ЛЮБЛИНО
Усадьба Люблино – это архитектурно-художественный ансамбль конца 18 – начала 19 века, расположенный в одноименном районе Юго-Восточного административного округа столицы.
Село, находившееся на этой территории, принадлежало в разное время разным владельцам: Годуновым, Прозоровским, Урусовым. В 1800 году Люблино было куплено Николаем Алексеевичем Дурасовым.
Действительный статский советник, кавалер ордена Святой Анны, Н.А. Дурасов был не просто богатым человеком, а еще и большим оригиналом. Оставаясь всю жизнь холостяком, Николай Алексеевич сибаритствовал, увлекался театром и слыл в Москве знаменитым хлебосолом. Именно при Дурасове загородная (в ту пору) усадьба приобретает сохранившийся до сих пор вид.
Главный усадебный дом, на самом деле — небольшой дворец, построен в палладианском стиле и фактически является одной из многочисленных интерпретаций знаменитой виллы Ротонда в Виченце, построенной в середине 16 века Андрео Палладио. Итальянский архитектор Андреа Палладио (Андреа ди Пьетро) считается родоначальником раннего классицизма, в основе которого лежат строгое следование симметрии и заимствование принципов античной храмовой архитектуры. На рубеже 18 – 19 веков классицизм снова входит в моду, в противовес вычурным и чрезмерно декоративным барокко и рококо. Естественно, что выбирая проект для главного усадебного дома, Н.А. Дурасов остановился на самом модном и изящном варианте.
Документального подтверждения авторства проекта усадьбы не существует. Принято считать, что это Иван Васильевич Еготов, по проектам которого построены великолепные здания в стиле классицизм: Екатерининский дворец и главный корпус военного госпиталя в Лефортово, усадьба Загряжских в Яропольце, беседки Миловида и Храм Цереры в Царицыно. Он принимал участие в строительстве, находящейся поблизости усадьбы Голицыных Кузьминки. В усадьбе Кузьминки Иван Васильевич работал вместе с Родионом Родионовичем Казаковым, однофамильцем и учеником Матвея Казакова. Наверное, поэтому некоторые историки архитектуры считают, что и Люблино – совместное творение обоих архитекторов.
Существует легенда, что выбор проекта Дурасовым был вызван не только модой, но и желанием увековечить свое награждение орденом Святой Анны. По форме здание, действительно напоминает орден: круглый зал-ротонда в два этажа и четыре двухэтажных крыла в виде креста, вписанного в круг открытой колоннады. Правда, здесь получается временнáя неувязка. Дата окончания строительства главного дома точно не установлена – от 1801 до 1810 года. В любом случае, главный дом построен не позднее 1810 года, а вот свою награду Николай Алексеевич получил в 1813 году за активное участие в народном ополчении во время отечественной войны 1812 года. Так что, это, скорее всего, только легенда.
Внутри усадьбы сохранились и парадные помещения, и жилые комнаты с интерьерами попроще.
Центральное место в доме занимает круглый зал в два этажа. Во времена Дурасова в нем размещалась парадная столовая. Хлебосольный хозяин часто устраивал в ней роскошные обеды для своих многочисленных гостей, среди которых бывали даже члены императорской фамилии. Николай Алексеевич любил потчевать гостей выловленной из усадебных прудов стерлядью и экзотическими тропическими фруктами, выращенными в собственных оранжереях.
Зал богато украшен росписью в технике гризайль, позволяющей имитировать объемные барельефы. Росписи столовой представляют известные мифологические сюжеты с греческими богами и героями. На следующей фотографии отчетливо видно, что колонны в зале вовсе не мраморные, а нарисованные в технике гризайль.
Купол круглого зала украшает живописный плафон, изображающий триумф Венеры. Все росписи во дворце выполнены русским живописцем итальянского происхождения Доминико (Дементием Карловичем) Скотти.
В двух прямоугольных крыльях дворца расположены парадные залы: Мраморный и Колонный.
Мраморный зал был предназначен для балов. В его отделке был применен искусственный мрамор различных оттенков. Зал украшают лепные барельефы и карнизы, а потолок — живописный плафон «Пир Вакха». Здесь же установлена копия скульптуры Антонио Кановы «Венера Италийская», выполненная в Германии из модного в то время сплава шпиатра.
Колонный или Розовый зал также богато украшен живописными панно на античные темы, пейзажной живописью с видами усадьбы, искусственным мрамором розовато-серебристых оттенков. При Дурасове этот зал был гостиной и был обставлен дорогой мебелью для отдыха: креслами, диванами, ломберными столиками.
Жилые и служебные помещения находились в других крыльях дворца и на втором этаже. Сейчас в этих помещениях расположена экспозиция музея: подлинные вещи из усадьбы, различные предметы эпохи, документы и фотографии, рассказывающие о владельцах усадьбы.
Среди экспонатов особо следует отметить коллекцию старинных часов, арфу 18 века, вышитый каминный экран начала 19 века, фарфоровую посуду и мебельные гарнитуры первой половины 19 века.
Дубовая лестница, украшенная копиями античных скульптур в стенных нишах, ведет нас выше, на третий этаж, в бельведер – купол над крышей здания, предназначенный исключительно для того, чтобы из него любоваться окрестными пейзажами (belvedere в переводе с итальянского означает «прекрасный вид»).
При Дурасове стены и купол бельведера украшали росписи в виде цветов и пасторальных сцен. К сожалению, они утрачены. Когда я была в Люблино в 2010 году, зал бельведера был абсолютно белым.
В 2012 году проведена реставрация бельведера, во время которой роспись стен и купола была воссоздана, правда с применением современных материалов, в частности акриловых красок. Моя приятельница, посетившая Люблино два года назад, любезно предоставила мне фотографию теперешнего вида бельведера. Вам судить, нужно ли было воссоздавать росписи. В белоснежном варианте бельведер смотрелся совсем не плохо.
Из полуциркульных окон бельведера открывался великолепный вид на усадебный парк, окрестные поля, Москва-реку, панораму города в отдалении. Но виды и из других окон тоже были не менее красивыми, да они красивы и сейчас.
После смерти Николая Алексеевича в 1818 году Люблино перешло во владение его сестры Аграфены, а потом к ее дочери Агриппине. В 1848 году овдовевшая племянница Дурасова продала усадьбу Николаю Петровичу Воейкову. Содержание усадьбы оказалось не по карману даже такому московскому богачу, как Воейков, и он продал усадьбу в 1860 году купцу первой гильдии, известному московскому торговцу модным дамским платьем Конону Никоновичу Голофтееву.
Следует сказать, что все владельцы старались сохранить внешний вид дворца Дурасова и, по возможности, интерьеры. А вот с ландшафтным парком произошла история прямо-таки, как в драме А.П. Чехова «Вишневый сад». Голофтеев и его компаньон Рахманин с семьями отдыхали в усадьбе летом, парк частично вырубили и построили дачи для сдачи внаем москвичам. Под жилье была переделана знаменитая дурасовская оранжерея. Окончательно парк был уничтожен смерчем в 1904 году. Так что сейчас главный усадебный дом окружает слабое подобие дурасовского парка.
От урагана 1904 года пострадал и дворец: установленная на куполе дворца скульптура Аполлона была уничтожена смерчем. Взамен утраченного Аполлона Голофтеев заказал копию римской статуи Геркуланянки, оригинал которой выставлен в Дрезденской галерее.
После революции усадьба была национализирована, в ней в разное время располагались школа, отделение милиции, дворец культуры, Гидрофизический институт АН СССР, опытное конструкторское бюро Института океанологии АН СССР.
Кроме главного усадебного дома сохранились и другие постройки, входившие в усадебный комплекс. Здание оранжереи, еще в конце 19 века переделанное под жилой дом, может только хранить память о тех временах, когда за этими стенами выращивали ананасы, лимоны, персики и клубнику круглый год.
Конюшни и каретные сараи конного двора превратились в гаражи и другие хозяйственные службы музея.
Сохранилось и здание пансиона для дворянских детей из обедневших и лишившихся кормильца семей. При Голофтееве комнаты пансиона сдавались внаем отдыхающим. Летом 1866 года одну из них снимал Ф.М. Достоевский. Здесь он работал над романами «Игрок» и «Преступление и наказание».
Ну и, конечно же, здания, предназначенные для главного увлечения Н.А. Дурасова – крепостного театра. Руководил театром актер и писатель-драматург Петр Алексеевич Плавильщиков. Под его руководством мастерство актеров достигло высочайшего профессионализма. В театральный комплекс входят само театральное здание…
…дом, в котором жили актеры…
…а также здание театральной школы и дом руководителя театра П.А. Плавильщикова.
После реконструкции в 2012 году здания получили историческую крышу с башенками и более презентабельные фасады. И, как во времена Дурасова, они теперь соединены легкой колоннадой.
Сейчас усадьба Люблино является частью Московского объединенного музея заповедника. За последние годы проведены две реконструкции, в 2005 и 2012 года, целью которых было максимальное восстановление исторического облика усадьбы. В главном усадебном доме проводятся костюмированные экскурсии. Но можно погулять по залам и экспозициям музея самостоятельно. Здесь проводятся музыкальные вечера, игры и исторические занятия для детей, работает лекторий. Более подробно обо всех мероприятиях в Люблино можно узнать на сайте http://www.mgomz.ru/lublino.
15.01.2016