МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-1

     МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА.Часть 1

      Доходный дом – это многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду. Как объект городской застройки возник в Европе в 1830-1840 годах. К середине 19 века доходные дома получили широкое распространение в городах Российской империи: в Петербурге, Одессе, Киеве, крупных городах Сибири, Ростове на Дону и, конечно же, в Москве. Владельцами доходных домов были и частные лица, и различные организации – учебные заведения, благотворительные и коммерческие общества, монастыри и т.п. Помимо сдаваемых в аренду квартир в доходных домах часто располагались и квартиры владельцев дома, на первых этажах помещения сдавались под магазины и лавки, небольшие мастерские, а подвалы – под склады товаров.

     Цель постройки доходного дома – получение стабильного дохода от сдачи помещений. Окупаемость доходного дома зависела и от арендной платы за квартиры, и от затрат на строительство. Эти затраты заказчики, как правило, старались уменьшить. Поэтому декор получали только главные фасады доходных домов. Декор этот зависел от вкусов заказчика, средств, выделенных на строительство и модных архитектурных тенденций во время строительства.  В дореволюционной Москве доходные дома составляли почти половину жилого фонда. Многие из них сохранились до нашего времени. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми из доходных домов, которые были построены в нашем городе на рубеже 10-20 веков, когда самым популярным стилем в архитектуре был модерн.

     Начнем наше знакомство с доходными домами в стиле модерн с самого центра Москвы, со зданий, расположенных в так называемых тихих арбатских переулках и на самом Арбате.

     Первый адрес – Большой Афанасьевский переулок, 32/9. Здесь расположен доходный дом О.О.Вильнера. Этот дом построен в 1905-1906 годах по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова. Заказчиком выступал инженер-строитель Осип Осипович Вильнер. Вильнер занимался строительством доходных домов на продажу, в доме, о котором идет речь, он был не только застройщиком, но и домовладельцем. Что касается архитектора, то Николай Иванович так и не получил полноценного архитектурного образования. Вероятнее всего он окончил Строгановское училище, получил квалификацию «ученого рисовальщика» и какое-то время работал преподавателем рисования. Но судьба свела Жерихова с Вильнером, он стал штатным архитектором в фирме Осипа Осиповича и, благодаря своему таланту, одним из самых востребованных архитекторов Москвы.  В городе им было построено более 45 доходных домов, которые украшают столицу до сих пор. Но подробнее о Н. И. Жерихове и его творчестве мы поговорим в другой раз. А сейчас полюбуемся домом в Большом Афанасьевском переулке.

     Доходный дом Вильнера – яркое воплощение фирменного стиля Жерихова: обилие скульптурных форм (декоративные колонны, маскароны) и лепнины, включая цветочные орнаменты, характерные для модерна. В данном случае – это маки. В декорировании фасадов использована керамическая облицовочная плитка: матовая серо-бежевая и глазурованная сине-зеленая. Часть стен оштукатурена и рустована. Фасад здания украшают фризы с изображениями русалок и морских раковин. Угол здания оформлен тремя эркерами в три этажа,  которые придают особый акцент всему декору доходного дома.

               

     

   

     Цветочные орнаменты и завитки можно увидеть в чугунных элементах дверей и балконов.

   

     В конце 90-ых дом был реконструирован под руководством архитектора Александра Рафаиловича Асадова. Внутри здания были заменены перекрытия, восстановлены камины, вставлены металлические двери. Окна, сохранив прежний вид, заменены на стеклопакеты.  В подвальной части устроен паркинг, тренажерный зал, сауна и т.п. Получился элитный дом с ОООчень дорогими квартирами. К счастью, фасады здания при реконструкции практически не были изменены. Единственное, что изменилось в наружном облике дома, это надстройка нескольких этажей. Но надстройка эта, включая футуристическую крышу, выполнена бережно: этажи надстроены в глубине здания и практически не меняют облик фасада, а плавные линии новой крыши перекликаются со стилем модерн. Учитывая многие бездарные переделки исторических зданий, можно сказать, что это не самый плохой вариант.

      Большой Афанасьевский переулок, 33. Это совсем рядом с доходным домом Вильнера, но вид здания совершенно другой.  Доходный дом некоего А. М. Юкина (или А. П. Юкина?) построен в 1914 году по проекту Валентина Евгеньевича Дубовского. Валентин Евгеньевич считается признанным мастером модерна, но его модерн совсем не похож на стиль предыдущего здания. Дубовской сочетал в своих проектах модерн с элементами готики и романской архитектуры. Именно им построены в Москве знаменитые дома с рыцарями. Об одном из них, доме Эпштейна в Гусятниковом переулке, можно прочитать здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-3/. О другом я расскажу чуть позже. Ну а пока посмотрим на доходный дом Юкина.

     Шестиэтажный одноподъездный дом  выглядит тяжеловесно. Эту тяжеловесность подчеркивает декор фасада: огромные во всю высоту здания пилястры, украшенные в капителях фигурами Геракла. Может быть, такой декор фасада как-то связан с занятиями или внешностью домовладельца? К сожалению, никаких сведений о нем мне разыскать не удалось: ни рода занятий, ни даже полного имени.

       Фасад украшает карниз с лепным узором между пятым и шестым этажами. А между окнами шестого этажа в рустованных окантовках помещаются лепные медальоны, напоминающие гербы с рыцарскими шлемами и змеями.

       На примере этого дома хорошо видно, что в доходных домах декорировались только главные фасады, боковая стена глухая и без намека на декор. Правда противоположную глухую стену в 2014 году украсило огромное граффити: портрет Михаила Булгакова и черный кот. Появилось это граффити именно на доходном доме Юкина не случайно: многие события романа «Мастер и Маргарита» проходили в районе Арбата, а не так далеко, на Большой Садовой расположен знаменитый дом-музей Булгакова.

      А теперь, как и обещала, познакомимся со вторым домом с рыцарем, построенным по пректу Дубовского. Расположен он неподалеку, на улице Арбат, 35. И тоже связан с именем Булгакова и его романом «Мастер и Маргарита». Исследователи творчества писателя полагают, что печальные рыцари на доме послужили прототипом Коровьева. Помните? – «На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». А в самом доме находилась квартира критика Латунского, которую разгромила Маргарита, влетев в окно на половой щетке.

      Построен этот доходный дом при участии архитектора Николая Алексеевича Архипова на участке, принадлежавшем купцу третьей гильдии Якову Михайловичу Филатову в 1913 году . Из экономических соображений, как это часто бывает и сейчас, дом был записан на супругу купца Анну Тимофеевну. Филатов помимо этого доходного дома считался владельцем еще нескольких домов в Москве. Остается открытым вопрос откуда у вобщем-то небогатого купца, владельца  небольшой компании по продаже сантехнических и электрических товаров, были средства на постройку нескольких доходных дом. Основная версия гидов, проводящих экскурсии у домов Филатова, состоит в том, что опять же из экономических соображений, средства на строительсво выделяли богатые купцы, вроде Саввы Морозова, а Филатов был посредником и номинальным юридическим владельцем. Может быть так и было, тем более, что дома Филатова были дорогими. А арбатский дом с рыцарями и вовсе был, как теперь говорят, элитным.

       Квартиры для жильцов имели по 5-6 комнат, не считая помещений для прислуги, которые располагались у кухонь. Внутреннее пространство поражало своим оформлением и обустройством. В нем были установлены  шикарные лифты с зеркалами и кожаными диванами. Этажи соединяли мраморные лестницы с дубовыми перилами и чугунными узорчатыми балясинами. Окна были богато оформлены витражами.

      Кроме квартир в доме располагалась гимназия Марии Ивановны Жиц и один из лучших в Москве детских садов. Особое внимание в гимназии уделяли изучению иностранных языков. В ней помимо семи обыкновенных гимназических классов было два приготовительных класса и восьмой педагогический.

     Что касается стиля, то одни искусствоведы считают, что здание построено в псевдоготическом стиле, другие — в неоготическом, а некоторые вообще считают такие постройки рубежа 19 – 20 веков разновидностью северного модерна с элементами готики. Рассказ о доме Эпштейна в Гусятниковом переулке я поместила в материале под заголовком «Модерн или не модерн?». Думаю, что такой заголовок подошел бы и к дому Филатовой на Арбате. Как бы там ни было, но доходный дом Филатовой действительно похож на средневековый замок с  эркерами, башенками и остроконечными щипцами.

     В советское время дом был национализирован и большинство квартир превратили в коммуналки. Правда, некоторую часть из них не уплотняли, а заселили туда представителей партийной номенклатуры. В 1975 году дом расселили и передали в ведение Министерства культуры СССР, в котором оно и находилось вплоть 1991 года. В 70-ые годы прошлого века проведенная реконструкция значительно изменила некогда пышное убранство внутренних помещений, и, разумеется, не в лучшую сторону. С 1992 года в здании разместился Дом актёра, переехавший сюда с Пушкинской площади после пожара, а также некоторые учреждения Министерства культуры, офисы банков, ювелирные магазины. Для Дома актёра здесь было оборудовано пять сцен: Большой зал, Малый зал, Камерный зал, Голубая гостиная, Арт салон.

      Декор доходного дома сдержанный со стилизованными готическими элементами: львами, гербами, прекрасными девами и фантастическими животными.

        

     

      Но главным украшением дома, безусловно, являются скульптуры рыцарей, стоящих на консолях между небольшими колоннами. Рыцари располагаются на углу дома, выходящего в Калошин переулок.

      А консоли на углу Арбата и Кривоарбатского переулка пустые. Там рыцарей нет, а между колоннами размещаются окна.

      Некоторые гиды рассказывают, что рыцарей с этих консолей снесло взрывной волной в 1941 году, когда район Арбата попала бомба. Но это неправдоподобная легенда, потому что на довоенных фотографиях рыцарей на этих консолях нет. Смотрите сами.

      Еще один арбатский доходный дом можно отнести к категории «это модерн или не модерн?» Речь идет о доходном доме М. Д. Орлова по адресу Арбат, 12, строение 1. С 18 века большой участок на Арбате принадлежал князьям Шаховским. После войны 1812 года тогдашняя владелица участка княгиня Анна Семеновна Шаховская разделила это большое имение на две части. Одну из них, восточную, княгиня оставила себе, а другую, западную, продала. Современный дом стоит в восточной части владения, оставшейся у Шаховской. Здесь княгиня построила дом в два этажа. И естественно, постройка была выполнена в модном для начала 19 века стиле классицизм. Четкая структура фасада здания видна до сих пор. В 1873 году участок с домом покупает купец 2-ой гильдии Михаил Дмитриевич Орлов, который вместе с отцом и братьями занимался здесь же на Арбате торговлей колониальными товарами и вином. В 1889 году по проекту московского архитектора Ивана Терентьевича Владимирова дом перестраивается под доходный: настраивается еще один этаж, во внутреннем пространстве формируются квартиры. Владелец дома Орлов отходит от дел и живет на средства от сдачи квартир.

       В 1902 году дом еще раз перестраивается, на этот раз по проекту чрезвычайно популярного в то время архитектора Ивана Гавриловича Кондратенко.  Иван Гаврилович был приверженцем стиля модерн, хотя строил здания и в русском стиле, и в стиле неоклассицизма. В Москве по его проектам было возведено более 30 доходных домов. Благодаря перестройке 1902 года, фасад доходного дома Орлова приобретает декор в стиле модерн: растительные орнаменты в оформлении карнизов, архивольтов и в ширинках на стене, мощный карниз под крышей украшенный типичными для модерна цветами и львиными маскаронами.

   

   

      В 1912 году Михаил Дмитриевич Орлов, будучи бездетным, передал свой доходный дом стоимостью около двухсот тысяч рублей Московскому купеческому обществу для того, чтобы на доходы с недвижимости построить богадельню. Сейчас здание занимают различные офисы и магазины.

      Дом на пересечении Арбата и Староконюшенного переулка тоже нельзя с легкостью отнести к зданию в стиле модерн. Доходный дом С. Е. Трындина и А Щепотьевой с магазинами был построен в 1912 году по проекту архитектора Семена Федоровича Кулагина. Владельцами дома были Сергей Егорович Трындин, который вместе с братом Петром владели фирмой по производству, ремонту и наладке физических приборов, а также по изготовлению различного медицинского оборудования, включая хирургическое, и его дочь Анастасия Сергеевна. Время строительства дома совпало с угасанием интереса к модерну. В целом декор здания выполнен в стиле входящего в моду неоклассицизма, но при внимательном рассмотрении в здании можно увидеть черты уходящего модерна: легкая угловая башенка, плавный изгиб карниза над шестым этажом, арочные формы некоторых окон и дверных проёмов. На первом этаже дома располагались магазины, а на остальных – огромные квартиры. В советское время эти квартиры были превращены в коммуналки. После реконструкции здания в середине 2000-ых годов коммуналки расселили и помещения заняли различные офисы. А на первом этаже, как и в начале 20 века размещаются магазины.

       Зато дом по адресу Арбат, 23, строение 1, без всяких оговорок можно отнести к модерну. В 19 веке на этом месте располагались особняки, принадлежавшие разным владельцам.  В 1901 году последний владелец особняка Владимир Михайлович Пржевальский, брат знаменитого путешественника Николая Михайловича, продает участок с особняком Александру Кузьмичу Ечкину. В 1902–1903 годах на месте особняка по проекту архитектора Никиты Герасимовича Лазарева был построен современный четырёхэтажный дом в стиле модерн, в котором разместились гостиница и квартиры для сдачи в наем.

       Несколько слов о владельце гостиницы. Семейство Ечкиных известно в Москве с первой половины 19 века. Это был клан ямщиков. Постепенно к ямщицкой практике добавились мастерские по ремонту и производству экипажей. К началу 20 века мастерские образовали торгово-промышленное товарищество «Ечкины» по изготовлению, продаже и сдаче в наем различных экипажей, которым руководил Александр Кузьмич. Преуспевающий предприниматель Ечкин занимался еще и недвижимостью и был домовладельцем нескольких доходных домов.

      Здание на Арбате строилось как фешенебельная гостиница. Дом был оборудован электрическим лифтом, внутридомовым телефоном, на каждом этаже были предусмотрены диваны для отдыха. На первом этаже здания размещались помещения для шести магазинов — по три с каждой стороны от парадного входа. За каждым магазином в дворовой части были оборудованы небольшие квартиры для их владельцев. На четвертом этаже размещались дорогие квартиры для сдачи в наем, а самый верхний мансардный этаж представлял собой несколько студий-ателье, которые предполагалось сдавать художникам. В одном из этих помещений размещалась студия скульптора С. Т. Конёнкова, а в советское время в мансарде жило семейство художников и реставраторов Кориных, о чем говорит мемориальная доска у главного входа.

      Главный симметричный фасад дома изящно декорирован лепными и металлическими элементами в стилистике французского и бельгийского Ар-Нуво. В декоре здания и оригинальные цветочные орнаменты, и керамическая плитка палевого оттенка, и зеленоватая майолика. Интересно декоративное обрамление окон – архитектор сделал его разным на каждом этаже здания. Капители пилястр представляют собой рокайльные картуши. А над ними расположены небольшие, тонко прорисованные панно с изображениями обнаженных женщин. И конечно же необыкновенной красоты и изящества кованые решетки балконов и цветочные лепные орнаменты. Короче, об этом здании можно много говорить, но лучше увидеть своими глазами, сначала на фотографиях, а потом и воочию.

   

  

      

       В 2008 году здание гостиницы А.К. Ечкина реконструировали, была проведена научная реставрация и восстановление лепнины и росписи по историческим чертежам. На мой взгляд, реставрация проведена удачно, а бывшая гостиница сохранила свой первоначальный внешний вид. Сегодня в доме имеется 8 элитных квартир, несколько нежилых помещений. На первом этаже размещаются магазины и кафе.

      Совсем рядом  расположен дом 29 – та же растительная лепнина, те же изящные решетки балконов. Да и функции у здания аналогичные – доходный дом и гостиница. Совпадения эти не случайны. Этот доходный дом был построен в 1906 году все тем же Никитой Герасимовичем Лазаревым.

      Несколько слов об архитекторе. Происходил Никита Герасимович из старинного рода московских армян, окончил в Санкт-Петербурге Институт гражданских инженеров. Лазарев стал не только востребованным архитектором и проектировщиком, но и успешным предпринимателем-застройщиком. Он самостоятельно проектировал собственные доходные дома и доходные дома многих московских владельцев в начале 20 века. Дом, о котором идет речь, построен для Якова Михайловича Толстого, представителя старинного дворянского рода. После женитьбы Толстой перебрался из подмосковного поместья в Москву и поселился с семейством на Арбате. Супруга Толстого Мария Александровна, по воспоминаниям ее внучки Ксении Немцевич (http://www.proza.ru/2009/10/31/426) , происходила из семьи купцов-фабрикантов. От них Мария Александровна унаследовала активный и деловой характер. Именно она уговорила мужа построить вместо небольшого особняка на Арбате доходный дом. В доме размещались номера гостиницы, квартиры для сдачи в наем и собственная квартира Толстых. На первом этаже, как в гостинице Ечкина, располагались магазины.

      В 1913 году здание было надстроено еще одним, пятым этажом. Эта надстройка изменила первоначальный облик здания и до сих пор смотрится несколько искусственно. Фасад здания симметричный с выступающими по центру и бокам ризалитами. Отделан фасад традиционной для модерна керамической плиткой бежевого цвета. Правда при очередном ремонте плитка на боковых ризалитах была не понятно зачем была окрашена в серый цвет.

      Растительная лепнина – главное украшение фасада. Рельефный фриз по четвертому этажу – россыпь листьев каштана, мансардное окно аттика обрамлено красивой гирляндой из завитков лент и цветов, картуши оконных наличников украшают тоже листья каштана. Ну и конечно, в декоре фасада полно других элементов, характерных для модерна: рустовка, маскароны, лепные имитации свисающих с перекладин флагов.

     После 1917 года квартиры превратились в коммуналки, внутренняя отделка была утрачена. Да и декор фасада понес потери: утрачены оконные рамы с криволинейными переплетами, некоторые балконные решетки. Жаль, конечно, но то, что сохранилось – удивительно красиво.

   

     

     

   

      Сейчас в доме расположены квартиры, офисы и магазины на первом этаже.

      А теперь покинем Арбат и снова углубимся в тихие арбатские переулки.

     Староконюшенный переулок, 41. Доходный дом В. А. и Н. А. Савельевых. Кем были владельцы дома выяснить не удалось. А вот архитекторы дома известны. Ими были уже знакомый нам Валентин Евгеньевич Дубовской и Сергей Михайлович Гончаров. Построено здание в 1911 году на излете интереса к модерну. Дом одноподъездный, пятиэтажный. Края фасада подчеркнуты вертикальными линиями эркеров со второго по четвертый этаж. Фасад облицован керамической плиткой бежевого цвета и украшен красочными вставками из плитки с цветочным орнаментом. Между третьим и четвертым этажами можно видеть вставку из синей плитки. Чердачные окна оформлены башенками – дань готической архитектуре от Валентина Дубовского. Сохранились и кованные элементы декора: решетки подвальных окон, балконов, козырька над входом.

  

   

   

         Сейчас это жилой дом.

      А судьба расположенного неподалеку дома, Староконюшенный переулок, 45, печальна. Здание было построено в 1908 году по проекту архитектора Александра Александровича Бирюкова для купца Павла Андриановича Власова. Власовы, Павел Андрианович и его сыновья, владели несколькими заводами по производству изразцов и керамической плитки. Так что вполне возможно, что керамическая плитка, украшающая доходный дом Савельевых, произведена на фабрике Власовых. Первоначально здание имело четыре этажа, в 1940-х годах оно было достроено до шести этажей. В начале 21 века оно совсем обветшало. Пока шли рассуждения о том, что делать с этим домом малоизвестного архитектора, здание в 2008 году благополучно рухнуло. На его месте возведен жилой комплекс «Клубный дом на Арбате», рассчитанный на 12 семей. Гиды говорят, что фасад здания максимально приближен по декору к первоначальному варианту. Не знаю, на сколько это утвреждение верно – найти в интернете фотографии этого дома начала 20 века не удалось. Жаль, что доходный дом Власова не сохранился. Радует только то, что на его месте построили не коробку из стекла и бетона, а хотя бы стилизацию под модерн.

       Еще одну стилизацию можно увидеть по адресу Кривоарбатский переулок, 13. Доходный дом построен в 1911 году по проекту Николая Ивановича Жерихова. Это единственные  сведения о здании, которые можно найти у М. В. Нащекиной. А больше достоверных сведений нет. Имя владельца не известно. Судьба дома до того как он превратился в элитный клубный дом на 6 квартир «Кривоарбатский 13» — тоже. В интернете можно прочитать о том, что дом был снесен в начале 1980-ых годов, и о том, что он был реконструирован то ли в 2000, то ли в 2008 году. Несколько раз случайно слышала, что говорят об этом доме гиды, проводящие экскурсии по району Арбата (их сейчас в столице проводится много от самых различных турфирм). Рассказы ни разу не повторялись: дом Жерихова полностью разрушен, реконструирован, перестроен и т.п. Приведу здесь лишь одну версию, которая мне кажется наиболее правдоподобной: все-таки была реконструкция здания с практически полным сохранением первоначального вида фасада. Стиль здания можно определить как неоклассицизм с элементами модерна. Что ж, времени постройки это не противоречит. Строгий фасад украшают лопатки между вторым и четвертым этажами и лепные орнаменты с типичными для неоклассицизма элементами. А от модерна осталась цветовая гамма фасада, бежевая и зеленоватая, и оформление входа в дом в традициях венского модерна.  Думаю, что на самом деле фасад – это стилизация под здание начала 20 века. По крайней мере витраж и кованные элементы декора выглядят сделанными совсем недавно.

   

   

   

   

      Зато дом №9 в Кривоарбатском переулке, как теперь принято говорить, аутентичный. Построен он для почетного потомственного дворянина Александра Михайловича Желябужского по проекту архитектора Николая Григорьевича Фалеева в 1906 году. И Желябужский, и Фалеев родом были из Калуги, были знакомы еще до переезда в Москву. Вполне объяснимо, что Желябужский, когда решил построить доходный дом на приобретенном в Москве участке, обратился к архитектору-земляку.  В доме была предусмотрена квартира для владельца. Какое-то время здесь жил и сын Желябужского, Александр. После окончания Института Гражданских Инженеров Александр Желябужский младший  часто работал над проектами вместе с Фалеевым.

     Здание доходного дома А.М. Желябужского выполнено в стиле Ар-Нуво. Фасад симметричный, облицован двумя сотрами керамической плитки, бежевой и зеленой. Первый этаж здания оштукатурен «под шубу» и окрашен в темно-зеленый цвет. Весь декор здания типичен для модерна: два эркера скругленных форм, маскароны с изображением женских лиц, цветочные орнаменты, декоративные кованные решетки балконов, изящные оконные переплеты и арочные дверные проемы.

  

   

       В плане доходный дом Желябужского представлял собой квадрат с небольшим внутренним двором. Сейчас дворик застроен, здание превращено в один из корпусов поликлиники № 1 Управления делами Президента РФ.

        А закончим наше первое знакомство с московскими доходными домами снова на Арбате. Дом 30/3 – типичный доходный дом в стиле модерн. Типичный, но все-таки отличающийся от других арбатских доходных домов. Владельцем здания был мещанин Андрей Игоревич Титов, который работал в «Обществе взаимного страхования от огня». Человеком он был не бедным и владел в Москве еще десятью доходными домами. Дома Титова строились для сдачи в наем небогатым людям. Квартиры были небольшими, без последних для того времени модных новинок типа лифта с зеркалами и телефона. Дом на Арбате построен в 1904 году по проекту архитектора Николая Николаевича Боборыкина, который работал архитектором городского Страхового общества и был лично знаком с Титовым. Так как дом не считался элитным, то и отделка фасада достаточно проста: оштукатуренные стены, эркеры на двух верхних этажах, арочные окна и безукоризненно выполненные чугунные решетки балконов. Балконы, кстати, были только в квартирах, расположенных по фасаду здания. Они были больше, комфортабельнее и, естественно,  дороже остальных.

  

       В советское время основная часть квартир была превращена в коммуналки, но в доме оставались и отдельные квартиры, в которых жили представители партийной номенклатуры и советской культуры.

      Москвичи постарше хорошо помнят этот дом из-за того, что в нем располагался один из немногих зоомагазинов в столице. В нем продавались тропические рыбки, канарейки, попугайчики, хомяки и даже белки. Сейчас трудно себе представить, что покупка каких-нибудь барбусов или белых мышек была когда-то непростой задачей.

       В 1980-х годах дом был перестроен: коммуналки реконструированы в отдельные квартиры. Сейчас это элитный дом на центральной улице Москвы, а на первом этаже по-прежнему расположен зоомагазин. Вот такие метаморфозы – дом средней руки начала двадцатого века стал элитным жильем в начале века двадцать первого.

 09.12.2017

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-1 — 4 комментария

    • В конце 1970-ых, если мне не изменяет память, был еще один зоомагазин на Ленинском проспекте. Но аквариумных рыбок мы покупали на рынке.

    • Спасибо за добрые слова! А скопировать, наверное, трудно, потому что много фотографий. Но Вы всегда можете зайти на сайт и посмотреть то, что Вам интересно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *