КОЛОМЕНСКОЕ

КОЛОМЕНСКОЕ

      Село Коломенское известно с 14 века. Сначала оно было великокняжеской, а затем и царской вотчиной. По преданию и с учетом топонима основано село жителями города Коломны, которые бежали на север от нашествия хана Батыя. Первое письменное упоминание о Коломенском относится к 1336 году – село было упомянуто в духовной грамоте Ивана Калиты. Великие князья московские, а позднее и цари, любили Коломенское, останавливались в нем во время охотничьих забав, строили храмы… Но расцвет Коломенского безусловно связан с именем царя Алексея Михайловича, когда село на ряду с Измайловым стало загородной царской резиденцией. Именно при нем строится комплекс Государева двора, включавший кроме великолепного деревянного дворца домовой Казанский храм, Сытный, Кормовой или Хлебный дворы, Приказные и Полковничьи палаты, караульни и прочие хозяйственные и подсобные постройки. Государев двор был обнесен каменной оградой с тремя воротами. За оградой располагались огороды, сады, пасеки, конюшни.

      При Петре I Коломенское приходит в упадок – царю-реформатору не досуг было следить за отцовской вотчиной. Его ждал Санкт-Петербург и окно в Европу. Деревянный дворец ветшал, разрушался и, в конце концов, был разобран при Екатерине II. Для Екатерины был построен новый дворец по чертежам князя Петра Васильевича Маркулова в четыре этажа – два нижних каменные, а два верхних  — деревянные. Перестройке подверглись и почти все постройки Государева  двора. Они были надстроены одним-двумя деревянными этажами, причем для этого использовалось дерево разобранного дворца Алексея Михайловича. Екатерининский дворец, в свою очередь, был перестроен по проекту архитектора Е. Д. Тюрина при Николае I  в 1825 году. Последний был разобран в 1872 году. От этого дворца сохранился только один павильон (флигель). Ремонтно-реставрационные работы, проведенные в Коломенском уже в 21 веке, уничтожили  все деревянные пристройки Государева двора – ему вернули первоначальный вид. К сожалению, при разборке деревянных конструкций, которые фактически были частями предыдущих коломенских дворцов, не было проведено ни их детального исследования, ни описания, ни какой-либо фиксации. Так что часть архитектурной истории Коломенского утрачена навсегда.

      А вот разборка царского дворца при Екатерине была выполнена по всем правилам: составлен подробный поэтажный план, проведены замеры всех помещений, описание интерьеров и зарисовки некоторых интерьеров. Все это сохранилось в архивах, что и позволило воссоздать дворец в 2010 году. Но об этом поговорим позже.

     Через пять лет после революции, в 1923 году по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского в Коломенском был открыт музей. Барановский проводил исследование памятников и восстановление их древнего облика. Из разрушаемых церквей и закрываемых монастырей, покинутых хозяевами гибнущих усадеб Петр Дмитриевич вывозил то, что можно было спасти. Именно эти сохраненные Барановским старинные предметы и стали основой уникальных музейных коллекций иконописи, архитектурной керамики, резьбы по дереву, белому камню, старинных печатных и рукописных книг. Первые экспозиции музея были размещены в помещениях Сытного двора и Приказных палат. В 1927 году опять же по инициативе Барановского на территории Коломенского создается музей деревянного зодчества. Для него из разных мест страны были привезены деревянные храмы, крестьянские избы и деревенские хозяйственные постройки, Моховая башня Сумского острога из Беломорского района Карелии и домик Петра I из Архангельска.

     Сейчас Коломенское наряду с Измайловым и Люблиным входит в Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Музей-заповедник предлагает обширную экскурсионную программу для взрослых и детей разных возрастов, разнообразные выставки и мастер-классы, помещения для проведения конференций, экскурсионно-художественные программы регистрации брака и много другое, о чем можно прочитать на сайте объединенного музея-заповедника.

http://www.mgomz.ru/

     А теперь предлагаю вам погулять вместе со мной по Коломенскому, посмотреть на архитектурные и природные памятники музея-заповедника.

     Начнем прогулку мы с Государева двора, в который войдем через сохранившиеся Передние ворота. Ворота были построены взамен деревянных в 1673 году. Они представляют собой четырехъярусное сооружение на трёх пилонах с двумя арочными проемами между ними. Как было принято в усадебных оградах того времени один проем ворот широкий, для проезда всадников, карет и прочих повозок, а второй узкий – для пешеходов. Второй ярус занимала «органная палата» с механизмом для создания имитации львиного рычания. Четыре льва были установлены перед воротами и в особых случаях «рычали», благодаря механизму «органной палаты». В третьем ярусе располагался часовой механизм. Циферблатов было два: восточный и западный. Сейчас остался только западный, выходящий во двор. В четвертом ярусе, представляющем собой крытый шатром восьмерик, располагались колокола. Звоном колоколов управлял часовой механизм. Венчает шатер ворот символ царской власти – двуглавый орел.

     Со стороны Вознесенской площади вплотную к Передним воротам были построены Полковничьи и Приказные палаты, в которых размещались царская охрана и канцелярия.

      

    Со стороны передней части Государева двора, так называемого Сытного двора, вплотную к Приказным и Полковничьим палатам, размещались разнообразные кладовые, подвалы, погреба, ледники, медоварня. Здесь же находился Фряжский погреб – иными словами коллекция заморских, в основном итальянских (фряжских) вин.

  

      В центре Государева двора располагался деревянный дворец Алексея Михайловича, тот самый который был разобран при Екатерине II. От дворца осталась только каменная домовая церковь Казанской иконы Божьей Матери. Соблюдая хронологию, следует сказать, что Казанский храм был заложен первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем в память избавления Москвы от лихолетья смутного времени на том месте, где располагался стан «тушинского вора» и его воеводы Сапеги. Случилось это в начале 17 века. Освящен храм был уже при Алексее Михайловиче в 1653 году. Вскоре был построен и деревянный дворец, который соединили с Казанским храмом крытым переходом.

     Так храм стал домовой церковью и в архитектурном отношении составил с дворцом единый комплекс.

   А на месте деревянного дворца сейчас на Государевом дворе растут деревья и стоит мемориальная табличка.

    Воссозданный в начале 21 века дворец расположен совсем в другом месте. Но о нем я расскажу позднее. А пока посмотрим, что еще осталось от Государева двора Алексея Михайловича.

    Юго-восточную часть Государева двора занимал Хлебный или Кормовой двор. В нем располагались ледники, поварни, стряпущая, скатерная и ключничья палаты. Одним словом, царская кухня. Постройки не сохранились. В 2000 – 2003 годах в музее-заповеднике было проведено комплексное архитектурно-историческое исследование Хлебного двора, в результате которого были вскрыты фундаменты построек, восстановлена их планировка. Теперь хотя бы можно представить, какое место они занимали.

    Сохранились и западные или Спасские ворота постройки 1672 года. Ворота служили для въезда на хозяйственный двор царской резиденции. Название свое ворота получили от иконы Спаса Нерукотворного, расположенной над проездными арками. Арок, как и в случае Передних ворот, тоже две: широкая — для гужевого транспорта и узкая – для пешеходов. К воротам примыкали стрелецкие караульни, которые были разобраны при Александре I. Спасские ворота неоднократно реставрировали, последняя полномасштабная реставрация была проведена в 2003 году. В 2007 году на прежних фундаментах  были восстановлены Стрелецкие караульни.

     Фасады ворот оформлены в стиле тосканского ордена. Арочные пролёты обрамлены профилированными архивольтами, стены фасадов украшены полуколоннами, что придаёт объёму ворот пластическую насыщенность. Кроме того пластику фасадов дополняет составленный из сухариков фриз и киоты, помещённые над проёмами ворот. Спасские ворота имеют редкое для ворот покрытие в виде «кресчатой бочки».

    Частично сохранилась и ограда Государева двора. Возведена ограда в 70-ые годы 17 века одновременно с постройкой всего комплекса царской резиденции. Стены ограды за прошедшие годы медленно разрушались и дошли до наших дней во фрагментарном состоянии.

    Один из фрагментов – Садовые ворота. Правда, построены были они гораздо позднее, в 19 веке. Вели эти ворота в Вознесенский сад. Воссозданы ворота в 2007 году.

      Вот собственно и все, что сохранилось от Государева двора 17 века со всеми потерями и перестройками. В 1980 году на территории двора появился еще один небольшой памятник. Это каменный богато украшенный резьбой межевой столб. Памятник был обнаружен и перевезён в Коломенское из деревни Шайдурово Свердловской области в 1980 году. Высота памятника составляет 3 метра 77 сантиметров. Он состоит из четырех частей, включающих цоколь, два блока центрального объема и фигурное завершение в виде усеченной пирамиды. С четырех сторон пирамиды нанесены барельефные изображения всевидящего ока в солнечных лучах. В прямоугольных нишах верхней части, расположенных с четырех сторон, видимо помещались иконы.

    По результатам историко-архивных исследований было установлено, что памятник был сооружен в благодарность царю Александру II за освобождение от крепостного права. Располагался он, скорее всего, на перекрестке дорог, так как был рассчитан на осмотр с разных сторон. Межевой столб был отреставрирован в 2005.

     А теперь мы покинем Государев двор и посмотрим, что интересного можно увидеть рядом с ним.

    Несколько замечательных объектов расположены на Вознесенской площади в непосредственной близости от Передних ворот Государева двора. Прежде всего, это храм Вознесения Господня.

     Храм возведен в 1532 году предположительно итальянским зодчим Петром Франциском Анибале, в русской интерпретации – Петром Фрязиным или Петроком Малым. Средства на постройку храма предоставил великий князь Московский Василий III. Строительство храма началось по обету – князь Василий просил у бога наследника, а закончилось через два года после его рождения – в 1530 году родился княжич Иван, ставший впоследствии царем Иваном Грозным.

    Внутреннее убранство храма не сохранилось, лишь в старинных документах упоминается о росписях стен и их периодическим подновлением. А вот сам храм с незначительными изменениями, произведенными в 18-19 веках, сохранился хорошо.

     Церковь построена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-шатра. Высота храма составляет 62 метра, шатра – 27 метров. В плане храм  представляет собой равноконечный крест. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. Углы церкви оформлены вытянутыми пилястрами  с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические  щипцы.  На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, которые в верхней части украшены сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

     В 20 веке, несмотря на многочисленные реставрационные и археологическо-исследовательские работы, состояние храма стало постепенно ухудшаться, по стенам пошли трещины. Связано это, прежде всего с изменением гидрологического состояния окрестностей. В 1970-е годы под видом укрепления берега построили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, при этом засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение, к сожалению, было ликвидировано.  Во время последней реставрации 2002-2005 годов были уничтожены деревянные конструкции крыш над папертями, использованные от разобранных коломенских дворцов, как и в случае с Государевым двором, без необходимого исследования и фиксации, например, при помощи фотографирования.

     Вознесенский храм в 1994 году включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И неслучайно. Это один из первых шатровых храмов в нашей стране. И один из немногих.  Дело в том, что проводя церковную реформу, патриарх Никон запретил строить шатровые храмы как не соответствующие византийской традиции и православным канонам в целом. Уже построенные шатровые церкви по большей части были разрушены или перестроены. Сохранились немногие и по «уважительным» причинам. В случае Вознесенской церкви в Коломенском такой причиной стала постройка храма в честь рождения Ивана Грозного. Запрет Никона неоднократно нарушался (даже им самим при возведении монастыря в Новом Иерусалиме), часто строились шатровые колокольни. Но такого грандиозного сооружения, напоминающего западные готические соборы, так и не было построено.

    Храм был вновь освящён в 2000 году, с 1994 года  в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья.

     Непосредственно с Вознесенской церковью связан и стоящий рядом Георгиевский храм. Считается, что колокольня храма была построена в середине 16 века и первоначально была колокольней Вознесенской церкви. Колокольня скромная по размерам, но также как и также, как и церковь Вознесения Господня отличается центричностью и вертикальной устремлённостью форм. Она состоит из двух ярусов, причем нижний ярус более массивен, в то время как верхний, тот, где расположены колокола, пронизанный сквозными арками, выше и легче. Завершается  строение маленьким барабанчиком с главкой.

      В конце 17 столетия к колокольне пристроили деревянную трапезную, а весь ансамбль стал называться Храмом Георгия Победоносца. Он был освящен в феврале 1678 года. В нижнем ярусе колокольни разместили алтарь, верхняя часть исполняла функции звонницы. Архитектурный облик колокольни изменился: был выстлан деревянный пол, кровля покрыта муравленой черепицей, выложены круглые окна с декором, появились новые дверные проемы для прохода в алтарную часть и для входа на колокольню через крышу пристроенной трапезной. В 1842 году на месте деревянной трапезной как пристройка к древней Георгиевской колокольне по проекту Евграфа Дмитриевича Тюрина была возведена каменная церковь Святого Георгия Победоносца. В ходе этой реконструкции облик древней колокольни был значительно искажён. Под штукатурку был срублен весь наружный декор и растёсаны оконные проёмы. Внутри столпа колокольни было сделано никогда прежде не существовавшее сводчатое перекрытие.

     Исторический облик колокольни был в основном восстановлен 30-ые годы 20 века по инициативе и под непосредственным руководством Петра Дмитриевича Барановского. Завершение работ произошло уже в 60-ые годы прошлого века под руководством архитектора-реставратора Николая Николаевича Свешникова. Теперь мы видим колокольню в практически том виде, в котором ее возвели, скорее всего, итальянские зодчие. Несмотря на использование в качестве основного декоративного элемента кокошников, в формах колокольни и её декоре чувствуется близость к архитектуре итальянских кампанил 15-16 веков. На западный манер подвешены и колокола: они подвешены так, что для извлечения звона надо раскачивать сами колокола, а не языки, как это принято в православных храмах.

     Нижний ярус колокольни украшен ложными арками, окружёнными широкими пилястрами и оканчивается антаблементом. Пояс кокошников отделяет нижний ярус от высокого яруса звона, где ложные арки первого яруса перекликаются с настоящими арочными проёмами второго. Верхний ярус заканчивается двумя поясами больших и малых кокошников, окружающими купол колокольни.

      В 2000 году после освящения трапезная превратилась в храм Святого Георгия, в 2007 году  в церкви установлен иконостас. В храме размещается выставка музея Коломенское «Древний храм Святого Георгия», на которой представлены иконы, старинные книги и рукописные документы, образцы церковной утвари и облачения священников, рисунки и фотографии 19-20 веков с видами колокольни и храма (трапезной). Звоннице возвращена основная функция – воссоздан колокольный звон. На ней подвешены 10 колоколов, обеспечивающих полифонию звучания. Сейчас в Коломенском регулярно проходят концерты колокольного звона.

      На Вознесенской площади находится еще один исторический памятник – так называемая Водовзводная башня. Водовзводная башня была построена в 70-ые годы 17 века для размещения в ней сложной гидротехнической системы, созданной для подачи воды в Государев двор. Водоподъёмный механизм был, предположительно, изготовлен мастером Оружейной палаты Богданом Пучиным. Башня располагалась на дороге между Коломенским и соседним селом Дьяковым, проходящей через плотину в Голосовом овраге. Композиционно она выполняла роль связующего звена между соседними сёлами. Возможно, что баня была частью ограды царской резиденции и отделяла Вознесенский сад от Вознесенской площади. Башня также известна под названием «Соколиная башня», так как согласно легенде, появившейся в 19 веке, в ней содержались ловчие птицы для царской соколиной охоты

      Внешне кирпичное здание напоминает своеобразную проездную башню. Ее высота 40 метров. Простая форма башни со скромным декором  гармонирует с колокольней Георгиевской церкви. Здание состоит из нижнего массивного четверика и верхнего довольно высокого яруса, который завершается каменным сводом, воспроизводящим деревянное покрытие «бочкой». Правда сейчас башня покрыта не деревом,  а его имитацией, что-то вроде ондулина, похожего на дерево. Оба яруса башни завершаются упрощенным антаблементом, углы обоих ярусов оформлены в виде лопаток, которые выглядят как пилястры. Главные фасады башни оформлены одинаково: широкие проездные арки, обведенные кирпичным валиком, киоты для икон над ними, окна в каменных наличниках.

      Водоподъемный механизм не сохранился, и как он работал неизвестно. Но под восточным крылом башни сохранился белокаменный бассейн глубиной два метра, перекрытый сводом. На дне бассейна расположен узкий колодец, который мог доходить до водоносного слоя. Из бассейна под землей в сторону Вознесенского храма и в направлении села Дьяково уходят две керамические трубы.

    В настоящее время в помещении башни расположена экспозиция государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское под названием «Государево водовзводное дело. К истории водоснабжения в XVII—XX веках».

      Ну а мы бросим прощальный взгляд на Вознесенскую площадь…

… и отправимся осматривать другие достопримечательности Коломенского.

      Немного севернее Вознесенской площади располагается то, что осталось от дворца Александра I. Это дворцовый павильон (или флигель) 1825 года постройки. Дворец для Алксандра I был построен по проекту Е. Д. Тюрина на месте обветшавшего екатерининского дворца, однако император так и не побывал в нем, так как в декабре 1825 года скончался в Таганроге.  В 1870-е годы заброшенный дворец был разобран. От него сохранилась единственная постройка — павильон, служивший то ли чайным домиком, то ли или домашним театром. Павильон в стиле ампир украшен лаконичным дорическим портиком, ведущую к нему лестницу «охраняют»скульптуры сидящих львиц.

     В 2005—2006 годах проведена реставрация павильона – ему вернули первоначальный вид. Сейчас в нем размещаются фондовые выставки музея, выставки современной живописи, скульптуры и прикладного искусства, проводятся концерты камерной классической и народной музыки, русского романса.

     А на том месте, где когда-то располагались сначала дворец Екатерины, а затем дворец Александра I теперь можно увидеть вот такую табличку.

       К уникальным экспонатам Коломенского следует отнести и памятники деревянного зодчества 17–18 веков. Начало этой своеобразной части музейной коллекции в 1927 году положил П. Д. Барановский. Деревянные постройки, привезенные сюда из разных мест России, дают представление об оборонной, гражданской и церковной деревянной архитектуре.

    Прямо перед Казанским яблоневым садом можно увидеть одну из первых деревянных построек, перевезенную в Коломенское по инициативе Барановского. Это медоварня из подмосковного села Преображенского. Она перевезена в музей 1927 году. Медоварня – фрагмент хозяйственного комплекса бывшего Николаевского единоверческого монастыря 18 века. Постройка деревянная, рубленная, прямоугольная в плане, покрытая двускатной кровлей. Это монументальное для хозяйственной постройки здание сложено из лиственничных бревен диаметром 40-50 сантиметров.

     В настоящее время в помещениях Медоварни проводятся экскурсионно-художественные программы, знакомящие посетителей музея-заповедника со старинными народными обрядами, обычаями и праздниками.

      Минуем Казанский яблоневый сад…

        

   …и на западной окраине Нового яблоневого сада увидим деревянные постройки этнографической части музея деревянного зодчества в Коломенском. Здесь можно познакомиться с экспозициями, рассказывающими о быте коломенской крестьянской семьи, резчика по дереву и кузнеца. Все эти здания построены уже в 21 веке на месте разрушившихся более ранних построек. Зато совсем рядом находится единственное уцелевшее от села Коломенского здание – усадьба зажиточных крестьян Гробовых. Построено оно было в конце 19 – начале 20 веков. Сейчас в здании расположены пресс-центр музея-заповедника и экспозиция «Купеческая усадьба конца 19 века»

      К купечеству, несмотря на столь роскошный дом, семья Гробовых никакого отношения не имела. Деньги свои они заработали тяжелым трудом в поле. Кроме того у них была пасека. Гид в Коломенском рассказывал, что «Усадьба пасечника», расположенная недалеко от Государева двора, это незначительно перестроенная пасека именно Гробовых. Думаю, что перестроено там было много или, скорее всего, построено заново, как в случае других экспозиционных усадеб этнографического музея. В экспозиции «Усадьба пасечника» представлены деревянный дом с жилым и хозяйственным помещениями, пасека и приусадебный участок, дающие представление о быте и деятельности русского пасечника конца 19 — начала 20 веков.

      В северо-восточной части музея-заповедника находится та его часть, которая называется Музей деревянного зодчества. Основан он 1923 году Барановским. Строения сюда перевезли из разных мест России и расположили на берегу речки Жужи. Жужа по большей части запрятана в коллектор, но на территории Коломенского она открыто протекает по дну Большого оврага и впадает в Москва-реку.

      А вот и основные экспонаты музея деревянного зодчества.

      Проездные ворота Николо-Корельского монастыря 17-18 веков. Монастырь основан святым Евфимием Корельским в 15 веке в устье Никольского рукава Северной Двины. Ворота перевезены в Коломенское по инициативе Барановского в 1933 году.

      Моховая башня Сумского острога. Сумской острог был построен на берегу Белого моря в 16-17 веках, а Моховая башня – в 1680 году. Сохранившиеся части Моховой башни были перевезены в Коломенское Барановским и почти 70 лет хранились в разобранном виде. В начале 21 века по описаниям Барановского и с использованием сохранившихся частей башни она была реконструирована. В Моховой башне Сумского острога сейчас развернута экспозиция, посвященная истории острога, как военной крепости, и ее месте в системе обороны Поморья конца 16 – начала 18 веков. Здесь рассказывается о быте военных служилых людей, охранявших острог и представлены предметы, связанные с хозяйственными занятиями обитателей крепости.

     Башня Братского острога. Острог основан на Ангаре как форпост царской власти в Прибайкалье. Башня построена в 1654 году. Перевезена в Коломенское в 1959 году в связи со строительством Братской ГЭС.

       А рядом с фортификационными сооружениями можно полюбоваться еще одним памятником деревянного зодчества. Это деревянный храм Георгия Победоносца. Храм этот был изначально построен на берегу реки Ёрги, правого притока Северной Двины в 1685 г. Он неоднократно перестраивался. На рубеже 1920–1930-х годов храм передали в подчинение местного сельсовета, который устроил в нем клуб и склад. Иконостас и остальное убранство были уничтожены. В 2003 году по инициативе Ильи Глазунова началась проработка идеи разборки и доставки полуразрушенной церкви в Коломенское для реставрации и возведения на новом месте, что и произошло в период с 2008 по 2011 год.

  

      Но вернемся к Государеву двору и посмотрим еще несколько достопримечательностей.

      Наибольшей популярностью среди посетителей современного Коломенского пользуется здание Государевых светлиц, более известных как Домик Петра I. В 1934 году небольшой «дворец» Петра I был перевезен сюда из Архангельска. Он был построен  на острове Марков в устье Северной Двины вблизи Новодвинской крепости летом 1702 года русскими и голландскими корабельными плотниками. В связи с ежегодным затоплением и разрушением острова во время ледохода на реке Домик был перенесен на форштадт Новодвинской крепости. В 1761 году здание горело, однако после были восстановлены утраченные при пожаре фрагменты и заново переложены печи. В 1864 году в связи с упразднением Новодвинской крепости Домик Петра Великого (вместе с большей частью крепости) переходит в ведение Архангельского епархиального ведомства. Однако, в связи с неудовлетворительным надзором со стороны ведомства, приведшим здание к полной запущенности, в 1877 году Домик переносится в Архангельск и устанавливается в центре города на набережной реки Двины у церкви Святого Архангела Михаила. Для обеспечения сохранности над памятником возводится деревянный «футляр», который позже был заменен на кирпичный «футляр-павильон». В 1934-36 годах Петр Дмитриевич Барановский в целях спасения памятника перевозит его на территорию музея-заповедника и устанавливает рядом с южной частью Государева двора, где он и располагается и сейчас. В настоящее время Государевы светлицы – единственный в Москве мемориальный музей Петра I.

     Домик Петра собран из готовых венцов и имеет типичное для российских строений устройство: две тёплых, обогреваемых печами комнаты — клети, объединённые холодными сенями, расположенными в средней части дома. К сеням на главном фасаде примыкает крыльцо. Дом несколько приземист, так как не имеет подклета. Вероятно, его первая конструкция имела высокий подпол, образованный двумя нижними венцами, срубленными из особенно толстых брёвен.

      Внутри, как и снаружи стены дома бревенчатые, ничем не украшенные. По периметру комнат расставлены деревянные скамьи с фигурными резными подзорами. В убранстве комнат использованы подлинные вещи петровского времени. В домике хранится мраморный бюст Петра I, выполненный итальянским скульптором Карло Альбаччини. Здесь же расположена небольшая выставка, посвященная рождению российского флота.

       Рядом с домиком Петра I в 2012 году был установлен памятник императору скульптора Георгия Вартановича Франгуляна. Это авторская копия памятника Петру I в Антверпене. Оригинал подарен бельгийскому городу осенью 1998 г. русской делегацией, приехавшей на фестиваль «Дни Петра Великого».

     Прежде чем покинуть центральную часть музея-заповедника осмотрим еще две достопримечательности.

       Первая из них – Борисов камень. Это древний валун с берегов Западной Двины ледникового происхождения. Примечателен он тем, что в 12 веке на нем было сделано изображение Голгофского креста и надпись «Сулиборь хрьстъ» — «Крест Сулибора». Служил пограничным знаком владений Полоцкого князя Бориса, отсюда и название. Камень был привезен в Москву в 1879 году и хранился в Историческом музее. В Коломенское его перевезли в 1920-ых годах.

     А внутри Государева двора перед тем местом, где когда-то располагался главный вход во дворец Алексея Михайловича, находится вот такое любопытное сооружение. Это челобитный столбик, который позднее  переделали в солнечные часы. Принося челобитные на имя царя, подданные доходили до этого столбика и оставляли на нем свои просьбы и ходатайства. В определённое время специальный человек подходил и забирал прошения, передавая их потом дьякам, которые либо решали вопросы сами, либо передавали их царю, исключая прямой контакт и какие-либо разговоры с просителями.

   Территория музея-заповедника Коломенское велика и составляет приблизительно 390 гектаров. Обойти все за один раз не просто. Поэтому предлагаю вам немного отдохнуть и продолжить нашу экскурсию в следующий раз. Нас ждут интересные природные и архитектурные объекты. И главный из них – воссозданный дворец Алексея Михайловича.

02.06.2017

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *