МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-11

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА. Часть 11

        Если не просто гуляешь по столичным улицам, а внимательно рассматриваешь дома по пути, то постепенно начинаешь различать и архитектурные стили, и время постройки, и предположительное предназначение зданий. Но иногда внешний вид построек может вводить в заблуждение и понимаешь это только тогда, когда знакомишься с историей того или иного дома. Вот, например, дом на углу Поварской и Мерзляковского переулка. Что можно сказать, глядя на это здание? Типичный доходный дом, построенный на рубеже 19-20 веков со скромным декором в классическом стиле. Можно сделать предположение, что сначала дом был трехэтажным, а четвертый этаж достроили несколько позднее. Но мы будем правы лишь отчасти. Весь угол Поварской и Мерзляковского переулка занимает многосекционный жилой комплекс «Театральный дом». Строительство комплекса проходило в период с 2014 по 2017 годы. Здания, находившиеся на этом месте, были снесены, а вместо старых домов возведены современные монолитно-кирпичные секции. Но некоторым старым домам немного повезло: от них сохранили фасады, к которым пристроили новые дома.

         Фасад, выходящий на Поварскую, принадлежал доходному дому, возведенному в 1893 году по проекту архитектора Николая Дмитриевича Струкова. Струков родился в семье художника-реставратора, основателя иконописной школы в Троице-Сергиевой Лавре Дмитрия Михайловича Струкова. В 1874 году Николай Дмитриевич поступил в МУЖВЗ, которое окончил в 1882 году с Малой золотой медалью и званием неклассного художника архитектуры. Работал в основном в Москве. По его проектам построены десятки доходных домов, несколько храмов, перестроены некоторые усадьбы, возведены общественные здания.

       Сохранили и фасады доходных домов, которые выходят в Хлебный и Мерзляковский переулки. Например, как фасад доходного дома, построенного в 1873 году по проекту Виктора Александровича Гартмана.

 

        Раз уж мы упомянули имя архитектора Струкова, то стоит познакомиться еще с одним из доходных домов, построенных по его проекту. Это доходный дом Дмитрия Ивановича и Елены Николаевны Тихомировых по Большой Молчановке, 18.

          Имена Дмитрия Ивановича и Елены Николаевны не слишком известны, хотя они внесли значительный вклад в просвещение и распространение грамотности в рабочей среде во второй половине 19 века. Выходец из семьи сельского священника, Дмитрий Иванович обучался в духовном училище, а затем в военной школе. Как лучшего ученика Дмитрия Тихомирова отправили сначала учиться в только что учреждённые учительские курсы в Санкт-Петербурге, а через два года — в Московскую учительскую семинарию военного ведомства. Тихомиров был в числе выпускников первого выпуска этого учебного заведения. Он получил денежную награду как первый ученик и был оставлен преподавателем «образцовой школы» при семинарии, где проработал около десяти лет.

         Вместе с товарищами Тихомиров открыл первую в России вечернюю воскресную школу для взрослых рабочих на шерстоткацкой фабрике Федора Степановича Михайлова в Москве. Дмитрий Иванович давал уроки по русскому языку в военной и во второй классической гимназиях, руководил педагогическими курсами по русскому языку для учительниц городских училищ. Здесь он познакомился с Еленой Николаевной Немчиновой, которая позднее стала его женой, верной спутницей и сподвижницей на ниве просвещения.

       Дмитрий Иванович руководил многочисленными учительскими курсами и просветительскими организациями, вместе с женой организовал «Учебный магазин начальных школ», в котором были изданы около тысячи наименований книг общим тиражом более 15 миллионов экземпляров. В соавторстве с женой Тихомиров издал «Букварь для народных школ», который до 1915 года был переиздан 161 раз. Из своих средств, полученных за издание книг, Тихомиров выделил 55 тысяч рублей на строительство школы и больницы в Костромском селе Рождествено, где он родился.

          В 1904 году Тихомиров приобрел участок на Большой Молчановке и заказал архитектору Струкову проект доходного дома. Николай Дмитриевич спроектировал добротный четырехэтажный дом в стиле модерн. Вертикальное членение фасада определяют балконы и эркеры разной формы, а горизонталь подчеркнута фризом из керамической плитки под карнизом крыши. Среди других элементов декора следует отметить перекликающиеся друг с другом расположенные по фасаду вставки из синей керамической плитки, подоконные филенки и рельефы по углам окон.

 

           Сейчас дом остается жилым. Один из этажей занимает диагностическая клиника.

     Вообще тема доходных домов района Арбата и Поварской слободы, наверное, неисчерпаема. Кажется, что проходишь по этим улочкам-переулкам уже в сотый раз и вдруг видишь дом, который не замечал раньше. Хотя бы на той же Большой Молчановке есть еще один доходный дом, о котором я еще не рассказывала. Это дом № 32. Небольшой двухэтажный на высоком цокольном этаже дом был построен в 1912 году по проекту Степана Давидовича Езерского. Езерский один из немногих московских архитекторов, который не учился в МУЖВЗ. Он получил образование в Александровском военном училище и Николаевском инженерном училище, по окончании которого получил свидетельство на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части. По проектам Езерского в Москве построено несколько доходных домов, в том числе и дом в неоклассическом стиле со скругленными углами на Большой Молчановке. Все доступные мне источники указывают, что владельцами дома были Ф. И. и И. О. Щёголевы и А. Ф. Кашкарова. Кем были эти люди выяснить не удалось.

        Судя по фасаду в доме было две отдельные квартиры с отдельными входами, украшенными небольшими колоннами дорического ордера. Над входами располагаются полуциркульные окна в неглубоких нишах, над которыми размещены миниатюрные треугольные фронтоны. По фасаду также располагаются лепные элементы в виде классических гирлянд и венков.

            Сейчас здание занимает один из филиалов медицинского центра «ОН КЛИНИК».

       А теперь снова вернемся в Мерзляковский переулок – в нем есть и доходные дома, построенные в стиле модерн, которые сохранились почти полностью. Хотя и тут не обошлось без переделок.

        Мерзляковский переулок, 18. Доходный дом с элементами стиля модерн построен в конце 19 века вдовой статского советника Марией Павловной Дюгамель, которая была дружна с отцом Иоанном Кронштадтским. Приезжая в первопрестольную отец Иоанн всегда останавливался в доме Марии Павловны.

           Доходный дом Дюгамель был построен в 1902 году по проекту архитектора Константина Алексеевича Михайлова. Михайлов окончил МУЖВЗ, получил свидетельство от Министерства внутренних дел на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части.

          Мария Павловна Дюгамель имела в этом доме квартиру, другие квартиры сдавались в наем. В период с 1896 по 1910 годы в доме размещалось Общедоступное музыкальное училище пианистки и педагога Валентины Юрьевны Зограф-Плаксиной.

         Здание реконструировано в 1993—1994 годах по проекту заслуженного архитектора, президента Московской палаты архитекторов, профессора МАРХИ Павла Юрьевича Андреева. Были заменены перекрытия и коммуникации, а фасаду придан исторический облик. По словам одного из гидов фасаду вернули исторические окна, включая окно четвертого этажа над ластичным пролетом, и фриз из керамической плитки над четвертым этажом.

   

      По поводу фриза некоторые источники не так однозначны, указывая на то, что это современная стилизация модерна. К сожалению, мне не удалось найти дореволюционные фотографии этого дома. А на фотографии 1980-ых годов видны другие окна и отсутствие фриза.

        Соседний дом по Мерзляковскому переулку (№20) построен в 1902 году по проекту архитектора Анатолия Александровича Остроградского. Владельцем дома был Федор Александрович Александров. Доктор Александров к концу 19 века занимал пост приват-доцента акушерской клиники Императорского московского университета, профессора кафедры гинекологии Высших женских курсов.

        Проект дома разработал Анатолий Александрович Остроградский, причем владельцу было предложено два варианта оформления фасада. Изначально дом был трехэтажным. На первом этаже располагалась квартиры для сдачи в наем, на третьем – квартира доктора Александрова, а на втором – медицинские кабинеты для приема пациентов. В доме было два входа: левый вел в квартиру владельца, правый – в съемные квартиры.

 

        В 1960-ых годах здание перестроили, удалив с фасада практически все декоративные элементы: снесли фигурные аттики крыши, сложной конструкции рамы поменяли на типовые, закрасили майоликовые панно, чугунные решетки балконов заменили бетонными панелями.

      В начале 2000-ых здание снова перестроили: был добавлен четвёртый этаж и   восстановлен декор фасадов, причем были использованы декоративные элементы из обоих проектов Остроградского. Во время реконструкции удалось очистить от краски и раскрыть керамические панно. А панно эти уникальные. Эскиз композиции под названием «Бессмертники» выполнил Врубель, а сами панно из глазурованной керамической плитки созданы в мастерской Саввы Мамонтова в Абрамцево.

 

 

        Достроенный четвертый этаж оформлен в стилистике основного фасада, а аттики с кованными решетками переместились на крышу этого достроенного этажа.

         А теперь свернем в Скатертный переулок. Дом №5а – еще один дом Василия Степановича Баскакова, который вместе со своим братом Иваном был крупным московским домовладельцем. О других доходных домах Баскаковых я уже рассказывала раньше http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-2/

http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-6/

            Дом в стиле неоклассицизм построен в 1910 году по проекту Ольгерда Густавовича Пиотровича, который спроектировал и другие доходные дома Баскаковых. Фасад украшает лепнина, характерная для зданий в классическом стиле. Изначально дом был четырехэтажным, в 1990-ых года были достроены еще два этажа без стилистической привязки к историческому фасаду.

 

   

   

        Соседний дом №3 по Скатертному переулку построен в 1915 году в неоклассическом стиле по проекту Якова Исааковича Рабиновича. Сведений об этом архитекторе практически нет никаких, даже годы его жизни точно не известны. Единственное, что мне удалось отыскать о нем – это то, что он окончил Петербургский институт гражданских инженеров, по его проектам в Москве построили три доходных дома, включая дом в Скатертном переулке.

 

       Декор фасада наполнен элементами, характерными для классицизма. Изначально пятиэтажный, позднее дом был достроен еще одним этажом.

 

          Хлебный переулок, 19. Доходный дом построен в 1914 году, автор проекта – Пиотрович, владелец — один из братьев Баскаковых, Иван Степанович. Он приобрел участок в 1912 году у прежних владельцев – наследников купца Владимира Михайловича Сыромятникова.

 

   

         Большой шестиэтажный дом построен в стиле неоклассицизма. Он был оборудован по последнему слову тогдашней техники всеми доступными удобствами, включая лифт. Квартиры здесь были дороги, и жила в доме состоятельная публика. После национализации дома в 1918 году элитность жилья сохранилась: советское правительство селило в доме дипломатов и иностранных специалистов. В 1980-ых годах в доме было обустроено общежитие гостиничного типа Минтяжмаша, тогда же была проведена реконструкция с заменой коммуникаций и надстройкой седьмого этажа. В 1993 году концерн «Тяжэнергомаш» получил разрешение Префектуры ЦАО на пристройку к существующему объёму двух корпусов. Один пристроен со двора, а второй — слева от исторического здания, причем фасад стилизован под неоклассицизм.

 

            До недавнего время дом был административно-офисным зданием, которое было занято различными организациями-арендаторами. В настоящее время он приспособлен под жилой комплекс «Дом на Хлебном».

          Удивительной красоты небольшой доходный дом находится по адресу Хлебный переулок, 26. Имя заказчика история не сохранила. Построен дом, вернее два нижних этажа в 1904 году по проекту Константина Федоровича Бурова. Буров работал архитектором Московского совета детских приютов, в 1900-ых годах сотрудничал со Львом Кекушевым.

 

          В 1947 году дом был достроен еще двумя этажами. Он предназначался для высших чинов советской армии и в народе получил название «маршальский дом». Среди прочих жильцов квартиру здесь получил маршал Василий Данилович Соколовский. Самое удивительное в надстройке дома является то, что все четыре этажа выдержаны в стиле модерн. Надстройкой дома руководил сын Константина Федоровича, известный советский архитектор Андрей Константинович Буров. Именно он настоял на том, чтобы фасад был выдержан в едином стиле.

   

        В оформлении фасада просматривается своеобразная тройственность: три варианта фактурной обработки фасадов (штукатурка, рустовка и кирпичная кладка) и три цвета (серо-бежевый для большей части стен, рыже-коричневатый для кирпичной кладки и серо-голубоватый для лепных элементов). Лепнина характерна для модерна: девы-лорелеи над окнами первого этажа, львиные маскароны эркерных консолей над входом, причем это не львы, а львицы, разнообразные цветочные композиции: лилии, полевые колокольчики, листья и плоды каштана. Последние два этажа украшают маленькие балконы с ажурными решетками. Этот художественный элемент также присущ именно стилю модерн.

   

   

          В 1990-ых годах здание было достроено дополнительным мансардным этажом. Дом до сих пор числится жилым, в нем всего четыре квартиры площадью 200 квадратных метров.

          Следующий дом, о котором мы поговорим сегодня, выглядит совсем иначе. Но он является не менее прекрасным образцом модерна. Речь идет о доме на углу Мерзляковского переулка и Большой Никитской, известном среди москвичей как доходный дом Элькинда.

        Давид Даниилович Элькинд, выпускник Петербургского университета, был сыном петербургского купца первой гильдии Даниила Исааковича Элькинда, который занимался казенными подрядами на строительство.

       В 1901 году Давид Элькинд купил в Москве участок между Большой Никитской. Столовым и Мерзляковским переулками, снес ветхую застройку этого места и построил по проекту московского архитектора Николая Дмитриевича Струкова четыре однотипных четырехэтажных доходных дома. В домах было устроено центральное отопление, были туалеты и ванные комнаты. Печи предусматривались только на кухнях, кухни имели выход на черную лестницу. На большей части этажей, были размещены по две квартиры с пятью жилыми комнатами и одна с шестью или семью комнатами.

        В 1913 году Давид Данилович скончался, а доходные дома выкупил у наследников Петербургский филиал страхового общества «Россия». Именно тогда фасад дома, выходящий на Большую Никитскую, получил свой не совсем характерный для Москвы вид. Здание стало напоминать великолепный образец петербургского модерна. И это произошло не случайно — реконструкция была выполнена по проекту петербургского зодчего и академика архитектуры Владимира Петровича Цейдлера.

        Здание надстроили огромным полым стеклянным куполом. Над карнизом, по центральной оси дома, появился фигурный аттик с богатой лепниной и коваными элементами, а на фасадах — трехгранные и полукруглые эркеры, два из которых венчали граненые купола с круглыми оконными слуховыми окошками и декоративными шпилями, и балконы с коваными ажурными ограждениями.

            Со временем стеклянный купол обрушился и его пришлось снести.

         В начале 2010-ых годов по инвестиционному проекту был восстановлен в прежнем виде стеклянный купол. Только теперь купол не полый, как было раньше: внутреннее пространство разделили на два этажа, в которых разместились офисные помещения. Кроме этого, инвестор получил право устроить мансарду с жилыми помещениями.

   

      А вот фасады здания так и не дождались реставрации. Состояние их удручающее, с осыпающейся штукатуркой и разрушающейся лепниной.

   

     А теперь пересечем площадь Никитских Ворот, свернем на Тверской бульвар и познакомимся с тремя доходными домами по нечетной стороне бульвара. Первый дом на нашем пути находится на месте слияния Тверского бульвара и Малой Бронной улицы. Построен он в конце 19 века по проекту Николая Дмитриевича Струкова при участии гражданского инженера Николая Григорьевича Фалеева и архитектора Василия Петровича Загорского. С 18 века участок, на котором сейчас стоит этот бывший доходный дом, принадлежал князьям Голицыным. Во 2-ой половине 19 века усадьбой владела княгиня Мария Дмитриевна Ухтомская, а в 1880-ых участок с сохранившимися усадебными постройками покупает некто М. С. Романов.  Чем занимался этот господин неизвестно, да и как его звали – тоже. В справочнике «Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи» числится только один Романов с инициалами М. С. — Митрофан Самсонович. Но, естественно, никакой уверенности в том, что именно он стал владельцем участка, у меня нет.

 

         В 1880-ых годах трёхэтажные флигели голицынской усадьбы были соединены между собой и надстроены, образовав вытянувшееся вдоль Тверского бульвара четырёхэтажное здание. Здание было достроено и вдоль Малой Бронной. Получился большой эффектный дом со скругленными углами, заканчивающимися круглыми куполами на крыше. Фасады богато украшены лепными элементами в классическом стиле. Здесь и цветочные гирлянды, и листья аканта, и маскароны сатиров, и коринфские пилястры…

   

   

   

   

        Несмотря на престижное местоположение и пышное оформление фасадов, внутри располагались дешевые меблированные комнаты и Общество для пособия нуждающимся студентам Московского Императорского университета. Снимали это жилье в основном студенты – университета, МУЖВЗ, консерватории.  В 1893 году Романов покупает соседнее владение и пристраивает к доходному дому со стороны Малой Бронной зал для репетиций и концертов. Постепенно Романовская зала превращается в театр, который сейчас известен, как театр на Малой Бронной.

          Сейчас дом значится как жилой. Кроме того, помещения в нем занимают Институт проблем естественных монополий и Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления. На первом этаже, как и в момент строительства, располагаются магазины и рестораны.

        Соседний дом по Тверскому бульвару (№9) имеет совсем другой вид. Это большой пятиэтажный дом на полуподвале с фасадом по бульвару в виде буквы «П». В боковых крыльях распложены входы в подъезды, в центральной части — арка, ведущая во внутренний двор. Декоративных элементов на фасаде немного, но взгляд сразу привлекают идущие по всей длине фасада изящные балконы с кованными легкими решетками. Позднее такие сплошные длинные балконы станут «визитной карточкой» конструктивизма, а доходному дому на Тверском бульваре, несмотря на внушительные габариты, они придают удивительную легкость.

       Дом на Тверском бульваре построен в 1906 году по проекту архитектора Ивана Гавриловича Кондратенко, по проектам которого в Москве возведено более сорока доходных домов и особняков. Одним из постоянных заказчиков у Кондратенко был крупный московский домовладелец Иван Михайлович Коровин. Именно Коровин был заказчиком строительства и доходного дома на Тверском бульваре. Кроме этого дома Кондратенко построил для Ивана Михайловича и членов его семьи несколько доходных домов и особняк в Малом Власьевском переулке.

       После национализации в 1918 году бывшее доходное владение Коровина было превращено в дом с обычными коммуналками. В настоящее время, после реставрации и расселения, здание считается элитным жилым домом.

          Следующий адрес – Тверской бульвар, 17, строение 1. Именно строение 1 представляет собой бывший доходный дом. За ним располагается еще несколько корпусов с адресом Тверской бульвар, 17. Это остатки усадьбы, которая появилась на этом месте в 1728 году. Владельцы усадьбы менялись достаточно часто. В первой половине 19 века у князей Волконских усадьбу купил майор Казимир Иванович Осташевский, который устроил на ее территории общедоступный сад с клумбами, прудом, беседками и увеселительными домиками.

        И снова владельцы усадьбы сменяют друг друга, пока в конце 1870-ых ее не купил банкир, основатель банкирского дома, коммерции советник, еврейский общественный деятель Лазарь Соломонович Поляков. О том, что произошло с усадьбой при Полякове я писала вот здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-5/ .

         Поляков пригласил архитектора Семена Семеновича Эйбушитца для строительства на участке доходного дома. Дом возведен в 1880 году вдоль красной линии бульвара в любимом архитектором эклектичном стиле с преобладанием элементов классицизма. Изначально дом был трехэтажным, но вскоре его надстроили четвертым этажом. В 1930-ые годы дом еще раз надстроили, на этот раз до восьми этажей. Надо отдать должное тем, кто принимал решение о достройке здания: стилистика фасада достроенных этажей соответствует оформлению фасадов, построенных по проекту Эйбушитца.

   

   

   

          При Полякове квартиры в доме сдавали в наем, а после национализации и доходный дом, и все другие постройки усадьбы были превращены в коммуналки. Сейчас после расселения и реконструкции в доме располагаются элитные квартиры.

          Параллельно Тверскому бульвару идет Большая Бронная улица, а на пересечении Большой Бронной и Сытинского переулка расположен дом 27/4. Построен он в 1902 году по проекту Леонида Александровича Херсонского. О жизни архитектора почти ничего неизвестно: окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, имел частную практику в Москве, работал старшим помощником архитектора при городской управе. По его проектам построено порядка десяти зданий в городе.

         В справочниках дом значится как здание бывшего полицейского участка. Мне не удалось выяснить, использовался ли дом, о котором идет речь, как жилой или он сразу предназначался для полицейского участка и построен по заказу городской управы, хотя декоративное оформление фасадов в стиле рационального модерна может свидетельствовать о предпочтении первой версии.

 

   

   

        В советское время здесь располагалось отделение милиции, а теперь — телестудия Главного управления внутренних дел Москвы и редакция телепрограммы «Петровка, 38».

        Закончим сегодняшнее знакомство с московскими доходными домами домом на Петровке, 3. Это доходный дом А. С. Хомякова. Порой даже от гидов можно услышать, что этот дом принадлежал поэту, художнику, публицисту, богослову, философу, основоположнику славянофильства Алексею Степановичу Хомякову. Но это не так. Обширный участок на углу Петровки и Кузнецкого моста действительно принадлежал славянофилу Хомякову, но он скончался в 1860 году. А доходный дом построен в 1900 году, когда участок с постройками перешел к его наследникам. Одним из них был внучатый племянник философа и его полный тезка Алексей Степанович Хомяков.

            Доходный дом на месте ветхих и частично сгоревших построек усадьбы был построен в стиле венского модерна по проекту Иллариона Александровича Иванова-Шица и его постоянного партнера по строительству многих московских объектов Максимилиана Карловича Геппенера.

       Изначально здание было четырехэтажным. Фасад богато украшен декоративными деталями древнегреческой тематики, в его отделке использованы различные материалы: камень, штукатурка, керамическая плитка. Главный акцент фасада – это композиция угловой части здания. Здесь размещен граненый эркер входа, увенчанным полуротондой во втором этаже, которая в свою очередь служит основанием балкона на третьем этаже.  В 1931 году дом был надстроен двумя этажами без сохранения стилистики фасадов, что исказило облик здания.

   

   

   

           В советское время в здании располагались различные министерства и ведомства, а сейчас большую часть здания занимает Государственная служба речного флота России, на первом этаже находится ресторан.

            А сам усадебный дом философа Хомякова сохранился и расположен рядом. Построен он в период с 1822 по 1824 годы предположительно по проекту Осипа Бове в стиле классицизм. Первоначально дом задумывался как доходный с лавками на первом этаже, а семья Хомякова жила в небольшом деревянном особняке, расположенном на их обширном участке. Позднее он стал использоваться для жилья семьи Хомяковых. После смерти Алексея Степановича наследники сдавали помещения дома под конторы и магазины и неоднократно перестраивали. Во время последней реставрации-реконструкции фасадам вернули облик начала 19 века по старым чертежам и рисункам. Сейчас его занимают репетиционные залы Большого театра.

09.01.2022

 

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН. ДОХОДНЫЕ ДОМА-11 — 2 комментария

  1. Спасибо за эту небольшую экскурсию. С интересом наблюдаю, как, со временем, популярность архитекторов Пиотровичей, троюродных братьев прадеда, «набирает обороты».
    Всем мирного неба над нашей планетой!
    4.10.2022 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *