ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

        Возникнув в начале 12 века, Москва постепенно объединяет вокруг себя разобщенные русские княжества, становится административным, торговым, религиозным и культурным центром русского государства. В городе бурно развиваются ремесла. Кузницы, гончарные, ткацкие и прочие мастерские обеспечивали потребности горожан в товарах повседневного спроса. В начале 19 века с развитием промышленности в Москве возникают крупные производства: фабрики, заводы и мануфактуры. К концу 19 века в городе было огромное число различных производств: от металлургических и машиностроительных до кондитерских и парфюмерно-косметических.

       Тогда же возникает особая промышленная архитектура. Владельцы крупных производств приглашают для строительства цехов, заводских контор, складских и подсобных помещений, а иногда и жилых помещений для рабочих, известных московских архитекторов.

      Чаще всего заводские корпуса и в Москве, и по всей России в то время строились в так называемом кирпичном стиле: из красного кирпича с небольшим декором из кирпича белого — карнизы, бегунцы, дентикулы, филенки. Достаточно часто заводские здания украшались башнями и башенками на аттиках. В результате получались здания, стилизованные под раннюю английскую готику. Возникновение именно такого промышленного стиля вызвано прежде всего экономическими причинами, т.к. возведение строений из красного кирпича и с минимальным декором не требовало больших средств. Кроме того, из кирпича можно было строить любые помещения для размещения в зданиях оборудования. А может быть с эстетической точки зрения такой стиль стал подсознательной данью уважения стране, где впервые произошла промышленная революция – Англии.

          Цеха заводов в советский период строились из железобетонных плит, и они вряд ли могли стать архитектурными шедеврами. Хотя… Сейчас проводящаяся в Москве реновация полностью уничтожает и хрущевские пятиэтажки, и промышленные здания советских времен. Будь я мэром города, я бы оставила и микрорайон пятиэтажек, естественно, полностью перепланированных и отремонтированных внутри, и переоборудованные промышленные здания, как образцы архитектуры 1960 — 1970-ых годов. Ведь все это история города, и полностью ее уничтожать неправильно.

          Вот мы и подошли к современной проблеме промышленных зданий в столице. В 1990-ых годах многие предприятия в городе были закрыты: какие-то обанкротились, не выдержав конкуренции с хлынувшей из-за рубежа продукцией, какие-то по экологическим и экономическим причинам переведены в другие регионы страны. Те предприятия, которые не обанкротились, вынуждены были перебраться в другие города, где для них были построены новые корпуса, т.к. московские промышленные здания возрастом более ста лет были ветхими и не выдержали бы нового современного оборудования. Не последнюю роль в процессе вывода из Москвы промышленных предприятий сыграли транспортные проблемы: завозить сырье и вывозить продукцию в перегруженном транспортом городе – непростая задача. Но, наверное, главная причина – освобождение дорогой московской земли для строительства новых многоэтажных зданий: жилых и офисных. Короче, Москва перестала быть промышленным центром страны, оставим за собой функции политического, финансового, научного и культурного центра. Конечно, в городе сохранились предприятия оборонной и гражданской промышленности, но вчитайтесь в цитату об экономике города из Википедии.

        «Москва — крупнейший в общероссийском масштабе финансовый центр, международный деловой центр и центр управления большой частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено около половины банков из числа зарегистрированных в России. Кроме того, бо́льшая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве, хотя их производство может быть расположено за тысячи километров от неё. По состоянию на ноябрь 2019 года из 200 крупнейших предприятий страны 104 зарегистрированы в Москве».

         Промзоны бывших предприятий приспосабливают под нужды города. Много заводских корпусов конца 19 – начала 20 веков и более поздних просто снесли. Но много еще пока сохранились. Их перестраивают и ремонтируют внутри, оставляя фактически только фасады, и получают так называемые лофты с помещениями для офисов и апартаментами для жилья.

           Раньше я практически не обращала внимания на сохранившиеся промышленные здания конца 19 – начала 20 веков, но собирая материал о Романе Клейне, я близко познакомилась с такими зданиями, узнала много интересного об этом пласте архитектуры столицы, об истории возникновения предприятий и их владельцах. А еще меня очень удивило, что такой известный и востребованный архитектор, как Клейн, принял участие в проектировании примерно двадцати промышленных зданий, двенадцать из которых в той или иной степени сохранились до наших дней http://www.peshkompomoskve.ru/roman_clein_4/ . Принимал участие в проектировании заводских помещений и великий инженер Шухов http://www.peshkompomoskve.ru/vladimir_shukhov/ .

       Постепенно у меня собралась целая коллекция фотографий бывших (и не только) промышленных объектов, о которых мой сегодняшний рассказ.

21.06.2021

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *