ХРАМЫ ВАРВАРКИ

     ХРАМЫ ВАРВАРКИ

        В столице трудно найти улицу с такой плотностью храмов на единицу площади, как Варварка. Это одна из самых древних московских улиц, а для средневекового города она была еще и центральной. Начиналась Варварка от Спасской башни Кремля, шла по гребню холма над Москва-рекой. Фактически это было начало древней дороги на Владимир. Первое упоминание улицы связано с именем Дмитрия Донского. Именно по ней князь въехал в Москву, возвращаясь с Куликовской битвы.  Тогда, в конце 14 века, улица называлась Всесвятской по названию храма Всех святых на Кулишках. Церковь эта была заложена Дмитрием Донским сразу же по возвращении с Куликовской битвы, т.е. в 1380 году на самой границе тогдашней Москвы. Правда, с датой основания храма не все так просто. В летописях при описании большого московского пожара, получившего впоследствии название Всесвятского, который случился в 1365 году, эта церковь упоминается, как существующая. И только в конце 18 века появляется предположение о связи строительства храма с увековечиванием памяти воинов, павших  на Донском побоище. Как бы там ни было церковь Всех святых построена во времена Дмитрия Донского.

     Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 году, а  затем вновь в стиле московского барокко в 1687-1689 годах. Именно этот храм мы можем видеть и сейчас на Славянской площади, которая до революции называлась Варварской.

     Но вернемся к Варварке. Сейчас эта улица проходит от Красной площади до площади Варварские Ворота (южная часть Славянской площади). Варварские ворота были сооружены вместе с Китайгородской стеной в 1534-1538 годах и сначала назывались, как и улица Всесвятские.  Разобраны в 1934 году при сносе Китайгородской стены. Сохранилось белокаменное основание башни, которое можно увидеть в близлежащем подземном переходе. В интернете я нашла открытку начала прошлого века. Варварские ворота выглядели вот так.

     Свое теперешнее название улица получила от храма Великомученицы Варвары, которая располагалась в начале улицы с 14 века. Но о храме мы поговорим чуть позже. А пока попробуем представить себе одну из центральных улиц средневековой Москвы. По ней с грохотом проезжают телеги, везущие различные товары в лавки торговых рядов на Красной площади, снуют торговцы, спешат с покупками слуги богатых москвичей и москвичи победнее. Проезжают богатые расписные возки бояр и других именитых горожан, а иногда и царских особ. Неспешно прогуливаются заморские гости, ведь на улице располагается Английский двор. Опустив глаза долу, в окружении прислуги идут в храмы боярыни и боярышни. Их лица покрыты толстым слоем средневековой косметики: белилами, румянами, брови подведены сурьмой. Фигуры этих дам не разглядеть из-за обилия многослойной одежды, и только кончики красных сафьяновых башмачков выглядывают при ходьбе из-под подолов парчовых и бархатных одежд. А на папертях храмов толпятся богомольцы, нищие и юродивые. Храмы в средневековом городе были не просто культовыми сооружениями, а своеобразными центрами общественной жизни. Представили? Очень хорошо!

     Вот теперь мы и поговорим о храмах Варварки. Почти все они расположены по правой стороне улицы, если идти от Красной площади в сторону Варварских ворот.

      Первая из них, Варваринская церковь, согласно летописям существовала с 14 века, но располагалась немного южнее, ближе к берегу Москва-реки.

      Церковь Варвары Великомученицы на Варварке была построена на теперешнем месте в 1514 г. зодчим Алевизом Новым (имя Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна), итальянским архитектором, работавшим в Москве в начале 16 века. Заказчиками выступили богатые «сурожане» – купцы, выходцы из Судака, тогда называвшегося Сурожем. В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». Эта церковь вскоре после постройки приобрела в Москве большую популярность и дала название улице и воротам Китай города.
Храм был белокаменным, но о его внешнем виде можно судить только по старинным генеральным планам. Церковь Варвары была квадратной в плане, с выступающими с четырех сторон полукружиями. Скорее всего, она была похожа на церковь Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре, который также был построен Алевизом Новым http://www.peshkompomoskve.ru/vysokopetrovskij_monastyr/.

      В 1795 году московский митрополит Платон приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная». По его мнению, внешний вид храма не соответствовал общему облику места. Кроме митрополита заказчиками постройки нового храма выступили майор артиллерии Иван Иванович Барышников и купец первой гильдии Никита Афанасиевич Самгин. Новый храм строился с 1796 по 1804 годах по проекту Родиона Казакова на старом алевизовском фундаменте. Основной его объем крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. В результате мы имеем прекрасный образец зрелого московского классицизма: сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой…  Колокольня храма завершается небольшой полусферой с крестом. Верхний ярус звона украшен широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Этот ярус был сломан 1920-ых годах и восстановлен в 1967 году при реставрации храма под руководством архитектора и известного  реставратора Георгия Алексеевича Макарова. Внутри церкви частично сохранились росписи 19 века. Следует сказать, что реставрация храма проводилась и раньше: во время войны 1812 года церковь сильно пострадала — французские солдаты устроили в ней конюшню. Но храм был полностью восстановлен и отреставрирован к 1820 году.

      В советское время в храме находился склад, позднее — различные конторы; с 1980 года помещение церкви занимал Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1991 года церковь Великомученицы Варвары  передана РПЦ.

 

 

      Одну из стен храма украшает икона Великомученицы Варвары.

     А мы пройдем дальше. Всего несколько метров вдоль старого английского двора, (о нем можно прочитать здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_dopetrovskya-2/) и перед нами очередной храм. Это церковь Максима Исповедника (Максима Блаженного). Согласно летописям во второй половине 14 века немного южнее стояла деревянная церковь Бориса и Глеба, на паперти которого обитал знаменитый московский юродивый Максим Блаженный. После смерти блаженного в Борисоглебском храме был устроен придел в честь его небесного покровителя – святого Максима Исповедника. В 16 веке чуть севернее церкви Бориса и Глеба был построен новый каменный храм, освященный в честь Максима Исповедника. Хотя по поводу точной даты постройки каменного храма у историков нет единого мнения. По одной из версий храм был построен в начале 16 века на средства сурожских купцов, как и церковь Великомученицы Варвары. По другой версии каменная церковь появилась в 1547 году после обретения мощей Максима Блаженного. По еще одной версии строительство каменного храма произошло в 1568 году, после того, как сгорела деревянная Борисоглебская церковь. Как бы там ни было, каменная церковь Максима Исповедника с приделом Бориса и Глеба простояла более ста лет. Во второй половине 17 века храм сильно пострадал от пожара. И тогда царица Наталья Кирилловна выделила собственные средства на восстановление церкви.

      Последняя точка в истории его сооружения была поставлена в самом конце 17 века уже после смерти Натальи Кирилловны. В 1698 году два богатых купца Максим Шаровников из Костромы и Максим Верховитинов из Москвы в честь своих небесных покровителей построили на Варварке новую, сохранившуюся до наших дней, каменную церковь с главным престолом во имя святого Максима Блаженного и с южным приделом во имя святого Максима Исповедника. Поэтому у храма два названия.

      Храм представляет собой сооружение, характерное для 17 века: бесстолпный прямоугольник со световой главой, с трапезной и узким приделом справа. Нижний этаж, подклет, служил для хранения имущества горожан. Основной объём – двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, который завершает световой барабан. Большое пространство внутри перекрыто без устройства дополнительных опор.

     Храм несколько раз горел, особенно сильно он пострадал от пожара 1737 года, но был полностью восстановлен к 1742 году. В 1827 году у храма появилась новая колокольня со шпилем в стиле ампир.

     В 1930-х годах храм был закрыт, обезглавлен и разорен. По плану сталинской реконструкции он подлежал сносу, как и все дома, стоящие на правой южной стороне улицы. И только смерть Сталина остановила этот грандиозный план. Внутри разместилось заводоуправление «Мосремчас», гарантийный ремонт часов.

      Реставрация храма Максима Блаженного началась в 1965 году. Под руководством архитектора Сергея Сергеевича Подъяпольского восстановили главы, увенчали их позолоченными крестами, отремонтировали здание и отдали его в ведение Всероссийского общества охраны природы для проведения выставок. Выставочный зал находился в нем до тех недавних пор, пока храм решением Моссовета от 1991 года не был передан РПЦ. Богослужения в нем начались только после 1994 года. В 2008 году были проведены последние реставрационные работы.

      Храм, входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

      А далее на нашем пути Знаменский монастырь. Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович Романов основал Знаменский монастырь в 1629-30 годах на месте своей бывшей родовой усадьбы на Варварке. В 1670-х годах строятся собор, игуменские и братские кельи, каменная ограда со «святыми воротами», перестаивается корпус над верхними погребами, он же дом бояр Романовых. Заказчиком этих сооружений является боярин Иван Михайлович Милославский, родственник тестя царя Алексея Михайловича.

     В 18 веке постройки обветшали. Императрица Елизавета в 1743 году повелела возобновить старинное жилище Романовых. Остатками родового дома Романовых считаются «палаты на верхних погребах», то есть палаты, выходящие на Варварку. Их перестроили уже в 1770-х и использовали как игуменские и казенные кельи. С 1857 года палаты приобретают статус исторического памятника. Император Александр II устроил в своей родовой вотчине музей «Дом бояр Романовых», один из первых музеев в Москве. Но об этом можно прочитать здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_dopetrovskya-2/.

     Скажу только, что в настоящее время келейный корпус принадлежит  Патриаршему подворью в Китай-городе, а служебный корпус занимают службы музея «Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых».

 

 

   

     И пара фотографий палат бояр Романовых…

 

     Но наш рассказ – это рассказ о храмах Варварки. Вот о храмах мы и поговорим.

     На территории Знаменского монастыря сохранились Знаменский собор и колокольня. Первой на нашем пути будет колокольня. Она была построена в 1784-89 годах на основании бывшей здесь церкви святого Иакова, возведенной в 1756 году. Трехъярусная колокольня построена в стиле екатерининского барокко.  Нижняя часть колокольни с двумя большими арочными проемами служила парадным входом на территорию монастыря. Примыкающий к ней корпус келий построен также в конце 18 века. После 1917 года в колокольне и келейном корпусе разместили коммунальные квартиры, а часть помещений приспособили для хозяйственных нужд. Сейчас Знаменский собор, колокольня и Палаты бояр Романовых являются объектами филиала Государственного исторического музея. В бывших кельях с 1990 года власти разместили офис Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а колокольня с 1993 года используется по назначению для церковных нужд.

   

    Следующий храм на нашем пути — собор иконы Божией Матери «Знамение», который являлся центром монастырского ансамбля. Престол верхнего храма – иконы Божией Матери «Знамение», придел – преподобного Михаила Малеина; престол нижнего храма – преподобного Сергия Радонежского, придел святителя Николая.

      Строительство собора началось в 1679 году. Имена некоторых строителей  сохранились в истории, среди них крепостной Костромского уезда Фёдор Григорьев и «боярина князя Голицына крестьянин» Григорий Анисимов «со товарищи». Собор строили по заказу Ивана Михайловича Милославского, приближенного царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Но Милославский умер, не закончив строительства собора. Закончили его в 1684 году, по указу царя окончанием строительства руководил боярин Василий Фёдорович Одоевский.

     Пятиглавый кубовидный собор с высокой шатровой колокольней, галереями и лестницами был поставлен на склоне горы, на фундаменте из дубовых свай. В нижнем ярусе собора размещалась тёплая зимняя церковь Афанасия Афонского и обширная трапезная. С севера примыкала «поварня с хлебодарней», с северо-запада – помещение, сдаваемое внаём. Во втором этаже — летняя холодная церковь Богородицы Знамения с галереями – папертями с западной и северной сторон и ризницей. Колокольня была с юго-запада, каменная лестница – с северо-запада. Колокольня и лестница были разобраны в конце 18 века после строительства новой колокольни.

     Внутренняя отделка храма, включая росписи стен, продолжалась до середины 18 века. Но уже в 1782-1783 годах было сделано новое оформление интерьеров храма. Сомкнутый свод получил оформление в виде кессонов с лепными розетками в середине. Карниз поддерживали пилястры с парой картушей в середине каждой пилястры. В картушах раскрыта темперная живопись конца 18 века. В центре купола центральной главы разместилось «всевидящее око». Отделка конца 18 века сохранилась до наших дней в алтарной апсиде второго яруса.

      Многочисленные пожары и восстановления после них привели к большим изменениям в облике собора, а после революции его и вовсе приспособили под жилье. При реставрации в 1967 году за основу был взят образ собора, сложившийся к моменту окончания его строительства. В здании был открыт лекционный и выставочный залы Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

      Сейчас собор открыт для верующих, нижний храм был освящён в октябре 1992 года. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

     Мы покидаем территорию монастыря и идем по Варварке дальше. В самом конце улицы нас ждут еще два храма. Первым на нашем пути будет Покровский храм, другое название – церковь Георгия Победоносца.

     Церковь Георгия Победоносца на Псковской горке впервые упоминается в документах 1462 года, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, на котором располагается церковь, называется Псковской горкой не случайно. В начале 16 века царь Василий III переселил сюда из Пскова мастеров-оружейников, в основном специалистов по изготовлению пищалей – средневековых ружей. Недалеко отсюда находился Государев тюремный двор, и церковь часто называли «Церковь Георгия на Псковской горке, что на Варварской улице у старых тюрем».

      Нынешняя церковь была построена в 1657-1658 годах на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы, стоявшего на этом месте с середины 15 века. Георгиевская церковь на Псковской горке относится к типу посадских храмов, широко распространенных в 17 веке. Сооружение в плане четырехугольное. Церковь имеет пять глав, стоит на высоком подклете со сводами, который сохранился от старого здания. Древний подклет был разделен на несколько изолированных помещений, предназначенных для хранения имущества прихожан во время пожаров и различных бедствий. Фасады церкви заканчиваются многорядным карнизом из профильного кирпича.

     Декор храма — наличники окон и богатый карниз, выполнены из тесаного вручную кирпича. Строители применили всего десять типов профильного кирпича, повторяющегося в различных сочетаниях. Окраска стен — белые детали по красному полю.

      Внутреннее помещение – двусветное, с сомкнутым сводом, окна алтарных выступов украшены наличниками. Стены покрыты росписями 17-18 веков.

      Церковь значительно пострадала в 1812 году, но уже в 1818 году храм восстановили, с западной стороны к нему пристроили трапезную, вдвое больше, чем была предыдущая. С севера у храма появилось паперть-гульбище и двухъярусная колокольня. Все постройки выполнялись в псевдоготическом стиле, а верхний ярус колокольни построен в стиле ампир.

     Главный престол церкви освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, имеет приделы великомученика Георгия Победоносца  и святителя Петра, митрополита Московского.

     В 1930-х годах церковь была закрыта. Храм использовали под склад, но большую часть времени он находился в запустении. В 1965-1972 годах под руководством архитектора Елены Александровны Дейстфельдт была осуществлена внешняя реставрация церкви. При реставрации постройки более позднего, чем основной храм, времени, выделены другим цветом.

     В 1979 году церковь Георгия Победоносца на Псковской горе передали, как и другие храмы Варварки, Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры и использовалась как выставочный зал. В 1991 году ее вернули РПЦ. С 1995 года в храме совершаются богослужения.

 

     Вот мы и подошли к месту, где в стене Китай-города когда-то были Варварские ворота. Здесь располагается последний храм Варварки, который называется церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот. Построен он на фундаменте более древнего храма в 1741 году на средства полотняного фабриканта Федора Сергеевича Подсевальщикова, выходца из Сурожа. Первый каменный храм на этом месте был построен по указу патриарха Филарета (Романова) в память о его патриаршей интронизации в 1619 году. Почему понадобилось строительство нового храма не известно. Возможно причиной, как и в других случаях, был пожар. А возможно церковь просто обветшала. Вот Подсевальщиков в связи с коронацией Елизаветы Петровны решил привести этот уголок Варварки в порядок.

     Главный престол — Рождества Иоанна Предтечи, приделы в трапезной — священномученика Климента, папы Римского и Боголюбской иконы Божией Матери. Храм по приделу иногда назывался «Климента, папы Римского у Варварских ворот».

     По композиции и по декору (наличники с полуколонками, восьмигранные окна) напоминает посадский храм 17-18 веков. Четырехугольный в плане с граненым алтарным выступом, перекрыт сомкнутым сводом. Раньше был увенчан небольшим световым восьмиугольным барабаном с главой, который ныне утрачен. В 1822 году  Климентовский придел был перестроен в ампирных формах, расширена трапезная. Обновлялся храм и в 1894 году.

      Храм был закрыт 1920-ых годах. В нем в разное время располагались детский сад и различные конторы. За это время были уничтожены ограда и ворота, колокольня сломана до второго яруса, сломана главы с крестами, сбит почти весь архитектурный декор. В 1958 год церковь была перестроена в жилой дом. С 1970 годов внутри помещалось учреждение «Оргкоммунэнерго» Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. В 1990 году в храме размещался склад ЦК КПСС.

    В 1991 году церковь возвращена РПЦ.

     В 2009 году начались реставрационные работы, которые продолжались до недавнего времени – фотографии сделаны в мае 2017 года.  Восстановлен декор и завершения колокольни и церкви. Раскрыта первоначальная живопись в нишах над окнами. Проводится реставрация внутреннего убранства храма.

          Закончить свой рассказ о храмах Варварки я хочу фотографиями из интернета, которые теперь стали такой же историей, как и открытка с видом Варварских ворот. На них изображена Варварка, тогда она была улицей Степана Разина, Георгиевский храм (на этой фотографии как раз хорошо видно, как при реставрации выделены другим цветом более поздние постройки) и гостиница «Россия». Теперь на ее месте парк «Зарядье». Хорош он или плох – покажет время. А «Россию» с ее концертным залом и аллеей звезде мне немного жаль.

27.09.2017

P.S. Храм Иоанна Предтечи отреставрировали. Только сделать красивую фотографию мешает возведение многофункционального комплекса апартаментов «Зарядье» на противоположной стороне Варварки. Его возводят на месте исторических доходных домов с сохранением фасадов зданий.


09.04.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *