МОСКОВСКОЕ МЕТРО

МОСКОВСКОЕ МЕТРО 

        1 марта 2023 года в Москве полностью введена в действие Большая кольцевая линия метро – БКЛ. Сейчас в вагонах метро постоянно показывают ролик, который рассказывает о станциях БКЛ, об их особенностях, декоре и использованных материалах, об их строительстве и о том, сколько пассажиров ими будет пользоваться.  Всего на БКЛ расположена 31 станция. Судя по ролику, все станции очень интересные по оформлению. Возможно, я когда-нибудь напишу статью о БКЛ. А пока хочу представить вниманию читателей давно запланированный материал, который можно назвать «Мое метро».

            Почему «Мое метро»? В Московском метрополитене в настоящее время насчитывается 258 станций. Рассказать обо всех в рамках моего проекта просто невозможно. Поэтому с самого начала я планировала коротко рассказать о каких-то значимых именно для меня станциях, об общих тенденциях в архитектуре метро. Ведь отечественное метро, причем не только московское, это не просто транспорт, но и весьма интересная архитектура.

         Я не буду подробно рассказывать даже об этих избранных станциях, об спроектировавших их архитекторах и оформивших художниках. Все будет коротко и иллюстративно.

            А начну со своего первого знакомства с московским метро. В 1968 году родители решили показать мне столицу. Программа была типичная и для того времени, и, в целом, актуальна сейчас: Красная площадь, зоопарк, ВДНХ, проспект Калинина, Ленинские (Воробьевы) горы. Именно тогда под скептическими взглядами родителей я озвучила свою мечту – учиться в МГУ.

          В программу посещения столичных достопримечательностей входило и метро. Папа рассказывал мне о строгой красоте станции «Кропоткинская», о торжественности «Маяковской», о том, что 6 ноября 1941 года на этой станции состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции, где с докладом выступил Сталин.

          Но меня эти станции не впечатлили. Догадайтесь, какая станция понравилась 12-летней девочке больше всего. Правильно, «Новослободская»! Обилие ярких красок просто завораживало, и я снова и снова просила родителей заехать на эту станцию и немного погулять по ней.

          Станция «Новослободская» Кольцевой линии открыта в январе 1952 года. Архитекторы – Алексей Николаевич Душкин и Александр Федорович Стрелков. Пилоны станции украшены подсвечиваемыми изнутри витражами, которые изображают фантастические цветы. В верхней части витражей расположены медальоны, на которых изображены геометрические узоры, пятиконечные звезды и жанровые сценки мирной жизни: работа архитектора, учителя, художника, инженера, музыканта, агронома. Витражи изготовлены в Латвийским отделением Художественного Фонда СССР в Риге по эскизам Павла Дмитриевича Корина.  В торце центрального зала расположено большое панно из смальты «Мир во всем мире», на котором изображена улыбающаяся мать с ребенком на руках. Это тоже работа Корина. Стены станции облицованы светлым уральским мрамором.

 

 

   

   

   

        Второй по красоте для меня в детстве была станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. Белоснежный зал с огромными бронзовыми люстрами, цветочные мотивы лепнины станции и вестибюля казалось переносили меня в бальную залу сказочного дворца.

             Станция была открыта в 1953 году, архитекторы Леонид Михайлович Поляков и Юрий Петрович Зенкевич, художник Мария Александровна Энгельке.

 

             Позднее, когда моя мечта осуществилась и я стала студенткой МГУ, я смогла оценить и те станции, о которых мне рассказывал отец.

              Станция «Кропоткинская» открыта в 1935 году в составе первого участка московского метрополитена. Архитекторы Алексей Николаевич Душкин и Яков Григорьевич Лихтенберг. До 1957 года станция называлась «Дворец Советов».

            Десятигранные колонны станции и путевые стены отделаны сероватым уральским мрамором. Светильники вмонтированы в капители колонн: кажется, что потолок парит над залом.

   

            Станция «Маяковская» открыта в 1938 году. Архитектор – все тот же Душкин, художник Александр Александрович Дейнека.

          Архитектура станции легкая и изящная, в которой заметны черты стиля ар-деко. Колонны и арки станции отделаны полированной рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста облицованы уральским родонитом. Правда со временем часть родонита заменили на более дешевые камни похожего цвета.

            Свод станции украшен размещенными в нишах панно из смальты, выполненными по эскизам Дейнеки. Они объединены общей темой — «Сутки советского неба». Изначально станцию украшало 35 панно, сейчас одно утрачено. Разглядеть эти работы Дейнеки непросто, они фактически исключены из общего архитектурного ансамбля, и разглядеть их можно только подняв голову, стоя под куполами станции.

   

   

    

          В 1975 году была введена в эксплуатацию еще одна станция, которая мне, в ту пору романтической девушке, как и «Арбатская» напоминала бальную залу во дворце. Это станция «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской (в ту пору Ждановско-Краснопресненской) линии. Архитектор Юрий Викторович Вдовин.

         Высокие, белоснежные, расширяющиеся в сторону центрального и боковых залов мраморные колонны, образуют изящные аркады. Арки украшены декоративными фризами с рельефными изображениями пальмовых ветвей и розеток. Каннелюры на поверхности колонн придают им большую легкость и стройность.

           Люстры и бра изготовлены по эскизам художника Василия Александровича Бубнова. Люстры, расположенные по оси сводов станционного зала, сделаны в виде двухъярусных конусовидных паникадил с 18 стилизованными свечами во внешнем и 10 во внутреннем ярусе. На колоннах размещены бра-канделябры на 4 свечи аналогичного дизайна.

   

         А теперь совершим исторический экскурс по станциям Московского метро и посмотрим, как менялась их архитектура в соответствии с общими архитектурными тенденциями.

         Первая линия Московского метро открылась 15 мая 1935 года. Протяженность по нынешним меркам была не велика – всего чуть больше 11 километров и 13 станций от «Сокольников» до «Парка культуры». Помните «Песню старого извозчика» из репертуара Леонида Утесова:

«Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся

От Сокольников до Парка на метро!»

          Москвичи и гости столицы от метро были в полном восторге, отделанные мрамором и гранитом станции воспринимались как дворцы. Хотя, анализируя архитектуру и оформление этих первых станций, понимаешь, что декор их был весьма скромным.

        Вот, например, «Комсомольская» радиальная. Пол станции выложен серым и красным гранитом, а пол галерей-балконов над путями — керамической плиткой (изначально покрытие было и вовсе асфальтовым). Путевые стены также облицованы керамической плиткой. Квадратные в сечении колонны облицованы золотисто-желтым мрамором, а капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодежи. Проект выполнен архитекторами Дмитрием Николаевичем Чечулиным и Александром Федоровичем Тарховым.

   

         Станция «Кировская», которая сейчас называется «Чистые пруды», спроектирована группой архитекторов под руководством Николая Джемсовича Колли.

        Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, которые облицованы светлым и дымчатым уральским мрамором. Опоры свода скрыты широкими карнизами, за ними помещены светильники. Покрытие пола изначально было асфальтовым, но во время реконструкции в 1971 году заменено на гранитную плитку.  В конце 1990-ых путевые стены были облицованы светло-серым мрамором вместо керамической плитки, которая покрывала их изначально.

           Совсем иначе оформлена станция «Библиотека имени Ленина» (проект Александра Иосифовича Гонцкевича). Потолок безопорного зала декорирован кессонами. Путевые стены отделаны желтой керамической плиткой и желтым мрамором. За мраморными пилястрами скрыты опоры арок свода. Изначально покрытие платформы тоже было асфальтовым, позднее его заменили на серый гранит.

      Такое оформление станций метро вполне соответствовало архитектурным тенденциям предвоенного времени: эпоха конструктивизма и рационализма заканчивалась, а время пышного сталинского ампира еще не наступило.  Не наступило, но было близко.

      В 1938 году были открыты еще две линии метро: Горьковский радиус нынешней Замоскворецкой линии (до 1990 года – Горьковско-Замоскворецкой) от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова», ныне «Театральная» и участок «Площадь Революции» — «Курская» был подключен участку, который входил сначала в Сокольническую линию «Улица Коминтерна», ныне «Александровский сад», — «Киевская». Эти станции стали основой будущей Арбатско-Покровской линии.

        Станции становятся более нарядными. Вот, например, как выглядит станция «Киевская», открытая в 1937 году. Сейчас она относится к Филевской линии. Проект разработан Дмитрием Николаевичем Чечулиным. Круглые колонны облицованы светлым мрамором, керамические капители украшены колосьями пшеницы, путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой. Светильники в виде лампад расположены в круглых потолочных нишах. Пол выложен серым и розовым гранитом, образующим национальный украинский орнамент. В целом станция напоминает римский храм или подобное античное сооружение. И это не случайно: не за долго до начала проектирования Чечулин посетил Италию. Древнеримская архитектурная направленность нашла свое отражение в декоре станции.

           Станция «Площадь революции» открыта 13 марта 1938 года. До сих пор она является уникальной по оформлению. Спроектирована станция А. Н. Душкиным.

      Чтобы облегчить мощные пилоны Душкин применил оригинальное архитектурное решение: он оформил проходные арки ложными архивольтами, которые охватывают края проходов и прилегающие углы пилонов. Так архитектор добился зрительного уменьшения размеров опор пилонов. Изначально ниши в углах пилонов собирались украсить барельефами на революционную тематику. Но в результате, несмотря на протесты Душкина, был принят предложенный скульптором Матвеем Генриховичем Манизером вариант декора станции. Так в нишах появились бронзовые скульптуры.

 

          На постаментах в углах пилонов установлено 76 фигур, изображающих советских людей. Скульптуры были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством Манизера. Изначально скульптур было 80, но позднее в процессе перестройки станции четыре из них были сняты. Скульптуры повторяются — всего на станции 20 различных образов. Почти у всех скульптур были живые модели: рабочие, колхозники, военные, студенты.

           Со временем со скульптурами станции стали связывать легенды и приметы. Например, пограничник с собакой стал очень популярен у студентов. Считается, что если потереть нос собаке, то обязательно хорошо сдашь экзамен. Нос блестит, словно золотой. Правда, среди студентов моего химфака такой приметы не было, по крайней мере во времена моей учебы. На удачу трут наган революционного матроса, туфельку студентки, флажок матроса-сигнальщика и голову петуха колхозницы. Но собачьим носам достается больше всего.

 

         Пол центрального зала изначально был выложен цельными квадратами из мрамора с чередованием светлого и темно-серого цветов. Позднее мрамор был заменен на гранит. Перроны вначале были покрыты асфальтом, который позднее также заменили гранитом.

            Метро продолжали строить даже в годы Великой Отечественной войны.

            В январе 1944 на Арбатско-Покровской линии года была открыта станция «Сталинская» — нынешняя «Семеновская».

           Группы колонн, которые заменяют пилоны, облицованы светлым мрамором со вставками красного мрамора. Светильники в центральном зале представляют собой торшеры с ножками из зеленого мрамора на бронзовых основаниях. Тематика оформления станции – оружие Красной армии. В орнаменте свода центрального зала отражены виды тяжелых вооружений: танки, самолеты, самоходные артиллерийские установки. Пол выложен черным, красным, серым и белым гранитом. Путевые стены облицованы серым мрамором. Торцевую стену украшает горельеф, изображающий знамена, оружие и орден «Победа».  Кстати, учрежденным в 1943 году орденом к моменту пуска станции метро еще никто не был награжден. Обладателем ордена № 1 стал командующий 1-ым Украинским фронтом маршал Жуков. Он был награжден орденом «Победа» 10 апреля 1944 года.

          Проект станции разработан Самуилом Мироновичем Кравцом, в оформлении принимали скульпторы Надежда Вентцель, Вера Мухина и художник-монументалист Владимир Ахметьев.

          В мае 1944 года была открыта и станция «Электрозаводская». Пилоны станции облицованы светлым мрамором и украшены барельефами, посвященными теме труда. На двенадцати мраморных барельефах изображены рабочие Электрозавода, строители, кузнецы, колхозники. Автор барельефов – скульптор Георгий Иванович Мотовилов.

         На своде центрального зала в круглых углублениях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Архитектор станции Владимир Алексеевич Щуко предложил оформить потолок в виде сферических кессонов с лампой в каждом из них, обыграв таким обилием электрического света название станции.

    

            Послевоенные станции по стилистике полностью соответствуют тому стилю, который получил название «сталинский ампир»: помпезные, богато декорированные, часто с конкретными отсылками к античной архитектуре. Именно эти станции чаще всего вызывают восхищение у гостей города.

         Станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии была открыта в 1953 году. Оформление станции посвящено военно-исторической теме. Пилоны станции облицованы белым мрамором, украшены по углам полуколоннами. Пол выложен черным мрамором с меандровым орнаментом (античный мотив!) из белого мрамора по боковым сторонам зала. Освещение станции – бронзовые бра на пилонах и светильники за карнизом под сводом зала. Торцевую стену украшает барельеф, посвященный защитникам родины, автор – скульптор Георгий Мотовилов.

 

        Мозаичный фриз круглого эскалаторного зала представляет собой повторяющиеся изображения ордена «Победа». В 2021 году станцию капитально отремонтировали, в результате вестибюлю был возвращен исторический облик.

   

            В 1950-ых годах в столице появилась кольцевая линия метро: первая очередь открылась в 1950-ом году, вторая в 1952, а окончательно кольцо замкнулось в 1954 году.

         Станции, которые были введены в эксплуатацию в 1950 году, хоть и выдержаны в стиле сталинского ампира, оформлены достаточно сдержано.

             Пилоны станции «Таганская» плавно переходят в своды центрального и боковых залов. Своды над арочными проемами проходов подчеркнуты стрельчатыми кессонами. Все своды оформлены лепными поясами, образующими на потолке крупные ромбы, вытянутые поперек сводов.

        На пилонах расположены неглубокие стрельчатые ниши с майоликовыми панно, изображающие в центральных медальонах представителей разных родов войск. Всего панно 32, каждое из них повторяется четырежды.

       Промежуточный зал между двумя последовательными эскалаторами оформлен сферическим куполом, который покрыт глубокими квадратными кессонами.  В целом купол напоминает купол римского Пантеона – снова отсыл к античности. Только вместо круглого окна окуполюса здесь располагается панно «Салют Победы», на котором изображено небо Москвы в ночь победных салютов и алое знамя.

          Станция «Добрынинская», как и многие станции в центре города, пилонного типа. Пилоны облицованы серым мрамором, в нишах пилонов размещены барельефы работы Елены Александровны Янсон-Манизер, изображающие мирный труд колхозников —  представителей разных народов СССР.

            В торце центрального зала в 1967 году появилось смальтовое панно «Утро космической эры». На нем изображены мать и дитя на фоне открытого космоса. Автор панно Серафим Александрович Павловский.

 

         Станция «Курская» кольцевая снова стилистически перекликается с древнеримской архитектурой. Пилоны и колонны дорического ордена облицованы светлым мрамором. Люстры стилизованы под древнеримские светильники-лампады. В основании свода центрального зала проходит металлический фриз, изображающий цветочную гирлянду, перевитую лентой. Полы покрыты красными и серыми гранитными плитами, образующими геометрический узор. Авторы проекта архитекторы Григорий Алексеевич Захаров и Зинаида Сергеевна Чернышева.

           Станции, открытые в 1952-1954 годах, декорированы не просто пышно, а роскошно. Они должны были художественным языком показать мощь победившей фашизм страны и счастливую жизнь ее граждан.

           В 1952 году была открыта станция «Новослободская», которая так понравилась мне в детстве. В этом же году была введена в эксплуатацию станция «Белорусская» кольцевая. Пилоны зала облицованы светлым мрамором. Декоративный узор на полу в виде традиционной белорусской вышивки составлен из гранитных плит разного цвета. Потолок украшен лепным орнаментом. Это рельефные геометрические фигуры с венками и колосьями внутри. Такой потолок изготавливали необычным образом: рисунок был оттиснут на асбоцементном зонте, защищающем станцию от воды. Создавая такой потолок архитекторы Иван Георгиевич Таранов и Надежда Александровна Быкова вдохновлялись античной архитектурой – кессонированными сводами древнеримских вилл.

   

        Но главное украшение потолочного свода, да и станции в целом, это панно из керамической плитки, рассказывающие о хозяйстве и культуре БССР.

 

   

   

   

   

           Переход на Замоскворецкую линию украшает скульптура Матвея Генриховича Манизера «Белорусские партизаны». Раньше на стации была еще одна скульптура Манизера «Советская Белоруссия», но при строительстве выхода на Лесную улицу она была демонтирована и перенесена на станцию «Белорусская» Замоскворецкой линии.

           Станция «Комсомольская» кольцевая — работа Алексея Викторовича Щусева. Ее можно считать апофеозом сталинского ампира. Тема оформления интерьеров станции — триумф советского народа в Великой Отечественной войне. Потолок украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных поделочных камней. На них изображены полководцы, о которых Сталин говорил в своей речи на параде 7 ноября 1941 года: Александр Невский, Димитрий Донской, Кузьма Минин и Димитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов. К ним были добавлены актуальные в 1950-ых годах панно — советские солдаты и офицеры у стен Рейхстага, «Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени». На них было изображено много политических деятелей того времени, которые со временем становились опальными, включая самого Сталина. Приходилось менять лица вождей, следуя политической конъектуре. Дело закончилось тем, что панно «Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени» заменили полностью.  На новых панно изображены выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родина-мать на фоне Спасской башни Кремля. Все панно, включая замененные, выполнены Павлом Дмитриевичем Кориным.

          Свод зала декорирован белым лепным орнаментом и барельефными картушами на тему «Русское оружие». Уже в 1960-ые годы барельефы заменили мозаиками.

 

   

   

      Тогда же мозаика появилась на куполе аванзала перед эскалаторным коридором. Зал освещен массивными многорожковыми люстрами, которые висят между панно. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции.

          Наземный вестибюль, общий для обеих станций «Комсомольская» венчает большой купол. Он украшен лепниной и барельефами, выполненными по эскизам Георгия Ивановича Мотовилова. Вестибюль освещается двумя подвесными люстрами в виде церковных паникадил и массивным торшерами.

 

         Станция «Краснопресненская» открыта в 1954 году. Это работа группы молодых архитекторов «Моспроекта». Пилоны облицованы красным грузинским мрамором. Среди элементов декора бронзовые люстры, классические гирлянды из белого мрамора и 14 гипсовых барельефов на тему революций 1905 и 1917 годов, центром которых в Москве была Пресня. Барельефы на пилонах первоначально были белого цвета, но позже их перекрасили в оливковый цвет.

       

         Станция «Киевская» кольцевая открыта в 1954 году. Художественное оформление станции посвящено теме дружбы русского и украинского народов. Пилоны станции плавно переходят в изящный белый свод центрального зала. Путевые стены и основы пилонов облицованы светлым мрамором. Арки проходов обведены широкими рельефными лепными фризами с национальным орнаментом. Станционные залы освещают богато украшенные золоченые люстры.

           Пилоны украшены лепниной с растительным орнаментом, а также мозаичными панно из смальты и ценных поделочных минералов в лепных рамках с национальными украинскими мотивами: колосья, цветы, листья, гирлянды. Тематика панно связана с историей Украины и дружбы украинского и русского народов. Под каждым панно размещен стилизованный мраморный свиток с названием. Мозаики, как и на «Комсомольской», изобиловали портретами Сталина и других партийных деятелей. В начале 1960-ых их заменили нейтральными персонажами.

   

   

   

           На торцевой стене центрального зала станции расположено панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом Ленина. Вокруг — строки гимна СССР, а под портретом — слова Ленина:

      «Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов, всех народов Советского союза, является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза».

           Кто бы мог подумать, что отношения между нашими братскими народами могут стать такими, как сейчас…

          Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии открыта годом раньше в рамках реконструкции пересадочного узла.  Но по своему оформлению она нисколько не уступает «Киевской» кольцевой. Пилоны, боковые нефы и путевые стены облицованы светлым мрамором. Кроме того, пилоны украшены ярким керамическим карнизом с элементами национального орнамента.

         На своде над пилонами в лепных медальонах размещены 24 фрески, изображающие трудящихся Советской Украины.

    

    

   

   

   

    

            Со стороны платформ также размещены фрески, на которых изображены национальные цветочные орнаменты.

   

   

       Западный торец украшен крупным панно, изображающим народные гуляния на праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией.

           В 1960-ых годах в архитектуре наступает время советского модернизма, который характеризуется лаконичностью форм, минимумом декора, рациональным использованием пространства и применением современных для того времени строительных и отделочных материалов.         

       Вот, например, три станции Кировско-Фрунзенской (ныне Сокольнической) линии. В разработке проектов этих станций принимали участие Иван Георгиевич Таранов и Надежда Александровна Быкова.

        Станция «Спортивная» открыта в 1957 году. Ее оформление еще выдержано в стиле сталинского ампира. Свод станционного зала поддерживают два ряда массивных пилонов, облицованных белым мрамором и украшенных сверху бордюром из зеленого мрамора, а потолок отделан асбоцементными плитами с тиснением. На пилонах укреплены хрустальные светильники. Пол выложен орнаментом из плит черного, серого и красного гранита.

       Станция «Университет» открыта в 1959 году. Хотя считается, что эта станция — последняя в московском метро, построенная в стилистике сталинского ампира, но ее оформление уже отличается заметным аскетизмом. Массивные пилоны и глухой торец зала отделаны светлым мрамором. Свод зала опирается на строгий декоративный карниз. Освещение – сплошной ряд люминесцентных светильников.

       Еще более скромно оформлена станция «Проспект Вернадского», введенная в эксплуатацию в 1963 году. Строгие колонны квадратного сечения облицованы светлым мрамором. Путевые стены отделаны глазурованной керамической плиткой: верх — желтого и голубого цветов, низ — черного цвета. Светильники скрыты в ребристом потолке.

          Скромно оформлена и станция «Шуховская», построенная в 1962 году. Пилоны отделаны светлым мрамором, путевые стены облицованы гофрированным алюминием, освещение — сплошной ряд люминесцентных ламп в каркасе из алюминия. Оформление станции посвящено телевидению и радиовещанию, ведь неподалеку находится Шуховская башня: в торце зала расположен витраж из цветного стекла со стилизованной башней работы художника-монументалиста Андрея Николаевича Кузнецова. Оригинально декорирован вестибюль: спрятанные за карнизами светильники подсвечивают круглые купола, равномерно расположенные на потолке черного цвета.

 

           Модернизм 1970-1980-ых годов, оставаясь верным общим тенденциям стиля, отличается от своего раннего периода.  Это заметно и в оформлении станций метрополитена, построенных в то время.

         Станция «Баррикадная» открыта в 1972 году. Массивные, расширяющиеся кверху пилоны отделаны розовым, а путевые стены — серым мрамором разных оттенков. Пол выложен серыми и красными гранитными плитами. Люминесцентные светильники образуют под сводом ломанную линию.

         Станция «Кузнецкий мост», соединившая Ждановско-Краснопресненскую (Таганско-Краснопресненскую) и Кировско-Фрунзенскую (Сокольническую) линии, построена в 1975 году. Чугунные колонны, переходящие в арочные полукружия над проходами к платформам, как и путевые стены, отделаны серо-голубым и розовым мрамором. Центральный зал освещается сплошным рядом светильников угловатой формы по оси станции, боковые залы — аналогичными светильниками на своде. Сначала светильники планировались совсем простой формы, однако архитекторы Нина Александровна Алешина и Наталья Константиновна Самойлова смогли убедить городские власти, что рисунок светильника из чередующихся заостренных книзу профилей, придаст станции большую динамичность.

         Станция «Марксистская» открыта в конце 1979 года. Архитекторы станции все те же Алешина и Самойлова. Колонны и путевые стены облицованы мрамором: колонны – розовым, путевые стены – серовато-розовым. Центральный зал и платформы освещены светильниками, представляющими собой спирали из вертикально расположенных люминесцентных ламп. По замыслу архитекторов, такие светильники символизируют один из принципов марксистской философии — «развитие по спирали». Под сводами в торцах центрального зала расположены панно на тему «Торжество идей марксизма», выполненные в технике флорентийской мозаики.

           В 1990-ых в архитектуру России пришел постмодернизм, который зародился на Западе еще в 1960-ых годах. Функционализм модернизма, строгость форм и идей исчерпали себя. Модернизм создавал атмосферу скуки и уныния, и невольно подготовил почву для создания оригинальных архитектурных объектов. Постмодернизм включал и продолжает включать в себя, т.к. этот стиль продолжается по сей день, подражание историческим памятникам или их деталям, применение в современных архитектурных формах исторических стилей, возврат к старым технологиям и материалам в сочетании с новейшими достижениями строительной технологии.

           Все эти постулаты прекрасно просматриваются в архитектуре станций Московского метро последних тридцати лет.

             Станция «Чкаловская» была открыта в 1995 году, однако проектирование ее началось еще в середине 1980-ых годов. Поэтому проект Нины Александровны Алешиной и Александра Львовича Вигдорова еще несет черты модернизма. Декор станционного зала достаточно прост: отделанные серым мрамором пилоны, выложенный разноцветными гранитными плитками пол, оригинальные светильники, дугами опоясывающие свод зала. Панно под сводами в торцах зала изображают воздушный океан. Когда станцию проектировали, расположенная вблизи станции улица носила имя знаменитого летчика Валерия Чкалова. В 1992 году улице было возвращено историческое название – Земляной Вал. Географическая связь названия станции с объектом расположения была утрачена, а воздушный океан на панно остался, как и «авиационное» оформление наземного вестибюля.

          Станции, введенные в строй уже в 21 веке, отличаются разнообразием декора и тематик, которым он подчиняется.

                   2003 год, станция «Парк Победы». Интерьер станции строгий и торжественный. Станция состоит из двух залов, торцы которых украшены панно в технике перегородчатой эмали на тему Великой Отечественной войны и Отечественной войны 1812 года. Автор панно — Зураб Церетели. Расцветка двух залов зеркальная — в одном из них белые пилоны и красновато-коричневые путевые стены, в другом — наоборот. Расцветка пола в двух залах тоже разная: северный зал покрыт красной и серой гранитной плиткой, южный — черной и серой. Освещаются залы светильниками, скрытыми за карнизом. Вот так выглядит северный зал.

               В 2007 году открыта станция «Трубная» Люблинско-Дмировской линии. Оформлением станционного зала тоже занимался Церетели. Сначала планировалось декорировать ее в стилистке городской среды конца 19 – начала 20 веков.  Так, между колоннами появились скамейки из ажурного металла с декоративными светильниками в виде бульварных фонарей в стиле модерн. Но позднее Зураб Константинович настоял на расширении тематики. В результате станцию украсили витражи, посвященные древним русским городам. Путевые стены, порталы и карнизы облицованы светлым мрамором, а колонны и вставки между порталами — темно-зеленым. Мрамор был привезен в столицу из Италии.

   

   

   

   

             В том же 2007 году открылась и станция «Сретенский бульвар», но оформлена она совсем иначе. Путевые стены и пилоны облицованы светлым мрамором. В нишах пилонов установлены 24 панно, представляющие собой плоские аппликации, прикрепленные поверх мраморных плит. Это изготовленные из стали силуэты горожан, деревьев, памятников Бульварного кольца. Благодаря специальной технологии изготовления они имеют охристый и сероватый цвет. Автор панно – художник-монументалист Иван Леонидович Лубенников.

   

 

             Станция «Волоколамская» Арбатско-Покровской линии открыта в 2009 году. Высокие колонны, облицованные темным мрамором, напоминают стволы вековых деревьев, а ниши-кессоны над ними – кроны этих деревьев. В нишах размещены светильники.  В целом высокие своды с аркадами образуют трехнефную неоготическую композицию и придают станции ощущение необыкновенного простора.

           Одна из моих любимых современных станций – «Пятницкое шоссе». Открыта она в 2012 году. Особенность станции в том, что она изогнута — таких станций в Московском метрополитене немного. Контрастное оформление станционного зала (одна сторона колонн и путевая стена облицованы полированным черным мрамором, другая – белым, аналогичное оформление пола полированным гранитом), алюминиевый подвесной потолок, в котором размещены два рядя люминесцентных ламп над платформами и круговой светильник на входе создают оригинальный футуристический образ.

 

             Футуристически выглядит и станция «Минская» Солнцевской линии. Дизайн выполнен в стиле хай-тек: отделка станции проведена с использованием гранита, глазурованных металлокерамических и стеклянных панелей из закаленного триплекса, нержавеющей стали и алюминия. Цветовое решение — оттенки серого, черного и красного. Оформление станции посвящено технической стороне Великой Отечественной войны, об этом рассказывают панно на расположенных в центре зала колоннах.

   

            Наземные вестибюли станций также отражали господствующий архитектурный стиль. Для иллюстрации привожу фотографии вестибюлей станций «Красные Ворота» (1935 год, конструктивизм), «Комсомольская» (1952 год, сталинский ампир), барельеф вестибюля станции «Баррикадная» (1972 год, модернизм), «Пятницкое шоссе» (2012 год, постмодернизм).

 

   

           А закончить рассказ о Московском метро хочу станцией «Савеловская». Открыта она в 2018 году и входила тогда в отрезок Солнцевской линии. Дизайн станционного зала строгий. Пилоны необычной формы создают иллюзию цилиндрического пространства, как и на станции «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии.  Строгость декора подчеркивается сочетанием в облицовке из черного и белого мрамора, серого гранита, кессонированных черных путевых стен.

          1 марта 2023 эта станция вошла в состав БКЛ, рассказ о которой, вероятнее всего, позднее появится на сайте .

20.03.2023

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

МОСКОВСКОЕ МЕТРО — 2 комментария

  1. Спасибо за подробный рассказ и красивые фотографии, особенно про станции, которыми приходилось пользоваться чаще всего. Проходя мимоходом, часто даже не замечаешь всю красоту станций московского метро. И теперь, когда для меня это стало недоступным, хочется окунуться в его красоту и рассматривать подробнее

    • Да, в метро можно гулять часами. Но, увы, сейчас там очень много народу. Только по выходным рано утром или поздно вечером реально рассмотреть станции без помех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *