ВЫСОТКА НА КУДРИНСКОЙ ПЛОЩАДИ
Высотка на площади Восстания, ныне Кудринской, как и высотка на Котельнической с самого начала планировалась как жилой дом. В этом здании не планировалось размещение ни Министерств, ни других организаций.
Закладной камень, как и в случае других высоток, был положен в основание будущего здания в 1947 году в день 800-летия столицы. Активное строительство началось в следующем году, а завершилось в 1954. За строительством каждой высотки были определены ответственные. В нашем случае это было Министерство авиационной промышленности. Фактически строительство курировал лично министр Михаил Васильевич Хруничев. После окончания строительства многие квартиры в доме были выделены руководителям авиационных предприятий и известным летчикам-испытателям. И хотя в доме жили другие известные люди: артисты, ученые — иногда в народе высотку до сих пор называют Домом авиаторов.
Проект высотки на площади Восстания был разработан Михаилом Васильевичем Посохиным и Ашотом Ашотовичем Мндоянцем.
В целом, строительство этого высотного здания проходило более гладко, чем возведение других подобных сооружений. В отличие от гостиницы «Ленинградская», под территорией строительства не протекала подземная речка, и не было необходимости встраивать станцию метро в фундамент с использованием заморозки грунта, как в случае высотки на Красных воротах. Проблемы были общие для такого строительства: слабые московские грунты, отсутствие соответствующей техники и опыта. Однако в процессе работы эти трудности были успешно преодолены. Ячеистый фундамент позволил возвести огромное здание на неустойчивой почве, а оборудование проектировалось и устанавливалось непосредственно на месте по мере необходимости.
Перед началом строительства были снесены старые малоэтажные дома, окружавшие площадь. Сама площадь, расположенная на склоне, была отсыпана и выровнена. Сквер перед будущим зданием укрепили гранитными стенками высотой примерно 4,5 метра.
Архитектор Посохин планировал после завершения строительства возвести вокруг площади несколько 8–10-этажных домов в стиле сталинского ампира. Таким образом, должен был появиться единый архитектурный комплекс. Однако уже в конце 1954 года советское правительство, с подачи нового руководителя страны Н. С. Хрущёва, осудило высокие затраты на строительство высоток и их «украшательство». Проект Посохина не получил своего продолжения, осталась только высотка – Дом авиаторов.
Здание состоит из центрального 24-этажного и боковых 18-этажных корпусов, составляющих единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании 450 квартир. Во всех квартирах на кухнях были установлены холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов, был предусмотрен доступ к мусоропроводу. Помимо системы вентиляции, в доме функционировало централизованное кондиционирование. Для этого воздух с улицы фильтровался, проходил для увлажнения через воду, а затем в зависимости от сезона нагревался до нужной температуры. Как и в других высотках здесь была централизованная система пылеудаления, которая состояла из щёток и шлангов в квартирах, трубопроводов и пылесосных станций в цокольных этажах. Отопление обеспечивали бойлеры, установленные в подвалах.
Если сравнивать это здание с другими сталинскими высотками, то в первую очередь стоит отметить богатое декоративное оформление фасадов. Высотное здание на Кудринской площади является ярким примером архитектуры сталинского ампира. Однако в декоре этой высотки нет единого стилистического направления, как, например, в декоре гостиницы «Ленинградская». Здесь можно найти элементы стилизации античной, готической, византийской архитектуры и советского монументализма. Но обо всём по порядку.
Высотку венчает шатровый шпиль со звездой, окружённый остроконечными шатровыми башенками. Это придаёт зданию сходство с шатровыми колокольнями русских православных храмов. Технические этажи по углам здания тоже оформлены в виде башенок. Только эти башенки украшены зубцами и напоминают крепостные.
Фасады здания облицованы плитами белого литого камня — это разновидность сборного железобетона, которая имитирует натуральный камень. Фасад разделен пилястрами, которые в центральной части здания разбиваются на разных высотах поясками. Порталы входов в подъезды и «межбалконные» пространства украшены барельефами, которые сочетают в себе классические мотивы (гирлянды, вазоны, дубовые венки) с типичными советскими элементами (пятиконечная звезда, серп и молот). «Межбалконные» я взяла в кавычки, т. к. балконов в доме нет, а есть имитация балконных ограждений оформленных балясинами в классическом стиле.
Здание покоится на сравнительно невысоком, облицованном гранитом стилобате, по которому идут прогулочные террасы.
Прогулочные террасы обрамлены гранитным парапетом в античном стиле. Балясины оформлены в виде колонн тосканского ордена. Во время прогулки по террасам в глаза бросается первый признак аварийности здания: парапет со стороны сквера и Баррикадной улицы где-то частично, а где-то и полностью разрушен. Помните, я писала, что участок для высотки специально досыпали и выравнивали. Видимо за прошедшие годы произошла усадка грунта, которому в какой степени поспособствовало и строительство в непосредственной близости Торгово-делового центра «Новинский пассаж» и офисного здания группы компаний «ПИК».
Высотное здание на Кудринской, как никакое другое, богато украшено скульптурами. На крыше стилобата установлены фигуры из белого литого камня: рабочий, колхозница, виолончелистка, солдат, спортсмен, а также мать и дитя.
Пилястры, обрамляющие вход в центральный корпус, венчают скульптуры взрослых с детьми, символизирующие семью и счастливое детство.
Все эти персонажи изображены с суровыми, непроницаемыми лицами, словно они осознают свою значимость для этого дома в частности и причастность к великим свершениям советского народа в целом. Это работы советских скульпторов Николая Багратовича Никогосяна и Михаила Фёдоровича Бабурина.
Состояние скульптур является ещё одним свидетельством аварийного состояния здания. При внимательном рассмотрении можно заметить, что они осыпаются в местах соединения деталей. Особенно плачевное состояние у декоративных скульптурных элементов на поясках. Из-за того, что с этих скульптур уже несколько лет падают куски, во избежание несчастных случаев и дальнейшего разрушения, они были покрыты защитной строительной сеткой. Все скульптуры требуют реставрации и очистки.
Как и в других сталинских высотках, интерьеры этого здания отличаются использованием дорогих материалов: дубовые полы и двери в квартирах (кстати, сами квартиры здесь небольшие), мраморные колонны, огромные светильники и гранитные полы в холлах. Однако самой яркой особенностью декора этого дома являются витражи. Их иногда сравнивают с витражами готических храмов, однако при их создании использовались мотивы русских народных художественных промыслов.
К сожалению, экскурсии по зданию не проводятся, а просто войти в подъезд и сделать фотографии нельзя, о чём предупреждают таблички на дверях подъездов. Поэтому я просто поделюсь снимком, который случайно сделала до того, как ко мне подошла консьержка.
В этом доме, несмотря на небольшую площадь квартир, были предусмотрены просторные холлы на этажах. Рядом с лифтами находились помещения для хранения детских колясок и велосипедов. Неизвестно, используются ли эти комнаты по назначению сейчас, но холлы, безусловно, сохранились до наших дней.
В доме было предусмотрено всё для удобства жильцов. В цокольном этаже находились парикмахерская, ателье, химчистка, почтовое отделение и кафе-мороженое. В доме была обустроена подземная парковка на 134 машиноместа. В 1955 году в высотке открылся двухзальный кинотеатр «Пламя», который мог вместить 540 зрителей. В 1990-ых годах из-за нерентабельности кинотеатры закрывались один за другим. Не избежало этой участи и «Пламя». Сначала в помещении бывшего кинотеатра открылся пивной бар, затем его сменили супермаркеты. Сейчас здесь находится магазин «Магнит».
К сожалению, исторические интерьеры почти полностью утрачены, в частности потолки с лепниной. От былого великолепия остались только колонны в холле и отделанные мрамором стены.
Тогда же, в 1990-ых годах, над кинотеатром, который стал пивным баром, на стилобате появилась уродливая пристройка, обшитая белым сайдингом. Много лет в ней функционировало казино, а с 2004 года – боулинг-клуб. Жильцы дома неоднократно обращались с петициями о необходимости проведения капитального ремонта в здании, реставрации фасадов и сносе этой пристройки, но, как говорится, «воз и ныне там». Хотя снести пристройку – дело не сложное. Ведь городские власти планируют снести здания СЭВ и цирка на проспекте Вернадского!
На огромном пространстве стилобата расположился не менее внушительный продовольственный магазин – Гастроном №15. Он состоял из четырёх секций, которые занимали углы здания, и включал в себя одиннадцать отделов. Помещения были оформлены с роскошью в стиле сталинского ампира: колонны, лепные потолки, витражи, мрамор и гранит, а также огромные хрустальные люстры и торшеры. Всё это создавало атмосферу величия и богатства.
Однако в 1990-ых годах гастроном был закрыт, а помещения начали сдавать в аренду, но в основном безуспешно. Сейчас в двух секциях окна завешены тканью, а разбитые стёкла заменены фанерой, что придаёт этим помещениям абсолютно заброшенный вид.
В одной из секций окна ничем не завешены, и через стекло видно, что помещение находится в приличном состоянии: колонны, витражи, гранитные полы – всё на месте. Сохранились даже прилавки. Эта секция вызвала у меня ностальгические чувства. Когда я сдавала вступительные экзамены в МГУ, то жила у тётушки на Трёхгорном валу. Чтобы отвлечься от подготовки к экзаменам, я пешком шла на площадь Восстания, покупала в гастрономе №15 ириски «Забава», а затем отправлялась в Планетарий — всё, что было связано с космосом, мне было очень интересно.
Оставшуюся четвертую секцию занимает ресторан итальянской кухни «BALZI ROSSI».
Именно здесь можно в полной мере насладиться шикарными интерьерами бывшего гастронома. Декор немного изменён, в зале появились скульптуры «а ля Италия» и много растений. Но интерьеры сталинского ампира полностью сохранены: мраморные колонны с золочёнными гирляндами на капителях, витражи над барной стойкой основного зала, зеркала во всю стену, зрительно увеличивающие объём помещения.
Дань современным реалиям – в интерьере бара появились китайские мотивы.
Жаль, что помещения бывшего гастронома пустуют. И не только они — на первом этаже стилобата тоже есть свободные площади.
Честно говоря, я не могу представить, что можно разместить в этих помещениях, особенно в залах бывшего гастронома. Вероятно, арендная плата здесь высокая, а состояние высотки почти аварийное. В таких интерьерах сложно представить, например, пункт выдачи OZON, а четыре ресторана в одном доме, на мой взгляд, явно лишние.
В заключение не могу не вспомнить культовый советский фильм «Москва слезам не верит». По сюжету именно в доме на площади Восстания жила семья профессора Тихомирова, родственника главной героини Катерины. По галерее стилобата Катерина прогуливается со собачкой Тихомировых Чапой, в подъезд этой высотки она входит вместе с подругой Людмилой. Однако сам подъезд снимали в другой высотке — в доме на Котельнической набережной.
15.02.2025