ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА-2

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Часть 2.

            Продолжим знакомство с промышленной архитектурой Москвы.

        Развитие промышленности, возникновение новых технологий в конце 19 – начале 20 веков требовало нового подхода к производству, которому были нужны квалифицированные специалисты: инженеры, механики, техники по ремонту и обслуживанию все усложняющегося оборудования, электрики, химики… Да и просто рабочих уже проблематично было набирать просто с улицы – их надо было обучать работе на новом оборудовании. Возникают различные профессиональные училища: и высшие, и, как бы сейчас сказали, средние профессиональные, типа современных техникумов и ПТУ. Со временем на базе некоторых из них возникли институты, которые в последнее время почти все стали университетами. А строились эти учебные заведения часто в кирпичном стиле, просто и недорого. А еще таким стилем подчеркивалась связь учебного заведения и производства, учащихся и будущих работников.

     Наверное, всем известен бывший Текстильный институт, а ныне Московский государственный текстильный университет имени А. Н. Косыгина. Но наверняка не все знают, что возник он на базе Московского прядильно-ткацкого училища, открывшегося в 1901 году на Донской улице. Решение об организации училища было принято в 1896 году на торгово-промышленном съезде, проходившем на Нижегородской художественно-промышленной выставке. Училище было открыто на средства «Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности». Училище располагало слесарной мастерской, ручной и механической ткацкими мастерскими, общежитием и столовой. Первый набор состоял из шестнадцати подростков. В училище преподавали ткацкое производство, ткацкое рисование, фабричное счетоводство, геометрию и черчение, механику и детали машин, физику, русский язык. Первый выпуск состоялся в 1904 году. В 1919 году училище объединили с Солдатенковским ремесленным училищем с образованием 1-го Московского текстильного техникума. Ну а дальше – Текстильный институт, Университет имени Косыгина.

      На территории университета сохранились здания бывшего училища: 9-ый корпус университета по Малому Калужскому переулку, 2, по данным БТИ 1906 года постройки…

       …2-й (бывший главный) корпус Текстильного университета им. А. Н. Косыгина по Малому Калужскому переулку, 4, строение 1. На его фасаде – дата строительства обозначена 1902 годом. В последние годы это здание так «отреставрировано», что угадать в нем строение начала 20 века практически невозможно.

   

        В кирпичном стиле построены и старые корпуса Менделеевки — Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева. В 1880 году Московская городская дума приняла решение об образовании реального училища в память 25-летия царствования Александра II. После реформирования реального и технического образования, дума приняла решение о создании в Москве именно промышленного училища, среднетехнического, четырёхлетнего с пятью общеобразовательными подготовительными классами. Для училища был выделен участок на Миусской площади, на месте бывшего дровяного рынка.

       Автором проекта училища стал Максим Карлович Геппенер. Кроме него в проектировании принимали участие архитекторы Илларион Александрович Иванов-Шиц, Роман Иванович Клейн и инженер Иван Иванович Рерберг. Геппенер родился в Москве в семье немецкого купца, окончил третью реальную гимназию в Москве, потом учился на строительном отделении Политехникума в Карлсруэ. Вернувшись в Москву Максим Карлович становится помощником архитектора Александра Степановича Каминского и вскоре получает от Императорской Академии художеств звание неклассного художника. Список его работ в Москве обширен: особняки, доходные дома, учебные заведения, работы связаны с реконструкцией коммунального хозяйства, проектированием и строительством сооружений городского трамвая.

         Строительство комплекса училища длилось пять лет и было закончено 1903 году, а первый выпуск состоялся в 1906 году – в училище были подготовлены 27 помощников инженеров, механиков и химиков. В 1918 году училище преобразовано в химико-технологический техникум, в 1923 – химико-технологический институт, а с 1992 года — Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева.

          Здания Менделеевки построены в типичном кирпичном стиле, правда большинство из них в более позднее время оштукатурено или окрашено в светлый цвет. Их без труда можно разглядеть за сплошным забором и разросшимися деревьями.

 

 

         А училищный дом 1899 года постройки, в котором сейчас располагается 4-й корпус РХТУ им. Д. И. Менделеева с лабораториями по физике, физической и коллоидной химии, сохранил свой первоначальный вид: красный кирпич с узором из белого кирпича.

      В советское время парадный фасад со стороны Миусской площади надстроен двумя этажами, а со стороны 1-ой Миусской улицы появился полукруг большого актового зала.

 

          Но вернемся собственно к промышленным постройкам Москвы.

         В 1857 году английские предприниматели братья Эдуард Иванович и Федор (Фридрих) Иванович Бромлеи, принявшие русское подданство, открыли в Москве небольшую мастерскую по изготовлению топоров, пил, молотков, серпов, кос и других металлических изделий. В 1864 году братья для расширения производства купили у Калужской заставы часть парка. Постепенно завод Бромлей превратился в крупное предприятие по производству паровых машин различного назначения, насосов и другого оборудования. Оборудование для завода частично приобретено в Германии, частично изготовлено в мастерских Бромлей. Заводом управляло сначала Общество механических заводов братьев Бромлей, которое позднее было преобразовано в Товарищество «Братья Э. и Ф. Бромлей». Паи в нем имели многочисленные родственники братьев Бромлей.

         В 1914 году на территории завода насчитывалось 37 строений, из них 25 каменных. В 1918 году предприятие было национализировано, а в 1922 году по просьбе рабочих оно получило название «Красный пролетарий». Завод стал специализироваться на выпуске металлорежущих и токарных станков, двигателей внутреннего сгорания. В 1944 году впервые в мировой практике станкостроения на заводе внедрена конвейерная сборка станков. В 1927—1928 годах по проекту архитекторов Виктора Дмитриевича Кокорина и Александра Константиновича Болдырева построены новые корпуса завода.

        В 1992 году завод становится акционерным обществом, выпуск станков падает до минимума, а само производство переезжает в филиал на улице Бутлерова, при этом происходит переориентация основной деятельности.  В 2007 году от ОАО «Красный пролетарий» отделилось ОАО «РН-Влакра», которая позиционирует себя как крупнейшую компанию-собственник, работающей в сфере коммерческой недвижимости в Южном административном округе. Вот этой компании и отошла территория бывшего завода Бромлей на Малой Калужской улице.

         Заводские корпуса советской постройки постепенно разрушаются, а краснокирпичные начала 20 века пока живы: они отремонтированы и сдаются в аренду.

   

          О судьбе Московского металлического завода Гужона – знаменитого «Серп и молот» — я уже рассказывала http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_4/ . Завод прекратил свое существование, а на его месте по решению московских властей запланировано строительство жилого комплекса с офисными зданиями и сопутствующей инфраструктурой, который получил название «Символ». Но на противоположной от бывшего завода стороне Золоторожского вала сохранилось еще два строения завода Гужона. Это дом 34, строения 1 и 6, в которых размешались торговый и служебный корпуса бывшего металлургического завода. Построены они в 1895 – 1900 годах по проекту военного инженера Эдуарда Федоровича Флейснера. Эдуард Федорович окончил Московский императорский университет и Николаевскую инженерную академию со званием военного инженера. Он состоял на службе в Московском окружном инженерном управлении, работал также в городской управе.

          Сейчас здания, согласно карте города, входят в состав бизнес-центра Au-room и в них располагаются различные офисы, а вывеска на кирпичном заборе гласит, что их занимает Институт экологии.

   

       Больше повезло бывшей Голутвинской мануфактуре: производство здесь также прекращено, но здания фабрики отреставрированы, отремонтированы, а территория превращена в лофт, который получил название бизнес-центр «Голутвинская слобода». Но обо всем по порядку.

        Голутвинская мануфактура возникла в середине 19 века, когда основатель династии Рябушинских Михаил Яковлевич, сын крестьянина Калужской губернии Якова Денисова, перебравшийся в Москву в 1802 году уже в качестве купца 3-ей гильдии, купил участок в Голутвинской слободе. Он построил два простых цеха, поставил там ткацкие станки и начал производство шерстяных и полушерстяных тканей. Производство было не слишком прибыльным, т.к. на фабрике не было современного оборудования, а использовался только ручной труд. Наследники Михаила Яковлевича продают фабрику в 1872 году торговому дому «Истомин и Ко». Во главе паевого товарищества Голутвинской мануфактуры встают братья Иван, Григорий и Алексей Михайловичи Истомины и Наум Илларионович Драгунов.

       При них фабрика полностью преобразилась. Было закуплено новое современное оборудование, построены новые фабричные корпуса по проекту Александра Михайловича Калмыкова. В 1913 году на фабрике работают 2000 человек, а оборот составляет более 2,5 млн. рублей. В Голутвинской слободе возникает целый рабочий поселок с казармами для рабочих, домами технического персонала, прачечной, столовой, водонапорной башней для бесперебойного снабжения фабрики водой. Здания, построенные на месте цехов Рябушинского получают название «Старый двор», а построенные между Якиманской набережной и 4-ым Голутвинским переулком – «Новый двор».

          В 1918 году фабрика национализирована, а в 1921 году она стала называться «Красный текстильщик». Фабрика проработала до 1990-ых годов. Идея проекта комплексной реконструкции Голутвинской слободы принадлежала акционерному обществу «Нафтам», которое было создано 1991 году. Основными сферами его коммерческой деятельности были автоматизация нефтедобычи и переработки нефтепродуктов, а также деятельность, связанная с поставками энергоресурсов.

         В начале 1990-ых годов инвестором и застройщиком территории мануфактуры становится АО «Голутвинская слобода», которое за свой счёт ликвидировало убыточную фабрику «Красный текстильщик» и реконструировало фабричные здания, превратив их в лофт —  Бизнес-центр «Голутвинский двор». Он также состоит из Старого и Нового дворов, элитного жилого дома и построенного в 1999 году в стиле промышленной архитектуры начала 20 века бизнес-центра.

 

 

   

 

 

       Основной принцип реализации проекта заключался в реконструкции, регенерации и новом строительстве зданий с учетом сложившейся исторической застройки квартала «Голутвинская слобода». В целом проект оказался удачным. Кроме производственных помещений, отреставрирована и реконструирована самая старая постройка слободы — дом директора фабрики Товарищества Голутвинской мануфактуры, построенный в 1820 году и перестроенный Калмыковым в 1900 году.

         Расселены коммуналки в доме – казарме для рабочих, который был построен в 1910 году по проекту В. В. Шервуда http://www.peshkompomoskve.ru/sherwood-2/ И хотя здание называлось казармой, на самом деле это было достаточно комфортабельное рабочее общежитие с водопроводом, прачечной, столовой и даже небольшой библиотекой. Сейчас это клубный дом «Голутвинский двор» с элитным жильем.

       В целом получившееся пространство выглядит хорошо, но не могу не сказать, что мне все-таки не нравится. Дом Шервуда потерял свой первоначальный облик, а цеха надстроены стеклянными мансардами, которые плохо гармонируют с краснокирпичным стилем, снесено интересное здание клуба «Красные текстильщики», построенное в 1928 году в стиле конструктивизм по проекту архитектора А. Розанова.

       На зданиях мануфактуры есть две таблички, которые меня поразили. Одна сообщает о том, что в здании заложена памятная капсула в ознаменование начала его реконструкции. Если честно, я думала, что традиция закладки памятных капсул исчезла вместе с Советским Союзом. Ан нет, эта датируется 2003 годом.

         А вторая скорее уместна на здании в Петербурге. Но оказывается наводнения бывают, вернее бывали, не только там. Наводнения случались и в Москве, а самое сильное произошло 11 апреля 1908 года: тогда вода Москва-реки поднялась на 8,9 метра и затопила около 16 км².

        Реконструирована и превращена культурно-деловой комплекс и бывшая кондитерская фабрика «Большевик».

        Основана эта кондитерская фабрика в 1855 году французским предпринимателем Адольфом Сиу. Сиу приехал в Москву в 1853 году и сначала работал в небольшой парфюмерной фирме. Но уже через два года он решает открыть собственное предприятие, выбрав при этом кондитерское производство. Сиу снимает небольшое помещение на Тверской, где работает сам вместе с женой, нанятым мастером и учеником. И главное — открывает на Тверской магазин. Продукция Сиу становится очень популярной среди москвичей – дело становится прибыльным и постепенно расширяется. В 1861 году Сиу открывает парфюмерное производство под общим брендом «А. Сиу и Ко». К делу присоединяются сыновья Адольфа и другие родственники – предприятие становится семейным.

         Сиу решают построить новую образцовую фабрику и приобретают на Петербургском шоссе участок земли, где строят фабричное здание, оснащенное по последнему слову техники, по проекту архитектора Оскара Дидио, того самого, который построил фабричные корпуса парфюмерной фабрики Ралле http://www.peshkompomoskve.ru/industrial_architecture-1/ . Дидио построил еще несколько зданий для фабрики, которая неуклонно наращивала производство.

      Предприятие имело несколько производств: шоколадное, кондитерское, кофейное и бисквитное. Фабрика выпускала не только обычные конфеты, мармелад, пастилу, пирожные, драже, но и мороженое, пряники, варенье и даже диковинные «пьяные» конфеты с ликером. Несмотря на 12-ти часовой рабочий день, работа на фабрике считалась престижной, здесь ценили опытных сотрудников, дарили за выслугу лет ценные подарки.

          На фабрике придумывали не только интересные рецепты, но и оригинальные упаковки. Были открыты фирменные магазины в центре Москвы и других городах империи. В 1913 году после выпуска печенья «Юбилейное», названного так в честь трехсотлетия дома Романовых, фабрике был присвоен статус «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Вскоре вслед за кондитерскими изделиями, статуса «Поставщика Императорского двора» также удостоилась парфюмерия Сиу.

      В начале 1918 года семейство Сиу уехало во Францию, а фабрика была национализирована. Вначале она была переименована в фабрику №3, а в 1920-ых годах получила название «Большевик».   Сначала предприятие пришло в упадок, но постепенно работа фабрики наладилась, производство стало расти, в 1950-ых годах она была оснащена новым современным оборудованием, а в 1960-ых годах была одной из самых крупных в Европе и одной из лучших в России. Фабрика специализировалась на выпуске мучных кондитерских изделий: печенья, вафель, галет, тортов и пирожных.

         В начале 1990-ых фабрика акционировалась, а в 1994 году с подачи Чубайса 80 % акций были проданы французской компании Danone, которая в свою очередь продала контрольный пакет американскому концерну Kraft Foods. В 2011 году производство в Москве прекращено, а его остатки перенесены во Владимирскую область. Короче, прибыльное и экологичное производство, не обремененное логистическими трудностями, было уничтожено…

         Судьба производственных помещений оказалась не так печальна. Вскоре после закрытия фабрики все ее здания были проданы группе O1 Properties Бориса Минца и группе Tactics Павла Шишкина. Проведена реконструкция помещений с реставрацией фасадов. Краснокирпичные корпуса с белой отделкой, построенные в период с 1883 по 1902 годы, иногда называют построенными в русском стиле. Но мне они больше напоминают стиль английских замков. Как бы там ни было, «культурно-деловой комплекс Большевик» функционирует с 2017 года. В этом же году Минц выкупил долю Шишкина, став единоличным владельцем.

        На территории фабрики Минц построил современное здание, в котором разместил свою коллекцию картин, открыв в 2016 году частный музей русского импрессионизма. Помимо постоянной экспозиции в музее проводятся выставки русских художников.

      Район Семеновской на рубеже 19-20 веков был рабочей окраиной Москвы. Здесь располагались фабрики Носова, «Р. Симон и Ко» http://www.peshkompomoskve.ru/industrial_architecture-1/, Товарищества шелковой мануфактуры Мусси-Гужон http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_4/ , механические мастерские, которые потом в годы индустриализации превратились в машиностроительные заводы. Не даром здесь был построен один из московских народных домов – Введенский народный дом. Здание было построено в 1903 году по проекту Иллариона Александровича Иванова-Шица в рамках проекта правительства Российской империи строительства в промышленных окраинах города таких домов с целью просвещения рабочих. Здесь была библиотека, кружковые помещения, воскресная школа, торговая лавка, чайная, а по инициативе А. А. Бахрушина организован рабочий театр. Фактически народный дом стал прототипом советских клубов и домов культуры.

          Первоначально народный дом был построен в стиле рационального модерна.

         В 1947 году здание было перестроено архитектором Борисом Васильевичем Ефимовичем в стиле сталинского ампира.

      Но все это лирическое отступление. А мы вернемся к теме нашего рассказа – промышленной архитектуре.

          На Электрозаводской улице невозможно не обратить внимание на огромное заводское здание. Построенное из красного кирпича, украшенное ризалитами входов и лестничных пролетов, заканчивающихся башенками, оно величественно и монументально. Главный вход на углу здания и вовсе оформлен порталом, которому может позавидовать готический собор. Этот комплекс заводских зданий (во дворе внешнего углового корпуса расположены еще четыре) построен в 1916 году по проекту Георгия Павловича Евланова.

       Изначально он предназначался для Товарищества русско-французских заводов резиновых и телеграфных производств — Товарищества «Проводник». Дело в том, что в 1915 году Товарищество приобретает фабрику «Русская электрическая лампа», которая возникла на базе электроламповой мастерской. Эту мастерскую основал в 1906 году в Москве сын самарского купца инженер Наум Колманок. Тогда же был приобретен участок в районе впадения реки Хапиловки в Яузу рядом с Генеральной, ныне Электрозаводской, улицей. Здесь и был построен заводской комплекс. Но грянула революция, Товарищество прекратило свое существование. В 1921 году новая власть создает Московское объединение фабрик электроламп (МОФЭЛ), а в 1928 году – Московский электрозавод, как предприятие энергомашиностроения для обеспечения реализации плана ГОЭЛРО.

     

        Завод работает до сих пор. В 1993 году на базе Московского НПО «Электрозавод» организовано ОАО Холдинговая компания «ЭЛЕКТРОЗАВОД». Основная продукция завода – трансформаторы и другое оборудование для трансформаторных станций. А производство ламп (осветительных и электронных), которое существовало на заводе (завод МЭЛЗ) сначала было переведено в Зеленоград, а затем ликвидировано.

      Расположенное рядом с заводским комплексом административное здание 1940 года постройки «отреставрировано» в 1998 году и преобразовано в бизнес-центр «Аронсо». А вот главный корпус завода явно требует ремонта.

    Достаточно долго продолжал работать московский ликеро-водочный завод «Кристалл», располагавшийся на Самокатной улице, но и ему пришлось уступить под натиском новой концепции столицы – города без промышленных предприятий. С 2012 года производство переведено в филиал в деревне Корыстово под Каширой, где ранее располагался спиртовой завод.

 

        А территория завода «Кристалл» постепенно превращается в лофт и называется теперь культурный кластер «Кристалл».

        Завод был построен в 1901 году в рамках введения министром финансов С. Ю. Витте государственной монополии на производство и продажу спиртных напитков и назывался тогда «Московский казенный винный склад № 1».

 

      Здания склада, представляющие собой замечательный образец промышленной архитектуры начала 20 века, построены по проекту архитекторов Николая Григорьевича Фалеева и Виктора Андреевича Величкина.

         Н. Г. Фалеев родился в Калуге, учился в Калужском реальном училище, а позднее окончил Московское реальное училище и Институт гражданских инженеров императора Николая I со званием гражданского инженера, получив за успехи в обучении золотую медаль. В. А. Величкин также окончил Институт гражданских инженеров. Оба архитектора строили доходные дома и особняки, но наиболее успешной оказалась их совместная работа — «Московский казенный винный склад № 1».

 

   

   

 

 

 

     Сейчас в зданиях завода кто только не арендует помещения: маленькие кафешки, магазинчики, стрелковый клуб, музей автомобилей, блошиный рынок… И везде висят таблички – напоминания о том, что здесь было еще несколько лет назад: эмблемы завода, технические надписи…

 

   

        В одном из помещений завода до недавнего времени был Национальный музей русской водки, но сейчас его дверь украшает красноречивое объявление.

   

            Промышленные здания строились не только по окраинам Москвы конца 19 – начала 20 века. Прекрасный образец промышленной архитектуры находится в самом центре столицы, по адресу Георгиевский переулок, 3, строение 3. Здесь расположено здание бывшей Георгиевской электростанции. В начале 1880-ых годов перед Московской городской думой встал вопрос электрического освещения центра города. Дума совместно с «Обществом электрического освещения 1886 года» заказала строительство здания электростанции у архитектора Владимира Дмитриевича Шера. Владимир Дмитриевич был сыном известного скульптора и резчика, Дмитрия Александровича Шера, который прославился украшением интерьеров многих храмов Российской империи. Владимир Дмитриевич закончил МУЖВЗ со званием неклассного художника-архитектора и правом на звание потомственного почётного гражданина.

         Шер решил разместить электростанцию на территории бывшего женского Георгиевского монастыря 15 века, который был полностью уничтожен пожаром 1812 года. Он спроектировал здание электростанции из красного кирпича в русском стиле. Фасад имеет трёхчастную симметрично-осевую композицию, которая подчёркнута порталами ворот и угловыми ризалитами. Электростанция открылась в 1888 году. Но вскоре мощности электростанции стало не хватать. После ввода в эксплуатацию в 1897 году электростанции на Раушской набережной, Георгиевскую электростанцию закрыли за ненадобностью.

       В 1908 году здание было впервые использовано в качестве выставочного зала для размещения II Всероссийского электротехнического съезда. Именно на этом съезде Попов представил «телеграф Попова» — первый проект радио. В 1924 году в здании разместился первый столичный таксопарк. Позднее в нём также размещалась станция технического обслуживания правительственных автомобилей.

        В 1995 году по инициативе Юрия Лужкова в бывшем здании Георгиевской электростанции было решено создать выставочный зал «Новый манеж». В 1996—1997 годах была проведена масштабная реставрация-реконструкция по проекту компании «Моспроект-3». С 2012 года Новый Манеж вошёл в Московское выставочное объединение «Манеж», созданное на базе объединения «Столица». В нем регулярно проводятся выставки живописи, фотографии, посвященные разным деятелям культуры.

      В стиле промышленной архитектуры в начале 20 века строили и транспортные предприятия. На Волочаевской улице, 9 до недавнего времени работал трамвайно-ремонтный завод. За годы своего существования, а построен он в 1908 году,  этот промышленный объект сменил много названий: Золоторожский трамвайный парк, Трамвайное депо имени Бухарина, Первомайское трамвайное депо, Трамвайное депо имени С. М. Кирова и, наконец, Трамвайно-ремонтный завод. С 1976 года депо выполняло работы по ремонту и модернизации трамваев, изготовлению специальной трамвайной техники, реставрации музейного подвижного состава для Музея пассажирского транспорта Москвы. С 2020 года депо закрыто на реконструкцию. По данным СМИ после реконструкции завод не превратится в очередной лофт, а продолжит свою деятельность по реставрации старинных трамваев и станет трамвайной площадкой Музея пассажирского транспорта Москвы, который на данный момент не имеет собственного помещения.

   

          Буквально несколько месяцев назад закрылось трамвайное депо имени П. Л. Апакова на Шаболовке, 9. Революционер Петр Лукич Апаков какое-то время работал вагоновожатым в Замоскворецком трамвайном депо, а в годы революции по его инициативе в депо были оборудованы бронированные трамвайные вагоны, которые использовались в уличных боях. Поэтому не удивительно, что это депо получило имя Апакова.

      Строительство Замоскворецкого трамвайного парка, как он назывался раньше, было завершено в 1909 году. Некоторые источники считают, что проект разработал Шухов, он же руководил строительством. Как и в случае с некоторыми другими проектами Владимира Григорьевича, это утверждение оспаривается. Но по крайней мере другие оспариваемые объекты (Верхние торговые ряды —  ГУМ, Миусское трамвайное депо) имеют на своих стенах официальные таблички, указывающие на авторство Шухова. Здесь такой таблички нет.

   

       Парк был оборудован по самым высоким требованиям начала 20 века. Он исправно выполнял свои функции до начала 21 века, пока не появилась идея парк закрыть, здания снести, а на освободившемся участке площадью 3,27 га построить жилой дом, детский сад, офисные здания и торгово-развлекательный комплекс. Общественность начала борьбу за сохранение депо и, кажется, победила. В 2011 году Собянин отменил постановление о сносе депо. А почему «кажется, победила»? Депо закрыто, сейчас там все крушат строители. Что будет на этом месте потом – не известно.

 

      А закончить рассказ о промышленной архитектуре столицы хочу несколькими фотографиями Миусского трамвайного парка. О нем я рассказала в статье, посвященной Шухову http://www.peshkompomoskve.ru/vladimir_shukhov/. Так получилось, что я снимала Миусское депо на протяжении нескольких лет – вот и получилась реконструкция во времени.

          Так депо выглядело 09.05.2015 года…

          … так – 20.09.2016 года…

          … так — 01.06.2018 года…

   

          … и наконец – 01.06.2019 года.

 

   

   

           С февраля 2019 года в Миусском трамвайном парке начал работу крупнейший в России и в Европе фуд-молл «Депо Москва».  Всего на территории «Депо Москва» работает 75 ресторанов и 140 фермерских лавок.

24.06.2021

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *