ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

      Наверное, вы слышали такое выражение «Москва – третий Рим». Считается, что впервые появилось это выражение около 1524 года в посланиях старца псковского Елеазарова монастыря Филофея. Одно из этих посланий было адресовано великому князю Московскому Василию III. Смысл и этого выражения, и заключенной в нем религиозно-политической теории, состоял в том, что после падения настоящего Рима и Константинополя (второй Рим), именно Москва должна стать центром духовности и истинного христианства. Примерно в это время возникла и легенда о семи холмах Москвы. Она появилась по аналогии с Римскими холмами в то время, когда Москва стала столицей централизованного Русского государства, и как бы подчеркивала похожесть Москвы и Рима даже с географической точки зрения. Да это и немудрено, ведь местность, на которой расположена Москва, холмистая, прорезанная речками и оврагами. С расширением границ города в число «семи холмов» входили все новые возвышенности. В настоящее время не существует единого мнения о том, какие именно холмы считаются основными, а какие вошли в этот список позже.

      Вот на одном из таких, скажем так, «неканонических» холмов и расположен Иоанно-Предтеченский монастырь. А сам холм носит по имени монастыря название Ивановская горка. Расположена Ивановская горка на исторической территории Белого города.

      Иоанно-Предтеченский монастырь – один из старейших монастырей Москвы. Основан он в 15 веке. В одной из самых обстоятельных книг о русских монастырях С. В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» говорится, что точное время основания монастыря неизвестно, как неизвестно и имя его основателя. Одни историки полагают, что он был основан великим князем Иваном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Первоначально монастырь был мужским и находился в Замоскворечье. В середине 16 века он перенесён на Кулишки, т.е. на теперешнее место на Ивановской горке. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения — Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Устав монастыря был необычайно строг, сестры вели затворнический образ жизни, проводя дни в непрерывных молитвах.

     Монастырь был почитаем царями и царицами, он отстраивался на государственные средства и получал богатые дары и финансовую поддержку со стороны государей. Помимо царской опеки, монастырь получал пожертвования от знатных московских родов, среди которых были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие.

      Среди сестер монастыря, пожалуй, самой известной и при этом самой загадочной была монахиня Досифея, которая прожила в обители с 1785 по 1810 год. Многие историки склоняются к тому, что это была дочь императрицы Елизаветы Петровны и ее тайного супруга Алексея Григорьевича Разумовского, легендарная княжна Августа Тараканова. Инокиня Досифея не общалась ни с кем, кроме настоятельницы и своего духовника, церковные службы для неё устраивались отдельно в надвратной церкви монастыря, при запертых дверях, не посещала она и общую трапезную. Историки полагают, что это было своеобразное заключение прямой наследницы Российского престола Екатериной II. В пользу этого свидетельствует и то, что после смерти императрицы режим Досифеи стал более свободным. Но сама инокиня осталась затворницей, любые поступающие к ней деньги, чаще всего от лиц, пожелавших остаться неизвестными, тратила на помощь неимущим и украшение храмов монастыря. За несколько лет до своей кончины Досифея приняла обет молчания. Сестры считали ее праведницей.

      В 1812 году монастырь оказался в центре московского пожара и выгорел практически дотла. После пожара он был упразднён и почти полвека не восстанавливался. Были лишь восстановлены древний собор, который стал приходским храмом, и корпус келий по западной границе участка. Монастырь был заново отстроен в период с 1860 по 1879 года в стиле неоренессанс. Автором проекта был московский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский. К моменту окончания строительства монастырского комплекса зодчему было 78 лет, так что можно с полной уверенностью сказать, этот монастырь стал вершиной творчества архитектора. Быковский снес сохранившиеся и полуразрушенные постройки монастыря и все отстроил заново. То, что мы видим сейчас – это работа М. Д. Быковского.

      Вот план Иоанно-Предтеченского монастыря с сайта sobory.ru

   Храмы и часовни монастыря:

  1. Собор Усекновения главы св. Иоанна Предтечи
  2. Церковь преподобной Елизаветы чудотворицы
  3. Часовня св. Иоанна Предтечи (в монастырской ограде)
  4. Привратные колокольни (западная и восточная, XIX в.)

 Другие постройки монастыря:

  1. Кельи с трапезной (XIX в.)
  2. Кельи (XIX в.)
  3. Дома причта (XIX в.)
  4. Галереи (XIX в.)
  5. Ограда монастыря (XIX в.)
  6. Ворота
  7. Монастырская постройка.

      Но прежде чем перейти к рассказу об архитектуре монастыря, еще немного истории. В 20 веке это святое место превратилось в тюрьму. В 1918 году монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919 года расположился один из 12 московских городских лагерей для военнопленных, «долгосрочных» заключенных и осужденных «до конца гражданской войны», Ивановский лагерь. В 20-ые годы он был преобразован в лагерь особого назначения НКВД, здесь одновременно содержалось до четырехсот заключенных. Монахини какое-то время ютились в монастырских постройках, а собор Усекновения главы Иоанна Предтечи служил приходским храмом для жителей окрестных улиц. Но в конце концов храм закрыли, а монахинь выселили.

     Монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но к началу 1930 года хозяйство, которое вели монахини, было национализировано. В 1931 году власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки».  Их ждала Бутырка, а затем лагеря в Казахстане, где бедные женщины и сгинули. А в монастыре вплоть до 90-ых годов 20 века располагались различные организации НКВД-МВД: Московский (Ивановский) исправдом, экспериментально-пенитенциарное отделение Государственного института по изучению преступника и преступности, 1-ое отделение 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при Государственном управлении мест заключения, швейная фабрика имени Советской Армии, высшая школа (позднее высшие курсы) рабоче-крестьянской милиции, в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи — Центральный государственный архив Московской области. Кстати, один из корпусов Московского университета МВД России находится на территории монастыря до сих пор, о чем и сообщает вывеска на стене монастыря.

      В 1992 году монастырь возвращен РПЦ, а с 2002 года получил статус ставропигиального, т. е. подчиненного непосредственно патриарху, женского монастыря Русской православной церкви.

     А теперь поговорим об архитектуре монастыря. М. Д. Быковский создал на небольшой территории старого монастыря, а фактически заброшенного пепелища, новый монастырский комплекс, компактный и функциональный. Его центром стал собор Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Закладка собора была совершена в 1860 году. Небольшой одноглавый собор Усекновения главы Иоанна Предтечи начала 16 века был разобран. Освящен новый собор в сентябре 1879 года.

              

      Рядом с собором вдоль Малого Ивановского переулка был построен больничный корпус с храмом преподобной Елизаветы чудотворицы. Жила святая в 5 веке в Фракии, став монахиней в одном из монастырей Константинополя, она прославилась многочисленными исцелениями больных. Так что освящение храма в честь Елизаветы чудотворицы в больничном корпусе было вполне закономерно.

        

      Церковь закрыли в 1927 году. Сначала помещение было приспособлено под клуб, потом его заняли службы московской теплосети, потом «Мосэнерго». Помещения церкви и больничного корпуса за эти годы пришли в аварийное состояние.

     Быковский соединил Иоанно-Предтеченский собор четырьмя галереями-аркадами с больничным и келейными корпусами. В результате территория монастыря оказалась поделенной на небольшие дворики.

             От внешнего мира монастырь, как и положено, Быковский отделил стенами. В северной части монастырской ограды со стороны Большого Ивановского переулка (ныне улица Забелина) расположен главный вход в обитель, обозначенный двумя колокольнями. В настоящее время этот вход закрыт из-за проведения реставрационных работ. Ход реставрации можно увидеть на этих двух фотографиях, которые были сделаны летом 2018 года с разницей в два месяца.

     

    Храмы монастыря были отреставрированы в середине 1990-ых годов. А вот келейные корпуса еще ожидают своей очереди.

     Видимо туда будут перенесены церковная лавка и трапезная, которые сейчас ютятся в пристройке по Малому Ивановскому переулку. Тем более, что изначально келейный корпус, выходящий фасадом на улицу Забелина, включал в себя не только кельи сестер, но и покои настоятельницы и монастырскую трапезную.

        Быковским в монастыре был построен еще один храм. Это часовня святого Иоанна Предтечи. Она как бы встроена в монастырскую ограду, вход со стороны Малого Ивановского переулка. В часовне хранится главная реликвия монастыря – чудотворная икона Иоанна Крестителя с обручем и частицей мощей святого. На медном обруче видна надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч паломники надевают на голову с верой и молитвой к святому Иоанну Предтече. Он известен со второй половины XIX века. Кроме того, в монастыре есть несколько чудотворных икон и частицы мощей Николая Чудотворца, целителя Пантелеймона и преподобного Сергия Радонежского.

15.12.2018

 

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *