УСАДЬБА МИХАЙЛОВЫХ

УСАДЬБА МИХАЙЛОВЫХ

              Среди особняков конца 19 века по нечётной стороне улицы Бахрушина, которая в 19 веке называлась Лужнецкой, этот дом выделяется ассиметричным фасадом в стиле эклектики, собственной кованной оградой с пилонами и сохранившейся территорией сада. Все говорит о том, что это был не просто особняк, а усадьба. И владел ею человек совсем не бедный. Сейчас здание занимает Центр детского творчества «Замоскворечье», а на рубеже 19–20 веков усадьбой владел Митрофан Федорович Михайлов.

                      Отец Митрофана Фёдоровича, Фёдор Семёнович Михайлов, происходил из воронежских мещан. Успешно занимаясь продажей шерстяных тканей, стал купцом 3-ей гильдии. В 1847 году записался в московское купечество, основал торговый дом «Фёдор Михайлов» и продолжил свою успешную предпринимательскую деятельность, в результате которой стал купцом 1-ой гильдии, получил звания потомственного почетного гражданина и мануфактур-советника. Фёдор Семёнович занимал ряд выборных должностей, входил в правления нескольких Товариществ. Он был гласным Московской городской думы, выборным Московского купеческого общества и Московского биржевого общества, членом Московского отделения коммерческого совета при министерстве финансов.

                   У Фёдора Семёновича и его супруги Марии Григорьевны было трое детей: сыновья Митрофан и Николай и дочь Мария. Подросший старший сын Митрофан присоединился к делу отца, а фирма стала называться «Торговый дом Фёдор Михайлов и сын». Кроме торговли, Михайловы организовали шерстоткацкое производство. В Басманной части на Шлюзовой набережной у Михайловых находилась фабрика шерстяных изделий. На фабрике Михайловых была открыта первая в России вечерняя воскресная школа для взрослых рабочих и амбулатория. И Митрофан Фёдорович, и его сын Митрофан, как и Фёдор Семёнович, занимали ряд выборных должностей, были щедрыми благотворителями.

                После 1917 года купцы Михайловы, Митрофан Фёдорович и его сын, эмигрировали из России, а фабричные помещения несколько лет пустовали. В начале 1920-ых годов в них разместили несколько кустарных обувных фабрик, объединив их под общим названием «Парижская коммуна». Думаю, что старшее поколение вспомнит обувь этой фабрики.

               Сначала Михайловы жили в собственном доме в Басманной части на Гороховом поле. В конце 19 века Митрофан Фёдорович решает построить для своей семьи новый дом. Для этого он покупает у некоего купца Хухлина дом с садом на Лужнецкой улице.

             Купленный дом был двухэтажным: первый этаж каменный, второй – деревянный. Во дворе были деревянные хозяйственные постройки, каретный сарай, оранжерея. Все были в не лучшем состоянии. Новый владелец решает их снести и построить новый дом. Для этого Михайлов приглашает гражданского инженера, выпускника Института гражданских инженеров императора Николая I Николая Григорьевича Фалеева. Архитектор работал преимущественно в стилях модерн и неоклассицизм, по его проектам построен ряд доходных домов и общественных зданий в Москве.

          В 1899 году именно Фалеев спроектировал и построил для Михайлова двухэтажный особняк в эклектичном стиле с преобладанием классических элементов.

          Фасад здания отделан рустом, а главным украшением стал угловой эркер, увенчанный четырехгранным «чешуйчатым» куполом.

         Фасады, включая задний, украшают типичные классические элементы: кронштейны и замковые камни с лепными листьями аканта, узорные фризы и карнизы, аттик с львиными маскаронами. Увы, но местами штукатурка отваливается и фасады явно требуют ремонта.

   

       В 1910 году, когда усадьбой уже владел купец Андрей Иванович Горячев, Фалеев пристроил к углу здания двухэтажный объём с шатром. Правда, единого мнения об авторстве этой пристройки среди историков архитектуры нет. Некоторые считают, что это работа архитектора Алексея Николаевича Милюкова, родного брата лидера партии кадетов Павла Николаевича Милюкова. Кто бы ни сделал эту пристройку, она полностью выдержана в стилистике всего усадебного дома.

 

        Фалеев на заднем дворе усадьбы построил хозяйственные постройки, в том числе каретный сарай с конюшней. Позднее это здание использовалось как гараж, т. к. Митрофан Фёдорович одним из первых в Москве оценил преимущества нового транспортного средства и купил автомобиль в личное пользование. Митрофан Фёдорович также был членом правления Московского клуба автомобилистов, образованного в 1899 году. В 1914 году клуб этот был переименован в Первый Русский Автомобильный Клуб.

           Фалеевым была спроектирована и возведена чугунная кованная ограда на пилонах. Часть ограды сохранилась с момента строительства, а несколько пролётов восстановлены уже в 21 веке. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что восстановленные пролёты получились не столь изящными, как оригинальные.

 

     

          Изначально дом имел три входа: главный с севера, с юга из сада на террасу и чёрный для прислуги с востока. Они существуют и сейчас, от террасы сохранились четыре вазона на прямоугольных тумбах. А перед вазонами сейчас сооружена сцена для выступлений детских коллективов Центра детского творчества.

   

      Как выглядел северный вход изначально неизвестно. Сейчас он располагается в пристроенном позднее объеме и украшен красивыми коваными кронштейнами. Видимо, либо заказчик, либо архитектор были неравнодушны к кованым украшениям, ведь впереди нас ждет знакомство с парадной лестницей особняка с коваными перилами и ограждениями площадок.

   

       Прежде чем войти в дом Митрофана Фёдоровича, погуляем по его саду. Сад этот сохранился до сих пор. После национализации усадьбы он из частного превратился в общественный. После того, как в бывшем Михайловском доме открыли Дом пионеров, сад стали называть Пионерским парком. В парке установили фонтан и памятник Ленину. В 1991 году этот зелёный участок стал называть Замоскворецким парком. Однако название это не прижилось, а место, с лёгкой руки москвичей, стало называться Михайловским садом. Так сохраняется память о московском предпринимателе Митрофане Михайлове, щедром благотворителе и общественном деятеле.

          Михайловский сад не велик и явно не дотягивает до того, что называться парком. Теперь это территория Центра детского творчества «Замоскворечье» и фактически представляет собой зелёный сквер с детскими площадками. В саду сохранилась хозяйственная постройка усадьбы, приспособленная сейчас под трансформаторную подстанцию.

   

         В этом году в саду открыли памятник актёру Михаилу Ульянову работы народного художника России Андрея Балашова. Место для памятника Ульянову выбирали долго: монумент предлагали установить у Вахтанговского театра, где Ульянов двадцать лет был худруком, у Союза театральных деятелей на Страстном бульваре и у дома на Тверском, где жил артист. В результате был выбран Михайловский сад на улице Бахрушина, недалеко от театрального музея.

       А теперь предлагаю вернуться к усадебному дому, войти внутрь и посмотреть на сохранившиеся интерьеры.

      Нас встречает небольшой вестибюль, в котором сохранились аутентичные двери, оформление стен и потолка, светильники и метлахская плитка на полу.

 

   

           Вопреки наиболее распространённому в ту пору порядку размещения парадных и жилых помещений, в особняке Михайлова парадные комнаты расположены на первом этаже. На втором располагались спальни, детские комнаты и комната гувернантки. Отделка этих помещений скромная, с простыми карнизами и потолочными плафонами для люстр.

   

              Но туда ведёт полностью сохранившаяся парадная лестница с металлическим кованым ограждением маршей и площадок, с деревянными поручнями и доломитовыми ступенями. Согласитесь, что лестница эта очень красивая!

   

 

   

           В первозданном виде сохранилась и черная лестница. Оформлена она скромно, но на первом этаже лестничная площадка заканчивалась витражным окном в стиле модерн. Запомните его, позднее мы посмотрим, как его переделали в советское время.

   

       После 1917 года в национализированном особняке в разное время размещались общежитие, склад и клуб Московского электромеханического завода имени Орджоникидзе, а с 1942 года — Дом пионеров, который сейчас называется Центром детского творчества.  Естественно, что мебель, картины и другие предметы интерьера в доме не сохранились. Хотя одна раритетная вещь, несмотря на свою хрупкость, уцелела. Это старинное зеркало, которое висело в особняке ещё при Михайловых.

   

           Частично сохранился паркет. Правда он находится не в лучшем состоянии.

          Что сохранилось хорошо, так это декор потолков и стен парадных комнат и два камина. Начнём знакомство с парадными комнатами с кабинета. Это кабинет Андрея Ивановича Горячева, который владел усадьбой после 1910 года. Он был размещен в пристройке, которая появилась в том же 1910 году. По воспоминаниям современников в кабинете стояли большие книжные шкафы, причём, каждый книжный шкаф окружала лепная «рамка» на стене. Рамки эти сохранились до сих пор.

   

         В гостиной с необычным кессонированным потолком сохранился камин из темного мрамора.

   

              В то время, когда строился усадебный дом, модным было оформлять разные комнаты в разных стилях. Так, кабинет тяготеет к стилистике классицизма, в гостиной с кессонированным потолком можно разглядеть элементы ренессанса. Потолок следующей гостиной оформлен в стиле рококо с прекрасной золоченной лепниной.

   

   

       И наконец прекрасная белая «бальная зала». Этот зал состоит из двух частей, оформленных немного по-разному. БОльшую часть украшает обильная потолочная лепнина в классическом стиле с цветочными и лавровыми гирляндами, венками и урнами.

 

              Потолок второй части оформлен более скромно, но тоже с элементами классицизма.

             Стены в обеих частях оформлены в едином стиле с имитацией панелей. Одна часть зала отделена от другой коринфскими колоннами.

   

        Изначально в доме Митрофана Михайлова здесь располагались две комнаты: та, что побольше – парадная гостиная, а та, что поменьше – кабинет Митрофана Фёдоровича. И только во время перестройки дома в 1910 году кабинет разметили в другом помещении (я писала об этом раньше), а бывший кабинет объединили с гостиной. В той части помещения, где раньше был кабинет, сохранился ещё один мраморный камин – вещь явно нехарактерная для помещения, где планировалось проводить балы или другие подобные мероприятия.

            Сейчас в «бальной зале» проходят репетиции детских танцевальных коллективов. Одна из стен превращена в огромное зеркало. От этого комната кажется намного больше и выглядит очень эффектно.

       Надо сказать, что переделки в сохранившихся исторических помещениях если проводились, то очень бережно и, я бы сказала, незаметно. Помните витражное окно с цветочным оформлением на черной лестнице? Его не уничтожили, а просто закрыли с другой стороны панно с тематикой преемственности советской молодежи делам первых комсомольцев. А на плафоне в кабинете вместо ангелочков-амурчиков появились пионерские значки.

 

       Благодаря такому подходу мы и сейчас по сохранившейся отделке парадных помещений можем представить себе, как жил Митрофан Фёдорович Михайлов. Спасибо за это всем руководителям тех организаций, что занимали дом в разное время.

22.12.2024

 

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *