ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ КЕКУШЕВ

       ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ КЕКУШЕВ

      Лев Николаевич Кекушев – один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. В его биографии много белых пятен. Даже точное место рождения Льва Николаевича не известно. Дело в том, что по официальной версии будущий архитектор родился 7 февраля (19 февраля) 1862 года в семье майора Николая Григорьевича Кекушева, служившего в Павловском лейб-гвардии полку, дислоцированном в Вильно. Однако сам Л. Н. Кекушев в своих автобиографиях упорно указывал дату 1863 год и место рождения – город Саратов. Но, наверное, это не так уж и важно, где и когда родился Лев Николаевич. Главное, что он стал великим архитектором.

      Л. Н. Кекушев окончил реальное училище в Вильно, а затем Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров с серебряной медалью «За успехи в архитектуре». После окончания института Кекушев некоторое время служил в Техническо-строительном комитете, но в 1890 году вышел в отставку и переехал в Москву. Биографы архитектора не пришли к единому мнению о причине этого поступка. Среди наиболее вероятных – большая конкуренция среди петербуржских архитекторов, невозможность реализовать свои художественные проекты, будучи по образованию всего лишь гражданским архитектором, более благоприятный творческий климат для молодого художника в Москве. Как бы там ни было, осенью 1890 года Л. Н. Кекушев переезжает в Москву, где более 20 лет создает свои уникальные дома.

    В Москве Кекушев становится помощником известного архитектора С. С. Эйбушица и принимает участие в его проектах: перестройке построек в усадьбах Хлудовых и Сытенко. Одновременно с этим изучает приемы декора в архитектуре, занимается промышленным дизайном, выполняет заказы по оформлению интерьеров. Именно этот вид работ и становится причиной его популярности у состоятельных москвичей.

      Первой большой работой Льва Николаевича можно считать доходный дом Григорие-богословской церкви, построенный в 1890 — 1893 годах на Большой Дмитровке, дом 30. Проект был разработан совместно с архитектором С.И. Тихомировым. Сейчас в здании расположены кафе «Шоколадница», турагенство, арт-салон, йога-центр.

   

      В эти же годы Лев Николаевич строит доходный дом князя А. Г. Гагарина по Варсонофьевскому переулку, дом 6. Дом до сих пор жилой, на первом этаже находится ретро-кафе «Советские времена».

   

      В 1891 году Лев Николаевич получает и первый заказ на строительство особняка. Заказчицей была купчиха Александра Ивановна Обухова. Предложенный в 1891 году проект с богатым декором не слишком вдохновил заказчицу, и его пришлось сильно упростить в процессе строительства.

      Сейчас по адресу Малый Козловский переулок, дом 4 находится Итальянский институт культуры — некоммерческая организация правительства Италии, находящаяся в ведении Министерства иностранных дел Италии. Эта организация ставит своей задачей распространение итальянской культуры и изучение итальянского языка в зарубежных странах.

      В 1892 – 1893 годах Л. Н. Кекушев выполняет заказ Московского Зоологического сада – строит конюшню и «антилопник». Конюшня не сохранилась, а вот «антилопник» или павильон для копытных животных, существует до сих пор и является самым старым зданием Московского зоопарка. Сейчас в нем живет жираф Самсон, на втором этаже располагается музей истории зоопарка.

   

      Фасад со стороны Волкового переулка, несмотря на явно утилитарное предназначение здания, украшают элементы, характерные для модерна.

   

      А еще на этом здании впервые появляется фирменный знак Кекушева – лев на фасаде. Говорят, что на всех зданиях, построенных по проектам архитектора, он присутствует в явном или замаскированном виде. Если честно, то увидеть львов на фасадах мне удалось далеко не везде. Может быть, львы присутствовали не только на фасадах, но и, например, в оформлении интерьеров – не знаю. Но там, где я их увидела, увидите и вы. А для начала лев на здании «антилопника».

      Рядом с храмом преподобного Алексия, человека Божия бывшего Ново-Алексеевского монастыря находится здание богадельни в память уроженца Швейцарии, купца 1-ой гильдии и потомственного почетного гражданина Осипа Николаевича Геера. Деньги и землю своего участка для постройки богадельни пожертвовала вдова Осипа Николаевича, Наталья Петровна. После окончания строительства она передала богадельню Ново-Алексеевскому монастырю. Здание по проекту Кекушева построено в 1894 – 1899 годах, имеет трехчастную структуру: два крыла богадельни, для мужчин и женщин, объединялись расположенным в центре храмом Святого Иосифа Обручника. До революции в богадельне проживало 100 неимущих одиноких стариков и старух. После революции здания занимали сначала наркоматы, а затем различные министерства. Сейчас в справочниках о доме по Верхней Красносельской улице, дом 15, пишут, что в нем располагаются государственные структуры.

   

          Выглядит здание хорошо сохранившимся, но двери заколочены, рядом лежат какие-то стройматериалы, ну и, естественно, оно обнесено забором. Рассмотреть за ним и буйной зеленью деревьев что-либо достаточно сложно.

 

   

      В 1894-1896 годах на углу Рождественки и Театрального проезда, 3/1, Лев Николаевич строит доходный дом. По одной из версий дом принадлежал Московскому купеческому обществу, по другой – наследницам Герасима Ивановича Хлудова, одного из представителей Егорьевских мануфактурных фабрикантов.

      Здание Кекушева капитально перестраивали в 1934 году по проекту С. Е. Чернышова и в 2001 году по проекту М. М. Посохина, от фасадов доходного дома Хлудовых практически ничего не сохранилось. Как выглядел дом до всех переделок можно увидеть только на старых фотографиях.

 

       Сейчас в нем расположено МЧС России.

      В 1896 году Лев Николаевич совместно с архитектором С. С. Шуцманом проводит реконструкцию особняка Трифона Ивановича Коробкова, московского предпринимателя и банкира, на Пятницкой улице, дом 33. Фасад и интерьеры здания оформляются в стиле модерн, достраивается декоративная ограда и флигель. В настоящее время здание находится в ведении управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД, до 2013 года в нем располагалось посольство Танзании. Сейчас оно реставрируется. После окончания реставрации появится новая фотография, а пока – только затянутый сеткой фасад.

      Период с 1897 по 1903 годы самый яркий и продуктивный в творчестве архитектора. Он проектирует и возводит доходные дома, особняки, общественные здания.

        В 1897 году строится доходный дом на Покровке, дом 29. Заказчиком был Яков Андреевич Бабушкин, купец 2-ой гильдии, владевший столярным производством и мастерскими по изготовлению паркета. Дом до сих пор жилой. Несколько лет назад его хотели расселить под предлогом ветхости и необходимости реконструкции. Скорее всего, архитектурная ценность в результате такой реконструкции была бы утеряна. Но жильцы отстояли свой дом и добились включения его список памятников архитектуры.

 

   

      Тогда же Л. Н. Кекушев строит здание ремесленного училища в «Доме призрения бедных», основанного Герасимом Ивановичем Хлудовым.

   

      Сейчас по адресу Сыромятнический проезд, дом 6, расположен офис ОАО «НТЦ Промтехаэро»

        В этом же году Лев Николаевич приступает к строительству дома в загородной усадьбе купца 1-ой гильдии Митрофана Семеновича Грачева в Ховрино. Грачев сказочно разбогател, играя в казино в Монте-Карло. В 1895 году Грачев покупает усадьбу у вдовы купца С. Е. Панова в Ховрино и решает построить там особняк. По задумке Грачева дом должен был быть похож на место, где ему так улыбнулась фортуна, то есть на казино Монте-Карло. К реализации проекта приступает Л. Н. Кекушев при участии архитектора Г. А. Кайзера. Особняк действительно получился похожим на знаменитое казино.

   

      Лестницу главного входа украшают львы.

      Митрофану Семеновичу Грачеву не удалось пожить в своей усадьбе-казино: он скончался в 1899 году, а строительство завершилось в 1900 году. В усадьбе до 1917 года проживала вдова Грачева, Варвара Николаевна. После революции особняк занимали различные медицинские учреждения. Сейчас в Грачевке, давно вошедшей в черту Москвы (Зеленоградская улица, 13) расположена больница восстановительного лечения. Ну и понятное дело, попасть туда можно только в качестве пациента. Пройти за ограду невозможно не только одиноким посетителям, но и экскурсионным группам. Полюбоваться Грачевкой можно только через чугунную ограду, которая выполнена по эскизам Кекушева и заслуживает того, чтобы отметить ее особо.

   

      В 1898 году Л. Н. Кекушев принимает участие в конкурсе проектов строительства гостиницы «Метрополь». В 1890-ых годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил участок с трехэтажной гостиницей купца Челышева на углу Театральной площади и Театрального проезда. Мамонтов решил снести обветшалую челышевскую гостиницу и на ее месте построить, как теперь говорят, культурно-развлекательный центр. Кроме самой гостиницы, оснащенной по последнему слову техники, там должны были располагаться рестораны, картинные галереи, помещение для частной оперы С. И. Мамонтова, залы для занятий спортом. Конкурс проектов фасадов гостиницы выиграл проект Л. Н. Кекушева, В. В. Воейкова, С. С. Шуцмана и Н. Л. Шевякова. Однако Савва Мамонтов выбрал проект английского архитектора Уильяма Уолкота (Вильяма Францевича Валькота), работавшего тогда в Москве. Проект Валькота проходил под условным названием «женская головка» и занял только четвертое место в конкурсе. Но в 1899 году Савву арестовывают по обвинению в растрате. Суд его оправдал, но Мамонтов был разорен, и его имущество ушло с молотка на погашение долгов. Новые владельцы строящейся гостиницы, Петербургское страховое общество, пригласили продолжить работу Кекушева, и он практически полностью реализовал свой проект. Правда, тема «женской головки» осталась в оформлении интерьеров. В их оформлении приняли помимо уже упомянутых соавторов проекта, такие архитекторы, как А. Э. Эрихсон, В. А. Веснин, И. В. Жолтовский, Ф. О. Шехтель и художники В. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. Я. Головин, С. В. Чехонин и М. А. Врубель. Усилиями последних здание стали украшать майоликовые панно, включая знаменитую врубелевскую «Принцессу Грезу».

      В 1898 – 1899 годах Лев Николаевич строит особняк для себя в Глазовском переулке, 8. Однако пожить в этом особняке семье Кекушевых не удалось. Дом так понравился Отто Адольфовичу Листу, что тот сумел уговорить продать ему особняк за цену, на много превышающую затраты на его строительство. Отто Лист занимался производством анилиновых красителей, проводя химические опыты, открыл сахарин. По своей природе он был авантюристом, поэтому успехи в бизнесе чередовались с неудачами. После очередного финансового краха Лист продал особняк семье скульптора С. А. Кусевицкого. В этом доме часто собирались известные художники, композиторы и музыканты.

 

     После революции особняк был национализирован и передан МИДу. Там много лет располагалось посольство Аргентины, с 2003 здание передано представительству Калужской области при правительстве Российской Федерации.

 Здание особняка построено в стиле арт-нуво, столь любимом Кекушевым. Мозаики подводного мира и подснежников выполнены по эскизам его коллеги по работе над «Метрополем» Вильяма Фалькота.

 

      В заключение, несколько слов о переделках, коснувшихся особняка в Глазовском переулке. К сожалению, утрачено много из внутренних интерьеров, изменена кованая ограда, на лоджии появился парапет из белых балясин, который плохо гармонирует с первоначальной гранитной колонной, деревянная рама окна на боковом фасаде заменена пластиковой, а остальные покрыты толстым слоем темной краски. И наконец, лев в нише над окном бокового фасада. Когда я фотографировала особняк, то меня немного удивил слишком сверкающий вид мозаики, изображающей льва на фоне восходящего солнца. Я подумала, что мозаику просто недавно очистили от грязи. Но я была не права. Эта мозаика вовсе не фирменный знак Льва Кекушева. Ее установили на месте утерянной в 2012 году. Насколько она соответствует тому, что там было раньше, не известно.

      Одновременно с собственным особняком Лев Николаевич строит химическую лабораторию для Императорского Московского технического училища. В 1930 году на базе химического факультета МВТУ был открыт Второй химико-технологический институт, который позднее стал Военно-химической академией. В 2006 году Академия радиационной, химической и биологической защиты имени маршала С. К. Тимошенко была переведена в Кострому. Корпус, построенный Кекушевым, по 2-ой Бауманской улице, дом 10, закрыт и пребывает в плачевном состоянии. Дальнейшая судьба его не известна.

   

      В 1898 году Лев Николаевич создает проект новой платформы Ярославского вокзала. После того, как в 1904 году Федор Шехтель строит новое здание вокзала, кекушевская платформа оказывается внутри здания вокзала.

 

        В 1899 году Кекушев осуществляет перестройку особняка И. И. Некрасова и строит особняк М. С. Саарбекова.

    По адресу Гоголевский бульвар, дом 4, располагалась усадьба князей Оболенских, построенная еще во 2-ой половине 18 века. Здание неоднократно перестраивалось. Так в начале 19 века фасад, выходящий на Гоголевский бульвар, украшали колоннада и треугольный портик, как и положено для классицизма. Позднее их снесли, и фасад получился более чем скромным. В конце 19 века особняк принадлежал сибирскому золотопромышленнику Ивану Игнатьевичу Некрасову. Усадьба требовала срочной реконструкции в духе времени. Ее осуществлением занялся архитектор Р. И. Клейн, а переделкой фасадов – Л. Н. Кекушев. Сейчас в особняке расположен Всероссийский комитет ветеранов войны.

 

      Особняк московского купца армянского происхождения Моисея Семеновича Саарбекова полностью выполнен в стиле арт-нуво. Проект разработан Л. Н. Кекушевым совместно С. С. Шуцманом. В 1920—1940 годах его занимала Литовская дипломатическая миссия во главе с известным поэтом Серебряного века Юргисом Балтрушайтисом. Позднее в здании размещалось представительство Литовской СССР, а с начала 1990-х годов — Культурный центр Литовской республики «Дом Балтрушайтиса».

 

      В конце 19 – начале 20 веков городские власти предпринимают попытку упорядочить торговлю в центре Москве (вам это не напоминает усилия теперешних властей по борьбе с торговыми палатками и ларьками?). Вместо мелких разномастных лавок, лавчонок и магазинчиков ведущими московскими архитекторами разрабатываются и строятся, как бы сказали в наше время, торговые комплексы: верхние, средние, нижние торговые ряды, магазин «Мюр и Мерлиз», Петровский пассаж. В этом процессе принял участие и Лев Николаевич. По его проекту на Никольской улице в 1899 – 1900 годах строятся Никольские торговые ряды, которые используются по назначению по сей день.

    Под крышей торговых рядов «поселилась» целая вереница львов.

     В 1900 году Л. Н. Кекушев при участии архитектора В. С. Кузнецова начинает строительство нового особняка для своей семьи на Остоженке. Особняк, выполненный в стиле модерн, был построен в 1903 году и записан на жену архитектора Анну Ионовну. Необычайно красивый и богато декорированный дом по адресу Остоженка, 21, относится к ведению МИДа. В нем располагается представительство военного атташе Египта.

 

   

   

      Нельзя не рассказать об одной потере, случившейся за прошедшие годы. Лев Николаевич украсил особняк своим фирменным знаком: вершину башенки украшала фигура стоящего  льва. Но лев, увы, утерян.

    Одновременно со строительством своего особняка, буквально рядом на Остоженке, 17, Кекушев строит доходный дом для известного московского чаеторговца Василия Ивановича Грязнова. Сейчас здание занимает компания «Централ партнершип сейл хаус», основными видами деятельности которой является издательское дело и кинопрокат.

      Чуть позднее, в 1903 году, между особняком Кекушевых и доходным домом Грязнова, архитектор строит доходный дом для своей жены. Сейчас дом 19 по улице Остоженка занимают офисы компаний «Проф-Медиа Менеджмент» и «Ферро-Строй».

       В 1902 году по проекту Льва Николаевича в Серебряном переулке, 4 (именно в Серебряном, а не в Серебряническом, как написано в Википедии) строится хирургическая лечебница доктора медицины С. М. Руднева. Ошибка в Википедии стоила мне почти целого дня бесплодных поисков. Кроме этой ошибки в адресе мне еще пришлось довольно долго искать особняк Т. С. Любатович на Долгоруковской улице, дом 36. Но дома и 36, и 34, и другие дома по четной стороне улицы никак не были похожи на особняки. Скорее это были доходные дома. Позднее я нашла информацию, что особняк не сохранился, а на его месте в 1909 году действительно был построен доходный дом по проекту архитектора Ф. Н. Кольбе.

       Но вернемся к лечебнице доктора Руднева. Здание всегда использовалось по назначению, то есть, было лечебным учреждением. Сейчас его занимает поликлиника Центрального клинического военного госпиталя им. П. В. Мандрыка.

    1902 год стал очень продуктивным в творческой жизни Льва Николаевича. Кроме лечебницы Руднева по его проектам строятся флигель, жилой дом с конторой и магазином и доходный дом О. Ф. Курлюкова, доходные дома М. А. Франка и Бочаровых. Ну и, разумеется, упомянутый ранее доходный дом Кекушевой, который начал строиться тоже в 1902 году.

      Орест Федорович Курлюков был владельцем одной из самых знаменитых фабрик по производству изделий из серебра. Дом Курлюкова выпускал высокохудожественную ювелирную продукцию, серебряную посуду, хрусталь в серебре. Комплекс зданий для Курлюкова Л. Н. Кекушев строит Колпачном переулке, дом 4. Если со зданием конторы и магазина все ясно, то с доходным домом снова вышла накладка. Дом 4, строение 4 – единственное здание в переулке, похожее на доходный дом. Однако, во многих справочниках приводится его следующее описание: «Жилой дом с палатами дьяка Тверитинова (1720-е годы), надстроенный и приспособлен для женской гимназии по проекту К. К. Гиппиуса в 1906 году». Я так и не узнала, где же находится доходный дом Курлюкова, построенный Кекушевым, да и существует ли он вообще.

 

    С домом по Кисельному переулку, 11, снова вышла неувязка. Нет, сам дом в Кисельном переулке существует, а вот данные о его идентификации, участии в строительстве Кекушева и дате постройки разнятся. Дом называют то доходным, то торговым, Кекушев то перестраивал его, то строил совместно с архитекторами А. В. Ивановым и С. С. Шуцманом на месте усадьбы Голициных, а дата постройки – то 1902, то 1903, то 1904 год. В Википедии дом называется доходным домом М. А. Франк. На самом деле «М. А. Франк» — это братья Максимилиан и Адольф Леонтьевичи Франк, крупнейшие производители стекла, в том числе и витражного, в России того времени. Так что снова исправляю Википедию.

          Доходный дом братьев А. Ф. и Н. Ф Бочаровых, владельцев ткацких фабрик в Щелково, украшают не львы, а летящие совы и египетские мужские маски во фризе и эркерных панно. Сейчас здание занимает компания «Рособоронэкспорт».

   

   

       1903 год, пожалуй, можно считать годом вершины творчества архитектора. По проектам Льва Николаевича построены три особняка и два доходных дома в стиле арт-нуво, которые являются настоящими шедеврами архитектуры. И первым в этом списке шедевров, безусловно, стоит особняк В. Д. Носова.

 

     Особняк построен на участке между Малой Семеновской и Лаврентьевской улицами, принадлежавшему купцу 1-ой гильдии Василию Дмитриевичу Носову, владельцу расположенных неподалеку текстильных мануфактур (ныне Электрозаводская улица, 12). Материалом для особняка по требованию заказчика стало дерево. Ни до этого, ни после Кекушев не строил деревянных зданий, по крайней мере, в Москве. Сложный рельеф носовского участка вынудил архитектора построить каменный полуподвал, а уже на нем возвести деревянный особняк. Описывать получившееся я не буду – этот дом надо видеть, и лучше живьем. А пока фотографии.

   

        Ограда, выполненная по эскизам Льва Николаевича, была утрачена в советские годы, когда в особняке размещались то детский сад, то общежитие, то НИИ шерсти. Нынешняя ограда сделана 1994 году полностью соответствует стилистике модерна. Мне, правда, так и не удалось выяснить повторяет ли она ограду Кекушева или нет. От гидов слышала оба варианта, причем многие источники указывают на то, что первоначальная ограда состояла из стилизованных виноградных лоз.

        Сейчас в особняке расположен нотный отдел Российской государственной библиотеки для молодёжи. Попасть внутрь, чтобы посмотреть сохранившиеся интерьеры, вполне реально. Во-первых, по предварительной договоренности сотрудники могут провести экскурсию по дому, но только по будним дням, а во-вторых, там иногда проходят концерты классической и камерной музыки. Когда побываю в особняке, обязательно поделюсь своими впечатлениями.

       На Поварской улице стоят два особняка, построенные Л. Н. Кекушевым: дом 44 – особняк И. А. Миндовского и дом 42 – особняк М. Г. Понизовского.

    Иван Александрович Миндовский, представитель рода Миндовских, известных текстильных фабрикантов из Вичуги, купил особняк для своей семьи уже готовым спустя три года после окончания строительства. Заказчиком Кекушева в данном случае выступало Московское торгово-строительное акционерное общество, которое в начале 20 века строило дома на продажу. И снова перед нами прекрасный образец арт-нуво, о котором хочется поменьше говорить, и который хочется побольше рассматривать.

   

   

   

   

   

        Сейчас особняк Миндовского занимает посольство Новой Зеландии в РФ. Так что шанс посмотреть интерьеры, хоть и весьма призрачный, есть: в мае некоторые посольства открывают двери для посетителей по предварительной записи и в рамках фестиваля «Ночь в музее».

       Соседнему особняку на Поварской повезло значительно меньше, чем двум предыдущим. Особняк по проекту Кекушева был так же простроен Московским торгово-строительным акционерным обществом для продажи. Купил его купец 1-ой гильдии, тоже, как и Миндовский, текстильный фабрикант Матвей Григорьевич Понизовский. Многочисленные переделки, которые начались чуть ли ни сразу после вселения семьи Понизовских, практически полностью исказили внешний вид особняка. Хочу нарушить свое правило публиковать только фотографии, сделанные мной лично, и разместить фотографию начала 20 века, чтобы вы смогли ощутить разницу между кекушевским зданием и тем, что есть сейчас.

   

       Изменено практически все – крыша, окна, балконы, парадный вход. От проекта Кекушева остались только стены. Переделки в стиле неоклассицизм, начавшиеся еще при Понизовском, продолжились и в советское время. Жаль. Сейчас особняк занимает посольство Афганистана в РФ.

     На Пятницкой улице, 49, Л. Н. Кекушев строит доходный дом для купца Константина Васильевича Исаева. И снова меня ожидала неудача – дом 49 имеет несколько корпусов, какой из них построил Кекушев не понятно, потому что разные справочники указывают разные корпуса. На всякий случай привожу фотографии двух зданий, наиболее подходящие под стиль модерн (в том, что доходный дом построен в стиле модерн, справочники единодушны).

   

      Доходный дом на Пречистинке, 28, Лев Николаевич строит по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества, которое продает его петербуржскому купцу   И. П. Исакову. И снова перед нами великолепный образец ар-нуво с богатым декором фасада.

 

   

   

     Одновременно с шикарным доходным домом Исакова  Лев Николаевич строит скромное здание общежития для неимущих студентов Императорского Московского технического училища в Бригадирском переулке, 14. Сейчас здание занимает поликлиника МГТУ им. Баумана.

      Казалось бы, Кекушев находится на подъеме своих творческих возможностей, но в 1904 году Лев Николаевич вдруг резко отходит от дел. Он отказывается от больших проектов, выполняет только незначительные заказы, работы его лишены былого блеска. Как могло случиться такое с модным, успешным, талантливым мастером? Биографы до сих пор спорят о причинах этого.

      По одной из самых распространенных версий вначале 20 века Кекушев, как сказали бы сейчас, заболел звездной болезнью. Неудача с особняками на Поварской (один долго не продавался, другой владельцы почти сразу стали перестраивать) больно ударили по самолюбию архитектора. Он не хотел или не мог строить здания в стиле новых модных течений неоклассицизма и северного модерна. Не думаю, что эта версия абсолютно верна. Все-таки Лев Николаевич был большим мастером с безупречным вкусом. Трудно себе представить, что он не видел появления новых модных тенденций, а обладая огромным талантом, не мог проектировать здания в каких-то других стилях, кроме арт-нуво.

      По второй версии причина была в семейных неурядицах. А они, действительно, были. По Москве ходили слухи, что горячо любимая супруга изменила ему с одним  из его же учеников. Как бы там ни было, но в 1907 году Лев Николаевич перебирается в съемную квартиру в построенном по его же проекту доходном доме на Пречистенке, оставив особняк семье. Через три года особняк был выставлен на торги из-за долгов, и после его продажи семья воссоединилась. Все стали жить в съемной квартире на Пречистенке. Но закончился ли разлад с Анной Ионовной не известно. Об этом времени нет никаких воспоминаний даже у его детей. Словно это было табу. Сын Кекушева Николай, ставший известным летчиком, даже написал книгу воспоминаний, но в ней он практически не касается обстоятельств жизни своего великого отца. Не меньшей тайной окутана и смерть мастера. Но об этом позднее. А пока Кекушев жив и продолжает работать, хоть и не так успешно, как в предыдущие годы.

       В 1906 году по его проекту перестраивают ресторан «Прага» на Арбате, включая устройство нового входа.

 

      В 1907 году выигрывает конкурс проектов ресторана И. А. Скалкина «Эльдорадо» в Петровском парке. Проект с изменениями был осуществлен архитектором Н. Д. Поликарповым.

   

              Сейчас здание по Красноармейской улице, 1, занимает офис группы компаний «Мечел».

      В 1909 году Кекушев перестраивает доходный дом и особняк купца 1-ой гильдии Алексея Алексеевича Пантелеева в Олсуфьевском переулке, 2, построенный по его же проекту в 1890-ых годах.

   

      Здание многократно перестраивалось, так что от Кекушева остались только незначительные декоративные элементы лепнины и фризы. Тем не менее оно считается памятником архитектуры. Сейчас в нем расположен один из офисов «Внешпромбанка».

        На рубеже 1910-ых по проекту Льва Николаевича для купца Василия Евграфовича Быкова строится доходный дом по 2-ой Брестской улице, 19/18. В здании размещался Институт автоматизации проектирования РАН. В 2009 году правительством Москвы было принято решение о реконструкции здания, в результате которой от него должны были остаться только стены. Тревогу забили активисты движения «Архнадзор», им удалось добиться для здания статуса вновь выявленного объекта культурного наследия. Через пару месяцев после этого в доме случился пожар, и межведомственная комиссия под началом В. Ресина рекомендовала аннулировать статус. Активистам снова удалось отстоять дом. Сейчас там ведутся реставрационные работы не только фасадов, но и внутренних интерьеров, которые не сильно пострадали во время пожара. Работы должны закончиться в 2017 году.

        Кроме этого Лев Николаевич, видимо исключительно для заработка выполняет мелкие и неинтересные заказы: перестройка картинной галереи в доме С. И. Щукина, дворовые постройки и изменения в доходном доме В. Д. Носова… Ничего общего с былыми работами.

       После 1910 года Кекушев реализует только один проект – в 1012 году на Преображенском валу строится больница при Преображенской старообрядческой общине. Сейчас здание на Преображенском валу, 19 занимает Московский городской научно-практический центр по борьбе с туберкулезом.

      Вот и все. Больше Лев Николаевич Кекушев ничего не построил.

        О последних годах жизни архитектора ничего неизвестно, не известна даже дата его смерти и место погребения. В одной из книг историка архитектуры М. В. Нащокиной я прочла, что возможно причиной этого стало психическое заболевание. В пользу этого говорит и найденная позднее автобиография Екатерины Кекушевой, в которой она пишет, что в 1913 году ее отец в связи с болезнью был помещен в психиатрическую больницу. Что это было – вечная русская напасть алкоголизм, ранее проявление болезни Альцгеймера или что-то еще – мы не узнаем никогда. Да, наверное, это и не важно. Важно, что остались построенные им дома, которыми мы можем восхищаться и которые должны беречь.

08.01.2016

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ КЕКУШЕВ — 11 комментариев

  1. К сожалению, потповоду дома номер 6 по Варсонофьевскому переулку информация неточная: дом был полностью вымелен, затем до основания разрушен, кроме фасада, и отстроен заново, но потновому проекту. Ничего, кроме фасада, от строения Кекушева не осталось — жалкий недоношенный новодел. Знаю не понаслышке, сама живу в соседнем доме. Как мы вместе с бывшими жильцами дома 6 ни пытались отстоять памятник архитектуры, инвестор оказался сильней, одним памятником стало меньше.

  2. В целом материал хороший, но напрашивается ряд уточнений.

    «Предложенный в 1891 году проект в стиле модерн не слишком вдохновил заказчицу…»
    тут автор немного перегнул палку — первые ростки модерна в Москве можно обнаружить разве что в «Метрополе» (а это 1897-8 год), да и там они возникли благодаря Валькоту, а не Кекушеву — это вполне очевидно при сравнении работ, представленных на конкурс фасадов. Кстати, называть Валькота английским архитектором тоже не совсем правильно.

    «Здание Кекушева капитально перестраивали в 1934 году по проекту С.Е. Чернышова и в 2001 году по проекту М.М. Посохина, однако фасады сохранились в первозданном виде. Сейчас в нем расположено МЧС России».
    То здание, что на снимке, строил Эйбушиц. Здесь была гостиница «Дюссо». А вот в правой части кадра — край того кекушевского здания, которое дважды перестраивалось (и от первоначального облика не сохранилось ничего — разве что размеры окон первых трех этажей (ну и четвёртого).

    Особняк Коробкова — это ещё не модерн, это пока эклектика.

    Про «Метрополь» (равно как и о биографии Льва Николаевича) узнать подробности можно в книге М.Нащокиной «Московский архитектор Лев Кекушев».

  3. Сегодня была на экскурсии в Хлудовских банях. Там сейчас находится ресторан Серебряный век. Так вот, внутренние интерьеры — творение великого Кекушева. Это была одна из ранних его работ в Москве в мастерской Эйбушица. Внутренние интерьеры были включены в портфолио Кекушева. Кроме того, Хлудовы доверили ему строительство родовой усыпальницы в Покровском монастыре. К сожалению, она не сохранилась. Фото можно посмотреть на моей странице в Фэйсбуке. Сегодня выложила.

  4. По поводу льва (Остоженка, 21). Я жил там в 50-х — 60-х годах в д.12, тогда это была Метростроевская ул. В то время там было посольство Египта.
    Помню льва, он однажды рухнул от ветхости после обильного снегопада. Хотя и стоял не на двух, а на четырех лапах 🙂
    [см. http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0083x15h,
    источник — http://lord-k.livejournal.com/523773.html?thread=5585405%5D.
    За пост — спасибо.

  5. Замечание аналогично замечанию к материалу о Шехтеле: не плохо было бы разбить его хотя бы на 2 части по периодам творчества архитектора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *