ВЫСОТКА НА КОТЕЛЬНИЧЕСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

ВЫСОТКА НА КОТЕЛЬНИЧЕСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

              Жилой дом на Котельнической набережной – первое здание, построенное по программе высотного строительства в Москве. Идея такого строительства возникла еще в 1930-ых годах, но реализации многих проектов помешала война.

              К идее строительства высотных зданий вернулись уже после войны, в 1947 году, когда столица отмечала свое 800-летие. Иосиф Виссарионович мечтал показать всему миру все преимущества рабоче-крестьянского государства, в том числе и в области архитектуры. Здания должны были стать не просто небоскребами, но иметь оригинальную архитектуру и роскошный декор. В результате в Москве появился особы стиль, который получил название «сталинский ампир».

          Советские архитекторы не имели опыта строительства высотных домов, а те знания, которые удалось получить во время командировок в США, не подходили к московским реалиям. Трудности приходилось решать прямо в процессе строительства.

           Высотки в Москве должны были стать не только первыми небоскребами в столице, но и одними из первых так называемых «городов в городе» — жилых и административных комплексов, включающих в себя все необходимое для повседневной жизни: магазины, парковки, бассейны, кинотеатры, точки общепита и службы быта.

         А дальше предлагаю моим читателям познакомиться со всеми этими аспектами высотного строительства на примере жилого дома на Котельнической набережной.

         Строить его начали еще до войны, в 1938-1940 годах. Тогда по проекту Дмитрия Николаевича Чечулина и Андрея Константиновича Ростковского был построен корпус собственно на Котельнической набережной (корпус А).

           В 1947 году недостроенное здание внесли в список «сталинских высоток». Архитекторы переработали довоенный проект в соответствии с новыми тенденциями высотного строительства. В день 800-летия Москвы в фундамент центральной части дома (корпус Б) был заложен первый камень. И началось строительство.

             Архитекторы переделали предыдущий проект в стилистике проектов других высоток: центральный корпус получил башнеобразное завершение, количество этажей увеличилось до 32, добавлены декоративные элементы: облицовка нижних этажей гранитом, барельефы и горельефы, бронзовые светильники. Построенный до войны корпус был оформлен в новой стилистике, на горельефах этого корпуса до сих пор обозначена дата окончания строительства – 1952 год.

         Какие трудности ожидали строителей? Трудности строительства прежде всего заключались в слабых и подвижных московских грунтах, которые в основном состоят из песков, супесей и суглинков. Небоскребы Нью-Йорка возводились на скальных породах, и для их строительства было достаточно обычного фундамента. В московских высотках была применена особая технология: фундаменты имели сложную ячеистую конфигурацию. Для того, чтобы уменьшить вес здания, были разработаны особые строительные материалы – плиты из монолитного железобетона, «многодырчатые» кирпичи и пустотелые керамические камни.  Именно при строительстве высотки на Котельнической были сконструированы и впервые применены специальные башенные краны. Их грузоподъемность составляла пятнадцать тонн. Особенностью этих кранов было и то, что они поднимали сами себя с этажа на этаж по мере роста здания.

   

         Особенностью строительства было и то, что оно велось ударными темпами. Этому способствовало использование бесплатной и бесправной рабочей силы – заключенных ГУЛАГа. Заключенные жили в бараках и палатках прямо на строительной площадке, которая была обнесена высоким забором с колючей проволокой. Заключенные строили и другие высотки. В связи с этим появилась одна из самых распространенных легенд, связанных с этими домами: якобы было зафиксировано несколько побегов заключенных, которые спланировали с верхних этажей через ограждения на фанерных крыльях.

          Как бы там ни было, но высотка была построена. Уже в 1952 году дом на 700 (по другим данным 540) квартир начали заселять: среди жильцов были деятели науки, культуры, сотрудники НКВД. Был среди жильцов дома и сам архитектор. Правда в 1949 году постановлением Совета министров СССР «О работе архитекторов Чечулина Д. Н. и Ростковского А. К.» якобы за злоупотребления Чечулин был снят со всех занимаемых административных постов и отстранен от всех градостроительных проектов, кроме высотного здания в Зарядье, которое в итоге так и не было построено. В результате и квартиру в построенном по его проекту доме он получил небольшую и на первом непрестижном этаже. Но среди многочисленных мемориальных досок есть посвященная архитектору.

            Теперь поговорим об архитектурном стиле здания. Дом оформлен в стиле сталинского ампира. Что же это за стиль? Просто ампир стал завершающим этапом развития позднего классицизма. Его хронологические рамки ограничены временем правления Наполеона: с момента его коронации и до реставрации Бурбонов. Пафосный имперский стиль, сохранив основные приемы классицизма, взял за основу декора элементы римского оформления триумфальных арок: героическую и военную атрибутику. Все это должно было свидетельствовать о достижениях и успехах существующего порядка.

           Цель сталинского ампира в сущности та же. Монументализм построек и роскошь декора были призваны показать успехи советского государства и его преимущества, символизировать мощь Страны Советов. Именно для этого нижние этажи дома облицованы красным гранитом, создавая иллюзию исполинского цоколя. Главный вход в корпус Б оформлен мощными полуколоннами и уличными торшерами на гранитных колоннах.

   

           Как и положено классическому зданию дом на Котельнической богато декорирован лепниной. Только тематика барельефов и горельефов здесь имеет свою специфику – вместо сцен с античными героями здание украшают монументальные скульптурные изображения счастливых советских людей. Здесь и радостные матери с детьми, физкультурники и спортсмены, рабочие, колхозники и ученые. И все это в окружении победных знамен, пятиконечных звезд, рогов изобилия, гирлянд из фруктов, включая экзотические ананасы, снопов пшеницы.

   

   

              Над входом в кинотеатр – горельеф соответствующей тематики: здесь на фоне знамен и рогов изобилия женщины в античных одеждах занимаются творчеством.

           Есть среди лепнины, украшающей здание, и типичные классические элементы: карнизы, медальоны, фризы.

           Со скульптурным оформлением здания связана еще одна легенда высотки. Согласно этой легенде для создания образов счастливых советских людей были привлечены заключенные, строившие здание. Именно они позировали скульпторам.

             Среди пожеланий Иосифа Виссарионовича, которые в ту пору воспринимались скорее как требования, было наличие в оформлении зданий типичных для русской архитектуры элементов. Здание на Котельнической не может похвастаться обилием элементов русской архитектуры, но тем не менее, они есть. Отыскать их можно в оформлении башенки здания. Здесь мы можем видеть и крепостные зубцы, стилизованные под церковные порталы, и декоративные навершия в виде витых храмовых куполов и даже громоотвода Невьянской башни. Кроме того, здание облицовано светлой керамической плиткой, которая должна была вызывать у наблюдателя  ассоциацию с белокаменными строениями древней Москвы.

   

           Опять же по планам Сталина и общественные, и тем более жилые высотки должны были стать своеобразными автономными «городами» со своей собственной инфраструктурой. В высотке на Котельнической были кинотеатр, несколько магазинов, почта, сберкасса, кафе, салон красоты, прачечная, изостудия, шахматная школа. Сейчас некоторые заведения в доме сменили род своей деятельность и внешний вид, но есть и такие, которые сохранили аутентичный декор. Так что у нас есть возможность увидеть кое-что из интерьеров этого здания.

             Кинотеатр «Иллюзион» (до 1965 года он назывался «Знамя») сохранил свои подлинные интерьеры, несмотря на многочисленные ремонты и переделки зрительных залов. Вестибюль кинотеатра украшен лепными шестиугольными колоннами в стилистике древнеегипетской архитектуры. Использование египетских мотивов, характерное для ампира, нашло свое применение и в ампире сталинском.

 

                Кроме колонн лепниной украшены стены вестибюля и зрительных залов.

   

          Кинотеатр «Иллюзион» на протяжении многих лет занимается популяризацией шедевров мирового кинематографа, при этом многие зарубежные фильмы из коллекции Госфильмофонда показывали и показывают до сих пор только здесь. В кинотеатре регулярно проводятся ретроспективы зарубежного кино, проходят лекции, тематические вечера, творческие встречи и фестивали.

              Еще с одним интерьером начала 1950-ых годов можно познакомиться в продуктовом магазине. Полагаю, что раньше здесь был Гастроном. Протяженное помещение разделено колоннами, облицованными светлым мрамором, на ниши-секции. В них в былые годы наверняка размещались прилавки со стеклянными полукруглыми витринами. Сейчас торговый зал уставлен контейнерами с товарами магазина «Пятерочка». Смотрится это нелепо.

   

                     В помещении магазина сохранились оригинальные лепнина и бронзовые люстры. К сожалению, местами на потолке видны следы протечки воды, но видимо средств на ремонт потолка у владельцев помещения нет.

 

 

   

                Квартиры в высотке, а в ней имелись одно-, двух-, трех- и четырехкомнатные, были оборудованы по последнему слову техники того времени.

       В доме функционировала и обычная вентиляция, и централизованная система кондиционирования. Воздух с улицы поступал в квартиры круглый год, проходил специальные фильтры, нагревался или охлаждался до нужной температуры. В стены была вмонтирована централизованная система удаления пыли, которая собиралась с помощью щеток и шлангов в каждой квартире, попадала на фильтрующие устройства в подвальных помещениях. Из фильтрующих устройств пыль сбрасывали в канализацию, а очищенный воздух попадал на улицу. А для отопления в подвальных же помещениях были установлены бойлеры.

             В доме на Котельнической под внутренним двором впервые в столице была обустроена подземная парковка на 212 машиномест. Число автомобилей, находившихся в личной собственности даже у элитных жильцов высотки, в те годы было не слишком большим. Сейчас над подземной парковкой расположена спортивная площадка.

   

          Во всех квартирах на кухнях были установлены электрические холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов. Непосредственно на кухнях были установлены люки мусоропровода. Это «удобство» оказалось сомнительного свойства. Дом был построен на месте бывших мучных складов, местность была заражена тараканами, которые перебрались в квартиры высотки. Передвижение, в основном, происходило по мусоропроводам. Так что жильцам пришлось заваривать металлические люки. Электропроводка здания создавалась исходя из актуальных на тот момент нагрузок. Например, в двухкомнатных квартирах было всего три розетки.

                 Естественно, в последние годы жильцы активно стали переделывать свои квартиры. По слухам некоторые из наших олигархов скупили буквально целые этажи дома, превратив их в отдельные квартиры площадью под тысячу квадратных метров. В середине 2010-ых годов был проведен капитальный ремонт с реставрацией декора, заменой проводки и лифтов. Одновременно ужесточили правила перепланировки помещений, как в прочем, и вообще по стране.

          Тем не менее бесконтрольные перепланировки успели сделать свое черное дело. В январе 2017 года в одной из квартир на восьмом этаже произошла утечка горячей воды из трубы, установленной без согласования с эксплуатирующей компанией. В результате протечки пострадала музей-квартира Галины Улановой, которая была открыта в доме в 2004 году: были повреждены библиотека, мебель и коллекция графики, принадлежавшие великой балерине.

              Увидеть подлинные интерьеры квартир высотки на Котельнической сейчас нереально – все они переделаны в соответствии современной модой. Разве что квартира-музей Улановой сохранила какие-то элементы первоначального декора интерьера. Но музей закрыт на неопределенное время. Можно только увидеть, как оформлены подъезды здания.

                 Подъезды в корпусах А и В украшены скромно небольшим количеством лепнины.

              Главный вестибюль корпуса Б богато декорирован лепниной, росписями, мрамором, наборными полами из поделочных минералов, но… Вход оберегают два бравых охранника, которые не разрешили мне фотографировать и попросили покинуть помещение. Поэтому привожу фотографию из интернета.

              А это то, что я успела снять сама.

             Я постараюсь все-таки сделать фотографии главного вестибюля. Для этого существует, на мой взгляд, два способа попасть в вестибюль. Первый – авантюрный: переодеться курьером доставки из интернет-магазина; пока охранники запрещали мне снимать, в здание спокойно вошли два курьера. Второй способ – реалистичный: дождаться, когда откроют музей Галины Улановой и пройти через этот вестибюль на экскурсию. Думаю, что мне больше подходит второй вариант.

              Зато могу привести виды из окна одной из квартир корпуса А. Теперь, если кто-то будет говорить, что у него замечательный вид из окна, я буду вспоминать вот эти виды, как самые красивые из увиденных мною.

 

              Кстати, в этой квартире на глаза мне попал необычный сувенир. В статье о сталинских высотках я рассказывала о том, как во время ремонта здания МИД, шпиль заменили новым, а старый распилили на маленькие кусочки и сделали на их основе сувениры http://www.peshkompomoskve.ru/seven_sisters/ . Вот так выглядит этот сувенир.

         А в заключении рассказа – портрет одного из жильцов высотки на Котельнической набережной.

17.04.2024

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *