МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. Часть 7
Прежде чем начать очередной рассказ о московском модерне, хочу напомнить моим читателям, что здесь идет речь об особняках и общественных зданиях, построенных в конце 19 – начале 20 веков. О доходных домах того времени я рассказываю в отдельных статьях. Кроме того, в материалы о московском модерне попадают здания, построенные не только в стиле классического модерна: на рубеже веков в Москве было построено много зданий, как принято говорить, с элементами модерна. Это были дома со стилизацией под разные стили: классический, готический, романский, ренессанс, восточный. Часто в оформлении зданий сочетались несколько стилей, создавая замечательные образцы архитектурной эклектики. Но все эти здания в той или иной степени несут в себе черты модерна.
Будут такие дома и в этой части рассказа о московском модерне. Но начнем мы все-таки с классических образцов модерна.
Первый адрес – Средний Овчинниковский переулок, 8, стр.1. Здесь располагается особняк Лидии Яковлевны Гельтищевой. Эта дама была супругой купца второй гильдии, советника московского отделения попечительства императрицы Марии Александровны о слепых и благотворительного общества попечительства о беспризорных детях при управлении московского градоначальника (такие сферы благотворительности указаны в Адресной и Справочной книге «Вся Москва» за 1916 год), Ивана Егорович Гельтищева.
Особняк на этом месте был построен в 1834 году неким купеческим сыном Стебневым. В конце 19 века владельцами дома и участка становятся Гельтищевы. Лидия Яковлевна пригласила в 1904 году Флегонта Флегонтовича Воскресенского для переделки старого дома. Воскресенский пристроил к дому Стебнева два боковых крыла и отделал особняк в стиле модерн. Фасад небольшого здания покрыт бирюзовой глазурованной плиткой.
В оформлении очень широко представлены цветочные мотивы. Судите сами. Окна обрамляют лепные цветы и листья чертополоха, двухчастное «итальянское» окно, состоящее из двух полуциркульных окошек, объединённых арочной нишей украшено витой пилястрой.
Над этим окном расположено панно из керамической плитки с изображением орхидей.
Парадный вход оформлен колоннами тосканского ордера и кованным светильником, напоминающим огромный цветок.
Окна полуподвального этажа закрыты коваными решётками с цветами ириса. Аттик украшен декоративными тумбами с шарами, а на фасаде расположен картуш с вензелем владельцев особняка, состоящий из переплетенных букв «Л», «И» и «Г» — «Лидия и Иван Гельтищевы».
Сейчас здание считается бизнес-центром «Средний Овчинниковский 8 с1» и помещения в нем сдаются в аренду под офисы. Не знаю, как это отразится на интерьерах особняка, которые хорошо сохранились. Думаю, что арендаторы подойдут использованию помещений бережно, т.к. особняк Гельтщевой имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
Два особняка в Пречистенском переулке имеют абсолютно разный декор и общую историю строительства. В начале 19 века обширный участок в этом районе принадлежал князю Ивану Алексеевичу Гагарину. После войны 1812 года, когда усадьба Гагарина практически полностью сгорела, участок был разделен на несколько частей и продан. Участки меняли хозяев, пока в конце 19 века владения по Пречистенскому переулку не купило Московское торгово-строительное общество Якова Андреевича фон Рекка. Общество занималось строительством домов для дальнейшей их продажи. Концепция строительства Рекка заключалась в создании в Москве удобных, оборудованных по последнему слову техники и красивых домов. Для реализации своих целей Яков Андреевич приглашал известных московских архитекторов. Так два дома в рамках программы Я. А. Рекка на Поварской построили по проектам Льва Кекушева http://www.peshkompomoskve.ru/lev_kekushev/ .
Дома в Пречистенском переулке построены по проектам Вильяма Францевича Валькота. Сын шотландского торговца, перебравшего в Россию и женившегося здесь на девушке из семьи немецких колонистов, родился в Одессе. Детство его прошло в разных городах Европы, где у отца были торговые дела. В семнадцатилетнем возрасте Валькот приехал в Россию и получил образование в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Работал в Москве, принимал участие в разработке проекта гостиницы Метрополь, работал в Абрамцевских керамических мастерских.
Особняк по адресу Пречистенский переулок, 10 построен в 1900 году. Стены дома отделаны керамической плиткой песочного цвета и украшены лепными панно с характерными для модерна женскими маскаронами.
Подоконные филёнки декорированы майоликой, изготовленной по эскизам Врубеля.
Вертикаль главного фасада подчеркнута ризалитом с небольшим эркером.
Позднее, в 1907 году по проекту Михаила Федоровича Бугровского к особняку был пристроен объём подъезда, повторяющий формы самого здания.
Готовый особняк приобрела Мария Федоровна Якунчикова, урожденная Мамонтова, супруга Владимира Васильевича Якунчикова. Муж Марии Федоровны был старшим сыном известного предпринимателя Василия Ивановича Якунчикова, руководил ткацкими фабриками, кирпичными заводами и другими семейными предприятиями. А сама Якунчикова увлекалась народными промыслами и изготовлением предметов прикладного искусства (вышивок, ковров, майолики в Абрамцевской мастерской), живописью и популяризацией народного прикладного искусства.
По мнению искусствоведов в этом здании Валькот соединил черты северного, англо-шотландского, модерна и франко-бельгийского Ар-Нуво, создав при этом удивительно целостный и оригинальный образ.
Сейчас особняк занимают службы посольства Заира, занимающего соседний дом 12 в Пречистенском переулке.
Дом по адресу Пречистенский переулок, 8 построен несколько позже, в 1902-1903 годах и декорирован совершенно иначе: стены облицованы светлой глазурованной сиреневой плиткой – «кабанчик», симметричные полуциркульные окна и вход в особняк обрамлены лепными панно с рокайльным декором и модерновыми женскими маскаронами, над входом в особняк установлен навесной стеклянный козырек в стиле французского Ар-Нуво, а на крыше – декоративные вазы-урны.
После завершения строительства особняк купил владелец известной музыкально-издательской фирмы Карл Александрович Гутхейль, тот самый, у которого был классический особняк в Денежном переулке http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-2/.
В 1913 году Гутхейль продает особняк представителю известной купеческой семьи Карзинкиных Дионисию Сергеевичу Карзинкину, кандидат-директору Ярославской Большой мануфактуры. После 1917 года в национализированном особняке располагались различные детские коммунистические организации, а с 1958 года его занимает посольство Марокко.
Оба особняка имеют статус объектов культурного наследия федерального значения.
Симпатичный особняк в стиле рационального модерна расположен на улице Солженицына, 36. К сожалению, сведений об этом доме практически нет никаких: ни имен владельцев, ни имен архитекторов, ни что располагается в бывшем особняке сейчас. В основе особняка – главный дом городской усадьбы 18-19 веков. В стиле модерн его переделали в 1911 году. Сейчас, по всей видимости, его занимает какой-то офис.
Два следующих особняка, о которых я хочу рассказать, построены значительно раньше возникновения стиля модерн, а вот перестроены в эпоху модерна. Фасады этих домов совсем не несут черт модерна, но и рассказывать о них в статье о классицизме тоже неправильно.
Особняк некоего А. И. Иевлева по Гоголевскому бульвару, 9 построен в 1879 году по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Обера. Обер учился в Московском дворцовом архитектурном училище, которое окончил со званием архитектора-помощника. Работал в Петербурге, с 1863 года – в Москве. Служил участковым архитектором, членом Строительного совета при Московской городской управе и архитектором Московского городского Общества Взаимного от огня страхования. С 1885 состоял членом-корреспондентом, а с 1890 — действительным членом Московского археологического общества. Обер также являлся помощником архитектора Оружейной палаты.
Особняк перестраивался в 1909—1912 годах по проекту архитектора Евгения Иосифовича Зеленского. Время перестройки совпало с расцветом неоклассицизма, и Зеленский оформил фасады в этом стиле: ионические капители, классические прорисованные гирлянды и маски. От модерна — только эркеры по краям фасада.
Сейчас в особняке находится центральный офис Антипинского нефтеперерабатывающего завода.
Следующий адрес Поварская, 21/17. Здесь на углу Поварской и Борисоглебского переулка расположен главный дом усадьбы Носенкова – Балина. Участок с обветшавшими строениями, принадлежавшие с 1763 по 1882 год семейству статского советника Михаила Михайловича Данилова, купил ейский купец Александр Иванович Носенков. Александр Носенков вместе с братом Сергеем торговал инструментами, гвоздями, железом, скобяным товаром под фирмой «Носенковы бр. А. и С.». У Носенковых была и собственная фабрика оконных, дверных и печных приборов: ручек, задвижек и т.п.
Именно для Носенкова в 1887 на участке строится новый дом. Автор проекта – любимец московского купечества Александр Степанович Каминский, стиль строения ближе всего к классицизму с характерной рустовкой стен, листьями аканта и масками сатиров, богатым обрамлением окон парадного фасада (треугольные сандрики, лепные элементы и полуколонны). Поворот в переулок отмечен скошенным углом.
Семейство Носенковых проживало в доме на Поварской до самой смерти Александра Ивановича. Его наследники в 1904 году продали дом владельцу текстильной фабрики в Юже Владимирской губернии Василию Асигкритовичу Балину. Балин перестраивает здания усадьбы, пригласив для этого молодого архитектора Виктора Александровича Веснина и Никиту Герасимовича Зеленина. Перестройка коснулась хозяйственных служб, достройки дополнительных объемов и перепланировки главного дома и оснащения его бытовыми удобствами. Фасады Каминского остались без изменений.
Сейчас в здании располагается Культурный, научный и информационный центр Венгерской республики. Оно имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. В настоящий момент готов проект реставрации усадьбы.
Совсем другая история и внешний вид другого «классического» особняка. Речь идет об особняке фон Рекк на Пятницкой улице, 64. Он построен в 1897 году по проекту Сергея Владимировича Шервуда в рамках проекта Рекка по строительству в Москве особняков для продажи. Фактически этот дом стал одним из первых коммерческих проектов Московского торгово-строительного общества. Архитектурное бюро общества в ту пору возглавлял Сергей Шервуд, сын Владимира Осиповича и старший брат Владимира Владимировича Шервуда http://www.peshkompomoskve.ru/sherwood-1/
Шервуд оформил особняк в стиле неоклассики, сделав наиболее нарядным боковой фасад. Каких только классических элементов здесь нет: коринфские колонны, на которые опирается богато декорированный фронтон, скульптуры львов и муз, купольное перекрытие с вазами-урнами, грифоны, сатиры, акант… Кажется, Шервуд использовал в декоре фасада все существующие классические элементы. В результате получился не классический декор, а скорее эклектичный по мотивам классики.
По купеческой традиции особняк был записан на супругу Рекка Вильгельмину. Вскоре дом был продан Петру Васильевичу Стахееву, который перепродал его другому купцу — Николаю Суханову. Суханов владел домом до 1917 года. После 1917 года в национализированном особняке располагались различные партийные и общественные организации, а однажды здесь выступал с речью Ленин. Об этом сообщает огромная гранитная мемориальная доска.
С 2012 года в здании располагается Российское энергетическое агентство – подразделение Министерства энергетики. В здании проведена комплексная реставрация фасадов и интерьеров. Проект и его реализация получили первое место на конкурсе «Московская реставрация — 2017».
Особняк в Денежном переулке, 16 построен в 1900 году на месте обветшалых строений для новой владелицы участка Наталии Владимировны Урусовой. Автор проекта – Карл Васильевич Трейман. Трейман учился в Императорской Академии художеств, но так и не смог ее окончить. Тем не менее через несколько лет он получил право на производство работ по гражданскому строительству и дорожной части. С 1890-ых годов работал в Москве: сначала являлся архитектором Московского страхового от огня общества, позднее — архитектором Кредитного общества.
Дом в Денежном переулке, как и предыдущий, тоже оформлен в классическом стиле, но как его декор отличается от декора особняка фон Рекка. Скромное классическое оформление то ли было пожеланием заказчицы, то ли обусловлено расположенными в переулке классическими особняками первой половины 19 века http://www.peshkompomoskve.ru/classicism-2/
Среди элементов декора нашлось место медальонам с датами строительства особняка.
По другим сведениям, этот особняк был построен Трейманом для некой госпожи Аристовой. А еще есть версия, что дом являлся частью городской усадьбы Петра Александровича и Николая Петровича Павловых. Когда в 1906 году Павловы построили на своем участке другой дом, выходящий главным фасадом в Глазовский переулок, то часть участка с домом продали Урусовой http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-2/
Через несколько лет семья Урусовых переехала на родину супруга Наталии Владимировны Петра Дмитриевича, в Ярославль, где Петр Дмитриевич занял должность управляющего губернским земельным дворянским банком. А особняк сдавался в аренду. Какое-то время его снимал Алексей Александрович Бахрушин. Сейчас особняк Урусовой занимает посольство Габона.
Построенный в 1896 году по проекту Карла Карловича Гиппиуса особняк самого Алексея Александровича Бахрушина и вовсе стилизован под раннюю английскую готику: красная кирпичная кладка, оттененная белым кирпичом, башенки, оконные переплеты, стилизованные под окна готических соборов и дворцов, обилие темного дерева в отделке интерьеров. Особняк на Лужнецкой улице (ныне – улица Бахрушина) первоначально предназначался для проживания семьи Алексея Александровича, но все вышло иначе. Алексей Александрович был страстным театралом и не менее страстным коллекционером. Он много лет собирал все, что было связано с театром: рукописи, декорации, театральные костюмы, уникальные предметы реквизита, книги о театре… В 1894 году он впервые представил коллекцию публике, а вскоре после окончания строительства особняка решил разместить в нем свою коллекцию и открыть в здании публичный театральный музей. В 1913 году музей был передан в ведение Академии наук с условием оставления его в Москве, в 1917 году музей был включён в сеть государственных учреждений. Алексея Бахрушина в 1918 году назначили пожизненным директором музея.
Разросшиеся перед домом деревья мешают рассмотреть особняк, поэтому привожу дореволюционный рисунок особняка из интернета.
А закончим сегодняшнее знакомство с московским модерном одним общественным зданием, также связанным с именем Бахрушиных. По Смоленскому бульвару, 4 располагается здание бывшего городского училищного дома, построенного в 1904 — 1905 годах на средства купеческой семьи Бахрушиных – известных московских благотворителей. Построено оно по проекту Николая Николаевича Благовещенского, который был архитектором несколько училищ в Москве, в том числе благотворительных при приютах. Он окончил Императорскую Академию художеств со званием классного художника архитектуры второй степени и медалями за выполненные проекты. Но свое обучение он начал в семинарии Ярославля. Наверное, поэтому среди его архитектурных работ много проектов строительства и перестройки храмов.
Четырёхэтажное здание училища решено в тёплой охристой гамме. Окна второго и третьего этажей разделены между собой плоскими пилястрами, которые выложены керамической плиткой. Над входом — вертикальный витраж лестничной клетки, в обрамлении которого просматривается эстетика модерна.
В 2000-ых годах здание полностью перестроено внутри с сохранением деталей фасада. Сейчас его занимают различные офисы.
14.06.2021
«Первый адрес – Средний Овчинниковский переулок, 8, стр.1. Здесь располагается особняк Лидии Яковлевны Гельтищевой. Эта дама была супругой советника московского отделения попечительства императрицы Марии Александровны о слепых и благотворительного общества попечительства о беспризорных детях при управлении московского градоначальника (такая сложная должность указана в Адресной и Справочной книге «Вся Москва» за 1916 год), Ивана Евгеньевича Гельтищева».
Во-первых, если посмотреть все оцифрованные книги «Вся Москва» за период с 1875 года по 1918 можно увидеть, что супруга Лидии звали Иван Егорович Гельтищев, и был он купцом второй 2 гильдии и занимался москательными товарами.
Во-вторых, попечительством он занимался в свободное от работы время. Ежегодно Иван Егорович вместе с супругой жертвовали по 1000 рублей в несколько обществ, о чём также говорится на страницах справочников «Вся Москва».
В-третьих, если заглянуть в справочники о лицах, получивших купеческие звания, там можно найти, что Иван Егорович стал купцом в 1879, в один год со своей тёщей Анной Парамоновной Тихоновой, а в 1888 они совместно реорганизовали тихоновское производство и создали ТД «Анна Тихонова и Ко».
Спасибо, очень ценные замечания. По поводу Ивана Егоровича, то это моя ошибка — не разглядела запись и «Ив. Ег.» расшифровала, как Иван Евгеньевич.