МОСКОВСКИЙ МОДЕРН-6

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. Часть 6

      В столице сохранилось не так много зданий, построенных на рубеже 19-20 веков в стилистке классического модерна. Прекрасных архитекторов, мастеров модерна, в Москве было предостаточно, но очень часто особняки, доходные дома и общественные здания строились в стиле эклектики или нового прочтения более ранних стилей: классики, готики, барокко. Во-первых, сочетание стилей давало архитекторам необозримые просторы для творчества, а во-вторых, любой архитектор старался следовать требованиям заказчика.

      Архитектуру дома 35 в Староконюшенном переулке никак нельзя отнести к модерну. Построен он мастером московского модерна Анатолием Александровичем Остроградским, выпускником Московского училища живописи ваяния и зодчества, которое он окончил с малой серебряной медалью и званием классного художника архитектуры. Особняк возведен в 1898 году на месте обветшалой усадьбы семьи актера Малого театра Василия Игнатьевича Живокини для Дмитрия Ивановича Щукина.

       Несколько слов о семействе Щукиных. Род предпринимателей Щукиных прослеживается с 1621 года и берет свое начало от жителя Калужской губернии Ивашки Щукина. Потомки Ивашки Щукина успешно развивали торговлю и производство хлопчатобумажных товаров, стали в результате купцами первой гильдии, перебрались в первопрестольную. Отец Дмитрия Ивановича, Иван Васильевич, был учредителем и членом комитета Московского коммерческого банка, членом совета Московского учетного банка, занимался общественно-политической деятельностью. В 1866-1877 годах Иван Васильевич состоял депутатом Московской городской думы, а с 1870 года — выборным Московского биржевого общества.

        В семье Щукиных было много детей – пять дочерей и шесть сыновей. Все сыновья в той или иной мере занимались коммерцией, но потом по разным причинам отошли от дел. Все они, как и их родители, были благотворителями. И коллекционерами. Сергей Иванович собирал картины импрессионистов, которые стали основой коллекций Эрмитажа и Пушкинского музея. Петр Иванович коллекционировал предметы старины, построил для своей коллекции специальные здания на Малой Грузинской  http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-3/ .

      Дмитрий Иванович Щукин пленили полотна европейских мастеров 16 – 19 веков. В его коллекции было почти 150 работ, а среди авторов — Брейгель, Ватто, Кранах и даже Вермеер, работ которого в мире сохранилось очень мало. Дмитрий Иванович не любил публичности, вел уединенный образ жизни, даже не обзавелся семьей. Трудно представить, что для размещения своей любимой коллекции он заказал бы дом в стиле модерн. Думаю, что появление в Староконюшенном переулке классического особняка произошло не без желания заказчика. В особняке было двадцать комнат, где и разместилась, причем с трудом, коллекция Дмитрия Ивановича.  Главный фасад выдержан в строгих классических формах: характерная для классики лепнина, включая фриз с крылатыми львами, треугольные и полуциркульные сандрики, строгое классические балясины балконной ограды, ионические колонны в обрамлении окон. Только, пожалуй, наличие эркера над входной дверью свидетельствует о том, что дом построен в конце 19 века.

  

       В 1918 году в особняке Щукина был организован Первый музей старой западной живописи, основу которого была положена уникальная коллекция Щукина. Позднее музей был расформирован, а основная часть коллекции вошла в собрание Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Здание в Староконюшенном переулке стали занимать различные конторы: в начале 2000-ых здесь, например, размещалось Центральное управление Министерства обороны по строительству и эксплуатации специальных объектов, в 2018 году — Совет ветеранов контрразведки Российской армии и флота.

        Состояние фасадов здания ужасающее. Думаю, что внутри оно не лучше.

 

      По данным Информационного агентства «Недвижимость.RU» летом 2020 года ГК ДОМ.РФ выставила на продажу с аукциона 3-этажный особняк в Староконюшенном переулке Москвы, известный, как дом мецената Д. И. Щукина. Победителю торгов предстоит отремонтировать ограждение, кровлю, окна, двери и внутренние помещения с учетом признанной исторической ценности этой недвижимости. Вот только о сохранении декора фасада ничего не говорится.

        Совсем по-другому выглядит еще один арбатский особняк, вернее ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых по Скатертному переулку 4, строения 1, 2 и 6/1 состоящий из двух стоящих рядом домов. Оба дома построены в стиле модерн, но сильно отличаются по внешнему виду: строгий трехэтажный дом №4 с элементами классического стиля в декоре, во дворе которого расположены хозяйственные постройки, в частности конюшня и каретный сарай, и классический модЕрновый двухэтажный особняк на углу Скатертного и Медвежьего переулков. Не буду утомлять моих читателей перечнем владельцев этого участка, которых с конца 17 века сменилось большое количество. Отмечу только, что угловая часть участка принадлежала на рубеже веков Владимиру Григорьевичу Шухову. В начале 20 века этот участок покупают отец и сын Тарасовы, и строят на нем те дома, которые можем видеть сейчас.

          Купцы армянского происхождения Тарасовы (Тарасянц или Торосян)) появились в Москве в начале 20 века. До этого они вели дела (оптовая мануфактурная торговля) в Армавире и Екатеринодаре. Основателем семейного дела считается Аслан Тарасов (Тарасянц/Торосян). Четверо его сыновей — Александр, Лазарь, Гавриил и Михаил Аслановичи Тарасовы, создали в 1899 году «Товарищество Мануфактура братьев Тарасовых» с основным капиталом в 4 миллиона рублей. Московская контора располагалась на Старой площади в здании «Боярского двора».

           Помимо оптовой торговли мануфактурой Тарасовы занялись строительством в Москве и стали одними из крупнейших владельцев недвижимости в городе. Дома строились для сдачи в аренду, но и о себе представители семьи Тарасовых тоже не забывали. Участок, о котором идет речь купили Александр Асланович Тарасов и его сын Аслан Александрович.

        Двухэтажный особняк построил для себя Александр Асланович предположительно по проекту архитектора Владимира Петровича Войникова. Парадные фасады здания обращены в оба переулка и оформлены в стиле так называемого декоративного модерна с характерной для стиля лепниной с цветочными мотивами и угловым башнеобразным объемом. Этот объем стал доминантой всего фасада, благодаря мощным пилястрам, которые расположены над полукруглыми оконными проемами второго этажа. Их продолжением являются фигурные столбики, относящиеся уже к аттику крыши. Раньше между столбиками была фигурная металлическая ограда, но она до наших дней не сохранилась.

 

  

 

  

      Дом Аслана Александровича построен двумя годами позднее по проекту архитекторов Михаила Федоровича Гейслера, выпускника Института гражданских инженеров, и Сергея Константиновича Родионова, который получил архитектурное образование в МУЖВЗ и Императорской Академии художеств. Кроме строительства дома Гейслеру пришлось заняться так сказать легализацией особняка Тарасова-отца, т.к. выяснилось, что он был построен без оформления в надлежащем порядке разрешительных документов.

        Дом Аслана Тарасова представляет собой прямоугольный в плане трехэтажный объем со скошенным углом. Оформление фасадов можно отнести к стилю рационального модерна: лопатки главного фасада между вторым и третьим этажами и угол здания облицованы керамической плиткой «кабанчик», над овальным балконом расположено майоликовое панно. Остальные элементы декора тяготеют к классицизму: горизонтальные тяги в виде античного меандра, лепные венки с гирляндами, листья аканта, декоративные картуши и карниз, руст первого этажа. В целом дом больше похож на доходный, чем на особняк.

      В 1920-ых годах в зданиях бывшей усадьбы Тарасовых разместили общежитие. Была проведена их частичная перепланировка: оба жилых дома по линии Скатертного переулка были планировочно связаны друг с другом, проездная арка, которая была в доме Аслана Александровича, заложена кирпичом и приспособлена под помещение, для увеличения количества комнат были добавлены дополнительные перегородки.

  

   

      Сейчас здания усадьбы Тарасовых занимает ГБУ «Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий» Департамента спорта и туризма Москвы.

      Два интересных особняка находятся неподалеку друг от друга в бывшей Мещанской слободе. Оба особняка построены для купеческих семейств в начале 20 века. Но как они отличаются друг от друга!

        Адрес первого особняка – проспект Мира, 22, строение 1. Особняк был построен в 1901 году по проекту Анатолия Оттовича Гунста. Заказчиком был купец Алексей Степанович Саркисов. Вскоре после окончания строительства Саркисов продал дом другому московскому купцу – А. П. Богданову. В историю дом вошел как особняк Богданова.  А. П. Богданов оказался весьма загадочной личностью. Все интернетовские материалы об этом доме повторяют одно и то же – особняк Анатолия Павловича Богданова. Попытка узнать что-то об этом Богданове ни к чему не привела.  В книге «Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. — СПб.: А. С. Суворин, 1895-1902. — В отд. изд. подзаг.: Адрес-календарь Российской империи», купец с таким именем не значится.

       Об архитекторе известно на много больше. Происходил он из семьи обрусевших поволжских немцев. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры. Был членом Московского архитектурного общества, работал участковым архитектором, входил в Строительный совет Московской городской управы.

        В 1886 году Гунст основал «Классы изящных искусств для лиц обоего пола», которые позднее стали называться Училищем изящных искусств А. О. Гунста. В этом училище преподавали выдающиеся художники и архитекторы того времени: И. И. Левитан, Ф. О. Шехтель, Л. О. Пастернак, К. М. Быковский, И. П. Машков, А. Н. Померанцев и другие. Сам Гунст вёл в училище класс выжигания по дереву и коже. Совместно с Вахтанговым Гунст основал Студию драматического искусства, послужившую в дальнейшем основой для Вахтанговского театра. Увлекался художественной фотографией, состоял членом Всемирного фотографического общества — его работы были отмечены на Всемирной выставке в Париже. С 1917 года Анатолий Оттович служил актёром Малого театра. И, кроме всего выше перечисленного, он был замечательным архитектором, по проекту которого построены усадебные и доходные дома в Москве.

          Несмотря на то, что особняк Богданова возведен в период расцвета модерна, его декор выдержан в стиле «неогрек»: изящные вазоны на карнизе здания, ионические колонны, увенчанные грифонами, на главном крыльце и в оформлении квадратного эркера первого этажа, характерная для классического стиля лепнина, включая полоски меандра, в обрамлении оконных проемов, меандровый же фриз под треугольным фронтоном второго этажа. Все детали декора с большой точностью воспроизводят детали декора греческой классической архитектуры.

  

        Сейчас здание занимает Институт проблем безопасности стран СНГ.

        Совсем иначе выглядит особняк И. К. Баева, расположенный по проспекту Мира, 30. Иван Кузьмич Баев — представитель купеческой семьи Баевых из Коломны, которые были известными в империи обувщиками. Семья имела несколько фабрик и обувных магазинов. Все Баевы были щедрыми благотворителями, жертвуя огромные суммы на содержание учебных заведений, домов призрения и больниц.

         Участок, на котором возведен особняк, сменил несколько владельцев, пока в 1895 году его ни купил Кузьма Денисович Баев. Как выглядел построенный Кузьмой Денисовичем дом неизвестно. Но известно, что, получив участок с домом на 1-ой Мещанской, его сын, Иван Кузьмич Баев, решает перестроить его. Для этого он приглашает архитектора Владимира Ивановича Чагина. Владимир Иванович окончил Императорскую Академию художеств со званием классного художника 1-й степени. Работал в Петербурге и в Москве, был ревизором-техником контроля Министерства императорского двора и секретарем Московского архитектурного общества.

          Работая над заказом Баева Чагин сохранил крепкий каркас прежнего дома, но преобразил его внешний вид и изменил внутреннюю планировку. Дом выполнен в стилистике северного модерна и напоминает скандинавский коттедж. Вход в здание расположен в пристроенной к дому с правой стороны башенки с остроконечной готической крышей. Башенка облицована керамической плиткой «кабанчик». Над жилой частью архитектор надстроил третий этаж в виде мансарды с широким трехстворчатым окном. Оконные переплеты с частым размещение горбыльков полностью воспроизводят вид окон северных стран.  В целом внешняя отделка дома скромна и состоит только из геометрических линий.

        Семья хозяина особняка занимала второй этаж с большой мансардой, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. В ней с 1910 по 1924 год жил Валерий Яковлевич Брюсов. После смерти поэта в доме разместился музей-квартира Брюсова. С 1999 года музей расширил свои экспозиции и стал называться «Музей Серебряного века». Кроме мемориального кабинета Брюсова, в здесь есть залы символизма, акмеизма, авангардизма и футуризма, в которых собраны экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве наиболее ярких представителей этих направлений. Кроме экскурсий по постоянной экспозиции в музее проводятся лекции, творческие и музыкальные вечера, различные выставки.

        Трехэтажный дом на Долгоруковской улице, 17 во всех доступных мне источниках значится, как особняк некой Евгении Ковригиной. Сведений об этой даме нет никаких, да и о доме тоже. Известно только, что построен он в 1902 году по проекту Василия Иванович Мясникова. Василий Иванович окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника архитектуры. В Москве по его проектам построен ряд доходных домов и перестроены некоторые частные дома в основном в стиле модерн.

         Особняк Ковригиной представляет собой трехэтажный практически кубический объем. Главный фасад украшен лепниной с цветочными мотивами, выдержанными в стилистике модерна. Угол здания подчеркнут лопатками на уровне второго и третьего этажей, плавно переходящих в аттик. Вероятнее всего, как и в особняке Баева, здесь жили не только хозяева особняка, но и была квартира, предназначенная для сдачи в наем.

  

  

      В 1992 году здание было реконструировано югославской строительной фирмой для регионального представительства немецкой химической компании Hoechst.  Тогда же появилась безобразная мансарда над задней частью здания, которая к счастью практически не просматривается с Долгоруковской улицы. В 1999 году компания Hoechst объединилась с другой химической компанией. Занимает ли здание на Долгоруковской представительство этой объединенной компании или какой-то другой – неизвестно.

          По поводу следующего особняка никаких разночтений быть не может – модерн в чистом виде. Хотя и здесь есть свои нюансы. Речь идет об особняке Динга, который расположен по адресу 3-я Рыбинская улица, 22, строение 4. Построен он в 1902 году по проекту Александра Михайловича Калмыкова. Калмыков окончил МУЖВЗ с малой серебряной медалью и званием неклассного художника архитектуры. Служил участковым архитектором. В списке его работ – доходные дома, строительство и переделка частных домов и особняков, фабричные корпуса, самым известным из которых является комплекс производственных зданий фабрики Ф. Эйнема – знаменитого «Красного октября».

        Особняк Динга построен тоже на территории фабрики господина Динга, корпуса которой также возведены по проектам Калмыкова.

      Иоганн-Леонард Динг приехал в Москву из Гамбурга в 1880-ом году. Вскоре Динг совместно с Александром Марковичем Галиным создал компанию «Динг и Галин» и открыл в Москве фабрику по производству макарон, шоколада и кондитерских изделий. Дело пошло хорошо и для расширения производства Динг купил участок в Сокольниках у притока Яузы реки Рыбинки. Для строительства новых фабричных корпусов и конторских зданий пригласили архитектора Калмыкова.

       В особняке в стиле модерн размещались квартира Динга и конторское помещение на первом этаже. Здание поражает необычными формами и обилием декора: высокая четырехскатная крыша, угловая башенка с шатровым завершением, разные по форме и размеру окна с лепным обрамлением — и арочное, и почти круглое, и узкие окна-бойницы, обилие лепных деталей с цветочными мотивами, маскарон девы-лорелеи, майоликовые панно с морским пейзажем и цветочной композицией, кованные ограда, ворота и калитка тоже с цветочным мотивом, появившиеся в 1904 году… И все-таки этот дом отличается от типичного ар-нуво. Стилистически он напоминает фахверковые европейские дома начала 20 века. Вероятно, немец Динг скучал по своей родине и хотел, чтобы его московский дом был похож на немецкий. Что ж, если это было пожелание заказчика, то можно сказать, что Калмыков справился с ним блестяще.

 

 

  

 

  

 

          С началом Первой мировой войны Динг вернулся в Германию, т.к. отношение к немцам в России стало резко негативным. После 1917 года и фабрика, и особняк были национализированы. Фабрика кроме макарон стала выпускать еще и обувь (!). Помните такую обувную фабрику «Буревестник»? В особняке Динга разместился фабричный клуб, потом офисный центр.

         Сейчас макаронная часть фабрики продолжает работать, выпуская продукцию под маркой «Экстра М», а в обувной части открыт бизнес-центр. Особняк реконструирован в конце 1990-ых. Были отремонтированы фасады, восстановлена лепнина, частично воссозданы интерьеры, деревянные перекрытия заменили бетонными, в цокольном этаже устроили тренажёрный зал. Вскоре после этого особняк перешел в частную собственность и стал использоваться как жилой. Имя конкретного владельца неизвестно, но сейчас в интернете можно найти объявление о сдаче его в наем за 1 605 000 (!) рублей в месяц.

        Общественные здания, построенные в Москве на рубеже 19-20 веков, редко полностью выдержаны в стиле модерн. Чаще это эклектика или историзм, т.е. смешение стилей. Познакомимся с некоторыми такими общественными зданиями, расположенными на Девичьем поле в Хамовниках.

      Погодинская улица, 6, строение 1. Здесь располагается бывшее здание Московской контрольной палаты. Контрольная палата в Российской империи являлась местным учреждением государственного контроля и занималась документальной ревизией счетов всех государственных учреждений губернии, в данном случае – Московской. Решение о строительстве контрольной палаты было принято в 1893 году, тогда же архитектором Федором Никитичем Кольбе был разработан план владения. Само здание было построено в 1896 году по проекту Августа Егоровича Вебера. В целом отделка фасадов здания больше тяготеет к русскому стилю с элементами модерна. В 1910 году здание было надстроено четвертым этажом по проекту Ивана Сергеевича Кузнецова при участии Ильи Евграфовича Бондаренко. Чуть позднее появилось нарядное крыльцо в русском стиле.

 

        Сейчас разглядеть фасады целиком очень трудно из-за разросшихся деревьев. Поэтому привожу фотографию начала 20 века из интернета.

        С 1930-ых годов здание занимает Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена.

        Следующий адрес – Погодинская улица, 10, строение 1. Сейчас здесь располагается ФГБУ «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» с административными и лабораторными помещениями. В 19 веке участок, на котором располагается строение принадлежал семейству Погодиных: историку и писателю Михаилу Петровичу Погодину, его сыну, а затем снохе. Именно в честь Михаила Петровича названа Погодинская улица, и именно на ней стоит, наверное, самый замечательный московский деревянный дом – усадебный флигель http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_derevyannaya-4/ .

         В 1898 году часть усадьбы, где был разбит обширный сад, приобретает Совет Приюта для неизлечимых больных имени митрополита Сергия для строительства нового здания приюта. Проект разработан известным московским архитектором Сергеем Устиновичем Соловьёвым, а строительство было завершено в 1901 году. В результате было построено двухэтажное здание, выходящее главным фасадом в сад, с пятигранным ризалитом в центре объема и несколькими крыльями с противоположной стороны. На первом этаже ризалитной части располагалась приемная, а на второй – храм во имя Сергия Радонежского. Это было образцовое медицинское заведение с палатами на 2 – 6 человек, окна которых выходили в сад, ванными и туалетными комнатами, столовой, аптекой, помещениями для доктора, фельдшеров и сестер милосердия, различными хозяйственными помещениями и постройками во дворе.

          Что касается декора главного фасада, то он скорее выдержан в русском стиле, чем в стиле модерн: декоративные пояски из кирпича типа «бегунец», ширинки с изразцами. Центральный ризалит венчали главка храма на высоком барабане и звонница с тремя небольшими главками.

 

        В 1918 году приют был ликвидирован, а здание передано в ведение Государственного института дефективного ребенка. В 1926 году проведена перестройка: надстроены два этажа, все церковные атрибуты на ризалите, естественно, удалены, изменена часть оконных проемов, утрачены элементы декора. Но в целом надстроенные этажи стилистически гармонируют с первоначальным видом здания.

  

     Все годы здание бывшего Сергиевского приюта занимали и занимают до сих пор различные медицинские учреждения.

       Большая Пироговская улица, 9а, строение 1. По этому адресу расположено здание, которое построено по проекту Анатолия Александровича Остроградского в 1910 году. Заказчиком выступали городские власти. Это бывший Городской дом начальных училищ. Как и в случае предыдущих зданий, его архитектуру трудно полностью описать словом «модерн». Да, наверное, было бы странно, если бы такие общественные здания, как начальные училища или приюты, строились в Москве в полном соответствии с требованиями ар-нуво. Искусствоведы определяют архитектурный стиль этого здания, как «модерн в сочетании с псевдорусским» или «неорусский модерн».

        Главный фасад симметричен. По углам расположены низкие объемы, похожие на древнерусские крыльца-всходы. Двускатные кровли и щипцовые фронтоны – тоже относятся к элементам русского стиля, как и декоративные пояски и лепные элементы. А вот разновеликие окна (узкие, словно бойницы, и большие арочные) можно смело отнести к модерну.

 

 

         Но главное украшение фасада – майоликовое панно по мотивам московского герба: битва Георгия Победоносца со Змием. Небольшие панно с Георгием Победоносцем располагаются над обоими входами в здание. Панно были изготовлены одновременно на двух заводах — Абрамцевском и в городке Кикерине под Санкт-Петербургом, большое — по эскизам художников Сергея Васильевича Герасимова и Сергей Васильевич Чехонина, а малые – самого Остроградского.

  

        Разросшиеся деревья, как и в предыдущих случаях, не позволяют увидеть здание целиком. Поэтому снова пара старых фотографий из интернета.

  

        С 1963 года и по сей день в бывшем доме Городских начальных училищ размещается медико-биологический факультет Медицинского университета имени Н. И. Пирогова.

27.12.2020

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *