МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-10

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА. Часть 10

      Наше сегодняшнее знакомство с московскими доходными домами мы начнем с Замоскворечья, а потом отправимся в центр города, погуляем по самому краешку района Патриарших прудов, снова пройдем по арбатским переулкам и закончим путешествие в Хамовниках. И хотя я уже не раз писала о доходных домах в этих исторических районах столицы, я, разумеется, не смогла рассказать о них всех. Не смогу этого сделать и сейчас – доходных домов в центре города очень много, но с некоторыми интересными зданиями мы сегодня все-таки познакомимся.

        Наш первый адрес – Большая Ордынка, 68. Здесь расположен трехподъездный жилой дом 1911 года постройки. Это бывший доходный дом Николая Дмитриевича Ижболдина.

          Николай Дмитриевич Ижболдин происходил из купеческой династии из города Сарапула. Его отец, Дмитрий Григорьевич, начав с небольшой кожевенной мастерской, спустя некоторое время стал купцом первой гильдии. Он всю жизнь занимался мануфактурной торговлей. Его дело продолжил Николай Дмитриевич и весьма успешно. Жил он в Москве, а не в Сарапуле. Его уважали и принимали в лучших московских домах. Николай Дмитриевич активно участвовал в создании комиссии по строительству железной дороги, занимался благотворительностью, активно участвуя в проектах великой княгини Елизаветы Федоровны.

          В 1908 году Николай Дмитриевич покупает выставленный на торги участок с особняком на Большой Ордынке, который принадлежал почетному гражданину Константину Викторовичу Осипову. Торговый дом «К. Осипов и Ко» обанкротился и все имущество купца было продано за долги с аукциона. Особняк на участке был построен для Осипова в 1883 году по проекту архитектора Николая Аполлоновича Мемнонова. Мемнонов родился в семье губернского секретаря, прошел обучение в Академии художеств и удостоился звания классного художника 3-ей степени. Он много и плодотворно работал в Москве и за свои архитектурные достижения получил дворянское звание.

       Одноэтажный с антресолями особняк в классическом стиле становится местом жительства семьи Ижболдина. В 1911 году Николай Дмитриевич решает построить на своем участке на Большой Ордынке шестиэтажный доходный дом. Здание было возведено в 1912 году по проекту талантливого инженера и архитектора Никиты Герасимовича Лазарева. Представитель известного рода московских армян Лазаревых Никита Герасимович окончил Петербургский Институт гражданских инженеров, стал успешным предпринимателем-застройщиком, самостоятельно проектировал собственные доходные дома, в основном в центре Москвы. Дом на Большой Ордынке построен в неоклассическом стиле с характерным для классики лепным декором и оставшимися от модерна эркерами. Квартиры в доме были просторными, оборудованы электрическим освещением, водопроводом и центральным отоплением, в доме был лифт.

   

   

          В 1918 году Ижболдин эмигрировал во Францию, где прожил долгую жизнь (он умер в 1958 году), приняв на склоне лет сан православного священника. А имущество Николая Дмитриевича в России было национализировано. Особняк отошел наркомату, а позднее министерству иностранных дел, в нем были размещены структуры министерства, с 1962 года посольство Северной Кореи, а с конца 1970-ых особняк принадлежит посольству Кении. Доходный дом, пройдя стадию коммуналок, до сих пор остается жилым.

      Дом 64 на Большой Ордынке, в котором сейчас располагается посольство Киргизии, в некоторых источниках упоминается также как доходный дом Ижболдина, построенный по проекту все того же Н. Г. Лазарева. Правда есть и другая информация. В 1910-ых годах рядом с владением Ижболдина находилось владение мещанина Ивана Николаевича Шибалина. В 1914 году Шибалин получает разрешение от московских властей на снос ветхих построек в своем владении и строительство нового пятиэтажного дома с жилым полуподвалом и одноэтажной каменной прачечной. Доходный дом был построен в 1915 году по проекту гражданского инженерам Николая Ивановича Петрова.

         Несколько помпезный дом в неоклассическом стиле с коринфскими колоннами по центру фасада и полукруглыми эркерами по его краям, как и предыдущий был оснащен по последнему слову тогдашней техники, в нем так же был установлен лифт.

       Прекрасный образец доходного дома в стиле модерн, причем без всяких оговорок, находится на Пятницкой улице, 10. Это доходный дом Николая Григорьева, построенный в 1904 году по проекту Александра Михайловича Калмыкова. В основании дома лежат палаты 18 века. Ну сам он имеет все атрибуты московского модерна: дева-лорелея над входом, плавные линии балконов на кронштейнах по бокам фасада, сложные окна лестничных пролетов, богатый лепной цветочный декор, между третьим и четвертым этажами среди лепнины можно разглядеть морды то ли волков, то ли медведей, а над угловыми окнами пятого этажа — сову.

   

 

   

    

 

   

         На первом этаже располагался колбасный магазин Николая Григорьевича Григорьева, а на остальных сначала меблированные комнаты «Пятницкое подворье», которые позднее были переделаны в квартиры для сдачи в наем. Сейчас функции дома остались прежними – жилой дом с магазинами на первом этаже.

       Несколько слов о владельце дома. Родился Николай Григорьевич Григорьев в крестьянской семье в Ярославской губернии. С десяти лет работал подмастерьем в колбасной мастерской в Угличе. После отмены крепостного права в поисках лучшей доли молодой человек отправляется в Москву, сначала торгует пирожками вразнос, а накопив немного денег, открывает небольшое колбасное заведение в Охотном Ряду. Предприятие оказалось прибыльным,  В 1878 году Николай Григорьевич купил неработающий колбасный завод в Кадашах и превратил его в передовое для своего времени производство. На оборудованной по последнему слову техники «Фабрике колбасно-гастрономических изделий Н. Г. Григорьева» в 1911 году работало триста человек, и на ее долю приходилась почти половина всей мясной продукции, вырабатываемой в Москве.

       Колбасная фабрика Григорьева была самым оснащенным мясным производством в Москве, для нее было закуплено европейское электрическое оборудование и паровые мясорубки. На фабрике была динамо машина, которая вырабатывала электричество для электромашин и освещения. Для продажи своих изделий у фирмы было шесть больших магазинов в Москве. Продукция экспортировалась во многие европейские страны. Фабрика была «Поставщиком двора Его Императорского Величества», получала золотые медали на выставках в Париже и Лондоне. Николаю Григорьевичу помогали сыновья, которые получили прекрасное образование, окончив коммерческое училище.

        Григорьев был известным меценатом, строил храмы, помогал своим землякам. Но при новой власти он стал кровососом и угнетателем трудового народа. Большевики национализировали фабрику Григорьева. Сыновья были арестованы, от горя умерла жена, сам он в 75 лет был сослан в Углич. Сельчане, которым Григорьев помогал всю жизнь, пытались помочь Николаю Григорьевичу, но местные власти запретили это делать под страхом ареста и обвинения в сочувствии врагам революции. И хотя крестьяне тайком подкармливали старика, он умер от истощения по дороге в сельский храм, который был построен на его средства. Вот такая печальная судьба.

         Не менее интересен дом под номером 17 на той же Пятницкой улице. Это доходный дом Громова. Никита Николаевич Громов был владельцем многочисленных гастрономических и винно-водочных магазинов в Москве, а проект дома разработан в 1903 году малоизвестным архитектором Семеном Федосеевичем Суворовым. Этот дом – единственная значимая постройка архитектора, и следует отметить – весьма удачная. Фасад здания на уровне верхних трех этажей декорирован сочетанием гладко оштукатуренных поверхностей фриза и обрамлений оконных проемов и облицовки из керамической плитки кремового оттенка. Такой декор подчеркивает вертикальное членение постройки. Фасад украшен также лепниной с цветочными мотивами. Плавные линии карниза на кронштейнах и боковые аттики с овальными окнами завершают общий модерновый вид фасада.

          На первом этаже здания устроили проездную арку, парадный вход и помещения под магазины. Остальные этажи были предназначены для размещения доходных квартир. После 1917 года в доме на Пятницкой, 17 устроили коммуналки. Сейчас их расселили, но статус жилого дома сохранился до сих пор, а на первом этаже, как и в начале 20 века, расположены магазины. К сожалению, главный фасад за прошедшие годы понес невосполнимые утраты: утрачена часть лепнины (если присмотреться внимательно, то можно заметить, левое крайнее окно на втором этаже украшено цветочным орнаментом, а симметричное ему правое – нет), утрачены балконы – вместо них окна оформлены восстановленными кованными решетками, такими, какими они были на балконах.

    

   

           А теперь переместимся ближе к центру города. Наш первый адрес – Баррикадная улица, 19, строение 1. Здесь мы можем увидеть остатки доходного дома 1901 года постройки. Зажатое между кинотеатром «Баррикады» и стеклянным офисом группы компаний «ПИК» здание также принадлежит этой строительной организации. Одновременно с постройкой нового офиса «ПИК» доходный дом был полностью перестроен. От него остался только фасад в неоклассическом стиле.

        Не могу не сказать несколько слов о кинотеатре «Баррикады». В 1907 году жена запасного унтер-офицера С. М. Шустрова обратилась с прошением к градоначальнику о разрешении электрифицировать ее синематограф в доме Киреевой на Кудринской улице. Так что вероятнее всего соседний доходный дом также принадлежал госпоже Киреевой. Увы, но официальных сведений о владельце и архитекторе этого дома мне отыскать не удалось. Разрешение на функционирование электротеатра было дано. Так в Москве появился электротеатр «Гранд-плезир» на 110 мест. В 1930-ых годах кинотеатр был перестроен внутри и снаружи в стиле советского архитектурного авангарда и получил новое название – кинотеатр «Баррикады». В советское время это был детский кинотеатр: здесь регулярно показывали мультики, проходили фестивали детского кино и располагался легендарный музей анимационных кукол. В 1990-ых кинотеатр снова перестроили, фасады его изменились до неузнаваемости.

          Старая фотография бывшего доходного дома и кинотеатра плохого качества, но все-таки взгляните, как они выглядели в 1970-ых годах и сравните с тем, как это место выглядит сейчас.

   

     Следующий адрес – Вспольный переулок, 17. Доходный дом некоей Н. М. Поповой построен в 1911 году по проекту Никиты Герасимовича Лазарева, о котором я рассказывала раньше. Здесь же хочу привести лишь ссылку на рассказ об одной из самых значимых построек Лазарева – гостинице Александра Кузьмича Ечкина на Арбате http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-1/.

       Фасад доходного дома во Вспольном переулке имеет скромный декор: два трапециевидных эркера на уровне второго-третьего этажей заканчиваются небольшими балконами. Они задают вертикаль фасада. Лепнина, украшающая фасад, характерна для классицизма: венки, гирлянды, сценки из античной мифологии.

 

    

   

       Дом до сих пор жилой.

      А теперь из Вспольного переулка перейдем на Садово-Кудринскую улицу. На углу со Спиридоновкой расположен доходный дом П. А. Скопника, построенный в 1906—1908 годах по проекту Густава Гельриха.

        О Петре Александровиче Скопнике известно немного. Кроме того, что он был владельцем доходного дома, Скопник еще был ктитором, т.е. жертвователем значительных средств на ремонт, храма Спиридона Тримифунтского, располагавшегося на Спиридоновке и разрушенного в 1930-ых годах. По образованию и роду деятельности Петр Александрович был инженером. В 1916 году участок с домом покупает разбогатевший крестьянин Ярославской губернии Геннадий Алексеевич Бурнаев-Курочкин. Отец Геннадия Алексеевича, Алексей Иванович сколотил свой первый капитал в кузнице родного села. Потом он приобрел в Ярославле ломбард, а в 1887 году он купил свой первый небольшой химический завод в Романово-Борисоглебске, на котором производилась серная кислота, железный сурик и другие краски. Потом он покупает еще один убыточный химический завод — «Волжский химический завод В.А. Философова и Ко», оснащает его современным оборудованием, нанимает квалифицированных специалистов. Дела пошли в гору, особенно перед первой мировой войной и в годы войны, т.к. производимая на заводе серная кислота была востребована при производстве различных боеприпасов. Так что говорить о Бурнаевых-Курочкиных как о разбогатевших крестьянах не совсем верно. Это были успешные российские предприниматели.     В 1913 году умер Алексей Иванович, а в 1915 году его старший сын Николай. Таким образом Геннадий Алексеевич становится единоличным владельцем химического производства и другой собственности семьи. После 1917 года вся собственность была национализирована. Геннадий Алексеевич работал на разных химических производствах в новой России. Кстати, Волжский завод успешно работал до 1990-ых годов и прекратил производство только в период общей разрухи экономики того времени.

  Об архитекторе Густаве Гельрихе я рассказывала уже неоднократно http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-2/, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-5/, http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-7/. Здесь скажу только, что этот архитектор немецкого происхождения успешно трудился в строительной компании фон Рекка и строил замечательные доходные дома в стиле модерн. С началом первой мировой войны следы архитектора теряются, вероятнее всего он вернулся в Германию.

      Шестиэтажный доходный дом Скопника построен в стиле позднего модерна: волнообразная благодаря неглубоким эркерам пластика фасада подчеркнута глубоким карнизом, характерная для модерна цветочная лепнина, сочетание оштукатуренных и выложенных плиткой кабанчик поверхностей, купольная беседка с колоннами ионического ордера над углом здания, фигуры атлантов, поддерживающих угловой эркер, разнообразные оконные рамы сложной формы, изящные кованные элементы декора.

 

 

   

   

           В настоящее время здание занимают Астрономо-геодезическое общество РАН.

        Садово-Кудринская, 8 – доходный дом Ивана Семеновича Агафонова. Иван Семенович являлся личным почетным гражданином и купцом первой гильдии. Он торговал мануфактурным товаром, имел фабрику в Сыромятниках в Костомаровском переулке, там же находился и его собственный дом. В 1896 году Агафонов создал Торговый дом «И. С. Агафонов и сын», который позднее был преобразован в «Товарищество Борисовской мануфактуры». К этому времени Иван Семенович торговал еще шелковыми и шерстяными платками, изготовленными на его фабрике, и готовым платьем.

         Доходный дом на Садово-Кудринской построен то ли в 1911, то ли в 1913 году. Разнятся сведения и об авторе проекта: либо это был проект архитектора Л. Гравского, либо – архитектора Н. В. Андреева. Видимо, архитекторы были малоизвестными, никаких сведений о них среди данных о московских архитекторах я не нашла.

     Дом полностью облицован керамической плиткой песочного цвета. Он выстроен в традиционных чертах модерна: витражное окно над входом завершается окном в виде замочной скважины с типичным для модерна переплетом. Козырек над входной дверью дублируется козырьком над окном-витражом. Несколько лет назад фасад отремонтирован: восстановлены кованные детали декора фасада, очищена плитка, поправлена осыпающаяся штукатурка, удачно заменены окна. А вот эркер, который раньше был в центре фасада разобран. На третьем этаже получился фальш-балкон, а на четвертом и пятом этажах оставлены балконные площадки. Что с ними планируют делать дальше – неизвестно.

 

   

      Дом на Малой Никитской, 29 я всегда считала постройкой конца 20 века. Простой оштукатуренный фасад без каких-либо украшений, если не считать стилизованных под античность статуй, установленных в нишах дома. Оказывается, дом построен в 1906 году по проекту Ольгерда Густавовича Пиотровича, автора порядка тридцати доходных домов в Москве. Присмотревшись к дому повнимательней, я обнаружила и элементы модерна в его декоре – типичные женские маскароны на гранитном обрамлении ниш со скульптурами.

   

 

       В 2000-ых годах здание реконструировали, появилась мансарда с безобразными окнами на главном фасаде. Теперь в нем располагается бизнес-центр «Малая Никитская 29».

        А вот так дом выглядел в 1988 году.

     А теперь перейдем в Трубниковский переулок. Мы уже здесь гуляли однажды http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-6/. Теперь познакомимся с еще двумя доходными домами в этом переулке.

      Дом № 19 сразу привлекает внимание своей монументальностью. Мощное оштукатуренное здание было построено в 1912 году для главного управления уделов. Главное управление уделов ведало имуществом царской семьи, в том числе и винными запасами двора. Первоначально в доме были оборудованы огромные подвалы для хранения марочных вин из крымских и кавказских виноградников, где князь Лев Сергеевич Голицын развернул производство виноградных вин.

      Этот доходный дом построен по проекту Павла Петровича Малиновского. Родился будущий архитектор в Нижнем Новгороде в многодетной семье отставного солдата. Учился в Нижегородском реальном училище, одновременно подрабатывал, помогая семье — давал уроки, копировал чертежи.  Окончил Петербургский институт гражданских инженеров с золотой медалью и был командирован на государственную службу архитектором в Петербуржский порт. Но по политическим мотивам (в студенческие годы Малиновский увлекся марксизмом) работа в порту не задалась – молодого специалиста сослали в город Кологрив Костромской губернии. После ссылки работал в Нижнем Новгороде, а с 1908 года – в Москве. Сначала работал помощником архитектора Максима Карловича Геппенера, участвовал в строительстве сооружений московского трамвая. В 1917-1919 годах возглавлял комиссию Моссовета по охране памятников искусства и старины, работал гражданским комиссаром Кремля, исполнял обязанности наркома государственных имуществ Республики.

 

       Строгая неоклассическая композиция дома с полукруглыми эркерами объединена на уровне четвертого этажа декоративным фризом и протяженным легким балконом, характерным для доходных домов модерна. Удивительно, что на фасаде сохранились двуглавые орлы. Хотя возможно их восстановили при реставрации в 2000-ых годах – я, к сожалению, не нашла фотографий дома советского периода.

   

     С 1920-ых годов в доме разместились жилтоварищество и наркомат по делам национальностей, в доме жил тогдашний нарком Сталин и семья его тестя Аллилуева. Позднее здание занимали различные советские ведомства, а сейчас в нем располагается Федеральное агентство по делам национальностей.

       От бывшего доходного дома некоего С. П. Скугаревского, построенного в 1914 году (Трубниковский переулок, 13, строение 1) по проекту архитектора Н. В. Андреева остался только фасад, да и тот изрядно переделан. Дом был полностью снесен в конце 1990-ых годов и построен заново. Тогда же была увеличена на два этажа его этажность, заложена проездная арка во двор, исчез карниз и центральный аттик, зато появились балконы с кованными оградами. Получилась стилизация на тему бывшего доходного дома. Предлагаю сравнить то, что получилось с тем, что было раньше.

 

         Боюсь, что такая же судьба ждет и доходный дом по Большому Левшинскому переулку, 19. Об этом доме не сохранилось практически никаких сведений, ни имени владельца, ни имени архитектора, только известен год постройки – 1904. Естественно этот дом не имеет никакого охранного статуса. Сейчас он пустует, в отдельных окнах видны грязные шторы и посуда – видно там обитают бомжи или гастарбайтеры-нелегалы. Лепные украшения окон и штукатурка во многих местах осыпались. Осталась только двухцветная облицовка керамической плиткой. Посмотрим, что с ним будет дальше.

   

        А теперь перейдем на Пречистенку. Сведения о владении на углу Кропоткинского (до 1921 года – Штатного) переулка и Пречистенки можно проследить с конца 18 века. Это была типичная городская усадьба, которая меняла владельцев и свой внешний вид. В 1897 году усадьба переходит во владение князя Евгения Николаевича Волконского. При нем владение приобретает доходную функцию. Одноэтажный деревянный на каменном фундаменте главный жилой дом усадьбы был значительно перестроен с изменением объёма и уличного фасада. Остальная деревянная застройка была снесена. На её месте был выстроен трёхэтажный кирпичный доходный дом. В глубине двора построили каменные конюшню, сараи и ледник. Проект новой постройки и реконструкции бывшего главного дома усадьбы выполнил архитектор Василий Александрович Бадер. Бадер окончил Московское межевое училище, имел частную практику в Москве.

      Бадер оформил главные фасады зданий в эклектичном стиле с элементами неоклассицизма. Декор особняка был более нарядным по сравнению с декором доходного дома. И это не удивительно – особняк предназначался для семьи домовладельца. В начале 20 века владение поменяло нескольких хозяев. Среди них были зубной врач Петр Иванович Таубкин, почетная гражданка Анна Петровна Ребрикова, доктор Александр Иосифович Орлеанский.

       После 1917 года все строения владения были национализированы. В доходном доме разместились коммуналки, а в особняке – детская библиотека имени Н. К. Крупской.

        В 2000-ых годах после расселения коммуналок и реорганизации библиотеки подошло время для реставрации доходного дома и особняка. Доходный дом перестроили внутри, надстроили еще одним этажом, но в целом фасады здания сохранили свой первоначальный декор. А особняку повезло меньше. В 2017 году был представлен проект, который предполагал «замену деревянных конструкций стен на аналогичные, за исключением частей, подвергающихся значительным воздействиям атмосферной влаги и нагрузок». Т.е. дом воссоздавался частью в дереве, частью — в новых материалах, вероятнее всего, в бетоне. Но летом 2019 года он сгорел, превратившись в головешки.  Сейчас место особняка затянуто строительной сеткой, еще один московский деревянный особняк утрачен.

    

         И снова для сравнения – старое фото этого места.

         Я уже писала о том, что представление о доходных домах, только как о жилых домах с квартирами для сдачи внаем, ошибочно. На самом деле, из самого названия следует, что доходные дома строились для того, чтобы приносить доход, а каким образом – вопрос второй. Помещения в таких домах сдавались в аренду под магазины, склады, мастерские, конторы, врачебные кабинеты и, конечно, под жилье. В некоторых доходных домах помещения под магазины и прочее планировались на этапе строительства, обычно для них отводился первый этаж. А иногда доходные дома полностью предполагалось сдавать под конторы и планировалось это еще до начала строительства.

        В Кропоткинском переулке мне на глаза попалась на глаза вот такая табличка.

       Оказывается, лофты для проведения вечеринок – это не изобретение последних лет. Были аналогичные заведения еще в 19 — начале 20 века.

        Что касается самого дома, то о его владельцах и архитекторах ничего не известно. Можно только сделать предположение, что он неоднократно перестраивался, последний раз – в начале 20 века, когда и появился на фасаде модерновый эркер.

      Сейчас здание в Кропоткинском переулке, 6, строение1 занимает Государственный океанографический институт им. Н. Н. Зубова. Это ведущий институт Росгидромета по организации и методическому руководству гидрометеорологическими и гидрохимическими наблюдениями на акваториях и побережьях морей России и обеспечению соответствующей информацией государственных органов и хозяйствующих субъектов.

10.07.2021

 

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *