ГОСТИНИЦА «ЛЕНИНГРАДСКАЯ»

 ГОСТИНИЦА «ЛЕНИНГРАДСКАЯ» 

        Идея построить в Москве высотные здания, как символы преимущества социализма перед капитализмом возникла еще в начале 1930-ых годов. Но к ее реализации приступили после окончания Великой отечественной войны. Теперь эти здания должны были символизировать еще и великую победу советского народа в Великой отечественной войне.

            По пожеланию Сталина, которое в ту пору было равносильно приказу, эти дома должны были быть такими же монументальными, как небоскребы Нью-Йорка, но в то же время иметь в архитектуре национальные черты. Если сравнивать все построенные высотки, то будет трудно найти более «русскую», чем гостиница «Ленинградская». Но обо все по порядку.

           План строительства московских высоток (кстати, их стали называть так именно с подачи Сталина, который был категорически против, чтобы высотные дома называли «небоскребами», как в США) включал в себя строительство гостиницы на Комсомольской площади. Пассажиры из разных регионов СССР, прибывающие на три столичных вокзала, могли сразу увидеть великолепное здание гостиницы. И не только увидеть, но и поселиться в нём. Забегая вперед, следует сказать, что гости столицы безусловно видели здание гостиницы, а вот поселиться в ней удавалось далеко не всем: гостиница «Ленинградская» с момента своего открытия стала элитной. В ней жили, в основном, депутаты, советские чиновники и партийные функционеры разных уровней, откомандированные в столицу.

          Но вернемся к строительству «Ленинградской». К реализации был принят проект архитекторов Леонида Михайловича Полякова и Александра Борисовича Борецкого, инженерными работами руководил инженер Евгений Васильевич Мятлюк.

  В статье, посвященной всем сталинским высоткам http://www.peshkompomoskve.ru/seven_sisters/ , я уже писала о трудностях, с которыми столкнулись строители: слабые московские грунты по сравнению с нью-йоркскими, отсутствие опыта подобного строительства и необходимого оборудования. Но при строительстве каждой высотки в столице возникали дополнительные проблемы.

           Так при сооружении фундамента гостиницы «Ленинградской» выяснилось, что через площадь протекают две подземные реки: Рыбинка и Чичёра. Пришлось укреплять фундамент дополнительными сваями, при чём не простыми, а так называемыми вибронабивными. Для этого прочные чугунные трубы забивали до твердого грунта, вставляли в них каркас из арматуры и заливали бетоном. До затвердевания бетона чугунные трубы извлекали, а через несколько дней, после полного затвердевания бетона, получалась необходимая по прочности свая. С проблемой создания прочного фундамента строители с успехом справились — всего было установлено 1400 таких свай.

          Фундамент гостиницы, как и других высоток был коробчатым, но из-за сложных условий местности его пришлось усилить, чтобы предотвратить неравномерную осадку опор. Как следствие этого, пришлось изменить арматурный каркас здания, а для этого потребовалось почти в три раза больше металла, чем было запланировано в начале строительства. Позднее именно это станет одной из главных претензий к авторам проекта и приведет их к обвинениям в нерациональном расходовании средств и расточительности.

          Вторая часть обвинений архитекторов касалась декора здания. Дело в том, что гостиница была введена в эксплуатацию уже после смерти Сталина в 1954 году. А Хрущёв начал борьбу с архитектурными излишествами. Увы, но доводы о том, что проект оформления был ранее согласован с властями, не подействовали. Поляков отказался признавать свою вину за высокие бюджетные расходы, Хрущёв лишил и его, и Борецкого полученных ранее Сталинских премий. Леонида Михайловича уволили из «Моспроекта», лишили архитектурной мастерской. После этого архитектор тяжело и долго болел, а последние годы жизни работал Главным архитектором Мособлпроекта, руководил в этой организации мастерской и преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище.

          Что же, наступило время посмотреть на «излишества в архитектуре», за которые обвиняли Полякова и Борецкого. В согласованном проекте была сделана ставка на наличие в декоре высотки типичных для русской архитектуры черт. Авторы справились с этой задачей блестяще.

             Фасады оформлены в стилистике средневекового русского зодчества: цветовое решение фасадов (красный, белый и золотой) соответствует излюбленным цветам древнерусской архитектуры, а центральная секция и вовсе выполнена в стилистике башен Московского кремля. Входы в здание и окна первого этажа украшены многопрофильными карнизами, разорванными фронтонами, характерными для русского (нарышкинского) барокко, сводчатыми перекрытиями, висячими гирьками и даже пинаклями.

 

     

            Пинакли украшают верхний этаж, а ребра шпиля и эмблема на нем, розетки между пилонами покрыты позолотой, что так же характерно для средневековой русской архитектуры.

   

             Декор фасадов сдержанный, и в то же время – великолепный. Но истинное великолепие ждет нас внутри здания: росписи, лепнина, оригинальные кованные детали, хрустальные люстры и светильники, ценные породы дерева и поделочные камни. И во всем отсыл к русской архитектуре — от боярских теремов до православных храмов.

                 А теперь войдем внутрь здания, полюбуемся интерьерами первого и второго этажей и попробуем понять, что же так взбесило Никиту Сергеевича и других партийных деятелей, в частности, Екатерину Фурцеву, бывшую в ту пору первым секретарем Московского горкома КПСС.

              Пройдя через главный вход с дверью вертушкой (кстати, подобная дверь была одной из самых первых в столице), мы попадаем в первый вестибюль с красочным световым потолком и светильниками-фонарями. Это нарядное помещение можно рассматривать как сени боярского терема или притвор православного храма.

  

   

          Если ассоциации первого вестибюля с древнерусскими строениями могут быть разными, то главный холл – практически полное подобие православного храма с огромными люстрами-паникадилами и красным с золотом порталом напротив входа, похожим на алтарь. Говорят, что увидев этот холл товарищ Фурцева воскликнула, что архитекторы построили не гостиницу, а церковь.

         Портал-алтарь изготовлен из уникального камня, можно сказать, эндемика – шокшинского кварцита, единственное месторождение которого расположено в Карелии, на западном берегу Онежского озера, в 60 километрах от Петрозаводска. Называют этот камень еще русским порфиром. Из-за своей хрупкости камень этот очень сложен в обработке. Так что получить из него отполированную до зеркального блеска облицовочную плитку было очень непростой задачей.

   

            В целом главный холл выполнен в эклектичном стиле. Кроме барочного портала в русском стиле здесь и классические колонны из искусственного мрамора, и изящная решетка с цветочным декором, отделяющая главный холл от предыдущего, в русском стиле с элементами модерна, и ренессансный кессонированный потолок. Потолок этот вырезан из дуба и имеет сложный гипсовый лепной декор с покрытием под бронзу. Он просто роскошен.

   

   

            Изящные витражи над разделительной решеткой – тоже своеобразный отсыл к модерну, а широкие мраморные лестницы, ведущие на второй этаж, имеют вполне современный вид.

   

            Хочется сказать пару слов о скульптурах, стоящих у подножья лестниц. Что это за представители семейства кошачьих не понятно: то ли львицы, то ли гепарды, то ли пантеры. О появлении этих кошек в интерьере главного вестибюля существует легенда. Для того, чтобы связать богато декорированное пространство вестибюля с лаконичными по оформлению лестницами, Поляков решил установить у их подножья скульптуры. За поиском подходящих он отправился в хранилище военных трофеев. В нем хранились вывезенные из Германии произведения искусства. Архитектору приглянулась «кошка» со щитом в лапах. Происхождение ее не известно. Возможно, она украшала какой-то рыцарский замок, хотя ходили упорные слухи, что «зверя» изъяли чуть ли не из рейхсканцелярии. Как бы там ни было, но скульптура была одна. Вторую в кратчайшие сроки отлили отечественные мастера.

 

             Поднявшись по мраморной лестнице, мы попадаем в небольшие холлы второго этажа. Эти вестибюли оформлены в русском стиле с расписными сводчатыми потолками, огромными канделябрами-светильниками и мраморными панно-медальонами. Панно правого вестибюля посвящено Куликовской битве, а левого – Ледовому побоищу.

 

   

         Между двумя симметричными холлами второго этажа, фактически позади портала-алтаря, планировалось разместить зимний сад. И снова здесь просматривается православная символика: за алтарем – райский сад. Но сад в гостинице так и не появился, а помещение использовалось в разное время для разных нужд, от буфета до конференц-зала.

   

   

            Дверь за левой львицей ведет в еще один прекрасный зал гостиницы с колоннами из искусственного мрамора и потолочной росписью. Тематика этих росписей типична для того времени – труд и отдых счастливых советских людей. Одна из картин изображает выступление украинского народного коллектива. Опять же по легенде этот сюжет появился на потолке самым последним, когда Хрущев уже начал возмущаться «излишествами в архитектуре». Этой картиной Поляков и работавшие над росписью потолка художники пытались смягчить его гнев. Ведь всем было хорошо известно, что Никита Сергеевич был неравнодушен к Украине.

 

 

   

          Фарфоровые вазы специально изготовлены для этого зала на Ленинградском фарфоровом заводе. Зал также украсили огромными составными зеркалами в барочных рамах. Исторически в этом помещении размещался ресторан гостиницы, сейчас – конференц-зал.

   

                 Помещения холлов первого этажа боковых входов оформлены в стиле барокко и ренессанса, а те, что на уровне второго этажа – в типичном теремном стиле со сводчатыми расписными потолками.

 

 

 

             Все входные двери выполнены из дуба и украшены бронзовыми розетками более сложными накладками с цветочными мотивами.

   

   

            Следует отметить, что общий декор помещений был разработан Леонидом Поляковым, а вот металлические детали (декоративная решетка между двумя вестибюлями первого этажа, вентиляционные решетки, светильники, те же розетки на дверях) – это работа Александра Борецкого.

   

   

        Особое место среди декора, придуманного Борецким занимают люстры длиной 15,5 метра, расположенные на лестницах между вторым и шестым этажами.

           В советские годы гостиница «Ленинградская» принадлежала к числу лучших в стране. Тогда в ней было сто номеров высшей категории и прекрасный сервис. Однако из-за недобросовестного менеджмента в перестроечное время и в 1990-ых годах и внешний вид здания, и убранство номеров постепенно приходили в упадок при общем хорошем состоянии конструкции здания.

            В 2004—2008 годах компания ООО «Фирма АР СС» провела комплексную реставрацию здания, включая интерьеры. В ходе реставрации фасады очистили сжатым воздухом, восстановили повреждённые и утраченные элементы отделки, затем стены покрыли защитными средствами. В гостинице полностью поменяли инженерные коммуникации, а в бомбоубежище, которое располагалось в подвальном этаже, обустроили фитнес-центр с бассейном и СПА-салон. После завершения всех работ в августе 2008-го гостиница открылась под именем Hilton Moscow Leningradskaya.

            Реставраторы подошли к своей работе очень бережно, сохраняя по возможности оригинальные элементы декора интерьеров в холлах и прочих общественных пространствах. Интерьеры же большинства номеров имели высокую степень износа. В результате реставраторы сменили обстановку номеров на современную и провели частичную перепланировку, увеличив площадь номеров и уменьшив их количество. Однако в гостинице было отреставрировано пять так называемых «исторических люксов», в которых восстановлен изначальный декор и для которых была подготовлена аутентичная мебель.

03.11.2024

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *