дорожных рабочих с инструментами. Скульптуры были сделаны из гипса, позднее их планировалось воплотить в камне, но этого делать не стали – наступило хрущевское время борьбы с излишествами. Гипсовые скульптуры стали разрушаться и их просто убрали с фасада.

        Считается, что высотка на Красных Воротах самая скоромная по декору из всех, построенных в столице. Тем не менее даже во дворе здание украшено вырезанными из известняка карнизами и панно со звёздами, дубовыми и лавровыми гирляндами.

   

             Такие декоративные элементы украшают полукруглый объём во дворе (внутри здания там располагался актовый зал) и так называемые вентиляционные киоски.

 

            Вентиляционный киоск в виде беседки-ротонды завершает вентиляционную систему бомбоубежища, которое было обустроено под зданием. В этом бомбоубежище до конца 20 века сохранялся и поддерживался в рабочем состоянии огромный резервуар питьевой воды размером 50х50х12 м. Воду в резервуаре меняли раз в две недели. Сейчас в бывшем бомбоубежище оборудован фитнес центр с бассейном.

            В дворе дома был сооружён подземный гараж всего на 30 машино-мест – в 1950-ые годы автомобилей в личном пользовании было не много. Гараж выполняет свои функции до сих пор.

               А теперь посмотрим на доступные для простых москвичей интерьеры.

           На первых этажах жилых корпусов всех высоток располагались заведения, необходимые для удобства жильцов: магазины, химчистки, швейные ателье, отделения связи… В высотке на Красных Воротах тоже были такие заведения, и оформлены они были соответствующим образом – в стиле сталинского ампира. В высотке на Красных Воротах мы можем посмотреть на сохранившиеся интерьеры, например в кафе «Prime». Здесь полностью сохранился лепной потолок, светильники и капители пилястр. Оформление стен не сохранилось, в нынешнем кафе они размыты до кирпича. В соответствии со статусом здания, как памятника истории и архитектуры, никакая современная отделка не допускается.

 

   

             На первом этаже полукруглого объёма во дворе здания раньше располагалась столовая для сотрудников министерства, а на втором – актовый зал. Сейчас оба помещения — это Камеди Бар «Сергеич». Первое впечатление, когда попадаешь на первый этаж кафе-бара – это шок. Чёрные стены – это стильно, но совсем не соответствует стилистике сталинского ампира и статусу здания. Тем более, что еще пару лет назад здесь располагался ресторан «Лермонтов» и помещение выглядело вот так.

           По словам гида, который проводил экскурсию в высотке, новые арендаторы покрыли стены легко смывающейся краской, не нарушив общего декора, что не противоречит использованию зданий со статусом памятника истории и архитектуры.

   

   

           Актовый зал, к счастью, сохранился в аутентичном виде со светильниками, лепниной, вентиляционными решётками и другими элементами декора.

 

 

   

   

           В бар можно пройти совершенно свободно, а вот в вестибюль административной части можно попасть только с экскурсией. Благо, что таких экскурсий проводится достаточно много. Для этого нам предстоит пройти по мраморной лестнице из бара-ресторана.

       

        Повторюсь, что декор высотки на Красных Воротах изначально планировался как достаточно скромный, чем в других сталинских высотках. Например, в отделке парадного вестибюля использовалась нержавеющая сталь, а дорогие материалы или живописные панно отсутствуют вовсе. Тем не менее вестибюль украшен золоченным кессонированным потолком, кованными вентиляционными решётками и ампирной лепниной.

   

   

       

         В главном вестибюле здания сохранились аутентичные светильники и некоторые предметы мебели.

   

   

             В вестибюле есть два мемориальных объекта: в память об сотрудниках министерства – участниках в Великой отечественной войне и орденоносных коллективах транспортного строительства.

   

        В заключении несколько слов о судьбе архитектора А. Н. Душкина и современном состоянии здания.

           Душкин был лауреатом трёх Сталинских премий, одну из которых он получил именно за высотку на Красных Воротах. Алексей Николаевич с 1943 года занимал должность Главного архитектора Мосгипротранса Министерства транспортного строительства. Но несмотря на все регалии он был снят с должности в период хрущевской борьбы с архитектурными излишествами, хотя высотка на Красных Воротах никакими особыми излишествами не отличалась. В 1947—1974 годах преподавал в МАРХИ.

          Что касается административной части здания, то она была приватизирована в 1990-ые годы по слухам Олегом Дерипаской. Сейчас помещения административного корпуса сдаются в аренду различным компаниям. Основным арендатором является РЖД.

           И немного легенд. Одна из них связана с личностью знаменитого жильца дома академика Келдыша. Однажды в здании завелись блохи и клопы, извести которых жильцам никак не удавалась. Помог Мстислав Всеволодович: якобы в своих научных лабораториях он разработал чудодейственное средство для уничтожения паразитов, и после обработки им квартир клопы и блохи исчезли во всём доме навсегда.

              Вторая легенда – про хохочущего призрака. Согласно этой легенде один из жильцов влюбился в соседку, жену крупного начальника. Чтобы произвести впечатление на свою пассию, он как-то рассказал ей политический анекдот. Дама пересказала анекдот супругу, а тот донес в соответствующие органы. Неудачливого влюблённого арестовали и поместили в психбольницу, где он и сгинул. Ну а его призрак якобы до сих пор бродит по коридорам высотки, издавая леденящий душу хохот.

             А ещё многие жильцы уверены в том, что из бомбоубежищ здания были (а может быть, и есть) потайные подземные ходы к неким секретным правительственным объектам.

30.12.2024

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *